Главная страница
Навигация по странице:

  • «Трип и

  • Христианство

  • Аравии

  • Милостыня

  • Мекке, Медине, Иерусалиме

  • Прогрессивные явления Регрессивные явления

  • учебное пособие. Основы философии. Содержание пояснительная записка 4 вместо предисловия 7 Тема Философия как форма мировоззрения и наука 10 Тема Возникновение древневосточной философии 26


    Скачать 4.9 Mb.
    НазваниеСодержание пояснительная записка 4 вместо предисловия 7 Тема Философия как форма мировоззрения и наука 10 Тема Возникновение древневосточной философии 26
    Анкоручебное пособие. Основы философии.doc
    Дата08.01.2018
    Размер4.9 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаучебное пособие. Основы философии.doc
    ТипПояснительная записка
    #13787
    страница22 из 40
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   40

    Тотемизм (англ. totem из языка индейцев, означающее «его род») – поклонение рода, племени – животному, растению, предмету или явлению природы, которое считае своим предком. Родовая группа выбирала предком своего рода определённого зверя (иногда растение, камень или другой объект), грозного и свирепого, от силы и мощи которого зависела их жизнь и благополучие. Такое животное нельзя было убивать, употреблять в пищу, наносить ему вред. Изображениями тотема украшали жилища, одежду, предметы быта, оружие.

    Зависимость древнего человека от окружающего его мира от всего живого вокруг заставила его осознать, что всё живое живо потому, что имеет душу. Отсюда берёт происхождение вторая форма религиозного верования первобытного человека.

    Анимизм (латин.anima – душа) – вера в существование духов, в наличие независимой души у людей, животных, растений. Душа представлялась неким двойником животного, растения, человека или стихии. Убить душу – значит убить её владельца. Однако с этим двойником можно вступить в контакт: умилостивить, попросить защиты. Человек таким образом обращался за помощью к деревьям, воде, небу, дождям, ветру, молниям.

    Отказаться от своего прежнего кумира – Зверя человек окончательно не мог. Появилась ещё одна форма религиозного верования.

    Фетишизм (от франц. fetiche — идол, талисман), культ неодушевленных предметов — фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Например, если владеть зубами хищника, то они придадут силу, если перьями орла, то – зоркость. Таким образом, началось поклонение неодушевлённым предметам. Амулеты придавали энергетическую силу и душевную уверенность людям, и сегодня они помогают людям, дают духовную силу.

    Поскольку весь видимый и невидимый мир, вся природа в понимании древних людей населена духами, очень важно было наладить с ними отношения. Способами общения с духами природы были специальные практические обряды, составившие две большие группы: мантику и магию.

    Мантика - (мантейя, мантия) (от греч. mantike — искусство прорицания), искусство гадания с целью познания воли богов.

    Мантика говорит о том, что первобытные люди знали и понимали: в многочисленных случайностях скрывается всеобщая необходимость, которая позволяет предвидеть события. Есть законы природы, и им подчиняется человек. Знание их может предсказать судьбу. Если мантика – это всевозможные виды гаданий с целью узнать будущее, то магия (от греч. mageia) (колдовство, волшебство) – это воздействие на мир духов при помощи специальных ритуалов и заклинаний с целью изменения обстоятельств в интересах людей.

    Обрядами руководил знающий и понимающий язык природы человек – колдун, шаман или жрец. Эти люди вырабатывали магические формулы, ритмические сложенные словосочетания-заговоры. Они знали силу звука, слова, могли производить настрой человеческой души в резонанс с ритмами природы.

