Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС)

  • 2.Международно-правовая охрана авторских и смежных прав

  • 3.Проблемы, связанные с присоединением России к международным конвенциям в области интеллектуальной собственности

  • Список используемой литературы

  • автомобили. авт.пр.. Содержание Введение Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (трипс) Международноправовая охрана авторских и смежных прав Проблемы,


    Скачать 36.46 Kb.
    НазваниеСодержание Введение Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (трипс) Международноправовая охрана авторских и смежных прав Проблемы,
    Анкоравтомобили
    Дата15.10.2020
    Размер36.46 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаавт.пр..docx
    ТипРеферат
    #143074

    Содержание
    Введение………..………………………………………………………………….3

    1.Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС)…………………………………………………………………………...4

    2.Международно-правовая охрана авторских и смежных прав………………..6

    3.Проблемы, связанные с присоединением России к международным конвенциям в области интеллектуальной собственности…………………….12

    Заключение……………………………………………………………………….16

    Список используемой литературы……………………………………………...17

    Введение
    Институт признания и охраны авторских прав начал активно формироваться в международном праве с конца XIX в. Было заключено значительное число международных соглашений по авторскому праву, многие из которых действуют до сих пор.

    Авторское право - часть национального гражданского права и раздел международного частного права, регулирующие права авторов произведений науки, литературы и искусства. Это, прежде всего, исключительное право на воспроизведение, публикацию и продажу содержания и формы литературного, музыкального или художественного произведения.

    По российскому законодательству и в ряде других стран охраняется в течение жизни данного человека плюс 50 лет; если такое право предоставлено фирме, то оно охватывает 75 лет со дня первой публикации; экономическая жизнь (срок службы) авторского права может быть существенно короче, чем предусматривается законодательством.

    Появление понятия «смежные», синонимами которого являются такие понятия, как «соседствующие», «примыкающие», стало своего рода неким правовым компромиссом. Благодаря появлению понятия «смежные права» права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций были включены в орбиту действия авторского права, но, с другой стороны, была подчеркнута необходимость в специальном регулировании и защите обладателей смежных прав.

    При этом следует знать, что само понятие «смежные права» известно далеко не всем правовым системам: в странах англо-саксонской системы права это понятие вообще не используется.

    1.Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС)
    Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) - международное соглашение, входящее в пакет документов о создании Всемирной торговой организации. Соглашение устанавливает минимальные стандарты для признания и защиты основных объектов интеллектуальной собственности. Это соглашение было принято в ходе Уругвайского раунда Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в 1994 году.

    Соглашение ТРИПС открывает возможность для использования высокоэффективных механизмов разрешения спорных вопросов, имеющихся в ВТО, применительно к интеллектуальной собственности. Эти механизмы предусматривают возможность применения мер воздействия путем репрессалий. Если бы, например, в одной стране совершено нарушение прав автора из другой страны, то последняя, проведя спорный вопрос через процедуры ВТО по разрешению конфликтов, может повысить пошлину на ввоз определенного товара из страны-нарушителя на свою территорию.

    Соглашение ТРИПС, прежде всего, предусматривает выполнение странами, которые в нем собираются участвовать, всех важнейших положений Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, за исключением положений о неимущественных правах. Кроме этого, Соглашение ТРИПС включает в себя ряд новых положений о международной охране авторского права.

    Отсутствие в Соглашении положений о неимущественных правах оправдано, поскольку оно в целом направлено на урегулирование исключительно торговых аспектов интеллектуальной собственности. В Соглашение ТРИПС вошел ряд основополагающих пунктов, дополняющих положения Бернской конвенции. В соответствии с ними охрана авторских прав распространяется на компьютерные программы, удлиняется срок действия охраны и ограничивается осуществление международной торговли компьютерными программами и другими объектами интеллектуальной собственностью со странами, не имеющими возможности осуществлять охрану авторских прав. Соглашение формулирует требование принятия странами-участницами различных административных форм охраны авторских прав.

    В случае вступления Российской Федерации в ВТО главным последствием подписания Соглашения ТРИПС станет расширение круга стран, с которыми Россия окажется связана взаимными обязательствами в области смежных прав, а также предоставления ретроохраны иностранным фонограммам и исполнениям (данные последствия вытекают также из состоявшегося присоединения РФ к Договору по исполнениям и фонограммам). Что касается авторских прав, то в силу действия Бернской конвенции, в которой Россия уже участвует, никаких существенных изменений в отношении иностранных произведений не произойдет.

