Главная страница
Навигация по странице:

  • Современные этические концепции

  • Мораль в системе культуры

  • Нравственные требования к деятельности судебной власти, роль судьи

  • Список литературы и иных источников (библиография)

  • Введение. Современные этические концепции


    Скачать 88.5 Kb.
    НазваниеСовременные этические концепции
    Дата16.01.2018
    Размер88.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВведение.doc
    ТипЗадача
    #34277


    Введение

    Изучение нравственных аспектов и проблем профессии необходимо каждому юристу, особенно в современных условиях, когда ставится задача гуманизации общественной и государственной жизни, когда человек провозглашен Конституцией высшей ценностью и на первый план выдвигаются гарантии его прав и свобод. А юридическая профессия имеет своим "объектом" именно человека. Деятельность юриста касается важнейших благ, интересов людей, нередко связана с вторжением в их личную жизнь, а иногда и с ограничением прав, принятием решений, влияющих на судьбу человека.

    Между тем учебной литературы, предназначенной для овладения знаниями в области юридической этики, явно недостаточно. Учебника по юридической этике в стране нет. Публикации, посвященные ее проблемам, немногочисленны и в определенной степени не отражают современных представлений.



    1. Современные этические концепции

    Жизнь человека постоянно связана с насилием. Способ решения государственных, межличностных, национальных проблем с позиции силы, можно сказать, стал традиционным. Привычно звучат слова: "прав тот, кто сильнее", "у сильного всегда бессильный виноват", "победителя не судят". Сильная воля, сильная власть, сильная рука - сила всегда имеет в нашем сознании позитивную окраску: сильный - значит достойный уважения. Итак, сила - это хорошее качество, это добро, это благо. Иное дело насилие. Насиловать, принуждать, неволить - "действие обидное, незаконное, своевольное" (В. Даль), т.е. действие, понуждающее поступать кого-то вопреки своей воле, желанию, потребности. Но ведь насилие - это только применение силы. А сила обнаруживает себя исключительно в процессе приложения. Провести границу между "ненасильственным" применением силы и собственно насилием не представляется возможным.

    Существование насилия как средства приобретения и сохранения прав и привилегий, экономического и политического господства - это общеизвестный факт. В зависимости оттого, как квалифицируется насилие, задачи этических и философских концепций сводятся либо к апологии последнего (в случае признания за ним права на существование и положительной его оценки), либо к его критике.

    Обратимся к апологии насилия - здесь нет недостатка в материале: философия XIX в. дает нам такие примеры, как Ф. Ницше, Е. Дюринг, К. Маркс. Хотя формально марксизм отвергал теории, отводящие насилию решающую роль в истории (вспомним знаменитую полемику Энгельса с Дюрингом), на деле именно марксизм превратил насилие из теории в практику, сделал средством уничтожения человека. "Насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым. Само насилие есть экономическая потенция"1. Диктатура пролетариата - это насилие, возведенное в принцип, в ранг закона революции.

    Этика ненасилия возникает именно тогда, когда само насилие уже правит миром, творит беззаконие. Из истории этики нам известно, что всякое новое течение возникает в противовес существующей и господствующей тенденции (вспомним раннехристианскую этику или этику эпохи Возрождения). При этом возникающее этическое течение всегда ищет и находит опору в традиции, в идеалах предшествующих эпох. Таким идеалом для этики ненасилия стал принцип человеколюбия - универсальный, основополагающий моральный закон.

    Этика ненасилия - это обоснование таких принципов и методов решения проблем и конфликтов, которые исключают применение насилия над личностью (морального и физического). Этика ненасилия - это образ жизни, в соответствии с которым человек строит свои отношения с людьми, относится ко всему живому, к природе.

    Принято считать, что идеал ненасилия сформулирован в Нагорной проповеди (Новый Завет). Заповеди непротивления злу насилием с большим трудом входили в сознание человека и поначалу казались просто невыполнимыми: они противоречили общепринятым нормам морали, принципам, природным инстинктам, традициям. Читаем: "Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" (Мф. 5, 39), и сразу в сознании возникает вопрос: почему? Почему стерпеть, почему не ответить обидчику, почему дать возможность унизить себя еще раз? Трудно, очень трудно принять это сердцем и умом и еще труднее выполнить. В Нагорной проповеди непротивление злу рассматривалось как проявление морального совершенства, индивидуального нравственного превосходства над чужим грехом. Неумножение зла расценивалось как проявление добра.