    Очень важную роль в верованиях древних людей играл культ мёртвых. Культовые захоронения встречаются уже у неандертальцев 60-40 тысяч лет назад. Способ захоронения один и тот же. Хоронили умершего в неглубокой яме или прямо под полом пещеры, иногда рядом с умершим хоронили животных. Обряды, связанные с культом умерших, свидетельствуют о желании, чтобы человек не вернулся. Покойного не только пеленали, но и наносили ему раны и увечья, а могилу сверху придавливали камнем. Отсюда возник обычай установки надгробий. Покойного пытались «обмануть», вынося не через дверь, а через прорубленное отверстие в стене, которое потом заделывалось. Умершего снабжали всем необходимым (пищей, одеждой, оружием, слугами, лошадьми). Страх перед умершим был сильнее, чем любовь к нему, тем более что любили умершего его родные и близкие, а культ умерших вырабатывался и соблюдался всеми членами первобытного коллектива. Древние люди верили, что мёртвые становятся частью мира духов и в новом качестве продолжают сохранять связь с живыми. Духи мёртвых могли навредить или помочь, поэтому их боялись, но ждали от них и помощи. Главное – о них помнили и с ними продолжали общаться.

    Помимо сохранения и сегодня ранних религиозных форм, исповедуются народно-национальные религии. К ним относятся:

    • культ Амон-Ра – Древний Египет;

    • культ Атона – Древний Египет;

    • брахманизм – Древняя Индия;

    • индуизм – Древняя Индия, современная Индия;

    • зороастризм – Древний Иран;

    • олимпизм – Древняя Греция;

    • орфизм – Древняя Греция;

    • иудаизм – Древняя Иудея, современный Израиль;

    • конфуцианство – Древний Китай, современный Китай;

    • даосизм – Древний Китай, современный Китай;

    • синтоизм – Древняя Япония, современная Япония;

    • вуду – Африка и острова Карибского бассейна

    Эти религии возникли в период становления классового общества, возникновения государств и развития таких общностей как народность, а позднее нация. Национальные религии в значительной степени связаны с определённым народом, этносом, нацией. Причинами такого рода национальной замкнутости могут быть геополитические условия, ярко выраженное этническое своеобразие культуры. Характерной чертой этих религий является единообразная строгая ритуализация, обрядность обыденной жизни верующих, затрудняющая общение с представителями других вероисповеданий. В качестве мировых религий сегодня принято выделять: буддизм, христианство и ислам.

    Все мировые религии возникли в рамках одного тысячелетия – во время великих исторических поворотов, смен формаций, в период формирования мировых империй. Именно такой срок отделяет одну из древних мировых религий – буддизм от самой молодой – ислама.

    Мировым религиям свойственна сильная преданность вере, пропагандистская активность, их проповедь носит межэтнический и космополитический характер, обращённость к представителям различных социально-демографических групп. В этих религиях проповедуется равенство людей.

    Как правило, возникновение и развитие мировой религии связано с определённой географической территорией, иногда страной. Так, буддизм – это прежде всего Древняя Индия, христианство – восточная часть Римской империи, а ислам – западная Аравия.

    Основателем буддизма принято считать индийского принца Сиддхартха Гаутаму, получившего впоследствии имя Будды, последнего земного Будды.

    Слово «Будда» в переводе на русский язык означает просветлённый, пробуждённый. В буддийской мифологии имя Будда трактуется двояко: либо как человек, достигший предельного совершенства в духовном развитии, либо антропоморфный, то есть человекоподобный символ, воплощающий в себе идеал предельного совершенства в духовном развитии. Другими словами, Будда – это идеал духовно совершенного человека, Бог, идея совершенства, имеющая конкретное воплощение.

    В отличие от других мировых религий, основанных на единобожии, Будда только на ранних стадиях был один, а затем их число возросло до 24 и может быть бесконечным.

    Буддой становятся люди, когда достигают состояния нирваны. Слово «нирвана» ( в переводе с сан. означает угасание, успокоение), состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, абсолютной отрешенности от внешнего мира.

    В этом смысле буддизм – отказ от земных забот и наслаждений, мирских удовольствий, освобождение от светских желаний. Нирвана даёт состояние свободы, покоя, блаженства, полного растворения в природе. По буддийским учениям состояния нирваны можно достичь при жизни, но полное его воплощение возможно только после смерти. Достигнув состояния нирваны и в результате этого став Буддой, существо должно возложить на себя обязанности проповедника дхармы.

