Главная страница
Навигация по странице:

  • Нация и этнос, нация наций, народность – это одно и то же

  • ВАК Новая статья. Соотношение этнического и конфессионального компонентов в Республике Дагестан


    Скачать 36.52 Kb.
    НазваниеСоотношение этнического и конфессионального компонентов в Республике Дагестан
    Дата21.05.2022
    Размер36.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВАК Новая статья.docx
    ТипДокументы
    #541799

    Соотношение этнического и конфессионального компонентов в Республике Дагестан

    Дагестан – это уникальная республика Российской Федерации, где на небольшой территории проживают 30 коренных народов и около 100 представителей других народностей. Представители всех народов пользуются равными правами и свободами, имеют равные обязательства перед государством и обществом, поэтому собирательный образ «дагестанцы» относится в равной степени ко всем жителям нашего горного края. В предыдущей Конституции республики был закреплен правовой статус этносов на представительство в органах власти. С приведением Конституции в соответствие с федеральным законодательством это положение было исключено. Однако в законе «О выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан», принятом в соответствии с новой Конституцией, предусмотрено представительство народов косвенным образом через региональные избирательные группы. Таким образом, игнорировать эту особенность Дагестана невозможно. Именно гармония межнациональных отношений в конечном счете является основой стабильности гражданского общества в Дагестане.

    Определенный этнический баланс наблюдается среди руководителей наиболее крупных предприятий республики, руководителей республиканских министерств, федеральных органов исполнительной власти в Дагестане. Эта система противоречит нормам федерального российского законодательства,  но тем не менее сохраняет в Дагестане гражданский мир.     

    Сама по себе система этнического квотирования не решает проблему на перспективу, а консервирует её и даже дает возможность укрепления националистических тенденций на базе существующих политических механизмов. Начиная с 1992 года некоторые горячие головы предлагали федеративное переустройство Дагестана в составе РФ, даже выступали за разделение Дагестана на самостоятельные государства по количеству проживающих в нем народов. Проблема суверенитета привела к росту национального самосознания, которое нашло отражение в национальных движениях Республики Дагестан. Первоначально национальные движения возникли как гуманитарные, просветительские, культурные центры, преследующие цель возрождения культуры, языка, традиций своих народов. Но уже на начальном этапе существования наметилась тенденция к их политизации.

    Муху алиев: «Условия Дагестана уникальны, неповторимы. Если нас что и спасет от опасных национальных раздоров, так это наша многонациональная общность, унитарность, которая, можно сказать, федеративна по своей природе».

    В своё время по этому поводу М.Г. Алиев писал: «Условия Дагестана уникальны, неповторимы. Если нас что и спасет от опасных национальных раздоров, так это наша многонациональная общность, унитарность, которая, можно сказать, федеративна по своей природе».

    Вообще Дагестан исторически является ярким примером межнационального согласия, мира и веротерпимости, т.к. имеет полуторатысячелетний опыт мирного проживания народов, сохраняющих свои культурные традиции, религии, обычаи, образцы толерантного поведения. Живя в течение многих веков в полиэтничной среде, народы Дагестана выработали уникальный опыт взаимодействия между собой и другими соседними народами. В начале 90-х годов прошлого столетия Дагестан характеризовался сложной межнациональной обстановкой. Массовый отъезд русскоязычного населения из республики, политические убийства и террористические акты, появление чуждого для дагестанских верующих экстремистского течения «ваххабизм», низкий уровень жизни населения, высокий уровень безработицы, возникновение национальных движений, преследовавших свои узконациональные интересы, вносили дестабилизацию в политическую жизнь дагестанского общества, и до настоящего времени многие из этих факторов влияют на этнополитическую ситуацию в республике.

    Дагестан, в отличие от множества иных регионов Российской Федерации, никогда не знал на своей территории межнациональных полномасштабных войн в обычном смысле этого слова. Отдельные межнациональные стычки локального характера, конечно, были, но именно войн – не было. Существовала определенная этническая напряженность, например, чеченцы-аккинцы требовали освобождения своих исконных земель, заселенных лакцами и аварцами после репрессий 1944 г.; кумыки считали неоправданно большим приток горского населения в низменные районы; лезгины, проживающие на юге республики, выступали за создание автономного образования, объединяющего территорию южного Дагестана с северными районами Азербайджана, традиционно населенными лезгинами.     

