Главная страница

учебное пособие. Основы философии. Содержание пояснительная записка 4 вместо предисловия 7 Тема Философия как форма мировоззрения и наука 10 Тема Возникновение древневосточной философии 26


Скачать 4.9 Mb.
НазваниеСодержание пояснительная записка 4 вместо предисловия 7 Тема Философия как форма мировоззрения и наука 10 Тема Возникновение древневосточной философии 26
Анкоручебное пособие. Основы философии.doc
Дата08.01.2018
Размер4.9 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаучебное пособие. Основы философии.doc
ТипПояснительная записка
#13787
страница18 из 40
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   40

Индивидуальность - неповторимое своеобразие какого-либо отдельного существа, человека; противоположность общего, типичного. В мире нет более индивидуализированного объекта, чем человек; сколько людей, столько и индивидуальностей. Каждый человек обладает индивидуальными особенностями памяти, внимания, наблюдения, мышления и т.п. В какой степени индивидуальность человека определяется наследственностью, а в какой средой, остаётся вопросом, тесно связанным с философской проблемой соотношения биологического и социального.

К важнейшим философским вопросам, находящимся в ведении философской антропологии, относятся также духовная жизнь человека и те основные ценности (Ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях), которые лежат в основе его существования. Та часть философского знания, которая занимается изучением ценностей, называется аксиологией.

Ценности, обеспечивающие жизнь человека, - это здоровье и безопасность, материальный достаток, отношения в обществе, способствующие самореализации личности и свободе её выбора. К духовным ценностям традиционно относят нравственные, правовые, политические, религиозные, эстетические, составляющие единое целое – бытие человека в культуре.

Нравственные ценности и мораль. Становление личности невозможно без соблюдения нравственных законов. Мораль, или нравственность, можно определить как совокупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни. Человеческая мораль не едина в культурном и этническом отношении. В разное время, у разных народов, даже у разных социальных слоёв существовали свои представления о добре и зле.

Под этикой в обыденном языке часто понимается то же, что и под моралью. В специальном значении это философская дисциплина, изучающая мораль.

Мораль (от лат. moralis — нравственный) - нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения), один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

Этика (греч. ethika, от ethos — обычай, нрав, характер), философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность.

Правила нравственности содержались в мифологических, религиозных и философских системах любого общества. Так, например, Конфуций предложил правила поведения «благородного мужа», которыми на протяжении более чем двух с половиной тысяч лет руководствовались китайцы, - так называемую «конфуцианскую этику». Учение о жизни как страдании и путях освобождения от него, то есть особая этическая система, занимало центральное место в учении Будды. И Будда, и Конфуций не интересовались вопросами онтологии и гносеологии, главное внимание уделяя именно этике.

В античности появляются самостоятельные этические учения: этический рационализм (Сократ), гедонизм, стоицизм. Христианство предложило систему моральных ценностей, исходящую из евангельской истории, где основной ценностью становится любовь к Богу и приготовление души к вечной жизни. В эпоху Возрождения формируется гуманизм как философская и этическая система, представляющая человека и его творческую самореализацию в качестве высшей ценности. Реформация стала эпохой формирования протестантской этики, которая превозносит роль труда до значения молитвы, а приобретение богатства считает богоугодным делом. В XVIII веке идею о том, что главной категорией нравственности является долг развивал Иммануил Кант. Он сформулировал «категорический императив» - моральный закон, которому должны подчиняться люди: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения во всякое время могла быть бы и нормой всеобщего законодательства». В истории философии осталась и такая формулировка, как «ницшеанская мораль», связанная с именем Фридриха Ницше, дерзко позволившего себе критиковать христианские ценности.

В дальнейшем такие политические учения, как либерализм, демократизм, социализм и коммунизм, также исходили из собственных этических систем. Любое видоизменение общества обязательно предполагает и изменение моральных ценностей.

Этика не только описывает правила поведения, но и пытается найти общее основание для них, пользуясь специальными понятиями, этическими категориями, такими как добро и зло, долг, совесть, честь, смысл жизни, счастье.

В морали реализуется ценностное отношение человека к миру. Важнейшие для индивида ценности определяют для него систему координат – систему ценностных ориентаций. На вершине ценностной пирамиды находится высшее благо, или идеал. В структуре морального сознания идеал занимает ключевое место, так как именно им определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного и т.д. В широком смысле добро и зло обозначают положительные и отрицательные ценности вообще. Содержание добра и зла обусловлено идеалом нравственного совершенства: добро – это то, что приближает к идеалу, зло – то, что отдаляет от него. В ситуациях конфликта человек видит свою задачу в том, чтобы сделать правильный и достойный выбор.

