Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 3. Вокальные задачи в процессе распевания

  • Заключение

  • Глава 1. Особенности восприятия музыки детьми младшего школьного возраста

  • Глава 2. Принципы вокально-хоровой работы

  • Глава 3. Вокальные задачи в процессе распевания 3.1. Элементарные навыки певческо­го вдоха и выдоха. Правильное формирование гласных

  • 3.2. Развитие протяженности дыха­ния. Работа над кантиленой и дикцией

  • 3.3. Выработка подвижности голоса

  • 3.4. Элементарные навыки много­голосного пения

  • Приложение Фрагменты песен для распевания Задача 1.

  • Задача 2.

  • Задача 3.

  • Задача 4.

  • Распевание в детском хоре. Содержание Введение Глава Особенности восприятия музыки детьми младшего школьного возраста


    Скачать 1.39 Mb.
    НазваниеСодержание Введение Глава Особенности восприятия музыки детьми младшего школьного возраста
    АнкорРаспевание в детском хоре.doc
    Дата21.12.2017
    Размер1.39 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРаспевание в детском хоре.doc
    ТипЛитература
    #12454



    Содержание
    Введение………………………………………………..……….4
    Глава 1. Особенности восприятия музыки детьми младшего школьного возраста…………………………..…...5
    Глава 2. Принципы вокально-хоровой работы………..…..7
    Глава 3. Вокальные задачи в процессе распевания

    3.1. Элементарные навыки певческо­го вдоха и выдоха. Правильное формирование гласных.………………………...10

    3.2. Развитие протяженности дыха­ния. Работа над кантиленой и дикцией………………………………………..14

    3.3. Выработка подвижности голоса……………………....16

    3.4. Элементарные навыки много­голосного пения………17
    Заключение…………………………………………...……......19
    Литература………………………………………………...…..21
    Приложение……………………………………………...…….22

    Введение
    Распевание представляет собой одну из важней­ших частей работы по воспитанию и развитию певческих навыков. На распевание нельзя смотреть лишь как на разминку голосовых связок перед исполнением репертуара: это путь к овладению техническими основами вокального искусства.

    Распевание одинаково необходимо как при обу­чении певца-солиста, так и хорового коллектива. Необходимо оно и на уроках музыки, особенно в младших классах, где закладывается фундамент массового музыкально-певческого образования. Общеизвестен факт, что при поступлении в общеобразовательную школу процент поющих детей часто бывает невелик. Но при наличии опытного преподавателя музыки и умелой вокально-хоровой работе к концу первого года обучения у большинства де­тей уже появляются элементарные певческие на­выки.

    По школьной программе распевание занимает на уроках музыки минимальное время, от пяти до восьми минут. Тем ответственнее должно быть от­ношение преподавателя к данному разделу урока. К сожалению, на уроках музыки распевание ча­сто либо совсем не проводится, либо проводится формально, без ясно поставленной цели, что иног­да объясняется отсутствием у педагога специаль­ных знаний, а отсюда и недооценкой этого важного участка работы. Формальное распевание не только не приносит никакой пользы, но и вредно отражается на дет­ском голосе, так как способствует закреплению не­правильных навыков пения и напрасно утомляет внимание детей.

    Задачей настоящего методического пособия является ознакомление широкого круга преподавателей музыки и хормейстеров с вокально-хоровыми упражнениями для младших школьников, а также с системой их использования на уроках музыки и в хоре начальных классов.

    К тому же, в данном пособии даются и некоторые сведения вокально-методического характера, необходимые в классной и внеклассной работе с детьми.
    Глава 1. Особенности восприятия музыки детьми младшего школьного возраста
    В музыкально-методической литературе термины «восприятие» и «слушание» музыки нередко фигурируют как идентичные. Однако цель слушания не сводится просто к знакомству с таким-то произведением. Проблема слушания — восприятия музыки шире, чем просто слушание. Она охватывает и исполнение, поскольку нельзя хорошо исполнять, если не слышать, что и как исполняется.

    Восприятие музыки тесно связано с задачей формирования музыкально-эстетического вкуса. Вкус характеризуется тем, что человек предпочитает, выбирает и оценивает как наиболее интересное, нужное. Если его положительную непосредственно-эмоциональную оценку получают произведения высокохудожественные, значит, он обладает хорошим вкусом, в противном случае — плохим (возможно, неразвитым).