    При всем этом в 1999 году Дагестан отверг идею отделения от Российской Федерации и отказался поддержать национальных сепаратистов, сконцентрировавшихся на территории Чеченской Республики, оказав им вооруженный отпор. Народы Дагестана на практике продемонстрировали стремление сохранить мир и согласие в республике и нежелание выхода из состава Российской Федерации, нарушая её государственную целостность.

    Анализ основных особенностей межэтнического и межконфессионального взаимодействия дагестанских народов показывает, что в республике существуют основы для согласия в обществе в виде общности исторических судеб, близости культурных традиций проживающих в Дагестане народов, развитости культурных механизмов, регулирующих межэтническую напряженность и конфликты. Исторически на Кавказе маслиат (терпение, терпимость) всегда являлся универсальным механизмом согласования интересов и мирного разрешения спорных вопросов. Именно маслиат приводит к отказу от насильственных мер как крайности, предотвращает доведение конфликта до необратимости. Обеспечивая согласованное сосуществование людей, маслиат символизирует их взаимную человеческую связанность, терпимость друг к другу.

    Человек, общающийся с представителем другой национальности, обязательно должен не ущемлять национальные интересы, достоинство, гордость того народа, с представителем которого ему приходится общаться. Он должен учитывать особенности культуры, этики, психологии этого народа, с уважением относиться к исторической памяти нации, национальному языку, религии, традициям и обычаям. Достигая высокого уровня межнационального общения, мы приобретаем мощный фактор гуманизации социальных отношений, очищения от какого-либо негатива в общении с людьми другой национальности.

    На территории Дагестана издревле сложились такие обычаи, как побратимство, посестринство, аталычество (некровное родство), собственно национальные ценности в сознании большинства дагестанцев оказались как бы менее  значимыми, чем государственные или личностные. Отсюда, видимо, берет истоки и стремление дагестанцев признавать приоритет ценности человеческой личности, по сравнению с национальными ценностями, выразившимися в формировании указанных традиций.

    Большинство северокавказских культур относятся к типу трудно модернизируемых, их характеризует стремление к сохранению привычного уклада жизни. Этносоциологические исследования всегда фиксировали высокую значимость традиционного компонента для самосознания народов Дагестана. Общепринятыми критериями традиционализма являются устойчивость традиционных социальных институтов, сила связи с прошлым, сопротивление переменам.

    Активное возрождение на Северном Кавказе традиционных социальных институтов свидетельствует о тяготении северокавказских культур к прошлому. Связь с ним активно осуществляется посредством религии, которую С. Московичи назвал способом воскрешения коллективной памяти.

    Особенность современной религиозной ситуации на Северном Кавказе состоит в том, что возрождение духовной, религиозной культуры и традиций, тесно связанных с широко распространенными национальными обычаями, обрядами, и религиозную консолидацию некоторые общественно-политические силы, национальные движения пытаются использовать в своих интересах для достижения различных политических целей. Это относится как к исламу, так и к христианству – религиям, исповедуемым большинством народов Северного Кавказа. «…Все возрождающиеся обычаи, традиции, праздники имеют, как правило, религиозный характер, определяемый синтезом православия или мусульманства с местными верованиями».

    Для Республики Дагестан, в которой проживают на сравнительно небольшой территории представители стольких национальностей и конфессий, это вполне закономерно.

    Разрушение политических, хозяйственных, социальных, идеологических основ прежнего единства вынуждало многих людей искать новые опоры жизнедеятельности, устойчивые связи и отношения, опираясь на которые можно было бы обеспечить себе выживание или надежду на благополучие в новых условиях. Последними из таких основ всегда были кровнородственные, национальные и религиозные связи. C одной стороны, современная религиозная ситуация в Дагестане характеризуется резким ростом общественного интереса к религии и её влиянием на все стороны жизни общества, с другой стороны – количественное возрождение ислама не дает заметного прогресса в нравственной, духовной жизни мусульман.  Ислам стал частью культуры и образа жизни дагестанцев, здесь трудно провести грань между религиозными и национальными особенностями. Этнические различия, существовавшие между народами Дагестана до принятия ислама, уступили место мусульманской интеграции и возникновению межэтнического пространства на базе исламского правоверия. Все эти процессы в конечном итоге способствовали сближению народов Дагестана. Именно на базе исламской солидарности в Дагестане сложились объективные условия и субъективные факторы для создания союза дагестанских народов как единого неделимого целого.

