Главная страница
Навигация по странице:

  • 1

  • 2. Особенности возникновения восточных и западных государств.

  • 3. Афинская, римская и германская формы образования государств.

  • Список использованной литературы

  • Возникновение государства. возникновение государства. Содержание Введение Общие предпосылки возникновения государства Особенности возникновения восточных и западных государств Афинская, римская и германская формы образования государств Заключение Список использованной литературы Введение


    Скачать 52.69 Kb.
    НазваниеСодержание Введение Общие предпосылки возникновения государства Особенности возникновения восточных и западных государств Афинская, римская и германская формы образования государств Заключение Список использованной литературы Введение
    АнкорВозникновение государства
    Дата16.05.2022
    Размер52.69 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлавозникновение государства.docx
    ТипРеферат
    #533300


    Содержание:

    Введение……………………………………………………………………………...3

    1. Общие предпосылки возникновения государства………………………………5

    2. Особенности возникновения восточных и западных государств…………….10

    3. Афинская, римская и германская формы образования государств…………..17

    Заключение………………………………………………………………………….23

    Список использованной литературы……………………………………………...26

    Введение

    Возникновение государства – долгий и сложный процесс, который по-разному протекал в разных местностях, со своими особенностями и трудностями, обусловленными различными факторами – географическими, климатическими, устоями и традициями, сложившимися на данной территории. 1Впрочем, прежде чем начать рассмотрение форм возникновения государства, необходимо установить, что же такое государство в широком его понимании.

    Государство — это политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

    Так почему же и зачем возникло государство? Дело в том, что первобытный общественный строй уже не мог отвечать тем требованиям, которые возникали в обществе. Необходима была более четкая организация, структурированность, так называемая систематизация жизни общества.

    Вопрос о возникновении государства и его развитие, актуален на протяжении многих веков, вследствие того, что до сих пор стоит дилемма, почему, для чего и как была сформирована первая государственность, какие этапы были пройдены и какими трудами люди смогли добиться целостной структуры в обществе. 

    Цель работы заключается в рассмотрения первых форм государства, их особенностей  на  разных  территориях  мира.
    Основные задачи для данной курсовой работы:

    1. рассмотреть общие предпосылки возникновения государства;

    2. изучить особенности возникновения восточных и западных государств;

    3. рассмотреть афинскую, римскую и германскую формы образования государств.

    Объектом исследования является само государство, его этапы возникновения и формирования у разных народов мира на разных территориях.
    Предметом курсовой работы являются предпосылки и особенности возникновения государств.

    Научная новизна курсовой работы заключается в том, что данная тема рассматривалась в трудах К. Маркса, Ф.Энгельса, Кашаниной Т. В.

    В работе использовались как частнонаучные, так и специальные методы.

    Структура курсовой работы включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы.

    1Общие предпосылки возникновения государства.

    I. Экономические предпосылки. Первые государства на земле возникли примерно 6-7 тыс. лет назад и, как правило, в долинах рек (Нил, Тигр, Евфрат, Янцзы, Инд). Именно в этих местностях сложились наиболее благоприятные условия для земледелия. Затем процесс создания государств стал распространяться по средиземноморскому бассейну и далее.

    Возникновение государств явилось закономерным следствием процесса перехода общества от собирательства, занятий охотой и рыболовством, т.е. от присваивающего хозяйства, к хозяйству производящему - скотоводству и плужному земледелию.2 По данным археологии и этнографии, этот процесс начался задолго до образования первых государств (10-15 тыс. лет назад) и продолжался у разных народов несколько тысячелетий.

    Процесс перехода к производящей экономике происходил постепенно. Социально-экономические последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему сказались не сразу, и позднепервобытные общины мало отличались от раннепервобытных. Но затем усложненные условия бытия привели к трансформации органов управления обществом и возникновению вождеств.

    Производящая экономика между тем продолжала набирать обороты.

    В земледелии развились такие формы, как обработка постоянных участков с внесением удобрений, использованием пахотных орудий и упряжных рал, возделывание поливных земель, подсечно-огневое земледелие и др. Развитие земледелия позволяло использовать часть выращенного зерна для прокорма скота и тем самым способствовало развитию скотоводства. Однако рост стад опережал кормовые ресурсы. Все это привело к использованию подножного корма и там, где это было возможно, к передвижению в поисках пастбищ. Так возник обособленный род занятий - кочевое и полукочевое скотоводство. Это было первое общественное разделение труда.

