Главная страница
Навигация по странице:

  • Толерантность как интегративное качество личности

  • Список использованной литературы

  • Содержание Введение 2 Толерантность как интегративное качество личности 5 Заключение 16 Список использованной литературы 19 Введение


    Скачать 34.84 Kb.
    НазваниеСодержание Введение 2 Толерантность как интегративное качество личности 5 Заключение 16 Список использованной литературы 19 Введение
    Дата26.12.2022
    Размер34.84 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла12.docx
    ТипРеферат
    #864214


    Содержание




    Введение 2

    Толерантность как интегративное качество личности 5

    Заключение 16

    Список использованной литературы 19


    Введение


    Проблема воспитания толерантной культуры сегодня является одной из самых актуальных, многонациональной стране с множеством разных и непохожих друг на друга культур. «Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости к дискриминации на основе религии или убеждений» уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, форм самосознания. -выражение и способы проявления человеческой индивидуальности [4].

    Качества действительно важны в современном развивающемся и меняющемся обществе. Толерантный человек адекватно и без агрессии и насмешек реагировать на социально-политические ситуации, сложившиеся в обществе. Сегодняшний мир становится все более циничным, подрастающее поколение нуждается всеобщей информатизации о гуманном отношении к другим, именно по этой причине актуальными тенденциями являются проведение семинаров в дошкольных и школьных учреждениях и уроки толерантности. Ввиду того, что семье часто не удается в полной мере сформировать толерантное мышление, помощь в этом вопросе должны оказать образовательные организации.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

    • провести анализ по данной теме;

    • рассмотреть понятие личности и разобраться с термином интегративные качества;

    • описать основы толерантности, заложить определенный понятийный аппарат по данному вопросу;

    • изучить толерантность в разрезе личностных качеств и показать значимость изучаемого явления.

    Толерантность как интегративное качество личности


    Сущность толерантности - это качество культуры (нравственной, правовой, политической) каждого объекта, любого социального слоя, каждого гражданина, независимо от пола, возраста, этнической, религиозной или расовой принадлежности. Толерантности есть разные формы: личную, общественную (отраженную в морали, нравах, социальной психологии, сознании), государственную (отраженную в законодательстве, политической практике).

    Главное требование толерантной культуры в следующем: свободное исповедание каждым гражданином, социальной группой, обществом свободно избранных нравственных, общественно-политических, мировоззренческих предпочтений предполагает их лояльное, толерантное, невраждебное, уважительное отношение к подобному выбору другие. Важным компонентом толерантности является понимание взглядов, нравов, привычек, чувств, способов действия, отличных от наших.

    Важнейшая роль в формировании толерантности в человеческих отношениях, толерантного сознания личности принадлежит гражданским общественным структурам, которые более полно выражают интересы граждан, населения любой страны.

    Образование, представляющее собой общественный социальный институт, открытую социально-педагогическую систему, может взять на себя миссию ‒ инициировать интерес к проблеме толерантности во внешней среде ‒ в собственном обществе и международном сообществе в целом. Пятивековая история этого понятия позволяет нам с уважением относиться к развитию его содержания, проявлению новых значений.

    Общественно-культурная целостность народа, цивилизации в целом, преемственность поколений во многом обусловлены ролью образования, как социального института общества. Общество задает цели и определяет содержание процесса воспитания и образования как в русле социализации личности ‒ через углубление ее профессиональной компетентности, так и в направлении развития общекультурной компетенции (индивидуализации) ‒ через приобщение личности к общечеловеческим ценностям, языку, культуре мышления, деятельности и общения.

    Общекультурное содержание образования основано на обобщенном социальном опыте, накопленном специалистами в различных областях деятельности. Соответственно, образовательные компетенции включают в себя те общекультурные знания, которые относятся к социально значимому опыту, необходимому для обеспечения жизни граждан данного общества, в частности к опыту толерантности. Таким образом, проблема создания условий формирования толерантной культуры педагога является актуальной на современном этапе.

    Целью профессиональной подготовки педагога является не только профессиональная компетентность, но и общекультурная ‒ сформированная личностная позиция. Педагогическая профессия требует двойной подготовки ‒ специальной и человеческой. Педагог должен быть тесно связан с общечеловеческой культурой, видами искусства, со способами деятельности во всем их своеобразии.

