Главная страница
Навигация по странице:

  • «гениальном авторе концепции всеобщего образования-воспитания»

  • 1) Школы ещё не основаны повсюду

  • 2) но даже там, где они есть, не принимается мер, чтобы они были для всех.

  • 3) Это не место для приятных занятий, а толчея.

  • 4) Нигде не учат всему, даже главному.

  • По мнению Ян Коменского, в первые шесть лет жизни детей родители должны научить их следующему: - умеренности

  • трудолюбию

  • АД. Ян Амос Коменский величайший чешский ученый, философ, епископ


    Скачать 27.77 Kb.
    НазваниеЯн Амос Коменский величайший чешский ученый, философ, епископ
    Дата02.05.2018
    Размер27.77 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАД.docx
    ТипДокументы
    #42596

    2 слайд

    Ян Амос Коменский – величайший чешский ученый, философ, епископ, творивший в первой половине XVII века – на рубеже эпох Возрождения и Просвещения, во времена Нидерландской (1566-1609 гг.) и Английской (1640-1660 гг.) революций, Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) и многочисленных европейских междоусобиц. который основал гуманистическую педагогику. Коменский привнес великий вклад в чешскую и мировую педагогику.

    3 слайд

    Будущий отец образования в Чехии родился в семье протестантских родителей в 1592 году в чешском городке Нивнице - юго-восток Моравии. (!) В детстве Коменский осиротел: родители были заражены чумой и умерли. Эпидемия чумы унесет позже и его первую жену с двумя сыновьями.

    4 слайд

    Ян Амос получил свое первое образование в чешской братской школе. Далее он обучался в Герборнской академии, а с 1613 - в Гейдельбергском университете, где он изучал богословие. Молодой Коменский был крайне не доволен системой образования, она ему казалась скучной, так молодой ученый решил изменить и переорганизовать учебу.

    После университета Ян Амос возвращается на родину, и начинает преподавать латынь по авторской методике в братской школе в городе Пршеров.

    5 слайд

    К писательству пристрастился очень рано – уже в 19 лет составил свою первую книгу – чешско-немецкий словарь («Клад чешского языка»). А за всю жизнь сочинил 142 книги, среди которых почти два десятка многотомников! В основном это учебники, энциклопедии-справочники и трактаты по педагогике, остальное – богословско-философские труды и духовная поэзия.

    Свой самый важный труд – «Великая дидактика» – Коменский написал на чешском языке, а также перевел сам на латынь. В данном произведении Коменский детально описал, как правильно надо учить и преподавать, как должны проходить занятия и школьные предметы.

    В Амстердаме он публикует в 4 томах «Великую дидактику». Дидактика принимается с восхищением, в мир выходит первый учебник с иллюстрированными рисунками.

    Так же написал 2 книги: «материнская школа» и «законы хорошо организованной школы» и в семи томах издал всеобщий совет об исправлении дел человеческих».

    В середине XIX века (почти через 200 лет после смерти) о Коменском снова вспомнили, но уже как о «гениальном авторе концепции всеобщего образования-воспитания». Его книги по дидактике были переведены на все европейские языки и до сих пор пользуются огромной популярностью, особенно «Великая дидактика», заслуженно считающаяся квинтэссенцией педагогических взглядов Яна Амоса Коменского.

    Не так давно некоторые его работы были опубликованы ЮНЕСКО, но не под его собственным именем, а под латинизированной фамилией Комениус (Comenius).

    Коменский считал, что от рождения человек не имеет никаких знаний и идей, разум его представляет собою «tabula rasa», т.е. чистую доску, на которой еще ничего не написано, но со временем будет написано. Врожденным является стремление человека к знанию. Душа, как часть божественного духа, способна к познанию. Ум человека отличается «такой ненасытной восприимчивостью к познанию, что представляет собой как бы бездну», уму нет предела. Он выделил несколько этапов познания.

    6 слайд.