    Общество продолжало развиваться. Были открыты для использования металлы (сначала медь, затем бронза и железо). Металлургия стимулировала переход от домашнепромысловой к собственно промысловой ремесленной деятельности. Кузнечество стало первым профессиональным видом ремесла. Развивалось также ремесло, связанное с изготовлением посуды, чему способствовало изобретение печей для обжига керамики и гончарного круга. Важной вехой в истории является изобретение ткацкого станка. Повсеместно шло второе общественное разделение труда - отделение ремесла от других занятий.

    Специализация видов трудовой деятельности привела к тому, что труд стал более эффективным и производительным, что позволяло производить больше материальных благ, чем потреблялось. Да и, кроме того, производство теперь можно было вести не "всем миром", а меньшими группами, семьями. Именно это привело к трансформации коллективной собственности сначала в групповую, а затем в семейную (частную).

    Производство избыточного продукта создавало благоприятные условия для обмена. Правда, надо сказать, что обмен специфическими богатствами природной среды производился и на более ранних стадиях. В эпоху вождества получила значительное распространение другая его форма - дарообмен. С развитием ремесла обмен получил еще большее распространение, он стал регулярным. Этими операциями занимались вначале сами производители, но эту сферу стали стараться взять под свой контроль вожди, которые стремились не только накопить богатство в процессе совершения обменных операций, но и повысить свой престиж.

    Затем появились профессиональные торговцы, что означало, по мнению Энгельса, третье общественное разделение труда.

    Три крупных общественных разделения труда, а также постепенное совершенствование орудий труда и накопление опыта привели к такому росту производительности труда, когда начали создавать сверх того, что необходимо было производителям для потребления. С этого времени появилась объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, специализирующейся на выполнении общественно значимых функций, группы, которая сама непосредственно в материальном производстве не участвует.3

    II. Политические предпосылки. Экономические предпосылки создания государства чрезвычайно важны, но не только они определили переход общества к государственности. Человек - существо общественное, и поэтому ему приходится иметь дело, занимаясь производственной деятельностью, не только со средствами производства, но и волей или неволей вступать в отношения с соплеменниками. Можно предположить, что земледельцу, скотоводу, ремесленнику или торговцу отчетливо или на уровне подсознания, но пришло понимание того, что ему более выгодно наличие безопасных условий его деятельности. Поскольку органы управления первобытного общества не справлялись с этой ролью, постепенно стали формироваться органы государственной власти, которые взяли на себя обеспечение безопасности людей внутри человеческого сообщества и, в частности, урегулирование спорных взаимоотношений между соплеменниками. Создаются судебные органы, поскольку старейшины, которые заботились об интересах, прежде всего, своего рода, а не племени в целом, более не годились на роль беспристрастного арбитра. Таким образом, осознается полезность надродовой власти, стоящей выше частного и родового интересов.

    Помимо разрешения споров между людьми, возникает необходимость в существовании стабильного порядка для гарантированного и устойчивого осуществления производства. Но поскольку правильного поведения не приходится ждать от всех членов сообщества, возникает потребность силой заставлять тех, кто действует вразрез с интересами большинства, подчиниться установленному порядку. Одним словом, речь идет о легализованном принуждении, применении насилия во благо общества. И эту роль опять-таки прежние органы управления при чрезвычайно развившихся экономических связях, выходящих за пределы общин и даже отдельных племен, уже не могли выполнять.

    К регулированию внутренних отношений отрядов человеческой популяции добавляется необходимость урегулирования отношений с соседними сообществами людей. В те далекие времена конфликты между племенами, союзами племен решались чаще в форме военного противостояния. Война, кроме постоянного обогащения за счет захвата пленников, скота, территории, пригодной для земледелия, служила и для защиты собственных интересов племен. Военные предводители, окруженные небольшой горсткой приближенных, дружинников, не способны были организовывать широкомасштабные военные нашествия (или широкую оборону). Их место должны были занять иные структуры. В свою очередь военные мероприятия способствовали объединению родственных племен в единый народ. Давно подмечено и, кстати, это используется до сих пор у многих народов, что идея внешней угрозы способствует интеграции и сплочению общества, одновременно укрепляется власть как средство эффективной борьбы с внешней угрозой. Войны, таким образом, инициировали процессы становления государственного строя.

