учебное пособие. Основы философии. Содержание пояснительная записка 4 вместо предисловия 7 Тема Философия как форма мировоззрения и наука 10 Тема Возникновение древневосточной философии 26
Скачать 4.9 Mb.
|
Тема 12. Проблема сознания и бессознательного в философии Вы будете изучать:
Цели темы:
После изучения темы вы сможете:
Важнейшей отличительной особенностью человека как социального существа является наличие у него сознания, с помощью которого он проникает в тайны Вселенной и своего собственного Я, прогнозирует результаты своей деятельности, создаёт материальные и духовные ценности, тем самым, осваивая и творя мир природы и мир социума. Что же представляет собой феномен сознания? В чём заключается его сущность и каковы истоки его происхождения? Основные подходы к вопросу о происхождении сознания Космический (божественный) подход, согласно которому сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей - живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант – из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека. «Биологический» подход: сознание - порождение живой природы и присуще всем живым организмам «Человеческий» подход: сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами. Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины XX в. Обоснование теории
Близкие теории
Большинство философов и учёных стоят на позиции эволюционного происхождения человека и его сознания. Эта позиция находит достаточно убедительное подтверждение в многочисленных фактах действительности, в результатах исследований различных отраслей обществоведения и естествознания. Как известно, многие миллионы лет материальный мир существовал как мир неживой природы. Но уже этот мир неживой природы обладал весьма специфическим свойством: любое взаимодействие материальных систем оставляло следы. Это могли быть механические деформации, изменения физического или химического состояния вещества и т.п. результаты, которые, образно говоря, сохранялись в «памяти» природы, запечатлевались в ней иногда на долгое время. Это свойство, связанное со способностью одного объекта каким-либо образом воспроизводить структуру другого объекта в процессе их взаимодействия, называют отражением. Теория отражения Теория отражения (материалистическое объяснение природы сознания): сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать другую материю. Отражение – это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними. Элементарные формы отражения Биологическое (свойственно только живым организмам). Химическое Физическое Механическое Формы
Сознание в силу своей многогранности изучается различными науками: социологией, психологией, биологией, нейрофизиологией, кибернетикой и теорией информации, юриспруденцией и психиатрией. И это далеко не полный их перечень. Каждая из наук склонна определять его по-своему, акцентируя внимание на тех свойствах сознания, которые отвечают её предмету и специфическим задачам. Физиологи обращают внимание на механизмы функционирования сознания, связанные с переработкой поступающей информации. Психологи считают, что сознание является психическим феноменом, продуктом эволюции живой природы, трудовой деятельности, общения. В социологии сознание понимается как феномен духовной жизни, в котором отображаются представления людей о мире, условия их материального бытия, а также их склонности и интересы. Социобиология, занимаясь проблемами биологических механизмов социальных структур, рассматривает сознание как совокупность биологических реакций самосохранения, которые присущи как человеку, так и животным. Спектр дисциплин, изучающих проблемы сознания: Из представленного спектра мнений видно, что сознание изучается каждой из наук применительно лишь к своему предметному полю, что не даёт возможности выработать целостное видение этого феномена. Философы, также предлагают множество различных определений понятия «сознание». Основные подходы к проблеме сознания в философии Сознание: в настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что сознание существует и имеет особую, идеальную природу (сущность) – данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее не производно от материи.
