Исто́рия экз. Современные историки ставят перед собой следующие вопросы Когда исторический источник был написан
Скачать 0.65 Mb.
|
3. На протяжении первой половины Х в. киевские князья настойчиво и последовательно сплачивали в общем государстве племенные княжества восточных славян. Дело Олега, по свидетельству “Повести временных лет”, продолжил его преемник Игорь. Он опять присоединил к государству княжества уличичей и древлян, которые отпали, было после вести о кончине Олега. На 40 гг. Х в. произошла новая вспышка военной активности древнерусской господствующей верхушки. Киевский князь распространил свою власть на восточный Крым и Тамань. Игорь совершил два больших похода на Византию, что имели целью, как защиту южных рубежей, так и обеспечение выгод для русских торговых людей в Константинополе и других греческих городах. Большие и малые войны приносили славу и богатство князьям и старшим дружинникам. В то же время они отрывали от мирного труда много народа, в войнах погибали тысячи людей, что ослабляло экономику государства. Главным же источником снабжения войска оружием, пищей, конями оставалось стягивание дани, которую князья стремились все время увеличивать. Особенно жестоким был сбор полюдья. Именно под воздействием своих дружинников князь Игорь, собрав один раз полюдье в земле древлян, вернулся туда, чтобы взыскать его во второй раз, за что был забит восставшими 944г. Со смертью Игоря закончился первый этап в развитии государственности на Руси. Единственный известный из летописи сын Игоря – Святослав был еще мальчиком, и на княжеский престол села его жена Ольга. Она жестоко придушила восстание древлян весной 945г., штурмом взяв их главный город Искоростень, забив древлянских князей и много воинов. В то же время княгиня, вероятно, поняла, что наступило время установить размер дани, в первую очередь полюдья, из зависимого населения, что она и сделала. Ольгой также были устроены опорные пункты центральной власти на местах, административная и судебная системы распространены на все подвластные Киеву земли племенных княжеств. Во времена Ольги перестраивался, украшался и укреплялся стольный град Руси. С княжением Ольги можно связывать наступление второго этапа в развитию древнерусской государственности. Он ознаменовался визитом Ольги в Константинополь около 946г. Впервые в истории глава Древнерусского государства шел в Византию во главе мирного посольства. Результатом этого визита было крещение Ольги и заключения союзного русско-византийского соглашения. Внешняя политика первых киевских князей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав). Олег Вещий (правил 878 - 912 или 922) Правил за малолетнего Игоря (возможно сына Рюрика – отсюда династия «Рюриковичей»), возможно приходился ему дядей, по другим сведениям – дружинник Рюрика. В 882 году Олег предпринял удачные походы на Смоленск и Любеч. После этого он по Днепру спустился к Киеву, где князьями были соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег заманил их к своим ладьям и, предъявив наследника Рюрика, малолетнего Игоря, приказал убить Аскольда и Дира. Таким образом Олег захватил Киев и перебрался туда с дружиной, объявив Киев столицей своих владений. Тем самым он объединил два основных центра восточных славян (северный и южный). В течение следующих двадцати пяти лет деятельность Олега связана с расширением своей державы. Он подчинил Киеву древлян, северян, радимичей. Затем Олег воевал с самыми южными восточно-славянскими племенами уличей и тиверцев. В 907 году Олег отправляется в большой военный поход к Константинополю (Царьграду). В походе, согласно «Повести временных лет», принимало участие 2000 ладей по 40 воинов в каждой. Византийский император Лев Философ отдал приказ закрыть ворота города и загородить цепями гавань. Однако Олег пошёл на штурм необычным способом - он повелел своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Главным результатом похода стало заключение торгового договора, обеспечившего свободу беспошлинной торговли русским купцам. В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезло упоминание о беспошлинной торговле. Игорь (правил 912 – 945) В 914 году Игорь воевал с древлянами и возложил на них дань больше Олеговой. В 915 году Игорь заключил мир с печенегами, которые впервые появились на Руси, проходя походом на Византию. Мир с печенегами долго не продержался, в 920 Игорь воевал с ними. В 941 г. ходил на Византию. Поход сложился неудачно для Игоря, в морском бою русский флот был частично уничтожен греческим огнём. После набегов на византийские земли и ряда поражений Игорь в сентябре того же года вернулся домой. В 943 князь Игорь собрал новое войско с участием печенегов и повёл в поход на Дунай к северным границам Византийской империи. До военных столкновений дело на этот раз не дошло, Византия заключила мирный договор с Игорем, выплатив дань. На следующий год после похода Игоря император Роман прислал послов к Игорю восстановить мир. Прежде всего договор регулирует условия пребывания и торговли русских купцов в Византии, определяет точные суммы денежных штрафов за различные проступки, устанавливает суммы выкупа за пленников. Также там сформулировано положение о военной взаимопомощи между русским великим князем и византийскими царями. В 945 г. пошел собирать с них дань и собрал больше чем обычно. На обратно пути он распустил дружину и отправился опять собирать дань. Древляне убили его, так как малочисленная дружина не смогла защитить его. Ольга (правила 945 - 957) Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем Ольга отправилась к древлянам, сказала, что простила их, велела готовить тризну (поминки, поминальное угощение) по убитому Игорю. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. На следующий год отправилась в поход с малолетним Святославом, осаждала Корсунь (главный город древлян) в течение года, но те не сдавались. Тогда она попросила в качестве откупа голубей, те с радость согласились, но Ольга, подвязав к ним бумажки с серой, которые подожгли, выпустила их на волю, голуби полетели обратно и сгорел весь город. Историки считают, что летописец Нестор приукрасил события. После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах. В 945 г. Ольга осуществила серьёзные преобразования в управлении княжеством — установила точный размер взимаемой в пользу Киева дани («полюдья») — «уроков» (или «оброков») и периодичность их сбора («уставы»). Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор («тиун»). В 947 году Ольга отправилась в новгородские и псковские земли, устанавливая там оброки и дани, после чего вернулась к сыну Святославу в Киев. Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Следующим деянием Ольги, отмеченным в ПВЛ, является её крещение в 955 году в византийском Константинополе. Святослав Игоревич (правил 945 - 972) Формально Святослав стал великим князем в 3-летнем возрасте после гибели в 945 году отца, великого князя Игоря, но самостоятельно правил примерно с 960 года. При Святославе Киевским государством в значительной мере правила его мать — княгиня Ольга, сначала из-за малолетства Святослава, затем из-за постоянного пребывания его в военных походах. Поход в Поволжье В 964 г. пошел на Хазар, пройдя «сквозь вятичей» В 965 г. разбил хазар, взял города Белую Вежу (Саркел), Итиль и Семендер. После этого пошел на Северный Кавказ, где одержал победу над Ясами (вероятно, нынешние осетины) и Касогами (черкесы, страна которых в X в. именовалась Касахиею). В 966 г. вторично обложил вятичей данью. В. Н. Татищев объяснял это тем, что они, узнав, что русские войска двинулись к Дунаю восстали, и Святославу вновь пришлось подчинять их. После этого, проникнув на Волгу, Святослав разорил земли камских болгар и Взял их город Болгар (Булгар). Многие историки отмечают, что походы Святослава на хазар сильно изменили издревле сложившуюся в южных степях расстановку сил. На смену хазарам пришли не менее сильные враги – печенеги, т.к. хазары, взимая дань с некоторых славянских племен, сдерживали их натиск. После походов Святослава Хазарский Каганат распался. Болгарские походы Святослава В 967 году между Византией и Болгарским царством разгорелся конфликт, причину которого источники излагают по разному. В 967/968 византийский император Никифор Фока отправляет к Святославу посольство. Главе посольства Калокиру было передано 15 кентинариев золота (прим. 455 кг), чтобы направить русов в набег на Болгарию. Согласно наиболее распространённой версии, Византия хотела сокрушить Болгарское царство чужими руками, а заодно ослабить Киевскую Русь, которая после победы над Хазарией могла обратить свой взгляд на крымские владения Византии. Калокир договорился со Святославом об антиболгарском союзе, но вместе с тем попросил помочь ему отнять у Никифора Фоки византийский престол. За это пообещал «великие, бесчисленные сокровища из казны государственной» и право на все завоёванные болгарские земли. В 968 году Святослав вторгся в Болгарию и после войны с болгарами обосновался в устье Дуная, в Переяславце, куда к нему была выслана «дань с греков». К 968—969 гг. относится нападение на Киев печенегов. В ответ Святослав организовал второй поход против них, в ходе которого и был захвачен Итиль, а каганат окончательно разгромлен. Святослав с конной дружиной возвратился на защиту столицы и отогнал печенегов в степь. Во время пребывания князя в Киеве скончалась его мать, княгиня Ольга, фактически правившая Русью в отсутствие сына. Святослав устраивает управление государством: сажает сына Ярополка на киевское княжение, Олега — на древлянское, Владимира — на новгородское. После этого Святослав осенью 969 года снова с войском пошёл на Болгарию. Во второй половине X в. начинается более активное русско-византийское сближение. Идя на это, византийские императоры одновременно рассчитывали использовать русские дружины в войне со своими соседями. В то же время Святослав, пытаясь приблизить границы Руси и Византии, вел упорную войну с империей за Балканский полуостров. Византийский император Никифор II Фока предложил Святославу совершить поход на Балканы (968 г.). Планы византийцев на ослабление Руси не оправдались, Святослав одержал победу над болгарским царем Борисом. Поскольку этот исход был нежелателен для Византии, она начала борьбу с Русью. Силы византийцев превосходили по численности русские дружины. Второй поход (971 г.) оказался неудачным. Союзник Руси, царь Борис перешел на сторону Византии. Святослава, находившегося в Доростоле (на Дунае) окружает 100-тыс. войско византийского императора Иоанна Цимисхия. После трехмесячной осады греки вынудили Святослава принять бой под стенами крепости. Согласно летописи, именно в этой битве Святослав произнес ставшую крылатой фразу: «Не посрамим земли русской, но ляжем костями, ибо мертвые срама не имеют». В 971 г. был заключен мирный договор: дружина Святослава получила возможность вернуться на Русь со всем своим вооружением, а Византия удовлетворялась обещанием не совершать нападений. Греки обязались снабдить продовольствием и пропустить корабли Святослава по Дунаю в море, чтобы те ушли на Русь. Восстанавливались торговые связи Руси и Византии, они вновь становились союзниками. В 972 г. Святослав, возвращавшийся с Дуная по дороге в Киев, был убит печенегами у Днепровских порогов. Из его черепа печенежский князь Куря сделал чашу для питья, окованную золотом, в знак уважения к противнику. По летописному преданию, считалось, что доблесть противника перейдет к тому, кто пьет из такой чаши – черепа. 