    Все вышесказанное подтверждает важность положения о необходимости учить воспринимать музыку. Конечно, прежде всего, нужно «общаться» с ней, слушать и исполнять.

    Но задумаемся: почему у детей семи, восьми, девяти лет появляется способность воспринимать произведения большого музыкального искусства? Ведь при взгляде на затрагиваемую проблему без учета реальных условий обучения могут возникнуть сомнения на этот счет. Однако современная педагогика, вооружая – учителя целой системой активизации эмоционального и интеллектуального потенциала школьника, способна в значительной мере устранить проблему недоступности. Все дело в форме, в которой протекает процесс музыкального познания.

    Таким образом, педагогическая организация процесса музыкального развития детей, обусловленная логикой организации программы, позволяет школьникам уже в начальной школе эстетически адекватно воспринимать произведения музыкальной классики. Учитель музыки не должен забывать о дидактической природе этой возможности, не полагаться на «высокий потенциал взрослости» современных детей, а планомерно педагогически обеспечивать развитие музыкального восприятия школьников.

    Один из острых и трудных вопросов теории и практики музыкального обучения школьников – вопрос о музыкальных способностях. В многомиллионном отряде ребят, впервые соприкасающихся с музыкой, встречаются разные по общей и музыкальной, подготовке дети. Разница в жизненном укладе, атмосфере культурной жизни, конечно, сказывается на ребятах. Но значит ли это, что часть детей может и способна заниматься музыкой, другой же части занятия музыкальным искусством недоступны? Сразу же ответим: нет. Согласно исследованиям все здоровые в слуховом отношении дети могут естественно войти в мир образов и звучаний народной и профессиональной музыки.

    Таким образом, учитывая уровень развития музыкального слуха детей, педагог должен дифференцированно подходить к стимулированию и оценке учебных успехов младших школьников. При этом необходимо оценивать развитие школьника, руководствуясь не усредненной меркой «хороший - плохой ученик», а с учетом индивидуального продвижения, имея в виду его исходный уровень. Главное, чтобы не погасить у ребенка активности, уверенности в себе, стремления глубже и многосторонней познать музыкальное искусство.

    Глава 2. Принципы вокально-хоровой работы
    Основные принципы вокально-хоровой работы одинаковы как для детей, так и для взрослых, как при индивидуальном, так и при коллективном (хоро­вом) обучении. Но учебный материал, педагогиче­ские приемы и пояснения для каждого возраста имеют свои различия.

    Работа по распеванию строится на специальных упражнениях, которые подбираются соответст­венно возрасту, педагогическим задачам и уровню музыкального развития детей, обучающихся пе­нию. Материал для распевания состоит из техниче­ских упражнений на различные гласные и отдель­ные слоги, а также песенных отрывков со словами. Особенность упражнений в том, что они имеют очень простое строение, соответствующее певческим возможностям младших школьников. Эти упражне­ния должны быстро запоминаться и не отвлекать внимание учащихся от вокальных задач, ставящих­ся педагогом.

    Песенные отрывки находятся в примерном соответствии с вокально-хоровыми упражнениями, они полезны тем, что дают детям хорошую эмоциональ­ную разрядку после сугубо технической работы над гласными и согласными.

    Работа по распеванию проводится путем повто­рения упражнения по полутонам вверх - вниз, но строго в пределах диапазона детского голоса: в первом классе до ля первой октавы, во втором до первой — до второй октавы, в третьем до пер­вой — ре второй октавы.

    В практическом использовании вокально-хоровых упражнений на уроках музыки приходится иногда де­лать поправки к некоторым общеизвестным мето­дическим положениям. Например, многие педагоги вполне обоснованно рекомендуют начинать распе­вание с примарных звуков среднего регистра, тре­бующих минимума затраты мышечной энергии го­лосового аппарата. Понятие «примарный тон», или «примарный звук», относится обычно к голосам с нормальным диапазоном. Так, у детей с нормальным певческим развитием примарными звуками будут фа и соль первой октавы.

    Но при поступлении в школу преобладающая часть детей имеет голос с коротким диапазоном, который содержит всего лишь три-четыре звука нижнего регистра, т. е. ми, ре, до первой и иногда си, си бемоль малой октавы (чаще всего такой диапазон встречается у мальчиков). Эти звуки мно­гие дети воспроизводят довольно правильно в ин­тонационном отношении, что свидетельствует о на­личии у них музыкального слуха. Вместе с тем короткий диапазон голоса говорит о неразвитости певческого аппарата.