Моральные ценности ориентируют человека в его поведении. Следование моральным ценностям воспринимается как долг, неисполнение долга – как вина и переживается в укорах и муках совести. Мораль опирается на такой мощный инструмент, как общественное мнение. Особенностью морали является свобода внутреннего выбора, способность к самоопределении. Гибкость и универсальность морали заключается в том, что она опирается не только на рациональную аргументацию, но и на интуицию.

Эстетические ценности и искусство. Человек познаёт мир не только логически, в понятиях, но и чувственно, в образах. Любой деятельности человека присуща художественная сторона. Её осмыслением занимается философия искусства, получившая название эстетики. Предметом эстетики является человеческая чувственность, ответственная за целостное, образное постижение человеком мира.

Эстетика (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный), философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром, и область художественной деятельности людей.

Эстетика пользуется специальными понятиями, эстетическими категориями, такими как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое.

Осознавая себя как личность, выделяя себя из окружающей среды, человек невольно приходит к мысли: зачем он живёт, если он смертен? В чём смысл его собственной жизни?

Смысл жизни имеет человеческое измерение. В мире, где нет человека, нет ни смысла, ни бессмыслицы. Только человек в процессе взаимодействия с миром способен выработать понимание смысла жизни. Это действо он совершает не произвольно, а в соответствии со своими ценностными установками, нормами и идеалами, обусловленными его субъективными особенностями и объективными условиями его бытия. Человек не просто вырабатывает понятие смысла жизни, но и борется за его воплощение.

Содержание цели жизни не является некоторой константой, оно меняется под влиянием различных условий. Одним из таких условий является, например, возраст человека. В юности человек пытается найти ответы на такие вопросы, как: «Зачем я живу?», «Кем быть?», «Что делать?», «Что необходимо знать?» и т.д. В пожилом возрасте у человека появляются другие идеалы, а, следовательно, и другие вопросы.

В философии, в которой проблеме смысла жизни человека уделялось немало внимакния, сложились следующие основные его концепции, отражающие чаяния людей той или иной эпохи, той или иной культуры.

Гедонизм (от греч. hedone — удовольствие), направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения. Кратко суть этой концепции выражается суждением «Жить – значит наслаждаться». Наслаждение – высший смысл бытия человека, независимо от того, каким целям служит его жизнь. Во всех случаях жизни, во всех её проявлениях человек должен стремиться к удовлетворению своего собственного наслаждения.

Эвдемонизм этическое направление, считающее счастье, блаженство (греч. eudaimonia) высшей целью человеческой жизни. С точки зрения представителей этой концепции, жизнь является стремлением к счастью как подлинному предназначению человека.

Религиозная концепция смысла жизни. Основанием этой концепции является вынесение цели жизни за пределы жизни человека. Цель жизни – «Царство Небесное», являющее собой идеальное совершенство. Религиозная концепция смысла жизни ориентирована на достижение этого идеала через праведную жизнь на Земле во имя веры и любви к Богу.

При этом считается, что основой праведной жизни должен быть аскетизм (от греч. asketes — упражняющийся в чем-либо), ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т. п., призывающий к отречению от «мирской суеты», умерщвлению плоти ради искупления грехов и ревностного служения Богу.

Таким образом, земная жизнь человека в религиозной концепции теряет свою смысловую направленность, она становится лишь средством перехода в потусторонний мир.

Концепция долга. Жизнь в этой концепции предстаёт как самопожертвование во имя служения идеалу. Человек вынужден действовать по велению долга, согласно общим для того или иного сообщества людей моральным принципам с целью утверждения общего блага. Все поступки человека обуславливаются не внешними обстоятельствами (интересами, выгодой, служением Богу), а внутренним нравственным законом. Альтруизм (франц. altruisme, от лат. alter — другой), бескорыстная забота о благе др. людей, отречение от всего личного во имя общественного – вот в чём состоит предназначение человека.

Утилитаризм (от лат. utilitas — польза, выгода), принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели. В концепции утилитаризма смысл жизни лежит в расчёте, связанном с умением извлекать пользу из всего, в том числе и из человека, который превращается здесь в функцию социальной организации.

Прагматизм (от греч. pragma, род. п. pragmatos — дело, действие). Кредо прагматизма: «Цель оправдывает средства». Из этого основополагающего тезиса следует, что смысл жизни здесь видится в служении практическому действию, выгоде, успеху. Такая целевая установка оправдывает любые средства её осуществления.

Эгоизм (от лат. ego – я) – точка зрения, позиция, поведение человека, полностью сориентированные на его Я, на его благо (удовольствие, выгоду, успех, счастье). Согласно эгоизму, удовлетворение человеком личного интереса рассматривается в качестве высшего блага.

