Главная страница

учебное пособие. Основы философии. Содержание пояснительная записка 4 вместо предисловия 7 Тема Философия как форма мировоззрения и наука 10 Тема Возникновение древневосточной философии 26


Скачать 4.9 Mb.
НазваниеСодержание пояснительная записка 4 вместо предисловия 7 Тема Философия как форма мировоззрения и наука 10 Тема Возникновение древневосточной философии 26
Анкоручебное пособие. Основы философии.doc
Дата08.01.2018
Размер4.9 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаучебное пособие. Основы философии.doc
ТипПояснительная записка
#13787
страница11 из 40
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   40

2. Позитивизм и неопозитивизм

Позитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный) – философское течение, предлагающее ограничить процесс познания «положительным», то есть конкретным, фактическим, опытным знанием и отрицающее практическую значимость и смысл общетеоретического («метафизического») познания. Позитивисты предлагали исследовать только явления предметов и процессов, отказавшись от стремления познать их сущность.
Основоположником позитивизма считается французский мыслитель Огюст Конт (1798 – 1857), который ввёл в оборот и сам термин «позитивная философия». Главным произведением Конта является «Курс позитивной философии», в котором последняя противопоставляется традиционной, «метафизической» философии, объясняющей мир. Конт провозгласил также создание новой, «положительной», построенной по образцу естественных наук науки об обществе – социологии. Задачей социологии, по Конту, должно было стать не объяснение, а сбор и первичная систематизация эмпирических фактов.

Возникновение позитивизма было основано и связано с успехами науки в различных областях и огромным её влиянием на умы людей. Наблюдение, сравнение и анализ экспериментальных данных, сам эксперимент требовали не просто своей оценки, но и оценки тех философских систем, которые считали научную истину не связанной с эмпирическим опытом.

Философы-позитивисты предприняли попытку осмысления пути постижения истины на основе точного, экспериментального знания. Конт выдвинул очень привлекательную для учёных и философов идею: «Знать – чтобы предвидеть, предвидеть – чтобы обладать силой».

По мнению Конта, спор между материалистами и идеалистами не имеет смысла, поскольку философия должна основываться только на позитивном научном знании.
Принципы позитивизма:


  • философское знание должно быть точным и достоверным;

  • при познании нужно использовать научный метод и опираться на достижения других наук;

  • основной путь достижения знания – эмпирическое наблюдение;

  • философия должна исследовать только факты, а не их причины;

  • философия должна освободиться от ценностного подхода и оценочного характера при исследовании


Предназначение новой философии – разработка методологии наук и поиск связей между ними. Новую позитивистскую философию не удовлетворяли принципы, которые предлагала философия Гегеля и Бэкона, их индуктивные умозаключения Конт считал слишком умозрительными. Конт сформулировал два взаимосвязанных закона:

    1. «Закон трёх стадий развития ума»;

    2. «Закон классификации наук»

В первом законе ум человека в своём развитии проходит три фазы: на первой он объясняет явления, сравнимые с человеком, на второй апеллирует к абстрактным сущностям, на третьей – наблюдает за феноменами, устанавливая между ними регулятивные связи.

Закон классификации наук выражает необходимость распределения их по степени сложности.

  1. Аналитические – изучающие явления в неорганической природе (физика, неорганическая химия)

  2. Синтетические – объясняющие отдельные факты с точки зрения человека (биология)

  3. Социология – призвана изучать социальные законы

Философия Конта лишь заложила основы позитивизма, продолжателями его идей стали английские философы Д. Стюарт Миль и Герберт Спенсер.

Одна из заслуг позитивистской методологии – выяснение смысла научной деятельности и её взаимоотношений с другими сферами деятельности. Позитивизм поставил проблему рационализации научной деятельности в самой философии. Методология позитивизма оказала сильное влияние на развитие социальных исследований.

В XX веке позитивизм приобрёл форму неопозитивизма. Отличительной чертой неопозитивизма является пристальное внимание к формальной стороне познания. Он исследует главным образом те формы, в которых осуществляется процесс познания. Неопозитивизм изучает проблемы языка, формальной и математической логики, структуры научного познания.

Неопозитивизм – это интегративное течение, объединяющее в себе различные философские школы и направления. Крупнейшими из них являются аналитическая философия, философия лингвистического анализа, логический позитивизм. В рамках неопозитивизма развивалось творчество таких философов, как Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн, Рудольф Карнап, Карл Поппер, Мориц Шлик и др.
3. Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование) – направление философии, главным предметом изучения которого стали человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире.

