Мораль и право. Соотношение морали и права
Скачать 152 Kb.
|
Реферат на тему: «СООТНОШЕНИЕ МОРАЛИ И ПРАВА» СОДЕРЖАНИЕ:ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Понятие и сущность морали, нравственности и права 5 1.1Понятие и сущность морали и нравственности 5 1.2 Понятие и сущность права 12 Глава 2. Соотношение морали и права 17 2.1 Общие черты и различия между, правом и моралью, формы их взаимодействия 17 2.2 Проблемы соотношения права и морали 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29 Список использованных источников и литературы: 30 ВВЕДЕНИЕАктуальность темы реферата это изучение и анализ проблем, связанных с правом и моралью. Для этого ставятся задачи по исследованию понятия права и понятия морали, взаимосвязи и взаимодействия морали и права. Отношения в обществе регулируются различными социальными нормами, и особая роль среди них принадлежит праву и морали. Право вторгается в наиболее значимые, жизненно важные сферы общественного регулирования, со временем охватывая все больший спектр социальных связей. В то же время мораль пронизывает практически все многообразие отношений между людьми, неизбежно закрепляясь при этом во многих правовых нормах. История развития любой цивилизации свидетельствует, что право и мораль как составные части культуры общества органически связаны друг с другом. Правовая система государственно организованного общества закрепляет жизненно необходимые для него требования морали, нравственную культуру населения страны, исходит из того, что моральная основа права является важной составной величиной права. Исторически сложившееся общество требует строго определённой меры социального регулирования общественных отношений, которое осуществляется путём реализации различных социальных норм: норм права, морали, обычаев и т.д. Считается, что нормы права и морали – это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия. Объект исследования являются общественные отношения, отражающие закономерности соотношения моральных и правовых норм в правотворческом процессе, при правовом закреплением принципов гуманизма, свободы, равенства, справедливости, права человека на достойное существование и других принципов. Предметом является - соотношение права и морали в единстве, различии, взаимодействии и противоречии. Цель реферата рассмотреть методологические аспекты соотношения права и морали, а также особенностей их взаимодействия. Задачи: -изучить общие положения, дать понятие и обозначить сущность права и морали; -раскрыть вопрос о соотношении права и морали в их единстве, различии, взаимодействии и противоречии; -установить причины проблем, возникающих при соотношении права и морали. Методологические аспекты это сопоставление понятий права и морали, выяснение взаимосвязей между ними позволит более глубоко познать данные явления, что будет содействовать повышению морального уровня и укреплению правопорядка в процессе общественных взаимоотношений. Глава 1. Понятие и сущность морали, нравственности и праваПонятие и сущность морали и нравственности В историческом процессе, являясь формой общественного сознания, понятие морали менялось, не оставалось неизменным и представление о моральных нормах и оценках. Мораль, как и право, находится в циркуляции, постоянно изменяется, отражая уровень развития общества, его социальную структуру, национальные, бытовые, религиозные и экономические факторы. Мораль первобытного общества, эпох рабовладения, феодализма и современные нравственные представления во многом различны, а некоторые из них даже противоположны. В современном понимании, мораль – важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности. Приведенное определение отражает лишь наиболее общие черты морали. Фактически же содержание и структура этого явления глубже, богаче и включает в себя также психологические моменты – эмоции, интересы, мотивы, установки и другие слагаемые. В морали «выражены представления людей о добре и зле, справедливости, достоинстве, чести, трудолюбии, милосердии»1. Существует несколько научных определений морали: Термин «мораль» по содержанию – латинский аналог древнегреческого ethos (этика). В латинском языке есть слово «mos» (множественное число – «mores»), обозначающее нрав, обычай, моду, устойчивый порядок. На его базе Цицерон с целью обогащения языка образовал прилагательное «моральный» (moralis) для обозначения этики, назвав её philosophia moralis. Уже позднее, предположительно в IV веке, появляется слово «мораль» (moralitas), в качестве собирательной характеристики моральных проявлений. В словаре русского языка мораль определяется как «правила нравственности и сама нравственность»2, которые, в свою очередь, трактуются как «правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение». Мораль и нравственность – одно и то же. В научной литературе и в практическом обиходе они употребляются как идентичные. Впрочем, некоторые аналитики пытаются установить различия, предлагая под моралью понимать совокупность норм, а под нравственностью – степень их соблюдения, т.е. фактическое состояние, уровень морали. Мораль – предмет изучения этики; общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. Во всяком обществе действия громадного множества людей должны быть согласованны в совокупную массовую деятельность, при всем своем разнообразии подчинятся определенным общесоциальным законам. Функцию такого согласования и выполняет Мораль наряду с другими формами общественной дисциплины, тесно переплетаясь с ними и вместе с тем представляя собой нечто специфическое. Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни – в труде и быту, в политике и науке, в семье и общественных местах, хотя и играет в них неодинаковую роль. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. Роль морали в жизни общества и отдельной личности многочисленна. Трудно объяснить, почему существует нравственность, зато ясно, для чего она существует. Если для прочих земных обитателей образ жизни и судьба предписаны от природы, то человек - существо историческое - составляет свою судьбу сам. Для него нет раз и навсегда написанного закона. Кто есть человек, никогда не может быть решено окончательно, так как его история еще не завершена. Исследуя сущность морали, отмечают, что она возникает из социальной потребности в согласовании поведения индивида с интересами социального целого, в преодолении противоречия между интересами личности и общества. Мораль выступает как нормативное осознание такого рода противоречий, как ответ на эту социальную потребность. Функции морали: Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимодействии сформированных функций: - регулятивной - включает в себя оценочно-императивную, ориентирующую, отчасти коммуникационную (упорядочивая общение людей); - воспитательной - содержит в себе отчасти оценочно-императивную, мотивационную; - познавательной - содержит ориентирующую и прогностическую. Регулятивная функция: мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества, то есть не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям. Идет саморегуляция личности и саморегуляция социальной среды в целом. Особенно ее значение раскрывается по методу "от противного": общественное единство нельзя создать ни принуждением, ни даже законом. Отсутствие нравственной перспективы губит самые прекрасные экономические планы. То же и для конкретного человека: жизнь бессмысленна без активного личного творения этого смысла; так же, как и правильный жизненный путь никто тебе не укажет, пока ты не выберешь его сам. Познавательная: подчинена функции регулирования поведения, точнее, оценочно-императивной функции. Мораль интересует знание не само по себе (как науку), а знание, преломленное в ценностях или освещающее условия морального выбора. Эта функция морали не тождественна научному познанию. Она дает индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтения тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам. Итак, мораль дает возможность постижения человеческой судьбы, но не в качестве закона, а в качестве регулятивной идеи, ориентируясь по которой, можно построить свою жизнь. Это - сверхзадача, это знание того, что с объективной точки зрения знать нельзя. Ведь жизнь еще не завершена, а мы умудряемся судить о ней, не имея полной и точной информации. Достоверность наших суждений в морали обеспечена, как ни странно, их необъективностью. Чтобы понять нравственный смысл происходящего, надо изначально нравственно к нему отнестись; чтобы познать нравственную сущность человека, надо его любить. Заинтересованный взгляд на мир и людей дает возможность оценить их перспективы, получить целостное представление о смысле их и своей жизни. Воспитательная: мораль делает человека человеком. Потому-то нравственное воспитание всегда считалось основой всякого другого. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и "высшими" соображениями. При наличии такой способности к самоопределению человек может не только выбирать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать ее, т.е. самосовершенствоваться. Все конкретные достоинства, которые мы находим у нравственно воспитанной личности, вытекают из фундаментальной ее способности поступать как должно, исходить из ценностных представлений, сохраняя при этом свою автономию. В системе человеческих ценностей нравственность занимает совершенно особое место. Моральное сознание детерминирует поведение людей и их взаимоотношения - межличностные, групповые, социальные. Нравственный критерий применим в качестве оценочного основания ко всем областям человеческой деятельности. Трудно провести черту, разделяющую поток времени на две неравные части: до и после возникновения нравственности. Еще труднее определить сам момент озарения человечества светом нравственных представлений. Становление - это всегда процесс. Становление моральных представлений, норм, принципов, традиций, ставших первоначально единственным регулятором человеческих отношений, - длительный, сложный и противоречивый процесс. Появление морали трудно переоценить; любая активная форма человеческой деятельности нуждается в нравственных критериях оценки, отсутствие таких критериев или несоответствие им может свести на нет самые грандиозные успехи практической и научной деятельности, политики, экономики, идеологии. Нравственные представления человека, формировавшиеся на протяжении веков, нашли отражение в таких категориях, как добро, зло, справедливость, совесть, долг, смысл жизни, счастье, любовь, в моральных нормах и принципах, регулирующих отношения людей. Нравственное сознание пронизывает все сферы деятельности человека. Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную. При этом моральные требования имеют идейную основу, они связаны с пониманием того, как человек должен себя вести. Нравственное поведение должно соответствовать соответствующим идеалам и принципам, при этом большое значение здесь имеют понятия добра и зла, чести и достоинства. Нравственные представления вырабатываются обществом и могут изменяться по мере его развития и изменения. Основной функцией морали является регулирование взаимоотношений всех членов общества и социальных групп. Каждый человек имеет определенные потребности (материальные и духовные) и интересы, удовлетворение которых может вступить в противоречие с потребностями и интересами других людей или общества в целом. По "закону джунглей" эти противоречия могли разрешиться через утверждение сильнейшего. Но подобное разрешение конфликтов могло привести к истреблению человечества. Поэтому встал вопрос о необходимости утверждения способа регулирования конфликтных ситуаций. Человек вынужден был сочетать свои интересы с интересами общества, вынужден был подчиниться коллективу. Если он не подчинялся нормам и правилам поведения в племени, то ему следовало покинуть его, а это означало гибель. Поэтому выполнение норм морали означало значительный этап в развитии человечества, и он связан с необходимостью самосохранения. С делением общества на классы мораль приобретает классовый характер, каждый класс имеет свои представления о нормах и правилах поведения, которые обусловлены социальными и экономическими интересами. Понятие нравственности является диалектически изменчивым, и рассматривать его необходимо во взаимодействии с общественной практикой, с теми категориями, которые определяют моральные принципы человечества и в то же время сами определяются социальной деятельностью. Представления о моральном долге человека с течением времени значительно меняются. В каждом обществе, на определенном этапе его развития существует определенная мораль. Так, в эпоху рабовладельческого общества высокую нравственную оценку получали послушные и верные рабы, а в эпоху крепостной России ценились покорные холопы, при этом душевное состояние угнетенных не бралось во внимание. В современных условиях развития общества, когда перед человечеством во весь рост встали глобальные проблемы, угрожающие самому его существованию, особенно актуальными становятся обоснование и признание приоритета общечеловеческих ценностей. В зависимости от ситуации индивид выбирает те или иные ценности, основанные на том или ином мотиве, потребности - в этом заключается его свобода, непосредственно основанная на законе добра и зла, которая не может осуществиться без проводника совести. Так как совесть: 1) направляет человека к совершенному, цельному; 2) дает понять, что есть качественность жизни; 3) определяет качественность самого человека; 4) дает внутреннюю силу и волю к выбору нравственно лучшего и практическому действию. Обозначенное происходит в том случае, если индивид прислушивается к ее голосу. В обратном - мысль, суждение, отношение, поступок, действие/бездействие определяются как бессовестные. В сознании индивида, исходя из названных оснований, происходит эстетико-нравственная оценка объекта, явления, процесса, позволяющая выстраивать то или иное отношение (эмоционально-волевую установку) к разным сторонам бытия. Таким образом, уже в практическом действии (бездействии) проявляется нравственное (добродетель) или безнравственное (порок) поведение индивида. Добродетель не может возникнуть и осуществиться без достоинства, без постоянного направления сознания, воли на добро и следованию совести и долгу, сообразной способности в деяниях индивида. Добродетель выражается в таких качествах, как справедливость, правдивость, «верность», мудрость, скромность, искренность и т.д., которые непосредственно формируются в отношении человека и реализуются как п о отн ош ен и ю к себе так и к други м людям обществу, труду, результатам труда, природе Нравственность индивида необходимо рассматривать: 1) как его качество, которое формируется специфической деятельностью сознания и проявляется в его мыслях, суждениях, поведении; 2) как внутреннюю сторону духовносознательной деятельности; 3) с определяющей и управляющей ролью духовности; 4) как имеющую уровень, обусловленный пониманием, осознанием, прочувствованием и осуществлением закона добра и зла; 5) в контексте наличных и отсутствующих, преходящих и исходящих, стабильных и бесконечных, утвердительных и отрицательных характеристик; 6) в рамках таких основополагающих качественных характеристик, как достоинство, долг, совесть, воля, добродетель. Современный мир становится исключительно взаимосвязанным и взаимозависимым, поэтому сейчас, прежде всего следует выделять общечеловеческие вечные ценности. В этих условиях роль морали как формы общественного сознания и всеобщего регулятора деятельности значительно возрастает. В моральных требованиях сохраняется преемственность, связанная с простым и понятными формами отношений людей, такими, как не воровать, не убивать, почитать родителей, выполнять обещания, помогать нуждающимся и т.д. Понятие и сущность права Право вырастает из социальных норм общественного сознания, в том числе и из имеющихся в обществе правовых идей и представлений, тех или иных устоявшихся жизненных правил и обычаев, которые трансформируются, отбираются, адаптируются к новым общественным ситуациям, основанным в настоящее время на частной собственности, социальном и классовом расслоении общества. Слово «право» - многозначно, имеет богатое разностороннее содержание.3 : - его употребляют в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом; поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т.