Главная страница

Советский политический плакат 1950. Советский политический плакат 19501970х годов


Скачать 25.67 Kb.
НазваниеСоветский политический плакат 19501970х годов
Дата27.06.2022
Размер25.67 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСоветский политический плакат 1950.docx
ТипДокументы
#616954

Советский политический плакат 1950–1970-х годов

За время существования Советского Союза наибольшее количество выпущенных плакатов были социальными, вторыми по объёму общего тиража были политические плакаты, отличавшиеся большим тематическим разнообразием. Одни посвящались государственным праздникам и важным политическим событиям в стране – партийным съездам и конференциям, в них подчёркивалась важная роль коммунистической партии, отмечалась положительнось и своевременность принятых ей политических и экономических решений, направленных на улучшение жизни простых советских людей. Относительно небольшое количество плакатов было посвящено лидерам Коммунистической партии и крупным государственным деятелям – Ленину, Сталину, и совсем немного – Ворошилову, Дзерджинскому, Калинину, Хрущёву и Брежневу. Нередко первые лица страны изображались и на плакатах посвящённым выборам.

Тем не менее, чаще на плакатах посвящённых выборам изображались простые люди, военнослужащие, работники сельского хозяйства, заводские рабочие, и конечно, представители интеллигенции – учителя, инженеры и учёные. В 40–50-х годах, такие плакаты больше напоминали живописные сюжетные картины, герои которых, улыбающиеся избиратили – колхозники и горожане изображались на фоне обустроенных посёлков и деревень, построенных элекстростанций и комбинатов – всевозможных достижений социалистического строительства. На плаках посвящённых выборам на селе можно было увидеть аккуратненькие домики, и конечно, местный клуб, куда шли голосовать семьями разные поколения советских граждан.

Плакаты 40–50-х годов проникнуты героическим пафосом строительства могущественной державы, страны недавно победившей нацизм и освободившей от него Европу. Они посвящались крупным достижениям в промышленной и строительной индустрии, сельском хозяйстве, науке и культуре. Недавние фронтовики строили московские высотки, возводили заводы, плавили руду, крепкие молодые люди ехали осваивать целину – всё это нагладно иллюстрировало послевоенное бурное развитие страны. Созидательный труд на благо Родины очень популярная тема в советском плакате во все времена его существования. Социалистическое соревнование, повышенные обязательства на производстве и в сельском хозяйстве, рекорды по добыче угля, нефти и руды – все эти инициативы как правило посвящались пятилеткам, партсъездам и годовщинам Октябрьской революции. 

Выполнение очередного пятилетнего плана страной социализма художником Вениамином Брискиным и Алексеем Кокорекиным изображается альтернативой капиталистическим планам поджигателей новой мировой войны.

Если в послевоенных плакатах главный акцент пропаганды был направлен на демонстрацию достижений в Стране советов, то с конца 40-х годов становится популярной форма подачи материала путём сюжетного противопоставления, условно её можно назвать «у нас и у них» или «мы и они». На таких плакатах красочно и преподносились социальные, политические, экономические и культурные успехи социализма, на фоне провалов капитализма. Их композиции строилась на противопоставлениях и контрастах. У нас – новые заводы и жилые дома, детсады и дворцы пионеров; советские семьи радостно встречают первомай, 1-го сентября мамы и папы ведут своих детей в светлые, просторные школы. У них – разорившиеся фабрики, закрытые школы, и лачуги нищих; жители капстран бастуют и ходят на антиправительственные демонстрации. Бедно одетые матери, прижимающие к себе полуголодных детей, смотрят на зрителей с укором, подавленные отцы семейств изображаются в длинных очередях в банки и стоящими с табличками на Бирже труда.

