учебное пособие. Основы философии. Содержание пояснительная записка 4 вместо предисловия 7 Тема Философия как форма мировоззрения и наука 10 Тема Возникновение древневосточной философии 26
Скачать 4.9 Mb.
|
Наука и религия представляют собой два фундаментальных пласта культуры и два основополагающих типа мировоззрения, взаимодополняющих друг друга. В истории культуры вопрос взаимоотношения веры и знания решался по-разному. Были времена, когда религиозная вера стимулировала образование и просвещение. В момент укоренения христианства этому процессу сопутствовало открытие церковных школ, создание монастырских библиотек, позднее университетов, где главными факультетами были богословские. Но есть и другие примеры противоречивого отношения веры и знания. Католическая инквизиция сожгла на костре Джордано Бруно за его открытия. Но сейчас уже достоверно известно, что Джордано Бруно сожгли не потому, что он проповедовал теорию множества миров – он был очень опасным политическим противником Папы. Осуждение Коперника, Галилея, Бруно не было осуждением их «еретических» взглядов, оно имело политическую подоплёку – на Папу Римского оказывали давление протестанты. Галилей был близким другом Папы, и тот финансировал его научные работы. Коперник был монахом очень высокого ранга, заместителем епископа. Почему церковь не сразу приняла, например, гелиоцентрическую систему Коперника? А потому, что эта система по ряду позиций была первоначально менее точна в расчетах, чем действовавшая тогда Птолемеевская геоцентрическая система и её не принимали учёные. Лишь когда Кеплер уточнил Коперника, его таблицы и расчеты оказались точнее птолемеевских – все учёные, а вместе с ними и церковь, стали гелиоцентристами. Так что сегодня назрела необходимость опровержения сложившегося стереотипа, утверждающего, что наука и религия противоречат, противостоят друг другу, что они антиподы и взаимоисключающи. От глубины истории и до наших дней жёсткого противостояния науки и религии не было никогда. Религия по отношению к науке проявляла терпимость, даже точнее говоря, невмешательство, а также использовала данные науки для подтверждения истин веры. В свою очередь многие учёные, внесшие большой вклад в развитие науки, рассматривали её как один из путей рационального доказательства Бога. Чарльз Дарвин, учение которого использовали против веры в Бога, был всю жизнь верующим человеком. В течение многих лет он, церковный староста в своём приходе, никогда не думал, что его учение об эволюционном развитии органического мира может противоречить вере в Бога. Когда его спросили: «Где начало цепи развития, где первое звено его?» - Он ответил: «Оно приковано к Престолу Всевышнего». В США с 1970 г. Функционирует Институт креационистских исследований, сотрудники которого (среди них немало лауреатов Нобелевской прими) ставят целью доказать данными сегодняшней науки правильность библейской картины сотворения мира, освобождённой, конечно, от аллегорий и упрощений, рассчитанных на уровень восприятия людей, живших в те времена. Наука, в том числе и российская, уже в полный голос заявляет, что она вышла к границе, отделяющей её от религии, больше того, она «нарушила» эту границу, ступила на территорию «противника» - религии. Наука всё более доказательно говорит о реальности Высшего разума, о реальности Бога. Это нашло своё выражение в теориях вакуума и торсионных полей, «тонких тел», понимания духа и души, сверхсознания как космической силы. Интересна в этом плане теория академика РАЕН Г. И. Шипова. Из школьного курса физики известно, что структура мира включает четыре уровня реальности:
Теория Шипова математически точно определила, что уровней реальности семь: 5-й уровень – уровень физического вакуума; 6-й уровень – уровень первичных торсионных полей; 7-й уровень – Абсолютное Ничто. Если первые четыре уровня создают грубый материальный мир, то три последних являются уровнями тонкого мира. Самым стабильным уровнем тонкого мира является Абсолютное ничто – верховная сила, порождающая планы вакуума, творящая не материю, а именно планы – замыслы, матрицы для конструирования мира. «Я утверждаю – пишет Шипов, - что есть новая физическая теория, созданная в результате развития представлений Эйнштейна, в ней появился новый уровень реальности, синонимом которой в религии является Бог. Некая реальность, обладающая всеми признаками Бога. Я утверждаю только это. Не более того. Я не знаю, как это Божество