Главная страница

учебное пособие. Основы философии. Содержание пояснительная записка 4 вместо предисловия 7 Тема Философия как форма мировоззрения и наука 10 Тема Возникновение древневосточной философии 26


Скачать 4.9 Mb.
НазваниеСодержание пояснительная записка 4 вместо предисловия 7 Тема Философия как форма мировоззрения и наука 10 Тема Возникновение древневосточной философии 26
Анкоручебное пособие. Основы философии.doc
Дата08.01.2018
Размер4.9 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаучебное пособие. Основы философии.doc
ТипПояснительная записка
#13787
страница6 из 40
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40
Тема 5. Философские и идейные течения в эпоху Возрождения



Вы будете изучать:

  • развитие философской мысли эпохи Возрождения и её основные философские направления;

  • идеологию философии эпохи Возрождения;

  • влияние философии эпохи Возрождения на последующее развитие философии.

Цели темы:

  • дать представление о концепциях философии эпохи Возрождения;

  • изучить тенденции развития философии эпохи Возрождения.

После изучения темы вы сможете:

  • знать персоналии и терминологию философии эпохи Возрождения;

  • выявлять сходство и различие философских концепций разных веков;

  • знать специфику философских направлений эпохи Возрождения;

  • иметь представление о философах, внесших большой вклад в культуру мирового мыслительного процесса;

  • ориентироваться во множестве мнений, верований и ценностей.


Эпоха Возрождения (ХIV-ХVI вв.) - очень важная веха в культурном и интеллектуальном развитии Западной Европы. Она показательна тем, что человеческий разум освобождается от жестких оков религии и пробуждается к самостоятельному мышлению. Разум рассматривается как начало человеческого бытия, богатый своими потенциальными возможностями и, что немаловажно, сулящий практические выгоды,- словом все, что может сделать человеческую жизнь осмысленной, полнокровной, наполненной земными радостями. Это обусловило поворот от ценностей религии к ценностям философии: возрождался интерес к учениям античных греческих и римских мыслителей.

Европа как бы вспомнила свое далекое прошлое, обращаясь к нему через эпоху Средневековья, когда богатства античности были преданы забвению. Не следует, однако думать, что религия была окончательно отвергнута. Христианские догмы и авторитеты еще сохраняли силу, но пробудившийся разум теперь выступал едва ли не равноправным партнером религиозной веры, поскольку только он мог рассматриваться в качестве опоры в земной жизни, а она, в свою очередь, стала в значительной мере самодовлеющей ценностью.

Слово «возрождение» означает быть, умереть и возродиться вновь. Первой в эпоху Возрождения вступила Италия, и сам термин связан с именем Джорджо Вазари (1511-74), итальянского живописца, архитектора, историка искусств. Другое название этой эпохи Ренессанс (франц. Renaissance — Возрождение, от renaitre — возрождаться).
Предпосылки возникновения эпохи Возрождения:


  • совершенствование орудий труда;

  • кризис феодализма;

  • развитие ремесла и торговли;

  • усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и церкви;

  • укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

  • появление первых парламентов (конец XIII века, Англия);

  • кризис церкви и схоластической философии, что выразилось в таком явлении как секуляризация (от позднелат. saecularis — мирской, светский) – ослабление влияния церкви на государственную, общественную жизнь;

  • повышение уровня образованности в Европе в целом;

  • великие географические открытия:

    • Христофор Колумб (открытие водного пути в Америку);

    • Васко да Гама (открытие водного пути в Индию);

    • Магеллан (первое кругосветное плавание);

    • Виллем Янсзон (открытие Австралии);

    • Абел Тасман (открытие Тасмании, Новой Зеландии, Фиджи, части побережья Северной и Западной Австралии);

      • научно-технические открытия:

        • изобретение пороха (к середине 14 в. порох, известный в Европе от арабов и описанный у Роджера Бэкона, начинают изготовлять в довольно широких масштабах. В Германии изобретателем доступного способа изготовления пороха считают долгое время некоего монаха по имени Бертольд Шварц, но это легендарная личность. Распространение пороха и огнестрельного оружия положило конец господству рыцарского сословия и изменило не только способы ведения войны и набора армии, но и образ жизни. Бесполезными оказались огромные стены замков, тяжелые доспехи, обучение рыцарским навыкам с детских лет. Одновременно с Европой порох появляется и на Руси. Первый с исторической достоверностью установленный случай применения огнестрельного орудия в европейских войнах имел место на итало-германской границе во Фриоле в 1331 году во время нападения на город Чивидале);

