Главная страница
Навигация по странице:

  • РЕФЕРАТ

  • Софийский собор. Софийский собор


    Скачать 36.55 Kb.
    НазваниеСофийский собор
    Дата11.04.2021
    Размер36.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСофийский собор.docx
    ТипРеферат
    #193619

    МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    Учреждение образования

    «Белорусский государственный университет транспорта»

    Кафедра философии, истории и политологи

    РЕФЕРАТ
    по истории

    На тему «Софийский собор»

    Выполнил Проверил

    студент группы ГТ-13 доцент, к.и.н

    Петрашина П.В Чаянкова.Г.М.

    Гомель, 2020

    Содержание


    Введение 3

    История Софийского собора до времен Российской империи 4

    История Софийского Собора от Петра 1 до нашего времени 5

    Архитектура Софийского собора 7

    Достопримечательности вблизи Софийского собора 8

    Заключение 10

    Литература 11



    Введение


    Православный Софийский собор в Полоцке - самая древняя христианская святыня на Беларуси - один из первых монументальных православных храмов в Придвиньи.

    Полоцкая София – живая история Беларуси, ее гордость. Величественное здание на берегу Западной Двины отсылает к временам славного Полоцкого княжества, к святой Ефросинье и расцвету древнего Полоцка. Софийский собор – душа города, а душу уничтожить не так уж просто.

    Собор святой Софии стал одним из первых православных оборонных храмов на Беларуси, один из самых ранних в Древней Руси и первый каменный на территории Беларуси. Он был построен между 1044-1066 годами в Полоцке на правом берегу Западной Двины в ХI веке. В то время князем в Полоцке был легендарный Всеслав Чародей. Место для храма выбрали красивое – на правом берегу Двины, в том самом месте, где в нее впадает речушка Полота. От которой и пошло название города – Полоцк.

    София в Полоцке еще раз подчеркнула высокое положение Полоцкого княжества, это был третий такой собор на восточнославянских землях – после Киева и Новгорода. Храм выглядел внушительно и напоминал плывущий над Двиной белый корабль.

    Первое косвенное упоминание о Полоцкой Софии содержится в Новгородской летописи за 1066 год. В Воскресенской летописи 1156 года отмечен «Палтэск на Двине и на Палате и деревянная, святая София в седьмой версии». Это крупнейшее для своего времени здание упоминается в «Слове о полку Игореве», автор которого отмечает: «Тому в Полотьск позвониша заутренюю в святые Софеи в колокол, а оне в Киеве звон слышаше».

    Следует отметить, что эта достопримечательность Беларуси представлена в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

    История Софийского собора до времен Российской империи


    Каменный собор в Полоцке появился после своих «старших сестер» в Киеве и Новгороде, построенных по образцу собора в Константинополе, и стал четвертым в мире храмом Святой Софии.

    Греческое слово «софия», означающее «мудрость, мастерство», полочане объясняли шире – как великую человеческую общность, проявление единства жителей княжества.

    Впервые храм упоминается в «Житии преподобной Ефросинии Полоцкой» и «Слове о полку Игореве» ХII века.

    Величественное строение возводили византийские мастера и горожане в 1044 – 1066 годах по распоряжению князя Всеслава Чародея. Символ независимости и могущества Полоцкого княжества, храм словно олицетворял белый корабль, плывущий по Двине.

    Выполненный в мощных конструкциях (толщина стен 1,45 м), храм был и крепостью, и цитаделью, которая во времена опасности скрывала князя с дружиной. Как олицетворение государственности, политической и экономической мощи Полоцкого княжества, София постоянно украшалась и часто перестраивалась.

    Построенный по византийским канонам, но в традициях полоцкого зодчества, храм располагался в Верхнем замке между хоромами князя и усадьбой епископа, что говорило о роли церкви в государстве.

    Полоцкая София стала православным и культурно-просветительским центром. Здесь находились богатейшая библиотека, архив, казначейство, магистрат, хранились религиозные святыни и устраивались приемы послов. В соборе была и княжеская усыпальница, где археологи обнаружили 16 саркофагов.

    В 1596 году после заключения Брестской церковной унии храм передан униатской церкви и восстановлен после пожаров 1607 и 1648 годов. При перестройке по распоряжению архиепископа Иосафата Кунцевича были сняты верхи угловых боевых башен храма-крепости. Софийский собор вновь представлен как оборонительный храм с четырьмя двухъярусными круглыми башнями по углам и куполом в центре с высокой клиновидной крышей.

    Потом началась Северная война между русскими и шведами и наступила новая эпоха для Софийского собора и нации вцелом.

