Общие основы педагогики. Содержание Введение 1 стр
Скачать 50.77 Kb.
|
Общие основы педагогики. Содержание: 1.Введение: 1 стр. 2.Основная часть: 1-23 стр. Возникновение и развитие педагогики: 1-8 стр. Место педагогики в системе наук: 8-17 стр. Теория воспитания и ее современные концепции: 17-22 стр. 3.Заключение: 23-24 стр. 4.Список используемой литературы: 24 стр. Введение. Основной задачей образования в современном обществе является всестороннее развитие личности ученика. Данная цель поставлена перед такой наукой как педагогика. Изначально педагогика являлась в качестве практической деятельности. Разделение труда в первобытном обществе создало необходимость передавать трудовой опыт, формировать преданность интересов рода, племени и т.д., что и явилось истоком педагогической деятельности. Возникновение и развитие педагогики. В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени - взрослые и дети - участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была "вплетена" в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и присматривать за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода - самые уважаемые и умудренные опытом - образовали, в современном понимании, первую социальную группу людей - воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека. Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство. Интересна этимология русского слова "воспитатель". Оно происходит от основы "питать". Не без основания сегодня слова "воспитывать" и "вскармливать" нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово "учитель", видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения. В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции - наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н.э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества. В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В "Поучении" Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: "Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь... Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее..." [1]. В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеровремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно - Учитель. 1 См.: Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIVXVII вв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н.Митюров. - М., 1985. - С. 167. С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась прежде всего воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А. С. Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А. П. Куницыну (Царскосельский лицей) следующие строки: "Он создал нас, он воспитал наш пламень... Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена" [2]. 2 Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. - Л., 1977. - Т. 2. - С. 351. Задачи, встававшие перед школой, существенно менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Однако государственная политика в области образования практически всегда недооценивала диалектическое единство обучения и воспитания, целостность развивающейся личности. Как нельзя обучать, не оказывая воспитательного влияния, так нельзя и решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников довольно сложной системой знаний, умений и навыков. Передовые мыслители всех времен и народов никогда не противопоставляли обучение и воспитание. Более того, они рассматривали учителя прежде всего как воспитателя. Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, Великим учителем китайцы называли Конфуция. В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: "Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?" - обращается к нему ученик. "Обогати ее", - отвечает учитель. "Но она и так богата. Чем же ее обогатить?" - спрашивает ученик. "Обучи ее!" - восклицает учитель. Человек трудной и завидной судьбы, чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами "урок", "класс", "каникулы", "обучение" и т.д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога. Я.А. Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него "превосходна, как никакая другая под солнцем". Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества [1]. 1 См.: Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1995. - С. 248-284. Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци затратил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: "Все - для других, ничего - для себя". Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский - отец русских учителей. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, "Родное слово" переиздавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня. Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: "Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо", а его дело, "скромное по наружности, - одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения" [1]. 1 Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. - М., 1951. - Т. 2. - С. 32. Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику Антона Семеновича Макаренко. Несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е гг. командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека. Теоретическое наследие и опыт А. С. Макаренко приобрели всемирное признание. Особое значение имеет созданная А. С. Макаренко теория детского коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и своеобразную по способам и приемам осуществления методику индивидуализации воспитания. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, "возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей"[2]. 2 Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. V. - С. 178. Педагогика прошла длительное развитие, которое можно разделить на три больших этапа. 1. Эмпирический этап развития педагогики. Начиная с древнейших времен человечество накапливало и осмысливало опыт обучения и воспитания различных времен и народов, создания различных образовательных учреждений. На Западе издавна существовали школы афинского и спартанского воспитания, школы греческой культуры, монастырские, соборные и городские школы. На Востоке китайские ученые реализовывали в школьном обучении изучение четырех дисциплин: морали, языка, политики и литературы; впервые выдвинули концепцию идеального человека — не по происхождению, а благодаря обучению и воспитанию. Арабские же и иранские мыслители всегда стремились повысить всеобщую ценность образования, подчеркивали важность систематического и постоянного учения, необходимость всестороннего физического и духовного развития людей, формирования у них таких качеств, как уважительное отношение к старшим, справедливость, вежливость, смелость. 2. Этап формирования педагогики как науки. В период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.) вернула в педагогику идеи гуманизма. Это видно из работ итальянских ученых П.Верджерио (1350-1444), Л.Бруни (1370-1444), С.Пикколомини (1405-1464). Целый курс педагогики изложен в шести книгах "О воспитании детей и их хороших нравах" М.Веджио (1406-1458). Идеи гуманизма проповедует немецкий педагог Р.Агрикола (1443-1485). Наиболее ярким представителем французской педагогической мысли этого времени был Ф.Рабле (1494-1553 гг.). 3. Этап формирования педагогики в самостоятельную науку. В начале XVII века в развитых для того времени государствах создаются классические школы, дающие среднее, а затем и высшее образование. Обучение и воспитание приобретает системный характер и получает первые теоретические разработки методики обучения и воспитания. Всемирное признание в рассматриваемый период получает педагогическая деятельность и научные труды многих наших соотечественников. К их числу можно отнести С.Полоцкого, М.В.Ломоносова, Н.И.Новикова, Л.Н.Толстого и многих других. Итоги многих научных исследований были обобщены К.Д.Ушинским (1824-1870) и изложены в его труде "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (1869). 4. Этап развития педагогики в XX в. В XX в. педагогическая наука развивалась бурными темпами, как на Западе, так и на Востоке, ориентируясь на обслуживание экономического прогресса общества, необходимость создания высокотехнологичных систем обучения и подготовки специалистов конкретного профиля. В окончательном итоге за рубежом сложились предпосылки для превращения педагогики в узкоприкладную область знаний, ориентированную на решение проблем, относящихся к подготовке педагогов-управленцев. В России развитие педагогики шло по пути формирования стройной системы образовательных учреждений во главе с созданным специально Министерством народного просвещения. В основу ее деятельности легли мысли и идеи основоположника отечественной педагогики К. Д. Ушинского, который добивался реализации на практике идеи народности общественного воспитания. Неоценимый вклад в развитие мировой педагогической мысли внесли наши соотечественники А.С.Макаренко (1888-1939), П.П.Блонский (1884-1941), С.Т.Шацкий (1876-1936), В.А.Сухомлинский (1918-1970). Ими продолжено исследование педагогических проблем, а также значительно расширены сферы исследований. В 70-е годы 20 века появляется плеяда педагогов-практиков, названных в последствии педагогами-новаторами, которые рассматривают ученика как субъекта совместной педагогической деятельности. В настоящее время это рассматривается как начало отечественных педагогических исследований нового направления, и, следовательно, нового этапа в истории отечественной педагогики. Предыдущие этапы развития педагогики позволили к настоящему времени сформировать ее как самостоятельную отрасль человеческих знаний. На современном этапе педагогика является наукой о воспитании, обучении, образовании и развитии отдельных людей и коллективов. Структура педагогики составляют два основных компонента: теория и практика воспитания и теория и практика обучения (дидактики). Место педагогики в системе наук. Педагогика как самостоятельная, достаточно развитая наука, имея свою четко определенную область исследования, не может существовать обособленно. Поскольку субъектом воспитательной деятельности является растущий и развивающийся человек, педагогика прежде всего тесно связана с дисциплинами, изучающими человека. Человек как член общества изучается общественными науками, как продукт биологической эволюции — биологическими науками, а как мыслящее существо со своим психическим внутренним миром — психологическими науками. Общественные науки помогают определять смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления. Из общественных наук педагогика тесно связана с философией. Философское учение является методологической основой педагогики. От системы материалистических, экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских и других взглядов, которых придерживаются педагоги-исследователи, зависят направления их поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса. У философии и педагогики имеется ряд общих вопросов и проблем: — проблемы цели воспитания; — проблемы формирования