        • изобретение очков (еще в античности описаны случаи употребления отшлифованных природных кристаллов для улучшения зрения (в частности император Нерон использовал огромный изумруд). Использование стеклянных линз в Европе достоверно известно с 13 века, по-видимому, сначала в Италии. Очки также подробно описаны у Роджера Бэкона);

        • строительство доменных печей (в середине 14 века для выплавки металлов в Европе стали строить домны — шахтные печи. Увеличение высоты этих печей и интенсивная подача в них воздуха способствовали повышению температуры и значительно более сильному развитию процессов восстановления металла из руды и науглероживания металла. Вместо тестообразной массы сыродутного железа в доменных печах металлурги получали высокоуглеродистый железный расплав с примесями кремния и марганца — чугун);

        • переход к мануфактурному производству (предприятия, основанные на разделении труда и ручной ремесленной технике, — мануфактуры — зародились в городах Северной Италии. Предпосылки для их возникновения были созданы ростом благосостояния горожан и селян, увеличившего спрос на изделия ремесленного производства. Спрос стимулировал специализацию ремесленников и рост их числа, появление мастерских с наемными рабочими. Первоначально мануфактура существовала в рассеянной форме — предприниматель скупал и продавал продукт самостоятельных ремесленников, снабжая их сырьем и орудиями производства);

        • изобретение книгопечатания (в 1440-х годах Иоганн Гуттенберг в Страсбурге делает свои первые опытные издания, сохранившиеся только в отрывках);

        • огнестрельное оружие (в начале 16 века появились первые образцы нарезного оружия — с винтовыми нарезами в канале ствола. Нарезы придавали пуле вращательное движение, что обеспечивало большую дальность и меткость стрельбы. Однако трудность заряжания нарезного оружия приводила к чрезвычайно низкой скорострельности. Лишь в 19 веке, после создания разнозарядных систем, винтовка начинает широко применяться в армии. В начале 16 века в Европе и Азии появились первые пистолеты. Они представляли собой укороченные ружья с фитильным замком (медленно горящий фитиль, закрепленный в курке, при нажатии на спусковой крючок опускался на порох в лотке). Первые пистолеты использовались главным образом в кавалерии);

        • появление первых газет (в 16 веке в Венеции стали распространяться рукописные листки с сообщениями о новостях городской жизни, слухах, происшествиях, с хроникой придворной жизни. За такой листок с покупателя брали газетту (gazetta — мелкая венецианская серебряная монета), в связи с чем эти эпизодически появлявшиеся листки стали называть «газетами». В обиход европейских языков слово «газета» вошло с широким распространением основанной в 1631 году во Франции газеты «La Gazette», переименованной в 1762 году в «La Gazette de France» и просуществовавшей до 1914 года. Первая более или менее регулярно выходившая газета появилась в 1609 году в Германии, в 1616 году в Голландии, 1622 году в Англии. Первую ежедневную газету начали издавать в 1663 году в Лейпциге. В России прообразом газеты были выходившие нерегулярно рукописные известия под названием «Вестовые письма, или Куранты» (наиболее ранний из сохранившихся экземпляров относится к 1621 году), а первая печатная газета «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и в иных окрестных странах» появилась в самом конце 1702 года);

        • григорианский календарь (Папа римский Григорий XIII издал специальную буллу «Inter gravissimas», предписывавшую сдвинуть счет дней на десять суток вперед и день после четверга 4 октября 1582 года считать не 5, а 15 октября. Новый календарь в память папы получил название «григорианского», или календаря «нового стиля», в отличие от прежнего «юлианского», или календаря «старого стиля», введенного в 46 году до н. э. Юлием Цезарем. В католических странах — Италии, Франции, Испании, Португалии, Бельгии — григорианский календарь был введен в 1582 году в Польше в 1586, в Англии в 1752, в Китае в 1911, в Болгарии в 1916, в России в феврале 1918, в Турции в 1926, во Вьетнаме в 1967);

        • изобретение микроскопа (в 1590 голландский оптик З. Янсен изобрел микроскоп с двумя линзами. С 1609-1610 оптики-ремесленники во многих странах Европы изготавливают подобные микроскопы, а Галилей использует в качестве микроскопа сконструированную им зрительную трубу. Необычайного мастерства в шлифовании линз достиг А. ван Левенгук (1632-1723), который сделал микроскоп из единственной линзы, но необычайно тщательно отшлифованной. Левенгук впервые наблюдал микроорганизмы);

