доклад про молодеж. доклад самир. Современная молодёжная культура
Скачать 0.9 Mb.
|
Казахский национальный университет имени аль-Фараби ________________________________________________________________ Доклад по дисциплине Культурология на тему: СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЁЖНАЯ КУЛЬТУРА Выполнил студент учебной группы 21-01 стом Гулиев Самир Проверил преподаватель Карыбаева Айнур Несибековна Введение Современный этап переосмысления культурных ценностей и дальнейшая судьба культуры Казахстана во многом зависят от духовного состояния, социальной и гражданской позиции каждого казаха , а также от освоения богатств отечественной и мировой культуры казахской молодежью. Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определенной группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации. Именно на молодёжи лежит историческая ответственность за сохранение и развитие национальных культурных традиций и ценностей, за цивилизованную интеграцию Казазстана в мировое сообщество. Понятие «молодежная культура» Молодежь – это социально-демографическая группа в возрастных границах от 14 до 30 лет, переработка общей культуры, присущей обществу на данном этапе социального развития. Перечислим базовые принципы этого подхода, предполагающие взгляд на молодежь как на социальную проблему. 1. Молодежь признается однородной возрастной группой с едиными психологическими характеристиками и социальными потребностями. 2. Молодость считается особой ступенью в развитии личности. Модели поведения и ценности, усваиваемые молодыми людьми в этот период, становятся идеологическими ориентирами, не меняющимися в дальнейшем. 3. Переход от детской зависимости к взрослой автономии включает в себя так называемую фазу «бунтарства», которая является частью культурной традиции, передающейся от одного поколения к другому. Групповые стереотипы поведения 1. Главной характерной особенностью современной молодежной культуры является её обособленность, отстраненность, часто демонстративная, эпатажная от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций. 2. Преобладание потребления над творчеством. Весьма негативная особенность, потому что по-настоящему приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной, самостоятельной культуротворческой деятельности. 3. Авангардность, устремленность в будущее, часто экстремальность. Зачастую эти черты сочетаются с отсутствием серьезного фундамента исторических и культурных традиций. Итак, молодежную культуру как культуру определенной возрастной группы характеризует эмоционально-нравственное самоутверждение молодежи наряду с поисками развлекательного содержания, под воздействием групповых стереотипов отношений, установок и интересов. Тенденции в развитии молодёжной культуры 1. Кризисное состояние общества привело к расслоению молодёжных социальных групп и слоёв по уровню материального благосостояния, качеству жизни, а, следовательно, и по уровню освоения культурных благ. Существовавшая ранее система массово-доступных, но принудительно-коллективных форм культуры и элитарной культуры разрушилась. Распределение благ в сфере молодёжной культуры происходит по принципу платёжеспособности. 2. Приватизация культурных объектов привела к тому, что основным местом проведения свободного времени молодыми людьми всё более становится улица и квартира человека, что обусловлено и усилившейся потребностью в расслаблении, отдыхе, и меньшими материальными затратами на домашний досуг. 3. Одним из результатов кризиса является нарастание социально-психической напряжённости, которая выражается в усилении с одной стороны девиантного поведения молодёжи, а с другой – в нарушениях здоровья, в том числе в росте психосоматических заболеваний, неврозов, депрессивных состояний, суицида, алкоголизма, наркомании. Стремление к снятию этих состояний приводит молодых людей к попыткам уйти от жизненных проблем с помощью мистики, религии или других средств. Изнутри усиливается потребность молодёжи подавить сильные стрессовые эмоции, и здесь очень важен поиск путей и механизмов «миротворения». 4. Кризис, охвативший все стороны жизни – экономическую, политическую, духовную, не мог не сказаться на образе жизни молодого индивида, составной частью которого является бытие в сфере культуры. Однако любой кризис потенциально несёт в себе и движущую силу его разрешения. Поэтому тенденции использования культурных благ в переходный период с доминирующей негативной направленностью в перспективе стабилизации общественной жизни придут к относительному равновесию их социальных функций. Но при этом уже чётко будет проявлена социальная дифференциация, определяющая личностные ценностные ориентации в использовании этих благ, в рамках которых виды культурной деятельности и их формы сами приобретут рыночную стоимость. 5. Особенность нашего времени характеризуется тем, что сочетаются пережитки прошлого и переход к новациям будущего, идёт процесс разрушения старых отживших форм и возникновение новых. В полной мере это касается всех сфер жизни, в том числе и молодёжной культуры. Сегодня, как никогда необходима продуманная, научно обоснованная молодёжная политика регулирования её развития. Таким образом, современная действительность поставила молодого человека перед большим количеством проблем. Заключение Жизнь выдвинула много новых проблем в создании условий для успешного развития молодёжной культуры, наиболее ярко проявившейся в период социально-экономического реформирования Казахстана. Таким образом, в молодёжной культуре сложилась ситуация, которая отражает общие процессы и тенденции в обществе: высокая степень разупорядоченности, неустойчивость, разнообразие, неравновесность, нелинейность соотношений между явлениями и процессами. Ощущения неопределённости и фатальности формирует ту социально-психологическую атмосферу, которую следует назвать катастрофической и которая формирует в молодёжном самосознании особый, катастрофический тип сознания и поведения. Происходит постепенное «сворачивание» системы социальных институтов, способствующих культурной адаптации и самореализации молодого поколения. В структуре молодёжного досуга преобладают пассивно-содержательные типы времяпрепровождения и происходит резкое снижение качества организации молодёжного досуга вследствие сокращения соответствующей инфраструктуры. Всё это определяет особую актуальность выработки методологии и разработки адекватных ей механизмов молодёжной культурной политики, имеющей чётко выраженные приоритеты, соответствующие ключевым проблемам формирования культуры молодёжи в современном Казахстане. Её целевой ориентацией должны стать условия развития и социальной востребованности личностного потенциала молодёжи, самоопределения и реализации её творческих возможностей. В этом смысле ориентиром для молодёжной политики должен стать закон возвышения и одухотворения целей жизни новых поколений, потому как проблемы оптимизации молодёжной культуры не могут быть решены вне общего процесса духовного и нравственного развития казахского общества. |