Представленные концепции смысла жизни показывают, что человечество находится в непрерывном поиске идеалов и ценностных установок, на основе которых можно было бы раскрыть человеческое в человеке, задать смысл его существования.

Итак, смысл жизни – это самостоятельный, осознанный выбор человеком тех ценностей и идеалов, которые ориентируют его на самореализацию, связанную с удовлетворением потребности творить, отдавать, делиться в другими, а иногда и жертвовать собой ради других.

Ещё одной проблемой, имеющей отношение к пониманию сущности жизни, которая с давних пор интересовала человека, а, значит, и философию, является проблема жизни и смерти. Вопрос «Ведёт ли смерть к обессмысливанию жизни?» в этом контексте – один из важнейших.

Буддизм и христианство, например, считают, что смерть делает жизнь никчемной. «Священное писание» приписывает царю Соломону пессимистическую формулу жизни: «Суета сует и всяческая суета», а поэтому «лучше не родиться».

Однако если бы смерть действительно обессмысливала жизнь, то трудно было бы понять во имя чего человек живёт, творит и созидает, развивает культуру и преобразует окружающий мир. Следовательно имеется определённая связь между смыслом жизни и смыслом смерти.

Выявление смысла смерти в истории философии всегда связывалось с взаимодействием души и тела, телесного бытия и небытия. Одни философы отдавали предпочтение душе, которую считали бессмертной и порицали смертное тело; другие – настаивали на единстве души и тела, допуская либо первичность телесного как основы человеческого бытия, либо первичность нетелесного, духовного начала.

Несмотря на различные подходы к пониманию взаимоотношения телесного и духовного в человеке, многие мыслители признавали единство тела и духа и пытались обосновать определяющее начало этого единства с тем, чтобы выяснить смысл смерти.

В современных научных разработках смерти придаётся биологический и социальный смысл. В биологическом аспекте смерть означает полную гибель живого тела. Социальный аспект связан с социокультурными установками, касающимися смерти. Похоронные ритуалы, посмертные почести, правовые нормы, предусматривающие смертную казнь за совершённое преступление, - всё это служит средством воздействия на массовое сознание с целью выработать определённое отношение к этому феномену.

Особое значение в социально-культурных установках придаётся преодолению чувства страха перед смертью. Ведь боятся смерти все, но не все способны «владеть» этим чувством, чтобы обезопасить свою жизнь.

Выявление смысла смерти нередко логически связывается с проблемой бессмертия. Общеизвестно, что христианство ратует за бессмертие души; буддизм связывает бессмертие с перевоплощением в соответствии с кармой. Очевидно, что эта установка есть не что иное, как мифотворчество, которое служит средством избавления людей от страха перед смертью.

Если же говорить о реальном, не мифическом бессмертии, то человек имеет право претендовать на него только в связи с тем, что он оставляет после себя: детей, учеников, добрые мысли и поступки.

В противовес религиозным представлениям о бессмертии, многие философы и учёные приходят к рассмотрению проблемы бессмертия с научных позиций. Так, например, Бернал, Вернадский и др., опираясь на результаты исследований, достигнутые в области естествознания и медицины, высказали предположение о возможности достижения в будущем бессмертия человека с помощью радикальной генетической и психологической его перестройки.

Более перспективным направлением исследований в этой области является изучение способов и механизмов продления жизни человека. Одним из доказательств такой возможности являются успехи трансплантологии, геронтологии, генетики и медицинской техники.

При этом возникает много трудностей не столько технологического, сколько этического порядка. В частности, требуют своего решения задачи укоренения в медицинской практике принципов гуманности и справедливости, а также разработки чётких критериев определения смерти.

Большие надежды учёные возлагают на клонирование, которое пока ещё не вышло за рамки животного мира. Но уже сегодня оно оценивается как один из наиболее эффективных способов решения проблем, связанных с «выращиванием» органов человека, необходимых для пересадки, устранением генетических болезней и уродства.

Однако, немало учёных бьют тревогу в связи с возможностью применения клонирования к человеку. Во-первых, потому, что здесь не обойтись без эксперимента на человеке, что недопустимо в обществе, провозгласившем абсолютную ценность человека. Во-вторых, клонирование основано на превосходстве технократических ценностей над моральными, что может привести к кризису всей системы нравственных норм социума. В-третьих, при клонировании не исключена возможность проникновения из лабораторий в окружающую среду губительных для человека микроорганизмов.

Ведущее место в теории и практике продления жизни человека занимает геронтология, которая основывается на том, что предел жизни индивида, с биологической точки зрения равен приблизительно 120 годам, а причиной старости является нарушение его адаптивных возможностей.

В последние годы получило развитие ещё одно направление медицины – валеология, которая рассматривает проблему продления жизни через призму сохранения здоровья человека.