        • изобретение телескопа (в 1608 в Нидерландах появляется один из первых телескопов. Это изобретение быстро становится известно в Италии, и Галилео Галилей в 1609 строит свой усовершенствованный телескоп с 32-кратным увеличением, с помощью которого делает ряд важнейших открытий в астрономии);

        • появление ватерклозетов (рост городов и увеличение плотности населения вело к ухудшению санитарного состояния городской среды. Участившиеся эпидемии вызвали необходимость строительства водопроводов, а затем и канализации. Одновременно появляются и соответствующие санитарные приборы);

Характерные черты философии эпохи Возрождения:


          • антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

          • пантеизм (от пан... и греч. theos — бог), религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое;

          • оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматикой, обслуживающей интересы Церкви философии - схоластики);

          • принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.);

          • большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;

          • широкое распространение идеи социального равенства.


Основные направления философии эпохи Возрождения:
Гуманизм. Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV – середине XV вв. Его центром была Италия. По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним, прежде всего, относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла.
Основные черты гуманизма:
- антицерковная и антисхоластическая направленность;

- стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;

- антропоцентризм – особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей;

- жизнеутверждающий характер и оптимизм
Данте Алигьери (1265 – 1321), итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка, автор произведений «Божественная комедия», «Новая жизнь». В своих произведениях воспевает христианство, но одновременно, между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения. Восхваляет человека и отходит от трактовки его исключительно как Божественного создания. Данте признаёт за человеком наличие как Божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом. Он верит в счастливое будущее человека и его изначально добрую природу.
Франческо Петрарка (1304 – 1374), итальянский поэт, родоначальник гуманистической культуры Возрождения. Автор «Книги песен», трактата «О презрении к миру». Петрарка вносит в литературу, философию, культуру чуждые схоластике идеи, а именно:

  • человеческая жизнь даётся один раз и уникальна;

  • человек должен жить не для Бога, а для самого себя;

  • человеческая личность должна быть свободной – как физически, так и духовно;

  • человеку принадлежат свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим;

  • человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал;

  • загробной жизни, скорее всего, не существует, и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;

  • человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;

  • внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.


Лоренцо Валла (1507 – 1557), итальянский гуманист эпохи Возрождения, филолог, философ. Автор трактата «О наслаждении как об истинном благе». В своём произведении Лоренцо Валла ниспровергал церковные авторитеты, критиковал схоластику за искусственность и неистинность. В центр мироздания он ставил человека, верил в его возможности и разум. Отвергал аскетизм и самоотрешение. Призывал к активному действию, борьбе, смелости и изменении мира. Был сторонником равенства мужчины и женщины. Высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.
Неоплатонизм. Неоплатонизм – идеалистическое направление, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранения из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета достиг в XV веке.
Основные черты неоплатонизма:
- противопоставление сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новой философской системы, основанной на идеях Платона;

- создание новой картины мира, в которой уменьшалась роль Бога, и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;

- призыв к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.
Николай Кузанский (1401 – 1464), философ, теолог, ученый, церковно-политический деятель. Хоть и был священнослужителем, придерживался новаторских взглядов. Дал новую трактовку бытия и познания. Основные произведения: «Об ученом незнании», «О не ином», «Об охоте за мудростью», «О видении бога».

Суть учения Кузанского состоит в том, что не существует разницы между Богом и его творением (мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная – одно и то же, т.н. пантеизм). «Единое» (Бог) и «бесконечное» (его творение) относятся как минимум и максимум (т.е. противоположности), а поскольку Бог и его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум.

Кузанским был введён закон совпадения противоположностей: т.к. противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность и существование неразрывны и бытие едино). Едины идея и материя.

Реально же существует (поглощая всё остальное) актуальная бесконечность. Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром вселенной. Вселенная – это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершённый (мир, природа, всё сущее заключено в боге). Бесконечность Вселенной, всего мира ведёт к бесконечности познания, то есть невозможно достичь абсолютного знания, увеличение знаний приведёт только к учёности, но не к истинному знанию.

Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления, близко подошёл к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея и др.
Джованни Пико дела Мирандола (1463 – 1494), итальянский философ и гуманист эпохи Возрождения. Попытался объединить религиозные и философские учения в произведении «900 тезисов». Также он попытался возвысить человека и отделить его от окружающего мира, признать отдельной реальностью («четвёртым миром» космоса наряду с элементарным, небесным и ангельским), признать за человеком полную свободу выбора. Стремился объединить все философские учения и найти «золотую середину» путём их согласования.
Натурфилософия. Получила распространение в период Позднего Возрождения (XVI – XVII вв.) в Европе, особенно Италии.
Основные черты натурфилософии:
- обоснование материалистического взгляда на мир;

- стремление отделить философию от теологии;

- формирование научного мировоззрения, свободного от теологии;

- выдвижение новой картины мира (в которой Бог, природа и космос едины, а Земля не является центром Вселенной);

- утверждение, что мир познаваем, и в первую очередь благодаря чувственному познанию (а не Божественному откровению).
Андреас Везалий (1514 – 1564), естествоиспытатель, основоположник анатомии. Основной труд «О строении человеческого тела». Материалистически объяснил происхождение мира, в центре которого ставил человека. Опровергнул взгляды, господствовавшие в медицине со времён Галена (130 – 200) – древнеримского врача, описывавшего строение человека, опираясь на исследования животных. Везалий же основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах и издал знаменитую книгу «О строении человеческого тела», где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности.
Николай Коперник (1473 – 1543), польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. (Гелиоцентризм - солнце — центральное тело, вокруг которого обращаются планеты. Гелиоцентрическая система мира сменила представление о Земле как центре мироздания (Геоцентрическая система мира)). Главное сочинение - «Об обращении небесных сфер».

Опираясь на астрономические наблюдения, выдвинул принципиально иную картину бытия: Земля не является центром Вселенной. Солнце – центр по отношению к Земле. Все космические тела движутся по собственной траектории. Космос бесконечен и процессы в космосе объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла.
Джордано Бруно (1548 – 1600), итальянский философ-пантеист и поэт. Основные сочинения: «О причине, начале и едином», «О бесконечности, Вселенной и мирах», «О героическом энтузиазме». Автор антиклерикальной сатирической поэмы «Ноев ковчег», комедии «Подсвечник», философских сонетов.

Развил и углубил философские идеи Коперника. А именно, солнце – центр по отношению к Земле, но не центр Вселенной. Вселенная вообще не имеет центра и бесконечна в пространстве и времени, состоит из галактик. Звёзды – небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы. Число миров во Вселенной бесконечно. Все небесные тела и всё, что имеется на них, обладают свойством движения. Не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое.
Галилео Галилей (1564 – 1642), итальянский физик, механик и астроном, один из основоположников естествознания; поэт, филолог, критик. Основное произведение - «Диалог о двух системах мира — птолемеевой и коперниковой».

Галилей на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно. Изобрёл телескоп, с помощью которого доказал, что небесные тела движутся и по траектории и вокруг своей оси. Обнаружил пятна на солнце и разнообразный ландшафт на Луне. Открыл спутники вокруг других планет. Доказал множественность миров.

Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в наблюдении, выдвижении гипотезы, расчётах воплощения гипотезы на практике и опытной её проверке на практике.
Философия Реформации.
Предпосылки возникновения:
- кризис феодализма;

- зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии;

- становление европейских государств;

- незаинтересованность руководителей государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической церкви;

- кризис, моральное разложение католической церкви, её оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций ((от лат. indulgentia — милость), в католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом. Широкая торговля индульгенцией (с 12-13 вв.) явилась средством обогащения духовенства);

- распространение идей гуманизма, рост самосознания личности, индивидуализм.
Мартин Лютер (1483 – 1546), деятель Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма. 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооружённой) борьбе против католицизма. Основные идеи М. Лютера сводились к следующим:


  • общение между Богом и верующими должно происходить напрямую;

  • между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая церковь;

  • необходимо упрощение обрядов;

  • Церковь должна стать демократичной, а обряды – понятными людям;

  • необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства;

  • необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;

  • необходимо запретить индульгенции


Жан Кальвин (1509 – 1564), французский богослов, один из лидеров Реформации, основатель кальвинизма. Продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи. Возглавил реформационное движение в Женеве. Добился признания реформированной церкви в качестве официальной. Провёл реформы: в Женеве были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, танцы, установлен строгий надзор за населением с целью воспитания граждан в духе аскетизма, пуританизма.

Ключевой идеей протестантизма считал идею предопределения. Смысл этой идеи состоит в том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасёнными, либо погибнуть, не состояться в жизни. Все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению. Выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия. Профессия – это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу. Добросовестное отношение к своему делу – путь к спасению. Успех в работе – признак богоизбранности. Вне работы необходимо быть скромным и аскетичным.