устроено, но оно реально существует. Нашими методами его познать, изучить невозможно…И я говорю не о мифическом или гипотетическом явлении, а исключительно о физическом. Всё в этом мире исчезает, но этот уровень остаётся всегда. Он вечен. С него абсолютно всё начинается и им же абсолютно всё заканчивается. Мир Высшей Реальности – мир законов, планов, отношений между элементами материи, и они более устойчивы, чем сама материя». Традиционная «серьёзная» наука не в состоянии объяснить множество феноменов, которые есть, существуют как факты, как данность, например: ясновидение, телекинез, телепатия, левитация, телепортация и др. Однако эти явления объясняются с позиции теории вакуума и торсионных полей. А наука и призвана объяснять факты, а не обходить, делая вид, что их не существует. Подобная позиция давно озвучена в известном саркастическом тезисе: «Этого не может быть потому, что этого не может быть никогда». Этакая страусиная позиция. Наука и сегодня, несмотря на её колоссальные достижения и новые возможности, не может объяснить реально существующие, но не подлежащие раскрытию явления, которые продолжают называться «чудесами». Например, Благодатный огонь, появляющийся на Пасху в православном храме в Иерусалиме. Какова его природа? Физики поднимают руки вверх, сдаются. А знаменитая Туринская плащаница, подлинность которой научно доказана, но нет объяснений тому, как на ней появилось негативное изображение Христа?! Туринская плащаница – полотно длиной 4,3 м. и шириной 1,1 м., хранящееся в итальянском городе Турине. Загадка плащаницы заключается в том, что на ней есть изображение человека в полный рост, но изображение негативное. Если сфотографировать плащаницу и проявить негатив, то изображение на нём станет привычным для восприятия. То, что она существовала за много веков до появления фотографии, не вызывает сомнений ни у одного эксперта. Несмотря на то, что на плащанице изображён негатив, её древность никем не оспаривается. С конца 70-х гг. крупнейшие научные центры мира, ведут исследования изображения на Туринской плащанице. Выводы исследователей позволяют предположить, что Туринская плащаница действительно представляет собой ткань, в которую был завёрнут Христос, когда его сняли с креста. Отпечаток тела Иисуса возник скорее всего в момент воскресения. К такому заключению пришли многие эксперты. Руководитель Центра Туринской плащаницы американский учёный, доктор физики и философии Джон Джексон пытался доказать, что изображение появилось под действием мощного облучение, вероятнее всего ультрафиолета. Однако эта гипотеза была отвергнута – ультрафиолетовое облучение было бы поглощено молекулами воздуха. Руководитель Московского филиала Центра Туринской плащаницы физик Беляков выдвигал и сам же отвергал другие гипотезы: рентгеновской излучение, холодный термояд. Энергия, при помощи которой были оставлены следы тела Христа, сегодня недоступна познанию, если использовать только помощь науки. Ещё об одном факте – внезапном вымирании динозавров около 70 млн. лет назад. Для объяснения этого факта, как известно, выдвинуто множество гипотез, но все они мало убедительны, не доказательны. Но есть сегодня объяснение и с позиций креационизма. Динозавры не вымерли, а были уничтожены как тупиковая ветвь неудавшегося эксперимента. Был осуществлён сознательный акт массового уничтожения Мастером не понравившегося ему творения. Возможно, что Высшим Разумом был включён механизм «смертельной информации». Произошло нечто, похожее на эксперименты академика Казначеева: в два закрытых кварцевых шара помещались одинаковые одноклеточные культуры. Между ними не было никакого контакта: ни биологического, ни физического, ни химического. В один шар вводили болезнетворный вирус, но погибали обе клетки. В ходе опытов была создана целая линия из 50 шаров, и цепная реакция охватила её всю. Видимо контакт был только информационный. Но природа его, природа «смертельной информации» не ясна. Вывод, к которому мы подошли, заключается в следующем. Наука и религия – две чаши весов, и необходимо их равновесие как единство знания и веры. Современная наука даёт для этого достаточный простор. Во-первых, динамично само понятие знания, и если вчера в него входило лишь рациональное постижение, то теперь оно включает в себя и теории, изучающие интуитивное и даже сверхъестественное. Неясное понятие души тоже становится объектом научного анализа. Во-вторых, несостоятелен сам спор о примате