учебное пособие. Основы философии. Содержание пояснительная записка 4 вместо предисловия 7 Тема Философия как форма мировоззрения и наука 10 Тема Возникновение древневосточной философии 26
Скачать 4.9 Mb.
|
Тема 3. Философия Античности Вы будете изучать:
Цели темы:
После изучения темы вы сможете:
Античной философией называют философию Древней Греции и Древнего Рима (VII в. до н.э. – VI в. н.э.). Культурные достижения древнегреческого и древнеримского общества по праву считаются основой европейской цивилизации. Античная философия явилась главным источником развития европейской общественной мысли – философской, правовой, экономической и т.д. По преданию у духовных истоков древнегреческой цивилизации стоят семь мудрецов, чьи идеи положили начало всей античной науке, философии, этике. Каждый из семи мудрецов знаменит своей особой фразой, афоризмом: Клеобул Линдский – «Мера важнее всего» Хилон Спартанский – «Познай самого себя» Периандр Коринфский – «Сдерживай гнев» Питтак Метиленский – «Ничего лишнего» Солон Афинский – «Наблюдай конец жизни» Биант Приенский – «Худших всегда больше» Фалес Милетский – «Ни за кого не ручайся» Семерым мудрецам приписывали и другие уроки жизненной мудрости: Не делай того, за что бранишь других. О мёртвых говори хорошо, или ничего. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Пусть язык не опережает мысли. Не спеши решать, спеши выполнять решённое. У друзей всё общее. Суди о словах по делам, а не о делах по словам. В развитии античной философии выделяют следующие этапы:
Досократические школы Древней Греции возникли в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. Особенности философии досократовского периода:
Наиболее известные философские школы и представители досократовского периода: Милетская школа. Существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила своё наименование от названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Философы милетской школы выступали с материалистических позиций. Занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными. Пытались объяснить законы природы (за что получили своё второе название – школа «физиков»). Искали первоначало – субстанцию, из которой возник окружающий мир. Представители: Фалес (примерно 640 – 560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих учёных и философов. Оставил большое научное и философское наследие. Основные взгляды:
Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.) – ученик Фалеса. Основные взгляды:
Анаксимен (546 – 526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра. Основные взгляды:
Школа Пифагора. Основные взгляды:
Школа атомистов. Материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего существующего считали микроскопические частицы – «атомы». Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» - противоположность «линии Платона» - идеалистическому направлению). Основные положения учения Демокрита:
Школа элеатов. Существовала в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известные философы данной школы: Парменид, Зенон Элейский Основные взгляды:
Гераклит Эфесский (около 550 до н.э. — около 480 до н.э.) – крупный древнегреческий философ-материалист. Основные взгляды:
Расцвет античной философии приходится на V – IV вв. до н.э. Он связан с именами величайших древнегреческих мыслителей – Сократа, Платона и Аристотеля. Центром философской мысли этого периода были Афины, поэтому классический период античной философии называют также афинским. Совокупность учений классиков вошла в историю под названием Афинской школы. Особенности классической философии:
Гражданин античного полиса активно участвовал в жизни своего маленького государства. Он регулярно посещал народные собрания, на которых обсуждались вопросы войны и мира, городского строительства, торговли и т.