Результатом теоретических изысканий Кальвина и его практической деятельности стала универсализация Реформации, превращение её из узкогерманского в международное явление.
Томас Мюнцер (1490 – 1525), вождь крестьянско-плебейских масс в Реформации и Крестьянской войне 1524-1526 годов в Германии. Будучи священником, он первоначально примкнул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г. разошёлся с учителем. В целом, соглашаясь с учителем, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых заключался в том, что необходимо реформировать не только церковь, но общество в целом. Цель же изменения общества состоит в том, чтобы достичь всеобщей справедливости, «Божьего царства» на земле. Главной причиной всех зол Мюнцер видел неравенство, классовое разделение, в основе которого лежит частная собственность и частный интерес. Частный интерес необходимо подавить, всё должно стать общим (имелись в виду прежде всего имущество, новый способ организации производства). Жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества. Власть и собственность должны принадлежать простому народу – «ремесленникам и пахарям».
Значение философии Реформации:


  • послужила идеологическим обоснованием политической и вооружённой борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI века и в дальнейшем почти во всех странах Европы;

  • результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное разграничение в Европе;

    • торжество различных направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Европе – Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии;

    • сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Европы – Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.


Политическая философия. В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приёмы политической борьбы.
Никколо Макиавелли (1469 – 1527), итальянский политический мыслитель, историк, писатель, поэт эпохи Возрождения. Основные произведения: «История Флоренции», комедия «Мандрагора», «Государь». Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:


  • человек обладает изначально злой природой;

  • движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;

  • совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;

  • для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма необходима особая организация – государство;

  • правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;

  • правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна – промотана);

  • ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;

  • в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за её независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.


Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков, как его времени, так и последующих эпох.
Философия социалистов-утопистов. Основное внимание эти философы сосредоточили на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены социальные противоречия и восторжествовала бы социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты (утопия (от греч. u — нет и topos — место, т. е. место, которого нет; по другой версии, от eu — благо и topos — место, т. е. благословенная страна)).
Томас Мор (1478 – 1535) – основатель утопического социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального государства, так как он занимался политической деятельностью: был членом парламента, председателем палаты общин, лорд-канцлером Великобритании (в 1535 г. казнён как сторонник католицизма за отказ дать присягу королю как главе независимой от Папы Римского англиканской Церкви).

Философия Т. Мора изложена в произведении «Утопия» о выдуманном острове, на котором находится идеальное государство. Согласно Т. Мору в Утопии не существует частной собственности. Все граждане участвуют в производительном труде. Труд осуществляется на основе всеобщей повинности. Все произведённые продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии. В связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня – шесть часов. От трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам. Самые грязные работы выполняют рабы – военнопленные и осуждённые преступники. Первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а «трудовая семья» (фактически - трудовой коллектив). Все должностные лица избираются. Мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности).
Томаззо Кампанелла (1568 – 1639), итальянский гуманист, философ, богослов, поэт, политический деятель; создатель коммунистической утопии. Философия Т. Кампанеллы изложена в произведении «Город Солнца». Действие происходит в фантастическом городе, жители которого – солярии – построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле в Городе Солнца отсутствует частная собственность. Все граждане участвуют в производительном труде. Результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами. Труд совмещается с непременным обучением. Жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъёма до отхода ко сну. Солярии всё делают вместе: ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают. Большое внимание уделяется воспитанию – с рождения ребёнок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни. Во главе города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) - метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.

Значение философии социалистов-утопистов состоит в том, что идеи их были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир, как в эпоху Возрождения, так и в будущем.

Основные понятия и термины:
Гелиоцентризм - (от слова Гелиос (Гелий), в греческой мифологии бог Солнца), возникшее в эпоху Возрождения представление о строении Солнечной системы: Солнце — центральное тело, вокруг которого обращаются планеты.

Геоцентризм - (от слова Гея, в греческой мифологии мать-земля), иначе Птолемеева система мира. Возникшее в древнегреческой науке и сохранившееся вплоть до позднего средневековья антропоцентрическое представление о центральном положении Земли во Вселенной. Согласно геоцентрической системе мира, планеты, Солнце и другие небесные светила обращаются вокруг Земли по орбитам, представляющим сложное сочетание круговых орбит.

Гуманизм - (от лат. humanus — человеческий, человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Индульгенция - (от лат. indulgentia — милость), в католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом.

Пантеизм - (от греч. pan — все и theos — бог), религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое.