С темой смерти связан широкий круг проблем, решение которых зависит от социокультурного уровня развития общества и его ментальности. Одной из таких проблем является проблема отношения к эвтаназии, как способа, облегчающего с помощью врача (или кого-либо иного) уход из жизни смертельно больному, тяжело страдающему человеку по его личному желанию.

Сторонники эвтаназии считают бессмысленным продлевать жизнь смертельно больного человека, который сам не желает больше находиться в таком положении и хочет добровольно уйти из жизни. В Голландии, например, этот аргумент сыграл важную роль в том, что эвтаназия была узаконена именно как гуманный акт по отношению к смертельно больному человеку. Однако, если анализировать эвтаназию в рамках абсолютной ценности человеческой жизни, то становится ясной вся несостоятельность этих соображений.

С одной стороны, антигуманность этого акта подтверждается тем, что всякая его узаконенность создаёт условия для злоупотреблений со стороны родственников больного и врача (материальная и иная выгода), особенно в тех общественных системах, где процветают преступность, произвол и аморализм.

С другой стороны и сам врач, помогая своему пациенту уйти из жизни, становится по сути дела убийцей, или, по крайней мере, соучастником убийства, вместо того, чтобы следовать правилу своей профессиональной этики: «Не навреди!».

В рамках проблемы жизни и смерти не менее острой является и проблема суицида (самоубийства).

В общественном сознании давно укоренился стереотип, согласно которому всех самоубийц считают либо душевнобольными, либо слабовольными, малодушными людьми. Однако факты говорят о том, что всё не так просто. Оказывается, что число самоубийств значительно возрастает в периоды роста социальной напряжённости, а тем более в периоды ломки социальных отношений.

Социальная психология убедительно показала, что этот стереотип общественного сознания ложен. К основным выявленным причинам суицида социальная психология относит следующие:

  1. Социальные и личные неурядицы, в противоречиях которых запутывается человек, не видя из них выхода.

  2. Абсолютизация зла и неверие в добро.

  3. Эффект «Зомби», возникающий в результате внушения или использования психотропных средств (известен факт, когда члены секты «Народная религия» в Гайане, насчитывающей 900 человек, совершили коллективное самоубийство, поверив своему пастырю, что наступает конец света).

  4. Аномальное сознание, как следствие того или иного психического расстройства или заболевания, а также как результат употребления алкоголя или наркотиков.

Христианство всегда отрицательно относилось к самоубийству, считая его греховным актом, поскольку жизнь – это дар Божий («Бог дал, Бог и возьмёт»). Противниками самоубийства были также многие известные философы, полагая, что самоубийца, как правило, пасует перед трудностями бытия и теряется, когда не может найти выхода из сложного положения. Человек, по их мнению, дожжен использовать свою свободу, разум и волю во имя жизни, а не смерти.

Однако предотвратить суицид, ограничившись только его осуждением, невозможно. Необходимо подкрепить это осуждение оздоровлением общественного климата, вовремя оказать психологическую помощь потенциальному самоубийце и вместе с ним попытаться найти выход из создавшейся ситуации. Поэтому важно всячески поддерживать на всех уровнях появляющиеся во многих странах специальные службы психологической помощи, телефоны доверия и другие формы коммуникации, служащие средством снятия нервного напряжения, способствующие тому, чтобы человек оставался жить.

Весьма сложной и дискуссионной проблемой в настоящее время является применение смертной казни государством к преступникам, признанным судом виновными в совершении тяжких преступлений.

Известно, что против смертной казни выступали выдающиеся представители культуры и политические деятели: Вл. Соловьёв, Л. Толстой, В. Гюго, М. Ганди и др. Они обосновывали свою позицию тем, что государство изначально должно быть гуманным, и, стало быть не может выступать в роли убийцы человека.

На том же основании Европейское сообщество приняло решение о введении моратория на применение смертной казни, к которому присоединилась и Россия.

Социологические опросы в России показывают, что большинство её населения выступает против отмены смертной казни, аргументируя это тем, что в нашей стране число тяжких преступлений продолжает расти, и применение высшей меры наказания будет сдерживать лиц, склонных к совершению особо опасных преступлений. Пожизненное же заключение, которым нередко заменяют смертную казнь, вряд ли можно считать более гуманным. В практике исполнения наказаний есть примеры, когда преступники, приговорённые к пожизненному заключению, умоляют лишить их жизни, поскольку их тюремное существование стало постылым и бессмысленным.

