учебное пособие. Основы философии. Содержание пояснительная записка 4 вместо предисловия 7 Тема Философия как форма мировоззрения и наука 10 Тема Возникновение древневосточной философии 26
Скачать 4.9 Mb.
|
Тема 15. Основные проблемы социальной философии Вы будете изучать:
Цели темы:
После изучения темы вы сможете:
Предметом социальной философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, как целостная социальная система, а также законы функционирования и развития общества. Основные проблемы и вопросы социальной философии:
Общество – это необходимая и естественная форма совместной жизни людей. Природа человека заставляет людей жить друг с другом. Вне общества невозможно воспроизводство человеческой жизни. Кроме самих людей, общество воспроизводит основные отношения и связи между ними, а также средства удовлетворения их материальных и духовных потребностей. В античной философии возникновение общества рассматривалось естественной потребностью людей в совместной жизни, а общество, синонимами которого выступали понятия «общежитие», «община», рассматривалось как часть природы. В средние века понятие общества исчезает, заменяясь понятиями «государство», «страна», «народ». Представление об обществе как самостоятельной сфере бытия, обладающей специфическими чертами существования, сформировалось только в Новое время. До этого в философских учениях рассматривались либо антропологические проблемы, либо только отдельные стороны социального бытия: этические, политические, экономические и др. В основе представлений об обществе как особой сфере существования лежали главным образом исторические причины, а именно – формирование капитализма с присущим ему общественным характером экономики и политического управления. Формирование социологической проблематики относят к философским учениям Просвещения (XVII – XVIII вв.), особенно к возникшей в XVIII веке философии истории. С этого времени история стала рассматриваться не как последовательность изолированных друг от друга событий, а как закономерное течение взаимообусловленных социальных процессов. С начала XIX века общество превращается в самостоятельный объект изучения. Первым систематизированным учением об обществе стала философия истории Гегеля. Гегель рассматривал общество как сферу «всестороннего переплетения зависимостей всех ото всех». Ещё более конкретно об обществе как самостоятельном объекте изучения было заявлено в позитивной философии О. Конта, в рамках которой в 1839 г. Конт провозгласил создание новой науки – науки об обществе, социологии. Социология, история, правоведение и другие гуманитарные науки тесно связаны с социальной философией, которая изучает наиболее общие, фундаментальные закономерности существования общества. Обычно размышления об обществе начинаются с рассмотрения взаимоотношения человек - общество. На этот счет существуют три основные интерпретации. Согласно первой интерпретации, общество составлено из индивидов и образуется от сложения их способностей, поведения, действий. Такая интерпретация была вызвана к жизни философией Нового времени в тот период, когда основное внимание было направлено на отдельного человека. Индивид был поставлен в центр философии, соответственно общество стали понимать как сложенное из индивидов (так считали Гоббс, Локк, Кант и их многочисленные последователи). Согласно второй интерпретации представление об обществе как сумме индивидов не во всех отношениях убедительно и удовлетворительно. Каждый человек находит общество как уже нечто данное. Если родился в России, то будешь разговаривать по-русски, придерживаться российских традиций. Здесь у индивида нет выбора, его жизнь определяется обществом. Именно поэтому уже в Новое время появилась другая концепция: общество первично, а индивид вторичен. Такую концепцию развили те философы, прежде всего Гегель и особенно Маркс, которые в соответствии с основным содержанием философии Нового времени, оставаясь рационалистами, во главу угла ставили не отдельного человека, а общество. Теперь человек стал пониматься как "узел" общественных отношений. Но и вторая концепция оказалась с недостатками: она не учитывала своеобразие, свободу индивидов, их творчество. Поэтому в наши дни популярна третья интерпретация, соединяющая достоинства индивидуалистической (первичен индивид) и коллективистской (первично общество) интерпретаций общества. Имеется в виду, что обе интерпретации должны постоянно дополнять друг друга: в постоянно возобновляющемся процессе общество производит индивидов, которые в свою очередь производят общество. Одной из центральных проблем социальной философии также является проблема содержания понятия «общество». В качестве элементарных единиц, составляющих общество, в различных социальных теориях выступают разные объекты: отдельные люди; объединения людей, состоящие хотя бы из двух человек; социальные связи, получающие своё выражение в виде социальных