мировоззрения; — взаимосвязь коллектива и личности; — гносеологические проблемы, связанные с разработкой теории познания (в том числе ученического) как одной из форм познания человеком окружающей его действительности. Педагогика также тесно связана с такими относительно самостоятельными областями философии, как этика и эстетика. Они помогают решению педагогических задач нравственного и эстетического воспитания. Нравственное воспитание сводится к оформлению границ между добром и злом и добровольному принятию этих границ субъектом воспитания. Эстетическое воспитание приводит к формированию области индивидуальных предпочтений. Расположена эта область в границах понятий прекрасного, определенных социальным опытом. Наблюдается связь педагогики с социологией, исследующей основные тенденции развития и жизнедеятельности тех или иных групп и слоев населения, закономерности социализации, влияние социальной среды на человека, его положение в обществе, воспитание личности в различных социальных институтах. Педагогическая социология как новая наука, образовавшаяся на стыке педагогики и социологии, осуществляет перевод общих данных и результатов социологических исследований о процессах изменения социальной структуры общества, профессиональной занятости людей в конкретные задачи воспитания, которые должны решать совместно школа, семья и общество. Прослеживается связь педагогики с правоведением, которое регулирует отношения всех субъектов образовательного процесса. Основным таким регулятором является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Вынести самое ценное из педагогического опыта и минимизировать педагогические ошибки позволяет связь педагогики и истории, положившая начало такой отрасли исследования, как история образования и педагогической мысли. Теснейшим образом связана педагогика и с экономикой, в частности с такой ее областью, как экономика образования. Доказано, что высокий уровень общего образования является одним из важнейших условий повышения производительности труда. Данные экономики образования необходимы для решения таких важнейших проблем, как: • определение затрат на обучение школьников в связи с удорожанием жизни; • определение стоимости обучения в различных типах образовательных организаций; • определение затрат на учительские кадры, строительство, оборудование, наглядные пособия и т.д. При рассмотрении этих вопросов педагогика и экономика опираются на данные демографии, которая исследует проблемы народонаселения (рождаемости, смертности, миграции). Без учета и прогнозирования рождаемости, возрастной структуры и процессов перемещения населения невозможно планирование строительства и размещения школ, подготовки учителей. Тесно связана педагогика и с биологическими науками. Они являются естественно-научной базой обучения и воспитания. Педагогика опирается на фундаментальные работы великих русских физиологов И. Сеченова, И. Павлова и других по вопросам первой и второй сигнальных систем, нервно-психического развития человека, рефлекторной природы психической деятельности, развития и функционирования органов чувств. Особенно большое значение для решения конкретных вопросов обучения и воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеют возрастная физиология — наука об особенностях строения и функционирования организма человека, а также школьная гигиена, охватывающая вопросы гигиенической организации всех видов занятий в школе. Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей с отклонениями в развитии. Она разрабатывает систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект, компенсируются дефекты, имеющиеся у детей, и облегчаются процессы их социализации. Связь педагогики с психологическими науками является наиболее тесной. Необходимость понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование (обучение и воспитание), сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями и возможностями, выдвигали все выдающиеся педагоги. Наибольшее значение для педагогики имеет возрастная и педагогическая психология, которые изучают закономерности психических процессов в условиях целенаправленного обучения и воспитания с учетом возраста человека. Дифференциальная психология, учитывающая индивидуальные различия людей, вооружает педагогику данными, необходимыми для личностно ориентированного подхода в воспитании. Социальная психология, занимаясь изучением особенностей формирования личности, включенной в различные группы, обеспечивает педагогику многими ценными фактами для исследования проблем воспитания в коллективе и разработки методики воспитания учащихся через коллектив. Устанавливаются все более тесные связи педагогики с инженерной психологией, исследующей взаимоотношения человека и техники. Данные этой науки помогают шире включать технические средства, компьютеры в учебный процесс. Связана педагогика и с кибернетикой — наукой об управлении сложными динамическими системами. Одним из практических результатов применения общих идей кибернетики явилось программированное обучение. Особое место в системе связей педагогики с другими науками занимают этнография и фольклористика. Изучение традиций, обрядов и обычаев разных народов служит основой для формирования особой отрасли педагогического знания — народной педагогики. Она изучает использование памятников культуры в воспитании современных школьников. Все это свидетельствует о том, что педагогика, имея собственный предмет и область исследования, тесно