Ответвления физикализма Идеальность сознания – единственная проблема, на которую наталкиваются логические доводы физикалистов Научные факты, на который опирается физикализм Умеренный материализм: считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признаёт за ним качество идеальности) – точка зрения, наиболее распространённая в российской философии. Объективный идеализм: признаёт наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания». Солипсизм – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (субъективный идеализм – Беркли, Юм, Фихте и др.) Физикализм – крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук Подходы к проблеме сознания В отечественной философии в понимании сознания превалирует подход, в котором оно не отождествляется с материей, а предстаёт функцией наиболее организованной её формы – человеческого мозга. Этот подход представляется наиболее обоснованным как с точки зрения философии, так и естествознания. Его суть можно выразить следующим определением. Сознание – это связанная с речью способность человеческого мозга целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать действительность в чувственных или понятийно-логических образах. В этом определении сделана попытка выделить существенные признаки феномена сознания. Признаки сознания:
Активность сознания является одним из фундаментальных его признаков, которое проявляется в том, что оно:
Основные свойства человеческого сознания Идеаторность сознания – способность творить и воспроизводить идеи - внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения. Способность вырабатывать абстрактные идеи - коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования, передачи и распространения содержания сознания - языка. Благодаря идеаторности стали возможными эволюция человечества и развитие, углубление самого сознания. Интенциональность – направленность на предмет (окружающий мир, его предметы, явления). Подразумевает наличие предмета сознания, (что «видит» сознание) и формы (как оно воспринимает предмет Идеальность – это особая, нематериальная сущность сознания, способность создавать идеальные образы, то есть то, чего нет в окружающем нас мире, но что конструируется человеком в его сознании. Это могут быть мысленные или чувственные образы реальной действительности, нравственные и правовые нормы, логические схемы, правила повседневной жизни, духовные ценности и т.д. Формы сознания Идеальные свойства сознания
Сознание как таковое структурно организовано, представляет собой целостную органическую систему, состоящую из многих компонентов, которые находятся между собой в многообразных связях. Элементы структуры сознания:
Наиболее крупными уровнями сознания являются: обыденное и теоретическое сознание, индивидуальное и общественное сознание. Говоря о структуре сознания нельзя обойти стороной вопрос сущности самосознания. В начале своего развития сознание имеет внешнюю направленность. Человек осознаёт своё положение как положение вне этого мира, воспринимая его, как независимый и отделённый от своего «я». По мере развития абстрактного мышления человек начинает понимать, что для самого себя может стать объектом познания. Эта способность называется рефлексией. Она даёт человеку возможность повернуться к самому себе, к своему собственному «я», оценивать своё физическое состояние, поведение, свои мысли и точность их выражения; пытается разобраться в причинах того или иного своего поступка, посмотреть на себя «как бы со стороны», глазами другого человека. Всё это в своей совокупности и есть самосознание. Самосознание – это особая форма сознания, которая состоит в способности человека осознавать и оценивать свои действия, чувства, мысли, мотивы поведения, интересы, своё положение в мире. Самосознание способствует тому, что у человека вырабатывается критический подход к самому себе как личности, к своему внутреннему миру, помогает его становлению и развитию, определению жизненного пути. Но если нарушено чувство меры и человек «наполнен только самим собой», то это тормозит его развитие, приводит к эгоцентризму, переоценке собственного «я», а иногда – к душевному расстройству (мания величия и т.п.). Кроме того, самосознание играет роль социального регулятива, помогая человеку осознавать свою личную ответственность за результаты своей деятельности. Сознание имеет не только свои уровни, формы и структуру, но взятое в целом выполняет ряд определённых функций. К их числу чаще всего относят следующие.
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Далеко не всё, что воспринимается человеком и оказывает влияние на его поведение, им осознаётся. Бессознательно человек действует в состоянии невменяемости или аффекта, в состоянии гипноза или в состоянии сомнамбулического сна. К бессознательным действиям, относят инстинктивные действия, а также так называемые «автоматические» действия, при которых человек совершает те или иные действия, не задумываясь. Мы не задумываемся при ходьбе, какую ногу куда поставить, если впереди нет никаких препятствий. Мы автоматически нажимаем на педали при езде на велосипеде, нередко машинально ставим свою подпись под тем или иным текстом. К сфере бессознательного относят и такой феномен психики как интуиция. Учитывая вышесказанное можно дать следующее определение бессознательного. Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Предысторией бессознательного можно считать учение Платона об анамнесисе - припоминании душой созерцавшихся ею до вселения в тело всеобщих истин. В дальнейшем стремление осмыслить феномен бессознательного шло как по линии философии (Декарт, Лейбниц, Шеллинг и др.), так и по линии психологии – особенно в связи с изучением патопсихологических процессов и гипнотических явлений (Шарко, Жане и др.). Однако наиболее распространённые и влиятельные концепции бессознательного были созданы в XX веке австрийским психологом и психиатром Зигмундом Фрейдом (1856 – 1939) и швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом (1875 – 1961). Кратко суть концепции Фрейда выглядит следующим образом. Разработанные им идеи основаны на представлении о доминирующей роли в человеческой жизни бессознательного, инстинктов – в основном сексуального характера. Именно Фрейду принадлежат слова о том, что «я» «не является хозяином в собственном доме» и что сознание человека вынуждено довольствоваться жалкими сведениями о том, что происходит в его душевной жизни бессознательно. Наиболее важные работы З. Фрейда: «Толкование сновидений», «Я и Оно», «Лекции по введению в психоанализ». Фрейд развёртывает структурную концепцию психики из взаимодействия трёх инстанций – Сверх-Я, Я, Оно.