п.); - с помощью этого термина обозначается определенная правовая возможность конкретного субъекта. В данном случае такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания (право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.); - под правом понимают юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей. Это так называемое объективное право (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры). Право можно определить, как систему общеобязательных, формально обозначенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. Право - социальный институт, имеющий свою собственную природу. Специфика права проявляется в его признаках, которые содержатся в приведенном выше определении Признаки права: -право носит волевой характер, то есть через право в правоотношении происходит сочетание взаимодействия воли государства (определенного его органа) и воли участников (сторон) правоотношения; - общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов; - нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений; - связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм; - формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне; - системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам. Функции права - это основные пути (каналы) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений; это наиболее существенные направления и стороны его воздействия на общественные отношения, в которых раскрывается общечеловеческая и классовая природа и социальное назначение права. С помощью понятия "функции права" можно познать социальное назначение права в обществе, его динамику. Главное предназначение права состоит в создании и обеспечении правопорядка, в чем заинтересованы общество, государство, иные субъекты. Право придает действиям лиц необходимую организованность, согласованность, устойчивость, уверенность. 1) основные собственно юридические функции права: регулятивная; охранительная 2) неосновные собственно юридические функции права: компенсационная (право как инструмент социальной справедливости); восстановительная (возврат прежнего правового положение субъектов права); ограничительная (ограничения, накладываемые правом, пресекают анархию, произвол, вседозволенность). Регулятивная функция выражается в позитивном регулировании общественных отношений и направлена на правомерное поведение субъектов права. Эта функция подразделяется на: Охранительная функция выражается в том, что право охраняет, обеспечивает регулируемые им общественные отношения, и она направлена на неправомерное поведение субъектов права. Право, выполняя эту функцию, является гарантом законности и правопорядка. Некоторые авторы подразделяют ее на: Выделяют 2 группы функций права: -общесоциальные; -специально-юридические. -общесоциальные; -специально-юридические. 1) Регулятивная функция имеет первичное значение, призвана содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Формы осуществления регулятивной функции: -определение соответствующих юридических фактов в гипотезах юридических норм; -установление и изменение правового статуса субъектов права, того или иного типа правового регулирования; - закрепление в законодательстве мер поощрений, льгот, привилегий, иных дозволений; -фиксация моделей правоотношений. - определение соответствующих юридических фактов в гипотезах юридических норм; - установление и изменение правового статуса субъектов права, того или иного типа правового регулирования; - закрепление в законодательстве мер поощрений, льгот, привилегий, иных дозволений; - фиксация моделей правоотношений. 2) Охранительная функция реализуется с помощью правовых ограничений (обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений) и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда он встречает на своем пути какие-либо препятствия. Специфика охранительной функции: Формы осуществления охранительной функции: - установление обязанностей, запретов, приостановлений; - установление мер пресечения, мер принуждения; - фиксация негативных санкций - наказаний и процедуры их реализации. - установление обязанностей, запретов, приостановлений; - установление мер пресечения, мер принуждения; - фиксация негативных санкций - наказаний и процедуры их реализации. Регулятивная и охранительная функции находятся во взаимодействии и дополняют друг друга - каждая из них вносит свой вклад в упорядочение социальных связей. Глава 2. Соотношение морали и права2.1 Общие черты и различия между, правом и моралью, формы их взаимодействия Вопрос о соотношении и взаимодействии морали и права как двух главных способов регуляции сознания и поведения людей является одним из наиболее трудных в социальной философии, этике, философии права. Мораль и право тесно взаимосвязаны, более того, можно говорить о глубоком взаимопроникновении права и морали. Они взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. В процессе регулирования общественных отношений происходит взаимопроникновение и взаимовлияние этих крупных социальных регулятивных систем. Они имеют много общих признаков. Эта общность обусловлена прежде всего тем, что и право и мораль являются регуляторами обширного круга общественных отношений, имеют одинаковое предназначение, поскольку возникали в целях упорядочения и совершенствования общественной жизни, одну и ту же социально-экономическую и культурную основу и служат средством обеспечения баланса интересов индивидов, социальных групп и общества в целом. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества. Право и мораль имеют общие социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели – согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка. Их единство, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости . Общие черты права и морали: 1. Принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нормативности. 2. Являются основными регуляторами поведения. 3. Имеют общую цель — регулирование поведения людей со стратегической задачей сохранения и развития общества как целого. 4. Базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе. 5. Выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы. Кроме того, и те, и другие: - являются надстроечными явлениями над экономическим базисом и обществом; - имеют общую экономическую, социально-политическую и идеологическую основу; - им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе; - состоят из общих правил поведения, выражающие определенную волю, т.е. направлены на установление и поддержание на необходимом уровне дисциплины и порядка в обществе; - имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативные последствия для нарушителей нормы; - представляют собой средства активного воздействия на поведение людей. И право и мораль обладают способностью проникать в самые различные области общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются обособленной сферой социальных отношений. Они связанны с поведением людей в широких областях их социального взаимодействия. Учитывая это, а также принимая во внимание "универсальность" морали, ее "вездесущий", "всепроникающий" характер, можно сделать вывод о том, что нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия. Ведь право возникает и действует, прежде всего, в таких сферах как отношения собственности и политической власти. Однако они не обособлены от морали. В тоже время, действие права также выходит далеко за пределы указанных отношений. Следовательно, право и мораль не имеют специфических предметно или пространственно обособленных сфер общественных отношений. Тесная связь права и морали, определяемая едиными сферами общественных отношений, не означает, что во всех исторических условиях они "работают" однонаправлено, взаимно дополняя друг друга. Общность права и морали, порожденная едиными общественными отношениями, дополняются общностью их функционального значения, право и мораль формируют эталоны и стандарты, включаемые в ценностно-нормативную ориентацию общества. Предписания права и морали вырастают из деятельности людей, образуя "связный ряд общения", приобретающих в результате многократной повторяемости нормативный характер и выступающих регуляторами поведения людей. Общность права и морали (по Гегелю) определяется, прежде всего, общностью их субстанции свободы. С одной стороны, Гегель определяет посредством понятия свободы нравственность: "нравственность есть понятие свободы, ставшее наличным миром и природой самосознания"4. С другой стороны, право Гегель определяет как "наличное бытие свободной воли". Следует подчеркнуть, что все политические отношения всегда подлежат моральной оценке (политические акции государства, внутренняя и внешняя его политика, деятельность политических лидеров и т. п.) Таким образом, и правовая и моральная системы политически насыщены, и это объединяет их. Право во всех его проявлениях – как нормативная система, движение общественных отношений, правосудие должно быть пронизано нравственностью. Внутренняя моральность права – одно из важных условий его эффективности. Право вовсе не претендует на то, чтобы в системе социальных ценностей стоять выше нравственности. Однако, социальные схемы, отодвигающие право на задний план, делающие его чем-то второстепенным, в истории нашего общества пока ничего кроме вреда не приносили. Правовая жизнь общества не может развиваться вне моральных категорий гуманизма и социальной справедливости, совести и чести, добра и человеческого достоинства, свободы и ответственности. Органически включенность этих нравственных идеалов и принципов в реальные правовые связи и отношения – свидетельство повышения идеалов и моральной ценности права. Правовые и нравственные нормы имеют общее целевое назначение – воздействие на поведение людей. Вместе с тем, различные социальные регуляторы, каждый из которых обладает своей спецификой. Общее в праве и морали обусловлено еще и тем, что их нормы всегда являются фиксацией сущего и формулируют на его основе должное. Право и мораль как социальные регуляторы неизменно имеют дело с проблемами свободной воли индивида и его ответственности за действия. Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться в сложном и изменчивом мире общественных отношений. Свобода и ответственность – пружины исторической активности человека, способ его существования в правовых и нравственных отношениях. Вместе с тем право и мораль выступают как мерила свободы индивида, определяют ее границы. Право является формально конкретно исторически обусловленной мерой свободы. Причем речь идет не об абстрактной свободе, а о тех ее масштабах, которые детерминированы конкретным способом производства, социальной структурой, культурным развитием общества. Таким образом, и право, и мораль обладают способностью проникать в самые различные области общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются предметно обособленной сферой социальных отношений. Они связаны с поведением людей в широких областях их социального взаимодействия, то есть нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия, они действуют в едином «поле» социальных связей. Отсюда общность, тесное взаимодействие норм права и морали. Кратко рассмотрим отличия и общие черты морали и права по трем основным позициям. 