    Дхарма – одно из понятий буддийской мифологии. Оно имеет несколько толкований. Дхарма – это закон, моральный порядок, совокупность добродетелей. Изначально это бог справедливости, божественный мудрец, олицетворяющий высший моральный закон. Слово «дхарма» переводится как «держать, поддерживать», в контексте буддизма дхарма призван поддерживать эту веру с помощью:

    1. учения Будды;

    2. текста «Трипитаки» («Три корзины мудрости»), в котором изложено это учение;

    3. состояния сознания, стремящегося к нирване.

    Следует подчеркнуть, что особенность буддизма заключается в его этико-практической направленности.

    В буддизме не придаётся значение внешним формам религиозной жизни, в частности, буддизм почти не ритуализирован, как другие мировые религии. Центральная проблема буддизма – проблема бытия человека. Для буддизма важен человек и его внутренний мир, его нравственная позиция. И здесь особую роль играет учение Будды о «четырёх благородных истинах».

    Будда констатирует в своей проповеди – страдание существует (страдания в буддизме – это ожидание в жизни утрат, потерь, беспокойство, основанное на страхе) – это есть первая истина. Вторая истина – у страдания есть причина (наши потребности, желания, вожделения), третья – необходимо освободится от страдания и четвёртая – найти путь, ведущий к освобождению от него (путь этот – снижение потребностей, усмирение страстности желаний, их количественное уменьшение и качественное изменение).

    Буддизм призывает избегать крайностей, придерживаться среднего круга. Освобождение от страданий – это не уничтожение причин, например чувственного удовольствия, а его уменьшение, снятие обострённости.

    В связи с господством в буддизме концепции терпимости, распространяемой на нравственную и эмоциональную сферы человеческого бытия, в нём отсутствуют понятия ответственности и вины. Нравственный идеал буддизма – абсолютное непричинение вреда природе, окружающему миру. Личность в этом случае растворена в нём, нет противопоставления человека и окружающего мира. Буддизм стремиться к автономии личности в общественной жизни, её полному освобождению от пут реальности, в этом смысле буддизм асоциален, в нём нет мотивов преобразования и улучшения мира.

    В буддизме личность есть порождение космоса, в неё заложен потенциал Будды. Поэтому её истинное «я» значительно шире и многообразнее, чем представляется. Развивать личность в буддизме – это значит снимать те «загрязнения», которые она получила в мирском бытии. Если в европейской культуре развивать личность – это привносить в неё новое, записывать на чистом листе прожитое, то в Индии надо производить обратный процесс – стирание, освобождение от мирских наслоений. Это связано с идеей кармы. Карма (от санкр. дело, действие) в широком смысле — общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, определяющая характер его нового рождения, перевоплощения. В узком смысле — влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования. Карма определяет условия жизни, благополучие или неблагополучие, прогресс или регресс. Карма носит в себе закон нравственной оценки за совершённое. Карма, её осмысление верующим ведёт его к пониманию необходимости волевого усилия личности для нового развития.

    Понятие кармы связано с понятием сансары. Сансара – колесо, круг вечных перевоплощений человека. Смерть в буддизме интерпретируется как ряд беспрерывных перерождений. Смерть не несёт в себе чего-то противостоящего жизни. Она есть форма или ступень перехода в новое бытие, перерождение беспрестанно и не имеет конца.

    Христианство – вторая по времени происхождения мировая религия. Название своё берёт от греческого имени собственного – Христос, что в переводе на русский язык означает «помазанник», «мессия». Помазанник, другими словами, царь, возведённый на престол через религиозный обряд, состоящий в смазывании освящённым оливковым маслом (миром) лба монарха. Мессия – в религиозно-мифологических представлениях иудаизма образ идеального царя провидца, устроителя судеб своего народа, избавителя, неожиданно приносящего спасение. Мессия, или спаситель, является посредником между Богом и людьми, носителем высшего морального авторитета, способного поправить несообразность и несправедливость мирового бытия.

    Христианство как новая религия возникло в I в. н.э. в Палестине. Его предшественником принято считать иудаизм, с которым зарождающееся христианство вступает в противоборство, находя себе сторонников среди палестинского еврейства, в его средиземноморской диаспоре (то есть среди евреев, живших на чужих территориях) и среди язычников, населявших провинции Римской империи. С её расколом и образованием на её Востоке нового государства Византии христианство стало официальной религией этого государства.