институтов или организаций; определённые виды социального взаимодействия и др. Наиболее распространённым в современной науке является следующее определение. Общество – система взаимоотношений между людьми, объединённых общими потребностями, интересами и целями, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности. Основными элементами общества, рассматриваемого в качестве системы, выступают те сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей, направленная на сохранение и расширенное воспроизводство их жизни. Основными видами общественно необходимой человеческой деятельности являются: производственно-экономическая, социальная, политическая, духовная. Сферы жизни общества Предприятия (заводы, фабрики, фирмы, артели, банки и т.д.) Производственные отношения Духовные учения Религии Философия Наука Образование Право Мораль Искусство Идеология ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДУХОВНАЯ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ Государство Политические партии Общественно-политические движения Профсоюзы Международные политические организации и объединения Народности Нации Мужчины-Женщины Классы Партии Возрастные группы Группы по интересам и т.д. Производственно-экономическая сфера – это область осуществления хозяйственной деятельности общества, область создания материальных благ. Её составляющие: производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Формы проявления производственно-экономической сферы:
Значение материального производства (производственно-экономической сферы жизни общества):
Социальная сфера – система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе. Основные подходы по отношению к социальной сфере общества:
Основные элементы социальной структуры общества:
Возможность перехода из одной социальной группы в другую (например, крестьянина – в число рабочих, рабочего – в число интеллигенции и т.д.) называется социальной мобильностью. Социальная мобильность – основа нормального существования общества, самореализации каждого человека, его счастья. Как правило, низкая социальная мобильность свойственна тоталитарным государствам и государствам, находящимся в состоянии глубокого экономического, политического и духовного застоя. С другой стороны, высокая социальная мобильность характерна для демократических, динамично развивающихся обществ, а также для любых обществ, находящихся в полосе революций или реформ. В странах с низким уровнем социальной мобильности при высоком уровне демократии, высоком уровне жизни переход из одной страты в другую либо невозможен, либо крайне затруднителен. Это объясняется компактностью общества, маленькими размерами, жёсткой взаимосвязанностью членов, силой традиций, «занятостью» мест в обществе. Страны с высочайшим уровнем мобильности – США, Италия, Япония. Страны со средним уровнем мобильности – Канада, Великобритания. Страны с крайне низким уровнем мобильности – Голландия, Швейцария, Дания. Наивысший уровень объединения социальных групп – это гражданское общество. Общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, моральные традиции. Тенденции развития современного общества:
В современном мире большую остроту и силу набирает национальный вопрос, поэтому следует уделить повышенное внимание к национальным отношениям. Индустриальное общество, интеграция экономической жизни, образование мирового рынка создали условия для возникновения наций и национальных отношений. До этого существовали другие этнические общности, соответствующие природе данной социальной системы. Первобытное общество знало семью, род, племя, каждое из которых отличалось слабым развитием территориально-экономических и культурных связей. В рабовладельческом обществе в результате смешения племён и вытеснения кровно родственных связей на основе общности языка, территории и культуры возникла народность. Народность оставалась доминирующей общностью и в период феодализма. И только при капитализме появляется нация, характеризующаяся общностью происхождения, языка, территории, экономических связей, культуры, психического склада, самосознания. Сегодня в связи с радикальными изменениями в национальных отношениях в научный лексикон вводятся два новых понятия: нация-государство и нация-этнос. Под первым понимается совокупность всех граждан государства независимо от их языка, культуры и т.