    Толерантность ‒ профессионально необходимое личное качество педагога, диктуемое задачами, содержанием и характером его деятельности.

    Толерантность – это признак уверенности человека в надежности своих позиций, отсутствия страха сравнения и конкуренции с другими взглядами, страха потерять присущие ему отличия.

    Основным фактором формирования толерантности являются объективные внешние условия существования индивида или социальной группы, в каждом отдельном случае играют роль и индивидуально-психологические особенности личности, ее природная склонность к толерантности и согласию роль.

    Подлинная терпимость не имеет ничего общего ни с беспринципностью, ни с равнодушием, ни с правдой. Наоборот, терпимость проявляет уважение к истине, которую можно принять только свободно. По отношению к себе человек может быть нетерпимым максималистом, но по отношению к другим он должен быть толерантным. Без общепризнанной нормы толерантности невозможна общественная жизнь.

    В человеке наряду с материальной стороной присутствует и духовная сторона, которая, вопреки «естественному отбору», предписывает ему заботиться о слабых и больных братьях, причем не только о своих родных и соотечественниках, а обо всех людях. Многое зависит от того, куда направлена ​​воля человека, в материальную или духовную сторону. Первая сторона побуждает к эгоизму, вторая - к альтруизму. Бердяев Н.А. писал, что забота о хлебе для себя есть забота материальная, забота о хлебе для другого есть забота духовная. Основная сложность – помочь тем, кто не похож на вас по вере, по мировоззрению, по социальному статусу, по цвету кожи. Именно в этот момент человек предстает как человек, а не как животное.

    Роль и значение толерантности в обществе вытекают из самой ее сути. Именно направленность, уровень отношения основной массы людей к различным идеологическим теориям, религиозным воззрениям, к людям разных национальностей, к различным явлениям культуры в первую очередь определяют социальную устойчивость, являются непременным условием социальной и духовно-нравственной прогресс.

    Толерантность – ключевой духовно-нравственный принцип гражданского общества. Уровень толерантности индивида во многом характеризует его личностные качества, определяет его отношения с другими людьми. Таким образом, основной смысл толерантности – терпимость к «чуждому», «иному». Это качество присуще как отдельной личности, так и конкретному коллективу, той или иной социальной группе, обществу в целом. 

    Характеристиками толерантности являются:

    • эмпатия − умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как и они, воспринимать поступки других людей с их же позиции и в то же время умение сказать другим о своем понимании и дать возможность подтвердить или опровергнуть эти представления;

    • доброжелательность − способность не только чувствовать, но и показывать людям свое доброжелательное отношение, уважение и симпатию, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки, готовность поддержать других;

    • аутентичность − умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками или ролями, открытая демонстрация другим своего отношения к разным проблемам и людям, умение быть самим собой в контакте с окружающими;

    • принятие чувств − отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами или чувствами других людей, умение не только испытывать какие-то чувства в общении с людьми, но и показывать их, выражать готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других людей, но при этом отсутствие стремления навязать окружающим свои чувства, чтобы они осознавали свою ответственность за них;

    • конфронтация − умение с глазу на глаз общаться с другими людьми с полным осознанием своей ответственности и заинтересованности.

    • в случае несходства мнений − готовность пойти на конфликт, но не с целью испугать или наказать другого человека, группу людей, а с ориентацией на установление сотруднических отношений;

    • самопознание − исследовательское отношение к своей личности и поведению, стремление опереться в этом на оценки, взгляды, суждения других людей, но при этом не терять собственное «Я»;

    • рефлексия – умение давать оценку себе, своим действиям и поступкам, действиям и поступкам других людей, умение познавать свой внутренний мир; гуманность, предполагающая внимание к человеку, к его внутреннему миру, интересам и желаниям, отказ от методов давления и принуждения в отношениях с другими людьми.

    К характеристикам толерантности можно отнести:

    • агрессию – проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда или оскорбления окружающим;

    • конфликтность – как особенность взаимодействия с другими людьми, обусловленная противоположностью или существенным различием взглядов, интересов, целей и их неприятием;

    • раздражительность – черта личности, выражающаяся в предрасположенности отвечать на внешние воздействия с различной степенью нервного возбуждения;

    • неустойчивость – неумение отстаивать свои взгляды и позиции и осмысленно принимать, и понимать позиции других людей;

    • личностную тревожность – устойчивую индивидуальную характеристику, отражающую предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающую наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией;

    • озабоченность и занятость самим собой, проявляющиеся в сосредоточении всех мыслей и действий и привлечении внимания других людей к своим проблемам и своей персоне. Выраженность данных характеристик у каждого человека индивидуальна и имеет различные вариации и сочетания. К вышеописанным могут добавиться и другие характеристики.