    Время возникновения, распространения и укоренения христианства приходится на период глубокого кризиса, охватившего все сферы жизнедеятельности Римской империи. Кризис сказался на духовных ценностях, в целом на мировоззрении. Если раньше эти сферы отличались стабильностью, то в период упадка экономики, политики и государственности, основанных на рабовладении, прежние духовные ценности (античная мифология, философия, религия) утратили своё значение. В духовной жизни воцарился хаос. Безусловно, это коснулось и религиозных взглядов. Языческая религия теряла свои прежние позиции. Разброд в умах был велик. Появилось чрезвычайно много групп, исповедующих различные жизненные принципы, иногда прямо противоположные. Среди них были стоики, киники, наставники мистерии, естествоиспытатели, иудаисты.

    Многие из тех, кто в газах общества ещё пользовался авторитетом, негативно отзывались о роли языческой религии. Так, в частности, можно привести высказывания известных римских философов: ритора Цицерона и поэта Лукреция. Первый говорил, что официальный культ нужен для соблюдения порядка в массах, второй, что религия – вредное заблуждение. Таким образом, можно сделать вывод, что языческая религия практически полностью исчерпала себя.

    Фундаментальный текст в христианстве – Библия, в которой изложены основные концепции данной веры, как правило в притчевой форме. К ключевым догмам христианства принято относить прежде всего два – догматы триединства и Боговоплощения.

    Первый интерпретируется как существование Бога единого в трёх ипостасях (воплощениях): Отца – безначального первоначала, Сына – абсолютного смысла, воплотившегося в Иисусе Христе, и Духа святого – животворящего, являющегося в зримом образе голубя.

    Второй по важности догмат – догмат Боговоплощения. Он касается прежде всего, персоны Иисуса Христа, который в равной степени является и Богом и человеком. Иисус несёт в себе равновесность двух начал. В интерпретациях и комментариях библейских сюжетов, связанных с Боговоплощением, человеческое начало в Христе приносилось в жертву Божественному.

    Стержень христианской веры – веры в спасение души после смерти через преодоление страданий, ведущих человека к преображению, приближая его тем самым к Богу.

    Особенности культовых действий связаны в христианстве с понятием «таинства». Это таинства крещения – обряд принятия веры, приобщения к церкви, пресекающей инерцию наследования греховности; причащение – обряд вкушения хлеба и вина, символизирующих собой плоть и кровь Христа, направлен на связь его с верующими; миропомазание – помазание миром, то есть стать вновь окрещённым; покаяние или исповедь – добровольное признание в содеянном грехе; священство – возведение в духовный сан и получение власти совершать «таинства»; соборование – обряд, сопровождающийся помазанием тела больного или умирающего; и таинство брака.

    Ислам – третья, последняя и самая молодая из развитых монотеистических религий. Ислам возник на Ближнем Востоке, в среде арабов, коренных жителей Аравии, в VII в. н.э.

    Ислам – слово арабского происхождения, переводимое двояко: предание себя Богу и покорность. Основоположником ислама принято считать Мухаммеда, выходца из могущественного, но обнищавшего мекканского племени. Главная цель Мухаммеда – возвестить людям о едином Боге. Мухаммед – пророк, в исламской традиции мифологизированный образ основателя ислама и исламского государства. Мухаммед – символ ислама, ему принадлежит центральная роль в проповеди новой веры в единого бога, борца с язычеством, господствовавшим в аравийских племенах.

    Единый Бог мусульман – Аллах. Он творец мира, он даровал человеку многообразие природы, научил пользоваться её благами, предопределил судьбу каждого человека. Но люди забывчивы, и Аллах напоминает о себе посланниками-пророками. Первым из которых был Адам, а последним Мухаммед, его миссия вернуть людей к истинной вере. По преданию в «конце света» Аллах воскресит всех мёртвых, и будет творить Страшный суд.