К подобной форме политического плаката, основанного на противопоставлении двух мировых систем, прибегали многие художники: Б. Е. Ефимов, В. М. Брискин, В. И. Говорков, В. С. Иванов, К. К. Иванов, С. Г. Сахаров и многие другие, но более всего Виктор Корецкий. Таких плакатов он создал очень много. Вот некоторые из них: «В СССР и в США», «Дорога талантов... Дорогу талантам!» (1948), «При капитализме... При социализме!» (1948), «В странах капитализма – безправие труда! В стране социализма – право на труд!» (1948), «При социализме – нет места безработице!», «1 мая – день международной солидарности» (1954), «Эту песню не задушишь не убьёшь!» (1954).

Пропаганда была в советское время, есть она и сейчас. Чтобы лучше понять, как работает современная пропаганда, именно современная, а не советская, стоит подробнее остановится на плакате 1949 года Вениамина Брискина. Для этого приведу фрагмент лекции историка Владимира Бобровникова, в котором категорично, в форме не допускающей возражения, заявляется: «Все знают, что лживая советская пропаганда, да и любая пропаганда не соответствует реальной жизни. Еще Солженицын говорил, что противостоять власти в Советском Союзе значило «жить не по лжи». Что значит «все знают», почему советская пропаганда обязательно лживая?! Зачем для усиления эффекта выбран Солженицын – автор самого фантастически лживого по своим масштабам заявления, принёсшего колоссальный вред Россий, – давший самый сильный козырь внутренним и внешним врагам нашей страны. Ответы на вопросы очень просты: придать своему заявлению форму аксиомы, в самом начале пресеч любые сомнения у читателей в истинности сказанного и предупредить возможные дискуссии. Для подкрепления своего тезиса выбирается фраза очень известного человека. Солженицын, конечно, подойдёт. Действительно, кто же возьмёт под сомнение слова диссидента.

Пропаганда была в советское время, есть она и сейчас. Чтобы лучше понять, как работает современная пропаганда, именно современная, а не советская, стоит подробнее остановится на плакате 1949 года Вениамина Брискина. Для этого приведу фрагмент лекции историка Владимира Бобровникова, в котором категорично, в форме не допускающей возражения, заявляется: «Все знают, что лживая советская пропаганда, да и любая пропаганда не соответствует реальной жизни. Еще Солженицын говорил, что противостоять власти в Советском Союзе значило «жить не по лжи». Что значит «все знают», почему советская пропаганда обязательно лживая?! Зачем для усиления эффекта выбран Солженицын – автор самого фантастически лживого по своим масштабам заявления, принёсшего колоссальный вред Россий, – давший самый сильный козырь внутренним и внешним врагам нашей страны. Ответы на вопросы очень просты: придать своему заявлению форму аксиомы, в самом начале пресеч любые сомнения у читателей в истинности сказанного и предупредить возможные дискуссии. Для подкрепления своего тезиса выбирается фраза очень известного человека. Солженицын, конечно, подойдёт. Действительно, кто же возьмёт под сомнение слова диссидента.

Бобровников повествует далее и ссылается на известный плакат: «Пропаганда хочет выдать желаемое за действительное, как, например, на советском плакате самого начала «холодной войны», 1940-х годов, который я сейчас показываю. На нём ... о равноправии наций в СССР. Возмущение художника плаката несправедливостью капиталистов, по его уверению, закрывающих школы для народа, подчеркивает набор цифр. В 1951–1955 годах в СССР будет построено на 70% больше школ, чем в четвертую пятилетку <…>. Разоблачить ложь официальной пропаганды несложно. Например, в СССР в 1951–1955 годах для мусульман открылась всего одна религиозная школа – знаменитое медресе Мир-и Араб в Бухаре». 

Да, пропаганда хочет выдать желаемое за действительное, показать идеал, и она к этому стремится. В годы войны плакаты пропаганды поднимали народ на защиту страны, и такие плакаты называют оборонными, например Окна ТАСС, а не «плакаты отступления», как написал автор. Как раз среди плакатов первого года войны больше всего шедевров. Закончилась война. И в вослевоенные годы, плакат призывает граждан присоединится к строительству новой мирной жизни, поехать восстанавливать разрушенное войной хозяйство, осваивать целину. А не оставаться в стороне. Главные задачи плаката – убедить зрителя поверить в свои силы, вдохновить его, повести за собой. И у советского плаката до поры до времени это прекрасно получалось.