д. (классический образец такой нации – США). Под вторым – имеется в виду компактно проживающие или «рассеянные» (диаспоры) группы, у которых нет своей государственности, но имеется общий язык, культура, психология и другие особенности. Примером этнической нации могут служить 25 миллионов русских, оказавшихся после распада СССР за пределами России. Возникшие в индустриальном обществе две тенденции в развитии наций (консолидация наций и стремление наций к независимости, суверенитету, образование национальных государств) не только продолжают проявлять себя в настоящее время, но и приобретают свою специфику. Эта специфика заключается в обострении противоречия между стремлением наций к независимости и их включённостью в сложившиеся государственные образования, что порой вызывает серьёзные политические и военные конфликты (Абхазия в Грузии, Чечня в России, Косово в Югославии и др.). В современных государствах, особенно в слаборазвитых странах, растёт влияние национальной буржуазии и коррумпированных групп. Следуя своим эгоистическим интересам, они противопоставляют национальное общечеловеческому, национализм - патриотизму, космополитизм – интернационализму. Национализм (идеология и политика в национальном вопросе, основа которых — трактовка нации как высшей ценности и формы общности) внедряется в общественное сознание чаще всего преднамеренно, с целью отвлечь общество от кризисных явлений, перенести недовольство людей антинародными режимами на иной объект. Хотя нельзя исключать и того, что национализм может возникнуть и спонтанно, как ответная реакция на неправомерное применение антигуманных и насильственных методов против того или иного народа. Национализм подчас выступает в союзе с расизмом (совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены на эксплуатацию). Однако учёные-антропологи утверждают, что все существующие на Земле расы биологически равноценны. Неравномерность в их развитии обусловлена, прежде всего, социальными причинами: отделением цветного населения от белых, лишением гражданских прав негритянского населения и т.д. Иногда национализм достигает своей крайней формы – шовинизма, проявляющегося в ненависти к другим народам, которые объявляются негодными и зловредными. На основе этой человеконенавистнической идеологии фашисты осуществили, например геноцид (истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам) цыган по той причине, что они якобы «способны лишь плясать и петь, а не работать», евреев, потому, что «они могут лишь торговать», уничтожили миллионы поляков, белорусов и русских и людей других национальностей потому, что они принадлежат, по их мнению, к «низшим расам». Антиподами национализма и расизма являются патриотизм и интернационализм. Патриотизм – это любовь к Родине, своему народу, культуре, истории; это ответственность за её настоящее и будущее; это альтруистическое отношение к другим народам без национального превосходства. Патриотизм несовместим с космополитизмом, проповедующим отказ от национальных традиций, суверенитета, культуры. Он декларирует, что родина каждого человека там, где «легко дышится и сладко живётся», снимая тем самым ответственность индивида за судьбу Родины. Интернационализм же есть солидарность всех народов планеты на основе равенства, взаимопонимания, доверия, диалога, взаимопроникновения культур, ценностей, знаний и доступа для всех к благам цивилизации. В XXI веке, когда ещё большую силу наберут интеграционные процессы, появятся благоприятные условия для того, чтобы интернационализм постепенно вытеснил национализм. Поэтому очень важным является воспитание в сознании многих людей такой черты как толерантность. Толерантность (лат. tolerantia – терпение) – умение человека быть снисходительным, терпимым к кому-либо, способность личности совмещать различные точки зрения. Политическая сфера – совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом. Основной вопрос политической жизни – вопрос о власти. Элементы политической системы общества:
Основные функции государства:
Духовная сфера – область создания и освоения духовных ценностей. Основные элементы духовной жизни общества:
Элементы общественного сознания: Обыденное сознание (непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности) Теоретическое сознание (высшее обобщённое восприятие бытия) Общественная идеология (система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоёв, общественно-политический строй) Общественная психология (чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции потребности и интересы людей и общества в целом). Формы общественного сознания:
Типы развития общества:
Основные понятия и термины: Геноцид - (от греч. genos — род, племя и лат. caedo — убиваю), истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде (биологический геноцид). Диаспора - (греч. diaspora — рассеяние), часть народа (этническая общность), живущая вне страны своего происхождения, своей исторической родины. Интернационализм - международная солидарность людей различных наций и рас, основа их взаимопонимания, взаимного доверия, взаимопроникновения культур, ценностей, знаний и технологий. Космополитизм - (от греч. kosmopolites — космополит, гражданин мира), идеология т. н. мирового гражданства. Народность - исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей. Национализм - идеология и политика в национальном вопросе, основа которых — трактовка нации как высшей ценности и формы общности. Нация - (от лат. natio — племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Нация-государство - совокупность всех граждан государства независимо от их языка, культуры и т.