учебное пособие. Основы философии. Содержание пояснительная записка 4 вместо предисловия 7 Тема Философия как форма мировоззрения и наука 10 Тема Возникновение древневосточной философии 26
Скачать 4.9 Mb.
|
Тема 13. Философское учение о познании Вы будете изучать:
Цели темы:
После изучения темы вы сможете:
Теория познания или гносеология возникла в философии на самом раннем этапе её развития. Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» - знание и «logos» - понятие, учение. Гносеология изучает природу человеческого познания, отношение знания к реальности, условия его существования в системе культуры и коммуникации, критерии истинности, а также формы, способы и закономерности достижения истинного знания. Позднее появился термин «эпистемология», который очень быстро получил широкое распространение. Под этим термином принято понимать теорию научного познания. Основные проблемы и вопросы гносеологии:
Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуются внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя. Принципы познания Виды действий человека по познанию
Основной проблемой гносеологии является проблема границ познания: насколько познаваем мир, то есть что из реальных предметов и процессов действительности можно познать достоверно. Многие философы высказывали мнение о том, что возможности познания ограничиваются особенностями человека и его восприятия. То, что мир совсем не таков, каким он воспринимается человеком, было понято уже философами древности. Ещё одна трудность была связана с объяснением причины того или иного ощущения. В зависимости от ответа на вопрос о познаваемости мира все философские течения можно разделить на два основных направления. Основные подходы к проблеме познаваемости мира: Гностицизм – философское учение, утверждающее, что мир познаваем исчерпывающе и безусловно. Сторонники гностицизма (как правило материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность – сознание – изучает сама себя. Агностицизм – философское учение о непознаваемости мира. Агностики (часто – идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Кант ввёл специальные понятия для обозначения предмета как он есть сам по себе, назвав его «вещью в себе», и того, как этот предмет представляется человеку, - «явление». Так, например, человек воспринимает листву деревьев в зелёном цвете («явление»), в то время как на самом деле ей свойственно лишь отражать лучи той длины, которая при воздействии на человеческий глаз даёт ощущение зелени. Кант считал, что человек познаёт только «явления», в то время как «вещи в себе» непознаваемы. Идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума. Спор между гностицизмом и агностицизмом неразрешим чисто теоретически. Так же как материализм и идеализм, гностицизм и агностицизм являются сквозными направлениями, проходящими через всю историю развития философской мысли. Познание как процесс, направленный на получение знаний, включает в себя ряд компонентов: субъект и объект познания; уровни и ступени познания; истину как цель познания. Под субъектом познания понимают носитель целенаправленной, активной предметно-практической познавательной деятельности и её оценки, которым может быть индивид, коллектив, социальная группа, общество в целом. Объектом познания обычно называют то, на что направлена познавательная деятельность субъекта. В самом процессе познания выделяют три формы:
Процесс познания ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ
Ощущение – единичный акт чувственного познания. Является простейшим, элементарным отражением отдельного свойства материального предмета, непосредственно взаимодействующего с органами чувств человека. Ощущения являются недифференцированными и неопредмеченными впечатлениями об окружающей среде и выполняют ориентационную и сигнальную (знаковую) функции. Восприятие представляет собой такую форму чувственного познания, в которой объект, непосредственно воздействующий на органы чувств, отображается в сознании во всей его целостности. Восприятие возникает на основе ощущений и обязательно при непосредственном взаимодействии субъекта с предметом познания. Оно тоже характеризуется образно-знаковым единством. С одной стороны, чувственные впечатления, ощущения, лежащие в основе восприятия, функционируют в качестве неких сигналов, с другой – они складываются в определённый образ предмета. Представление – образ ранее воспринятого предмета или образ, генерируемый, создаваемый воображением. Представление имеет ряд специфических особенностей:
Чувственное познание во всей совокупности его форм имеет большое значение в жизни человека. С помощью чувственного познания человек получает первичные знания об окружающем его мире и о себе самом, в его сознании формируется чувственная картина мира, которая необходима для того, чтобы он мог адаптироваться к условиям собственного бытия. Однако для глубокого и всестороннего познания вещей, отношений между ними, для понимания сути того или иного события истории, того или иного социального феномена и т.п. одного чувственного познания оказывается недостаточно. И здесь на помощь человеку приходит рациональное познание, которое нередко называют абстрактным мышлением. Оно тесно связано со способностями человека к обобщениям и идеализациям, суждениям и умозаключениям, другим логическим операциям. Для рационального познания такой же первичной формой, как ощущения для чувственного познания, является понятие. Абстрактное мышление нередко рассматривают как процесс оперирования понятиями. Понятие – это форма мысли, в которой отдельные предметы или их группы обобщаются и выделяются в некоторый класс на основе совокупности общих существенных признаков. Число предметов, обобщаемых в понятии, может быть различным. Понятие может отражать признаки лишь одного вполне конкретного предмета («естественный спутник Земли») или признаки группы однородных предметов («философ»). Оно может относиться и к ирреальным, несуществующим в действительности предметам («вечный двигатель», «философский камень»). В понятиях может быть различным и уровень обобщения. Одни из них, как правило, используются в какой-либо одной области познания (частнонаучные понятия), другие – в целом ряде наук (общенаучные), третьи имеют всеобщий характер (философские). С помощью следующей формы рационального познания – суждения – человек соотносит те или иные свойства с предметами, характеризуя эти предметы с определённой стороны. В них он выражает мысли о существовании некоторого предмета, о тех или иных отношениях между предметами. Суждение, по сути дела, «есть не что иное, как способность мышления» (И. Кант) Суждение это мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах действительности. Основным элементом суждения являются понятия, которые связываются между собой определённым образом, что и порождает новую структуру мысли. Сами же суждения способствуют прояснению сути того или иного понятия. Они помогают понять понятия. Так, определяя понятие «обучение», мы можем использовать такое суждение: «Обучение есть процесс передачи и усвоения знания». Третьей основной формой абстрактного мышления является умозаключение, которое представляет собой некоторую совокупность суждений, связанных между собой определённым образом. Это некоторое рассуждение, в котором есть результат – новое знание. Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений получают новое суждение. Главной особенностью умозаключений является то, что с их помощью человек может получать знания о предметах действительности без непосредственного взаимодействия с ними, благодаря способности к рассуждению. Говоря о рациональном познании, нельзя не остановиться и на проблеме соотношения рассудка и разума. Уже в античной философии среди познавательных способностей выделяли разум как созерцательную способность, относящуюся к познанию умопостигаемых предметов, и рассудок, как способность к сознательному проведению логических операций. При этом разум считался наивысшей из всех познавательных способностей, так как только он может одновременно охватить во всей целостности совокупность всех прообразов сущего и осуществить познание принципов, закономерностей, первоначал. Рассудок, в отличие от разума понимался, как способность последовательно связывать мысли-образы по правилам логики, и, одновременно, как способность объяснять. Рассудок опирается на исходные знания и зависит от идеальных форм. Он есть познание на основе принципов. Большой вклад в изучение взаимоотношения рассудка и разума внёс И. Кант. Он полагал, что «всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления». По Канту рассудок – это способность к суждению, способность давать правила. Рассудок опирается на опыт, на материал, данный как результат чувственного познания. Из этого «материала», проводя те или иные логические операции, он выводит новые суждения, упорядочивает знания, классифицирует и систематизирует полученные из опыта данные, помогает субъекту быстрее сориентироваться в привычных ситуациях. Разум же содержит внутри себя самого источник понятий и принципов. Он не заимствует их ни у рассудка, ни у чувств. Он сам творит понятия и принципы. И если рассудок действует в пределах наличного знания, то разум прорывается за эти пределы, расширяет и углубляет знания. Наличие рассудка и разума, этих двух различных, но и взаимосвязанных компонент мышления, подтверждается и научными данными о двух разновидностях мышления, которые называют левополушарным и правополушарным. Левополушарное мышление – это рассудочное мышление. Оно более строгое, более абстрактное, более схематичное, логически упорядоченное. Правополушарное мышление – это «разумное», понимающе-смысловое мышление. Оно обладает образностью, конкретностью, целостностью. Это мышление творчески-конструктивное, которое схватывает картину действительности целиком, на лету улавливает смысл сказанного, не акцентируя сознание на логико-грамматических особенностях речи. Определите с помощью теста «Художник-Мыслитель» ваш преобладающий тип мышления. Ответьте на следующие вопросы, пользуясь 10-ти бальной шкалой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию – 10 баллов. Но если, например, первый же вопрос поставит вас в тупик, поскольку вы не относите себя к мрачным личностям, но в то же время и не счастливый оптимист, то в вашем распоряжении все остальные баллы от 1 до 9. Постарайтесь поставить себе справедливую оценку «за настроение». ВОПРОСЫ:
Подсчитайте сумму баллов по вопросам: Л = 1,2,5,8,9 («левополушарный») П = 3,4,6,7,10 («правополушарный») Если ваш «левополушарный» (Л) результат более чем на 5 баллов превышает «правополушарный» (П) результат, то у вас преобладает логический тип мышления. Если у вас (П) больше (Л), то вы человек художественного склада. В процессе своей предметной или теоретической деятельности человеку нередко приходится сталкиваться с весьма сложными ситуациями и задачами. При этом бывают случаи, когда ему приходится напряжённо думать, рассуждать, использовать весь свой интеллектуальный потенциал для того, чтобы разобраться в ситуации или найти решение трудной задачи. Но бывает и так, что решение задачи, выход из сложного положения находятся как бы сами собой. Они возникают внезапно, совершенно неожиданно для человека как готовый результат, как некоторая данность. В этих случаях говорят об иррациональном мышлении, самой важной составляющей которого является интуиция. Интуицию можно трактовать узко и широко, её условно делят на чувственную и интеллектуальную, обыденную и профессиональную (техническую, научную, медицинскую, художественную, педагогическую и т.д.). В истории науки, техники и искусства немало примеров внезапных, неожиданных для самого человека «озарений», когда в его сознании возникает решение той или иной конкретной задачи, над которой он настойчиво работал. Иногда это решение приходит к человеку во сне. Во сне Менделееву пришло решение представить систему химических элементов в виде таблицы, у Пушкина родилась нужная ему поэтическая строка. Исследования этого трудно уловимого феномена показывают, что интуиция всегда связана со следующими факторами:
Если учитывать только эти факторы, то мы придём к понятию интеллектуальной интуиции как способности ума непосредственно постигать истину, не выводя её из других истин с помощью доказательства и не усматривая её лишь внешними чувствами. Если же интуиция трактуется как способность воспринимать знания непосредственным образом с помощью органов чувств, то это уже понятие чувственной интуиции. В современной литературе наиболее полную разработку получила следующая трактовка интуиции: Интуиция - (ср.-век. лат. intuitio, от intueor — пристально смотрю), постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Полученные человеком знания не остаются в его памяти «мёртвым грузом», они в той или иной мере используются им в практической деятельности. Опираясь на знания об окружающем мире, человек в нём ориентируется, активно воздействует на этот мир, целенаправленно его изменяет. Однако не всякое знание оказывается помощником в жизнедеятельности человека. Знание может оказаться поверхностным, не глубоким, оно может оказаться ошибочным и даже ложным. Использование такого знания в практической деятельности может привести к негативным и даже трагическим последствиям. Целью познания является истинное знание. Но что такое «истина»? Этот вопрос для гносеологии является фундаментальным. От того или иного понимания истины зависят ответы на вопросы о её достижимости, о её критериях и т.д. В философии нет единого мнения о сущности истины. Существует несколько концепций истины:
Итак, согласно традиционному пониманию, истина – это адекватное отражение в знании практически осваиваемой познающим субъектом действительности. 1) неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; 2) знания, зависящие от определённых условий, места и времени их получения 1) полное, исчерпывающее знание о бесконечном мире как целом; 2) знания, которые не могут быть опровергнуты в будущем АБСОЛЮТНАЯ ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА СУБЪЕКТИВНАЯ ОБЪЕКТИВНАЯ Истина, зависимая от человека (субъекта). Может совпадать с объективной или не совпадать. Истина сама по себе, независимая от человеческого сознания (от субъекта) Специфическим гносеологическим феноменом является заблуждение. Если ложь – это намеренное искажение действительности, вполне осознанная попытка выдать неверное знание за верное или наоборот, то заблуждение является непреднамеренным искажением знания (например, в философии и науке многие годы истинной признавалась геоцентрическая, а не гелиоцентрическая система строения мира. Аналогичные примеры есть в физике, математике и других науках). Критерии истины:
Научное познание или просто наука представляет собой целенаправленную деятельность человека по выработке объективированного знания, которое, в отличие от обыденного, индивидуального, личностного знания, отделено от индивида. Научное познание связано с использованием специально разрабатываемых приёмов и средств познания, способствующих обработке и систематизации полученных результатов. История развития науки, которая насчитывает более чем две тысячи лет, показывает, что в этом сложном процессе, где можно выделить взлёты и падения, обнаруживаются определённые закономерности и тенденции. На них в то или иное время обращали внимание различные философы, занимающиеся проблемами познания в целом. Однако пристальное внимание на проблемы научного познания, и, в частности, на проблемы развития науки философы обратили лишь во второй половине XIX века. С этого времени начинает свой отсчёт такое философское направление, как «философия науки». «Философия науки» занималась проблемами, связанными со структурой научного знания, способами его обоснования, её интересовали средства и методы познания в области науки, а также закономерности её развития. Уровни научного познания Эмпирический Теоретический Формы научного познания Научный факт – форма эмпирического знания, которая определённым образом фиксирует знание, полученное с помощью чувственно-практического опыта. Проблема – вопрос, который не может быть решён в рамках знания, составляющего базис некоторой теории Гипотеза – некоторое обоснованное предположение о существовании объекта, о закономерностях развития того или иного явления или необходимых связях объекта. Эмпирический закон – форма эмпирического знания, в которой обобщаются результаты конкретных практических исследований в некоторой области явлений. Теория – совокупность логически связанных между собой знаний, которая даёт целостное представление об основных закономерностях исследуемого явления или некоторой области явлений действительности Методы научного познания Единство исторического и логического восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному Формализация Математизация Гипотетико-дедуктивный метод и др. Универсальные: Анализ и синтез Дедукция Аналогия (моделирование) Абстрагирование Идеализация Наблюдение Эксперимент Измерение Классификация Описание Результаты эмпирического и теоретического познания становятся основой для формирования научной картины мира. Научная картина мира – это целостная система представлений об окружающем человека мире, складывающаяся на основе выявленных в процессе познания закономерностей, используемых в науке принципов, понятий и категорий, раскрывающих сущность, свойства и отношения его объектов. Научная картина мира в свою очередь подразделяется на специальную и общенаучную. Специальная научная картина мира соответствует знаниям, полученным той или иной частной наукой. Каждая частная наука является базой для своей собственной картины мира, которая может быть физической и биологической, химической и астрономической, исторической и политической и т.д. В случае, когда мы имеем дело со специальной картиной мира, речь идёт не о мире в целом, а о той его области, которую изучает конкретная наука. Специальная научная картина мира способствует систематизации научного знания в области конкретной науки, служит основанием для дальнейших исследований в этой области, являясь в определённом смысле, их программой, в которой определяются цели и задачи предполагаемых исследований, их средств и методов. Общенаучная картина мира – характеризуется тем, что она возникает на основе синтеза знания из разных областей науки. Этот синтез не является простой процедурой механического соединения различных данных тех и других наук, а осуществляется на основе их глубокого осмысления и систематизации, тесной взаимосвязи и взаимопроникновении. К настоящему времени наиболее разработанной является естественнонаучная картина мира, синтезирующая в себе знания физики, химии, геологии, биологии и некоторых других наук. В основе естественно-научной картины мира лежит его физическая картина. В процессе развития физического знания меняются и представления о мире природы. В XVI - XVII вв. натурфилософскую (физическую) картину мира сменяет механистическая, которая распространяет законы классической механики Ньютона на все явления мира. В XIX веке внутри этой картины формируется термодинамическая картина мира, фундаментом которой становятся молекулярно-кинетическая теория и статистические законы. XX век вновь меняет естестнно-научную картину мира. Сначала она базируется на квантово-механической