Экзистенциализм как направление философии начал зарождаться ещё в середине XX в., а в 20 – 70-е годы XX в. приобрёл актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.
Причины, способствовавшие появлению и расцвету экзистенциализма:


  • нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество до, и во время первой и второй мировых войн и между ними;

  • бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулемёты, мины, применение отравляющих веществ и т.д.);

  • опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);

  • распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность


Проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом:


  • уникальность человеческой личности, глубина чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни человека в целом;

  • противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;

  • проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»);

  • проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным);

  • проблема бессмысленности жизни;

  • проблема поиска человеком своего внутреннего «Я» и внешнего – места в жизни.



Представители экзистенциализма: Карл Ясперс, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Мартин Хайдеггер.

Основатель экзистенциализма – датский теолог, философ, писатель, Сьерен Кьеркегор (1813 – 1855). Основные сочинения: «Или — или», «Страх и трепет», «Философские крохи», «Стадии жизненного пути».

Кьеркегор поставил вопрос: почему философия занимается таким большим количеством всевозможных вопросов – сущностью бытия, материей, Богом, духом, пределами и механизмами познания – и почти не уделяет внимания человеку, более того, растворяет конкретного человека с его внутренним миром, переживаниями во всеобщих, абстрактных, как правило, не интересующих его и не касающихся его насущной жизни вопросах?

Он критиковал предшествующих философов за слишком абстрактный подход к человеку. Они ищут, считал он, в человеке только сущность, теряя из виду живую и уникальную индивидуальность с её мыслями, чувствами. Самые глубокие истины – жизнь, смерть – не познаются логикой, а переживаются непосредственно. Философия и есть переживание вечного в конечном существовании, индивидуальной судьбе личности. Переживание – это любовь, вера, тоска, страх, они и составляют мир существования человека, и это существование выше всяких законом и закономерностей.

Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать своё «Я».

Философ в своих трудах выдвигает два основополагающих понятия: неподлинное и подлинное существование.

Неподлинное существование – полная подчинённость человека обществу, «жизнь со всеми», «жизнь как у всех», «плывя по течению», без осознания своего «Я», уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания.

Подлинное существование – выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождение себя, превращение в хозяина своей судьбы. Подлинное существование и есть экзистенция.

Человек восходит к подлинному существованию через три стадии:

    1. Эстетическая – на этой стадии жизнь человека определяется внешним миром. Человек «плывёт по течению» и стремится только к удовольствию;

    2. Этическая – на этой стадии человеку делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя, теперь им движет долг;

    3. Религиозная – на ней человек глубоко осознаёт своё призвание, полностью обретает себя до такой степени, что внешний мир не имеет для него особого значения, не может стать препятствием на пути человека. С этого момента и до конца своих дней человек «несёт свой крест», превозмогая все страдания и внешние обстоятельства.


Карл Ясперс (1883 – 1969) – немецкий философ – один из первых, кто поднял экзистенциалистские проблемы в XX в. (в книге «Психология мировоззрений», вышедшей в 1919 г.)

По Ясперсу, человек обычно живёт «заброшенной», не имеющей большого смысла жизнью – «как все», не подозревая о том, кто он такой в действительности, не зная своих скрытых способностей, возможностей, подлинного «Я».

Однако в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. Это пограничные ситуации – между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судьбы. С этого момента человек осознаёт себя и становится самим собой, он соприкасается с трансцендентальностью (трансцендентный - запредельный по отношению к какой-либо определенной сфере, к миру в целом) – высшим бытием.

Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансценденции – к полному раскрепощению энергии и пониманию некоего высшего абсолюта. Человек приближается к трансцеденции, абсолюту, высвобождает энергию через эротику, единство себя с собственным внутренним миром, свободу, смерть как конечность бытия.
Альбер Камю (1913 – 1960), французский писатель и мыслитель-экзистенциалист, повести «Посторонний» тема «абсурдности» жизни, раскрываемая в потоке сознания внутренне опустошенного героя, роман-притча «Чума», высшее мужество человека — в борьбе с бессмысленностью бытия, философские книги «Миф о Сизифе», «Бунтующий человек». Нобелевская премия (1957). Погиб в автомобильной катастрофе.