    Базовые стандарты ТРИПС:

    1.Срок защиты имущественных авторских прав должен быть не менее 50 лет после смерти автора, для фильмов и фотографий этот срок составляет соответственно 50 и 25 лет с момента создания.

    2.Авторское право должно предоставляться автоматически и не может зависеть от выполнения никаких формальностей, таких как регистрация.

    3.Компьютерные программы рассматриваются как литературные произведения с точки зрения авторского права и имеют те же условия защиты.

    4.Национальные ограничения авторского права, такие как добросовестное использование в США, должны быть четко ограничены.

    5.Патенты должны предоставляться во всех областях технологии, однако допускаются исключения с целью защиты общественных интересов. Срок защиты имущественных прав, предоставляемых патентом, должен составлять не менее 20 лет.

    Перечень объектов, которые не могут быть запатентованы, должен быть ограничен так же, как и ограничения авторского права.

    Каждое государство должно предоставлять гражданам других стран, которые присоединились к ТРИПС, такой уровень прав в области интеллектуальной собственности, который она предоставляет своим собственным гражданам.

    2.Международно-правовая охрана авторских и смежных прав
    Территориальный характер авторского права является серьезным препятствием для международного сотрудничества в области обмена результатами творческой деятельности. Необходимость международно-правовой защиты авторских прав и их признание на территории других государств стала очевидной более 100 лет назад. В связи с этим унификация авторского права началась уже в XIX в. В 1886 г. была принята Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (действует в редакции 1971 г.).

    Основа Конвенции – материально-правовые нормы об охраняемых произведениях и их авторах. Коллизионное регулирование – применение права страны, где испрашивается охрана авторских прав, или закона суда.

    При определении субъектов охраны в Бернской конвенции используется территориальный принцип охраны.

    Предпочтение имеет страна происхождения произведения (страна первого опубликования). Решающим признаком является не национальность (гражданство) автора, а национальность произведения, однако в отдельных случаях учитывается и национальность автора. Авторы из стран-членов Союза пользуются в других странах Союза (кроме страны происхождения произведения) в отношении своих произведений правами, которыми в этих странах пользуются их собственные граждане (т. е. национальным режимом), а также правами, специально оговоренными в Конвенции. Такая же охрана предоставляется авторам – гражданам государств, не входящих в Союз, если их произведения опубликованы в одной из стран Союза.

    Охрана неопубликованных произведений предоставляется только гражданам государств – членов Союза. Таким образом, Конвенция определяет различные условия охраны опубликованных и неопубликованных произведений.

    Максимальный срок охраны авторских прав составляет все время жизни автора и 50 лет после его смерти. Возможно увеличение сроков охраны в соответствии с национальным законодательством. В случае возникновения спора о сроках охраны применяется право государства первой публикации произведения. На переводы, фотографии, кинофильмы и другие объекты сроки охраны снижены.

    Отличительные особенности Бернской конвенции – существенные ограничения свободного использования произведений, наличие ряда формальностей по регистрации произведений, обратная сила действия положений Конвенции (однако каждое государство само определяет применение на своей территории этого начала). Объекты охраны – права автора на все произведения в области литературы, науки и искусства, выраженные любым способом и в любой форме. Конвенция устанавливает примерный (неисчерпывающий) перечень видов таких произведений.

    Бернская конвенция представляет собой чрезвычайно высокий международный стандарт охраны авторских прав, поэтому ее положения оказались неприемлемыми для развивающихся государств. Таким государствам экономически невыгодно присоединение к Конвенции, поскольку для них практически недостижим такой высокий уровень охраны авторских прав на перевод и другие способы использования иностранных произведений.

    Всемирная конвенция устанавливает ряд существенных льгот для развивающихся государств: выдача государством принудительных лицензий на перевод произведений в целях развития национальной науки, культуры и образования; право свободного перевода произведения по истечении 10 лет после его опубликования; свобода радио-и телепередач и свободное использование опубликованных произведений в учебных и научных целях. Нормы Конвенции не имеют обратной силы. Срок охраны авторских прав определяется законом государства, в котором испрашивается защита, но не короче продолжительности жизни автора плюс 25 лет после его смерти. Установлен также принцип сравнения сроков.