    Значительная роль в разработке принципов этики ненасилия принадлежит Л. Толстому. Он писал, что признание необходимости противления злу насилием есть не что иное, как оправдание людьми своих привычных излюбленных пороков: мести, корысти, зависти, властолюбия, трусости, злости. "Большинство людей христианского мира чувствуют... бедственность своего положения и употребляют для избавления себя то средство, которое по своему миросозерцанию считает действительным. Средство это - насилие одних людей над другими. Одни люди, считающие для себя выгодным существующий государственный порядок, насилием государственной деятельности стараются удержать этот порядок, другие тем же насилием революционной деятельности стараются разрушить существующее устройство и установить на место его другое, лучшее"2. По мнению Толстого, главное заблуждение авторов политических учений, приведшее к бедственному положению, в том, что они считают возможным посредством насилия соединить людей так, чтобы они все, не противясь, подчинились одному и тому же устройству жизни. "Всякое насилие состоит в том, что одни люди под угрозой страданий или смерти заставляют других людей делать то, чего не хотят насилуемые".

    Итак, насилие не есть средство разрешения конфликтов и противоречий: оно ничего не создает, а только разрушает. Тот, кто отвечает злом на зло, умножает страдания, усиливает бедствия, но не избавляет от них ни себя, ни других. Толстой подводит нас к выводу: насилие бессильно, бесплодно, разрушительно, антигуманно. Конечно, нам трудно безоговорочно принять эту позицию. Но не труднее ли жить в мире, где ежечасно умножается зло? Идеи Л. Толстого находят все больше приверженцев и продолжателей.

    Имя М.Л. Кинга, отдавшего жизнь в борьбе за справедливость, известно каждому. Его именем назван "Институт ненасилия" в г. Нью-Йорке. Работы Кинга переведены на русский язык, и теперь есть возможность познакомиться с его этическими воззрениями. Интересна его работа "Любите врагов ваших" - здесь содержатся не только обоснование принципов универсальной любви к человечеству, но и рекомендации по реализации этих принципов. Кинг не только моралист, но и психолог: он отдает себе отчет в том, насколько трудно принять принципы ненасилия и человеколюбия, до какой степени глубоки психологические проблемы несовместимости привычных для людей принципов и проповедуемых им идей.

    Заповедь "любите врагов ваших" всегда была, пожалуй, самой трудной... Некоторые люди искренне верили, что в реальной жизни она невыполнима. Легко любить тех, кто любит тебя, но как любить тех, кто тайно или явно старается возобладать над тобой... Заповедь "любите врагов ваших" - это не благочестивое пожелание мечтателя-утописта, а абсолютное условие нашего выживания. Любовь даже к врагам - вот ключ к решению всех существующих в нашем мире проблем... Давайте будем реалистами и спросим: как нам любить наших врагов? Во-первых, мы должны развить в себе умение прощать. Лишенный силы прощения лишен и силы любви.

    Еще раз мы сталкиваемся с парадоксом или с кажущейся несообразностью: прощать должен пострадавший, причем прощать охотно и добровольно и не в ответ на покаяние, а до всякого покаяния. Механизм "обижен - прости" должен срабатывать почти автоматически. Чтобы облегчить нам труд прощения, Кинг разъясняет его целительную силу: "Когда мы прощаем, мы забываем в том смысле, что зло более уже не является психологической преградой на пути установления новых взаимоотношений... Прощение означает примирение, воссоединение вновь... Мы должны понять, что зло, творимое ближним нашим - врагом, причина наших страданий, никогда не отражает всей сущности этого человека. Элементы добра можно найти в характере наизлейших наших врагов"3.

    Не менее известное, чем М.Л. Кинг, имя - М. Ганди. Еще одна судьба, ставшая примером воплощения в жизнь проповедуемых принципов. Страстный борец за независимость Индии мечтал обрести свободу мирными средствами. Основным для Ганди стал принцип ненасилия, который предполагает две формы борьбы: несотрудничество и гражданское неповиновение. Эти взгляды нашли отражение в его работе "Моя вера в ненасилие".