п., ежегодно участвовал в выборах государственных чиновников и сам в течение жизни неоднократно мог занимать те или иные должности. За отправление государственных должностей в античной Греции не полагалось никакой оплаты, поэтому занять их стремились немногие. Иногда граждане были вынуждены прибегать к жребию, чтобы назначить кого-то командовать армией, надзирать за рынками или общественными водопроводами. Античные греки много и с удовольствием судились, причем греческий суд не знал прокуроров и адвокатов, истец и ответчик сами должны были выступать перед судьями и присутствовавшей публикой. От умения внятно изложить суть дела и убедительно обосновать свои претензии часто зависел исход дела. Короче говоря, хорошему гражданину необходима была определенная образованность для выполнения своих гражданских обязанностей и осуществления своих гражданских прав. Вот поэтому-то в античной Греции существовало всеобщее образование и высоко ценились учителя, их называли софистами (от греческого слова “софия” - мудрость), что означало первоначально “мудрец” или “учитель мудрости”. Они учили детей грамоте, основам наук, воспитывали умение ясно и убедительно говорить, отстаивать в спорах свое мнение. Со временем, однако, софисты стали изобретать приемы, направленные на то, чтобы одурачить собеседника, представить противника в смешном или глупом виде, внушить недоверие к истине, а ложь, напротив, представить в белоснежных ризах истины. Такие недобросовестные приемы и уловки получили наименование “софизмы”, а слово “софист” приобрело тот негативный оттенок, который сохранился у него до сих пор. Вот примеры некоторых софизмов, сохранившихся в трудах древних авторов: “То, чего ты не терял, у тебя есть. Ты не терял рогов. Следовательно, ты рогат”. “Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Следовательно, сидящий стоит”. Со времен Античности до нас дошла следующая история. У знаменитого софиста Протагора был ученик по имени Эватл, обучавшийся праву. Учитель и ученик заключили договор, согласно которому Эватл должен был заплатить за обучение лишь после того, как выиграет свой первый процесс. Однако, закончив обучение, Эватл не спешил выступать в суде. Терпение учителя иссякло, и он подал на своего ученика в суд. “Эватл в любом случае вынужден будет заплатить мне, — рассуждал Протагор. — Он либо выиграет этот процесс, либо проиграет его. Если выиграет - заплатит в силу нашего с ним договора; если же проиграет - заплатит в силу приговора суда”. “Ничего подобного, - рассуждал, в свою очередь, Эватл. — Действительно, я либо выиграю процесс, либо проиграю его. Если выиграю - решение суда освободит меня от уплаты; если же проиграю - не буду платить в силу нашего договора”. Ученик, как видите, оказался достоин своего учителя! Озадаченный таким поворотом дела, Протагор посвятил этому спору с Эватлом особое сочинение “Тяжба о плате”, которое, к сожалению, до нас не дошло. А если вам публично начнут задавать, например, такие вопросы (договорившись предварительно, что вы будете отвечать только “да” или “нет”): “Перестал ли ты бить свою мать?”, “Перестал ли ты пить коньяк по утрам?” и т.п. Здесь можно впасть в легкий столбняк: скажи хоть “да”, хоть “нет” - все равно оказываешься в дурацком положении. Чувствуешь, что тебя слегка надувают, но в чем тут дело, сказать трудно. Софистика стала мешать общественной жизни греков, как, впрочем, она мешает нам и сейчас. Аристотель систематизировал известные к тому времени логические знания, добавив к ним немало нового, и написал несколько сочинений, в которых представил логику как средство защиты истины и разоблачения софистики и лжи. В этом качестве она служит людям вот уже более двух тысячелетий. Значительный вклад в разработку логики внесли средневековые схоласты и до сих пор сохраняется введенная ими латинская терминология. В середине XIX в. логика пережила свою научную революцию: возникла и стала бурно развиваться математическая (символическая) логика, применяющая для анализа рассуждений математические средства и методы. Именно она заложила теоретические основы последующей разработки языков программирования для компьютерной техники. Аристотелевская логика с тех пор стала называться традиционной. В России до 1917 г. логику преподавали в старших классах гимназии, и русские логики внесли значительный вклад в развитие этой науки. Однако вскоре после Октябрьской революции логика — по целому ряду причин - в России исчезает. Только в конце 40-х гг. она вновь возвращается сначала в юридические институты и университеты, затем в педагогические и другие вузы, а в последние годы логика вновь начинает проникать в школы. Представители софистов старшие софисты: (V в. до н.э.) – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий младшие софисты – Ликофрон, Алкидамант, Трассимах Особенности философии софистов:
Главной заслугой софистов является их критика окружающей действительности, а также просветительский характер их деятельности. Софисты не создали единого философского учения. Они учили не столько знанию, сколько умению убеждать, доказывать своё мнение. «Обо всякой вещи есть два прямо противоположных мнения», - учили софисты. Следовательно, из них можно выбирать такое, какое потребуется: критерий истинности находится в самом человеке. «Человек есть мера всех вещей», - утверждал Протагор (например, если человек верит в Бога, значит, Бог есть, если не верит, значит, Бога нет). Человек находился и в центре всех философских рассуждений и Сократа. Сократ (469-399 до н. э.). Сын ремесленника-каменотеса и повивальной бабки, он всю жизнь провел в Афинах. По-видимому, вначале он тоже занимался обработкой камня. Жил он бедно, ходил всегда босой, в старом плаще. Дурной характер жены сделал ее имя нарицательным - Ксантиппой стали называть сварливых женщин. Возможно, что она была права, ведь основным занятием Сократа была беседа с людьми. Например, Сократ мог спросить встреченного знакомого: - Слышал я, друг мой, что ты очень умный! - Да уж дураком себя не считаю, Сократ, - отвечал знакомый. - А знаешь ли ты, что такое добро и зло? - Конечно знаю, клянусь собакой, Сократ, кто этого не знает! - Тогда скажи: обман – это зло? - Несомненно! - А если мать обманывает ребёнка, говоря, что лекарство сладкое, лишь бы он выпил – это зло? - Да вроде нет. - А убийство, конечно, зло? - Ещё бы! - А если человек убивает, защищая свой дом, свою семью – это зло? - Клянусь собакой, не знаю, Сократ. Раньше я думал, что мне хорошо понятно, что есть добро и зло, а теперь я сомневаюсь. - Ничего ты не думал раньше, - говорил ему Сократ, - ты просто верил бездумно тому, что тебе говорили другие, тому, что ты где-то прочитал или увидел. А сам ты только сейчас, может быть начнёшь задумываться. Или: «Хорошо ли красть?» Тот отвечает: «Нехорошо». - «Всегда?» - «Всегда». «А украсть оружие у врагов перед сражением?» - «Да, надо уточнить: у друзей красть нехорошо». - «А украсть меч у больного друга, чтобы тот в отчаянии на него не бросился?». В беседах его интересовала истина. Он всем задавал вопросы, чтобы узнать истину. Его беседа становилась для каждого «экзаменом души». Но всегда оказывалось, что его собеседники, даже самые прославленные, истины не знают. Это многих злило. И кончилось тем, что его начали травить. Сначала травили в литературе (это хорошо известно и у нас). К сожалению, этой травлей запятнал себя знаменитый афинский комедиограф Аристофан. В своей комедии «Облака» он изобразил Сократа заводилой шайки проходимцев, которую он назвал «мыслильней». В этой «мыслильне» люди зарабатывают тем, что сбивают с толку молодых юношей, обучая их ложным воззрениям, в частности отрицанию богов, отрицанию устоев общества и т.п. Это была чистая клевета. Сократ никогда не говорил ничего подобного. Он был человек как раз противоположных воззрений: не в природе, а в духе, в разуме искал он опоры для познания. Сам Сократ иронически относился к этой комедии. Но она ему дорого обошлась. В 399 г. на него подали в суд. Сократ явился вместе со своими друзьями. В те времена в Греции адвокатов не было, а речь в защиту произносил либо сам обвиняемый, либо его друзья. Друзья предложили Сократу выступить сначала самому, и он начал свою апологию. Он жестоко высмеял обвинителей. Он рассуждал спокойно, как будто речь шла не о его жизни и смерти, а о какой-то академической проблеме. Он показал тупость и нетерпимость толпы как главную причину обвинений. «Я просвещаю молодых людей, — говорил он, — а не развращаю их». Судьи потребовали высшей меры наказания — смертной казни. Особенности философии Сократа:
Учение и жизнь Сократа оказали сильнейшее влияние на духовное становление одного из самых великих философов мира – Платона (427 – 347 гг. до н.э.). Его настоящее имя было Аристокл; Платоном, т.е. «широкоплечим», его прозвал Сократ. После знакомства с Сократом Платон оставил свои увлечения (спорт, музыку, стихи) и всю дальнейшую жизнь посвятил философии. Большинство сочинений Платона, написанных в основном в жанре диалогов и писем, сохранилось в рукописи. Наиболее известными из них являются диалоги «Софист», «Парменид», «Теэтет», «Государство», «Пир». Основные учения Платона: учение об эйдосах (основа идеализма), учение о триаде, учение об идеальном государстве. Основные положения идеалистического учения:
|