    Вопросы конфессиональной принадлежности и этнической самоидентификации, этнической вовлеченности и т.п. весьма противоречивы и неоднозначны. Человек может идентифицировать себя с этнической общностью, но не иметь никакого желания  сохранять этнический язык или обычаи. Основные тенденции формирования связей между религией и этносом проявляются в сфере взаимодействия конфессиональной и этнической специфики. При этом,  с одной стороны, этнические явления в течение длительного взаимодействия впитываются культом и «конфессионализируются», а с другой стороны — религиозные обычаи и традиции, проникая в национальные формы общественной жизни, приобретают характер этнических явлений или «этнизируются». Большинству дагестанцев свойственна позитивная этническая идентичность, которая является основой для этнической толерантности. Позитивный образ своего народа проявляется в общей удовлетворенности её представителей своей этнической принадлежностью. А люди, позитивно оценивающие собственную этническую группу, чаще всего не проявляют негативного отношения к представителям других этнических групп.

    Причины активизации религиозного фактора и возрастания его роли в общественной жизни и сознании людей на сегодняшний день едины для всех вероисповеданий. К основным из них относятся: изменение социально-политических, идеологических условий жизни в стране; появление возможности культурного плюрализма; стремление религиозных организаций к повышению своего статуса в социально-политической и духовной жизни общества, к оказанию моральной помощи народу, терпящему бедствие, в условиях ухудшения материального положения; общая нестабильность в социально-экономической сфере; быстрая урбанизация и рост маргинальных слоев населения и другие.

          Как показал социологический опрос, проведенный Региональным центром этнополитических исследований ДНЦ РАН в 2007 году, в рамках которого было опрошено 300 респондентов, представляющих разные социальные, этнические, конфессиональные, возрастные, профессиональные и т.д. группы, религиозный фактор в современном Дагестане все еще играет существенную роль.  

    В целом, можно сказать, что большинство дагестанцев независимо от их национальной и конфессиональной принадлежности придерживаются идеи единого Дагестана в составе Российской Федерации. В основу Конституции Республики Дагестан легли три главных принципа: Дагестан – един и неделим; Дагестан – в составе России; у каждого народа есть свои интересы, но их решение без учета интересов дагестанцев невозможно. Следует отметить, что все эти три пункта гласно или негласно, осознанно или неосознанно, во всяком случае в настоящее время поддерживаются большинством дагестанцев независимо от политических симпатий и антипатий, национальной и религиозной принадлежности.

    Этническое многообразие и поликонфессиональность, характерные как для Северного Кавказа, так и для Дагестана в частности, сами по себе не являются причинами конфликтогенности. Нельзя не согласиться со словами Ю.А. Жданова, что Кавказ – это солнечное сплетение культур, этносов, многообразия различных народов. На Кавказе сошлись все крупнейшие конфессии мира: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Их взаимодействие и переплетение привели к тому, что духовная культура кавказских народов представляет собой сложнейшее синкретическое явление. И очевидно, что без учета всех особенностей и своеобразия религиозных и национальных компонентов практически невозможно строить диалог культур, невозможно их сотрудничество и формирование толерантности в целом, которая характеризуется в проявлении терпимости и уважительного отношения к другим людям, независимо от их этнической и религиозной принадлежности. Она предполагает право представителя каждого этноса и вероисповедания на свободное выражение своих взглядов и реальное равноправие людей в практической жизни, которое проявляется в том, что человек, не отказываясь от своих убеждений, одновременно относится благожелательно к мнениям других людей.