д. Нация-этнос - компактно проживающие или «рассеянные» (диаспоры) группы, у которых нет своей государственности, но имеется общий язык, культура, психология и другие особенности. Общество система взаимоотношений между людьми, объединённых общими потребностями, интересами и целями, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности. Патриотизм - (от греч. patriotes — соотечественник, patris — родина), любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства. Расизм - совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены на эксплуатацию. Социальная мобильность изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Страты – социальные слои, принадлежность к которым определяется уровнем доходов, престижностью профессии, районом проживания и т.п. Толерантность - (от лат. tolerantia — терпение), терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Шовинизм – (франц. chauvinisme, от имени Н. Шовена (Chauvin), солдата, поклонника завоевательной политики Наполеона I), ненависть к другим народам, которые объявляются негодными и зловредными. Контроль знаний I. Вопросы для самопроверки: 1. Что является предметом социальной философии? 2. Как изменялись представления об обществе на различных этапах истории философской мысли? 3. Назовите философов, которые внесли наибольший вклад в развитие представлений об обществе? 4. В каком веке общество становится самостоятельным предметом изучения? 5. Какие вы знаете сферы жизни общества? 6. Какова структура производственно-экономической; социальной; политической; духовной сфер общества? 7. В чём отличие нации от народности? 8. Чем отличаются понятия «класс» и «страта»? 9. Раскройте содержание терминов «патриотизм», «космополитизм», «национализм», «интернационализм», «расизм», «геноцид», «шовинизм», «толерантность». II. Упражнения и задачи
III. Тестовый контроль знаний Вариант I 1. Что является предметом социальной философии? а) человек; б) процесс познания; в) общество; г) право 2. В Новое время общество рассматривалось как: а) естественная потребность людей в совместной жизни; б) государство, страна, народ; в) самостоятельная сфера бытия, обладающая специфическими чертами; г) самостоятельный объект изучения 3. «Общество – это самостоятельная сфера бытия, обладающая специфическими чертами", - к какой исторической эпохе принадлежит это мнение? а) Античность; б) эпоха просвещения; в) Новое время; г) Средние века 4. В каких философских системах считается, что общество состоит из индивидов и образуется от сложения их способностей, поведения, действий? а) современная философия; б) философия марксизма; в) философия средневековья; г) философия Гоббса, Локка, Канта 5. Политическая сфера жизни общества – это: а) область осуществления хозяйственной деятельности общества; б) система внутреннего устройства общества, основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе; в) совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом; г) область создания и освоения духовных ценностей 6. Народность – это: а) единение, сформированное на основе общности языка, территории, культуры; б) единение, характеризующееся общностью происхождения, языка, территории, экономических связей, культуры, психического склада, самосознания; в) совокупность всех граждан государства независимо от их языка, культуры; г) компактно проживающие или «рассеянные» группы, у которых нет своей государственности, но имеется общий язык, культура, психология 7. Сопоставьте понятие и его определение: 1) народность; а) компактно проживающие или «рассеянные» группы, у которых нет своей государственности, но имеется общий язык, культура, психология; 2) нация; б) единение, сформированное на основе общности языка, территории, культуры; 3) нация-государство; в) совокупность всех граждан государства независимо от их языка, культуры; 4) нация-этнос г) единение, характеризующееся общностью происхождения, языка, территории, экономических связей, культуры, психического склада, самосознания 8. Что относится к общественной идеологии как элементу общественного сознания? а) система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоёв; б) чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности; в) высшее обобщённое восприятие бытия; г) непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности 9. Определите, какие методы развития общества относятся к революционному типу, а какие, к эволюционному: 1) революционный тип развития; а) войны; 2) эволюционный тип развития б) диалог культур; в) восстания; г) смена власти как результат традиции или выборов; д) естественные экономические изменения; е) научные революции; ж) технологические революции 10. Умение человека быть снисходительным к кому-либо, способность личности совмещать различные точки зрения: а) интернационализм; б) космополитизм; в) толерантность; г) интеллигентность Вариант II