концепции. Затем её дополняет биологическая картина мира, на становление которой оказывают влияние эволюционная теория, генетика и экология. В последние годы на формирование современной общенаучной картины мира воздействует синергетический подход. Мир в целом предстаёт как открытая, неравновесная система, развивающаяся нелинейно; в нём постоянно происходят переходы от устойчивости к неустойчивости, от порядка к хаосу и наоборот. Основные понятия и термины: Абсолютная истина - 1) полное, исчерпывающее знание о бесконечном мире как целом; 2) знания, которые не могут быть опровергнуты в будущем Агностицизм (от греч. agnostos — недоступный познанию) – философское учение о непознаваемости мира. Восприятие - форма чувственного познания, в которой объект, непосредственно воздействующий на органы чувств, отображается в сознании во всей его целостности. Гипотеза – некоторое обоснованное предположение о существовании объекта, о закономерностях развития того или иного явления или необходимых связях объекта. Гностицизм (от греч. gnostikos — знающий) – философское учение, утверждающее, что мир познаваем исчерпывающе и безусловно. Интуиция - (ср.-век. лат. intuitio, от intueor — пристально смотрю), постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Истина – адекватное отражение в знании практически осваиваемой познающим субъектом действительности Наука - целенаправленная деятельность человека по выработке объективированного знания, которое, в отличие от обыденного, индивидуального, личностного знания, отделено от индивида. Научная картина мира – это целостная система представлений об окружающем человека мире, складывающаяся на основе выявленных в процессе познания закономерностей, используемых в науке принципов, понятий и категорий, раскрывающих сущность, свойства и отношения его объектов. Научный факт – форма эмпирического знания, которая определённым образом фиксирует знание, полученное с помощью чувственно-практического опыта. Объективная истина - истина сама по себе, независимая от человеческого сознания (от субъекта) Относительная истина - 1) неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; 2) знания, зависящие от определённых условий, места и времени их получения Ощущение – единичный акт чувственного познания. Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. Понятие – форма мысли, в которой отдельные предметы или их группы обобщаются и выделяются в некоторый класс на основе совокупности общих существенных признаков. Представление – образ ранее воспринятого предмета или образ, генерируемый, создаваемый воображением. Проблема – вопрос, который не может быть решён в рамках знания, составляющего базис некоторой теории Субъективная истина - истина, зависимая от человека (субъекта). Суждение - мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах действительности. Теория – совокупность логически связанных между собой знаний, которая даёт целостное представление об основных закономерностях исследуемого явления или некоторой области явлений действительности Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений получают новое суждение Эмпирический закон – форма эмпирического знания, в которой обобщаются результаты конкретных практических исследований в некоторой области явлений. Контроль знаний I. Вопросы для самопроверки: 1. Что такое гносеология и какие вопросы обсуждаются в этой части философии? 2. Какие основные формы чувственного познания и абстрактного мышления вы знаете? 3. Чем отличается рассудок от разума? 4. Какие концепции истины существуют в философии? 5. В чём суть традиционной концепции истины? 6. Что такое объективная истина? 7. Чем отличаются понятия «абсолютная истина» и «относительная истина»? 8. В чём суть когерентной концепции истины? 9. В чём проявляется конвенциализм в познании? 10. В чём суть прагматической теории истины? 11. Что является предметом «философии науки»? 12. Перечислите формы эмпирического познания и дайте их краткую характеристику 13. Перечислите формы теоретического познания 14. Какие разновидности научной картины мира вызнаете? II. Упражнения и задачи
А) В начале XIX века в Англии готовился к спуску на воду мощный военный корабль «Каптен». Инженер Рид сделал уменьшенную копию этого судна и провёл испытания на плавучесть. Результаты этих опытов привели к выводу, что строящееся судно будет плохо держаться на волне и может затонуть даже во время небольшого шторма. Однако адмиралы ему не поверили. Вскоре после спуска на воду «Каптен» затонул, перевернувшись, погибло 533 моряка. В Лондоне установлена мемориальная доска с «вечным порицанием невежественному упрямству лордов Адмиралтейства». Б) Обратив внимание на то, что 4 = 3+1; 6 =3+3; 8 =5+3; 10 = 5+5, математик Гольдбах высказал гипотезу о том, что любое чётное число можно представить в виде суммы двух простых чисел.