    III. Идеологические предпосылки. Господствующей формой идеологии в первобытную эпоху была языческая религия, т.е. поклонение многим богам (богу огня, ветра, солнца и т.д.).4 Постепенно стала происходить своего рода иерархия богов, т.е. среди множества и множества богов какой-либо один выделялся на роль главного. Затем в различных регионах земного шара в разное время возникает единобожие. Многие ученые справедливо полагают, что религия способствовала консолидации многих древних обществ (древнеегипетского, древнерусского и др.). Справедливо будет предположить, что возникновение монорелигии у тех или иных народностей есть надежный показатель формирования у них государства.

    IV. Психологические предпосылки. На это впервые в нашей юридической литературе и совершенно справедливо обратил внимание, исследуя вопрос о происхождении государства, В.И. Гойман-Червонюк1, доказывающий, что наша наука постепенно отходит от экономического детерминизма, приверженцами которого были К. Маркс и Ф. Энгельс, а также советские ученые. Изменившиеся экономические условия формируют новый духовный облик людей, возникает новый тип самосознания. На начальном этапе развития общества постепенно, и пока лишь в очень небольшой дозе, людьми начинают осознаваться общие интересы. Чрезвычайно способствуют осознанию таких интересов военное нашествие и необходимость защиты. Возникает понимание, что эти общие интересы больше некому реализовать, кроме как централизованной структуре, осуществляющей координацию различных сторон жизни общества. В развитом обществе общая цель осознается как правовая цель, т.е. развитие и обеспечение права, в том числе и контроль за властью, осуществляющей принуждение.

    Таким образом, для возникновения государства необходимо множество предпосылок. Причем их роль неодинакова у разных народов. По крайней мере, с уверенностью следует констатировать, что их перечень не исчерпывается исключительно предпосылками экономическими. Все это свидетельствует о сложности процесса перехода к государственности.

    2. Особенности возникновения восточных и западных государств.

    Такое направление развития государственного строя, как восточное, называют также азиатским. Основными предпосылками к реализации восточного пути возникновения государства стали:5

    • переход от кочевого образа жизни к оседлому;

    • необходимость в связи со сменой образа жизни организации крупномасштабных общественных работ (строительство поливных сооружений, земледельческие работы и пр.);

    • потребность объединить для осуществления вышеуказанных задач существенное количество людей (родоплеменное объединение) и территорий;

    • необходимость всестороннего контроля проведения работ и управления рабочими.

    Все вышеописанные процессы происходили на фоне зарождающихся древних восточных деспотий. Очевидно, что целесообразным было централизовать руководство. Так начало проявляться социальное расслоение: появился управляющий слой, узурпирующий не столько само производство, сколько вопросы распределения ресурсов во время и после производства. Также очевидно, что интересы самой структуры управления стали значительно отличаться от интересов прочей массы людей. Фактически это была сила, эксплуатирующая трудовые ресурсы остальных членов сообщества. Собственно, описываемый управляющий слой стал прародителем государственного аппарата.

    С ростом числа вопросов, требующих решения, возникла потребность функционального разделения управляющей структуры. Так начал зарождаться бюрократический аппарат власти, представляемый различными подразделениями (ведомствами), в частности, финансовым, военным и ведомством публичных работ.

    Едиными для всех государств, развивающихся по восточному пути, являются следующие особенности:

    • государственная форма собственности, единоличное владение всеми благами монархом;

    • сохранение такой первобытной формы уклада жизни как община, что, в том числе, исключало факт появления частной собственности;6

    • отсутствие условий для развития средств производства и в целом отсутствие в обществе возможностей для развития, модернизации;

    • расслоение общества, основанное на положении людей в структуре власти;

    • в отсутствие каких-либо иных собственников, кроме государства – ненаказуемое злоупотребление властью, превышение полномочий, коррупция;

    • неограниченная власть государственного аппарата, возглавляемого одним лицом, абсолютным монархом.

    Самые ранние государственные формы (протогосударства) стали складываться в древневосточных цивилизациях в ходе разложения общинно-родовой цивилизации. Они складывались по мере усиления разделения труда, усложнения управленческих функций, а вместе с тем превращения лиц, выполняющих эти функции, в сословие знати, не участвующей в производстве и стоящей над рядовыми членами общины.7 Самодовлеющая сельская община, упрочению позиций которой способствовали коллективные работы по созданию ирригационных систем, оказывали огромное влияние на замедление процессов классообразования, формы земельной собственности и способы эксплуатации в древневосточных обществах. Здесь непосредственным собственником земли была община, а государство выступало в качестве верховного собственника земли, властно-собственнические права которого реализовывались в получении с общинников ренты-налога.

    По мере выделения надобщинных управленческих структур стали складываться и собственно царско-храмовые хозяйства, создаваемые за счет присвоения общинных земель. Здесь рано начал использоваться труд рабов, подневольных лиц.

