Главная страница
Навигация по странице:

  • §2. Религия в условиях глобализма

  • Список литературы

  • кр. Содержание введение Религия и глобализм понятие и сущность Религия в условиях глобализма Заключение Список литературы Введение


    Скачать 29.84 Kb.
    НазваниеСодержание введение Религия и глобализм понятие и сущность Религия в условиях глобализма Заключение Список литературы Введение
    Дата16.01.2018
    Размер29.84 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакр.docx
    ТипРеферат
    #34296

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение…………………………………………………………………………..3

    §1. Религия и глобализм: понятие и сущность……………………………......4

    §2. Религия в условиях глобализма.…………………………………………...6

    Заключение……..………………………………………………………………..12

    Список литературы……………………………………………………………...13

    Введение

    Современное общество уже несколько десятилетий существует в новой геополитической реальности и живет по законам глобализма. Научный мир столкнулся с необходимостью изучения этого явления, его закономерностей, вызовов и угроз, поскольку оно в большой степени определяет единые алгоритмы поведения и отношения между отдельными людьми и целыми народами. Существует несколько концепций, объясняющих причины возникновения глобализации, которые сводятся к двум основным: глобализация — продукт целенаправленного мыслетворения целого ряда западных философов и претворения этого замысла на практике; с другой стороны — глобализация — это объективный процесс, связанный с развитием человеческого общества, с научно-техническим прогрессом.

    Религия занимает особое место в этом перечне, поскольку очевидно, что отпечатки преобладающего вероисповедания и связанных с ним установок, определяющих поведение человека (а значит, и обществ), сказываются на политике всех стран. Они определяют собой сущность современных геополитических миров: христианского, исламского, буддийского, и т. д. Так или иначе религиозную окраску несут утверждаемые в политике идеологические ценности, представления о собственности, праве, деньгах. Имеются определенные различия и закономерности между религиозным вероисповеданием и развивавшимися под его воздействием формой семьи, мотивацией трудовой деятельности, этическими нормами, отношением к насилию, войне, террору.

    Глобализация, создавая унифицированную безрелигиозную культуру, разрушает религиозные традиции и национальные культуры, обрекает человечество на бездуховность и распад традиционных ценностей. Она создает человека, лишенного веры и исторической памяти, оторванного от национальных корней, религиозных традиций, не помнящего своей истории, равнодушного к своему отечеству, ориентированного на удовлетворение потребностей в потреблении, удовольствии, телесном комфорте.

    §1. Религия и глобализм: понятие и сущность

    Слово «религия» (от лат. religio) образовано от латинского глагола religare – связывать, соединять. Религиозные люди употребляют его для обозначения своей веры в их двустороннюю связь с некоей высшей силой, якобы первичной по отношению к реальному миру, которая стоит над природою и обществом и не только не подвластна их законам, но способна эти законы создавать или отменять .

    Эта воображаемая сила воспринимается верующими как нечто сверхъестественное (выходящее за рамки природно-социального, естественного) и дифференцируется ими на существа (духи, боги, ангелы), объекты (загробный мир, рай, ад), свойства (нетление останков святых, чудотворность икон и молитв), действия (сотворение и конец мира, всевозможные чудеса) и т.п.

    Религиозные люди верят не только в реальность сверхъестественного и свою зависимость от него, но и в возможность воздействия на сверхъестественное с целью получения от него помощи или нейтрализации неблагоприятных последствий его влияния. Вера в сверхъестественное и в возможность контактов с ним – главный отличительный признак религии.

    Такое же понимание религии как реальной связи человека со сверхъестественным характерно и для служителей культа, а также для религиозных теоретиков – богословов (теологов), философов – идеалистов, религиоведов. В большинстве современных религий сверхъестественное персонифицировано прежде всего в боге, существование которого объявляется абсолютным и принимается на веру. Поэтому религиозные люди называют себя верующими.

    Глобализм - процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для групп государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.

    Целью глобализма является подвести под один знаменатель разные сферы жизни, что сразу не получается. Глобализация оказывает решающее влияние на все сферы человеческой жизни - экономику, политику, культуру, язык, образование, духовно-нравственное развитие, межэтнические и межконфессиональные отношения. Все эти сферы, вовлекаясь в убыстряющийся темп освоения и обмена информацией, приобретают качественно новые черты. Но, если самая развитая сфера глобализации - экономическая, то политической отведен практически последний план, так как сейчас больше внимания занимает региональная интеграция. Мир не может прийти сразу к наднациональному правительству, поэтому возникновение различных политически настроенных интеграционных организаций облегчит такое создание. Экономический фактор глобализации проявляется в наличии транснациональных корпораций, действующих одновременно во многих странах и использующих новые исторические условия в своих интересах.