    Применительно к таким голосам понятие «при­марный» звук является условным, и начинать рас­певание со звуков фа и соль здесь бесполезно, так как они у детей отсутствуют.

    Для того, чтобы не оставлять отстающих ребят без внимания и не лишать их перспективы разви­тия, преподаватель иногда предлагает учащимся петь упражнения в объеме секунды или терции, на­чиная со звуков нижнего регистра, то есть с доре первой октавы.

    Исполняя упражнения полутон за полутоном вверх, дети будут постепенно расширять диапазон своего голоса. Некоторые педагоги боятся приме­нять такой способ распевания, полагая, что дети с нормальным диапазоном голоса будут «надса­живать» свой голос на звуках нижнего регистра.

    Эта опасность существует лишь в том случае, если дети поют напряженно и крикливо. Тогда го­лос действительно «надсаживается», причем не только на нижнем, но и на всех регистрах и теряет свою эластичность и красоту. Опытные педагоги хорошо знают, какое гибельное влияние оказывает на неокрепший детский голос чрезмерно громкое или, как говорят, форсированное пение. Поэтому с самого начала занятий преподаватель обязан сле­дить за тем, чтобы дети не пели крикливо, и по­стоянно внушать им, что такое пение не только не­красиво, но и вредно для голоса.

    Однако педагог не должен впадать и в другую крайность, заставляя детей всегда петь только ти­хо. Увлечение тихим пением как постоянным прие­мом приводит к пассивности голосовых связок и к вялости звучания.

    Не слишком громкое и не слишком тихое, но обязательно активное пение предохраняет голосо­вые связки как от вялости, так и от перенапряже­ния, а вместе с тем поможет быстрее закрепить правильные певческие навыки и освободиться от вредных для голоса привычек.

    Одни дети не могут петь звуки среднего и верхнего регистров, но достаточно легко поют в нижнем, другие слабо ориентируются в нижних звуках, но правильно поют мелодию в среднем ре­гистре. Учителю необходима большая гибкость и поиски такого метода воспитания детского голоса, который хотя бы частично помогал ликвидации у детей самых различных певческих дефектов.

    Таким образом, можно сделать вывод, что если в начале одна группа детей поет правильно только нижние, а другая только средние звуки, то со вре­менем диапазон у тех и других непременно расши­рится и недоступные ранее звуки постепенно ста­нут доступными,

    В случае удачного подбора голосов в пер­вом классе, когда все или подавляющее большин­ство детей обладает нормальным певческим диапа­зоном, можно упражнения на первую задачу начи­нать с более высокой тональности, чем та, какая предусмотрена в данном пособии, то есть пример­но на тон выше. Однако упражнения с относитель­но широким диапазонам (квинта и даже кварта) следует исполнять по-прежнему в До мажоре.

    Глава 3. Вокальные задачи в процессе распевания
    3.1. Элементарные навыки певческо­го вдоха и выдоха. Правильное формирование гласных
    Как учить детей дыханию? В некоторых методи­ческих пособиях рекомендуется развивать один, а именно брюшной тип дыхания и попутно объяснять детям, что дышать надо в «пояс». Действительно, брюшной тип дыхания широко распространен в певческой практике.

    В то же время современная методика воспита­ния голоса говорит о том, что певцы всех возра­стов пользуются не одним, а смешанным типом дыхания. У одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние ребра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют уни­фицировать внешне-физиологические признаки ды­хания.

    Мерилом должно быть качество голосообразования: если ученик поет хорошо, а дышит по-сво­ему, то нет никакого смысла навязывать ему тот тип дыхания, какой, по мнению педагога, является наилучшим. На первом этапе обучения вполне до­статочно объяснить детям три общих правила, ка­сающихся певческого дыхания:

    1) вдох надо делать быстро, легко и незамет­но (не поднимая плеч);

    2) после вдоха перед пением следует на корот­кое время задержать дыхание;

    3) выдох производить ровно и постепенно (как будто ты дуешь на зажженную свечу).