1. По предмету нормативной регуляции. Объект нормативной регуляции у морали и права совпадает. Им является индивидуальное и массовое поведение людей. Но предметы нормативной регуляции у морали и права различны, мораль и право регулируют разные стороны поведения личности и социальных групп. Моральные нормы регулируют сферу мотивации, намерений личности таким образом, что в выборе целей наших поступков согласуются интересы как личные, так и групповые, общественные. Моральные нормы регулируют также сами поступки людей таким образом, что интересы личности и других людей согласуются между собой. Предметом моральной регуляции, иными словами, является любое межличностное общение людей. Моральные нормы регулируют все многообразие межличностных отношений в экономике, политике, культуре, частной жизни, а также отношение личности к себе самой. Мораль начинается там, где два человека встречаются для совместной деятельности или общения. Предмет моральной регуляции оказывается, таким образом, куда более широким, чем предмет регуляции правовой. Моральные нормы действуют там, где нормы права бессильны. Например, в семейном кодексе РФ нет (и не может быть) закона, который бы запрещал заводить роман с женой собственного друга. Запрещает подобные намерения и действия моральный долг. Предмет правовой регуляции уже, чем у морали. Право регулирует только поступки личности и социальных групп, и то не все, а лишь социально значимые. Социально значимыми в правоведении и юриспруденции считаются такие поступки и действия, которые влекут за собой юридические последствия, т.е. нарушение (или, наоборот, обеспечение) основных прав и свобод личности или социальной группы. Важно отметить, что помимо своих социально значимых действий личность попросту не существует для закона, не является его объектом. Нормы права регулируют такие действия личности и социальных групп, которые связаны с обеспечением основных прав личности или социальной группы и выполнением ими своих основных обязанностей. 2. По целям нормативной регуляции. Цели регулирования индивидуального и массового поведения с помощью норм морали и права также различны. Цель моральной регуляции – гармонизация личных и общественных интересов, достижение социально полезного и при этом добровольного образа мыслей и поступков личности, действий социальных групп. По четкой формулировке Л.И. Петражицкого, нормы морали имеют критически-императивный характер. Это означает, что моральные нормы предписывают людям должную мотивацию и должные поступки, а также позволяют оценить свои и чужие поступки с позиций должного. Цель правовой регуляции – иная. Она заключается в реализации основных прав личности путем выполнения этой личностью определенных обязанностей по отношению к другому лицу. По столь же четкой формулировке Л.И. Петражицкого, нормы права носят императивно-атрибутивный характер. Это означает, что нормы права действуют только в конкретном и практическом отношении между людьми, при этом они, предписывая что-либо одному лицу (обязанному), вместе с тем предоставляют что-либо другому лицу (управомоченному). Например, собственник земельного участка за право владения им, которое включает в себя возможность его использования, продажи, сдачи в аренду, передачи по наследству, обязан платить государству ежегодный налог. 3. По способам нормативной регуляции. Что касается способов нормативной регуляции, то у морали и права они также различаются между собой. Способы морального и правового регулирования определяются структурой и способом существования моральных и правовых норм. При этом нормы права и нормы морали существенно отличаются друг от друга. Вспомним основные элементы нормы права: 1. Гипотеза – условия, при которых возникает определенное правоотношение. Например, в норме о браке в РФ условиями вступления граждан РФ в брак являются возраст 18 лет, отсутствие психических заболеваний, влекущих утрату дееспособности, отсутствие близкого родства и взаимное согласие лиц, вступающих в брак. 2. Диспозиция – права и обязанности сторон, участвующих в правоотношении. Например, в норме о браке, закрепленной в Семейном кодексе РФ, обязанностями супругов после заключения брака являются совместное ведение хозяйства и воспитание детей. 3. Санкция – мера юридической ответственности за нарушение правил, закрепленных в гипотезе и диспозиции нормы права. Например, при возникновении психического заболевания одного из лиц, вступающих в брак или установленном их близком родстве брак признается недействительным. Почти все нормы современного права институциональны, т.е. закреплены в нормативных правовых актах, обязательны для исполнения участниками правоотношений, обеспечены возможностью применения мер принуждения и наступлением юридической ответственности в случае их нарушения. По сравнению с нормами права моральные нормы имеют неполную структуру, они включают в себя только диспозицию («Уважай старших!», «Не бери чужого!») и иногда гипотезу («Не бросай в беде друга»!). В отличие от норм права, нормы современной морали не являются институциональными, они нигде не закреплены. Моральный способ регулирования не обеспечивается механизмами правового регулирования и не подкреплен возможностью государственного принуждения. За нарушение моральных норм юридическая ответственность не наступает. Моральная регуляция осуществляется непосредственно через сознание людей, путем воздействия общественного сознания на индивидуальное и путем саморегуляции индивидуального сознания. К числу социально-психологических механизмов воздействия общественного сознания на личность относятся принуждение и угроза, поощрение и осуждение, сила массового примера и общественного мнения. Сюда же следует отнести такой замечательный инструмент, как все оттенки комического: от мягкой шутки до злого сарказма. По замечанию Жан-Поля, насмешки боится даже тот, кто уже ничего не боится на свете. Важно отметить, что любой человек восприимчив к такому воздействию мнения значимой для него группы, весь вопрос заключается в степени такой