Главная страница
Навигация по странице:

  • Цели темы: определить место и роль религии в жизни человека и общества После изучения темы вы сможете

  • Цицероном

  • Лактанций

  • Страх перед необузданными, стихийными силами природы.

  • Философские представления о происхождении религий

  • Теологическая теория внутренней религиозности человека

  • Антропологическая теория

  • Материалистическая гипотеза

  • Психологическая концепция

  • Характерные черты традиционного религиозного сознания

  • Религиозная деятельность

  • Религиозные организации

  • Вероучение

  • учебное пособие. Основы философии. Содержание пояснительная записка 4 вместо предисловия 7 Тема Философия как форма мировоззрения и наука 10 Тема Возникновение древневосточной философии 26


    Скачать 4.9 Mb.
    НазваниеСодержание пояснительная записка 4 вместо предисловия 7 Тема Философия как форма мировоззрения и наука 10 Тема Возникновение древневосточной философии 26
    Анкоручебное пособие. Основы философии.doc
    Дата08.01.2018
    Размер4.9 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаучебное пособие. Основы философии.doc
    ТипПояснительная записка
    #13787
    страница21 из 40
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   40
    Тема 17. Философия религии



    Вы будете изучать:

    • характеристики религиозного сознания

    Цели темы:

    • определить место и роль религии в жизни человека и общества

    После изучения темы вы сможете:

    • определять роль религии в современном обществе


    С момента возникновения философии религия стала одной из ее тем. Дело в том, что большинство вопросов, на которые пытается ответить философия - вопросы об истоках мира, положении человека в космосе, основаниях человеческих действий, возможностях и границах познания, - одновременно стали темами религиозного миропонимания. Поэтому в течение всей своей истории философия нуждалась в критическом разграничении с религией. Само название "философия религии" появилось довольно поздно - в XVIII веке, но уже в античной философии можно обнаружить определенные представления о божестве, об отношении божественного и конечной действительности. История философии религии самым тесным образом сближается с историей европейской философии. Философия религии - это философское мышление, имеющее религию в качестве своего предмета. Философствовать о религии может не только верующий, но и атеист, и агностик. Философия религии принадлежит философии, а не теологии. Это такое философское мышление, которое проясняет сущность и способ бытия религии, отвечает на вопрос: "Что есть религия как таковая?"

    Религия старше философии и очевидно имеет свои собственные корни. Она скорее нечто "иное" по отношению к философии, поскольку здесь мы имеем дело с реальностью, превосходящей границы и возможности человеческого разума. Эта ситуация особенно ярко ощущалась в эпоху раннего христианства, не видевшего ни малейшей нужды в философском обосновании. И дальнейшая история христианства дает немало примеров того, что религия относится к философии как к своей противоположности. Но при этом в своих истоках религия осуществляется как человеческое событие, как форма человеческого существования. Всегда есть человек, который верит, молится, участвует в культе. Поэтому философия религии рассматривает теологические понятия прежде всего как феномены религиозного опыта.

    Религиозный опыт осуществляется в тесной связи с человеческим самопониманием и пониманием бытия. Люди пытаются понять самих себя и свою веру в Бога, задавая себе вопрос: "Что означает мое верование?" Кроме того, религия исполняется в человеческом языке, формах и категориях человеческой мысли. Это объясняет тот факт, что религия изменяется вместе с историческими переменами в понимании человека и бытия. Религия имеет человеческую историю, хотя Бог, как источник религиозного понимания, неизменен и пребывает над историей. Значит, возможен философский вопрос о религии, даже если то, о чем спрашивается, оказывается совершенно иным по отношению к философии.

    Слово «религия» имеет латинское происхождение. В культурный обиход оно вводится в период крушения Римской империи – первоначально Цицероном, знаменитым философом и ритором, а несколько позднее апологетом христианства Лактанцием. Цицерон выводил данный термин от латинского глагола relegere, что в переводе означало – идти, возвращаться, снова читать, обдумывать, собирать, созерцать, бояться. Ключевым словом в этой цепи переводов для Цицерона было слово, «бояться». Поэтому его трактовка религии сводилась к богобоязни, страху и преодолению этого состояния сознательной, тщательно продуманной системой почитания.

    Лактанций, считал, что религия как термин берёт своё начало в латинском глаголе religare - связывать, сковывать. С его точки зрения, религия – это связь человека с Богом, повиновение и служение Ему особым благочестивым образом. Такое понимание впоследствии было тесно связано с традицией христианства.

    В культурах Востока у истоков религии как термина стоят другие слова и смыслы: din, dharma, chiao:


    • din – слово, восходящее к аравийскому языку предысламского времени, переводимое как власть. Отсюда рождение власти Аллаха в исламе;

    • dharma – слово из древнеиндийского языка (санскрита), переводимое как учение, добродетель, моральное качество, долг, справедливость, закон, образец, идеал, норма, форма, истина… Всё это, в конце концов, становится смысловой основой буддизма;

    • chiao – китайское слово обозначающее учение.


    Великое многообразие форм религиозных верований является объективной основой множественного их толкования в теоретических определениях, которых в настоящее время насчитывают около 250. Одно из наиболее используемых на Западе, в частности в США, определение Джонстоуна: «Религия – система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным».