    Среди региональных соглашений о международно-правовой охране авторских прав следует отметить Межамериканскую конвенцию по охране авторских прав 1946 г., регламенты и директивы ЕС (директива Совета ЕС о правовой охране компьютерных программ 1991 г.), Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области охраны авторского права 1993 г.

    Выделение из авторского права смежных (аналогичных, родственных, других соседствующих) прав и установление их самостоятельной защиты связано с распространением «интеллектуального пиратства» (вторичное использование произведения без согласия автора и исполнителя, незаконное копирование и реализация фонограмм). Субъектами «смежных» прав являются артисты-исполнители, производители фонограмм, вещательные организации. Основные формы охраны смежных прав – право их субъектов разрешать или запрещать вторичное воспроизведение результатов их творческой деятельности.

    Международно-правовая унификация в области смежных прав – Международная (Римская) конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (основана на принципе национального режима, который предоставляется по законодательству страны, где испрашивается охрана). Римская конвенция установила минимальный уровень охраны смежных прав. Конвенция не имеет обратной силы. Минимальный срок охраны составляет 20 лет (государства вправе устанавливать более длительные сроки охраны). Все выпущенные или предназначенные для продажи экземпляры фонограмм должны иметь международный знак охраны смежных прав.

    Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г. существенно обновила и дополнила Римскую конвенцию путем предоставления производителям фонограмм особого режима охраны в рамках антимонопольного законодательства и уголовно-правовой защиты. Государства – участники Женевской конвенции отказались от предоставления иностранцам национального режима. Критерий выбора применимого права – законодательство государства гражданства производителя фонограмм. Все правовые формы охраны отнесены к компетенции государств-участников.

    Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г. (открыт для подписания только членам ВОИС) не влияет на обязательства государств по другим конвенциям об охране смежных прав, не затрагивает права авторов и распространяется только на исполнителей и производителей фонограмм. Срок охраны смежных прав составляет 50 лет. Значительно расширен круг их исключительных прав. Договор основан на принципе национального режима охраны: каждое государство-участник предоставляет гражданам других государств такой же режим, какой они предоставляют своим собственным гражданам в отношении перечисленных в Договоре исключительных прав исполнителей и производителей фонограмм.

    Возникновение и развитие сети Интернет способствовало резкому расширению информационных возможностей личности и общества. На настоящий момент сеть Интернет представляет собой средоточие всевозможной информации и в перспективе, очевидно, станет основным источником информации в мире.

    Особенность регулирования информационных отношений в Интернете определяется в первую очередь особенностью представления информации в электронном виде. В виртуальной среде меняются физические свойства носителя, на котором отображается информация (при отображении информации на экране компьютера нет твердого носителя) и, как следствие, возникают новые юридические особенности и свойства информации как объекта правоотношений. Среда в Интернете в целом не может иметь самостоятельные права и нести обязанности. Среда Интернета не является ни зарегистрированной организацией, ни юридическим лицом.

    Помимо традиционных проблем реализации и защиты авторских прав (например, проблемы плагиата) в связи с Интернетом встают и совершенно новые задачи. Одни из них касаются международного аспекта (у Интернета практически нет границ), другие связаны с уточнением и даже реформированием самого авторского законодательства под влиянием изменяющихся представлений о некоторых категориях авторского права (контрафактность, служебное произведение).

    Авторское право защищает дизайн и содержание Интернет-стараницы, в том числе: ссылки, оригинальный текст, графику, аудиофайлы, видеофайлы, HTML и другие языковые ряды, списки Web-сайтов, составленные организацией или отдельным гражданином, и все остальные уникальные элементы материала.

    Возникает ситуация, когда на единственной странице могут существовать десятки различных авторских прав. При этом для каждого копирования необходимо согласие обладателя авторских прав.

    На некоторых сайтах используются специальные технологии для контроля за операциями, производимыми пользователями. Так, многочисленные сайты дают возможность распечатывать страницы, но деактивируют команды «вырезать», «вставить», «сохранить как».