связана с рядом смежных наук. В отличие от других дисциплин, изучающих отдельные стороны развития человека, происходящего под влиянием различных факторов, педагогика занимается человеком в целом и ищет наиболее действенные пути формирования целостной личности. Анализ связей педагогики с вышеназванными науками позволяет выделить следующие формы их взаимодополнения: - использование педагогикой основных идей, теоретических положений и обобщающих выводов других наук; — творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках; — использование в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии, социологии и других научных дисциплинах; — применение педагогических знаний в комплексных исследованиях человека. Материалы и данные смежных отраслей знаний используются па основе строгого их отбора, после специальной педагогической переработки, с обязательным выявлением условий и границ применения в педагогической науке. Система сложных связей педагогики с другими науками способствовала становлению значительного количества направлений исследований в педагогике. Эти направления объединены в систему педагогических наук. Структура педагогической науки: теория образования и обучения (дидактика). Термин "дидактика" восходит к греческому языку, в котором "didaktikos" означает "поучающий",a"didasko" – "изучающий". Впервые данный термин ввел в научный оборот немецкий педагог ВольфганРатке (1571–1635), назвавший свой курс лекций "Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия". В том же значении употребил это понятие и великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592–1670),опубликовав в 1657г. в Амстердаме свой знаменитый труд "Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему".В начале XIX века немецкий педагог И.Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменными со времен Ратке остаются и основные задачи дидактики – исследование проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: кого, когда, где и зачем учить. В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения. Дидактика – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука. Дидактические исследования своим объектом делают реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными его сторонами, раскрывают сущностные характеристики структурных и содержательных элементов процесса обучения. В этом заключается научно-теоретическая функция дидактики. Полученное теоретическое знание позволяет решать многие проблемы, связанные с обучением, а именно: приводить в соответствие с изменяющимися целями содержание образования, устанавливать принципы обучения, определять оптимальные возможности обучающих методов и средств, конструировать новые образовательные технологии, и т.д. Все это говорит о нормативно-прикладной (конструктивной) функции дидактики. Под дидактикой мы понимаем составную часть педагогики, науку об обучении, исследующую законы, закономерности, принципы и средства обучения. Объектом дидактики является это обучение. Предметом дидактики является связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие. Основные задачи дидактики: – описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации; – разработка в их эффективности: организации учебного процесса; новых обучающих систем; новых технологий обучения. Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, цель, содержание, организация, виды, формы, методы, результаты (продукты) обучения. Следовательно, дидактика – это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах. Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний. Учение – процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные. Обучение – упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели. Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления. Знание – понятия, схемы, факты, законы, закономерности, обобщенная картина мира, ставшие достоянием сознания человека. Знания могут быть эмпирическими,приобретенными опытным путем, и теоретическими, полученными в результате рассмотрения закономерностей, связей, отношений между предметами и явлениями. Знания играют побуждающую и регулирующую роль. Их структуру составляет единство познавательных, эмоциональных, мотивационных и волевых компонентов. Умения – овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике. Навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства. Навыки бывают сенсорными, умственными, двигательными, комплексными. Цель (учебная, образовательная) – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия. Содержание (обучение, образование) – система научных практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения. Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели. Форма – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т. п. Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения. Средство – предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т. д. Результаты (продукты обучения) – это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям дидактической системы (совокупность методов, средств и процессов, направленных на достижение эффективности процесса образования) и технологии обучения (система приемов, способов). Между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса существует тесная взаимосвязь, но при этом каждая категория остается самостоятельным элементом дидактической системы. Теория воспитания и её современные концепции. В XXI веке основными ценностями цивилизованного мира выступают демократизм, плюрализм мнений и возможность выбора. В современной педагогике данные принципы находят свое отражение благодаря разработке новых воспитательных подходов. Воспитанием признается результат действий со стороны семьи, школы и окружающей среды в отношении индивида, направленных на прививание навыков для их осуществления во взрослой жизни. Для этого процесса характерно взаимодействие между субъектами, которое сопровождается уважением к индивиду-воспитаннику, а также передачей ему ценностей и норм, способствующих формированию его личности. Концепция воспитания — это система принципов, направленных на усвоение основных составляющих воспитательного процесса (целей, форм, сути, задачи и методов), способствующих самоидентификации человека и превращению его в личность. После распада Советского Союза классический подход к воспитанию поменялся. В стране возникла проблема создания и введения в практику новой педагогической концепции с целью формирования единой программы воспитательного процесса. Сегодня в России существует около 30 различных подходов и интерпретаций. Вот некоторые из них: Социальное воспитание. Концепция базируется на идее системно-социального проектирования, рассматривающего процесс воспитания как целенаправленный и влияющий на поведение и всю последующую жизнь личности. Концепции коллективного воспитания. Процессы воспитания рассматриваются как управление развитием личности. Личностная концепция, базирующаяся на антропологическом подходе и основанная на восприятии воспитания как культурного процесса. Личностно-ориентированный подход самовоспитания, рассматривающий его в качестве процесса для решения проблем, возникающих в течение жизни. В современной отечественной педагогике отсутствует единая концепция воспитания. На сегодняшний день это является актуальной проблемой, требующей решения. Подходы и взгляды на воспитание детей в области педагогики. Подход к воспитанию в России берет свое начало из советского прошлого. Однако сегодня современная педагогика старается отходить от устаревших правил и концепций, где во главе угла стояли интересы коллектива. Нынешний же подход основан на главенствующем положении личности и индивида. Сегодняшняя образовательная система направлена не столько на образование личности, сколько на развитие собственного потенциала и раскрытие заложенных способностей. В основе воспитания лежат принципы гуманизма. Преподаватель активно взаимодействует с ребенком и относится к нему как к личности, заключающей в себе духовное начало. Главной целью гуманистического подхода выступает развитие человека в разных направлениях, т.к. он выступает как наивысшая ценность. Действующая концепция основана на следующих идеях: природная сообразность с учетом пола, возраста и особенностей развития ребенка; культурная сообразность: особенность культурной среды, где воспитывается индивид; гуманизация межличностных отношений между воспитателем и учеником; акцент на чувствах ребенка, умение его слышать и понимать. Самореализация и умение выстраивать гармоничные взаимоотношения личности — задача воспитательного процесса. Взаимодействие между преподавателем и ребенком и роль учителя в формировании личности — эти вопросы исследуются учеными с целью разработки наиболее оптимальной программы образовательно-воспитательного характера. Современные концепции воспитания. Сегодня существует множество научных концепций воспитания. Рассмотрим самые популярные из них. Система построения воспитательного процесса. Авторами являются В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. Они ставят личность в центр всего воспитательного процесса, который направлен на создание условий для развития индивидуальности. Системно-ролевая концепция развития. Автор: Таланчук Н.И. Согласно его подходу, воспитание должно привести человека к идеалу. Проходя через определенные этапы и осваивая разные социальные роли, у индивида формируется собственное мировоззрение, он ставит цели и задачи, испытывает чувства, у него появляются потребности. Шаг за шагом человек обретает черты полноценной личности. Формирование жизни, достойной человека. Автор концепции: Щуркова Н.Е. Основной целью воспитания является формирование личности, которая способна создать жизнь, достойную человека. Человек же формируется как личность тогда, когда берет на себя ответственность за свои поступки, принимает на себя обязанности, оценивает себя и окружающих, реагирует и рефлексирует. В понимании Щурковой Н.Е. жизнь идеальная строится на истине, красоте и добре. Воспитание ребенка в качестве человека культуры и нравственности. Идея концепции принадлежит Е.В. Бондаревской. Она характеризует воспитание как процесс помощи ребенку со стороны педагога, помогающему ему социализироваться и идентифицироваться как личность. В помощь также входит и активная деятельность воспитанника, которому необходимо предоставить свободу выбора и поведения, т.к. он выступает как субъект своей жизни. Педагогическая поддержка ребенка в ходе его развития. Разработчик подхода — член-корреспондент Российской академии образования О.С. Газман. Цель воспитания, по его мнению, заключается в необходимости получения каждым ребенком базового образования и культуры. Затем для индивида должны быть созданы специальные условия, способствующие его всестороннему развитию. В процесс нужно задействовать и членов семьи, которые окажут поддержку ребенку. Подход творческой самодеятельности личности. Авторы: Коротков В.