Проблема человека была и остаётся «загадкой человеческого Я», в решении которой пытаются принять посильное участие многие науки, среди них и философия. Проблема человека тесно связана и с практическими вопросами мирового развития и ставится в прямой зависимости от тех тревожных и опасных тенденций, которые проявляются в недрах Западной цивилизации. Вероятно, не будет преувеличением сказать, что ответить на вопрос: "Что такое человек?" сегодня означает ответить на другой вопрос, а именно: "Что мы - люди - должны сделать сообща, сохранив себя как носителей высоких и уникальных способностей, о которых речь шла выше?".

Такая постановка вопроса ориентирует нас на глубокие размышления о самих себе и об обществе в целом и является по сути программной. И пусть она стимулирует нас в этом направлении. От того, к какому выводу мы придем, зависит наше общее будущее.

Основные понятия и термины:
Альтруизм (франц. altruisme, от лат. alter — другой), бескорыстная забота о благе др. людей, отречение от всего личного во имя общественного – вот в чём состоит предназначение человека.

Антропогенез - процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи), социализация личности, бытие человека в культуре.

Аскетизм (от греч. asketes — упражняющийся в чем-либо), ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т. п., призывающий к отречению от «мирской суеты», умерщвлению плоти ради искупления грехов и ревностного служения Богу.

Волюнтаризм (от лат. voluntas — воля) - направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия)

Гедонизм (от греч. hedone — удовольствие), направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения.

Индивид – это отдельный человек, являющийся носителем определённых социальных свойств.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие какого-либо отдельного существа, человека; противоположность общего, типичного.

Личность – это субъект деятельности, имеющий определённое сознание, самосознание, мировоззрение, испытывающий на себе влияние общественных отношений и одновременно осмысливающий свои социальные функции, своё место в мире как субъекта исторического процесса, познания действительности, эстетических и этических норм.

Мораль (от лат. moralis — нравственный) - нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения), один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

Прагматизм (от греч. pragma, род. п. pragmatos — дело, действие) – концепция в которой смысл жизни здесь видится в служении практическому действию, выгоде, успеху.

Смысл жизни – это самостоятельный, осознанный выбор человеком тех ценностей и идеалов, которые ориентируют его на самореализацию, связанную с удовлетворением потребности творить, отдавать, делиться в другими, а иногда и жертвовать собой ради других.

Социализация - (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества

Утилитаризм (от лат. utilitas — польза, выгода), принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели.

Фатализм - (от лат. fatalis — роковой, fatum — рок, судьба), представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу (античный стоицизм), в неизменное божественное предопределение (особенно характерна для ислама) и т. п.).

Философская антропология – направление философии, занимающееся изучением человека, его природы и сущности.

Ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой

Человек – понятие, которое характеризует качества и способности, присущие всему человеческому роду (как биологические, так и социальные).

Эвдемонизм этическое направление, считающее счастье, блаженство (греч. eudaimonia) высшей целью человеческой жизни.

Эгоизм (от лат. ego – я) – точка зрения, позиция, поведение человека, полностью сориентированные на его Я, на его благо (удовольствие, выгоду, успех, счастье).

Этика (греч. ethika, от ethos — обычай, нрав, характер), философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность.

Эстетика (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный), философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром, и область художественной деятельности людей.
Контроль знаний
I. Вопросы для самопроверки:

1. Назовите основные вопросы философской антропологии

2. Чем различались образы человека, создаваемые в разные эпохи?

3. Какие теории происхождения человека вам известны?

4. Каких точек зрения придерживаются философы по вопросу о соотношении биологического и социального в природе человека?

5. Что такое ценности?

6. Как называется раздел философии изучающий ценности?

7. Что изучает этика?

8. Что изучает эстетика?
II. Упражнения и задачи

  1. Как следует понимать следующее высказывание Э. Фромма: «Я верю, что каждый человек представляет всё человечество. Все мы святые и грешники, но ни один не превосходит другого и не судья ему. Все мы прозрели вместе с Буддой, всех нас распяли на кресте вместе с Христом, и все мы убивали и грабили вместе с Чингисханом, Сталиным, Гитлером»?

  2. Справедлива ли альтернатива, согласно которой либо человек есть животное, поскольку происходит от животного, либо человек с самого начала отличается от животного, а поэтому у него нет ничего общего с животным?

  3. Какой ответ на вопрос о том, каково соотношение понятий «человек» и «личность» будет правильным?

А) Человек и личность – понятия тождественные;

Б) Человек – это антропологическое понятие, а личность – социальное;

В) Человек становится личностью, когда овладевает культурой и моралью;

Г) Главным свойством личности является то, что у неё есть самосознание и мировоззрение;

Д) Личность – это общественно развитый человек

III. Тестовый контроль знаний
Вариант I

1. Как называется раздел философии, в котором изучается проблема человека?

