Главная страница

Солидарность может иметь место только в том случае, если образ другого соединяется с нашим6. Когда оба представления сливаются то они солидарны. Но в разделении труда они различны и находятся вне друг друга


Скачать 18.19 Kb.
НазваниеСолидарность может иметь место только в том случае, если образ другого соединяется с нашим6. Когда оба представления сливаются то они солидарны. Но в разделении труда они различны и находятся вне друг друга
Дата20.12.2021
Размер18.19 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаl.hrutqv.docx
ТипРегламент
#311430

Солидарность может «иметь место только в том случае, если образ другого соединяется с нашим»[6]. Когда оба представления сливаются – то они солидарны. Но в разделении труда они различны и находятся вне друг друга. В дальнейшем, проверяется гипотеза о роли разделения труда. «Общественная солидарность – чисто моральное явление, не поддающиеся само по себе ни точному наблюдению, ни особенно измерению»[7]. Дюркгейм находит в «праве» существенные разновидности социальной солидарности. Нравы регламентируют не точные и неопределенные социальные отношения, в то время как право решает проблемы точные и определенные.

Изучение солидарности непосредственно относится к социологии. «Это социальный факт, которого можно основательно изучить только через посредство его социальных последствий»[8]. Но солидарность, несмотря на то, что она является социальным фактом, зависит от индивидуального организма: необходимо, чтобы мы давали ей существовать.

Коллективное сознание представляет собой совокупность верований и чувств, присущих всем членам группы, либо коллектива. Солидарность, которая вытекает их сходств, существует тогда, когда коллективные сознание «покрывает» наше сознание и совпадает с ним. Но при этом наша индивидуальность теряется. Индивидуальная личность поглощается коллективной. Чтобы этого не происходило, необходимо в части индивидуального сознания установились специальные функции, «которых оно не может регламентировать». Но коллективные представления имеют особенность становиться всё менее определенными, а его формы – менее точными, абстрактными.

В следующей главе Дюркгейм разделил юридические правила согласно различным санкциям на два вида. Первый вид «принижает» индивида, наносит ущерб его имуществу, жизни, свободе, имеют репрессивный характер. Это случай уголовного права. Второй вид – «необязательно влекут за собой страдания индивида, они состоят только в восстановлении прежнего порядка вещей»[9]. Второй вид охватывает все остальные права: конституционное, процессуальное, гражданское и так далее. Таким образом всё это разделяется на репрессивные и на рестутивные санкции.

Далее, Эмиль Дюркгейм вводит понятия как положительная и отрицательная солидарность. Отрицательная солидарность «не производит само по себе никакой интеграции» и в ней нет «ничего специфического». Поэтому автор обращает внимание на положительную солидарность и выделяет в ней два вида. Она связывает индивида напрямую с обществом, без посредничества. Общество «есть более или менее организованная совокупность верований и чувств»[10]. И сильна она только тогда, когда общие стремления и понятие в группе, превосходят личные стремления, присущие каждому члену группы. Такая солидарность «возрастает в обратном отношении к индивидуальности»[11].

Механическая солидарность слабее связывает людей, чем солидарность органическая. Социальные связи имеют свойство изменяться и их силы зависят прежде всего от отношений между коллективным и индивидуальным сознанием, от интенсивности коллективного сознания. Таким образом, эволюция общественного сознания прогрессирует менее заметно, чем индивидуальное сознание.

Важная функция разделения труда, отмечает автор, состоит в том, что «именно разделение труда все более и более исполняет роль, которую некогда исполняло общее сознание», именно оно «оставляет вне сферы своего действия большую часть социальных явлений»[12].

«Согласно наиболее распространенной теории, причина разделения труда коренится исключительно в непрерывно растущем стремлении к счастью, присущем человеку».[13] Если бы так было, то человечество уже давно пришло бы в состояние равновесия и не требовало бы никаких изменений. Если говорить в общем, то человек счастлив, когда он здоров. Счастье человека ограничивает он сам в соответствии с его потребностями и возможностями. Однако физические способности не могут развиваться бесконечно, они имеют предел. Что касается разума, то он тоже имеет некоторую границу, которая изменялась со временем. Также и нравственность характерна для определенного времени и общества. Нельзя обществу навязать чужие нравы.
Фактор наследственности. Данный фактор, согласно Дюркгейму, теряет свою власть в ходе эволюции, поскольку одновременно установились новые способы деятельности, не зависящие от ее влияния. Чем специфичнее способности, тем труднее они передаются. Если же им удается перейти от одного поколения к другому, они не могут не потерять своей силы и определенности. Относительное значение наследственности уменьшается по мере того, как доля индивидуальных приобретений становится все значительнее. Чем выше поднимается цивилизация, тем более она «освобождает тела»; она становится все менее органическим и все более социальным явлением.

Разделение труда порождает юридические правила, определяющие природу и отношения разделенных функций. Каждый из этих сводов юридических правил сопровождается сводом моральных правил, причем для каждой профессии существует своя профессиональная мораль. Правила профессиональной нравственности и права вынуждают индивида действовать ради достижения целей, не совпадающих с его собственными, делать уступки, идти на компромиссы, считаться с интересами более высокими, нежели его собственные. Выполняя определенную функцию, семейную или социальную, человек включен в сеть обязанностей, от которых он не имеет права уклониться. Общество «приучается» смотреть на составляющих его членов не как на вещи, на которые оно имеет право, а как на сотрудников, без которых оно не может обойтись и по отношению к которым у него есть обязанности .

Разделение социального труда отличается от разделения физиологического труда одной существенной чертой. В организме всякая клетка играет свою определенную роль и не может изменить ее. В обществе занятия никогда не были распределены таким неподвижным образом. По мере того как труд все более разделяется, свобода смены ролей увеличивается. Прогресс имеет следствием то, что жизнь становится более сложной и гибкой.

По Дюркгейму религия - это солидарная система верований и практик, которая объединяет людей в «моральную общность» (церковь). Религия создается обществом, каждый тип общества формирует свою религию. Дюркгейм изучал закономерности коллективного религиозного сознания. Функция религии заключается в том, чтобы «помогать человеку жить», она определяет социально приемлемые образцы поведения, способствует «сдерживанию индивидуально эгоистических порывов личности». Именно религия, по мнению Дюркгейма, породила мораль, науку и искусство. Социолог предложил теорию религии без Бога. Дюркгейм обратил внимание на то, что изменения условий жизни людей приводят к замене одних религиозных верований и обрядов на другие.

[7] Дюркгейм Э, О разделении общ. труда, М., Канон, 1996 г., стр. 73.

[8] Дюркгейм Э, О разделении общ. труда, М., Канон, 1996 г., стр. 74.

[9] Дюркгейм Э, О разделении общ. труда, М., Канон, 1996 г., стр. 76.

[10] Дюркгейм Э, О разделении общ. труда, М., Канон, 1996 г., стр. 137.

[11] Дюркгейм Э, О разделении общ. труда, М., Канон, 1996 г., стр. 138.

[12] Дюркгейм Э, О разделении общ. труда, М., Канон, 1996 г., стр. 181

[13] Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996 — 238 с.


написать администратору сайта