    История Софийского Собора от Петра 1 до нашего времени


    В 1705 году, во время Северной войны 1700-1721 годов, произошел визит в собор царя Петра I. Согласно польскому историку XIX века Францишеку Духинскому, Пётр вторгся в принадлежавший униатам собор, где хранились мощи Иосафата Кунцевича, пьяным и с солдатами. Царь потребовал ключи от царских врат, а когда базилиане отказались их дать, лично убил настоятеля и четырёх монахов-базилиан. Старого архимандрита Якуба Кизиковского царевы слуги забрали в свой лагерь и всю ночь пытали, требуя выдать, где спрятана соборная казна. Утром его повесили. Спастись от коронованного палача удалось лишь Язэпу Анкудовичу — его посчитали убитым. Тела по приказу российского царя сожгли, а пепел развеяли над Двиной, чтобы их могилы не стали местом паломничества. Дикое убийство в Полоцке показало российского императора Европе в облике восточного тирана, которым он по сути и был.

    11 июля 1705 года, после инцидента, собор был закрыт российской армией. Первоначально Пётр I намеревался передать собор православной общине, но она отказалась принять его, опасаясь, что после ухода русских войск против них начнутся репрессии. Как результат, в притворе храма был размещен пороховой склад, который 1 мая 1710 года был намеренно взорван, после чего Софийский собор был частично разрушен.

    Собор был восстановлен только спустя полвека благодаря полоцкому архиепископу Флориану Грибницкому. Известный зодчий Ян Криштоф Глаубиц отстроил Софийский собор в стиле виленского барокко. Остатки алтаря Софии, построенные еще Всеславом Чародеем стали боковой апсидой нового храма.

    В 1839 году в соборе состоялся Полоцкий церковный сбор, который расторгнул унию.

    Во время войны 1812 года полоцкий собор использовался наполеоновскими войсками в качестве конюшни. А в 1839 году храм вернули православным верующим.

    Капитальный ремонт сооружения прошел в 1911-1914 годах. Правда, уже через десять лет церковь закрыли – началась эпоха советского атеизма. Здесь разместился краеведческий музей.

    Во время Великой Отечественной войны (с 1942 по 1944 гг.) София стала действующей, но потом ее опять закрыли.

    В 1985 году органостроительная фирма «Rieger Kloss» соорудила здесь орган, первый концерт можно было послушать уже в мае 1985 года.

    Пережив бесчисленные войны, пожары, полное разрушение София вновь является символом и ценнейшей достопримечательностью Полоцка. Сейчас это трехнефная одноапсидная базилика. С южной стороны возведены две 50-ти метровые башни. Внутреннее убранство храма тоже заслуживает внимания. Кроме барочных колонн здесь очень много таких элементов декора, как лепные украшения и фигурные карнизы. Удивляет и цветовая гамма интерьера.

    Софийский собор в Полоцке сейчас является частью Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Недалеко от собора установлен один из древних Борисовых камней.

    Архитектура Софийского собора


    Софийский собор ХI века был особенным образцом древнерусского зодчества. С храмами в Киеве и Новгороде его объединяли крестово-купольная система, 5 нефов, галереи. Но были и свои уникальные черты, например:

    • вима – дополнительное алтарное разделение, образованное двумя столбами (это необычный прием для своего времени, который использовался только в Болгарии);

    • семиглавие храма, что символизировало семь Вселенских церковных соборов (у Киевской Софии было 13 глав, у Новгородской – 5).

    В ХI веке Полоцкая София стала грандиозным сооружением – 26,4 м в ширину, 31,5 м в длину и высотой 31 м, толщина стен достигала 2,3 м.

    В строительстве использовались плинфа (широкий и плоский обожжённый кирпич, являвшийся основным строительным материалом в архитектуре Византии и в русском храмовом зодчестве X- XIII вв.) и необработанные камни-валуны. Живописный рисунок на стенах создавала кладка в технике «утопленного» ряда.

    Современный облик собор в Полоцке получил в XVIII веке: по замыслу Яна Глаубица на берегу Двины появилась величественная одноапсидная базилика двумя башнями-колокольнями, развернутая фасадом в сторону реки.

    Роскошный интерьер внутри дополнили барочные колонны, лепные украшения и фигурные карнизы. На алтарном своде появилось барельефное изображение Троицы Новозаветной, а второй и первый ярусы украсили деревянная скульптура и роспись.

    До наших дней частично сохранились старинные фрески, в том числе изображения Спаса Нерукотворного и копия знаменитой работы Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».

    Большая реставрация собора была проведена в 70-80 годы ХХ века. А в 2010-2013-х в ходе реконструкции храма обновились кровля, фасад и оконные проемы.