а) происхождение и развитие человека; б) соотношение понятий цивилизация и культура; в) происхождение и развитие общества; г) закономерности функционирования общественной системы 2. В эпоху Просвещения общество рассматривалось как: а) естественная потребность людей в совместной жизни; б) государство, страна, народ; в) самостоятельная сфера бытия, обладающая специфическими чертами; г) самостоятельный объект изучения 3. «Общество – это самостоятельный объект изучения». К какой исторической эпохе принадлежит это мнение? а) Античность; б) эпоха Просвещения; в) Новое время; г) Средние века 4. В каких философских системах считается, что общество первично, а индивид вторичен: а) современная философия; б) философия марксизма; в) философия средневековья; г) философия Гоббса, Локка, Канта 5. Духовная сфера жизни общества – это: а) область осуществления хозяйственной деятельности общества; б) система внутреннего устройства общества, основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе; в) совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом; г) область создания и освоения духовных ценностей 6. Нация – это: а) единение, сформированное на основе общности языка, территории, культуры; б) единение, характеризующееся общностью происхождения, языка, территории, экономических связей, культуры, психического склада, самосознания; в) совокупность всех граждан государства независимо от их языка, культуры; г) компактно проживающие или «рассеянные» группы, у которых нет своей государственности, но имеется общий язык, культура, психология 7. Что относится к обыденному сознанию как элементу общественного сознания: а) система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоёв; б) чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом; в) высшее обобщённое восприятие бытия; г) непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности 8. Сопоставьте элементы общественного сознания и их составляющие: 1) обыденное сознание а) система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоёв 2) теоретическое сознание б) чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом 3) общественная психология в) высшее, обобщённое восприятие бытия 4) общественная идеология г) непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности 9. Соотнесите характеристику общества и уровень социальной мобильности: 1) высочайший уровень социальной мобильности а) тоталитарное государство, государство, находящееся в состоянии глубокого политического и духовного застоя 2) крайне низкий уровень социальной мобильности б) демократическое, динамично развивающееся общество; общество, находящееся в полосе революций и реформ 3) средний уровень социальной мобильности в) компактное государство маленького размера, с жёсткой взаимосвязанностью её членов, силой традиций 10. Возможность перехода из одной социальной группы в другую: а) социализация; б) социальная мобильность; в) стратификация; г) классификация Вариант III
а) естественная потребность людей в совместной жизни; б) государство, страна, народ; в) самостоятельная сфера бытия, обладающая специфическими чертами; г) самостоятельный объект изучения 2. «Общество – это государство, страна, народ». К какой исторической эпохе принадлежит это мнение? а) Античность; б) эпоха Просвещения; в) Новое время; г) Средние века 3. Сопоставьте историческую эпоху и взгляд на общество, соответствующий философии того времени: 1) Античность; а) естественная потребность людей в совместной жизни; 2) эпоха Просвещения; б) государство, страна, народ; 3) Новое время; в) самостоятельная сфера бытия, обладающая специфическими чертами; 4) Средние века г) самостоятельный объект изучения 4. Сопоставьте сферы жизни общества и их определения: 1) духовная; а) область осуществления хозяйственной деятельности общества; 2) производственно-экономическая; б) система внутреннего устройства общества, основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе; 3) социальная; в) совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом; 4) политическая г) область создания и освоения духовных ценностей 5. Социальная сфера жизни общества – это: а) область осуществления хозяйственной деятельности общества; б) система внутреннего устройства общества, основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе; в) совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом; г) область создания и освоения духовных ценностей 6. Нация-государство – это: а) единение, сформированное на основе общности языка, территории, культуры; б) единение, характеризующееся общностью происхождения, языка, территории, экономических связей, культуры, психического склада, самосознания; в) совокупность всех граждан государства независимо от их языка, культуры; г) компактно проживающие или «рассеянные» группы, у которых нет своей государственности, но имеется общий