    §2. Религия в условиях глобализма

    Религия в решении проблем глобализации принимает самое активное участие, наиболее последовательно противостоя ей.

    Глобализация, диктующая контуры нового миропорядка, может иметь немало негативных последствий, приводящих к разрушению самобытных культур и забвению религиозно-нравственных ценностей общества.

    Победное шествие глобализации снижает роль религии в мире, и она оттесняется на периферию общественного бытия.

    В этих условиях религиозная идентичность становится выражением тех самых неосуществленных надежд и упований в мире реальных общественных отношений, в том числе идеалов социального обустройства мира. Позитивное, эволюционное становление конфессиональной идентичности в разных уголках планеты повсеместно нарушается революционным и хаотическим импульсом модернизации.

    В последние годы отношение к религиозным институтам в обществе сильно изменилось. Оставаясь, по большей части, объединяющим началом и располагая сложной системой горизонтальных связей и институциональных отношений, религия может служить эффективным инструментом регуляции глобальных тенденций.

    В целом отношение каждой религии к глобализации можно считать сформировавшимся, но вот о мировом развитии каждая из религий высказывается гораздо менее определенно.

    Если в одних регионах мира люди демонстрируют непреклонную преданность своим традиционным, «доглобальным» религиозным формам, то в других, наоборот – религиозность приобретает модернистские конфигурации.

    Буддизм легко адаптируется к любым изменениям современного мира. В нем отсутствует представление о боге-творце, он отказался от понятия души, нет в нем и религиозной организации, подобной христианской церкви. Вместо райского блаженства и спасения он предлагал верующим нирвану, принимающуюся за полное небытие, ничто. Неудивительно, что человеку Запада, воспитанному в христианских традициях, такая религия казалась парадоксальной. Он видел в ней отклонение от самого понятия религии, образцом которой считалось, естественно, христианство.

    Необходимо различать такие понятия как «глобальный буддизм» и «буддизм в глобальную эпоху», поскольку не все конфессиональное пространство буддизма включено в пространство глобализации. Традиционный буддизм принимает «музейно-архивную» форму существования или становится источником символической идентичности для новообращенных западных буддистов. В то же время, данная консервативно-охранительная тенденция не принимает радикальных выражений. Поэтому по отношению к буддизму не применимо такое понятие как «фундаментализм», поскольку по сравнению в буддизме границы ортодоксии и «инакомыслия» нежесткие, а критерии доктринальной чистоты размыты. Хотя в буддизме и присутствуют определенные антиглобалистские течения, но по сравнению с другими религиями они более мягкие.

    Подходы христианских церквей к процессам глобализации различны. Так, протестантские церкви извлекают наибольший эффект из глобализации. Они легко усваивают харизматические элементы новой религиозной культуры, создают по миру сети своих организаций и наиболее позитивно относятся к экспансии западной культуры и имеют к ней наименьшие претензии. Это проявляется в поддержке «христианской глобализации» - экуменизма.

    В свою очередь, Римская католической церковь, которая сегодня охватывая более 1 млрд. жителей планеты, всегда была «глобальной». Глобализация помогает церкви чувствовать свое единство и активно поддерживается с ее стороны. Еще папа Римский Иоанн Павел II провозгласил начало «цивилизационной любви» и «новой евангелизации».

    Католическая церковь, пожалуй, единственная организация в мире, которая в период миссионерства в Латинской Америке и Африке, восприняла ответственность за судьбу населяющих их народов. Христианская благотворительность послужила в странах третьего мира развитию образования, медицины, культуры более эффективно, чем усилия собственных правительств.