    Строй многоукладной хозяйственной жизни определял исключительно пестрый социальный состав древневосточных обществ, который можно дифференцировать в границах трех основных социально-классовых образований: 1) различные категории лиц, лишенные средств производства, зависимые подневольные работники, в т.ч. и рабы; 2) свободные мелкие производители - общинники-крестьяне и ремесленники; 3) господствующий социальный слой.

    На Востоке отсутствовала четкость социально-классовых границ. Существовали различные категории зависимого населения, занимающие промежуточное положение между свободными и рабами, переходные категории свободных землевладельцев к господствующему слою. Социально-правовой статус индивида в обществе, как правило, не совпадал, расходился с его социально-экономическим положением.

    Стойкая многоукладность, историческая преемственность социальных, политических, правовых форм и институтов, господствующей религии дают основание определить в качестве основной черты древневосточных обществ - их традиционность.

    В религиозном массовом сознании существовало особое мистическое отношение к власти, царственности, правителю. Признание высшего, божественного авторитета, органически вытекающего из сущего миропорядка, а следовательно, и неограниченных деспотических полномочий правителя, было основополагающим элементом восточной духовной культуры, религиозной идеологии, определяющим в значительной мере различные стороны жизнедеятельности древневосточных обществ. С учетом этих обстоятельств следует различать понятие "восточная деспотия" в культурно-цивилизационном, социально-историческом и формально-юридическом смыслах.

    Выступая, как и всякое другое государство, орудием социально-классового господства, древневосточное монархическое государство было призвано вместе с тем выполнять функции, связанные с координацией разрозненного общинного производства. При отсутствии или слабом развитии рыночных отношений государство с его административно-командным аппаратом выполняло особые контрольно-регулирующие функции. Это обеспечивало исключительное место и значение управляющей верхушки в восточном обществе.

    Но не меньшее значение имела деятельность властных структур государства по поддержанию религиозно-культурного единства общества, обеспечиваемого на основе сохранения их самобытности и фундаментальных ценностей. Значение целенаправленной консервации, укрепления религиозной идеологии также определялось в значительной степени слабостью экономических связей, почти полным отсутствием рыночных отношений при натуральном характере общинного производства. Религиозная идеология, играющая важную роль в поддержании единства, строилась на основе различных морально-этических, религиозных ценностей, но неизменно отводила особое место "связующему единству" - правителю.

    В массовом сознании правители наделялись всесильными, деспотическими полномочиями не только в силу божественного характера своей власти - царственности, но и в силу отводимой им единоличной роли в поддержании безопасности, правосудия, социальной справедливости в обществе. Устойчивость патриархально-общинных отношений, на базе которых развивались ранние государственные деспотические режимы, формировала в общественном сознании образ правителя-отца, защитника слабых и обездоленных.

    Западный вариант формирования государства также носит название европейского. Здесь также зарождение государства строилось на имущественном неравенстве, однако причина его происхождения была иной.

    Следствием неолитической революции стало общественное разделение труда: определенным родом деятельности (ремеслом) занимались конкретные люди (ремесленники), на этом фоне активно развивалась торговля. Отдельные семьи теперь могли позволить себе быть независимыми от общины, иметь свое средство заработка, свою собственность. Такие условия были благоприятны для модернизации средств производства: ввиду наличия личной заинтересованности в получении благ прикладывались усилия по наращиванию производственных процессов. Очевидно, что и усилия, и результат не могли быть равноценными для всех: у отдельных групп людей возникали излишки продукции, приводящие к накоплению благ, а, соответственно, происходило расслоение общества на классы (по признаку богатства и, соответственно, власти).

    Отличием от азиатского пути возникновения государства является то, что здесь наиболее влиятельные лица не только занимали самые высокие должности в государственной структуре, но при этом были автономны, имели частную собственность и сами являлись источником власти.8

    Закономерно, что разделение на «богатых и бедных» спровоцировало неразрешимые противоречия и конфликты. При этом еще не существовало подходящих методов урегулирования данных споров. Собственно, создание государственной структуры и права изначально было направлено на создание законных условий для крупных собственников сохранения своего имущества, установление для них некого статуса-кво.

    На протяжении всей истории развития государства, идущие европейским путем, претерпевали эволюционные метаморфозы: в этом еще одно их отличие от неповоротливой восточной модели.