    С этими приемами дыхания можно вначале познакомить детей без пения, по знаку учителя. Но иногда педагог уделяет времени дыхательным уп­ражнениям без пения больше, чем надо. Дыха­ние — это часть единого певческого комплекса, и поэтому отдельно взятые дыхательные упражнения мало приносят пользы, особенно если педагог тре­бует, чтобы все дышали одинаково. Качество зву­ка определяется лишь в процессе пения, с участи­ем всех компонентов певческого аппарата, и нель­зя надеяться, что если ученик научится делать долгий выдох без пения, то он обязательно будет хорошо петь.

    Умение петь связно, красивым, округленным и ровным звуком зависит, прежде всего, от правиль­ного формирования гласных. Согласные же играют роль в искусстве дикции.

    Педагогу необходимо знать артикуляционные свойства гласных, обусловленные положением рото-глоточного аппарата.

    Наиболее распространенным гласным, который чаще всего используется в вокальной работе, яв­ляется звук а. При пении этого звука опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широ­ко, глотка становится узкой. Звук а принадлежит к числу так называемых «громких» гласных, требующих наименьших усилий для его образования.

    Гласный а лучше всего раскрепощает голосовой аппарат, освобождая его от зажатости и напряжения, больше, чем другие гласные, требует округ­ленности звучания, что достигается путем его при­ближения к о.

    Гласный о обладает теми же свойствами, что и округленный звук а, но более затемнен по тембру. Глоточная полость на о принимает его округлую форму и несколько более расширена, чем при пе­нии на а.

    Гласный и обладает, с одной стороны, такими положительными качествами, как собранность и острота звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», с другой — на­именьшей природной громкостью из-за узости фор­мы рта при пении этого звука.

    Работа над и полезна для устрашения таких недостатков, как тусклое и глухое звучание голоса. Но в случаях зажатости звука применение этого гласного должно быть весьма осторожным и педа­гогу следует сначала обратить внимание на устра­нение этого недостатка.

    Наиболее «темным», «глубоким» и «малогром­ким» среди всех гласных является звук у, при ис­полнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Гласный у способствует вы­равниванию звучания других гласных.

    Имеются еще сложные, йотированные звуки е, ю, я, ё, представляющие собой сочетание гласных э, у, а, о с полугласным й. Так, например, е состоит из й+э, ю из й+у, я из й + а, ё из й+о. Особен­ность пения йотированных гласных состоит в том, что в них сразу же после й звучит простая гласная, то есть еэ, юу, яа, е—о.

    Йотированные гласные приносят большую поль­зу, помогая устранению вялости, тусклости и ин­тонационной расплывчатости звука. В то же время они требуют быстрого произношения полугласного й и отчетливости следующего за ним гласного, что поможет избежать зажатости звука.

    В каком же порядке следует изучать гласные при обучении детей певческому искусству? Целесообразнее всего начинать с гласной у.

    У детей младшего возраста в пении отрицатель­ную роль играют речевые рефлексы, которые ме­шают нормальному развитию певческих навыков. В речи и в пении функции и положение голосового аппарата имеют существенные различия. Так, если в разговорной речи струя воздуха, выходя­щая из легких, постоянно прерывается соглас­ными, то в пении, где главную роль играет пропевание гласных, эта струя должна быть непрерыв­ной. Если в разговорной речи преобладает работа передней и срединной части рото-глоточного аппа­рата, то пение осуществляется в первую очередь за счет задней, глубинной части рта и глотки.

    Польза гласного у в том, что он сохраняет как в речи, так и в пении наименее изменяемое поло­жение рото-глоточного аппарата сравнительно с другими гласными. Тем самым звук у дает воз­можность детям легче и быстрее перейти от рече­вой к певческой форме подачи звука.

    После «тихого» и «глубокого» звука у можно перейти к «громким» и «близким» гласным а, о. В сочетании с у будет происходить выравнивание раз­ной громкости, а также «близости» и «глубины» звукоизвлечения всех трех звуков.

    В упражнениях порядок данных гласных можно изменять: уоа, аоу, оуа.

    Здесь следует сказать о факторе взаимовлия­ния гласных: если в упражнении первый гласный своими качествами воздействует на последующие, то и свойства последующих, в свою очередь, передаются первым. Так, например, гласный у, переда­вая стоящим после него гласным а и о долю своей «глубины», получает от них частицу свойственной им «близости» звукоизвлечения.