    Идея социальной справедливости, которая лежит в основании социального учения католицизма, была перенесена на область международных отношений как проблема международной справедливости. Церковь весьма энергично сигнализирует об опасностях, которые несет в себе увеличение пропасти между развитым и развивающимся миром, опасности деградации третьего мира и пр. Почти 20 лет назад в своем послании о ценности и нерушимости человеческой жизни (от 25 марта 1995 г.) Папа Римский Иоанн Павел II отметил, что мир стоит перед лицом более объемной реальности, которую можно признать настоящей структурой греха. Ее характерная черта – экспансия культуры, направленной против солидарности и в ряде случаев приобретающей вид «культуры смерти», которая распространяется под воздействием мощных культурных, экономических и политических тенденций, отражающих определенную концепцию общества, где важнейшим критерием является успех, которую Понтифик назвал «войной сильных против бессильных».

    Таким образом, Римская католическая церковь с ее универсальной мировой юрисдикцией, иерархически структурированная вокруг понтифика, не только «вписалась» в глобализирующийся мир, но и активно влияет на его становление в ХХI веке.

    Глобализация позволила в новом зеркале увидеть и Русскую Православную Церковь как мировую структуру, которая оперируя языком догматической традиции и сакральной географии, подчеркивает особую роль России в глобальном социальном проекте.

    Имперская политическая традиция России приводит к возникновению различных концепций. Среди них особо можно выделить позицию православных фундаменталистов и официальную, «прагматическую».

    Позиция фундаменталистов при всей своей односложности является наиболее развитой и «раскрученной». Опираясь на «жесткий» антимодернизм, она беспощадно разоблачает глобализацию как эсхатологическую версию грядущего конца мироздания. Это совсем иной источник антиглобализма, чем, скажем, в исламе, где в священном писании не выделена эсхатологическая часть о будущем мира, и протест вызывает изменение настоящего, а не размышления о будущем.

    Размах, темп и вектор постмодернистской глобализации, западная «новая нравственность» и потребительская массовая культура в основе своей принципиально расходятся с Православием. Поэтому Православие не приемлет унификацию, разрушающую многовековые Международные контакты помогают верующим защищать права в современных полиэтничных и полирелигиозных обществах. Однако влияние глобальных процессов на духовную сферу многими оценивается критически. В связи с глобализацией подчас делаются призывы отказаться от самобытности и целостности культур и религий, прийти к синтетической системе взглядов, к «смешению вер». Однако история конца прошлого и начала нынешнего века показала, что такой подход ведет не объединению, а к еще большему разделению людей. Новые информационные технологии облегчили взаимосвязи между людьми, предоставили им новые возможности для самовыражения. Так, верующим стало легче общаться с единоверцами из других стран. Контакты, которые раньше требовали многомесячных путешествий, сейчас устанавливаются в считанные секунды. Практически каждая религиозная община сегодня может рассказать о себе в глобальной сети. С другой стороны, в общем информационном пространстве все сильнее слышны голоса экстремистов, фанатиков, лжемиссионеров, глашатаев войны и террора, тех, кто призывает к вражде и насилию, оскорбляет чувства иноковерующих или вообще всех верующих людей. Глобализация не устранила угроз безопасности государства, народов и индивидуумов. В нынешнем мире не преодолены такие вызовы прошлых веков, как голод, социальное неравенство, загрязнение окружающей среды, вооруженные конфликты на этнорелигиозной почве».

    Таким образом, определяя себя как церковь соборная и вселенская, христианская церковь обращает к себе вопрос, который направляла к миру - вопрос о своем единстве и предназначении. Когда мир ставит ребром вопрос о своем единстве, уже не обойтись богословскими софизмами, служившими в течение столетий. Глобализация как тема, по меньшей мере, дает понять, сколь иллюзорен и ложен путь самоизоляции, непонимания своего единства.

    Несколько иначе выглядит исламский проект глобализации. Поскольку существенной характеристикой ислама является общественное право, каждое измерение глобализации следует рассматривать с точки зрения исламских законов. В исламе есть определенная экономическая доктрина с набором ценностей, которые не позволяют принимать никакой экономической доктрины, основанной на автономии человека от Божественного порядка. В нем есть также политическая доктрина с собственными основаниями. Разумеется, он отрицает некоторые политические концепции (расизм, империализм, насильственное навязывание политического режима и др.) и принимает другие. Поэтому ислам вовлечен в процесс глобализации, особенно в сфере экономики, политики, безопасности, экологии, культуры. Столкновение ислама с глобализацией неизбежно, поскольку она навязывает человеку иные и противоположные ценности.