    "Я обнаружил, - пишет Ганди, - что жизнь существует среди разрушения и, следовательно, должен существовать закон более высокий, чем закон разрушения. Только при таком законе общество будет построено верно и разумно и жизнь будет стоить того, чтобы ее прожить... Где бы ни возникала ссора, где бы вам ни противостоял оппонент, покоряйте его любовью... этот закон любви действует так, как никогда не действовал закон разрушения"4. По мнению Ганди, необходима достаточно напряженная подготовка, чтобы ненасилие стало составной частью менталитета. Только встав на путь самоограничения и дисциплины, можно достичь желаемого результата. "Пока нет искренней поддержки со стороны разума, одно лишь внешнее соблюдение будет только маской, вредной как для самого человека, так и для других. Совершенство состояния достигается, только когда разум, тело и речь находятся в согласии... Ненасилие - оружие сильных. Страх и любовь - противоречащие понятия. Любовь безрассудно отдает, не задумываясь о том, что получит взамен. Любовь борется со всем миром как с собой и в конечном итоге властвует над всеми другими чувствами... Закон любви действует, как действует закон гравитации, независимо оттого, принимаем мы это или нет. Так же как ученый творит чудеса, по-разному применяя закон природы, так и человек, применяющий закон любви с аккуратностью ученого, может творить еще большие чудеса" [16].

    Случилось так, что именно XX в., который никак не назовешь веком гуманизма и милосердия, породил идеи, находящиеся в прямом противоречии с господствующей практикой решения всех проблем и конфликтов с позиции силы. К жизни оказалось вызванным тихое, но стойкое сопротивление - несогласие, неповиновение, невоздаяние злом за зло. Человек, поставленный в безвыходное положение, униженный и бесправный, находит ненасильственное средство борьбы и освобождения (прежде всего внутреннее). Он как бы принимает на себя ответственность за зло, творимое другими, берет на себя чужой грех и искупает его своей неотдачей зла. Он ставит заслон злу, своим добром, своей любовью закрывая мир от разрушительного влияния ненависти. "Даже в наихудших из нас есть частица добра, и в лучших из нас есть частица зла", - писал Кинг. Но как часто мы забываем эту простую истину. Она открывается нам при ненасильственной тактике преодоления противоречий и конфликтов. Тот, кто следует этой тактике, стремится открыть причину противоречия, противостояния, противоборства и воздействовать на нее, снять ее остроту, а сам конфликт разрешить с наименьшими потерями для конфликтующих сторон. Сила подавляет, душит, загоняет вглубь и, значит, еще более обостряет противоречия. Ненасилие развязывает узел неразрешимых проблем.


    1. Мораль в системе культуры

    Мораль (от лат. morelis - нравственный, nores - нравы) - общественный институт регулирование поведения человека5. Мораль социально детерминирована. Социум выступает в качестве внешних общественных причин, вызывающих определенное поведение человека. Его поступки, действия, оценки связаны с пониманием добра и зла, чести, достоинства, патриотизма, долга, т.е. ценностные достижения. Моральные установки и требования, ценности имеют не только объективное содержание, но и носят субъективный характер в творческой деятельности человека, его культуры. Уровень субъективности может дифференцироваться от индивидуального до группового, классового, национального, государственного и пр. В свое время Сартар высказал мысль, что человек - это проект, который создается и реализуется самостоятельно субъективно как на уровне существования в реальных формах жизни, так и в сущностно- содержательном отношении. Человек творит мир, культуру, в которой он живет и создает себя. Человек живет в многогранном мире культуры. Смысл жизни - это творить себя по законам красоты и служит во имя других. Вспомним выражение древних греков, " Человек - мера всех вещей" и их призыв. "Познай самого себя" Познавая самого себя, человек познает и мир культуры, в которой он творит, создает новую культуру, Сар утверждал, что поведение человека спонтанно и отличается абсолютной непредсказуемостью.

    Детерминированное поведение, по его мнению, является предрассудком, оправдывающим малодушие и безответственность. Считая, что моральный выбор можно сравнить с созданием художественного произведения (не нормативен, но и не произволен), Сартр приходит к заключению, что человек бессознательно стремится к нормативности и регламентации. Но возникает вопрос, кто же задает эту упорядоченность действий. Безусловно, есть природное начало: рождение-жизнь-смерть. Но есть и социальное: морально-нравственная трактовка этих явлений. Взять хотя бы последнюю из триады-смерть. Сколько нравственных оценок, установок, обычаев, культурных ритуалов она породила в человечестве. Особое отношение к смерти, умершему, возникнув на заре человечества, существует и сегодня. Не случайно М. Мамардашвили однажды высказал мысль, что человек начинает не с орудия производства, а с плага по умершему сородичу6.