    Недопустимо также отрицательное отношение к человеку только на основе его принадлежности к какой-либо национальной или религиозной группе. Межконфессиональные отношения, складывающиеся в соответствии с религиозным сознанием, могут иметь различный характер, а именно: солидарности, терпимости, конкуренции, конфликта, борьбы, фанатизма. Общей массе дагестанцев, живущих в уникальном регионе Российской Федерации по своей культуре, истории, геополитическому положению, широкому спектру представленных здесь этнических групп и конфессий, присущи взаимное уважение, доброжелательность и терпимое отношение к иным социальным, этническим и религиозным группам.

    Управлять сообществом немудрых специалистов гораздо проще, чем иметь дело с людьми мудрыми, искушенными, отягощенными жизненным опытом, обладающими определенным мировоззрением. Видимо, поэтому некоторые лидеры науки и Минобразования страны стремятся избавиться от общественных наук, в частности философии. Это не представляет собой какую-то новую тенденцию. Все это было на протяжении веков, менялись лишь формулировки. Сегодня появляется новая мотивация для еще более абсурдных решений. К таким можно отнести отступление от классических принципов в науке в сообщении министра образования. В марте 2013 г.
    Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов заявил, что он не возражает против того, чтобы кандидатский экзамен по философии был отменен. Заявление вызвало недоумение многих ученых Дагестана. Такие легкомысленные решения по философии приведут к ослаблению позиции многих общественных наук, философских проблем, по обеспечению прочного национального и межнационального мира.
    С этим связаны и слабая разработка этнической, межнациональной тематики в нашей науке, и проблема сохранения этнокультурной самобытности народов, а также развития национальных языков и культур народов.
    Российскому и дагестанскому обществам необходимо усилить работу по повышению авторитета, значимости общественных наук, в том числе философии, их популяризации и просвещения общественности, по воспитанию у молодых ученых интереса к фундаментальным проблемам. Надо помнить, что задачей науки является не только обслуживание сиюминутных потребительских желаний общества, но и будущее благополучие страны, укрепление единства российских, в том числе и дагестанских, народов.
    Видимо, поэтому Президент РФ В.В. Путин озабочен межнациональной ситуацией, безопасностью страны, разработкой стратегии государственной национальной политики.
    В 2012 г. принята Стратегия государственной национальной политики РФ до 2025 г. – система современных приоритетов, целей, принципов, основных направлений, задач и механизмов реализации государственной национальной политики РФ. Стратегия разработана в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности России, обеспечения прав и свобод граждан, повышения гражданского самосознания и этнокультурного развития народов России. Правительством РФ принят также план мероприятий по реализации Стратегии в 2013–2015 годах. В плане 12 разделов и 82 пункта, охватывающих все сферы деятельности государства. Из этого плана можно понять, что за ближайшие пару лет власть намерена нанести серьезные удары по экстремизму, национализму и ксенофобии.
    В соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии намечается проведение массовых культурных, политических, спортивных мероприятий, большого количества фестивалей, круглых столов, планируется снять множество фильмов, а также обучить чиновников действовать с учетом многонационального разнообразия страны.
    Первый раздел плана касается властных структур, которым предстоит совершенствоваться. Например, претворить в жизнь подготовленную Минрегионом РФ программу укрепления единства российской нации. Осенью аналогичные программы должны быть разработаны на региональном уровне. Ежегодно будут проводиться всероссийские и окружные совещания для тех чиновников, которые отвечают за национальный мир и противодействие национализму и экстремизму. К этой работе будут подключены работники культуры и общественные организации.
    Второй раздел – деятельность власти по обеспечению равных прав для всех граждан вне зависимости от их национальной и конфессиональной принадлежности.
    Третий раздел – укрепление духовной общности и единство российской нации. Планируется проведение разнообразных фестивалей, праздников, памятных дней, фотовыставки «Многонациональная Россия».
    Следующий раздел – «Обеспечение национального мира и согласия, гармонизация межэтнических отношений». Намечается проведение работ по предупреждению и ликвидации конфликтов. Планируется в конце 2014 г. издать указ Президента РФ о Стратегии противодействия экстремизму в РФ и в 2014–2015 годах провести международные политические форумы «Российский Кавказ».
    Главный раздел – создание социально-экономических условий для реализации эффективной нацполитики. Для решения этноконфессиональных отношений будут выделены гранты, проведены фестивали, конкурсы, сняты кинофильмы, организованы телепередачи, созданы условия для туристов.
    Раздел направлен на работу с подрастающим поколением: активное участие волонтеров (добровольцев), выезды молодежи в города-герои, новые образовательные стандарты и т.п.
    VI. Отдельным разделом идет поддержка русского языка.
    VII раздел. Планируется подготовка закона, определяющего успешную адаптацию в российском обществе мигрантов. Финансирование мероприятий будет осуществляться из федерального бюджета. Информационное обеспечение будет осуществлено через Интернет и государственные СМИ.
    Если все намеченное в правительственном плане будет выполнено, то президентская Стратегия нацполитики добьется больших успехов и в стране разрешатся межнациональные проблемы.
    Данный план по реализации Стратегии государственной национальной политики РФ предусматривает мероприятия по усовершенствованию жизни россиян, в том числе и дагестанцев.