    Но ислам не обязательно является противником глобализации – при условии, что теория и практика глобализации будут этичными и здравыми. Глобализация по своей сути не является ни религиозным, ни антирелигиозным процессом. Поэтому было бы неверным противопоставлять глобализацию исламу или любой другой авраамической религии. Тем более, что ислам не стремится противопоставить глобализации альтернативные социальные процессы. Главную задачу современные исламские мыслители видят в разработке соответствующую этим принципам экономически жизнеспособную политику, которая, являясь частью процесса глобализации, одновременно бы согласовывалась с принципами религии.

    Естественно, что народы мусульманских стран, защищая устои своей жизни, будут стремиться, чтобы их общественное и государственное устройство как можно меньше было схоже с западным. Исламский фундаментализм и фанатизм как главные идеологические источники воинственного антизападничества будут усиливаться, какую бы силу Запад не использовал против них.

    Как мы видим, в условиях глобализации религиозный фактор приобретает особое значение как для масс, которые видят в религии источник и средство сохранения культурных ценностей, так и для субъектов глобализации, использующих его для достижения конкретных целей.

    Причины этого, наверное, в том, что в религиозной сфере жизни социума, пожалуй, как ни в каком другом звене духовной культуры, связаны историческая память, моральные принципы и объединяющая людей вера, которые в своем единстве вырабатывают своеобразный иммунитет против устремлений глобалистов, лишенных гуманистического начала. И возможно, акцент следует сделать на глубинные, вечные общечеловеческие ценности, что могло бы послужить той соломинкой, на которую многие уповают в надежде обрести душевную опору и которая помогла бы «глобальному человейнику» (А. Зиновьев) пережить тяжелые времена. 

    Заключение

    Религия в огромной степени влияет на поведение людей, она формирует образ жизни и мировоззрение. В процессе глобализации происходит унификации многих сфер жизни: на разных концах земли люди потребляют одну и ту же пищу, носят одну и ту же одежду, слушают одну и ту же музыку, смотрят одни и те же фильмы, получают информацию из рук одних и тех же средств массовой информации.

    Коренной недостаток проблем глобализации, заключается в том, что она часто ограничивается лишь описанием этих проявлений глобализации, но не проникает в сущность процесса и не в полной мере анализирует как глубинные предпосылки этого процесса, так его последствия. Одним из главных последствий глобализации является разрушение религиозной традиции и национальной культуры.

    В данном случае религия выступает объектом глобализации. Но в то же время религия становится осью сопротивления глобализации. Понимание риска утраты идентичности нации, в подавляющем большинстве случаев не до конца осознанное, приводит к масштабному росту религиозности. Религия лежит в основе понимания психолого-политических категорий счастья, любви, веры, надежды, труда, которые наполняют жизнь каждого человека и каждого общества смыслом. Причем основная цель и главное достоинство религии, что каждую из этих первостепенно важных категорий она объясняет предельно точно и понятно большинству, а постулаты религии способны выдержать длительную проверку временем.

    Создания новой религии представляются утопичными. Единственным вариантом является укрепление уже имеющихся религиозных традиций, которые лежат в основе ценностей, смысла жизни. В связи с этим перед психологией встает задача изучения религиозного менталитета как понятия, призванного охватить все феномены во внешней и внутренней жизни человека (группы людей), прямо или косвенно связанные с религией.

    Список литературы

    1. Бутузов В. Ю. Глобализация — религиозность как новая ось раскола // Психология власти — 2008 / ред. Юрьев А. И., СПб: Изд-во СПбГУ, 2008, с. 28−29.

    2. Глобализация, коды и вера во Христа: (Доклад на «круглом столе» в Гос. Думе «Личные коды как проблема мировоззренческого выбора современного человека»). 23 января 2001 г.

    3. Можаровский В. В. Критика догматического мышления и анализ религиозно-ментальных оснований политики, СПб: ОВИЗО, 2002, - 156 с.

    4. Олбрайт М., Религия и политика, М.: Альпина — Бизнес Букс, 2007, - 98 с.

    5. Россия в архитектуре глобального мира. Цивилизационное измерение: моногр. . - М.: Языки славянской культуры, Знак, 2015. - 520 c.

    7. Стратегическая психология глобализации. Психология человеческого капитала / ред. Юрьев А. И. // СПб: Logos, 2006, - 174 с.

    6. Черняева В. С., Глобализация и будущее мировых религий/ http: //www. lib. socio. msu. ru




    написать администратору сайта