    Человек как порождение соцума - существо противоречивое. Он редко находится в гармонии с миром и самим собой. Человек вечно не удовлетворен. Его раздирают нравственные противоречия, он всегда стоит перед нравственным выбором: как и что, делать, какую позицию занять, какую оценку дать. Нравственные противоречия бывают внешними и внутренними. Внешние противоречия - это противоречия между человеком и обществом, человеком и социальной группой, индивид с другим индивидом. Внутренние противоречия - противоречия духа, мира субъективности отдельного человека. Каждому человеку приходилось в жизни преодолевать противоречия между сознанием и поведением (думаем одно, а делаем другое, разумом и чувством сердцу не прикажешь), желанием и долгом (хочется, но не должно).

    Нравственная свобода предполагает соответствие поступков внутренним побуждением человека. Естественной будет реакция человека на оскорбление или унижение его достоинства - защитить себя. Один дает пощечину, другой вызывает на дуэль. Нравственность жива традициями. Но в реальной жизни человек прокладывает свою нравственную тропу самостоятельно. Он испытывает на себе воздействие традиций, которая часто выполняет культурно-просветительскую функцию, но не всегда ей следует. Сократ говорил, что человек знает, что хорошо, а что плохо, но часто поступает плохо. И только в результате проб и ошибок, приходит к пониманию, что этого не следовало бы делать. Человек редко учится на ошибках других. Ему важен собственный житейский опыт, собственная интуиция и чувство. Именно она во многом стимулирует его моральный выбор. Самостоятельность выбора есть моральная свобода, делая свой выбор человек, взваливает на себя всю меру ответственности за свои действия и поступки. Ни Одиссей, ни Гамлет, ни Дон Кихот, не поступают в соответствии с моралью; они следуют или пытаются следовать нравственному выбору. Древние греки почитали человеческое достоинство. На Востоке считали, за честь целовать пыль, по которой ступал владыка. У Эллинов был культ тела (в здоровом теле, здоровый дух), а в средние века к телу относились унизительно (вместилища греха и порока). Моральные ценности имеют субъективную сторону, но уровень их субъективности различен. С одной стороны, моральные ценности релятивные, т. е. относительны, в системе различных культур они могут не совпадать, а с другой - они могут иметь и общечеловеческий знаменатель.
         Мораль функционирует на разных уровнях: - на уровне конкретного индивида, когда моральные установки, оценки носят единичный характер; - на уровне "среднего звена", некой социальной общности, например, профессиональной: врачи, адвокаты, преподаватели. Вспомним хотя бы главный постулат клятвы Гиппократа "Не навреди" - на уровне предельно обобщенных в неисторических, общезначимых моральных принципов и установок "золотое правило" нравственности. Это то, что может быть соотнесено с кантовским категорическим императивом, который непреложен для всех в равной степени, как звездное небо над головой и сердце в груди человека. Нравственный императив, написанный закон поведения человека в обществе этот закон долженствования. Это не желаемое, это не возможное поведение, другими словами. Это не хочу или могу, а я должен и альтернативы этому быть не может. Непреложность нравственного императива выстраивает поведение человека и гражданина. Подлинная мораль самоценна, самодостаточна, ибо не водима извне моральных оснований. Мораль чужда природе, вне человека нет моральных оценок, заблуждений.
         Мораль существует благодаря оценивающей способности человека. В природе нет ни добра, ни зла. Моральные начала невозможно обосновать рационально - логическими доказательствами. В истории культуры нередко господствующие идеологии подтягивали мораль до статуса истины с целью беспрепятственного распространения на широкие массы. В таких случаях мораль явно порывает с культом традиций, правом, законом, директивными установками.
         Мораль субъективно - ценностна и этим близка к искусству. Наука явление объективное, открывающее законы природы, общества, познания, искусства, морали. Наука в частности этики, делает предметом своего изучения мораль как одну из форм ценностных ориентаций человеку в мире, изучает причины ее возникновения, историю развития, конкретные формы воплощения, социальные функции.

    Этика как наука дает теоретические обобщения всего многообразия проявления морали, определяет ее нормативы, формирует теоретический уровень морального сознания. Спектр проявления обыденного нравственного сознания чрезвычайно широк в своих конкретных проявлениях: от формы индивидуально - личностных до коллективных7. В частности: эгоизм и альтруизм - категории этические, фиксирующие в одном случае моральный принцип, основанный на особом отношении к личному, к себе самому, а в другом - предписывающее сострадание, бескорыстное служение и любовь к другому человеку. В известной мере альтруизм является оборотной стороной эгоизма. Человек, делая добро другому одновременно тем самым усложняет себя.
         Представляет интерес обращение в контексте осмысления нравственности и культуры к негативным архетипам человеческого поведения - агрессивности, лицемерия. Агрессия - реакция на негативные обстоятельства, собственную не правоту, не удачи. Это - устойчивая черта субъекта в которой кроется архетипическое стремление защитить себя. Фрейд имел в виду в первую очередь инстинкты агрессивности и эгоизма, говоря о культурных формах их трансформации и канализации в обществе. В этой связи в развитии творческой деятельности человека, его культуры на современном этапе особое значение приобретает экологическая культура, сохранения внешней и внутренней природы.