Жизнь человека, в сущности, бессмысленна, считает Камю. Большинство людей не придают своей жизни целенаправленного смысла, те же, кто наполняют жизнь смыслом, мчатся вперёд, рано или поздно понимают, что впереди – смерть, Ничто – смертны все. Жизнь человека – абсурд, потому что при соприкосновении со смертью многое, ранее важное теряет актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия, а при соприкосновении с окружающим миром, природой человек понимает, что он беспомощен перед существующей миллионы лет природой.

В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.
4. Прагматизм (от греч. pragma, род. п. pragmatos — дело, действие). Прагматизм – направление идеалистической философии, которое имеет своей главной целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике (разрешать «проблематические ситуации»).

Основателями прагматизма считаются американские философы Ч. Пирс и У. Джеймс. Особый вклад в дальнейшую разработку учения, в становление и развитие современного прагматизма внёс Джон Дьюи (1859 – 1952). Автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, социологии, педагогике и других дисциплинам. Его философия не получила широкого распространения в СССР и Европе, однако, очень популярна в США и ряде англоязычных стран. 80% американцев, знакомых с философией, считают Дьюи лучшим философом Америки своего времени.

Согласно философии Дьюи основная её задача не в том, чтобы, правильно используя опыт, добиваться единичных целей, а в том, чтобы с помощью философии преобразовать сам опыт, систематически совершенствовать опыт во всех сферах человеческой жизни. Он предлагает свои пути совершенствования опыта:

  1. Социальная реконструкция – совершенствование самого общества – является важнейшим условием совершенствования опыта, поскольку значительная доля опыта (исключая, узкопрофессиональный) накапливается при взаимодействии индивида с обществом и внутри общества;

  2. Применение к опыту глубоко разработанных научных методов «высоких технологий». Дьюи обращает внимание, что человечество достигло высочайших результатов во всех сферах жизни (особенно в науке и технике, то есть совершило научно-техническую революцию) благодаря разработке и внедрению в производство новейших научных методов, «высоких технологий». В то же время ни научные методы, ни высокие технологии абсолютно не применяются к управлению обществом, морали, опыту. Следовательно, опыт можно преобразовать, используя совершенные научные методы и высокие технологии, причём внедрять данные методы и технологии необходимо, прежде всего, в образовании и через образование;

  3. Совершенствование мышления – третий путь реконструкции опыта


5. Современная теологическая философия

Современная теологическая философия стала ближе к человеку, освободилась от ряда церковных догм и стала большое внимание уделять социальной гармонии, нравственности, миру между народами.

Основные вопросы: бытие Бога как Творца всего сущего; бытие человека как его высшего творения, человеческая жизнь.

Наиболее авторитетное течение современной теологической философии – неотомизм. Представители: Э. Жильсон, Ж. Маритен, М. Грабман, К. Войтыла (Папа Римский Иоанн Павел II). Главный центр — Высший институт философии при университете в Лувене (основан Д. Мерсье в 1888).

База неотомизма – учение Фомы Аквинского, центральный принцип которого – гармония веры и разума. Современные неотомисты стремятся подняться над противоречиями между материей и идеей, гностицизмом и агностицизмом, эмпирическим и рациональным познанием. Папа Иоанн Павел II выдвинул идею, чтобы Церковь признала ошибки прошлого и попросила за них прощения, в том числе за раздачу индульгенций, костры инквизиции, преследования науки.

Цель неотомистов: доказать правильность, истинность католицизма и католической философии; приспособить католицизм к современным условиям; приблизить католицизм к простым людям.
6. Герменевтика (от греч. hermeneutikos — разъясняющий, истолковывающий), направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Своё название герменевтика получила от имени древнегреческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми – истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам.

Основные принципы: главная идея герменевтики: существовать – значит быть понятым; предметом исследования, как правило, является текст; герменевтика возникла вместе с появлением герменевтических ситуаций – случаев, когда необходимо правильное истолкование и понимание текста.

Основной вопрос герменевтики – как возможно понимание.

Фундаментальные понятия: «герменевтический треугольник» - взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем; «герменевтический круг» - циклический характер процесса понимания.

Представители: В. Дильтей, Ф. Шлейермахер. Первые представители герменевтики теологи-схоласты средневековья (Фома Аквинский и другие) занимались «расшифровкой» смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии.

