Главная страница

Исто́рия экз. Современные историки ставят перед собой следующие вопросы Когда исторический источник был написан


Скачать 0.65 Mb.
НазваниеСовременные историки ставят перед собой следующие вопросы Когда исторический источник был написан
АнкорИсто́рия экз.docx
Дата17.08.2018
Размер0.65 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИсто́рия экз.docx
ТипДокументы
#23134
страница5 из 41
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41

Принятие христианства имело огромное значение для дальнейшего развития Руси: укрепились государственная власть и территориальное единство страны, расширились международные связи, большой толчок получило развитие русской культуры.

После смерти Владимира I началась междоусобная борьба за киевский престол между его сыновьями. Киев получил Ярослав Мудрый(1019—1054). Киевская Русь в его правление достигла наивысшего расцвета, пика своего развития и стала во всех отношениях одним из сильнейших государств Европы, быстро догоняющим и обходящим передовые государства. Сыновья князя правили в крупнейших городах — Новгороде, Чернигове, Переяславле, Ростове, Смоленске, Владимире-Волынском. Это были центры культурной и хозяйственной жизни. Здесь можно было встретить целые районы проживания торговцев из Хазарии, Скандинавии, Польши, представителей армянского и еврейского купечества. Велась оживленная торговля Руси с Византией, Волжской Булгарией, Персией, Хорезмом. Русские купцы вывозили пушнину, воск, костяные изделия, кольчуги, кожи, льняное полотно замки, бронзовые зеркала. Важной статьей дохода русских была и торговля рабами — пленными, захваченными в военных походах.

Киев при Ярославе превратился в один из крупнейших Европейских городов. В городе были построены Золотые ворота и Софийский собор. При Ярославе впервые был назначен русский по происхождению киевский митрополит Илларион. Основанный его последователями Киево-Печерский монастырь станет в дальнейшем культурным центром православной Руси.

Ярослав Мудрый (рис. 1.2.6) был одним из составителей первого письменного свода законов Руси — Русской Правды. Источником для ее создания были нормы обычного права, узаконенные государством судебные местные обычая, а так же судебная практика местных князей. В Русской Правде нашли отражение и новые явления древнерусской действительности. Они свидетельствовали о постепенной утрате принципов родовых отношений, господствовавших ранее.

Ярослав Мудрый уделял большое внимание просветительству на Руси и ее христианизации. В годы его правления христианство распространилось на все русские земли, появился первый монастырь. Ярослав Мудрый открыл первые государственные школы, куда принимались как мальчики, так и девочки.

Внешняя политика Ярослава Мудрого была достаточно продуктивной, а международный престиж Руси этой эпохи был высок. Русские князья заключали династические браки с крупнейшими европейскими королевскими дворами. Сам князь был женат на шведской принцессе Игигерде, среди его дочерей одна вышла замуж за короля Франции, другая — за короля Венгрии, а третью сделал своей избранницей норвежский принц. Престижными были и браки сыновей: невестками Ярослава стали польская, византийская и германская принцессы.

Но Ярослав Мудрый не только развивал торговые и культурные связи, но и весьма успешно воевал. Ему удалось разбить печенегов под Киевом в 1036 г. (вскоре на этом месте и был построен храм Святой Софии). Именно после этого печенеги перестали представлять грозную силу и беспокоить Русь своими набегами. Воевал Ярослав Мудрый и с финнами, ятвягами, литовцами. Ходил на чудь, и утвердил на чудских землях свою власть, возвел на берегу Чудского Озера город Юрьев. Во время правления Ярослава мудрого произошло последнее столкновение Руси с Византией, было это в 1043—1046-х годах. Конфликт разгорелся из-за убийства русского купца. Закончилось все мирным договорам, скрепленным узами династического брака.

Русская держава этого периода существовала и успешно развивалась на огромном пространстве — от Карпат до нижнего течения реки Оки, от Балтийского до Черного моря. Претензии на самостоятельную, независимую политику киевского престола были ярко выражены в произведении митрополита Иллариона «Слово о законе и благодати».

Третий, кризисный период развития Древней Руси начался с княжеских усобиц между сыновьями Ярослава Мудрого — Изяславом, Святославом и Всеволодом. В 1068 г. киевский князь Изяслав Ярославович и его братья потерпели жестокое поражение от кочевников-половцев на реке Альте. Киевляне прогнали неудачливого князя и пригласили княжить Всеслава Полоцкого. Вскоре с помощью поляков Изяслав вернул себе престол и безжалостно расправился с недовольными. Первые усобицы открыли череду войн среди потомков Ярослава за овладение киевским престолом и престолами в других городах. В дальнейшем ожесточенность в борьбе за власть только нарастала.