    Базовыми чертами (  особенностями), присущими государственному устройству западного типа, являются:9

    • фундамент государства – частная собственность;

    • главная задача государства – охрана частной собственности;

    • расслоение общества по признаку объема владения благами;

    • государство западного типа изначально представляло собой объединение частных собственников;

    • наличие плодотворной среды для развития технологий;

    • западному устройству государства присуща постоянная эволюция.

    Следует отметить, что сейчас по западному пути развития идут некоторые страны, прежде относившиеся к восточной модели (Япония, Южная Корея и др.), хотя они и сохраняют в общественных отношениях свою специфику, более высокий уровень коллективизма, чем это принято на Западе.

    Таким образом, восточный и западный пути возникновения государства являются базовыми.

    3. Афинская, римская и германская формы образования государств.

    Выделяют три формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую.

    Как развилось государство, частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов и, в конце концов, полностью заменив их настоящими органами государственной власти; как место подлинного "вооруженного народа", защищавшего себя собственными силами в своих родах, фратриях и племенах, заняла вооруженная "публичная власть", которая была подчинена этим государственным органам, а следовательно, могла быть применена и против народа, - все это, по крайней мере в начальной стадии, мы нигде не можем проследить лучше, чем в Древних Афинах.

    Одним из первых толчков к государственности в Афинах стали реформы Тезея. Перемена состояла прежде всего в том, что в Афинах было учреждено центральное управление, то есть часть дел, до того находившихся в самостоятельном ведении племен, была объявлена имеющей общее значение и передана в ведение пребывавшего в Афинах общего совета.10 Благодаря этому нововведению афиняне продвинулись в своем развитии дальше, чем какой-либо из коренных народов Америки: вместо простого союза живущих по соседству племен произошло их слияние в единый народ. В связи с этим возникло общее афинское народное право, возвышавшееся над правовыми обычаями отдельных племен и родов; афинский гражданин, как таковой, получил определенные права и новую правовую защиту также и на той территории, где он был иноплеменником. Второе, приписываемое Тезею, нововведение состояло в разделении всего народа, независимо от рода, фратрии или племени, на три класса: эвпатридов, или благородных, геоморов, или земледельцев, и демиургов, или ремесленников, и в предоставлении благородным исключительного права на замещение должностей. Впрочем, это разделение не привело к каким-либо результатам, кроме замещения должностей благородными, так как оно не устанавливало никаких других правовых различий между классами. Однако исходя из этого можно сделать вывод - первая попытка образования государства состоит в разрыве родовых связей путем разделения членов каждого рода на привилегированных и непривилегированных и разделения последних, в свою очередь, на два класса соответственно роду их занятий, что противопоставляло их, таким образом, один другому. Новые группы, образовавшиеся благодаря разделению труда сначала между городом и деревней, а затем между различными городскими отраслями труда, создали новые органы для защиты своих интересов; были учреждены всякого рода должности. А затем молодому государству для ведения отдельных небольших войн и для охраны торговых судов потребовались, прежде всего, собственные военные силы, которые у занимавшихся мореплаванием афинян могли быть первоначально только морскими силами. Были учреждены навкрарии, небольшие территориальные округа, по двенадцати в каждом племени; каждая навкрария должна была поставить, вооружить и снабдить экипажем одно военное судно и, кроме того, выставляла еще двух всадников. Это учреждение подрывало родовое устройство двояким образом: во-первых, оно создавало публичную власть, которая уже не совпадала просто-напросто с совокупностью вооруженного народа; во-вторых, оно впервые разделяло народ для общественных целей не по родственным группам, а по проживанию на одной территории.

    Следующим известным реформатором стал Солон. Он разделил граждан на четыре класса (пентакосиомедимны, всадники, зевгиты, феты) по размерам землевладения и его доходности; 500, 300 и 150 медимнов зерна (1 медимн = приблизительно 41 литру) были минимальными размерами дохода для первых трех классов; имевшие меньшие доходы или совсем не владевшие земельной собственностью попадали в четвертый класс.11 Все должности могли замещаться лишь представителями высших трех классов, а самые высокие должности - только представителями первого класса; четвертый класс имел лишь право выступать и голосовать в народном собрании. Кроме того, деление на четыре класса служило основой для новой организации войска. Первые два класса поставляли кавалерию, третий должен был служить в качестве тяжеловооруженной пехоты, четвертый - в качестве легкой, не имевшей защитных доспехов пехоты или во флоте, и притом получал, вероятно, за свою службу плату. Здесь, таким образом, в организацию управления вводится совсем новый элемент - частная собственность. Права и обязанности граждан государства стали устанавливаться соразмерно величине их земельной собственности, и в той же мере, в какой стали приобретать влияние имущие классы, начали вытесняться старые кровнородственные объединения; родовой строй потерпел новое поражение. При Солоне был принят курс, которого еще долго придерживалось Афинское государство, курс на укрепление государственности.