    Нация и этнос, нация наций, народность – это одно и то же?
    В Стратегии указано, что она носит комплексный межотраслевой социально-ориентированный характер, призвана развивать потенциал многонационального народа РФ (российской нации) и всех составляющих его народов (этнических общностей).
    В переходный период в Дагестане, да и в России, СМИ, впрочем и политики, философы, слабо проявляют себя по теории национальной тематики. Категории «нация», «этнос», «народность» являются стрежнем, скрепляющим ткань уникальной проблемы национальной политики. Вот как раз этот стержень разного рода провокаторы и наши противники всеми силами будут вырывать из Стратегии государственной национальной политики. Слишком длинна и кровава историческая дорога национального радикализма, вылившаяся в терроризм, фашизм и прочие опаснейшие для человечества идеологии и практики. Поэтому необходимо решить проблему на высоком научном уровне, а не давать современным лжетеоретикам фальшивыми разговорами порождать запутанную теорию.
    Вышеуказанные категории (нация, этнос, народность) имеют различные содержания. Мое мнение по трактовке этих терминов следующее. Во-первых, этнос – это наша поздняя советская и постсоветская инновация (неологизм). В мировой науке и мировой политической науке такой категории нет. Есть понятие «этничность» – форма самосознания, чувство принадлежности к определенной культурной традиции, к той или иной общности. Этнос – коллективное тело, вечная, изначальная единица человечества. Этносы бывают старые, молодые. Они живут своей жизнью, переживают подъемы, упадки и смерть. В тело этноса могут проникать другие, вредоносные этносы, чтобы разлагать его изнутри. В нашей науке тоже нет документа, в котором бы фигурировало понятие «этнос». Есть понятия «национальность», «народы», «этнические общности» и «этнографические группы». Существуют разные региональные и историко-культурные сообщества, вроде казаков – со своими традициями, самосознанием, чертами культуры.
    Статистика наций и народностей страны и субъектов изменчива. То в России было 128 народов, потом стало 182, затем 193, то же самое происходит с народами в Дагестане. Но это не беда.
    Может возникнуть проблема в другом. Некоторые законодатели предлагают закрепить право граждан указывать двойную принадлежность к тем или иным национальностям. Если человек вырос в семье, где у отца и матери разные национальности, то он может быть двунациональным (например, русским и татарином). Такова и мировая практика при проведении переписи населения.
    Понятие «нация наций» ввел в теорию и практику директор Института этнологии и антропологии РАН, академик Валерий Тишков, чтобы считать российский народ «нацией наций». Но при этом не происходит никаких стираний индивидуальных национальных черт или этнической общности. Например, Наполеон Бонапарт был и корсиканцем, и французом. В Испании есть понятия «испанская нация», «каталонская нация», а каталонцы – это часть испанской нации. В.Тишков утверждает, что «Россия – это многонациональная нация, мы – многонациональный народ». Таким образом, мы стали бы ближе к гражданской нации, сложенной из представителей разных народов.
    При этом нельзя не вспомнить и ту крупную социально-политическую ошибку руководства КПСС и Советского государства, когда в условиях «зрелого социализма», надеясь на сложившееся социально-политическое единство и пренебрегая природно-этническими особенностями народов СССР, они провозгласили образование искусственного общественного явления – «советского народа как новой исторической общности людей».
    И в наши дни, не учитывая природно-климатической обусловленности, их автохтонности, аборигенности, оперируя лишь количественным показателем, мы не поймем ни собственных этнонациональных проблем, ни проблем Грузии, Украины, Таджикистана и многих других стран. Благодушная идея отдельных наших ученых создать в стране необходимые условия для обеспечения полного равенства народов, как нетрудно догадаться, может явиться утопической идеей.
    Подытоживая сказанное, хочется отметить, что в последние годы от понятий расовых, этнических образований – раса, род, племя, народность, нация – во многих странах отказались, считая, что у них создано гражданское демократическое общество. И наука отошла от теории нации. То же происходит ныне и в России, и на Северном Кавказе, в том числе и в Дагестане. Так, графа «национальность» стала вымирать и из пятой графы паспорта, и из судебно-следственных документов. Нынешняя молодежь в общем-то оставлена без внимания. Не отсюда ли и разброд в умах молодежи, часть которой окажется опять «в лесах», «на Манежной площади», «на улицах Санкт-Петербурга»? Создается впечатление, что закладывается почва для постепенного стирания в сознании подрастающего поколения таких ценностей, как национальный дух, национальная самобытность и т.п.
    Мы должны помнить из истории советского периода, что на земле живут миллиарды (6) людей и среди них нет двух одинаковых, даже среди близнецов. Особенно сильно заметны телесные различия между территориальными группами. Такое различие называется расовым. Раса – это исторически сложившаяся в определенных географических условиях группа людей, обладающая некоторыми общими наследственно обусловленными морфологическими и физиологическими признаками. Выделяются три большие расы: негроидная, европеоидная и монголоидная, которые делятся на более мелкие.
    Формой более широкой этнической общности и общественной организации, свойственной первобытнообщинному строю, является племя. Оно возникло в период развитого родового общества из рода как основной общественной ячейки. Племя обладало теми же признаками, что и род, и правомерным является общее понятие «родоплеменная общность людей».
    Народность. Народности формируются из различных племен, которые, однако, не входят в них в качестве составных частей, вытесняются «старые кровнородственные объединения». Народность – историческая общность людей, возникающая из отдельных племен при распаде родоплеменных отношений на ранней стадии феодализма.
    Нация. Возникновению нации предшествовали стадо, род, племя, народность. Нация – социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи, сложившаяся в результате становления государства.
    Факты – вещь упрямая, и от перемены слагаемых сумма не меняется. Хочется верить, что не зря Президент РФ В.В. Путин сам взялся за национальные вопросы.