4. Незадолго до смерти князь Святослав разделил Русскую землю между тремя сыновьями: старший сын, Ярополк, получил Киев, средний, Олег, — землю Древлянскую, а младший, Владимир, — Новгород. Вскоре после смерти Святослава между братьями начались распри, в результате которых Владимир (980—1015) стал единодержавным князем Руси (рис. 1.2.5). Именно с эпохи Владимира I Святославовича начался расцвет и укрепление Киевского государства. Были приведены к покорности не платившие дани славянские племена, строились оборонительные пограничные укрепления, на их охрану набирались дружины с сильным воинским контингентом из восточнославянских и угро-финских племен. Спорные территории активно отвоевывались у претендентов — поляков, чехов, венгров, ятвягов, волжских болгар. На Руси появилась собственная монета — сребреник и златник. С древности у славян высоко ценились меха, названия которых — куна, резана, веверица — перешли потом на металлические деньги. Денежные расчеты в виде штрафов (виры) могли заменить смертную казнь. Первые шесть лет своего княжества Владимир провел в походах, предводительствуя дружиной лично и объединяя Русь. При нем все славянские племена от Карпат и Немана и города Городен (Гродно) до Белоозера, Оки и Волги стали составлять одно целое — Русскую землю и называться русскими. Владимир осуществил несколько удачных военных походов: завоевал Галицию (Червонную Русь), смирил вятичей и радимичей, победил камских болгаров, успешно воевал с печенегами и, таким образом, распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. Чтобы обезопасить свои южные границы от набегов кочевников, князь приказал возвести целый ряд крепостей по южному рубежу Киевской Руси. Также была возведена сплошная стена (частокол) на земляной насыпи, называемая Змиевы валы. По южным и юго-восточным границам Руси, на правой и левой стороне Днепра, выведены были ряды земляных окопов и сторожевых «застав», чтобы сдерживать нападения кочевников. Но самым значительным событием правления Владимира I стало принятие христианства. Среди причин принятия христианства можно выделить следующие: необходимость общегосударственной идеологии; оправдание социального неравенства; повышение международного авторитета Руси. Несмотря на общность религиозных представлений всех восточных славян, у отдельных племен они во многом различались. Объединение земель под властью Киева требовало замены различных племенных верований единой общегосударственной религией. Придя к власти, Владимир попытался укрепить язычество пантеоном главных богов. Он воздвиг в Киеве пантеон с идолами шести главных богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши), ввел, подобно скандинавам, практику человеческих жертвоприношений богам. Но реформа провалилась, так как население страны отказывалось признать эту божественную иерархию. В прежнем же виде язычество не устраивало княжескую власть, стремившуюся укрепить свой авторитет. С тарые боги перестали отвечать потребностям новых условий жизни, где усиливалось социальное неравенство, формировалась имущественная зависимость, укреплялась власть князя и его дружины. Необходим был иной духовный стержень, который бы сцементировал складывавшуюся древнерусскую государственность и сделал прочно легитимной княжескую власть. По-видимому, этим и объясняется отказ Владимира от язычества и поворот к принципиально новой религии — единобожию. Соседние с Киевской Русью государства исповедовали религии, основу которых составлял монотеизм, т.е. вера в единого Бога. В Византии господствовало христианство; в Хазарии — иудаизм; в Волжской Булгарии — ислам. К этому времени все европейские государства приняли христианство как основную религию. Оно утверждало в сознании людей идею господства и подчинения и было поэтому удобно для феодальных властителей в условиях генезиса феодализма. Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства, но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии. Согласно летописи в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении «по закону греческому». В следующем 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жены сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну с попами. Там же в Корсуни Владимир с многими дружинниками принял крещение от епископа Корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II, согласно практике политических крещений того времени. Путь утверждения христианства на Руси не был простым. Поклонение древним богам — Перуну, Велесу, Хорсу, Даждьбогу, Макоши, Симарглу, Стрибогу, Яриле и др., соблюдение обрядов, жертвоприношения на капищах, авторитет волхвов — все это было привычным для языческого славянского общества. В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдаленности определенную автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей). Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата. Епархия была создана также в Новгороде. Во главе русской церкви стоял митрополит, назначаемы из Византии. Все население страны обязывалось платить налог в пользу церкви — «десятину» (1/10 часть от своего дохода). |