Всей силой Оно управляет «либидо» (лат. libido — влечение, желание, стремление) – психическая энергия сексуальных влечений, желаний, то есть половой инстинкт. Фрейд описал способы превращения «либидо». Инстинктивный импульс может быть: а) вытеснен неразряженным в бессознательное; б) разряжен в действии либо посредством стыда и морали, либо посредством сублимации. Сублимация ( от лат. «возвышать, возвеличивать») – психический процесс, представляющий собой переключение энергии полового инстинкта (либидо) с непосредственных целей (низменных) на цели несексуального свойства – социально и культурно приемлемые (высшие), нравственно одобряемые: занятие наукой, создание художественных произведений, саморазвитие человека и т.п. С точки зрения Фрейда проявлениями бессознательного могут являться:
Карл Густав Юнг продолжил исследование бессознательного в таких работах, как: «Архетип и символ», «Психологические типы», «Психоз и его содержание», «Психология и религия». Его работы оказали так же влияние на развитие сравнительного анализа религий, мифологии и фольклора. К. Г. Юнг хотя и начинал совместную работу с Фрейдом, однако впоследствии разошёлся с ним во взглядах. Их основные расхождения касались двух принципиальных моментов: 1) роли сексуального начала в психической жизни индивида; 2) понимания природы бессознательного. Юнг подверг критике пансексуализм Фрейда, доказывая, во-первых, недопустимость анализа всех проявлений бессознательного лишь с точки зрения вытесненной сексуальности и, во-вторых, принципиальную невозможность объяснить происхождение человеческой культуры и творчества только с позиций либидо. Строя свою оригинальную концепцию бессознательного, Юнг исходил из того, что оно:
Одна из самых кардинальных идей Юнга в психологии: кроме личного, индивидуального бессознательного, существует более глубокий пласт внутреннего мира – коллективное бессознательное, которое имеет всеобщую сверхличностную природу. Носителей коллективного бессознательного Юнг назвал архетипами ( от греч. начало, образ), которые и составляют его содержание и присущи от рождения всем людям. Архетипы – это такие общие для всех людей образы, которые повторяются в мифах различных народов, обнаруживаются в различных произведениях самобытного народного творчества (сказаниях и притчах, былинах и сказках). Архетипы передаются из поколения в поколение не только с традициями, теми или иными обрядами, но и генетически, они заложены в бессознательном каждого. Коллективное бессознательное оказывает более сильное влияние на психику человека, на его личную жизнь, чем индивидуальное бессознательное в силу того, что включает обобщённый опыт многих поколений людей. Итак, психоанализ помогает человеку разобраться в самом себе, перестать быть марионеткой, которую тянут за ниточки собственные потаённые желания и комплексы, а он послушно дёргается, не понимая цели и смысла своих поступков. Фрейд и Юнг открыли такие глубины человеческой сущности, о которых не подозревала наука о человеке XIX века. Основные понятия и термины: Архетип - (от греч. arche — начало и typos — образ). В «аналитической психологии» К. Г. Юнга изначальные, врожденные психические структуры, образы (мотивы), составляющие содержание т. н. коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и других созданий фантазии, в т. ч. художественной. Бессознательное - совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. Идеальность - особая, нематериальная сущность сознания, способность создавать идеальные образы. Идеаторность - способность творить и воспроизводить идеи - внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения. Интенциональность - направленность на предмет (окружающий мир, его предметы, явления). Либидо - (лат. libido — влечение, желание, стремление). Одно из основных понятий психоанализа З. Фрейда, означающее преимущественно бессознательные сексуальные влечения, способные (в отличие от стремления к самосохранению) к вытеснению и сложной трансформации (патологической регрессии или сублимации и т. п.). Отражение - свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса. Самосознание - осознание и оценка человеком самого себя как личности — своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения. Сознание - это связанная с речью способность человеческого мозга целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать действительность в чувственных или понятийно-логических образах. Солипсизм - крайняя форма субъективного идеализма, признающая несомненной реальностью только сознающего субъекта и объявляющая все остальное существующим лишь в его сознании. Сублимация - психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Физикализм - крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Контроль знаний I. Вопросы для самопроверки: 1. Какие теории происхождения сознания вы знаете? 2. В чём суть эволюционной теории происхождения сознания? 3. Что означает термин «отражение»? 4. Какие философские подходы к проблеме сознания вы знаете? 5. Как понимают сознание объективные идеалисты? 6. В чём проявляется такой признак сознания как активность? 7. Какие составляющие можно выделить в структуре сознания? 8. Что такое самосознание? 9. Что такое бессознательное? 10. Что такое «архетип»? II. Упражнения и задачи
