Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ИСТОРИИ

  • 2. УГРОЗЫ И НАДЕЖДЫ НАШИХ ДНЕЙ

  • 3. ОБОЗРИМОЕ БУДУЩЕЕ

  • 4. ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМ МИРЕ

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • ЧЕЛОВЕК ФИЛОСОФ. ЧЕЛОВЕК ЧЕ ТО ТАМ БЛА БЛА БЛА. Содержание введение Человек как субъект истории Угрозы и надежды наших дней Обозримое будущее Человек в информационнотехническом мире Заключение Список использованной литературы введение


    Скачать 124.24 Kb.
    НазваниеСодержание введение Человек как субъект истории Угрозы и надежды наших дней Обозримое будущее Человек в информационнотехническом мире Заключение Список использованной литературы введение
    АнкорЧЕЛОВЕК ФИЛОСОФ
    Дата04.12.2019
    Размер124.24 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаЧЕЛОВЕК ЧЕ ТО ТАМ БЛА БЛА БЛА.rtf
    ТипРеферат
    #98535


    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение

    1. Человек как субъект истории

    2. Угрозы и надежды наших дней

    3. Обозримое будущее

    4. Человек в информационно-техническом мире

    Заключение

    Список использованной литературы

    ВВЕДЕНИЕ
    Каждая историческая эпоха имеет свою осевую проблему, выражающую главное противоречие этой эпохи. Такой проблемой для второй половины ХХ в. было противостояние двух мировых систем, едва не закончившееся пожаром термоядерной войны. В первой половине XXI в. на фоне ускоряющихся процессов глобализации и становления – через череду кризисов – постиндустриального общества осевой проблемой становится взаимодействие цивилизаций четвертого поколения. От решения этой проблемы зависит будущее всего человечества, его судьба.

    Не случайно проблемы глобализации и взаимодействия цивилизаций, предотвращения их самоубийственного столкновения, урегулирования локальных межцивилизационных конфликтов привлекли пристальное внимание ученых и общественности. Однако в подходах к этим проблемам еще много неясного и противоречивого, не выработаны общая концепция и долгосрочная стратегия.

    Цель данной работы исследовать узловые проблемы взаимодействия цивилизаций в шести разрезах: демографическом, природно-экологическом, технологическом, экономическом, геополитическом и социокультурном, рассмотреть перспективы развития современной цивилизации и увидеть роль человека в этом информационно-техническом мире.

    Главная идея: нарастающая угроза столкновения цивилизаций самоубийственна для человечества, не имеющего для своего самосохранения и развития иного выхода, кроме выработки стратегии и механизмов диалога, сотрудничества и партнерства цивилизаций и государств.

    Из противоборства мнений и обобщения новых тенденций общественного развития постепенно вырисовываются контуры будущего общества, перспективы и пути разрешения проблем.

    1. ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ИСТОРИИ
    «Что такое человечество?» Что нас ожидает?

    Каждый ясно понимает, что существуют независимо от него другие люди. Для того, чтобы это утверждать нет нужды в теоретических размышлениях. Это очевидно.

    В современной западной философии содержится немало попыток доказать, что человечество как нечто единое целое – это фикция. Скептиков, подвергающих сомнению реальность феномена «человечество» немало. Но человечество существует реально и объективно, независимо от умственных изысков тех или иных теоретиков.

    Отечественные историки последних десятилетий от Н. Конрада до Б. Поршнева, от Л. Гумилева до Л. Васильева показали, что общая концепция исторического процесса может быть отстроена лишь на материале истории всего человечества, которое и является подлинным субъектом истории. Понятно, что всемирная история складывается из истории отдельных народов, этносов, государств, каждое из которых имеет собственное лицо.

    Единство человечества на любых этапах его бытия определено единством его биологической организации. Люди образуют единый вид. Дети Земли – часть ее биосферы, люди едины по своему физическому облику, морфологическим признакам, генетическим характеристикам, антропоморфическим постоянным. Те или иные различия типа расовых признаков – это лишь варианты единого основания.

    Люди Земли едины интеллектуально и культурно. Природа Разума все же едина, она одна и та же у всех народов и индивидов, сколь угодно разнящихся по всем другим культурно-историческим признакам. Наличие логики требует от ума признания наличия человечества.