    Далее можно переходить к изучению более трудного гласного и, который является «острым» по звучанию и «узким» по ощущению. В сочетании с у, о, а, а также с э, являющимся округленным е, можно постепенно преодолеть «узкость» гласного и. Вместе с тем под его влиянием начинает выра­батываться собранность и острота всех гласных.

    В работе над гласными важно добиваться округленности звука, его высокой позиции, иначе говоря, звонкости, остроты звучания.

    При работе над высокой позицией практикует­ся предварительное пение закрытым ртом, при ко­тором поднимается мягкое нёбо и во рту создается ощущение присутствия небольшого яблока. До­стижению остроты и звонкости помогает также ис­пользование йотированных гласных и слогов с на­личием полугласного й, который ставится не впе­реди, а позади гласной: аи, ой, эй. Эти слоги-меж­дометия часто употребляются в русских народных песнях и составляют одну из характерных особен­ностей национальной народно-песенной кантилены.

    Округление звука производится с помощью тех гласных, которые округлены по своей природе. Так, чтобы округлить звук а, надо приблизить его зву­чание к о, е — к э, и — к ы, ю к у.

    При обучении детей правильному пению глас­ных звуков педагогу следует тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуля­ционного аппарата. Многие дети страдают вяло­стью произношения. Мышцы рта, языка и мягкого нёба у них находятся часто в пассивном состоя­нии. Дети должны усвоить правильное положение рта на каждую гласную по показу учителя или по наглядным пособиям.

    Надо требовать, чтобы дети уверенно открыва­ли рот, но делали это без утрировки. Например, на гласной у не следует слишком вы­тягивать губы вперед; на гласную а не опускать чрезмерно нижнюю челюсть, так как это может придать рту некрасивую форму и повредить каче­ству звука; на о форма рта должна иметь естест­венно округленный характер. При пении гласных и и э не следует слишком растягивать уголки рта.
    3.2. Развитие протяженности дыха­ния. Работа над кантиленой и дикцией
    Протяженность дыхания достигается работой над экономным и более или менее продолжитель­ным выдохом. Для продолжительного выдоха не­обходимо научиться делать достаточно глубокий, но спокойный вдох.

    Ученики должны знать, что при небольшом вдо­хе дыхание расходуется быстро, а слишком глубо­кий вдох приводит к неровному и напряженному выдоху, что вредно отражается на красоте звука.

    Для развития навыка продолжительного вы­доха можно предлагать ученикам петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна. Те дети, которые не смогут это сделать с первого ра­за, пусть берут дыхание в указанном месте.

    Вторая задача ставит также своей целью на­учить детей связному и отчетливому исполнению гласных в сочетании с согласными, иначе говоря, певческой кантилене и дикции.

    Особен­ность согласных в том, что их образование связа­но с различными сужениями и затворами этого ка­нала, нарушающими непрерывность воздушной струи.

    Все согласные делятся на звонкие и глухие. При произнесении звонких согласных включаются голосовые связки (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р). Глу­хие согласные имеют шумовой характер и произно­сятся без помощи голосовых связок (к, п, с, т, ф, х. ц, ч, ш, щ).

    Среди звонких согласных выделяются так на­зываемые «сонорные», которые содержат элементы вокального звучания (л, м, н, р). Сонорные соглас­ные играют в пении особенно важную роль.

    Четкость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, а также губ и мяг­кого нёба. Например, четкое формирование соглас­ных д, л, н, р, т, ц, ч невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающегося от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные б, п требуют активного смыкания и размыкания губ, г, к, х образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка.

    Согласные оказывают большое влияние на ха­рактер атаки звука, то есть начального момента звукообразования, связанного с большей или мень­шей активностью смыкания голосовых связок. На­пример, согласный д в сочетании с гласным а (да) способствует твердой атаке; согласный л в соче­тании с гласными я, е, ё (ля, ле, лё) помогает мяг­кой атаке звука.

    Если дети поют чересчур «жестким» звуком, то для его «размягчения» можно применять слоги с согласным л (ля, лё, лю, ли), а при звуковой вя­лости полезно петь слоги с согласным д (да, дэ, ди, до, ду).