Согласно Шлейермахеру при толковании текста возможны два метода – грамматический и психологический. С помощью первого выявляется «дух языка», с помощью второго «дух автора». Герменевтика имеет смысл только при родственности душ автора и читателя. Если автор слишком далёк от читателя, текст никогда не будет понят до конца при всех усилиях герменевтики, а при полном сходстве автора и читателя в тексте не останется скрытого смысла, и он не будет нуждаться в толковании.

Итак, современные философские течения на Западе отражают новые реальности бытия и в особенности - радикальную смену мира человека, его переживаний, мировоззрения, мироощущения, его отношения к природе, к состоянию общества, производства (не только материального, но и духовного).

В настоящее время продолжают жить и развиваться научный материализм, историзм, гуманистическая антропология (экзистенциализм), аналитическая философия (позитивизм), диалектика.

Эти философские направления разрабатывают теоретико-методологические пути комплексного изучения человека, в которых были бы объединены естественно - научные, научно- технические, гуманитарные дисциплины и значительную роль играли бы широкие мировоззренческие основания истинно философского характера.

Составной частью многих философских течений Запада является новый гуманизм, который в условиях глобальной кризисной ситуации выступает как главное условие становления всей системы общественных отношений.

Многие положения западной философии имеют практическую значимость в процессе познания окружающего мира, которые необходимо знать и использовать в своей деятельности.

Основные понятия и термины:

Волюнтаризм (от лат. voluntas — воля), принцип, согласно которому главной движущей силой, определяющей всё в окружающем мире, является воля.

Герменевтика (от греч. hermeneutikos — разъясняющий, истолковывающий), направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания.

Иррационализм (нем. Irrational, фр. irrationnel , лат. irratiōnālis неразумный) - обозначение течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план волю (волюнтаризм), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм), мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное» и т.п.

Позитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный) – философское течение, предлагающее ограничить процесс познания «положительным», то есть конкретным, фактическим, опытным знанием и отрицающее практическую значимость и смысл общетеоретического («метафизического») познания.

Прагматизм (от греч. pragma, род. п. pragmatos — дело, действие), направление идеалистической философии, которое имеет своей главной целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике (разрешать «проблематические ситуации»).

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование) – направление философии, главным предметом изучения которого стали человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире

Контроль знаний
I. Вопросы для самопроверки:
1. Что включает в себя понятие “неклассическая философия”?

2. Каковы основные характеристики неклассической философии?

3. Если отрицать разумное, рациональное, то, что можно поставить на место разума?

4. В чем видел сущность жизни Фр. Ницше?

5. Чем не устраивают Ф. Ницше христианские заповеди?

6. Почему Ф. Ницше считает верующих слабыми?

7. Кто такой «сверхчеловек» у Ф. Ницше?

8. Как же относится к философии Ф. Ницше? Можно ли считать, что эта философия аморальна, что она идеология фашизма и т.д.?

9. Каковы исходные принципы позитивизма?

10. Что означает слово «позитивизм»?

11. Как относился О. Конт к решению проблем философии?

12. Что означает название философии «экзистенциализм»?

13. Свободен ли человек, по мнению экзистенциалистов?

14. В чём видал сущность экзистенциальной ситуации С. Кьеркегор?

15. Какие стадии выделял С. Кьеркегор на пути движения человеческого духа от существования к сущности?

16. Соглашается ли человек с бессмысленностью жизни? Что он делает, по мнению А. Камю?

17. Что такое истина в философии прагматизма?

18. Что означает «неотомизм»?

II. Упражнения и задачи

  1. Согласно Ф. Ницше любовь есть «выражение эгоизма» 1. В. С. Соловьев, напротив, утверждал, что подлинная любовь — перемещение центра «Я» в другого, преодоление эгоизма. А как Вы считаете? Ответ аргументируйте.

  2. И. Кант считал, что совесть – это показатель человечности, она не зависит ни от каких материальных условий и причин, это как бы голос Бога в нас. А. Шопенгауэр, напротив, полагал, что совесть на 9/10 – результат страха перед общественным порицанием: я не поступаю плохо, потому что боюсь наказания. Какая точка зрения выражает, по вашему мнению природу человека?

  3. Ф. Ницше делил всех людей на два класса в зависимости от того, что они имеют ввиду, отвечая на вопрос: «Согласны ли вы ещё раз прожить последние десять лет?». Все отвечают нет! Но одни говорят: «зачем отбрасывать себя назад на десять лет, если вот-вот начнётся настоящая жизнь, ведь счастье уже рядом, за ближайшим поворотом», а другие: «если десять лет меня ничему не научили, зачем снова повторять прежние глупости». К какому классу людей вы отнесли бы себя?