а) аксиология;

б) онтология;

в) философская антропология;

г) этика

2. Средневековый взгляд на сущность человека:

а) человек – часть космоса, в своих человеческих проявлениях подчинённый высшему началу – судьбе;

б) человек есть образ и подобие Бога;

в) человек равен Богу, он творец своей судьбы;

г) человек есть мыслящее существо, которое изменяет мир с помощью знания;

д) человек – совокупность общественных отношений;

е) человек – есть марионетка в руках слепой воли (к жизни, к власти)

3. Взгляд на сущность человека, характерный для XX века:

а) человек – часть космоса, в своих человеческих проявлениях подчинённый высшему началу – судьбе;

б) человек есть образ и подобие Бога;

в) человек равен Богу, он творец своей судьбы;

г) человек есть мыслящее существо, которое изменяет мир с помощью знания;

д) человек – совокупность общественных отношений;

е) человек – есть марионетка в руках слепой воли (к жизни, к власти)

4. Кому принадлежит эволюционная теория происхождения человека путём сознательной трудовой деятельности?

а) И. Кант;

б) К. Маркс;

в) Ч. Дарвин;

г) Ф. Энгельс

5. В единстве каких составляющих проявляется сущность человека?

а) биологическая;

б) материалистическая;

в) психическая;

г) социальная;

д) идеальная

6. Неповоторимое своеобразие какого-либо отдельного человека:

а) индивидуальность;

б) личность;

в) индивид;

г) субъект

7. Процесс усвоения индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества:

а) образование;

б) социализация;

в) воспитание;

г) культивация

8. Выделите системы моральных ценностей Античности:

а) любовь к Богу;

б) этический рационализм;

в) гуманизм;

г) гедонизм;

д) стоицизм;

е) протестантская этика;

ж) этика долга

9. Выделите систему моральных ценностей И. Канта:

а) любовь к Богу;

б) этический рационализм;

в) гуманизм;

г) гедонизм;

д) стоицизм;

е) протестантская этика;

ж) этика долга

10. Концепция смысла жизни, утверждающая счастье, блаженство высшей ценностью человеческой жизни:

а) гедонизм;

б) эвдемонизм;

в) аскетизм;

г) альтруизм;

д) утилитаризм;

е) прагматизм;

ж) эгоизм

11. Соотнесите концепцию смысла жизни и её суть:

1) гедонизм;

2) эвдемонизм;

3) аскетизм;

4) альтруизм;

5) утилитаризм;

6) прагматизм;

7) эгоизм

а) концепция, считающая, что смысл жизни человека состоит в расчёте, связанном с умением извлекать из всего пользу;

б) концепция смысла жизни, утверждающая наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения;

в) концепция считающая, что смысл жизни человека состоит в практическом действии, выгоде, успехе;

г) концепция смысла жизни, утверждающая счастье, блаженство высшей ценностью человеческой жизни;

д) концепция считающая, что смысл жизни человека состоит в удовлетворении личного интереса;

е) концепция смысла жизни, утверждающая необходимость ограничения и подавления чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т.п. ради искупления грехов и приближения к Богу;

ж) концепция смысла жизни, утверждающая бескорыстную заботу о благе других людей, отречение от всего личного во имя общественного предназначения человека


Вариант II

1. Что изучает философская антропология?

а) конкретные характеристики человека;

б) антропное воздействие на окружающую среду;

в) природу и сущность человека;

г) особенности функционирования высшей нервной системы

2. Взгляд на сущность человека в эпоху Возрождения:

а) человек – часть космоса, в своих человеческих проявлениях подчинённый высшему началу – судьбе;

б) человек есть образ и подобие Бога;

в) человек равен Богу, он творец своей судьбы;

г) человек есть мыслящее существо, которое изменяет мир с помощью знания;

д) человек – совокупность общественных отношений;

е) человек – есть марионетка в руках слепой воли (к жизни, к власти)

3. Соотнесите направление в истории философии и взгляд на сущность человека:

1) Античность; а) человек – часть космоса, в своих человеческих проявлениях подчинённый высшему началу – судьбе;

2) Новое время; б) человек есть образ и подобие Бога;

3) эпоха Возрождения; в) человек равен Богу, он творец своей судьбы;

4) марксистская философия; г) человек есть мыслящее существо, которое изменяет мир с помощью знания;

5) Средневековье; д) человек – совокупность общественных отношений;

6) XX век е) человек – есть марионетка в руках слепой воли (к жизни, к власти)

4. Какое определение понятия «человек» наиболее полно раскрывает его сущность? Человек – это...