    Процесс познания начинается с ощущения, так как нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущениях. Следующая ступень познания — умственная переработка материала, полученного из ощущений, когда разум путем анализа и синтеза осуществляет обобщение и абстракцию. Затем разум «подвергает испытанию собственные и чужие представления о вещах». Знания становятся истинными и полезными, если они осуществляются в практике и так перерастают в мудрость. Итак, ступени познания: чувственное познание; обобщение, абстракция, научное знание; осмысление, проверка практикой, мудрость.

    Характеризуя познание мира в его единстве Коменский намечает такую последовательность: человек прежде всего должен знать, что что-либо существует (ознакомление), далее — что это такое по своим свойствам и причинам (понимание), и наконец, знать, как использовать свое знание. Отсюда вытекает представление Коменского о том, чему должны учить школы: 1) теории, 2) практике.

    7 слайд.

    Коменский выделил целую главу в "Великой дидактике", где описал проблемы школьного воспитания и обучения в целом.

    1) Школы ещё не основаны повсюду,

    5. В действительности мы видим всё, как раз противоположное, так как прежде всего в менее значительных общинах, в местечках и сёлах ещё не везде основаны и самые школы.

    2) но даже там, где они есть, не принимается мер, чтобы они были для всех.

    6. Но и там, где они существуют, они не одинаково доступны для всех, но только для некоторых, и именно для более состоятельных. Ведь посещение школ связано со значительными расходами, а потому бедные и не имеют к ним доступа.

    3) Это не место для приятных занятий, а толчея.

    7. Далее, в обучении юношества большей частью применялся столь суровый метод, что школы превращались в пугало для детей и в места истязания для умов. Поэтому большая часть учеников проникалась отвращением к наукам и книгам, и предпочитала школам мастерские ремесленников или какие-нибудь другие житейские занятия.

    4) Нигде не учат всему, даже главному.

    8. А тем, кто задерживается в школе (по воле ли родителей и покровителей, или привлекаемый надеждой достигнуть когда-нибудь посредством образования почётного положения, или по свободному природному влечению к научным занятиям), тем образование прививалось несерьёзно и недостаточно разумно, а извращённо и неправильно. Ибо обычно оставалось в пренебрежении то, что преимущественно должно было внедрять в умы, именно — благочестие и нравственность. 

    V) Пользуются методом не свободным, а насильственным.

    9. Но в каком же порядке и с каким успехом достигали хотя бы этого? Учащихся задерживали пять, десять и больше лет на том, что, несомненно, можно воспринять человеку в течение года. Что можно было бы постепенно прививать сознанию, то навязывалось, вдалбливалось и даже вколачивалось насильственно.

    VI) Образование поддерживается скорее словесное, чем реально.

    10. Как я мог бы умолчать про такое положение дела, что едва ли где-нибудь умы питались зёрнами истинной сущности вещей? Большей частью они заполнялись шелухой слов, пустой попугайской болтовнёй, отбросами и чадом мнений.

    8 слайд.

    Коменский называет школу мастерской человечности, гуманизма. Обучать детей целесообразнее в школах, а не в семье. «Как для рыб должны быть предназначены садки, для деревьев — сады, так для юношества — школы». Но для того, чтобы школа стала такой, в не следует обучать не только наукам, но нравственности и благочестию. Он выдели принципы, которые нужно учесть при создании школ, а так же выделил 16 правил искусства развивать нравственность, в основе которых лежат 4 добродетели: мудрость, умеренность, мужество, справедливость.

    9 слайд. читать с слайда

    10 слайд.

    Так же должен быть установлен и внешний порядок в воспитании. Весь цикл воспитания и образования человека, по замыслу Коменского, должен распределяться на четыре периода по шесть лет каждый. Ступени школьной системы.:

    1) материнская школа — для детства (до 6 лет);

    2) школа родного языка, элементарная школа — для отрочества (до 12 лет);

    3) латинская школа — для юношества (до 18 лет);

    4) академия — для зрелости (до 24 лет).

    11 слайд.