    Мы будем отталкиваться от наиболее употребимого у нас определения.

    Религия (от лат. religare – связывать) – это система учений, верований и культовых действий, связанных с единением человека со сверхъестественным и священным существом, именуемым Богом, Абсолютом, Творцом всего существующего на Земле и управляющим мыслями и поступками людей.

    Религия как социальное явление – закономерный продукт духовной деятельности человека. Её генетическим истоком принято считать человеческий страх. Страх перед необузданными, стихийными силами природы. Это одна из наиболее часто упоминающихся причин возникновения религии, на которые указывают многие мыслители от античности до современности.

    Римлянин Петроний заявлял: «Первых богов на земле создал страх». Этот тезис разделяли и во времена эпохи Возрождения, и в Новое время – целая плеяда исследователей-философов: Т. Гоббс, Б. Спиноза, П. Гольбах. Этой же точки зрения придерживались и некоторые известные исследователи более позднего времени, в частности З. Фрейд, который называл причиной религии страх перед «природными насильниками», то есть разрушительными силами природы

    Наряду со страхом перед разъярённой стихией природы некоторые исследователи считают одной из причин религии – социальное зло, страх перед общественными явлениями, губительно действующими на человека, мешающими его спокойной и счастливой жизни. Таким образом, страх перед общественными катаклизмами и бедствиями тоже является причиной возникновения религии.

    Есть ещё одна версия происхождения религии – обман. Обман сильными слабых. В роли сильного мог выступать: жрец, маг, царь, законодатель – словом, древний образованный интеллектуал, властитель дум, способный манипулировать в определённых целях сознанием людей, менее осведомлённых и знающих.
    Философские представления о происхождении религий:


    Разновидности

    Основная идея

    Представители

    Теологическая теория

    внутренней религиозности

    человека

    Человек внутренне ощущает присутствие Бога. Это ощущение порождает стремление понять Бога и религию

    Католическая теология

    Идеалистическая теория

    Религия присуща человеку изначально, так как его дух есть отражение Мирового Духа, который через человека познаёт самого себя.

    Георг Гегель

    Антропологическая теория

    Человек создаёт Бога, так как отчуждает от себя лучшие духовные качества и переносит их на выдуманное Существо.

    Людвиг Фейербах

    Материалистическая

    гипотеза

    Религия – фантастическое отражение в сознании людей реальных внешних сил, которые воспринимаются как сверхъестественные.

    Карл Маркс,

    Фридрих Энгельс,

    последователи марксизма

    Психологическая концепция

    Религия – механизм – психологической компенсации человека перед неведомым и враждебным миром внешней природы и внутренних инстинктов

    Зигмундт Фрейд,

    последователи психоанализа

    Теософская концепция

    Религия – доступное человеческому сознанию (часто искажённое) представление о Высших Мирах и духовных Существах, которые реально существуют в природе, но не являются сверхъестественными.

    Елена Блаватская,

    Анни Безант,

    Елена Рерих


    Вероятно, причины возникновения религии можно было бы множить, но и указанного уже достаточно, для того, чтобы сделать вывод о том, что единой причины, по-видимому, нет. Возможно, в разное время и на разных этапах они видоизменялись, но мотив страха, всё-таки преобладал, а мотив обмана мог возникать не только по желанию сильных мира сего, но и самого человека, стремящегося погрузиться в иллюзорный мир, убежать от житейских и прочих неразрешимых с его точки зрения проблем.
    Существуют различные типы человеческих представлений о богах:
    По количеству:


    • политеизм (от поли... - много и греч. theos — бог), представление о множестве богов, персонифицирующих какую-либо из сторон человеческой жизни;

    • монотеизм (от моно... - один и греч. theos — бог) (единобожие), система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге. В богословской литературе к монотеистическим религиям относят иудаизм, христианство и ислам.


    По качеству:


    • теизм (от греч. theos — бог), религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютной личности, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нем;

    • деизм (от лат. deus — бог), религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т. е. «промысел божий», чудеса и т. п.) и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума;

    • пантеизм (от пан... – всё и греч. theos — бог), религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое. Пантеистические тенденции проявляются в еретической мистике средних веков. Характерен для натурфилософии Возрождения и материалистической системы Б. Спинозы, отождествившего понятия «Бог» и «природа»- вера в Бога, тождественного природе и миру в целом;

    • панентеизм (от пан... - всё и греч. en — в, theos — бог), религиозно-философское учение, согласно которому мир пребывает в Боге; синтез теизма и некоторых идей пантеизма.

    • антропоморфизм – уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ.

    • зооморфизм – уподобление животному, наделение звериными свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ.

    • атеизм (франц. atheisme, от греч. atheos — безбожный), исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека. Находил выражение в вольнодумстве, свободомыслии и др. Современный атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание.


    В структурном плане религия явление сложное. Оно включает в себя религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозные отношения и религиозные организации.

    Религиозное сознание не может существовать в духовном мире человека, не пересекаясь с другими формами общественного сознания: моралью, искусством, наукой, политикой, правом, как, в свою очередь, и религиозная деятельность, отношения и организации.