Странный пример приводит историк для подтверждения лживости представленного плаката – доказательства неравноправия наций в СССР. Хочется спросить автора обличительного текста, причём здесь религиозное образование и в частности школы для мусульман? Сколько было открыто религиозных школ других конфессий, например, христиан и иудеев с 1951 по 1955 год? Полагаю, историк прекрасно понимает разницу между обычными школами, которые активно строились в республиках, и религиозными заведениями, которых практически не было при социализме. Совершенно очевидно любому здравому человеку, что в плакате Брискина речь идёт об обычных общеобразовательных школах. Коих действительно планировалось построить гораздо больше в 5-й пятилетке. И сопроводительным текстом в ясной форме это объясняется. По-другому и быть не могло в Советском Союзе, где церковь была отделена от государства, и до конца 80-х печатались антиклерикальные плакаты. Можно критически относится к нижней «капиталистической» картинке плаката и искренне считать, что в США школы никогда не закрывались, но в послевоенные годы обычных школ в СССР строилось больше год от года. Это и понятно, нужно было отстроить заново разрушенное нацистами.

Естественно любой общественный строй не свободен от недостатков, были они и в странах Запада. Рыночный механизм не всегда благо для всех, есть в нём и серьёзные изьяны, главный – отсутствие социальных гарантий. На верхушке лестницы ведущей к «земным благам» должен оказаться сильнейший, или тот кто на старте имеет фору. Например тот, кто родился в богатой семье, имеет влиятельных друзей или родственников. Современная российская жизнь такое положение вещей наглядно демонстрирует. Достаточно посмотреть кто занимает посты менеджеров крупных компаний. Советская пропаганда всегда использовала негативный фактор, концентрировалась на проблемах существующих в странах Запада. Естественно плакатисты сгущали краски создавая в своих работах мрачный образ капиталистических стран. Если отбросить очевидные художественные преувеличения, которые были свойственны некоторым плакатам, можно заметить, что правды в cоветских плакатах было не мало. Преимущества капитализма, которые несомненно существовали тогда и существуют сейчас, с лихвой компенсируются его недостатками. Странно было бы художникам упускать возможность дорисовать врагу дьявольские рога. 

Плакаты выпускаемые издательством Министерства обороны демонстрировали успехи в укреплении обороноспособности СССР, подчёркивая неприкосновенность его границ. Военнослужащие войск ПВО, лётчики истребительной авиации, моряки и пограничники зорко несли службу по охране границы. Спецслужбы разоблачали и отлавливали шпионов, которые изображались жалкими и беспомощными. Любой гражданин великой страны, увидевший подобный плакат, был уверен, что Советская армия самая сильная в мире, и сон его детей надёжно охраняется. 

В плакатах посвящённых мировой политике освещались в правильном ключе острые мировые проблемы. Несмотря на многообразие тем, к которым обращались художники, во всех без исключения выпущенных плакатах, в высокохудожественной форме формировался положительный образ страны и демонстрировались преимущества социализма над капитализмом.

Наряду с плакатами внутренней политики, в 1946 году появились плакаты на международные темы. В своей знаменитой речи Черчилль в Фултоне 5 марта 1946 года, бывший премьер-министр Великобритании заявил, что отношения СССР с одной стороны США и Великобритании с другой стороны должны строиться на военном превосходстве двух последних стран и выдвинул идею создания военного союза англосаксонских стран для борьбы с мировым коммунизмом. Черчилль прежде всего решил укреплять отношения с США, единственной страной обладательницей ядерного оружия. Это заявление обострило противостояние между СССР и Западом и считается формальным началом холодной войны. Речь Уинстона Черчилля открыла миру новую реальность. Один из главных союзников по антигитлеровской коалиции – Советский Союз был объявлен главным врагом.