    Достопримечательности вблизи Софийского собора


    Прямо возле собора установлен Борисов камень – это памятник средневековой культуры, памятник эпиграфики 12 века, один из самых старых сохранившихся на территории Беларуси объектов. Один из четырёх Борисовых камней Беларуси.

    Долгое время Борисов камень лежал на дне Западной Двины около деревни Подкостельцы (5 км от Полоцка) и появлялся из воды только в засушливые годы. В 1981 году камень был привезен в Полоцк и установлен около Софийского собора, где находится и по сей день.

    Борисов камень Софийского собора в Полоцке представляет собой огромный валун восьми метров в окружности. На камне вырублен шестиконечный крест длиной более полутора метров и надпись «ХС НИКА» и «Господи помози рабу своему Борису».

    Сегодня нет единого мнения по поводу надписи на камне. Так, одни утверждают, что полотчане, приняв христианство, никак не могли распрощаться с языческими обычаями и продолжали поклоняться этому камню, потому князь Борис и повелел высечь на нём крест и надпись. Другие называют Борисовы камни памятниками военных действий Бориса Всеславовича, третьи же связывают надпись с голодными временами 1127-1128 годов.

    Долгое время эта достопримечательность Беларуси считалась единственным уцелевшим в Беларуси Борисовым камнем. Однако это не так и сегодня известно четыре Борисовых камня, сохранившихся на территории Беларуси. Один из них находится в деревне Друя Браславского района, второй – в музее-заповеднике «Коломенское» в Москве, третий, «Воротишкин крест», – в деревне Камено Минской области, ну а четвертый – в Полоцке.

    Борисов камень в Полоцке хранит в себе много необъяснимого и загадочного. Кто-то верит в его целительные свойства, кто-то - в то, что камень исполняет желания. Но в то, что камень обладает особой энергетикой, убежден каждый. Зачастую можно наблюдать, как жители города и туристы, выбравшие отдых в Полоцке, приезжают к Борисову камню, загадывают желания, ходят вокруг камня, прикладываются к нему. Насколько это помогает в исполнении желаний, неизвестно, но то, что прикосновение к Борисову камню позволяет почувствовать связь с древним городом Полоцком – факт.

    Кроме того, в  древнем Полоцке сохранилось много памятников исторического и архитектурного наследия, большинство из которых – православные святыни. Например, целый комплекс культовых сооружений, связанных с именем белорусской просветительницы Ефросинии Полоцкой:

    • Спасо-Ефросиниевский (Спасский) монастырь (XII – XX вв.);

    • Спасо-Преображенский храм, который в 1161 году по заказу Ефросинии построил зодчий Иоанн. Сегодня это самый древний памятник полоцкой школы зодчества, где хранится величайшая реликвия – Крест Ефросинии Полоцкой;

    • Евфросиниевская трапезная церковь;

    • Крестовоздвиженский собор.



    Заключение


    В настоящее время Софийский собор – один из крупнейших культурных центров Беларуси. Здесь совершаются богослужения и обряды, проходят экскурсии, концерты и творческие вечера.

    Софийский собор как музей истории архитектуры и концертный зал входит в состав Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.

    Музей истории архитектуры Софийского собора открылся в 1987 году. В его экспозиции представлены редкие экспонаты, повествующие об истории храма, особенностях архитектуры и его последней реставрации. Среди них – фрагменты кладки ХІ века, фундамент и фресковые росписи конца ХІ века.

    Для самостоятельного посещения музея разработан аудиогид на белорусском, русском и английском языках, а также путеводитель с планом собора и картой Полоцка.

    В 1983 году впервые слушателей собрал концертный зал в Софийском соборе, который славится своей великолепной акустикой, а с 1985 года здесь звучит орган.

    Ведущих белорусских и зарубежных музыкантов ежегодно объединяют уникальные культурные проекты в Софийском соборе:

    Международный фестиваль старинной и современной камерной музыки (март-апрель);

    Международный фестиваль органной музыки «Званы Сафіі» (ноябрь-декабрь).

    Каждое воскресенье в 15.00 для туристов и почитателей классики проходят концерты органной музыки (в год их более 300).

    Литература


    1. Алексеев Л.В. По Западной Двине и Днепру в Белоруссии. - М.: Искусство, 1974.

    2. Грабарь И. История русского искусства. - М.: ИДДК, 1910.

    3. Слюнченко В.Г. Полоцкий Софийский собор историко-архитектурный очерк, - М.: Полымя, 1987.

    4. Ткачев М.А. Замки Белоруссии, - Б.: Полымя, 1987.


    написать администратору сайта