III. Тестовый контроль знаний Вариант I 1. Осознание и оценка человеком самого себя как личности – своего нравственного облака и интересов, ценностей, мотивов поведения: а) самосознание; б) память; в) внимание; г) психика 2. Какой подход трактует происхождение сознания таким образом: «…сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку»: а) человеческий; б) механистический; в) космический (божественный); г) биологический 3. Способность живых организмов моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие ситуации: а) психическое отражение; б) сознание; в) раздражимость; г) чувствительность 4. Подход к проблеме сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение: а) умеренный материализм; б) физикализм; в) солипсизм; г) объективный идеализм 5. Идеальность сознания – это: а) особая, нематериальная сущность сознания, способность создавать идеальные образы; б) направленность сознания на предмет; в) способность творить и воспроизводить идеи; г) способность сознания предвидеть результаты того или иного изменения 6. Соотнесите свойство сознания и его характеристику: 1) Идеальность; а) особая, нематериальная сущность сознания, способность создавать идеальные образы; 2) Целенаправленность; б) направленность сознания на предмет; 3) Идеаторность; в) способность творить и воспроизводить идеи; 4) Интенциональность г) способность сознания предвидеть результаты того или иного изменения 7. Эмоциональное состояние, которое придаёт определённый эмоциональный тон, окраску всем другим переживаниям, мыслям и действиям человека: а) знание; б) внимание; в) чувство; г) настроение; д) аффект; е) воля; ж) воображение; з) фантазия; и) память 8. «Плод» воображения, отличающийся большей силой и выразительностью образов: а) знание; б) внимание; в) чувство; г) настроение; д) аффект; е) воля; ж) воображение; з) фантазия; и) память 9. Кто выделил в структуре психики человека особый пласт – бессознательное? а) Ф. Шеллинг; б) З. Фрейд; в) Ж. Шарко; г) К. Г. Юнг 10. Высшая инстанция в структуре психики человека, выполняющая роль внутреннего цензора: а) Я; б) Оно; в) Сверх-Я; г) Супер-Эго Вариант II 1. Способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними: а) осязание; б) ощущение; в) отражение; г) обоняние 2. Сопоставьте определение сознания и подход к вопросу о его происхождении: 1) человеческий подход; а) «…сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку»; 2) космический (божественный) подход; б) «…сознание – порождение живой природы и присуще всем живым организмам»; 3) биологический подход в) «…сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей» 3. Наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии: а) психическое отражение; б) сознание; в) раздражимость; г) чувствительность 4. Подход к проблеме сознания, согласно которому сознание первично и является частью «мирового сознания»: а) умеренный материализм; б) физикализм; в) солипсизм; г) объективный идеализм 5. Интенциональность сознания – это: а) особая, нематериальная сущность сознания, способность создавать идеальные образы; б) направленность сознания на предмет; в) способность творить и воспроизводить идеи; г) способность сознания предвидеть результаты того или иного изменения 6. Результат процесса познания, отражение действительности в виде чувственных и рациональных образов: а) знание; б) внимание; в) чувство; г) настроение; д) аффект; е) воля; ж) воображение; з) фантазия; и) память 7. Сильно и бурно протекающее эмоциональное состояние: а) знание; б) внимание; в) чувство; г) настроение; д) аффект; е) воля; ж) воображение; з) фантазия; и) память 8. Закрепление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его предыдущего опыта: а) знание; б) внимание; в) чувство; г) настроение; д) аффект; е) воля; ж) воображение; з) фантазия; и) память 9. Кто выделил в структуре психики человека особый пласт – коллективное бессознательное? а) Ф. Шеллинг; б) З. Фрейд; в) Ж. Шарко; г) К. Г. Юнг 10. Психическая энергия сексуальных влечений, желаний: а) пансексуализм; б) сублимация; в) либидо; г) вытеснение Вариант III 1. Какой подход трактует происхождение сознания таким образом: «…сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей»? а) человеческий; б) механистический; в) космический (божественный); г) биологический 2. Реакция живых организмов на предметы и явления окружающего мира: а) психическое отражение; б) сознание; в) раздражимость; г) чувствительность 3. Соотнесите формы биологического отражения и их определения: 1) психическое отражение; а) реакция живых организмов на предметы и явления окружающего мира; 2) сознание; б) способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений; 3) раздражимость; в) способность живых организмов моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие ситуации; 4) чувствительность г) наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии 4. Подход к проблеме сознания, согласно которому оно является