    Регулирование межнациональных отношений
    Республику Дагестан представляют около 100 национальностей, из них – более 30 коренных народностей. Дагестан – уникальное созвездие народов: это аварцы, агулы, азербайджанцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, ногайцы, русские, рутульцы, табасараны, цахуры, чеченцы-аккинцы и др. Площадь республики составляет 50,3 тыс. кв. км, а проживает в ней 3 млн человек.
    Дагестан – край высокой культуры, древних уникальных традиций, адатов, самобытного искусства, известных ученых, политиков, поэтов¸ художников, мастеров. Известностью во всем мире пользуются дагестанские канатоходцы, танцевальный ансамбль «Лезгинка».
    Дагестан – своеобразный мост между мусульманским Востоком и христианской Европой, между земледельческим Югом и кочевым Севером. Находясь на границе этих миров, развиваясь по своим собственным законам, Дагестан часто оказывается в орбите глобальных культурно-исторических связей между Западом и Востоком. Край тем и прекрасен, что является своеобразным мостиком, соединяющим разные миры и цивилизации.
    Дагестанская культура и история находились в процессе постоянного укрепления и расширения тысячелетних связей между народами. Межэтнические контакты способствовали формированию у дагестанских народов единых норм культуры, уклада жизни, общения, поведения при сохранении специфических особенностей каждого из них.
    Как в России, так и в Дагестане важной проблемой является реализация государственной политики в сфере межнациональных отношений. Но свои межнациональные проблемы вне России народы Дагестана решить не смогут. Кроме того, ни один дагестанский народ не претендует на решение своих проблем через ущемление прав других народов.
    Когда решаются вопросы межнациональных отношений и национальной политики, особенно важна координация действий всех государственных структур, органов местных самоуправлений и общественных организаций. Исходя из этого, 30 июля 2013 г. в Махачкале прошло совместное заседание коллегий Министерства по национальной политике РД, Министерства печати и информации РД и Комитета по делам молодежи Дагестана, посвященное информационному сопровождению реализации государственной политики в сфере межнациональных отношений. В работе заседания коллегии приняли участие руководители заинтересованных министерств и ведомств, главы муниципальных образований, депутаты Народного Собрания РД и работники средств массовой информации РД.
    В докладах и выступлениях участники коллегии затронули самые важные вопросы этноконфессиональных отношений. Миннац РД во взаимодействии с заинтересованными госорганами реализует комплекс мер, направленных на совершенствование работы органов государственной власти по предупреждению межнациональных конфликтов, включая проведение системного мониторинга состояния этноконфессиональных отношений. Создана база данных по конфликтным ситуациям в РД.
    31 июля 2013 г. зам. Председателя Правительства РД Р. Джафаров провел совещание, на котором обсудили вопрос о подготовке программы на 2014–2017 годы по возвращению русскоязычного населения в республику. В своем выступлении Р. Джафаров отметил, что за последние годы из республики уехало 85,5 тыс. русских, а осталось – 104 тыс. Он обратился к участникам совещания с просьбой высказать свои предложения по разработке программы. Предложения были разного характера, в том числе и о необходимости выяснения сегодняшней ситуации, количестве приезжающего и убывающего русского населения, о возвращении в Дагестан в первую очередь специалистов современных отраслей и т.д.