    Мы предложили лишь те, которые, на наш взгляд, наиболее часто проявляются у людей толерантных и толерантных.

    Формирование толерантности как качество личности – сложный процесс. С одной стороны, это формирование происходит стихийно, под влиянием действия как внешних, так и внутренних факторов, с другой стороны, – формирование толерантной личности может выступать как одна из задач процесса воспитания подрастающего человека.

    Если мы имеем дело с ребенком или взрослым человеком, у которого уже сложилась и проявляется толерантность как личностная черта, которая определяет стиль его поведения и взаимоотношений с окружающими, то необходима коррекционная работа, в процессе которой возможно использовать разнообразный набор психолого-педагогических средств. Это могут быть тренинговые занятия, игры, психотехнические упражнения, психологическое консультирование.

    Коррекционная работа представляет собой процесс помощи человеку, связанный с устранением действия негативных факторов, влияющих на формирование толерантности как качества личности на основе диагностики личности, изучения особенностей влияния на человека ближайшего окружения и рефлексии сложившихся отношений у него в различных сферах: семейной, профессиональной, интимно-личностной, учебной.

    Компонентами коррекционного процесса выступают:

    • диагностический − изучение конкретного человека, его личностных особенностей и причин, вызвавших формирование толерантности как качества личности;

    • ситуационный, связанный с организацией коррекционной работы на основе оптимального подбора ситуаций, снижающих вероятность формирования и проявления толерантных характеристик;

    • рефлексивно-деятельностный, заключающийся в том, что в процессе коррекции специалист и его клиент постоянно дают оценку происходящим в личности изменениям, прошлому состоянию человека и осуществляют прогноз вероятных возможностей и последствий проявления толерантности как черты личности в процессе жизнедеятельности;

    • эмоциональной комфортности взаимоотношений в процессе коррекционной работы – коррекционная работа только тогда будет успешной, когда в ее процессе обе стороны чувствуют себя комфортно и уверенно, понимают и осознают ее значимость, когда нет психологических барьеров, препятствующих взаимодействию специалиста и клиента и она осуществляется в субъект – субъектной плоскости.

    Итак, толерантность как качество личности современного человека, бесспорно, признается таковым как учеными, так и специалистами практиками. К сожалению, не всегда можно охарактеризовать человека как толерантную личность, поэтому наряду с формированием толерантности как качества личности большое значение имеет коррекционная работа, в ходе которой происходит изменение таких характеристик, которые проявляются в поведении людей и их взаимодействии с ближайшим окружением, то есть конфликтность, агрессия, раздражительность, неустойчивость, личностная тревожность, озабоченность и занятость самим собой.

    С точки зрения этнических установок, толерантный индивид, согласно Г. Олпорту, исходит из того, что "все люди равны: групповая принадлежность в большинстве случаев не имеет значения. Люди, не имеющие предубеждения против евреев, часто не могут отличить еврея от нееврея по внешним признакам, в отличие от предубежденных людей, для которых этот вопрос имеет значение.

    Толерантность как черта характера означает уважительное отношение ее носителя к людям самим по себе. Такое уважение приложимо к самым разным стилям жизни.

    Некоторые люди несут заряд любви и доброй воли. Другие ценят групповые различия с эстетической точки зрения и находят их интересными и стимулирующими. У третьих толерантность оказывается составной частью политического либерализма и прогрессивной философии. Для четвертых важнее всего чувство справедливости.

    У остальных отношение к разным группам связано с понятием интернациональной дружбы. Они сознают, что мирные отношения между представителями всех рас невозможны, пока к цветным по-разному относятся на их родине. Короче говоря, толерантность как черта характера вплетена в позитивный взгляд на мир".