Секуляризация - (от позднелат. saecularis — мирской, светский), ослабление влияния церкви на общественную и государственную жизнь.

Утопия - (от греч. u — нет и topos — место, т. е. место, которого нет; по другой версии, от eu — благо и topos — место, т. е. благословенная страна), изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования; жанр научной фантастики; обозначение всех сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований.
Контроль знаний
I. Вопросы для самопроверки:
1. Назовите основные исторические предпосылки, которые способствовали наступлению эпохи Возрождения.

2. Почему эпоха Возрождения была названа именно так?

3. Какие важные признаки характеризируют Возрождение в сравнении со Средневековьем?

4. Какие философские направления возникли в эпоху Возрождения?

5. Назовите видных деятелей гуманизма эпохи Возрождения.

6. Перечислите основные особенности философской мысли периода Возрождения.

7. Какое содержание вкладывали деятели Возрождение в понятие "Гуманизм"?

8. В чём значение открытий Н. Коперника для философии?

9. В чём заключалась суть Реформации?

10. Концепции коммунистического общества мыслителей эпохи Возрождения: авторы и их сочинения.

11. Натурфилософия в творчестве деятелей Возрождения.
II. Упражнения и задачи


  1. В чём, по вашему мнению, состоит смена акцентов в рассмотрении философской проблематики средневековья и Возрождения в понятии антропоцентризм?

  2. Какой представала Вселенная глазам мыслителей Возрождения: Н. Коперника, Дж. Бруно? В чём её отличие от существовавших в то время взглядов?

  3. Прокомментируйте современные высказывания о гуманизме эпохи Возрождения и дайте им оценку.

    • Гуманизм Возрождения не был философской системой, это была скорее культурная и педагогическая программа, которая разрабатывала важный, но ограниченный сектор знания. Этот сектор знания был в основном литературой. То есть возрожденческий гуманист – это литератор;

    • Гуманисты не захотели жертвовать собственным образом мысли ради построения грандиозных философских систем, а предлагали другой тип философствования – несистематических, открытых, проблематичных и прагматических умонастроений. Совсем не случайно великие гуманисты были по большей части людьми государственными, активными.

  4. Из нижеприведённых отметьте характерные черты Ренессанса. Аргументируйте свой выбор:

  • практический и теоретический индивидуализм;

  • движение цивилизации против дикости;

  • время безбожия и язычества;

  • культ светской жизни;

  • светский дух религии с тенденцией к язычеству;

  • движение культуры против бескультурья и варварства;

  • освобождение от власти авторитетов;

  • особенное внимание к истории;

  • чрезвычайный вкус к искусствам;

  • обновление духовной жизни.

5. Какие произведения великих художников Ренессанса вам известны? Каковы особенности искусства эпохи Возрождения?

III. Тестовый контроль знаний
Вариант I
1. Родина Ренессанса:

а) Германия;

б) Швейцария;

в) Италия;

г) Англия

2. Какие научные и технические открытия во многом определили характер философии Возрождения?

А) Изобретение радио;

Б) Доказательство гелиоцентрического строения Вселенной;

В) Открытие Америки;

Г) Появление первых газет;

Д) Периодическая система Менделеева;

Е) Теория естественного отбора Дарвина;

Ж) Изобретение печатного станка;

З) Открытие клеточного строения вещества;

И) Закон сохранения и превращения энергии;

К) Изобретение колеса;

Л) Освоение Сибири;

М) Открытие радиоактивности

а) А, Е, М, И;

б) Б, В, Г, Ж;

в) Д, З, К, Л;

г) А, Д, И, М

3. Ослабление влияния церкви на общественную и государственную жизнь:

а) пантеизм;

б) атеизм;

в) догматизм;

г) секуляризация

4. Центральная идея философии Возрождения:

а) космоцентризм;

б) теоцентризм;

в) антропоцентризм;

г) рационализм

5. Неоплатоники эпохи Возрождения:

а) Данте, Петрарка, Валла;

б) Кузанский, Мирандола;

в) Коперник, Бруно, Галилей;

г) Лютер, Мюнцер, Кальвин;

д) Макиавелли;

е) Мор, Кампанелла

6. Картина мира, согласно которой солнце – центр Вселенной:

а) геоцентризм;

б) антропоцентризм;

в) теоцентризм;

г) гелиоцентризм

7. Полное или частичное отпущение грехов:

а) индульгенция;

б) прокламация;

в) облигация;

г) конфирмация

8. Как вы думаете, кому могут принадлежать следующие высказывания: «Люди скорее простят вам смерть собственного отца, чем потерю имущества», «Каждым человеком, группой правит частный интерес»?