    Материнская школа должна быть в каждом доме, Для нее Коменский составил методическое руководство «Материнская школа» — наглядное наставление о том, как благочестивые родители частью сами, частью с помощью нянек должны заботиться о детях.

    По мнению Ян Коменского, в первые шесть лет жизни детей родители должны научить их следующему:

    умеренности - дети должны есть и пить "сообразно с требованиями природы; не объедаться и не переполняться пищей и питьем сверх необходимости";

    -  опрятности - где бы ни находился ребенок, он должен "соблюдать приличия при еде, в одежде и в попечении о теле";

    почтительности - с уважением относиться к старшим, словам, действиям;

    -  предупредительности - "чтобы они по знаку и слову старших готовы были немедленно выполнить все";

    -  говорить правду - "что есть - то есть, чего нет - того нет. Пусть же никогда не приучают лгать и говорить не то, что есть, серьезно или в шутку";

    справедливости - "чтобы они не касались ничего чужого, не трогали, не брали тайно, не прятали и не причиняли кому-либо вреда";

    благотворительности - чтобы дети были "приятными для других, чтобы они были щедрыми, а не скупыми и не завистливыми";

    - трудолюбию - "чтобы они привыкли избегать ленивого досуга";

    молчанию - должны уметь не только говорить, но и молчать, "где это необходимо: когда говорят другие";

    терпению - "чтобы они не думали, что все должно являться к ним по их мановению; с раннего возраста постепенно они должны приучаться обуздывать страсти";

    деликатности (гуманности) и готовности служить старшим - такое воспитание "является особенным украшением юношества, то будет уместным, чтобы и к этому также приучались они с детства";

    изяществу манер - проявлять к каждому "деликатность, уметь приветствовать, подавать руку, благодарить за одолжение и прочее";

    -  держать себя с достоинством - "во всем вести себя сдержанно и скромно".

    12 слайд.

    Второй ступенью системы школ, предложенной Коменским, является школа родного языка, которая должна быть в каждой общине. В школе родного языка каждого нужно учить тому, без чего нельзя обойтись в жизни: уметь бегло читать на родном языке печатный или рукописный текст, уметь писать, считать и производить простейшие измерения; уметь петь.

    13 слайд.

    После школы родного языка, обязательной для всех детей, Коменский определил латинскую школу, которая должна быть в каждом городе. Здесь обучение следует начать также с родного языка, затем еще какие-либо иностранные языки, физика, география, естествознание, математика. Традиционные «семь свободных искусств» (грамматика, риторика, геометрия, арифметика, астрономия, музыка, диалектика), мораль составляют программу латинской школы. Каждый из шести классов имеет свое название: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.

    Самые одаренные из окончивших латинскую школу завершают свое образование в академии, которая имеет обычные для того времени три факультета: богословский, юридический и медицинский.

    14 слайд.

    Так как в школе на протяжении веков с каждым учеником учитель занимался индивидуально, учащиеся приходили учиться в разное время года и оставались в школе столько времени, сколько хотели, Каменский разработал классно-урочную систему, которая предполагает:

    • неизменный состав учащихся одного возраста;

    • проведение занятий в точно определенное время по расписанию;

    • одновременную работу учителя со всем классом но одному пред- мету.

    Занятия необходимо проводить ежедневно по 4—6 часов, после каждого часа перерыв. «В предобеденные часы должны упражнять преимущественно ум, суждения, память, а в послеобеденные — руки, голос, стиль и жесты». Начинать обучение нужно в детстве: «образование человека нужно начинать в весну, т.е. в детстве, ибо детство изображает собой весну, юность — лето,..» и т.д. Коменский рекомендует заниматься только в школе. «На дом ничего не следует задавать, кроме того, что имеет отношение к развлечениям».

    15 слайд.

    Так как школа называется учебной мастерской, именно здесь и следует добиваться успехов в науке. В «Великой дидактике» определены четыре основных общих требования к обучению:

    1. Успешность обучения достигается при условии, если учить вещам раньше слов; начинать учить от простейших начал, доходя до сложных; учить по книгам, предназначенным для данного возраста.