а) индивид с присущей ему генетической программой;

б) животное, способное изготавливать и использовать орудия труда;

в) социальное существо;

г) биосоциальное существо, способное к мышлению и целенаправленной деятельности

5. Определите понятие «личность»:

а) это зрелый человек;

б) синоним человека;

в) сознательный исторический деятель;

г) человек с присущими ему социально значимыми качествами, обеспечивающими использование прав и выполнение обязанностей

6. Соотнесите понятие и определение:

1) личность; а) отдельный человек, являющийся носителем определённых социальных свойств;

2) индивид; б) субъект деятельности, имеющий определённое сознание, самосознание, мировоззрение, осмысливающий свои социальные функции и место в мире;

3) индивидуальность в) неповторимое своеобразие какого-либо отдельного человека

7. Раздел философии, занимающийся изучением ценностей:

а) гносеология;

б) онтология;

в) аксиология;

г) праксиология

8. Определите систему моральных ценностей эпохи Возрождения:

а) любовь к Богу;

б) этический рационализм;

в) гуманизм;

г) гедонизм;

д) стоицизм;

е) протестантская этика;

ж) этика долга

9. Выделите эстетические ценности:

а) благо;

б) прекрасное;

в) добро;

г) возвышенное;

д) трагическое;

е) зло;

ж) безобразное

10. Концепция смысла жизни, утверждающая бескорыстную заботу о благе других людей, отрешение от всего личного во имя общественного предназначением человека:

а) гедонизм;

б) эвдемонизм;

в) аскетизм;

г) альтруизм;

д) утилитаризм;

е) прагматизм;

ж) эгоизм

11. Концепция, считающая, что смысл жизни человека состоит в удовлетворении личного интереса

а) гедонизм;

б) эвдемонизм;

в) аскетизм;

г) альтруизм;

д) утилитаризм;

е) прагматизм;

ж) эгоизм


Вариант III

1. Выделите проблемы философской антропологии:

а) сущность и природа человека;

б) концепции истины;

в) формы познания;

г) смысл жизни человека

2. Взгляд на сущность человека в Новое время:

а) человек – часть космоса, в своих человеческих проявлениях подчинённый высшему началу – судьбе;

б) человек есть образ и подобие Бога;

в) человек равен Богу, он творец своей судьбы;

г) человек есть мыслящее существо, которое изменяет мир с помощью знания;

д) человек – совокупность общественных отношений;

е) человек – есть марионетка в руках слепой воли (к жизни, к власти)

3. Что означает понятие «антропогенез»?

а) раздел науки о человеке;

б) процесс возникновения и становления человека;

в) совокупность генетических признаков человека;

г) система знаний о человеке

4. Соотнесите измерение человека и его определение:

1) биологическое; а) анатомо-физиологические, генетические явления, нервно-мозговые, электрохимические и другие процессы человеческого организма;

2) социальное; б) внутренний душевно-духовный мир человека, его сознательные и бессознательные процессы, воля, память, характер, темперамент;

3) космическое; в) необходимость непрерывного взаимодействия человека с себе подобными, в результате которого он становится человеком;

4) психологическое г) часть природы, Вселенной

5. Отдельный человек, являющийся носителем определённых социальных свойств:

а) индивидуальность;

б) личность;

в) индивид;

г) субъект

6. Мнение, согласно которому всё в мире предрешено и люди ничего не могут изменить6

а) скептицизм;

б) вольтерьянство;

в) волюнтаризм;

г) фатализм

7. Положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом:

а) идеал;

б) ценность;

в) норма;

г) добро и зло

8. Определите систему моральных ценностей эпохи Средневековья:

а) любовь к Богу;

б) этический рационализм;

в) гуманизм;

г) гедонизм;

д) стоицизм;

е) протестантская этика;

ж) этика долга

9. Концепция смысла жизни, утверждающая наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения:

а) гедонизм;

б) эвдемонизм;

в) аскетизм;

г) альтруизм;

д) утилитаризм;

е) прагматизм;

ж) эгоизм

10. Концепция, считающая, что смысл жизни человека состоит в расчёте, связанном с умением извлекать пользу из всего:

а) гедонизм;

б) эвдемонизм;

в) аскетизм;

г) альтруизм;

д) утилитаризм;

е) прагматизм;

ж) эгоизм

11. Установите соответствие между концепциями и выражающими их смысл высказываниями:

1) эвдемонизм; а) «Живи наслаждаясь»;

2) утилитаризм; б) «Из всего извлекай пользу»;

3) этика долга; в) «Жизнь – это самопожертвование, альтруизм во имя служения другим»;

4) аскетизм; г) «Будь смиренен в желаниях, живи во искупление своих грехов»;

5) гедонизм; д) «Счастье – вот подлинное предназначение человека!»;

6) прагматизм е) «Действуй, стремись к успеху!»