    При сопоставлении этих двух видов толерантности, как они описаны Г. Олпортом, предпочтительнее выглядит именно толерантность как черта характера, поскольку, во-первых, она не замыкается на расовых и межэтнических проблемах, охватывая гораздо более широкий круг социально-психологических явлений и, во-вторых, позволяет строить взаимодействие представителей различных культур, рас, наций с отчетливой рефлексией имеющихся между ними различий.

    Заключение


    Воспитание толерантной личности в настоящее время является одной из важнейших социальных проблем. Трудности во взаимопонимании, закономерно возникающие у людей в силу расовых, национальных, возрастных, половых и других различий, в ситуации их постоянного интенсивного взаимодействия приводят к нарастанию психологической напряженности, культурной нетерпимости, межэтнической агрессии, религиозного экстремизма, преодолеть которые невозможно. без решающего вклада психологической науки. Воспитывать толерантность у детей необходимо с раннего возраста.

    Подлинная терпимость гармонична: она основана как на сознательных установках, так и на интуитивной бессознательной доброжелательности.

    Толерантным должно быть не только сознание, но и весь склад личности - вот что отличает подлинную толерантность от показной, лицемерной, лицемерной. Также важно учитывать диалектику толерантности - нетерпимости, видеть, как они сочетаются и чередуются в рамках одной и той же жизненной ситуации.

    Из психологии различия следует, что человек испытывает облегчение, когда находит сходство между предметами внешнего мира и получает основания для объединения их в группу, набор, множество. Выявляемые ими различия усложняют картину внешнего мира, затрудняют ее моделирование во внутреннем мире, требуют умственных усилий для оценки, а потому могут восприниматься личностью негативно.

    Поскольку другой человек является необходимостью для каждого из нас, поскольку каждый из нас конкретно нуждается в информации, полученной от другого, то глубочайшей установкой человека должна быть именно толерантность и доминанта толерантности, а все остальное должно быть ситуативным.

    Проблема толерантности/нетерпимости во многом находится в руках матерей - в соответствии с их способностью или неспособностью воспитать свое потомство доброжелательным и терпимым или недружелюбным и нетерпимым. Все раннее воспитание должно быть подчинено формированию в ребенке доминирующей личности - благополучной и доброжелательной личности.

    Толерантность надо воспитывать, причем с самого раннего возраста, чтобы она изначально закладывалась как доброжелательность, как способность в своем поведении не выходить за определенные рамки, как лояльность и заинтересованность в различиях, как способность беспристрастно судить , не по принадлежности, а на самом деле, более того, видеть и переживать свое глубокое сходство с другими людьми, без которых не может существовать ни один, даже самый нетерпимый индивид. Толерантность человека к человеку первична, а нетерпимость вторична. Важно, чтобы они не менялись местами в ходе повседневной жизни.

    Толерантность – это не просто определенное понятие, а система гуманных принципов, которые должны определять взаимодействия, отношения между этносами, религиями, группами людей. Воспитание толерантного сознания, формирование толерантности будет успешным, если мы дадим четкое определение тому, что мы считаем нормой человеческого существования.

    Нужна толерантность, которая не на словах, а на деле предполагает соблюдение прав и свобод человека, уважение достоинства и признание ценности человеческой жизни, добрососедские отношения, дружбу, взаимопонимание, интеллектуальную и нравственную солидарность между народов, укрепление мира и демократии. Она должна противопоставляться таким опасным для общества явлениям, как нетерпимость, экстремизм, терроризм, фанатизм, расизм, ненависть, агрессия, военные конфликты. Но толерантность в России не должна исключать нетерпимости к тем лицам, группам, сообществам, организациям, деятельность которых подрывает национальную безопасность нашей страны, духовную культуру россиян.

    Список использованной литературы


    1. Альбуханова-Славская К.А. Проблема личности в психологии // Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. - М.: ИП РАН, 2012. - С.270-373.

    2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2014. - 104 с.

    3. Гусейнова Э. М. Основные подходы к изучению понятия толерантности в отечественной и зарубежной науке // Молодой ученый. – 2014. – №21. – С. 626-629.

    4. Гречко, П. К. Различия. От терпимости к культуре толерантности / П.К. Гречко. - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2014. - 416 c.

    5. Ильинская, С. Г. Толерантность / С.Г. Ильинская. - М.: Праксис, 2013. - 288 c.

    6. Шиповская Л.П. Смысл жизни. Потребность быть личностью// СЕРВИС PLUS. -2008.


    написать администратору сайта