    Характерные черты традиционного религиозного сознания:


    • доминирование веры над разумом;

    • приверженность традициям, устоявшимся воззрениям, догматизм;

    • склонность к порождению кумиров (идолов), следование за ними;

    • склонность перекладывать ответственность за свою судьбу (судьбу мира) на Бога (рок, фатум, карму);

    • возвышение своей религии над другими;

    • недоверие к философии, науке;

    • мистицизм

    Религиозная деятельность – часть общественной духовной деятельности. Религиозную деятельность разделяют на внекультовую и культовую. Внекультовая деятельность может выступать в предметно-практической, духовно-практической, духовно теоретической формах. Предметно-практическая деятельность – производство средств религиозного культа (иконы, свечи, кресты…). Духовно-практическая религиозная деятельность – миссионерство, преподавание богословских дисциплин, менеджментная деятельность в религиозных организациях, религиозная пропаганда в СМИ, в семье. Духовно-теоретическая, внекультовая деятельность состоит в продуцировании религиозных идей, систематизации и интерпретации богословских текстов, их комментировании и разъяснении. Культовая форма религиозной деятельности связана с удовлетворением верующими их религиозных потребностей. Культ тесно связан с «драматизацией религиозного мира». Культовое действие оживляет религиозное сознание, в результате чего в сознании верующих воспроизводятся различные религиозные образы, символы, возбуждаются эмоции. Религиозно-культовая деятельность направлена на активизацию религиозного сознания, отношений, она непосредственно связана с проявлением религиозных качеств индивида, который с помощью культовой деятельности находит путь к умиротворению, гармонии, радости.
    Религиозные отношения – это отношения, складывающиеся в духовной сфере общества. Они выражаются, прежде всего, в отношении субъекта к Богу. Отношения верующих в Богу моделируются сознанием без опоры на реальные законы действительности. Их отношения к себе подобным конструируются по образу и подобию реальных межличностных отношений.
    Религиозные организации упорядочивают религиозную деятельность. Американский социолог Смелзер выделяет пять форм религиозных организаций:

    Церковь (греч. kyriake – Божий дом); если интерпретировать это слово, исходя из перевода, то церковь есть обиталище Бога. В современном понимании церковь – это социальная форма организации, объединяющая верующих людей, как служителей культа, так и мирян.

    Организация служителей культа, то есть духовенства, имеет, как правило, строгую упорядоченность, основанную на принципах иерархического и авторитарного подчинения. Что касается мирян, то они, подчиняясь правилам церкви, более свободны в своих поступках, чем духовенство.

    В более узком смысле церковь – это место, в котором происходят ритуальные действия. Церковь - особым образом организованное пространство, которое в корне отличается от повседневного, в нём мирянин осознаёт себя совершенно иначе, чем в реальном пространстве. Пространство храма – это знаково-ритуализированное пространство, сближающее человека с Богом.

    Секта (лат sekta – образ мыслей, учение, направление) – группа оппозиционеров внутри какой-нибудь религии, неудовлетворённая существующим в церкви положением дел, выдвигающая новые идеи,обычно понимаемые как исключительные, ведущие подчас к изоляционизму, замкнутости и оторванности от основного религиозного направления. Деятельность секты в сознании её единомышленников понимается как путь к духовному возрождению, восхождению к новым высотам духа через ряд морально-кодексовых, ритуальных запретов и ограничений. Некоторые секты приобретают черты фанатизма и экстремизма. Иногда секта может превратиться в церковь, а иногда в деноминацию.

    Деноминация (от лат.denominatio – переименование), промежуточное звено между церковью и сектой. Она может возникать на основе церкви, как возникло, например, лютеранство внутри католицизма, превратившееся впоследствии в одну из деноминационных ветвей протестантства, в свою очередь не ставшего отдельной религией. Иногда деноминация вырастает из секты, преодолевая свою замкнутость, выходит на контакт с более широким кругом верующих.

    Вероучение – совокупность догматов и положений какой-либо религии

    Культ (от лат. cultus — почитание), крайняя форма секты. Культы призывают к радикальным изменениям человека, группы и общества. Не следует путать культ как важнейший вид религиозной деятельности один из основных элементов религии; действия (телодвижения, чтение или пение определенных текстов и т. п.), имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклонению или привлечь к их совершителям божественной «силы» (т. н. таинства) и культ как религиозную организационную форму.

    Принято считать, что исторически религия как форма общественного сознания и элемент духовной культуры прошла три этапа: родоплеменной, народно-национальный и мировой.

    Первый тип религиозных верований тесно связан с развитием первобытной идеологии, и к нему следует отнести тотемизм, анимизм, фетишизм, магию, мантику.

    Основой существования первобытного человека была охота, а на охоте – Зверь. Первобытный человек ценил и уважал этого Зверя, ибо благодаря ему он был сыт, обут и одет. В те далёкие времена, человек считал, что Зверь могущественнее и сильнее его самого. Из этого представления родилась самая ранняя форма религиозного верования.
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   40


    написать администратору сайта