а) Чем отличается эксперимент от наблюдения? б) Каково преимущество эксперимента над наблюдением? в) Есть ли границы познавательных возможностей эксперимента?
III. Тестовый контроль знаний Вариант I 1. Что такое агностицизм? а) учение, считающее, что человеческому познанию нет границ; б) учение, считающее, что в мире есть области, недоступные для познания; в) учение, полагающее, что проблема познания мира не имеет значения; г) учение, полагающее, что познание мира доступно лишь некоторым 2. Раздел философии, изучающий проблемы познания истины – а) праксеология; б) онтология; в) гносеология; г) аксиология 3. Выделите формы рационального познания: а) представление; б) понятие; в) суждение; г) ощущение 4. Форма чувственного познания, в которой объект непосредственно воздействующий на органы чувств отображается в сознании во всей его целостности – а) интуиция; б) ощущение; в) восприятие; г) представление 5. Умозаключение – это: а) форма мысли, в которой отдельные предметы или их группы обобщаются и выделяются в некоторый класс на основе совокупности общих существенных признаков; б) мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах действительности; в) форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений получают новое суждение 6. Назовите из приведённых ниже, философское направление, которое рассматривает истину как «плод» соглашения: а) конвенциализм; б) прагматизм; в) диалектика; г) догматизм 7. Прагматическая концепция истины: а) высказывания должны быть непротиворечивыми и доказательными; б) истина есть результат соглашения между людьми; в) истина – полезность в деле достижения желаемой цели; г) истинным является то, что соответствует действительности 8. Неполное, неточное знание; знания, зависящие от определённых условий, места и времени их получения: а) абсолютная истина; б) относительная истина; в) субъективная истина; г) объективная истина 9. Укажите формы теоретического уровня научного познания: а) проблема; б) гипотеза; в) научный факт; г) теория; д) эмпирический закон 10. Соотнесите формы научного познания и их определение: 1) научный факт; а) форма знания, в которой обобщаются результаты конкретных практических исследований в некоторой области явлений; 2) эмпирический закон; б) совокупность логически связанных между собой знаний, которая даёт целостное представление об основных закономерностях исследуемого явления; 3) проблема; в) некоторое обоснованное предположение о существовании объекта, о закономерностях развития того или иного явления; 4) гипотеза; г) вопрос, который не может быть решён в рамках знания составляющего базис некоторой теории; 5) теория д) форма знания, которая определённым образом фиксирует знание, полученное с помощью чувственного, практического опыта Вариант II 1. Что означает термин «агностицизм»? а) представление о непознаваемости мира; б) представление о несовершенстве знаний и их изменчивости; в) представление о том, что познание полно и адекватно отражает действительность; г) представление, что познание носит чисто символический характер, а истинные знания раскрываются в вере. 2. Процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека – а) внимание; б) познание; в) самосознание; г) рефлексия 3. В данном перечне укажите формы абстрактного мышления: а) ощущение; б) отображение; в) восприятие; г) представление; д) раздражимость; е) понятие; ж) суждение; з) умозаключение; и) рефлекс; к) интуиция 4. Образ ранее воспринятого предмета, или образ, генерируемый, создаваемый воображением – а) интуиция; б) ощущение; в) восприятие; г) представление 5. Постижение истины путём непосредственного её усмотрения без обоснования с помощью доказательства: а) озарение; б) интуиция; в) ясновидение; г) подсознание 6. Какое из приведённых ниже определений истины является классическим, традиционным? а) истина – это то, что интуитивно ясно и самоочевидно; б) истина – это соответствие знаний действительности; в) истина – это соглашение; г) истина – это то, что ведёт к пользе 7. Концепция соответствия - а) высказывания должны быть непротиворечивыми и доказательными; б) истина есть результат соглашения между людьми; в) истина – полезность в деле достижения желаемой цели; г) истинным является то, что соответствует действительности 8. Истина сама по себе, независимая от человеческого сознания: а) абсолютная истина; б) относительная истина; в) субъективная истина; г) объективная истина 9. Соотнесите виды истины и их определение: 1) абсолютная