восприимчивости. Теперь выделим общие черты морали и права. Во-первых, согласно синкретической концепции общественного сознания, разработанной в отечественной социальной философии, этике и эстетике, мораль и право имеют общий источник – мифы и обычаи первобытного общества, мораль и право как специализированные формы общественного сознания выделяются из первобытного мифологического сознания в раннем классовом обществе и становятся важнейшими способами нормативной регуляции сознания и поведения людей. Во-вторых, между моралью и правом существует смежная область, пограничная зона, куда входят понятия, идеи, нормы и представления, являющиеся как нравственными, так и правовыми. Такие идеи, понятия, нормы и представления составляют нравственное содержание права и регулируют правотворческую и правоприменительную деятельность, профессиональную деятельность юристов различной специализации. К таким нравственно-правовым идеям, понятиям, нормам и представлениям относятся понятия естественного права, прав человека и правовой морали. Таким образом, мораль и право представляют собой автономные и взаимно дополняющие друг друга способы нормативной регуляции сознания и поведения людей в современном обществе. 2.2 Проблемы соотношения права и морали Тесное взаимодействие норм права и морали не означает, что процесс этот ровный и бесконфликтный. Между ними могут быть противоречия и расхождения, отражающие отсутствие их должной согласованности. Вопрос о порождающих их причинах решается по-разному. Одни объясняют это изменениями в экономической жизни, другие - влиянием иных частей надстройки, формальной определенностью правовых норм. Например, по закону собственник жилья, реализуя свое право собственности на недвижимость, может снять с регистрации прописанных в нем людей в «никуда», то есть на улицу. С одной стороны, он прав: это его собственность, он может ею распоряжаться по своему усмотрению. С другой стороны, выгонять людей на улицу, разумеется, аморально. Из этого следует, что право нечто разрешает, а мораль «запрещает», «осуждает»; право нечто запрещает, а мораль «разрешает», «одобряет»; право порой содержит нормы «аморального» плана; мораль в своем прогрессивном развитии опережает право, которое более консервативно. Данные противоречия устранимы, они преодолеваются, как путем выработки новых нравственных принципов и норм в ходе развития общества, так и путем внесения корректив в действующее законодательство. И для права, и для нравственности их тесная связь оказывается с течением времени неудобной; обе сферы отношении стремятся к отдалению друг от друга. Отделение права от нравственности вызывается развитием общественной жизни, когда более сложные отношения и более частые столкновения отдельных лиц заставляют позаботиться об установлении более твердых основ юридического оборота. Обособление нравственности от права обусловливается развитием личности, когда пробудившиеся сознание отказывается следовать во всем принудительному руководству общества и требует для своей духовной жизни свободы убеждений и действий. Право должно рано или поздно выработать для себя такие формы, которые ставит его в известное противоречие с началом нравственной свободы и способствуют его обособлению от нравственности. Первым шагом к этому обособлению является установление правил, точно и подробно определяющих отношения отдельных лиц друг к другу и к обществу. И нравственность имеет свои законы и свои правила, но эти правила и законы указывают лишь общее направление человеческой воли, предоставляя нравственному чувству каждого отдельного человека определить подробности и избрать меру исполнения нравственных велений. Высказывая заповедь любви к ближним, нравственность не определяет точно способов и размеров проявления этой любви. Все это предоставляется нашей нравственной свободе. Отсюда постоянные и вполне допустимые колебания в исполнении нравственного закона, который у одних вызывает лишь слабую дань признания к его требованиям, у других - пожертвование всех своих сил и средств на служение нравственным целям. Внести сюда какие-нибудь точные требования - значит исказить сущность нравственности, которая необходимо предполагает свободу каждого в исполнении нравственного закона. Это не значит, конечно, чтобы в моральной области не было общих норм поведения: не может быть для каждого лица совершенно особой нравственности и своего особого кодекса правил. Это значит только, что нравственные заповеди не должны ни связывать свободы человека мелочными и подробными определениями его действий, ни тем более навязывать ему при посредстве актов принуждения и насилия. Они должны лишь руководить его свободной деятельностью и давать опорные пункты для его собственных решений. Коренные нравственные заповеди навсегда и для всех должны сохранить свое безусловное значение, но в отношении к осуществлению их человеку должна быть предоставлена полная свобода. Совершенно обратно с этим, право, как только оно достигнет известного развития, должно усвоить для себя твердые и определенные нормы, принудительно господствующие в жизни. Будучи призвано к тому, чтобы устранять споры, возникающие в обществе, оно должно выработать точные и подробные правила, определяющие устои общественной жизни. В то время, когда судебные приговоры постановляются по свободному усмотрению судей, они находятся в полной зависимости от всех колебаний их нравственного чувства. Не связанные в своих решениях ничем, кроме своей совести и своих нравственных воззрений, судьи могут постановлять различные приговоры в сходных случаях в зависимости от своего настроения и чувства. Но