    1. Нравственные требования к деятельности судебной власти, роль судьи

    Закрепление в ст. 10 Конституции Российской Федерации8 принципа разделения властей и самостоятельности судебной власти наряду с властями законодательной и исполнительной создает нормативную и идейную базу для формулирования нравственных требований к представителям судебной власти. Судебная власть, действующая в сфере социальных и межличностных конфликтов, образующая необходимый компонент в системе "сдержек" и "противовесов", должна отвечать высоким нравственным стандартам, оправдывать ожидания общества.

    Важнейшее требование к деятельности судебной власти -справедливость. Обществу и каждому человеку нужен суд только справедливый, стоящий на стороне правды, ее активно защищающий и выражающий в своих решениях.

    В уголовном процессе, где речь идет о преступлении и наказании, о защите от преступлений важнейших благ личности, справедливость приобретает повышенное значение. Несправедливый суд может причинить огромный вред как отдельному человеку, так и всему обществу. В российской истории 30-х и последующих годов нашего века суды часто использовались как орудия незаконной расправы с невиновными9. В период массовых репрессий по приговорам судов были уничтожены сотни тысяч тех, кого называли "врагами народа", истреблялись ни в чем не виновные люди. Суды служили юридическим прикрытием чудовищной несправедливости, творимой государственной властью. Несправедливый суд всегда осуждался обществом. С его деятельностью связывались многие негативные явления.

    Судебная власть оценивается как справедливая тогда, когда она применяет законы, признанные обществом справедливыми, разрешает дела, установив истину, достоверно выяснив их фактические обстоятельства, принимает решения в соответствии с познанными фактами и требованиями закона. Справедливый суд — это суд, где виновный обоснованно подвергается заслуженному наказанию, а невиновный обязательно оправдывается.

    Требование к судебной власти быть справедливой относится не только к ее решениям окончательного характера, но и ко всей ее деятельности с момента, когда дело поступило в ее распоряжение. Справедливость выражается и в обеспечении равенства всех, кого затрагивает судебная деятельность, и в соблюдении прав участвующих в деле лиц, и в обоснованности и законности промежуточных решений "процедурного" характера.

    Судебная власть должна быть равной для всех. Это нравственное требование, по сути, выражает уравнительный аспект справедливости. Однако требование обеспечения равенства в суде настолько важно, что оно специально выделяется законодательно и фигурирует в нравственном сознании общества.

    Требование равенства в суде России законодательно закреплялось издавна, провозглашалось и в нормативных актах Петра I, Екатерины II, Александра II, и в конституциях, принимавшихся в разное время. Однако обеспечение реального равенства в суде, равных реальных возможностей отстаивать свои правя перед судом людей, занимающих разное социальное, служебное, имущественное положение, остается проблемой и сегодня10.

    Судебная власть должна быть объективной и беспристрастной. Суд необъективный, тенденциозный не способен осуществить правосудие. Он извращает саму идею правосудия и может превратиться в орудие произвола. Особенно опасна необъективность под влиянием каких-либо сил, стремящихся воздействовать на судей.

    Беспристрастность судебной власти, проявляющаяся в отсутствии приверженности к какой-либо из сторон, способности равно относиться к их притязаниям и личности и действовать лишь в интересах истины и справедливости на основании закона и совести — фундаментальное требование нравственного и правового свойства. Судебная власть, не способная или не стремящаяся действовать беспристрастно, не заслуживает доверия общества. Те, кто ее олицетворяет, в этих условиях лишаются авторитета и морального права судить других.

    Судебная власть должна быть компетентной. Компетентность можно характеризовать в одном из ее значений как высокий профессионализм судей, глубокое знание ими законов, требований профессиональной этики, неуклонное следование им, умение правильно разобраться в той или иной, иногда сложной и запутанной ситуации. Она включает и большой жизненный опыт, опыт применения законов, юридической деятельности еще до принятия на себя обязанностей судьи. Судья должен иметь высшее юридическое образование. Однако без постоянного совершенствования своих знаний, повышения юридической и общей культуры судья неминуемо окажется отставшим от требований, которым должен отвечать представитель судебной власти, сделается некомпетентным. Между тем люди, чьи судьбы решает судья, чьи права и интересы зависят от его решения, вправе требовать правосудия "высокого качества".