а) Данте Алигьери;

б) Н. Макиавелли;

в) Т. Мор;

г) Дж. Бруно

9. Социал-утописты эпохи Возрождения:

а) Данте, Петрарка, Валла;

б) Кузанский, Мирандола;

в) Коперник, Бруно, Галилей;

г) Лютер, Мюнцер, Кальвин;

д) Макиавелли;

е) Мор, Кампанелла

10. Произведения, в которых описывалось идеальное общество будущего:

а) «Государь»;

б) «Утопия»;

в) «История Флоренции»;

г) «О достоинстве человека»;

д) «Город Солнца»

Вариант II
1. Второе название эпохи Возрождения:

а) Революция;

б) Регламентация;

в) Ренессанс;

г) Реформация

2. Эпоха Возрождения опиралась на идеалы:

а) конфуцианства;

б) буддизма;

в) средневековья;

г) античности

3. Кому принадлежит изобретение книгопечатания?

а) И. Гуттенберг;

б) П. Мирандола;

в) Э. Роттердамский;

г) Н. Кузанский

4. Автор «Божественной комедии»:

а) Франческо Петрарка;

б) Джованни Боккаччо;

в) Франсуа Рабле;

г) Данте Алигьери

5. Натурфилософы эпохи Возрождения:

а) Мор, Кампанелла;

б) Петрарка, Данте;

в) Коперник, Бруно, Галилей;

г) Лютер, Кальвин, Мюнцер;

д) Кузанский Мирандола

6. Картина мира, согласно которой Земля – центр Вселенной:

а) геоцентризм;

б) антропоцентризм;

в) теоцентризм;

г) гелиоцентризм

7. Направления протестантизма:

а) кальвинизм;

б) католичество;

в) православие;

г) лютеранство

8. Автор работы, которая стала руководством к действию для многих политиков как в эпоху Возрождения, так и последующих эпох:

а) Н. Макиавелли;

б) Т. Мор;

в) Т. Кампанелла;

г) П. Мирандола

9. Соотнесите направления философии эпохи Возрождения и их представителей:

1) гуманизм; а) Данте Алигьери;

2) неоплатонизм; б) Т. Мор;

3) натурфилософия; в) Ф. Петрарка;

4) реформация; г) Н. Кузанский;

5) политическая философия; д) Н. Коперник;

6) социальные утопии е) Дж. Бруно;

ж) Н. Макиавелли;

з) Т. Мюнцер;

и) Ж. Кальвин;

к) П. Мирандола;

л) Г.Галилей;

м) М. Лютер;

н) Т. Кампанелла

10. Соотнесите название произведения и его автора:

1) Т. Кампанелла; а) «Божественная комедия»;

2) Т. Мор; б) «Об обращении небесных сфер»;

3) Н. Макиавелли; в) «Государь»

4) Дж. Бруно; г) «Город Солнца»;

5) Н. Коперник; д) «О строении человеческого тела»;

6) А. Везалий; е) «О бесконечности, Вселенной и мирах»;

7) Д. Алигьери ж) «Утопия»


Вариант III
1. Гуманизм эпохи Возрождения выражался в следующем положении:

а) человек ничего не может изменить в этом мире, поэтому ему следует изменить своё отношение к миру;

б) вся жизнь человека предопределена Божественным провидением и не следует ему противиться;

в) человек в своём творчестве подобен Богу, обладает свободой выбора, чтобы самому творить свою судьбу;

г) человек – не то, чем следует гордиться, а то, что необходимо превзойти, став Сверхчеловеком

2. Термин «гуманизм» происходит от лат. humanus, что означает:

а) божественный;

б) человеческий;

в) разумный;

г) природный

3. Где впервые появляются газеты?

а) Испания;

б) Венеция;

в) Флоренция;

г) Италия

4. Гуманисты эпохи Возрождения:

а) Данте, Петрарка, Валла;

б) Кузанский, Мирандола;

в) Коперник, Бруно, Галилей;

г) Лютер, Мюнцер, Кальвин;

д) Макиавелли;

е) Мор, Кампанелла

5. Основоположник анатомии:

а) Гален;

б) Везалий;

в) Галилей;

г) Бруно

6. Назовите учёного, который утверждал, что космос бесконечен в пространстве и времени:

а) Н. Кузанский;

б) Н. Коперник;

в) Г. Галилей;

г) Дж. Бруно

7. Кто относится к политическому направлению философии эпохи Возрождения?