    Хормейстеру не следует бояться словесных поясне­ний в отношении механики образования гласных и согласных, но они должны быть краткими. Детям вполне доступно, например, понимание того, что для четкого произношения слога да необходимо активно оттолкнуть кончик языка от верхних зубов и тут же быстро, легко раскрыть рот и опустить нижнюю челюсть. При пении слога ля кончик язы­ка должен мягко и легко отталкиваться от верх­них десен, на слог ба активно отталкиваются одна от другой губы, быстро открывается рот и опуска­ется челюсть.
    3.3. Выработка подвижности голоса
    Подвижность голоса — это качество, которое приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и четкой дикции. Без элементарно­го владения этими навыками исполнение песен с темповыми и динамическими нюансами будет неполноценным в звуковом и дикционном отношении. Подвижность, или гибкость, голоса — понятие многогранное. Это не только умение быстро произ­носить слова песни, но и искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа, например, небольшим ускорени­ем или замедлением, усилением или ослаблением звучности.

    В работе над подвижностью голоса должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упраж­нения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе, с умеренной си­лой звучания.

    Само понятие «быстрый темп» применительно к пению младших школьников носит условный ха­рактер. В начальных классах не следует пересту­пать границы умеренно-быстрого исполнения. От детей можно требовать, чтобы они пели «быстрее», «веселее», но эти требования должны осуществ­ляться в рамках, доступных детям: быстрее, но не очень быстро, громче, но не очень громко и т.д. Неприемлемы в детском пении излишне мед­ленные темпы, приводящие к «расползанию» му­зыкальной линии.

    Дети легко могут впадать в крайность, прино­сящую вред их вокальному и художественному развитию: излишне быстрый темп ведет к потере дикции, излишне громкое пение к заболеванию го­лосовых связок, утрированные эмоции — к утере вокального и художественного контроля.

    Работая над подвижностью голоса, желательно вначале использовать упражнения из второй зада­чи и попытаться спеть их несколько быстрее и ди­намичнее, чем они пелись ранее. Если дети справляются с данным заданием, можно постепенно давать им упражнения и в бо­лее быстром темпе.
    3.4. Элементарные навыки много­голосного пения
    Интонационно чистый унисон, который выраба­тывается на основе правильной вокализации, явля­ется основой красивого многоголосного пения. Начальным этапом изучения многоголосия яв­ляется пение на два голоса. Как приступить к изу­чению двухголосия с детьми младшего школьного возраста?

    Опыт многих учителей музыки и хормейстеров детских хоров показыва­ет, что дети легче осваивают такую форму двухго­лосия, где второй голос имеет мелодическую самостоятельность. Параллельное движение второго го­лоса дается детям гораздо труднее.

    Наиболее целесообразно вначале использовать знакомые детям, простые по структуре напевы ти­па русских народных прибауток в двухголосном из­ложении, а затем, по мере их освоения, предлагать новые, более сложные задания.

    Перед разучиванием двухголосных упражнений следует разделить класс на две группы. В первую группу, которая будет петь основной напев, можно отнести большую часть класса, в том числе и де­тей с более узким диапазоном. Во вторую группу, исполняющую второй голос, можно отобрать детей с нормальным диапазоном.

    При исполнении трехголосных песен и упражне­ний третья группа голосов может состоять из не­скольких учеников с наиболее хорошим слухом и голосом. Приступая к пению двухголосных упражнений, полезно всем классам просольфеджировать каждый голос отдельно, а затем уже делиться по группам. Все нотные примеры, как правило, должны быть написаны на доске, и лучше — в то­нальности без знаков. Предлагаемый в приложении материал рассчитан на первые три года обучения.

    Следует очень продуманно планировать дози­ровку упражнений и песенных отрывков на каждом занятии. Работу над одним отрывком или одним упражнением следует проводить в течение двух-трех уроков. Наиболее простые упражнения можно сменять несколько чаще, но делать это следует лишь в том случае, если педагог убедится, что данное упраж­нение выполнено верно.

    На занятиях с хором, состоящим из отобранных детей с более высоким уровнем музыкального и певческого развития, можно пользоваться избран­ными упражнениями из второй, третьей и четвер­той задач и менять их реже, чем в классной ра­боте.

    Выбирать упражнения для хора вовсе не обя­зательно в последовательности, изложенной в дан­ном пособии, но обязательно в зависимости от уровня певческого развития участников хора, а так­же наличия тех или иных певческих недостатков.