истина; а) истина, зависимая от человека; 2) относительная истина; б) истина сама по себе, независимая от человеческого сознания; 3) субъективная истина; в) неполное, неточное знание; знания, зависящие от определённых условий, места и времени их получения; 4) объективная истина г) полное, исчерпывающее знание о бесконечно мире как целом; знания, которые не могут быть опровергнуты в будущем 10. Соотнесите уровень научного познания и его формы: 1) эмпирический уровень; а) теория; 2) теоретический уровень б) проблема; в) научный факт; г) гипотеза; д) эмпирический закон Вариант III 1. Философское учение, утверждающее, что мир познаваем исчерпывающе и безусловно: а) скептицизм; б) агностицизм; в) гностицизм; г) догматизм 2. Какое познание основано на ощущении? а) чувственное познание; б) логическое познание; в) интуитивное познание; г) образное познание 3. Понятие – это: а) форма мысли, в которой отдельные предметы или их группы обобщаются и выделяются в некоторый класс на основе совокупности общих существенных признаков; б) мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах действительности; в) форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений получают новое суждение 4. Соотнесите понятия и их определение: 1) суждение; а) форма мысли, в которой отдельные предметы или их группы обобщаются и выделяются в некоторый класс на основе совокупности общих существенных признаков; 2) интуиция; б) единичный акт чувственного познания; 3) ощущение в) мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах действительности; 4) понятие; г) форма чувственного познания, в которой объект непосредственно воздействующий на органы чувств, отображается в сознании во всей его целостности; 5) умозаключение; д) форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений получают новое суждение; 6) представление; е) образ ранее воспринятого предмета, или образ, генерируемый, создаваемый воображением; 7) восприятие ж) постижение истины путём непосредственного её усмотрения без обоснования с помощью доказательства 5. Когерентная концепция истины: а) высказывания должны быть непротиворечивыми и доказательными; б) истина есть результат соглашения между людьми; в) истина – полезность в деле достижения желаемой цели; г) истинным является то, что соответствует действительности 6. Соотнесите концепции истины и их сущность 1) прагматическая концепция; а) высказывания должны быть непротиворечивыми и доказательными; 2) концепция соответствия; б) истина есть результат соглашения между людьми; 3) конвенциональная концепция; в) истина – полезность в деле достижения желаемой цели; 4) когерентная концепция г) истинным является то, что соответствует действительности 7. Истина, зависимая от человека: а) абсолютная истина; б) относительная истина; в) субъективная истина; г) объективная истина 8. Проблема – это: а) форма знания, в которой обобщаются результаты конкретных практических исследований в некоторой области явлений; б) совокупность логически связанных между собой знаний, которая даёт целостное представление об основных закономерностях исследуемого явления; в) некоторое обоснованное предположение о существовании объекта, о закономерностях развития того или иного явления; г) вопрос, который не может быть решён в рамках знания составляющего базис некоторой теории; д) форма знания, которая определённым образом фиксирует знание, полученное с помощью чувственного, практического опыта 9. Теория – это: а) форма знания, в которой обобщаются результаты конкретных практических исследований в некоторой области явлений; б) совокупность логически связанных между собой знаний, которая даёт целостное представление об основных закономерностях исследуемого явления; в) некоторое обоснованное предположение о существовании объекта, о закономерностях развития того или иного явления; г) вопрос, который не может быть решён в рамках знания составляющего базис некоторой теории; д) форма знания, которая определённым образом фиксирует знание, полученное с помощью чувственного, практического опыта 10. Расставьте в хронологическом порядке естественно-научные картины мира: а) механистическая; б) физическая; в) синергетическая; г) термодинамическая; д) квантово-механическая Вариант IV 1. Философское учение о непознаваемости мира: а) скептицизм; б) агностицизм; в) гностицизм; г) догматизм 2. Единичный акт чувственного познания: а) интуиция; б) ощущение; в) восприятие; г) представление 3. Суждение – это а) форма мысли, в