    Понятие «целостность» выражает определенный уровень достижения идеальной полноты целого. В ходе истории выявилась и нарастала возможность контактов пространственно раздельных сообществ людей. Сущностное единство дополнялось и обогащалось непосредственным, контактным общением.

    От поколения к поколению нарастала целостность человечества. Целостность взяла верх над дискретностью. Сквозь пестроту бытия отдельных стран, многообразия языков и культур, несовпадения ритма и форм развития проглядывает единый общечеловеческий путь истории. Мировое хозяйство, всемирное хозяйство как нечто целостное стало предметной основой, стягивающей воедино все сегменты культурно-исторического калейдоскопа человеческого бытия.

    Сегодня, несмотря на продолжающиеся (а иногда и усугубляющиеся) коллизии интересов, вопреки наличным идейно-политическим противостояниям, экономическим столкновениям, геополитическим и военно-стратегическим конфронтациям, проглядывается тенденция к нарастанию планетарного единства.
    2. УГРОЗЫ И НАДЕЖДЫ НАШИХ ДНЕЙ
    Пожалуй, первая из них все еще сохраняющаяся – угроза термоядерного пожара. Возможности возникновения «всесжигающего пламени» и последующей «ядерной зимы» отнюдь не абстрактны, у них есть зримые черты.

    Сейчас вроде бы уменьшилась опасность прямого военного столкновения ядерных «сверхдержав», но при этом не исчезла, а даже увеличилась угроза слепой технологической случайности «чернобыльского варианта». К тому же идет расползание атомной технологии. Уже производят ядерное оружие Индия, Пакистан, готовы к этому ЮАР, Израиль и ряд других государств. Нарастает опасность попадания ядерного оружия в руки безответственных политических авантюристов и даже криминальных элементов.

    Вторая угроза – надвигающаяся близость экологической катастрофы. Тонкая кожура земного шара, колыбель наша и обитель в опасности. Отношение человек-природа по своей значимости начинает перекрывать наши экономические заботы, политические хлопоты и теоретические словопрения.

    В чем же суть экологической угрозы? Суть ее состоит в том, что растущее давление антропогенных факторов на биосферу может привести к обвальному разрыву естественных циклов воспроизводства биологических ресурсов, самоочищения почвы, вод, атмосферы. Все это порождает возможность «коллапса» – т.е. резкого и стремительного ухудшения экологической обстановки, что может повлечь за собой скоротечную гибель населения планеты.

    Экологический кризис наших дней – это не временное затруднение, не досадное препятствие, которое можно легко отодвинуть. Это сотрясение глубинных основ человеческого бытия, эрозия и разрушение экологической ниши нашего существования..

    Третья угроза – кризис человеческой духовности. Практически все светские и религиозные, глобальные и региональные, древние и новые идеологии испытывают сейчас тягостные затруднения, не могут даже сколько-нибудь доказательно ответить ни на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы духа.

    Нет свежего взгляда на мир. Общество человеческое как-то утратило смысл. Иногда говорят, что к нам пришли еще из XIX столетия две идеи, достойные быть названными глобальными идеями. Понимая, что это сильное упрощение, все же можно с таким утверждением согласиться. Одна идея – социалистическая, другая – научно-технологическая. Считалось, что опираясь на эти идеи, люди Земли построят справедливое общество, обретут полноту жизни, утвердят свободу и достоинство личности. Но увы.

    Таковы угрозы. Они реальны. Их нельзя не видеть. Однако не стоит опускать руки, впадать в беспросветный пессимизм, отчаиваться и жестоко драматизировать все и вся. Есть угрозы, но есть и надежды. Пусть робкие, но все же надежды. Конечно, оптимизм не должен быть блаженным и беспочвенным.

    Можно уверенно указать на определенные и основательные предпосылки преодоления глобальных кризисных коллизий, блокирования и отведения вселенской угрозы от человечества.

    Первая такая предпосылка – это развертывание информационной (компьютерной), биотехнологической революции как технико-технологической основы возможного выхода из ситуации «выживания», преодоления преград к объединению человечества.

    Вторая предпосылка – это возможность утверждения в качестве доминирующего типа мирового хозяйства – смешанной рыночной и, как правило, социально защищенной экономики с элементами конвергентного типа. Эта форма экономических отношений сможет способствовать увязке интересов разных хозяйственных субъектов, гармонизации связей, нахождению баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

    Третья предпосылка – становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных отношениях. Как это ни прискорбно, но агрессия, насилие были вечными спутниками истории. Войны, перевороты, кровь пронизывают все значимые события, проникают все родовое бытие людей.