особым проявлением материи: а) умеренный материализм; б) физикализм; в) солипсизм; г) объективный идеализм 5. Идеаторность сознания – это: а) особая, нематериальная сущность сознания, способность создавать идеальные образы; б) направленность сознания на предмет; в) способность творить и воспроизводить идеи; г) способность сознания предвидеть результаты того или иного изменения 6. Психическое состояние, которое обеспечивает направленность и сосредоточенность познавательной и практической деятельности человека на определённом объекте или действии: а) знание; б) внимание; в) чувство; г) настроение; д) аффект; е) воля; ж) воображение; з) фантазия; и) память 7. Созидательное устремление человека на выполнение тех или иных действий: а) знание; б) внимание; в) чувство; г) настроение; д) аффект; е) воля; ж) воображение; з) фантазия; и) память 8. Соотнесите элементы структуры сознания и их определения: 1) знание; а) закрепление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его предыдущего опыта; 2) внимание; б) результат процесса познания, отражение действительности в виде чувственных и рациональных образов; 3) чувство; в) «плод» воображения, отличающийся большей силой и выразительностью образов; 4) настроение; г) психическое состояние, которое обеспечивает направленность и сосредоточенность познавательной и практической деятельности человека на определённом объекте или действии; 5) аффект; д) способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе полученных от действительности впечатлений; 6) воля; е) переживания человеком своего отношения к окружающей действительности, к другим людям, к каким-либо действиям; 7) воображение; ж) созидательное устремление человека на выполнение тех или иных действий; 8) фантазия; з) эмоциональное состояние, которое придаёт определённый эмоциональный тон, окраску всем другим переживаниям, мыслям и действиям человека; 9) память и) сильно и бурно протекающее эмоциональное состояние 9. Кому принадлежит работа «Толкование сновидений»? а) Ф. Шеллинг; б) З. Фрейд; в) Ж. Шарко; г) К. Г. Юнг 10. Психический процесс, представляющий собой переключение энергии полового инстинкта с низменных целей на социально и культурно приемлемые: а) пансексуализм; б) сублимация; в) либидо; г) вытеснение Вариант IV 1. Какой подход трактует происхождение сознания таким образом: «…сознание - порождение живой природы и присуще всем живым организмам»? а) человеческий; б) механистический; в) космический (божественный); г) биологический 2. Способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений: а) психическое отражение; б) сознание; в) раздражимость; г) чувствительность 3. Подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук: а) умеренный материализм; б) физикализм; в) солипсизм; г) объективный идеализм 4. Сопоставьте подход к проблеме сознания и его особенность: 1) умеренный материализм; а) сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук; 2) физикализм; б) сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение 3) солипсизм; в) сознание первично и является частью «мирового сознания»; 4) объективный идеализм г) сознание является особым проявлением материи 5. Целенаправленность сознания – это: а) особая, нематериальная сущность сознания, способность создавать идеальные образы; б) направленность сознания на предмет; в) способность творить и воспроизводить идеи; г) способность сознания предвидеть результаты того или иного изменения 6. Переживания человеком своего отношения к окружающей действительности, к другим людям, к каким-либо явлениям: а) знание; б) внимание; в) чувство; г) настроение; д) аффект; е) воля; ж) воображение; з) фантазия; и) память 7. Способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе полученных от действительности впечатлений: а) знание; б) внимание; в) чувство; г) настроение; д) аффект; е) воля; ж) воображение; з) фантазия; и) память 8. Кто является основоположником философии бессознательного? а) Платон; б) З. Фрейд; в) С. Кьеркегор; г) К. Г. Юнг 9. Явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им: а) сверхсознание; б) бессознательное; в) сознание; г) отражение 10. Кому принадлежит работа «Архетип и символ»? а) Ф. Шеллинг; б) З. Фрейд; в) Ж. Шарко; г) К. Г. Юнг Литература Основная 1. Канке В. А. Основы философии. М., 2003 г. 2. Пивоев В. М. История философии. Санкт-Петербург, 2002 г. 3. Пол Роланд. Откровения. Мудрость веков. М., 2000г. 4. Джейн Стивенсон. Философия. М., 2004 г. 5. Философия. Р-н-Д., 2003 г. 6. Философия: учебник для средних специальных заведений. М., 2002 г. 7. Губин В. Д. Основы философии. М., 2005 г. Дополнительная 1. Патнэм Х. Философия сознания. М., 1999. 2. Петров М. К. Язык, знак, культура. М., 1991. 3. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. – М., 1998. 4. Деннет, Д. Онтологическая проблема сознания / Аналитическая философия: становление и развитие (Антология) / Д. Деннет. – М., 1998. 5. Мамардашвили, М.К. Символ и сознание / М.К. Мамардашвили, А.М. Пятигорский. – М., 1997. 6. Михайлов, Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида / Ф.Т. Михайлов. – М., 1990. |