    Принципиально новым стало деление введенное Клисфеном. Если до него классовая природа общества характеризовалась делением граждан на разные сословия, то теперь делили не их, а территорию, на которой проживали эти самые граждане. Вследствие чего вся Аттика была разделена на сто самоуправляющихся общино-кругов, или демов. Живущие в каждом деме граждане (демоты) избирали своего старейшину (демарха) и казначея, а также тридцать судей, которым были подсудны мелкие тяжбы. Демы получали также собственный храм и бога покровителя или героя, для которого они выбирали священнослужителей. Высшая власть в деме принадлежала собранию демотов. По мнению выдающегося американского учёного, этнографа, социолога, историка - Льюиса Генри Моргана: Возникающее государство начало в Афинах с той же самой единицы, к которой приходит современное государство в результате своего высшего развития.

    Венцом всех этих реформ явилось афинское государство, которое управлялось советом, состоявшим из пятисот избранных представителей десяти племен, а в последней инстанции - народным собранием, куда имел доступ и где пользовался правом голоса каждый афинский гражданин; наряду с этим архонты и другие должностные лица ведали различными отраслями управления и судебными делами. Ко всему прочему, афиняне учредили и полицию, настоящую жандармерию из пеших и конных лучников, то есть существовали правоохранительные органы.

    Подводя итог Афинской форме возникновения государства можно сделать следующий вывод: возникновение государства у афинян является в высшей степени типичным примером образования государства вообще, потому что оно, с одной стороны, происходит в чистом виде, без всякого насильственного вмешательства, внешнего или внутреннего, - кратковременная узурпация власти Писистратом не оставила никаких следов, - с другой стороны, потому, что в данном случае весьма высоко развитая форма государства, демократическая республика, возникает непосредственно из родового общества и, наконец, потому, что нам достаточно известны все существенные подробности образования этого государства.

    В основном процесс государствообразования в Риме похож на Афины. Так же, как и в Греции, шло разложение родоплеменного строя и экономически сильная группа постепенно захватила власть, формируя выгодные ей органы. Однако в Риме в эти процессы вмешалась третья группа населения - плебеи. Представители пришлых племен, лично свободные, не связанные с римским родом, они обладали торговым и промышленным богатством. Их длительная борьба против патрициев родовой римской аристократии, развернувшаяся в связи с укреплением частной собственности и углублением имущественной дифференциации, наложилась на процесс классообразования в римском обществе, стимулировала разложение родоплеменного строя и образование государ­ства. В результате борьбы плебеев с патрициями рухнул римский родовой строй, и возникло государство. Римская форма возникновения государства характеризуется отделением родовой знати через насилие, делением общества на шесть классов. Необходимость умерять столкновения различных социальных групп необъятной империи и удерживать в повиновении подвластные и зависимые эксплуатируемые народы, привела во II в. до н.э. к созданию мощного государственного аппарата управления.12

    Германские племена долгое время служили поставщиками рабов для могучего Рима.

    Если само положение Греции и Рима способствовало ускоренной ломке патриархального строя, то эти же естественные условия в Германии до определенного момента создавали возможности для некоторого развития производительных сил в рамках родового общества, тогда как рабовладение, в том виде, как оно существовало в Средиземноморье, было экономически даже невыгодно. Разорявшиеся общинники попадали в зависимость от богатых, а не в рабство, что способствовало длительному сохранению коллективной формы хозяйствования. Военные потребности и полукочевое земледелие способствовали сохранению коллективной формы общественно-хозяйственной организации, в которой рабам просто не могло быть места. Поэтому имущественная дифференциация и социальное расслоение привели постепенно к формированию протофеодального общества.

    Древнегерманская форма возникновения государства явилась следствием внешнего насилия - завоевания франками Римских территорий. Германские племена, покорив римские народы, должны были держать их в повиновении, а для этого требовались органы принуждения.

    Завоевание франками значительных территорий Римской империи, с одной стороны, со всей очевидностью показало неспособность родоплеменного строя обеспечить господство на этих территориях, а это подстегнуло образование государства раннефеодального типа. С другой стороны, это завоевание разрушило рабовладельческие порядки и ускорило переход к феодализму на месте некогда могущественной Римской империи. Так возникло древнегерманское государство.13

    Таким путем шло развитие и других государств на территории Европы (в Древней Руси, Ирландии и др.).