    Копирование информации начинается с момента просмотра страниц. Оно осуществляется в оперативную память компьютера, во временные файлы браузера и сети. Если у вас уже имеется разрешение войти на определенную защищенную (скажем, паролем) страницу, тогда с полной уверенностью можно утверждать, что эти копии разрешены. В то же время нет четких оснований считать, что сегодня в этой проблеме существуют четкие правила.

    Распечатка страницы, по сути, также требует предварительного разрешения со стороны обладателя авторских прав. Однако такой вид копирования уже может быть разрешен, - стоит лишь обратиться к пометке об авторском праве, расположенной на данной Интернет-странице.

    Следующий важный этап защиты и соблюдения авторского права в Интернете - возможность создания выхода с одной Интернет-страницы на другую или создание гипертекстовых ссылок. Создавая гипертекстовую ссылку, вы не создаете копии как таковой, но можете позволить кому-либо сделать копию с материала, к которому вы подсоединены. Язык HTML представляет собой возможность добавить изображение с другого сайта к собственной Интернет-странице таким образом, что оно будет казаться пользователю частью вашей странички. Копированием в полном смысле этого слова такие действия назвать нельзя, но де-факто такая операция напоминает кражу.

    В результате все приходит к единственно возможному выводу - сам по себе Интернет как компьютерная сеть не является каким-либо новым объектом права, который можно было бы поставить в один ряд, например, с регулированием исключительных прав, права собственности или деликтной ответственности. Не может быть Интернет в строгом смысле и объектом гражданского права подобно имуществу, информации или правам на результаты интеллектуальной деятельности.

    3.Проблемы, связанные с присоединением России к международным конвенциям в области интеллектуальной собственности
    Законодательство о защите интеллектуальной собственности появилось в России только в последние годы. Существовавший ранее режим защиты таких объектов как произведений литературы, научных труды и изобретения исходили из приоритета прав государства. Формируемая новая правовая система и интеграция России в мировое экономическое пространство заставило обратить внимание на весь комплекс проблем, связанных с защитой интеллектуальной собственности. Участие России в международных актах устанавливающих обязательства стран участников в области охраны интеллектуальной собственности, обязывает привести национальное законодательство в соответствие с действующими международными соглашениями.

    Российская Федерация присоединилась к Бернской  конвенции об охране литературных и художественных произведений (далее-«Конвенция») 13 марта 1995 года, т.е. от даты поступления официального уведомления из Всемирной организации интеллектуальной собственности. Следует сразу же отметить, что нормы международных конвенций об авторском праве применяются к правоотношениям использовании произведений иностранных авторов в России, а российских авторов - за рубежом (принцип признания прав авторов на территории других государств).

    В соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 № 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об ох литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительными протоколами 1 и 2 Конвенции 1971 года об охране интересов производит фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм » Россия присоединилась к Конвенции с условием, что «действие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу Российской Федерации уже являются на ее территории общественным Достоянием».

    Анализ положений Конвенции, других международных соглашений национального законодательства России, позволяет сделать вывод о том, Конвенция распространяется как на «новые» произведения (созданные после присоединения Российской Федерации к Конвенции - гражданами одной из стран Бернского Союза, либо на территории одной из стран Союза), так и на часть «старых» произведений (созданных до присоединения России к Конвенции).

    Статья 18 Конвенции определяет принцип «охраняемости» произведений (принцип «обратной силы» — п.1), принцип «неохраняемости» произведений (п.2), условия их применения (п.3), а также специальные случаи (п.4):

    1) Настоящая Конвенция применяется ко всем произведениям, которые к моменту ее вступления в силу не стали еще общим достоянием в стране происхождения вследствие истечения срока охраны.

    2)  Однако, если вследствие истечения ранее предоставленного произведения срока охраны оно стало уже общим достоянием в стране, в которой требуется охрана, это произведение не будет вновь поставлено под охрану в этой стране.

    3) Указанный принцип применяемости в соответствии с положениями специальных конвенций, которые заключены или будут заключены с этой целью между странами Союза. При отсутствии таких положений соответствующие страны определят каждая свое условия применения этого принципа.

    4)  Предшествующие положения применяются также в случае новь присоединений к Союзу и в случаях, когда охрана расширяется в порядке применения статьи 7 или вследствие отказа от оговорок. 