именно этого не может допускать развитый юридический оборот. Предназначенное для того, чтобы создавать надежную почву для разрешения споров, право само должно быть бесспорным. Имея своей целью охранять отдельных лиц от произвола, оно не может зависеть от субъективного усмотрения судей. Оно должно быть свободным от изменчивых и временных колебаний личного чувства, ибо только в этом случае может оно служить задаче установления общественного мира. Оно должно установить определенные нормы, наделенные авторитетом непререкаемостью и с неизменной последовательностью применяющиеся ко всем случаям, которые под них подходят. В этих качествах – твердости и определенности – заключается главный залог успешного действия права в жизни; без них оно лишается своего существенного значения. Эти свойства организованного правового порядка и составляют то, что называется положительным характером его. Стремление к усвоению этого характера составляет самую основную черту в развитии права. Чем более право приобретает черты положительного и принудительного порядка, чем живее сказываются потребности в обособлении нравственности от тесного с ним союза. Эта потребность возникает обыкновенно в тех случаях, когда личное нравственное сознание отказывается следовать авторитету общественного мнения и заявляет притязания на свободу нравственных действий. Право, например, разрешает выселить из квартиры человека, не уплатившего вовремя коммунальные платежи, ибо оно позволяет требовать своего, допуская в известных пределах эгоизм. Напротив, мораль при всех условиях, требует сострадания к ближнему, она основана на любви, а любовь, по известному изречению, тем и отличается, что «не ищет своего». Во многих случаях то, что дозволяется правом, запрещается моралью, которая обращается к человеку с заповедями высшими и более строгими. В своих трудах Гегель писал: «Право и мораль отличаются друг от друга. Нечто вполне позволительное с точки зрения права быть чем-то таким, что моралью запрещается. Право, например, мне разрешает распоряжаться своим имуществом, совершенно не определяя пределов этого распоряжения, и только мораль содержит определения, которые его ограничивают» Таким образом, единство морали и права состоит в органичном формировании ценностной основы общественного сознания, что находит отражение в единстве их общей цели – формировании уважения к закону, повышении нравственной культуры общества, глубоком осознании личностью ценностей свободы, справедливости и гуманизма ЗАКЛЮЧЕНИЕАнализируя соотношение права и морали, можно заключить, что выполнение правовых норм обуславливается тем, в какой степени они соответствуют требованиям морали. Нормы права не должны противоречить положительным устоям общества. Вместе с тем требования общественной морали непременно учитываются государственными органами при разработке нормативных актов. С помощью права государство добивается утверждения в сознании граждан общечеловеческих, прогрессивных норм морали, борется с несправедливостью, злом и пороками. Гражданское и уголовное судопроизводство призвано укреплять законность, воспитывать людей в духе уважения к праву, закону, справедливым интересам личности, государства. Эффективность правовых норм и их исполнение во многом обусловливается тем, на сколько они соответствуют требованиям морали. Чтобы правовые нормы работали, они, по крайней мере, не должны противоречить правилам морали. Право в целом должно соответствовать нравственным взглядам общества. Всякое нарушение норм права является аморальным поступком, но не всякое нарушение моральных норм является противоправным деянием. В которых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных аксиом. Воздействуя на правовую жизнь, мораль способствует укреплению государственного устройства. Служебная функция морали в сотрудничестве с правом выражается в том, что мораль возвышает качество правового и в целом всего общественного порядка. Это можно проследить на действии правового положения «Все, что не запрещено законом - разрешено». Однако, реализацию этого принципа нельзя понимать абсолютно. В сознании человека есть такие факторы, как ответственность, совесть, честь, достоинство, долг, которые проникают в правосознание лица, взаимодействуют с ним, корректируют его правовое поведение. Список использованных источников и литературы:1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. 2.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001№ 174-ФЗ 3. Агешин Ю.А. Политика, право, мораль. – М.: Юрид. лит., 1982.(ред. 2016 г.) 4. Алексеев С.С. Общая теория права: учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2018. 5. Венгеров А.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Юриспруденция, 2016. 6. Гегель Г. В. Ф. Философия права. /Пер. с нем. Столпнера Б.Г., Левиной М.И. – М.: Мысль, 1990. Т.2. 7. Дробницкий О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк / О.Г. Дробницкий. – М.: Наука, 2015 8. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. - М.: Хранитель, 2016. 9. Теория государства и права: учеб. для вузов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Переревалова. – М.: Норма, 2019. 10. Черданцев, А. Ф. Теория государства и права. Учебник. – М.: Юрайт-М, 2016. – 543с. 11. Юридическая энциклопедия. Под ред. Тихомировой Л.В. 2018. 1 Кант И. Сочинения в 6-и т. – М.: Мысль, 1965. Т.4. 2 Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: 1987. 3 Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: 1987. 4 Гегель, Г. В. Ф. Философия права. Г. В. Ф. Гегель /Пер. с нем. Столпнера Б.Г., Левиной М.И. – М.: Мысль,2008- Т.2. – 405с |