    Заключение

    Основные формы возникновения государства, исходя их выше изложенного является очень сложным, долгим и трудным процессом. У каждого государства, в зависимости от его территориального, климатического, общественного, культурного, социального положения и уровня процесс возникновения государства развивался по-разному, но причины появления государства являются едиными. Они обусловлены тем, что родоплеменной строй не способен отвечать всем проблемам, вопросам и нуждам, которые возникают внутри самого общества.14 Потребности в обществе находятся в постоянной динамике, поэтому главной задачей являлась систематизация властных структур внутри общества, наладить отношения с соседними племенами, а в последующем – государствами, что даёт возможность обеспечить прочную защиту и надежную оборону от набегов, нападений и посягательств  на  племена.

    При возникновении государственности, учёные выделили отдельные основные формы возникновения государства у разных народов мира (были рассмотрены формы возникновения в Афинах, Древнем Риме, у Германцев и восточных государств), рассмотрели их особенности и отличия.
    Они обусловлены и территориальным положением, и рядом других фактором. Афинское государство возникло без каких-либо сторонних насильственных вмешательств, последовательным делением общества на классы. Сначала по роду деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким--либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов). Затем по имущественному признаку на четыре класса (пентакосиомедимны, всадники, зевгиты, феты) в зависимости от размеров их земельных владений и их доходности.15 Следующим было деление людей по территориальной принадлежности, то есть делили не людей, а территории, на которой они проживали, и в зависимости от этого разграничивали их по классам. Вдобавок можно отметить, что в данном случае весьма высокоразвита форма государства - демократическая республика, и возникает государство непосредственно  из  родового  общества.
    Древнеримское государство возникло в ходе противоборства двух классов - плебеев и патрициев. Экономическое могущество плебеев возросло. Их длительная борьба против патрициев - родовой римской аристократии, развернувшаяся в связи с укреплением частной собственности и углублением имущественной дифференциации, накладывалась на процесс классообразования в римском обществе, стимулировала разложение родоплеменного строя, явилась своего рода катализатором хода образования государства.
    Государства у Германцев возникло после завоевания ими Римской Империи. Появилась необходимость в содержании римлян под контролем, распространении власти на всю захваченную территорию. Полководцы и их приближенные стали выполнять функции управленцев, превращаясь в государственных правителей.
    Азиатская форма возникновения государства обуславливается в первую очередь климатическими условиями этих районов. Стояла необходимость в постройках ирригационных сооружений, с чем раздельно племена справиться были не в силах. Соответственно они объединялись для достижения цели. Земли, находящиеся в их ведении обобществлялись и распределялись вождями и старейшинами, которые впоследствии становились некоей «верхушкой» общества. Происходило классовое разделение общества - один из основных факторов возникновения государства. Однако азиатская форма отличается крайней медлительностью, она проходила последовательно, и, несмотря на то, что восточные государство появились до появления западных - процесс возникновения государства здесь проходил медленнее.
    Подводя итог всей проделанной работе можно сформулировать следующий вывод - в данный момент существует мнение, основанное в основном на учениях Марка и Энгельса, что государства образовывались по четырем основным формам, но многие народы мира, при изучении своей культуры развития создают для себя отдельную форму, т.е. национальную. Однако этот взгляд является активно критикуемым, поэтому полностью опираться на него нельзя. 

    Список использованной литературы:

    1. Абдуллаев М.А. Основы права и государства. Учебник для вузов. / Под ред. М.А. Абдулаева. Спб.: Питер, 2004. 604 с. (серия «Учебники для вузов»).

    2. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. - М.: 2009.

    3. Антонова Е.В. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Правоведение» / Е.В. Антонова. Тула: Издательство ТулГУ, 2006. 291 с.

    4. Аристотель. Политика. Афинская полития./ Предисл. Е.И. Темнова. - М.: 2009.

    5. Бабаева В,К. История государства и права Издательство: юристъ , 2006 ,312 стр.

    6. Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность.// Государство и право. 2009. № 7

    7. Богдасарян, Л.А. Теория возникновения государства/ Л.А. Богдасарян; Л.А. Багдасарян // История государства и права. - 2004. - N 5. - С. 17-19.

    8. Васильев Л. Становление политической администрации.// Народы Азии и Африки.2009.

    9. Венгеров А.Б. Теория государства и права Издательство: \"Омега-Л\", 2007, 607 стр.