С того времени политологический термин «холодная война» стал широко использоваться в отношении глобального геополитического, военного, экономического и идеологического противостояния в период с 1946 года до конца 1980-х годов между двумя блоками государств, центром одного из которых был СССР, а другого – США. И одной из главных составляющих конфронтации была идеологическая борьба – то есть борьба СССР и США за доминирующее положение в мировом общественном мнении. Она шла по всем фронтам, и советская пропаганда в лице плаката включилась в борьбу с новым врагом.

Важная роль в советской пропаганде отводилась плакатам посвящённым вопросам международной политики – мирным договорам, экономическим кризисам, военным конфликтам, социальным и рассовым проблемам присущим капиталистическому обществу. Причём, неуспехи крупнейших капиталистических стран подавались ярко и остроумно, убеждая в обречённости капиталистического строя. Некоторое преувеличение возникающих проблем в экономической области в станах Запада часто носило явную политическую окраску, нередко подчёркивалось несовершенство капитализма, на фоне безусловных успехов Советского Союза. 

Внутренняя логика противостояния требовала от сторон участия в конфликтах и вмешательства в развитие событий в любой части мира. Усилия США и СССР направлялись, прежде всего, на доминирование в политической сфере. США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками – ОВД и НАТО. Американцы с большой энергией взялись за дело, развязав десятки военных конфликтов по всему миру, постоянно вмешиваясь во внутренние дела других стран, смещая правительства и ставя на их место своих марионеток – не оставляли советских плакатистов без работы. Жанр международного политического плаката стал одним из самых востребованных и популярных. К работе подключились многие известные художники, тем более, что политические плакаты хорошо оплачивались. 

В таких крупных издательствах страны как «Искусство», «Советский художник», «Плакат» начали выходить политические плакаты огромными тиражами, международные темы взяли на вооружение республиканские издательства. Лениградское творческое объединение «Боевой карандаш» тоже обратилось к международной тематике, творческо-производственное объединение «Агитплакат», появившееся в 1956 году, наряду с социальными тоже выпускало плакаты посвящённые международной политике. В этой творческой мастерской выпускалось коллективом художников и поэтов (Б. Е. Ефимов, Кукрыниксы, Н. Ф. Денисовский, А. А. Жаров, С. А. Васильев и др.) около 200 номеров в год.

Так как со второй половины 1940-х годов главным противником стали США и страны из её сферы влияния, то большинство тем было связано именно с американской политикой. Наиболее острый период противостояния СССР и США пришёлся на годы Корейской войны (1950–1953), и нашел яркое отражение в творчестве советских плакатистов. Жесточайшая война во Вьетнаме – один из крупнейших военных конфликтов второй половины XX века, также оставивил заметный след в искусстве советского плаката.

Плакат искусство историческое, а история, как известно, делает крутые повороты. Тот, кто вчера был союзником, сегодня может стать врагом. Именно такая ситуация возникла с КНР. Советско-китайский конфликт, начавшийся в конце 1950-х годов, достиг пика напряжённости в 1969 году, перейдя в вооружённые столкновения на границе в районе острова Даманского на реке Уссури в 230 км южнее Хабаровска. Советские плакатисты всегда были на высоте, оперативно реагировали на изменение геополитической обстановки и всегда справлялись с непростыми задачами агитационного искусства.  

Как упоминалось, значительное количество советских плакатов были посвящены праздникам 1 мая, Дню конституции, годовщинам Великой Октябрьской социалистической революции и Великой Победы, авиационным праздникам, физкультурным парадам и крупным спортивным мероприятиям. Одним из таких событий стал VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов – молодёжный международный фестиваль, открывшийся 28 июля 1957 года в Москве. К этому молодёжному форуму лучшими художниками страны были созданы десятки плакатов. Советским плакатистам удалось создать благоприятное представление о стране Советов у иностранных туристов.