язык, культура, психология 7. Что относится к теоретическому сознанию как элементу общественного сознания? а) система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоёв; б) чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом; в) высшее обобщённое восприятие бытия; г) непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности 8. Сопоставьте понятие и определение: 1) национализм; а) совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас; 2) расизм; б) истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам; 3) геноцид; в) идеология, основа которой трактовка нации как высшей ценности; 4) шовинизм г) ненависть к другим народам, которые объявляются негодными и зловредными 9. Социальная стратификация – это: а) разделение общества на классы; б) сложная неустойчивая структура в обществе; в) деление людей на общественные группы в зависимости от выбора профессии г) процесс разделения людей на социальные слои 10. Совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас: а) национализм; б) расизм; в) геноцид; г) шовинизм Вариант IV 1. В средние века общество рассматривалось как: а) естественная потребность людей в совместной жизни; б) государство, страна, народ; в) самостоятельная сфера бытия, обладающая специфическими чертами; г) самостоятельный объект изучения 2. «Общество – потребность людей в совместной жизни». К какой исторической эпохе принадлежит это мнение? а) Античность; б) эпоха Просвещения; в) Новое время; г) Средние века 3. Кто является создателем науки об обществе? а) Г. Гегель; б) К. Маркс; в) О. Конт; г) И. Кант 4. Производственно-экономическая сфера жизни общества – это: а) область осуществления хозяйственной деятельности общества; б) система внутреннего устройства общества, основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе; в) совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом; г) область создания и освоения духовных ценностей 5. Сопоставьте сферу жизни общества и её проявления 1) духовная; а) народности, нации, классы, партии; 2) производственно-экономическая; б) государство, профсоюзы; 3) социальная; в) философия, наука, право, мораль; 4) политическая г) заводы, фирмы, фабрики 6. Нация-этнос – это: а) единение, сформированное на основе общности языка, территории, культуры; б) единение, характеризующееся общностью происхождения, языка, территории, экономических связей, культуры, психического склада, самосознания; в) совокупность всех граждан государства независимо от их языка, культуры; г) компактно проживающие или «рассеянные» группы, у которых нет своей государственности, но имеется общий язык, культура, психология 7. Что относится к общественной психологии как элементу общественного сознания? а) система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоёв; б) чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом; в) высшее обобщённое восприятие бытия; г) непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности 8. Сопоставьте понятие и определение: 1) национализм; а) идеология, основа которой, трактовка нации как высшей ценности; 2) патриотизм; б) любовь к Родине, своему народу, культуре, истории; 3) интернационализм; в) отказ от национальных традиций, суверенитета, культуры; 4) космополитизм г) солидарность всех народов планеты на основе равенства, взаимопонимания 9. Приведите в соответствие сферы общественной жизни и характеризующие их особенности: 1) производственно-экономическая сфера; а) независимое положение личности; 2) социальная сфера; б) частная собственность; 3) политическая сфера; в) рациональное мышление; 4) духовная сфера г) правовое государство 10. Истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам: а) национализм; б) расизм; в) геноцид; г) шовинизм Литература Основная 1. Канке В. А. Основы философии. М., 2003 г. 2. Пивоев В. М. История философии. Санкт-Петербург, 2002 г. 3. Пол Роланд. Откровения. Мудрость веков. М., 2000г. 4. Джейн Стивенсон. Философия. М., 2004 г. 5. Философия. Р-н-Д., 2003 г. 6. Философия: учебник для средних специальных заведений. М., 2002 г. 7. Губин В. Д. Основы философии. М., 2005 г. Дополнительная 1. Арефьева Г.С. Общество как объект социального анализа. М., 1995. 2. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. 3. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., 1994. 4. Ивин А.А. Философия истории. М., 2000. 5. Лавриненко В.Н. Социальная философия. М., 1995. 6. Теория общества: Фундаментальные проблемы / Под ред. А.Ф. Филиппова М., 1991. 7. Философия истории: Антология / Сост., редакция и вступит. ст. Ю.А. Кимелева. М., 1994. 8. Белов, А.В. Культура глазами философов-органицистов / А.В. Белов. – Ростов н/Д, 2002. 9. Ойзерман, Т.И. Материалистическое понимание истории: плюсы и минусы / Т.И. Ойзерман // Вопросы философии. – 2001. – № 2. 10. Розов, Н.С. Структура социальной онтологии: на пути к синтезу макроисторических парадигм / Н.С. Розов // Вопросы философии. – 1999. – № 2. |