    Четвертая предпосылка – это объединительные процессы духовной жизни как в религиозном, так и в светском вариантах. С немалыми издержками идет поиск того, что может сближать либеральную и социалистическую мысль, установки Ватикана и Православия, западный менталитет и восточный этикет. Пятая предпосылка – это идущая неуклонно межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой куль туры. Все шире развертывается универсализация культурной жизни на фоне обеспечения самобытности всех участников этого процесса. Резко расширяются международные, экономические и культурные контакты. Давно рухнул тезис о «непроницаемости» и полной замкнутости самодостаточных народов и их образа жизни. Ускоряется интенсивный обмен ценностями.

    Последнее по счету, но не по значимости – намечающиеся прорывы в области интеллектуального поиска. Иногда говорят даже, что мы находимся в преддверии интеллектуальной революции. Естественный интеллект, сопряженный с «искусственным», дополнение творческих возможностей мозга креативными потенциями компьютерных систем.

    Таковы основания для выхода из глобального кризиса, в который мы погружены.
    3. ОБОЗРИМОЕ БУДУЩЕЕ
    Будущее. Оно манит и пугает. Прошлое уже свершилось. Его можно интерпретировать, переосмысливать. Но то, что было, не изменишь. А будущее никем не запрограммировано.

    Сейчас формулируются концепции «устойчивого развития», то, что академик Никита Моисеев назвал стратегией человечества. В ракурсе построения этой глобальной стратегии и идет прогнозный поиск. В центре его находятся те действия, которые люди Земли должны предпринять для обеспечения и сопряженного развития Человека и Природы. Уже ясно, что людям Земли придется (хочется того или нет) оптимизировать свои потребительские аппетиты. И в первую очередь – чрезмерную гордыню и изнеженную комфортность господствующих элит.

    Для России верный взгляд в обозримое будущее особенно значим. Чтобы найти свое место в стремительно изменяющейся человеческой Вселенной, нам надо выйти из экономического кризиса, утвердить политическую стабильность, развеять демографические сумерки, обеспечивать целостность страны и духовное единение народа. Определяя свое место в диалоге культур, Россия не может идти по пути слепого копирования ни Запада, ни Востока. Наша культура самодостаточна. Она открыта любым ветрам, но не поступится своеобычностью. Мы не хотели бы, чтобы эти ветры сбили нас с ног. Нам нельзя допустить забвения сложной и величественной отечественной истории.
    4. ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМ МИРЕ
    Техника, как особая сфера человеческой деятельности, всегда привлекала внимание мыслителей. Термин «философия техники» был введен немецким философом Эрнстом Каппом (1806-1896) в его книге «Основания философии техники», вышедшей в Германии в 1877 г.

    Одним из родоначальников философии техники в России был русский инженер Петр Клементьевич Энгельмейер (1855-1942), написавший работы «Общие вопросы техники» (1899), «Философия техники»(1912-1913) и др.

    Главные вопросы философии техники сегодня: Какова природа и сущностная особенность техники? Существуют ли пределы технического роста и как развитие техники связано с судьбами нашей культуры?

    Техника образует составную часть производительных сил общества. Функционируя в качестве производительных сил, современная техника разделяется на следующие отрасли: производственная техника, техника транспорта и связи, техника научных исследований, военная техника, техника процесса обучения, техника культуры и быта, медицинская техника, техника управления.

    Техника, в соответствии с историческими этапами ее развития, отличается различными технологическими способами соединения человека и техники. Первый этап характеризуется таким способом соединения человека и техники в технологическом процессе, при котором человек является материальной основой технологического процесса; труд при этом носит ручной характер; орудия (инструменты) ручного труда лишь удлиняют и усиливают работающие органы человека.

    На втором этапе основой технологического процесса становится машина; труд при этом становится механизированным; человек лишь дополняет работу машины (механизированного устройства) своими органами труда, являясь лишь ее технологическим элементом.

    Третий же этап технологического способа соединения человека и техники характеризуется свободным типом связи человека и техники; труд становится автоматизированным; человек перестает быть непосредственным звеном технологической цепи, получая условия для творческого использования своих способностей.