которой отдельные предметы или их группы обобщаются и выделяются в некоторый класс на основе совокупности общих существенных признаков; б) мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах действительности; в) форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений получают новое суждение 4. Соотнесите виды познания и их формы: 1) чувственное познание; а) интуиция; 2) рациональное познание; б) суждение; 3) иррациональное познание в) умозаключение; г) представление; д) озарение; е) ощущение; ж) понятие; з) ясновидение и) восприятие 5. Конвенциональная концепция истины: а) высказывания должны быть непротиворечивыми и доказательными; б) истина есть результат соглашения между людьми; в) истина – полезность в деле достижения желаемой цели; г) истинным является то, что соответствует действительности 6. Полное, исчерпывающее знание о бесконечном мире как целом; знания, которые не могут быть опровергнуты в будущем а) абсолютная истина; б) относительная истина; в) субъективная истина; г) объективная истина 7. Научный факт - это а) форма знания, в которой обобщаются результаты конкретных практических исследований в некоторой области явлений; б) совокупность логически связанных между собой знаний, которая даёт целостное представление об основных закономерностях исследуемого явления; в) некоторое обоснованное предположение о существовании объекта, о закономерностях развития того или иного явления; г) вопрос, который не может быть решён в рамках знания составляющего базис некоторой теории; д) форма знания, которая определённым образом фиксирует знание, полученное с помощью чувственного, практического опыта 8. Эмпирический закон – это а) форма знания, в которой обобщаются результаты конкретных практических исследований в некоторой области явлений; б) совокупность логически связанных между собой знаний, которая даёт целостное представление об основных закономерностях исследуемого явления; в) некоторое обоснованное предположение о существовании объекта, о закономерностях развития того или иного явления; г) вопрос, который не может быть решён в рамках знания составляющего базис некоторой теории; д) форма знания, которая определённым образом фиксирует знание, полученное с помощью чувственного, практического опыта 9. Гипотеза – это а) форма знания, в которой обобщаются результаты конкретных практических исследований в некоторой области явлений; б) совокупность логически связанных между собой знаний, которая даёт целостное представление об основных закономерностях исследуемого явления; в) некоторое обоснованное предположение о существовании объекта, о закономерностях развития того или иного явления; г) вопрос, который не может быть решён в рамках знания составляющего базис некоторой теории; д) форма знания, которая определённым образом фиксирует знание, полученное с помощью чувственного, практического опыта 10. Соотнесите уровень научного познания и его методы, выделите среди них универсальные: 1) методы эмпирического уровня; а) гипотетико-дедуктивный метод; 2) методы теоретического уровня; б) математизация; 3) универсальные методы в) формализация; г) наблюдение; д) идеализация; е) эксперимент; ж) абстрагирование; з) измерение; и) моделирование; к) классификация; л) дедукция; м) опыт; н) описание; о) синтез; п) анализ Литература Основная 1. Канке В. А. Основы философии. М., 2003 г. 2. Пивоев В. М. История философии. Санкт-Петербург, 2002 г. 3. Пол Роланд. Откровения. Мудрость веков. М., 2000г. 4. Джейн Стивенсон. Философия. М., 2004 г. 5. Философия. Р-н-Д., 2003 г. 6. Философия: учебник для средних специальных заведений. М., 2002 г. 7. Губин В. Д. Основы философии. М., 2005 г. Дополнительная 1. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1994. 2. Руткевич М.И., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. М., 1994. 3. Алексеев, П.В. Теория познания и диалектика / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 1991. 4. Кезин, А.В. Идеалы научности / А.В. Кезин // Философия и методология науки. – М., 1996. 5. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти. – М., 2000. 6. Моисеев, Н.Н. Современный рационализм / Н.Н. Моисеев. – М., 1995. 7. Рассел, Б. Человеческое познание / Б. Рассел. – Киев, 1997. 8. Степин, В.С. Теоретическое знание / В.С. Степин. – М., 2000. 9. Степин, В.С. Философия науки и техники / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. – М., 1996. 10. Фоллмер, Г. Эволюционная теория познания / Г. Фоллмер. – М., 1998. |