М. и Лихачев Б.Т. Согласно их концепции, развитие личности воспитанника происходит в процессе взаимодействия со школой и семьей. Процесс воспитания — это самоизменение человека в системе отношений с социумом и в творческой деятельности. Гуманистическая концепция воспитательной деятельности учащихся в обществе. Данный подход считается самым известным на сегодняшний день. Учитель выступает в роли старшего наставника, который оказывает помощь ребенку. Концепция основана на идее сотрудничества и взаимодействии со школьником. Авторы: А.А. Бодалев, З.А. Малькова и Л.И. Новикова. Концепция самоопределения. Подход разработан ученым Тубельским А.Н. Он говорил о личностной, жизненной и профессиональной самоидентификации в школе. Ученый утверждал, что у ребенка должно быть право выбора и свобода действий, т.к. это необходимо для последующей жизни и в его профессиональной реализации. Формирование научного мировоззрения. Автором концепции выступил Гавриловец К.В. Согласно теории, в центре воспитания должно быть формирование собственного «Я». Воспитательный подход, основанный на потребностях индивида. Концепцию создал ижевский ученый Созонов В.П. Он делает упор на внутреннем механизме человека и происходящих изменениях. Воспитание, по мнению Созонова, является деятельностью преподавателя, направленной на формирование основных потребностей воспитанника, а именно: раскрытие его творческого потенциала, укрепление здоровья, обеспечение безопасности. Приведенный перечень теорий не является исчерпывающим. Однако любая концепция может остаться нереализованной, если школы не примут их в разработку на практике. Проблемы современного воспитания. Проблемы в воспитании всегда были актуальными, и сегодняшнее время — не исключение. В социальной и экономической сфере отсутствует стабильность, что влияет и на межличностные отношения, включая семейные. Появившись на свет, ребенок попадает в семью, затем в школу, в компанию и т.д. Все эти среды неоднородны и часто находятся в противоречии друг с другом. Низкий уровень жизни, отсутствие работы, демонстрация непотребств по телевидению и в интернете, аморальный образ поведения среди окружающих — это приводит к опустошению и деградации. Многих детей матери не забирают из роддомов, другие растут в малоимущих семьях с низким уровнем культуры, третьих хоть и обеспечивают состоятельные родители, но не оказывают им никакой моральной поддержки. Неблагоприятные условия воспитания негативно сказываются на внутренней идентификации ребенка и его самооценке. Если в семье им никто не занимается, то ответственность ложится на школу. Разработанные воспитательные концепции, способствующие формированию в человеке развитой личности, самостоятельной и всесторонней, должны устранить недостаток духовного развития в семье. Новые педагогические тенденции, в основе которых лежит принцип гуманизма, становятся все более и более популярными. Они совершенствуются и постепенно заменяют устаревшие практики. Технологический подход и формирование условий, способствующих формированию полноценной личности, направлены на достижение благоприятного результата. Заключение. Термин педагогика (от греч. paides - ребенок, gogos - вести) дословно обозначает «детовождение». Педагогами в Древней Греции называли рабов, сопровождавших детей рабовладельцев по дороге в школу и из нее. В дальнейшем значение этого термина было переосмыслено - так стали называть наставников, лиц, занимавшихся воспитанием, обучением подрастающего поколения и имеющих для этого специальную подготовку. В отдельную отрасль знания педагогика выделилась в начале XVIIв. и подразумевала совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию человека. Спектр ответвлений «педагогик» расширялся в конце XIX и начале XX в. И сейчас совокупность отраслей педагогики образует развивающуюся систему педагогических наук. В процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные области педагогики - общая, дошкольная, школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная. Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX в. - начало XXI в.) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками - философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой. Таким образом, педагогика - наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов. Как любая наука, педагогика включает в себя фактический материал, полученный в результате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения, требующие научного и практического подтверждения. В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, так как современная система образования и воспитания касается практически всех людей и педагогика включает в себя все звенья - от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации. Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, постольку педагогика относится к наукам о человеке, она занимает главенствующее место в системах человекознания и гуманитарных наук. Список используемой литературы: 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. 2. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов. М.: Педагогика. 1988. 3. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. - СПб.: СП61У, 1992. 4. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. - М.: Просвещение. 1990. 5. Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П.Р.Атутова, М.П.Скаткина, Н.С.Турбовского. - М.: Педагогика, 1985. 6. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с. |