    Большую помощь учителю оказывают нагляд­ные пособия: плакаты с правилами пения, записи песен в исполнении детских хоров, фотографии детей, поющих те или иные отдель­ные гласные. Что касается правил пения, то их луч­ше выписать самому педагогу выборочно, примени­тельно к той или иной вокальной задаче.
    Заключение
    К распеванию, как и ко всякому другому раз­делу урока, необходима тщательная и серьезная подготовка учителя, продуманность им общих за­дач и цели каждого занятия. Только в этом случае работа будет эффективной и поможет наиболее бы­строму усвоению детьми первоначальных основ певческого искусства.

    Следует особо обратить внимание на то, что любое упражнение, помимо главной задачи, решает целый ряд дополнительных. Поэтому, используя упражнения, рекомендованные для решения определенного круга вокально-хоровых задач, руководитель может перемещать акцент с основного задания на дополнительные.

    В хоровой практике упражнения обычно делят на две группы. Одни из них применяются вне связи с каким-либо конкретным произведением. Они развивают общую линию последовательного вокально-хорового воспитания и составляют основу так называемого распевания, главной задачей которого является – подготовить хористов к интенсивной работе и привести их голосовой аппарат в состояние «боевой готовности». Другая группа упражнений связывается с конкретными задачами, обусловленными разучиваемым репертуаром. Обычно они целиком основываются на музыкальном материале какого-либо произведения или подчеркивают определенную трудность.

    Стоит отметить, что цель каждого упражнения должна быть понятна детям, т.к. только тогда они смогут активно работать над ее осуществлением. Во время пения упражнений руководитель должен быть предельно внимателен к каждому ребенку, чаще вызывать петь по одному, анализировать достоинства и промахи исполнения. Доступность и сравнительная легкость музыкального материала, предельная ясность задач в упражнениях даст возможность каждому певцу в полной мере проявить свои способности. А это приведет к росту исполнительского мастерства хорового коллектива в целом.

    Для выразительного исполнения песни, для наиболее полного раскрытия музыкального образа произведения, будь то песня, отрывок из нее, либо техническое упражнение, необходимо множество различных компонентов, среди них особенное зна­чение имеет ясная и отчетливая дикция. Но даже хорошая, технически совершенная дикция, если она не будет окрашена эмоциональным отношением к исполняемому произведению, не поможет передать тот характер, который заложен в данной песне, на­пример, лукаво-смешливый в некоторых народных прибаутках, ласково-распевный в колыбельных и других лирических песнях, бодрый, энергичный в маршевых и т.д.

    Очень важна при пении и выразительность ми­мики лица, которая должна соответствовать создаваемому образу.

    Таким образом, на занятиях по распеванию с детьми младшего школьного возраста техническая работа должна идти рука об руку с работой над музыкальной выразительностью, и только тогда вокально-хоровое развитие де­тей будет носить более широкий и гармонический характер, у детей разовьются не только певческие навыки, но также музыкальный вкус и художест­венные представления.

    Литература


    1. Безбородова Л.А. Дирижирование: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1990.

    2. Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

    3. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы: Пособие для учителя. – М.: Музыка, 1977.

    4. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учебное пособие для студентов педагогических высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.

    5. Струве Г.А. Школьный хор: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1981.

    6. Уколова Л.И. Дирижирование: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.


    Приложение

    Фрагменты песен для распевания
    Задача 1. Элементарные навыки певческого вдоха и выдоха. Правильное формирование гласных.
    «Осень»

    Музыка М. Красева, слова М. Ивенсен


    «Птицы весело поют»

    Музыка С. Стемпневского, слова В.Викторова



    Задача 2. Развитие протяженности дыхания. Работа над кантиленой и дикцией.
    «Не летай, соловей»

    Русская народная песня, обработка А. Егорова



    «Утушка луговая»

    Русская народная песня, обработка С. Миловского


    Задача 3. Вырапботка подвижности голоса.
    «Кукушка»

    Швейцарская народная песня,

    русский текст Е. Манучаровой



    «Соня»

    Музыка Х. Димитрова, слова Ц. Ангелова


    Задача 4. Элементарные навыки двухголосного пения.

    «Как пошли наши подружки»

    Русская народная песня




    «На горе-то калина»

    Русская народная песня, обработка Т. Бейдер





    написать администратору сайта