    – Важнейшим приоритетом нашей политики, – подчеркнули на совещании, – остается сохранение межнационального мира и согласия. С этой целью в республике создана соответствующая нормативно-правовая база, приняты и приводятся в исполнение программы, направленные на развитие межнациональных отношений.
    Для реализации государственной политики в сфере межнациональных отношений значительная роль отводится и ее информационному сопровождению. В плане сохранения стабильных межнациональных отношений в Дагестане и российском государстве СМИ не в меньшей степени несут ответственность, чем органы государственной власти и местного самоуправления.
    Попытки националистов, ваххабитов, шовинистов и сторонников других течений, пытающихся создать межэтническую напряженность, религиозную нетерпимость, мы рассматриваем как вызов единству народов Дагестана, как угрозу для народов. Чтобы не допустить проявления подобных явлений и укрепить дружбу и единство народов Дагестана, следует предпринять следующие меры: добиться от органов власти, местных самоуправлений активного участия в противодействии политическому экстремизму и в укреплении единства народов; создать идейно-нравственную атмосферу, научно обосновывать категориальные понятия, относящиеся к межнациональным отношениям, запретить пропаганду расовой дискриминации; постоянно изучать межнациональную ситуацию и укреплять ее; решить проблему малочисленных народов; создать карту конфликтов и принять меры по их разрешению; улучшить социально-экономические условия народов; обеспечить безопасность русскоязычного населения Дагестана; принять закон «О языках народов Дагестана»; практиковать в республике проведение дней национальных культур, дней дружбы народов, фестивалей народов; создать условия, исключающие появление экстремистских настроений; разработать программу национально-культурного развития народов Дагестана; поднять статус Миннаца РД; принять меры по прекращению оттока населения с гор на плоскость.
    Для нормального общества межнациональные отношения – живой процесс, в котором надо участвовать на стороне позитивных сил и идей, способных предотвратить эскалацию этнического национализма и его формы – насилия. На вызовы национальных проблем должны компетентно реагировать власть и институты гражданского общества. Поэтому важно иметь во властных структурах в сфере межнациональных отношений квалифицированных управленцев.
    В заключение еще раз хотелось бы подчеркнуть, что за предстоящие два-три года ученым и политикам Дагестана, исходя из Стратегии государственной национальной политики Президента РФ, следует на научной основе дать определения категориям, понятиям «нация», «этнос», «народность», продумать проблемы укрепления всех составных частей государственности в республике, развития малого и среднего бизнеса, образующего средний класс, и соответствующего формирования гражданского общества, которое тесно взаимодействовало бы с государственными органами.


    написать администратору сайта