    10. Виппер Р.Ю. История древнего мира. - М.: 2010.

    11. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права [Текст]: Учебник для юридических вузов/ А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбалюк, В.А. Кучинский; Под ред. А.Ф. Вишневского. - «Амалфея», 2009. - 560 с.

    12. Вопленко, Н.Н., Давыдова М.Л., Шанин А.А. Теория государства и права [Текст]: Учебно-методическое пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006 - 489 с.

    13. История политических и правовых учений [Текст]: Учебник для вузов / Под ред. Мелехин, А.В. Курс лекций по теории государства и права. М., 2004. -357с.

    14. Кашанина Т.В. «Возникновение государства и права». Современные трактовки и новые подходы., М.: Юристъ, 1999г., стр. 52.

    15. Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник для вузов. 7-е изд.

    16. Корнев В.Н. Теории происхождения государства в оценках русских ученых-юристов дореволюционной России / В.Н. Корнев; В.Н. Корнев // Право и политика. - 2005. - N 5. - С. 69-77.

    17. Курицын В. М. Теория государства и права: Учебник. М.: Юридическая литература, 1996. 352 с.

    18. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник. 3-е издание, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. 117 стр.

    19. Липинский, Д.А., Хачатуров, Р.Л. Теория происхождения государства и права: курс лекций. - Тольятти: ТГУ, 2008. - 316 с.

    20. Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. для вузов / М.Н. Марченко. - Изд. 2-е, перераб. и доп. ; Гриф МО. - М. : Проспект, 2009. - 637 с.

    21. Матузов, Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М. [Текст]: Дело, 2011.-238 с.

    22. Нерсесянц В. Общая теория государства и права: учебник для вузов Издательство Норма, Москва, 2006, 387 стр.

    23. Протасов, В.Н., Протасова Н.В [Текст]: Лекции по общей теории права и истории государства, М.: Городец, 2010.- 752 с.

    24. Радько, Т.Н., Лазарев, В.В., Морозова, Л.А. Теория государства и права [Текст]: учебник для бакалавров Москва : Проспект, 2012. -568 с.

    25. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права [Текст]: Учеб. пособие для вузов. М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль, 2008. - 384 с.

    26. Энгельс, Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, по изданию [Текст]: Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. - М.: Политиздат, 1986. - 639 с.

    1 Кашанина Т.В. «Возникновение государства и права». Современные трактовки и новые подходы., М.: Юристъ, 1999г., стр. 52.


    2 Виппер Р.Ю. История древнего мира. - М.: 2010.


    3 Богдасарян, Л.А. Теория возникновения государства/ Л.А. Богдасарян; Л.А. Багдасарян // История государства и права. - 2004. - N 5. - С. 17-19.


    4 Антонова Е.В. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Правоведение» / Е.В. Антонова. Тула: Издательство ТулГУ, 2006. 291 с.


    5 Бабаева В,К. История государства и права Издательство: юристъ , 2006 ,312 стр.


    6 Вопленко, Н.Н., Давыдова М.Л., Шанин А.А. Теория государства и права [Текст]: Учебно-методическое пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006 - 489 с.


    7 Липинский, Д.А., Хачатуров, Р.Л. Теория происхождения государства и права: курс лекций. - Тольятти: ТГУ, 2008. - 316 с.


    8 Энгельс, Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, по изданию [Текст]: Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. - М.: Политиздат, 1986. - 639 с.


    9 Протасов, В.Н., Протасова Н.В [Текст]: Лекции по общей теории права и истории государства, М.: Городец, 2010.- 752 с.


    10 Аристотель. Политика. Афинская полития./ Предисл. Е.И. Темнова. - М.: 2009.


    11 Корнев В.Н. Теории происхождения государства в оценках русских ученых-юристов дореволюционной России / В.Н. Корнев; В.Н. Корнев // Право и политика. - 2005. - N 5. - С. 69-77.


    12 Липинский, Д.А., Хачатуров, Р.Л. Теория происхождения государства и права: курс лекций. - Тольятти: ТГУ, 2008. - 316 с.


    13 Абдуллаев М.А. Основы права и государства. Учебник для вузов. / Под ред. М.А. Абдулаева. Спб.: Питер, 2004. 604 с. (серия «Учебники для вузов»).


    14 Курицын В. М. Теория государства и права: Учебник. М.: Юридическая литература, 1996. 352 с.


    15 Венгеров А.Б. Теория государства и права Издательство: \"Омега-Л\", 2007, 607 стр.




    написать администратору сайта