    2. Легкость обучения достигается, если обучение начнется в раннем возрасте; учитель в преподавании следует от более легкого к более труд- ному, от более общего к более частному; ученики не перегружаются знаниями, продвигаясь вперед не спеша; изучаемое в школе увязывается с жизнью.

    3. Основательность обучения предполагает, что ученики станут заниматься действительно полезными вещами; последующее будет основываться на предыдущем; все материалы изучения должны быть взаимосвязаны, и все изученное будет закрепляться постепенными упражнениями.

    4. Быстрота обучения возможна тогда, когда все преподается основательно, кратко и ясно; все происходит в неразрывной последовательности, когда сегодняшнее закрепляет вчерашнее, а занятия в классе ведет со всеми один учитель.

    16 слайд.

    Одним из важнейших звеньев дидактики Коменского являются дидактические принципы, т.е. те положения общего характера, на которые опираются обучение и учение и которые диктуют применение в обучении конкретных приемов и методов. Это следующие принципы: природосообразность; наглядность; последовательность и систематичность; прочность усвоения учебного материала; самостоятельность и активность.

    В основу педагогики Коменского положен принцип природосообразности. Природа едина, в ней все происходит целесообразно, царят гармония и порядок, все протекает постепенно. Как в природе все происходи естественным путем, так же должно идти и воспитании человека.

    (!)Наглядность предполагает усвоение учащимися знаний путем наблюдений за предметами и явлениями, т.е. благодаря чувственному восприятию. Сформирован принцип наглядности так: «...пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствам, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания».

    Последовательность и систематичность. «Ум в познании вещей идет постепенно», поэтому «обучение должно вестись последовательно». Это значит, что все последующее в обучении необходимо основывать на предыдущем, соединяя эти части раскрытием причины связей. Все, что запланировано, должно выполняться в свой срок, ведь «чтобы быстро по- пасть туда, куда хотят прийти, не столько необходимо бежать, сколько не отставать». Занятия должны быть заранее продуманы и спланированы на долгий срок. Следует в обучении соблюдать последовательность, продвигаясь:

    от более общего к более частному;

    от более легкого — к более трудному;

    от известного — к неизвестному;

    от более близкого — к далекому.

    Учебный материал необходимо подавать в строгой системе, а не прерывисто и' эпизодически.

    Прочность усвоения учебного материала. Этот принцип не является новым в педагогике, еще Конфуций и древние греки считали необходимым добиваться прочности изучаемого в школе, для чего нужны постоянные упражнения и повторения. Отсюда известное еще с античных времен положение: повторение — мать учения. Но в средние века оно сводилось к зубрежке и формализму, а упражнения имели механический характер, напоминая дрессировку.

    Самостоятельность и активность. Обучать юношество не значит вбивать в головы учеников знания, но раскрывать способности понимать вещи. Школа же стремится к тому, чтобы научить ученика «смотреть чужими глазами», «думать чужим умом». по Коменскому нужно, чтобы «каждый ученик все изучал сам, собственными чувствами», обдумывал самостоятельно и применял знания на практике.

    Все, что изучается, должно приниматься учеником, как полезное для него, «Ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его ни учил, покажешь ему, какую это приносит пользу...»

    Согласно Коменскому достаточно правильно воспитать одно поколение детей – и все остальное выправится само собой. Вот почему он выбрал не тернистый путь народного вождя и не карьеру царедворца, а скромную стезю школьного учителя, составителя учебников и книг по дидактике.

    17 слайд - читать со слайда.

    18 слайд. читать со слайда

    В 1628 году из-за гонений протестантов Коменский был вынужден эмигрировать в польский город Лешно. Там он работал в гимназии.

    в 1656 году польский город разрушают, предавая его огню. Все, что было нажито Коменским почти за 30 лет, в том числе дом и большая часть рукописей, сгорело, а сам он вынужден был бежать в Амстердам, где провел свою оставшуюся жизнь.


    написать администратору сайта