а) Данте, Петрарка, Валла;

б) Кузанский, Мирандола;

в) Коперник, Бруно, Галилей;

г) Лютер, Мюнцер, Кальвин;

д) Макиавелли;

е) Мор, Кампанелла

8. Мыслители итальянского Возрождения, создавшие утопические проекты переустройства общества:

а) А. Августин, П. Абеляр;

б) Т. Мор, Т. Кампанелла;

в) К. Маркс, Ф. Энгельс;

г) софисты и Сократ

9. Жанр литературного произведения, о месте и обществе, которого не было, нет и не будет:

а) эпос;

б) утопия;

в) эссе;

г) притча

10. Соотнесите понятие и определение:

1) геоцентризм; а) мнение, согласно которому, причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований является Бог;

2) гелиоцентризм; б) картина мира, согласно которой Солнце – центр Вселенной;

3) теоцентризм; в) картина мира, согласно которой Земля – центр Вселенной;

4) антропоцентризм г) выделение человека из природы, объявление его творением Бога

Вариант IV
1. Для философии эпохи Возрождения было характерно:

а) пантеистическое понимание Бога, как бы «растворённого» в природе;

б) понимание богов как более сильных соседей, регулирующих жизнь людей;

в) представление о Боге как о личности, сотворившей мир по своей воле;

г) восприятие богов, как людей поднявшихся на более высокий уровень бытия в результате ряда перевоплощений

2. Кто ввёл термин «Возрождение»?

а) Данте А.;

б) Петрарка Ф.;

в) Дж. Вазари;

г) Дж. Бруно

3. Признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и самовыражение:

а) гуманитаризм;

б) гуманизм;

в) антропоцентризм;

г) антропологизм

4. Религиозное и философское учение, отождествляющее Бога и мировое целое:

а) монотеизм;

б) политеизм;

в) пантеизм;

г) атеизм

5. Создатель гелиоцентрической системы:

а) Г. Галилей;

б) Н. Кузанский;

в) Н. Коперник;

г) Дж. Бруно

6. Реформаторы эпохи Возрождения:

а) Данте, Петрарка, Валла;

б) Кузанский, Мирандола;

в) Коперник, Бруно, Галилей;

г) Лютер, Мюнцер, Кальвин;

д) Макиавелли;

е) Мор, Кампанелла

7. Автор работы «Государь»:

а) Н. Макиавелли;

б) Н. Кузанский;

в) Н. Коперник;

г) Т. Кампанелла

8. Как назывались наиболее знаменитые произведения, в которых мыслители Возрождения воплотили проекты переустройства общества?

а) «Капитал» и «Что делать?»;

б) «Исповедь» и «В чём моя вера»;

в) «Утопия» и « Город Солнца»;

г) «Левиафан» и «Государь»

9. Основатель утопического социализма:

а) Н. Макиавелли;

б) П. Мирандола;

в) Т. Мор;

г) Т. Кампанелла

10. Соотнесите понятие и определение:

1) секуляризация; а) признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и самовыражение;

2) гуманизм; б) жанр литературных произведений о месте и обществе, которого не было, нет и не будет;

3) пантеизм; в) ослабление влияния церкви на общественную и государственную жизнь;

4) индульгенция; г) религиозное и философское учение, отождествляющее Бога и мировое целое;

5) утопия д) полное или частичное отпущение грехов

Литература
Основная


  1. Канке В. А. Основы философии. М., 2003 г.

  2. Пивоев В. М. История философии. Санкт-Петербург, 2002 г.

  3. Пол Роланд. Откровения. Мудрость веков. М., 2000г.

  4. Джейн Стивенсон. Философия. М., 2004 г.

  5. Философия. Р-н-Д., 2003 г.

  6. Философия: учебник для средних специальных заведений. М., 2002 г.

  7. Губин В. Д. Основы философии. М., 2005 г.


Дополнительная


  1. Айрапетов А.Г., Юдин А.И. Западноевропейский и русский утопический социализм нового времени. М., 1991. С. 17 – 26.

  2. Зарубежная политическая мысль: от античности до наших дней: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Айрапетова. Тамбов, 1994. С. 44 – 48.

  3. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения / Под ред. Л.М. Брагиной. М., 1999.

  4. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения. М., 1998.

  5. Макиавелли Н. Избранные сочинения. М., 1982.

  6. Мор Т. Утопия. М., 1978.



1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40


написать администратору сайта