    Сейчас уже можно говорить о четвертом, информационном, этапе технологического способа взаимодействия человека и техники. Информатизация связана с широчайшим внедрением компьютеров и компьютерных сетей в соединении с совершенными средствами связи. Компьютер оказался уникальным средством автоматизации интеллектуальной деятельности. Если предшествующие средства автоматизации касались лишь сферы материального производства (облегчали работу рук, но не умственную деятельность мозга), то компьютерно-информационные технологии затронули непосредственно интеллектуальную сферу, возможности которой несопоставимо возросли по сравнению с докомпьютерным периодом.

    Человек в современном информационно-техническом мире, можно сказать, радикально отличается от прошлого. Определенный количественный рост достиг критической точки, за которой, как принято говорить, количество переходит в качество, рост вступает в некоторую новую фазу. Разрушительная мощь ядерных бомб, в буквальном смысле сверхчеловеческие возможности современной информационной техники, креативные и преобразующие возможности биохимической генной инженерии, позволяющей человеку «изобретать» новые «природные» биологические виды, космическая инженерия, эффективные методы контроля над рождаемостью – все это свидетельствует о том, что человечество достигло нового уровня своего технического потенциала. Но эти технические достижения и новшества открывают собой и новую стадию социального воздействия по сравнению с предыдущим техническим состоянием человечества. Отсюда вытекает важная характеристика нашего времени – это всемирный характер социальных и технических проблем, которые формируют недостатки и пороки современного информационно-технического мира. К таким недостаткам можно отнести:

    - политические и экономические препятствия к тому, чтобы техника использовалась для ликвидации нищеты;

    - неспособность социальных наук и исследований современных общественных изменений, равно как и методологии общественных дисциплин, решать свои главные практические и теоретические задачи;

    - недостатки образования и воспитания во всем мире, препятствующие решению указанных проблем, мешающие здоровому, творческому пониманию науки и техники как составной части гуманистического воспитания.

    Итак, связанная с наукой, техникой и информацией модернизация человеческой жизни раскрывается перед нами со всеми своими тревогами. Мы обязаны исследовать проблемы, связанные с тем, измеряются ли успехи техники и науки по шкале гуманизма, отвечают ли они потребностям индивидуального развития людей, нужна ли какая-то сверхобычная техника для преодоления опасностей, грозящих человечеству, не следуют ли за сиюминутными и конъюнктурными успехами непредвиденные и долговременные неудачи, не становится ли чудо науки чем-то подобным религиозным чудесам в сознании масс, а научная аргументация не превращается ли в религиозную риторику, содействует ли научный и информационно-технический прогресс сплочению всего человечества. Мы еще далеки от удовлетворительного понимания радостей и печалей, достижений и провалов, которыми полна техническая деятельность человечества. Среди множества различных технических альтернатив мы должны осуществлять свой выбор с чувством реальной возможности следовать подлинно человеческим ценностям, и должны научиться предвидеть опасности, которые может принести наша научная или инженерная деятельность.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Современный мир – сложная динамическая целостная система, правильное и всестороннее понимание которой невозможно без определенных философских представлений.

    Они помогают глубже осмыслить действительность во взаимодействии всех ее сфер, сторон и связей, в развитии, в единстве всех ее законов и противоречий, место человека в современном мире, смысл его жизни и ряд других сложных проблем.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    цивилизация человек информационный технический

    1. Гришенко Г.В. История философии. Учебник 2-е издание. – М.: Юрайт, 2006. – 685с.

    2. Бердяев Н.А. Философия свободного духа: – М.: Республика, 1994. – 480 с.

    3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для ВУЗов. 2-е издание, перераб. и дополнен. – М.: Логос, 1998. – 352 с.

    4. Кохановский В.П. Философия. Учебник для ВУЗов. – М.: Феникс, 1998. – 576 с.

    5. Кузнецов, В.Г. Философия: учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момужян – М.: Инфра-М, 2004. – 519 с.

    6. История философии: Запад-Россия-Восток // под ред. Мотрошиловой Н.В. – М.: Греко-латинский кабинет, 1995. – 480 с.

    7. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М.: Гардарика, 1998. – 816 с.

    8. Основы современной философии. Изд. 2-е. дополнен. Серия «Мир культуры, истории и философии / оформление обложки С. Шапиро, А. Олексеенко. – СПб.: Лань, 1999. – 352 с.



    написать администратору сайта