В 1978 году по инициативе издательства «Плакат» Олимпийским Оргкомитетом был организован международный конкурс плакатов посвященный Олимпиаде-80. В конкурсе «Плакат Олимпиады-80» приняли участие страны-члены Международного олимпийского комитета. Всего в конкурсе участвовало пять тысяч плакатов из 45 стран. В нём приняли участие художники и дизайнераы из СССР, Австралии, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Германии, Италии, Кубы, Монголии, Румынии, США, Турции, Польши, Чехии, Перу, Филиппин, Финляндии, Югославии, Японии и других стран. Олимпиада-80 стала не только мировым спортивным форумом, но и грандиозным политическим событием. Художники из Советского Союза принявшие участие в конкурсе стремились рассказать миру об огромной, динамично развивающейся стране, принимающей Игры XXII летней Олимпиады. В своих работах они создали образ успешной процветающей страны, флагмана социалистического лагеря.

В той или иной степени политические интонации присутствовали в любой из плакатных тем. Любой успех, от полёта первого спутника в космос, до количества выловленной рыбы в Каспии объяснялся исключительно верностью социалистического пути развития общества. Послевоенные достижения советской науки наглядно демонстрировали могущество СССР. 27 июня 1954 года в Калужской области была запущена Обнинская АЭС мощностью 5 МВт. Она стала первой атомной электростанцией, подключённой к общей электрической сети, хотя и производила электричество не в промышленных масштабах, стала поводом заявить о мировом лидерстве в атомной энергетике. Один из плакатов посвящённых использованию атома в мирных целях создал Вениамин Брискин. 

Запуск спутника и полёт первого человека в космос, – самые крупные события в послевоенном мире, небывалый успех СССР – стали объективным доказательством научной мощи страны. Как авиация, когда-то в 30-х, спутники на орбите и ракеты взмывающие в небо, стали символом превосходства государства союза рабочих, крестьян и интеллигенции. С полётом Юрия Гагарина на целое десятилетие в плакат приходит тема космоса. Одним из самых плодовитых космических художников стал Валентин Викторов, с 1957 года выполнивший десятки плакатов. Также, теме полётов в космос посвятили свои плакаты О. Савостюк, Е. Соловьев и В. Брискин.

(плакат И. Ёлкин). Первый спутник и полёт в космос – небывалый успех СССР. Мирный атом, первая атомная электорстанция (В. Брискин, М. Гордон).

Можно вспомнить ещё одну интересную международную тему, на примере которой наглядно показывалось преимущество страны социализма – тему борьбы с расизмом и наций за самоопределение. СССР был страной многонациональной, что подтверждалось её конституцией и постоянно декларировалось с первых дней существования советской власти, а значит и отражалось в искусстве пропаганды, особенно с конца 20-х годов. Тема единства наций в СССР находила отклик во многих плакатах – детских, спортивных, выборных, индустриальных и других.

Аналогичный, интернациональный подход был и в международом политическом плакате. На плакатах посвящённых борьбе за мир советские художники часто наделяли своих героев узнаваемыми чертами рас, подчёркивая их равноправие и доказывая, что неравенство в социалистической стране невозможно, а в мире оно должно быть искоренено. Мы помним пионеров в зелёной униформе 30-х, которые всегда изображались с разным цветом кожи. Напротив, неравноправие белых и негров в США ставилось в упрёк именно капиталистической системе, показывало её несовершенство. 

Противоречия в области культуры (Абстракция и реализм) и искусства, кино. Фестивали, Дружба между народами, борьба за мир (Р. Сурьянинов). Комсомол единым фронтом (Митряшкин). Мирный созидательный труд (В. Корецкий). Расизм (ку-клукс-клан Гальба). Пионерия, детство (плакаты В. Корецкий, В. Брискин). Успехи в сельском хозяйстве (А. Кокорекин, Догоним и перегоним США. «И ещё наказ, не спускать с них глаз»). Урожаи (Хрущёв (кукуруза). Идустриальные плакаты, металлургия (Удар по капитализму). Борис Ефимов. Шпионские плакаты. НАТО, Война во Вьетнаме (Корецкий), Ядерное оружие (Житомирский). Боевой карандаш (Ж. Ефимовский, Б. Мазрухо). (БК, Р. Сурьянинов, О. Савостюк шпионский плакат)

 


написать администратору сайта