разума или чувства, ибо для человека они неразделимы и питают друг друга в своей взаимообусловленности. В-третьих, наука тоже связана с человеческими ценностями, с такими как нравственность и ответственность. Основные понятия и термины: Анимизм (латин.anima – душа) – вера в существование духов, в наличие независимой души у людей, животных, растений. Антропоморфизм – уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ. Атеизм (франц. atheisme, от греч. atheos — безбожный), исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека. Находил выражение в вольнодумстве, свободомыслии и др. Современный атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание. Вероучение – совокупность догматов и положений какой-либо религии Деизм (от лат. deus — бог), религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т. е. «промысел божий», чудеса и т. п.) и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума Деноминация (от лат.denominatio – переименование), промежуточное звено между церковью и сектой. Зооморфизм – уподобление животному, наделение звериными свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ. Культ (от лат. cultus — почитание), крайняя форма секты. Культы призывают к радикальным изменениям человека, группы и общества. Магия (от греч. mageia) (колдовство, волшебство) – это воздействие на мир духов при помощи специальных ритуалов и заклинаний с целью изменения обстоятельств в интересах людей. Мантика - (мантейя, мантия) (от греч. mantike — искусство прорицания), искусство гадания с целью познания воли богов. Монотеизм (от моно... - один и греч. theos — бог) (единобожие), система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге. В богословской литературе к монотеистическим религиям относят иудаизм, христианство и ислам. Панентеизм (от пан... - всё и греч. en — в, theos — бог), религиозно-философское учение, согласно которому мир пребывает в Боге; синтез теизма и некоторых идей пантеизма. Пантеизм (от пан... – всё и греч. theos — бог), религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое. Пантеистические тенденции проявляются в еретической мистике средних веков. Политеизм (от поли... - много и греч. theos — бог), представление о множестве богов, персонифицирующих какую-либо из сторон человеческой жизни Религия (от лат. religare – связывать) – это система учений, верований и культовых действий, связанных с единением человека со сверхъестественным и священным существом, именуемым Богом, Абсолютом, Творцом всего существующего на Земле и управляющим мыслями и поступками людей. Секта (лат sekta – образ мыслей, учение, направление) – группа оппозиционеров внутри какой-нибудь религии, неудовлетворённая существующим в церкви положением дел, выдвигающая новые идеи,обычно понимаемые как исключительные, ведущие подчас к изоляционизму, замкнутости и оторванности от основного религиозного направления. Теизм (от греч. theos — бог), религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютной личности, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нем Теософия (от греч. theos — Бог и sophia — мудрость),1) в широком смысле — всякое мистическое учение, претендующее на раскрытие особых божественных тайн; 2) Мистическая доктрина Е. П. Блаватской и ее последователей — соединение мистики буддизма и др. восточных учений с элементами оккультизма и неортодоксального христианства. Тотемизм (англ. totem из языка индейцев, означающее «его род») – поклонение рода, племени животному, растению, предмету или явлению природы, которое считает своим предком. Фетишизм (от франц. fetiche — идол, талисман), культ неодушевленных предметов — фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Церковь (греч. kyriake – Божий дом); если интерпретировать это слово, исходя из перевода, то церковь есть обиталище Бога. В современном понимании церковь – это социальная форма организации, объединяющая верующих людей, как служителей культа, так и мирян. Контроль знаний I. Вопросы для самопроверки: 1. Дайте определение понятию религия 2. Какой смысл вкладывал в понятие «религия» Цицерон, Лактанций? 3. Какие функции выполняет религия в жизни общества? 4. Какие существуют концепции происхождения религии? 5. Какие существуют подходы к пониманию сущности Бога? 6. Раскройте структуру религии 7. Перечислите формы религий 8. Раскройте сущность первобытных верований 9. Раскройте особенности национальных религий 10. Каковы общие черты мировых религий?