III. Тестовый контроль знаний
Вариант I
1. Выделите черты неклассической философии:

а) рационализм;

б) уход от разума, его отрицание как духовной ценности;

в) плюрализм концепций, идей, подходов, течений;

г) догматизм

2. Кто является автором произведения «Мир как воля и представление»?

а) Ф. Ницше;

б) О. Конт;

в) А. Шопенгауэр;

г) С. Кьеркегор;

д) К. Ясперс;

е) А. Камю

3. Кто из философов считал важнейшим мотивом деятельности волю к власти?

а) И. Кант;

б) А. Шопенгауэр;

в) Ф. Ницше;

г) З. Фрейд

4. Кто ввёл понятие двух видов морали: «морали рабов» и «морали господ»?

а) А. Шопенгауэр;

б) Н. Макиавелли;

в) Ф. Ницше;

г) О. Конт

5. Основная задача позитивизма:

а) сделать основой миропонимания волюнтаризм, интуицию, бессознательное;

б) рационализация научной деятельности в философии;

в) уникальность человеческой личности, глубина чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни человека в целом;

г) преобразование опыта, систематическое совершенствование его во всех сферах человеческой жизни;

д) бытие Бога, как Творца всего сущего; бытие человека как его высшего творения;

е) объяснить, как возможно понимание

6. О. Конт предложил создать новую «положительную» науку, построенную по образцу естественных наук. Что это была за наука?

а) антропология;

б) социология;

в) политология;

г) культурология

7. Какое философское направление XX века сделало своей главной проблемой смысл жизни человека?

а) неотомизм;

б) экзистенциализм;

в) позитивизм;

г) герменевтика

8. Кто является автором произведения «Стадии жизненного пути»?

а) Ф. Ницше;

б) О. Конт;

в) А. Шопенгауэр;

г) С. Кьеркегор;

д) К. Ясперс;

е) А. Камю

9. Главный вопрос современной теологической философии:

а) сделать основой миропонимания волюнтаризм, интуицию, бессознательное;

б) рационализация научной деятельности в философии;

в) уникальность человеческой личности, глубина чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни человека в целом;

г) преобразование опыта, систематическое совершенствование его во всех сферах человеческой жизни;

д) бытие Бога, как Творца всего сущего; бытие человека как его высшего творения;

е) объяснить, как возможно понимание

10. Соотнесите направления современной философии:

1) иррационализм; а) теория истолкования текстов;

2) позитивизм; б) направление философии, которое имеет своей главной целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике;

3) экзистенциализм; в) направление философии, главным предметом изучения которого стали человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире;

4) прагматизм; г) философское течение, предлагающее ограничить процесс познания конкретным, фактическим, опытным знанием и отрицающее практическую значимость и смысл общетеоретического познания;

5) герменевтика д) течения в философии, которые в противоположность рациональному, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания созерцание, интуицию, воображение, бессознательное

Вариант II
1. Иррационализм – это:

а) теория истолкования текстов;

б) направление философии, которое имеет своей главной целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике;

в) направление философии, главным предметом изучения которого стали человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире;

г) философское течение, предлагающее ограничить процесс познания конкретным, фактическим, опытным знанием и отрицающее практическую значимость и смысл общетеоретического познания;

д) течения в философии, которые в противоположность рациональному, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания созерцание, интуицию, воображение, бессознательное

2. Принцип, согласно которому главной движущей силой, определяющей всё в окружающем мире, является воля:

а) детерминизм;

б) волюнтаризм;

в) пессимизм;

г) вольтерьянство

3. Кто разработал учение о «сверхчеловеке»?

а) Ф. Ницше;

б) А. Шопенгауэр;

в) О. Конт;

г) З. Фрейд

4. «Философия жизни» - это философское направление, которое сосредоточено на:

а) создании научных теорий и систем;

б) формулировании основных нравственных законов;

в) полноте переживаний в духовной внутренней жизни человека;

г) созерцании бесконечных изменений в природе и обществе

5. Кто является основоположником позитивизма?