    Основной источник вероучения в исламе – Коран. Это священная книга, в которой изложены ключевые догмы и положения мусульманской религии, мусульманские мифы и нормы права. Коран – слово арабского происхождения и в переводе означает чтение. По преданию, текст Корана был поведан Мухаммеду самим Аллахом, но записали его секретари пророка на основе его проповедей, а после его смерти составили из всех записей священную книгу мусульман. Другой важный источник мусульманской религии – сунны. Сунны содержат жизнеописание пророка Мухаммеда, наряду с дополнениями к Корану и его толкованиями.

    Основными понятиями мусульманской религии наряду с исламом являются понятия «дин» и «иман».

    Ислам не столько религия, сколько весь мир, в котором действуют его законы. Мир разделён на две территории, одну, где признаётся и действует ислам, и другую, где он не действует. На этой последней ислам должен быть принят и распространён в процессе священной войны (джихада).

    «Иман» (вера) имеет четыре основных предмета веры, а именно:


    • в единого Бога;

    • в его посланников (Ноя, Авраама, Моисея, Мухаммеда);

    • в ангелов;

    • в воскресение после смерти и судный день.


    «Дин» - это правила жизни, обязанности, предписания, которые аллах даёт верующим. «Дин» включает в себя три основных элемента:

    • пять столпов ислама: исповедание, то есть мусульманин должен исповедовать единобожие, почитать пророка Мухаммеда. Для того чтобы стать верующим, человек должен торжественно произнести фразу: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его». В результате этого действия человек становится правоверным мусульманином. Молитва – каждодневный, непреложный пятикратный ритуал обращения к Богу. Его полагается совершать на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца и перед сном. Молитву чаще всего совершают индивидуально, реже группами. Пост у мусульман осуществляется один раз в год, длится месяц. В этот период мусульмане не едят, не развлекаются, не курят до заката солнца. После заката и перед восходом они умеренно едят и пьют, настраиваются на благочестивый лад, очищают свои думы, и с восходом солнца всё повторяется сначала. Милостыня – акт добровольного пожертвования в пользу бедных. Совершается один раз в году. Хадж – ритуальное паломничество в святые места. Каждый здоровый мусульманин должен посетить святые места в Мекке и поклониться Каабе. Кааба – мусульманская святыня в Мекке, мечеть, в стену которой вделан чёрный камень, по преданию, упавший с неба. Совершающий хадж должен посетить святые места в Мекке, Медине, Иерусалиме, семикратно обойти Каабу, поцеловать чёрный камень и принести жертву. К пяти столпам исламской веры иногда добавляют и шестой – джихад, или газават, что означает священную войну против неверных;

    • веру («иман»);

    • благие дела («исхан»).


    Мировые религии, несмотря на свою разность, имеют чрезвычайно интересные моменты общности:


    • наличие харизматической личности (пророк или основатель);

    • священное писание, или предание (Библия, Коран, Трипитака);

    • вера в качестве спасения души;

    • культ в виде средства, определяющего единство действий, закреплённых в ритуале.


    Роль религии в обществе характеризуется наличием выполняемых ею функций, среди которых выделяются:

    • мировоззренческая, создающая религиозную картину мира и объясняющая с точки зрения религиозного понимания природу, общество и человека;

    • компенсаторная, снимающая социальное и душевное напряжение, помогающая человеку преодолевать состояние бессилия, слабости, страдания, болезни;

    • воспитательная, проповедующая высокие нравственные ценности и нормы и призывающая человека к достойному поведению;

    • коммуникативная, способствующая сближению и общению верующих как между собой, так и с Богом, и со служителями культа

    Прогрессивные и регрессивные социальные, политические и культурные явления, связанные с религией:


    Прогрессивные явления

    Регрессивные явления

    Укрепление морали

    Догматизм и инертность

    Объединение единоверцев

    Разъединение последователей различных религий и даже единоверцев

    Укрепление государства

    Нетерпимость и фанатизм

    Социальная помощь населению

    Религиозные войны

    Развитие отдельных направлений образования

    Противодействие науке и широкому образованию

    Психологическая поддержка человека

    Психологическое подавление личности

    Стабилизация общества

    Пассивное отношение к жизни, формирование убеждения в предопределённости судьбы человека и общества
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   40


    написать администратору сайта