    Охраняемыми произведениями в соответствии с пунктом 1 признается, которые к моменту вступления  конвенции в силу конкретного государства (для России - с 13 марта 1995 года) не стали еще общим достоянием в стране происхождения (за пределами России) вследствие истечения срока охраны. То есть, в соответствии с данным принципом, если к указанной дате, например в Германии не истекали сроки охраны прав немецкого автора, то его права должны признаваться на территории Российской Федерации.

    Однако указанный принцип, исходя из пункта 3, применяется либо в соответствии с положениями специальных конвенций, либо при отсутствии таких положений.- в соответствии с условиями, установленными каждой страной самостоятельно («Соответствующие страны определяют каждая для себя условия применения такого принципа»).

    Поскольку Российская Федерация на момент присоединения к Конвенции не была связана никакими специальными конвенциями и не заключала их до последнего времени, при применении «обратной силы» (пункт 1 ст. 18 Конвенции) необходимо руководствоваться условиями, зафиксированными в постановлении Правительства РФ от 3 ноября 1994г. № 1224 - положением о том, что действие Конвенции не распространяется на произведения, которые дату вступления Конвенции в силу для  Российской Федерации уже являлись на территории России общественным (общим) достоянием.

    Таким образом, принцип «обратной силы»» (пункт 1 ст.18 Конвенции) применяется к произведениям иностранных авторов, созданным после вышеуказанных дат с учетом сроков охраны, предусмотренных в стране происхождения (соответствующем зарубежном государстве). Произведения, созданные же до указанных дат считаются перешедшими в общественное достояние, допускается их свободное использование без выплаты авторского вознаграждения.

    Особое внимание надо обратить на то, что при решении вопроса об охраняемости произведений зарубежных авторов на территории России, необходимо учитывать, что Российская Федерация участвует в ряде двусторонних соглашений об авторском праве с Венгрией, Австрией, Польшей, Швецией, а также с Чехией и Словакией - как правопреемниками Чехословакии.  Пункт 4 ст. 18 Конвенции («специальные случаи») подтверждает применение вышеприведенного принципа для Российской Федерации, как присоединившейся к Конвенции.

    Поскольку 25-летний срок охраны авторского права на произведение не мог истечь в период, начиная с 1 марта 1974 года (от даты возможной смерти автора) до 3 августа 1992 года, то и говорить о применении и в России принципа «неохраняемости» произведений в соответствии с пунктом 2 ст. 18 Конвенции нет правовых оснований.

    На основании вышеизложенного можно заключить, что принцип «обратной силы» Бернской конвенции действует на территории России в отношении только части «старых» произведений (т.е. как выпущенных, так и не выпущенных в свет, но находящихся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, до 13 марта 1995 года).

    Заключение
    Территориальный характер авторского права является серьезным препятствием для международного сотрудничества в области обмена результатами творческой деятельности. Необходимость международно-правовой защиты авторских прав и их признание на территории других государств стала очевидной более 100 лет назад. В связи с этим унификация авторского права началась уже в XIX в. В 1886 г. была принята Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (действует в редакции 1971 г.).

    Законодательство о защите интеллектуальной собственности появилось в России только в последние годы. Существовавший ранее режим защиты таких объектов как произведений литературы, научных труды и изобретения исходили из приоритета прав государства. Формируемая новая правовая система и интеграция России в мировое экономическое пространство заставило обратить внимание на весь комплекс проблем, связанных с защитой интеллектуальной собственности.

    Участие России в международных актах устанавливающих обязательства стран участников в области охраны интеллектуальной собственности, обязывает привести национальное законодательство в соответствие с действующими международными соглашениями.

    Список используемой литературы


    1. Абдулин А.И. Интеллект и право: правовая охрана интеллектуальной собственности: Учебное пособие. -М.: Дрофа, 2009.- 306с.

    2. Бентли Л., Шерман Б. Право интеллектуальной собственности: Авторское право / Пер. с англ. СПб., 2008. – 182с.

    3. Близнец И. Авторское право и смежные права в условиях современных технологий // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2009.№ 8.- С.2-6

    4. Интеллектуальная собственность (исключительные права): Учебное пособие / Под ред. Н.М. Коршунова. - М.: Просвещение, 2009.- 302с.

    5. Минков А. М. Международная охрана интеллектуальной собственности. -М.: Инфра –М, 2010. – 260с.




    написать администратору сайта