а) О. Конт;

б) И. Кант;

в) Ф. Ницше;

г) З. Фрейд

6. Экзистенциализм – это:

а) теория истолкования текстов;

б) направление философии, которое имеет своей главной целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике;

в) направление философии, главным предметом изучения которого стали человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире;

г) философское течение, предлагающее ограничить процесс познания конкретным, фактическим, опытным знанием и отрицающее практическую значимость и смысл общетеоретического познания;

д) течения в философии, которые в противоположность рациональному, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания созерцание, интуицию, воображение, бессознательное

7. Выделите высказывание, наиболее точно соответствующее сущности экзистенциализма:

а) философия экзистенциализма – это учение о высшем понимании мира;

б) философия экзистенциализма – это познание причин и принципов сущего;

в) экзистенциальная философия – это учение о свободе человека

г) экзистенциализм – это учение о том, как человеку жить

8. Прагматизм – это:

а) теория истолкования текстов;

б) направление философии, которое имеет своей главной целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике;

в) направление философии, главным предметом изучения которого стали человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире;

г) философское течение, предлагающее ограничить процесс познания конкретным, фактическим, опытным знанием и отрицающее практическую значимость и смысл общетеоретического познания;

д) течения в философии, которые в противоположность рациональному, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания созерцание, интуицию, воображение, бессознательное

9. Выделите представителя современной теологической философии:

а) С. Кьеркегор;

б) Ф. Ницше;

в) А. Камю;

г) Иоанн Павел II;

д) А. Шопенгауэр;

е) Д. Дьюи;

ж) В. Дильтей;

з) О. Конт;

и) Ф. Шлейермахер;

к) Г. Спенсер

10. Соотнесите направления современной философии и их представителей:

1) иррационализм; а) С. Кьеркегор;

2) позитивизм; б) Ф. Ницше;

3) иррационализм; в) А. Камю;

4) прагматизм; г) Иоанн Павел II;

5) современная теологическая философия; д) А. Шопенгауэр;

6) герменевтика е) Д. Дьюи;

ж) В. Дильтей;

з) О. Конт;

и) Ф. Шлейермахер;

к) Г. Спенсер

Вариант III

1. Что является основной задачей иррационализма?

а) сделать основой миропонимания волюнтаризм, интуицию, бессознательное;

б) рационализация научной деятельности в философии;

в) уникальность человеческой личности, глубина чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни человека в целом;

г) преобразование опыта, систематическое совершенствование его во всех сферах человеческой жизни;

д) бытие Бога, как Творца всего сущего; бытие человека как его высшего творения;

е) объяснить, как возможно понимание

2. Философ, которого называют самым пессимистическим мыслителем всех времён:

а) О. Конт;

б) А. Шопенгауэр;

в) Ф. Ницше;

г) А. Камю

3. Что, согласно Ф. Ницше, лежит в основе жизни и окружающего мира?

а) воля к жизни;

б) познание мира;

в) воля к власти;

г) отрешение от мира

4. Философское направление, представители которого считают, что подлинное знание может быть получено только средствами естественных наук:

а) позитивизм;

б) прагматизм;

в) неотомизм;

г) герменевтика

5. Кто является автором произведения «Курс позитивной философии»?

а) Ф. Ницше;

б) О. Конт;

в) А. Шопенгауэр;

г) С. Кьеркегор;

д) К. Ясперс;

е) А. Камю

6. Согласно экзистенциализму, человек…

а) мера всех вещей;

б) заброшен в мир против своей воли, находится перед лицом будущего, «прозревает», переживает «пограничные ситуации»;

в) арена беспощадной борьбы между сознанием и бессознательным;

г) аккумуляция иррациональной «воли к власти»

7. Основной вопрос экзистенциализма:

а) сделать основой миропонимания волюнтаризм, интуицию, бессознательное;

б) рационализация научной деятельности в философии;

в) уникальность человеческой личности, глубина чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни человека в целом;

г) преобразование опыта, систематическое совершенствование его во всех сферах человеческой жизни;

д) бытие Бога, как Творца всего сущего; бытие человека как его высшего творения;

е) объяснить, как возможно понимание

8. Выделите представителей прагматизма:

а) С. Кьеркегор;

б) Ф. Ницше;

в) А. Камю;

г) Иоанн Павел II;

д) А. Шопенгауэр;

е) Д. Дьюи;

ж) В. Дильтей;

з) О. Конт;

и) Ф. Шлейермахер;

к) Г. Спенсер

9. Теория истолкования текстов:

а) герменевтика;

б) прагматизм;

в) неотомизм;

г) позитивизм

10. Соотнесите направления современной философии и их главный вопрос, проблему:

1) позитивизм; а) сделать основой миропонимания волюнтаризм, интуицию, бессознательное;

2) герменевтика; б) рационализация научной деятельности в философии;

3) иррационализм; в) уникальность человеческой личности, глубина чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни человека в целом;

4) экзистенциализм; г) преобразование опыта, систематическое совершенствование его во всех сферах человеческой жизни;

5) прагматизм; д) бытие Бога, как Творца всего сущего; бытие человека как его высшего творения;

6) современная теологическая философия е) объяснить, как возможно понимание

Вариант IV
1. Выделите представителей иррационализма:

а) С. Кьеркегор;

б) Ф. Ницше;

в) А. Камю;

г) Иоанн Павел II;

д) А. Шопенгауэр;

е) Д. Дьюи;

ж) В. Дильтей;

з) О. Конт;

и) Ф. Шлейермахер;

к) Г. Спенсер

2. Одна из важнейших категорий философского учения Ф. Ницше:

а) «воля к жизни»;

б) «воля к власти»;

в) «воля Бога»;

г) «сверх-Я»

3. Кто является автором произведения «Так говорил Заратустра»?

а) Ф. Ницше;

б) О. Конт;

в) А. Шопенгауэр;

г) С. Кьеркегор;

д) К. Ясперс;

е) А. Камю

4. Позитивизм – это:

а) теория истолкования текстов;

б) направление философии, которое имеет своей главной целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике;

в) направление философии, главным предметом изучения которого стали человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире;

г) философское течение, предлагающее ограничить процесс познания конкретным, фактическим, опытным знанием и отрицающее практическую значимость и смысл общетеоретического познания;

д) течения в философии, которые в противоположность рациональному, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания созерцание, интуицию, воображение, бессознательное

5. О. Конт – представитель:

а) позитивизма;

б) «философии жизни»;

в) прагматизма;

г) неотомизма

6. Экзистенциализм –

а) философское направление, выдвигающее на первый план уникальность человеческого бытия;

б) религиозная теория о конечных судьбах мира и человека;

в) наука о предметах, постижимых чувственным путём;

г) направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного знания

7. Выделите представителей экзистенциализма:

а) С. Кьеркегор;

б) Ф. Ницше;

в) А. Камю;

г) Иоанн Павел II;

д) А. Шопенгауэр;

е) Д. Дьюи;

ж) В. Дильтей;

з) О. Конт;

и) Ф. Шлейермахер;

к) Г. Спенсер

8. Задача прагматизма:

а) сделать основой миропонимания волюнтаризм, интуицию, бессознательное;

б) рационализация научной деятельности в философии;

в) уникальность человеческой личности, глубина чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни человека в целом;

г) преобразование опыта, систематическое совершенствование его во всех сферах человеческой жизни;

д) бытие Бога, как Творца всего сущего; бытие человека как его высшего творения;

е) объяснить, как возможно понимание

9. Направление философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания:

а) аналитическая философия;

б) прагматизм;

в) герменевтика;

г) позитивизм

10. Соотнесите автора и название произведения:

1) Ф. Ницше; а) «Чума»;

2) О. Конт; б) «Так говорил Заратустра»;

3) А. Шопенгауэр; в) «Психология мировоззрений»;

4) С. Кьеркегор; г) «Курс позитивной философии»;

5) К. Ясперс; д) «Стадии жизненного пути»;

6) А. Камю е) «Мир как воля и представление»


Литература
Основная
1. Канке В. А. Основы философии. М., 2003 г.

2. Пивоев В. М. История философии. Санкт-Петербург, 2002 г.

3. Пол Роланд. Откровения. Мудрость веков. М., 2000г.

  1. Джейн Стивенсон. Философия. М., 2004 г.

  2. Философия. Р-н-Д., 2003 г.

  3. Философия: учебник для средних специальных заведений. М., 2002 г.

  4. Губин В. Д. Основы философии. М., 2005 г.


Дополнительная
1. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. М., 1991.

2. Цвейг С. Фридрих Ницше. М., 1991.

3. Юнгер Ф.Г. Ницше / Пер. с нем. А.В. Михайловского. М., 2001.

4. Андреев Л. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век. М., 1994.

5. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

6. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ в.: Учебное пособие. В 2 т. М., 1994.

7. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

8 Соколов А.Н., Солонин Ю.Н. Предмет философии и обоснование науки. СПб., 1993.


1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   40


написать администратору сайта