II. Упражнения и задачи
III. Тестовый контроль знаний Вариант I
а) Лакатос; б) Цицерон; в) Цезарь; г) Лактанций 2. Какая разновидность философских представлений о происхождении религии, считает, что человек создаёт Бога, так как отчуждает от себя лучшие духовные качества и переносит их на вымышленное существо? а) теологическая теория внутренней религиозности человека; б) идеалистическая теория; в) антропологическая теория; г) материалистическая теория; д) психологическая концепция; е) теософская концепция 3. Соотнесите философское представление о происхождении религий и его суть: 1) теологическая теория а) религия присуща человеку изначально, так как его дух есть отражение Мирового Духа, который через человека познаёт самого себя; 2) идеалистическая теория; б) человек создаёт Бога, так как отчуждает от себя лучшие духовные качества и переносит их на вымышленное существо; 3) антропологическая теория; в) религия – фантастическое отражение в сознании людей реальных внешних сил, которые воспринимаются как сверхъестественные; 4) материалистическая теория; г) религия – механизм психологической компенсации человека перед неведомым и враждебным миром внешней природы и внутренних инстинктов; 5) психологическая концепция; д) религия – доступное человеческому сознанию представление о внешних Мирах и духовных Существах, которые реально существуют в природе, но не являются сверхъестественными; 6) теософская концепция е) человек внутренне ощущает присутствие Бога, и это ощущение порождает стремление понять Бога и религию 4. Деизм – это: а) представление о множестве богов; б) система религиозных верований, основанных на представлении о едином Боге; в) религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютной личности пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нём; г) религиозно-философская доктрина, которая признаёт Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в саморазвитие природы 5. Зооморфизм – это: а) религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое; б) религиозно-философское учение, согласно которому мир пребывает в Боге; в) уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ; г) уподобление животному, наделение звериными свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ 6. Социальная форма организации, объединяющая верующих людей, как служителей культа, так и мирян: а) церковь; б) культ; в) деноминация; г) секта; д) вероучение 7. Крайняя форма секты: а) церковь; б) культ; в) деноминация; г) секта; д) вероучение 8. Какие религии относятся к мировым? а) зороастризм, синтоизм, даосизм; б) буддизм, христианство, индуизм; в) анимизм, фетишизм, тотемизм; г) буддизм, христианство, ислам 9. Культ неодушевлённых предметов: а) анимизм; б) тотемизм; в) фетишизм; г) магия; д) мантика 10. Кто является основателем буддизма? а) Иисус Христос; б) Сиддхартха Гаутама; в) пророк Мухаммед; г) Заратуштра 11. Какая книга является источником вероучения в исламе? а) Библия; б) Коран; в) Веды; г) Трипитака 12. Соотнесите религию и её основные понятия: 1) буддизм; а) триединство; 2) христианство; б) крещение; 3) ислам в) нирвана; г) хадж; д) сансара; е) карма; ж) иман; з) покаяние; и) рамазан Вариант II 1. Кто ввёл такое понимание понятия «религия», которое впоследствии было связано с христианской традицией? а) Лакатос; б) Цицерон; в) Цезарь; г) Лактанций 2. Какая разновидность философских представлений о происхождении религии, считает, что религия – фантастическое отражение в сознании людей реальных внешних сил, которые воспринимаются как сверхъестественные: а) теологическая теория внутренней религиозности человека; б) идеалистическая теория; в) антропологическая теория; г) материалистическая теория; д) психологическая концепция; е) теософская концепция 3. Политеизм – это: а) представление о множестве богов; б) система религиозных верований, основанных на представлении о едином Боге; в) религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютной личности пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нём; г) религиозно-философская доктрина, которая признаёт Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в саморазвитие природы 4. Пантеизм – это: а) религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое; б) религиозно-философское учение, согласно которому мир пребывает в Боге; в) уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ; г) уподобление животному, наделение звериными свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ 5. Атеизм – это: а) религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое; б) исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа в) уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ; г) религиозно-философская доктрина, которая признаёт Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в саморазвитие природы 6. Группа оппозиционеров внутри какой-нибудь религии, неудовлетворённая существующим в церкви положением дел: а) церковь; б) культ; в) деноминация; г) секта; д) вероучение 7. Соотнесите формы религиозных организаций: 1) церковь; а) крайняя форма секты; 2) культ; б) совокупность догматов и положений какой-либо религии; 3) деноминация; в) социальная форма организации, объединяющая верующих людей, как служителей культа, так и мирян 4) секта; г) промежуточное звено между церковью и сектой; 5) вероучение д) группа оппозиционеров внутри какой-нибудь религии, неудовлетворённая существующим в церкви положением дел 8. Соотнесите типы религий: 1) первобытные верования; а) зороастризм; 2) национальные религии; б) синтоизм; 3) мировые религии в) даосизм; г) буддизм; д) христианство; е) иудаизм; ж) анимизм; з) тотемизм; и) ислам; к) фетишизм 9. Искусство гадания с целью познания воли богов: а) анимизм; б) тотемизм; в) фетишизм; г) магия; д) мантика 10. Кто является основателем христианства? а) Иисус Христос; б) Сиддхартха Гаутама; в) пророк Мухаммед; г) Заратуштра 11. Какая книга является источником вероучения в буддизме? а) Библия; б) Коран; в) Веды; г) Трипитака 12. Соотнесите религию и время её возникновения: 1) буддизм; а) VII в.н.э. 2) христианство; б) VII в.до н.э. 3) ислам в) I в н.э. Вариант III 1. Какая разновидность философских представлений о происхождении религии, считает, что человек внутренне ощущает присутствие Бога и это ощущение порождает стремление понять Бога и религию: а) теологическая теория внутренней религиозности человека; б) идеалистическая теория; в) антропологическая теория; г) материалистическая теория; д) психологическая концепция; е) теософская концепция 2. Какая разновидность философских представлений о происхождении религии, считает, что религия – механизм психологической компенсации человека перед неведомым и враждебным миром внешней природы и внутренних инстинктов: а) теологическая теория внутренней религиозности человека; б) идеалистическая теория; в) антропологическая теория; г) материалистическая теория; д) психологическая концепция; е) теософская концепция 3. Монотеизм – это: а) представление о множестве богов; б) система религиозных верований, основанных на представлении о едином Боге; в) религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютной личности пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нём; г) религиозно-философская доктрина, которая признаёт Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в саморазвитие природы 4. Панентеизм – это: а) религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое; б) религиозно-философское учение, согласно которому мир пребывает в Боге; в) уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ; г) уподобление животному, наделение звериными свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ 5. Соотнесите типы человеческих представлений о богах и их суть: 1) пантеизм; а) представление о множестве богов; 2) деизм; б) система религиозных верований, основанных на представлении о едином Боге; 3) панентеизм; в) религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютной личности пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нём; 4) теизм; г) религиозно-философская доктрина, которая признаёт Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в саморазвитие природы; 5) антропоморфизм; д) религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое; 6) монотеизм; е) религиозно-философское учение, согласно которому мир пребывает в Боге; 7) зооморфизм; ж) уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ; 8) политеизм; з) уподобление животному, наделение звериными свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ; 9) атеизм и) исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа 6. Промежуточное звено между церковью и сектой: а) церковь; б) культ; в) деноминация; г) секта; д) вероучение 7. Какие религии относятся к первобытным? а) зороастризм, синтоизм, даосизм; б) буддизм, христианство, индуизм; в) анимизм, фетишизм, тотемизм; г) буддизм, христианство, ислам 8. Поклонение какому-либо растению или животному и вера племени в своё происхождение от них: а) анимизм; б) тотемизм; в) фетишизм; г) магия; д) мантика 9. Воздействие на мир духов при помощи специальных ритуалов и заклинаний с целью изменения обстоятельств в интересах людей: а) анимизм; б) тотемизм; в) фетишизм; г) магия; д) мантика 10. Кто является основателем ислама? а) Иисус Христос; б) Сиддхартха Гаутама; в) пророк Мухаммед; г) Заратуштра 11. Соотнесите религию и её священную книгу: 1) буддизм; а) «Библия»; 2) христианство; б) «Трипитака» 3) ислам в) «Коран» 12. Расставьте религии в хронологическом порядке их появления: а) христианство; б) ислам; в) буддизм Вариант IV 1. Какая разновидность философских представлений о происхождении религии, считает, что религия присуща человеку изначально, мак как его дух есть отражение Мирового Духа, который через человека познаёт самого себя: а) теологическая теория внутренней религиозности человека; б) идеалистическая теория; в) антропологическая теория; г) материалистическая теория; д) психологическая концепция; е) теософская концепция 2. Какая разновидность философских представлений о происхождении религии, считает, что религия – доступное человеческому сознанию представление о внешних Мирах и духовных Существах, которые реально существуют в природе, но не являются сверхъестественными: а) теологическая теория внутренней религиозности человека; б) идеалистическая теория; в) антропологическая теория; г) материалистическая теория; д) психологическая концепция; е) теософская концепция 3. Теизм – это: а) представление о множестве богов; б) система религиозных верований, основанных на представлении о едином Боге; в) религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютной личности пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нём; г) религиозно-философская доктрина, которая признаёт Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в саморазвитие природы 4. Антропоморфизм – это: а) религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое; б) религиозно-философское учение, согласно которому мир пребывает в Боге; в) уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ; г) уподобление животному, наделение звериными свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ 5. Среди ниже перечисленного выделите черты религиозного сознания: а) доминирование веры над разумом; б) объективность и достоверность; в) мистицизм; г) высшим авторитетом считается только объективная истина; д) приверженность традициям, устоявшимся воззрениям, догматизм 6. Совокупность догматов и положений какой-либо религии: а) церковь; б) культ; в) деноминация; г) секта; д) вероучение 7. Какие религии относятся к первобытным? а) зороастризм, синтоизм, даосизм; б) буддизм, христианство, индуизм; в) анимизм, фетишизм, тотемизм; г) буддизм, христианство, ислам 8. Вера в существование духов, в наличие независимой души у людей, животных, растений: а) анимизм; б) тотемизм; в) фетишизм; г) магия; д) мантика 9. Соотнесите формы первобытных верований: 1) анимизм; а) поклонение какому-либо растению или животному и вера племени в своё происхождение от них; 2) фетишизм; б) вера в существование духов, в наличие независимой души у людей, животных, растений; 3) магия; в) культ неодушевлённых предметов; 4) мантика; г) искусство гадания с целью познания воли богов; 5) тотемизм д) воздействие на мир духов при помощи специальных ритуалов и заклинаний с целью изменения обстоятельств в интересах людей 10. Соотнесите религию и её основателя: 1) буддизм; а) Иисус Христос; 2) христианство; б) пророк Мухаммед; 3) ислам в) Сиддхартха Гаутама 11. Какая книга является источником вероучения в христианстве? а) Библия; б) Коран; в) Веды; г) Трипитака 12. Какие религии являются монотеистическими? а) буддизм, христианство, иудаизм; б) иудаизм, христианство, ислам; в) буддизм, конфуцианство, индуизм; г) индуизм, даосизм, синтоизм Литература Основная 1. Канке В. А. Основы философии. М., 2003 г. 2. Пивоев В. М. История философии. Санкт-Петербург, 2002 г. 3. Пол Роланд. Откровения. Мудрость веков. М., 2000г. 4. Джейн Стивенсон. Философия. М., 2004 г. 5. Философия. Р-н-Д., 2003 г. 6. Философия: учебник для средних специальных заведений. М., 2002 г. 7. Губин В. Д. Основы философии. М., 2005 г. Дополнительная 1. Митрохин Л. Философия и религия. М., 1993. 2. Фейербах Л. Сущность христианства. М., 1990. 3. Франк С. Л. Непостижимое//Сочинения. М. 1990. 4. Философия и религия на зарубежном Востоке в XX веке: Сборник статей/АН СССР, М., 1992 5. Лосский Н. Бог и мировое зло. М., 1994 |