Вариант IV

1. Античный взгляд на сущность человека:

а) человек – часть космоса, в своих человеческих проявлениях подчинённый высшему началу – судьбе;

б) человек есть образ и подобие Бога;

в) человек равен Богу, он творец своей судьбы;

г) человек есть мыслящее существо, которое изменяет мир с помощью знания;

д) человек – совокупность общественных отношений;

е) человек – есть марионетка в руках слепой воли (к жизни, к власти)

2. Взгляд на сущность человека в философии марксизма:

а) человек – часть космоса, в своих человеческих проявлениях подчинённый высшему началу – судьбе;

б) человек есть образ и подобие Бога;

в) человек равен Богу, он творец своей судьбы;

г) человек есть мыслящее существо, которое изменяет мир с помощью знания;

д) человек – совокупность общественных отношений;

е) человек – есть марионетка в руках слепой воли (к жизни, к власти)

3. Кому принадлежит эволюционная теория происхождения человека путём естественного отбора и генетических мутаций?

а) И. Кант;

б) К. Маркс;

в) Ч. Дарвин;

г) Ф. Энгельс

4. Какое определение понятия «человек» наиболее полно раскрывает его содержание? Человек – это...

а) индивид с присущей ему генетической программой;

б) животное, способное изготавливать орудия труда;

в) биопсихосоциальное существо, способное мыслить, говорить, трудиться;

г) общественное животное, способное мыслить

5. Субъект деятельности, имеющий определённое сознание, самосознание, мировоззрение, осмысливающий свои социальные функции, своё место в мире:

а) индивид;

б) личность;

в) социальное существо;

г) индивидуальность

6. Мнение, согласно которому историю творят сознание и воля людей:

а) индивидуализм;

б) вольтерьянство;

в) волюнтаризм;

г) фатализм

7. Какая человеческая ценность может быть определена как моральное, этическое понятие, выражающее положительное значение явлний или событий в их отношении к высшей ценности - идеалу?

а) любовь;

б) справедливость;

в) добро;

г) свобода

8. Определите систему моральных ценностей, свойственную Реформации:

а) любовь к Богу;

б) этический рационализм;

в) гуманизм;

г) гедонизм;

д) стоицизм;

е) протестантская этика;

ж) этика долга

9. Соотнесите системы моральных ценностей и время их проявления

1) любовь к Богу; а) Античность;

2) этический рационализм; б) Средневековье;

3) гуманизм; в) эпоха Возрождения;

4) гедонизм; г) Реформация;

5) стоицизм; д) философия И. Канта

6) протестантская этика;

7) этика долга

10. Концепция смысла жизни, считающая, что ограничение и подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т.д. ведут к искуплению грехов и приближению к Богу:

а) гедонизм;

б) эвдемонизм;

в) аскетизм;

г) альтруизм;

д) утилитаризм;

е) прагматизм;

ж) эгоизм

11. Концепция, считающая, что смысл жизни человека состоит в практическом действии, выгоде, успехе:

а) гедонизм;

б) эвдемонизм;

в) аскетизм;

г) альтруизм;

д) утилитаризм;

е) прагматизм;

ж) эгоизм

Литература
Основная
1. Канке В. А. Основы философии. М., 2003 г.

2. Пивоев В. М. История философии. Санкт-Петербург, 2002 г.

3. Пол Роланд. Откровения. Мудрость веков. М., 2000г.

4. Джейн Стивенсон. Философия. М., 2004 г.

5. Философия. Р-н-Д., 2003 г.

6. Философия: учебник для средних специальных заведений. М., 2002 г.

7. Губин В. Д. Основы философии. М., 2005 г.
Дополнительная
1 Бессонов Б.Н. Назначение человека. М., 1995.

2. Арьес, Ф. Человек перед лицом смерти / Ф. Арьес. – М., 1992.

3. Марков, Б.В. Философская антропология. Очерки истории и теории / Б.В. Марков. – СПб., 1997.

4. Махаров, Е.М. Проблема человека в истории философской мысли / Е.М. Махаров. – М., 1994.

5. Никитин, Е.П. Философия человеческого самоутверждения / Е.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова. – СПб., 2000.

6. Сержантов, В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия / В.Ф. Сержантов. – Л., 1990.

7. Стрелков, В.И. Смерть в культуре и философии / В.И. Стрелков. – М., 1993.

8. Трубецкой, Е.Н. Смысл жизни / Е.Н. Трубецкой. – М., 1994.

9. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М., 1990.

10. Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. – М., 1992. – С. 179 – 374.

11. Юдин, Б.Г. Право на добровольную смерть: против и за / Б.Г. Юдин // О человеческом в человеке. – М., 1991.

1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   40


написать администратору сайта