    Каждый судья должен быть профессионалом высокого класса. Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Но одновременно тот же закон разделяет судей на квалификационные классы в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных обстоятельств. В соответствии с Положением о квалификационной аттестации судей они разделяются на шесть квалификационных классов. Материальное обеспечение судей зависит, в частности, от их квалификационного класса. Квалификационный класс судьи влияет и на оценку уровня его профессионализма. Представляется, что существующий порядок не безупречен в нравственном плане и не способствует охране авторитета судей. Он может подрывать доверие к судьям "низших" классов, хотя они, как правило, высокопрофессиональны. Что касается размеров материального обеспечения, которое, естественно, не может быть равным для всех, то их можно определять справедливо на основе других показателей.

    Заключение

    Этика ненасилия возникает именно тогда, когда само насилие уже правит миром, творит беззаконие. Из истории этики нам известно, что всякое новое течение возникает в противовес существующей и господствующей тенденции (вспомним раннехристианскую этику или этику эпохи Возрождения). При этом возникающее этическое течение всегда ищет и находит опору в традиции, в идеалах предшествующих эпох. Таким идеалом для этики ненасилия стал принцип человеколюбия - универсальный, основополагающий моральный закон.

    Мораль (от лат. morelis - нравственный, nores - нравы) - общественный институт регулирование поведения человека. Мораль социально детерминирована. Социум выступает в качестве внешних общественных причин, вызывающих определенное поведение человека. Его поступки, действия, оценки связаны с пониманием добра и зла, чести, достоинства, патриотизма, долга, т.е. ценностные достижения. Моральные установки и требования, ценности имеют не только объективное содержание, но и носят субъективный характер в творческой деятельности человека, его культуры. Уровень субъективности может дифференцироваться от индивидуального до группового, классового, национального, государственного и пр.

    Каждый судья должен быть профессионалом высокого класса. Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Но одновременно тот же закон разделяет судей на квалификационные классы в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных обстоятельств. В соответствии с Положением о квалификационной аттестации судей они разделяются на шесть квалификационных классов. Материальное обеспечение судей зависит, в частности, от их квалификационного класса. Квалификационный класс судьи влияет и на оценку уровня его профессионализма. Представляется, что существующий порядок не безупречен в нравственном плане и не способствует охране авторитета судей. Он может подрывать доверие к судьям "низших" классов, хотя они, как правило, высокопрофессиональны. Что касается размеров материального обеспечения, которое, естественно, не может быть равным для всех, то их можно определять справедливо на основе других показателей.

    Список литературы и иных источников (библиография):

    1. Нормативные правовые акты:

    - Конституция РФ от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. - № 237.;

    2. Научная и учебная литература:

    - книга одного автора: Ганди М. Моя вера в ненасилие // Вопросы флософии. - 1992. - № 3. - 490 с.

    - книга одного автора: Гусейнов А. А. Введение в этику. – М., - 1985. – 362 с.

    - книга двух авторов: Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. - М., - 2002 .- 460 с.

    - книга одного автора: Евангелие Толстого. - М., - 1992. - 504 с.

    - книга одного автора: Кинг М.Л. Любите врагов ваших // Вопросы философии. - 1992. - № 3. – 600 с.

    - книга одного автора: Кропоткин П. А. Этика. - М., - 1991. – 390 с.

    - книга двух авторов: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 23. – 900 с.

    - книга одного автора: Попов Л. А. Этика: Курс лекций. - М., - 1988. – 190 с.


    1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 23. - С. 761.

    2 Евангелие Толстого. - М., - 1992. - С. 371.

    3 Кинг М.Л. Любите врагов ваших // Вопросы философии. - 1992. - № 3. - С. 66-67.

    4 Ганди М. Моя вера в ненасилие // Вопросы флософии. - 1992. - № 3. - С. 65.

    5 Гусейнов А. А. Введение в этику. – М., - 1985. – С. 210.


    6 Кропоткин П. А. Этика. - М., - 1991. – С. 340.

    7 Попов Л. А. Этика: Курс лекций. - М., - 1988. – С. 134.

    8 Конституция РФ.- 1993. – Ст. 10.

    9 Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. - М., - 2002 .- С. 382.


    10 Гусейнов А. А. Введение в этику.— М, - 1985. – С. 113.



    написать администратору сайта