Кровавые княжеские междоусобицы сыновей и внуков Ярослава Мудрого разворачивались на фоне постоянных угроз со стороны враждебных соседей, прежде всего — половцев. Кочевники не только самостоятельно нападали на южные земли, но и принимали участие в усобицах по приглашению самих русских князей. Постоянные набеги вели к разорению земель, уводу в плен населения, большим материальным потерям. Важнейшим событием этого периода стал Любечский съезд князей, созванный в 1097 г., на котором было принято решение прекратить усобицы и провозглашался принцип: «Каждому своя вотчина».

В начале XII века Русь снова объединилась перед лицом нового врага — половцев. Это было время правления Владимира Мономаха(1113—1125) и его сына Мстислава (1125—1132).

В 1111 г. князь Владимир Всеволодович Мономах (рис. 1.2.7) организовал успешный поход против половцев и одержал убедительную победу. Именно Владимир Мономах — авторитетнейший князь, прославленный своими успехами в борьбе с кочевниками — был приглашен на киевский престол в 1113 г., в обход своих старших родственников. На протяжении последующих двадцати лет — до 1132 года (когда умер преемник Мономаха, его старший сын Мстислав Великий) Киевская Русь пережила период своего последнего величия. В эти годы страна не знала больших княжеских смут, были проведены реформы, облегчившие жизнь простого люда. Для безопасности государства Мономах предпочитал наносить по врагам упреждающие удары. На некоторое время стабилизировалась обстановка на южных и северо-западных рубежах. Известный своим художественно-политическим «Поучением», Владимир Мономах содействовал расцвету древнерусской литературы. Именно в период его правления создается летопись «Повесть временных лет», которая повествует о начале древнерусской государственности.

Владимир Мономах не был противником все углублявшегося деления Русской земли на отдельные княжества, но стремился при этом сохранить политическое, военное и культурное единство Руси на новой моральной основе: на основе договоров о союзах князей между собой, скрепляемых целованием креста, взаимными обещаниями и сохранением за собой вотчин без посягательств на вотчины соседей. Свою идею союзов он постоянно высказывал на княжеских съездах (1097, 1100 и 1103 гг.).

Устанавливает Владимир Мономах и культ князей братьев Бориса и Глеба, безропотно подчинившихся своему старшему брату Святополку и погибших от руки подосланных им убийц. Культ Бориса и Глеба должен был подать пример всем князьям полного, до самой мученической кончины, подчинения старшему князю и вместе с тем — резко осудить старшего князя, в данном случае Святополка Окаянного, не пожелавшего считаться с правами младших. Тем самым Владимир как бы выступал против принципа единодержавия на Руси, изображая это единодержавие в известных обстоятельствах преступным и братоубийственным.

Стремясь к миру и добровольному единству Руси при одновременном наличии многих ее «держателей», Владимир Мономах покровительствовал летописанию, напоминая об историческом единстве княжеского рода и пропагандируя легенду о происхождении всех русских князей от одного князя — Рюрика.

Выступая за мир на основе договорных начал между князьями и принципа вотчинного начала, Владимир Мономах стремился по возможности смягчить также и социальные противоречия. В 1113 г. он был призван на киевский стол восставшими народными массами. Князь законодательным путем вводит некоторые смягчения для низов, облегчает положение должников и закупов. Так возникает Устав Владимира Мономаха.

С 1093 г. князь вел войну с вступившими в союз половцами и Олегом Святославичем, которому вынужден был уступить Чернигов (1094 г.) и обосноваться в Переяславском княжестве, подвергавшемся постоянным набегам половцев. В 1095 г. он заключил мир с половецкими ханами Итларом и Китаном, а затем вероломно их убил. После Долобского съезда (1103 г.) Владимир Мономах стал вдохновителем и непосредственным руководителем военных походов против половцев (1103, 1107, 1111 гг.). Половцы потерпели ряд поражений и надолго оставили русские земли.

Политику Владимира Мономаха продолжил его сын Мстислав (рис. 1.2.8). Владея городами Киевом, Новгородом (сын Всеволод), Посемьем (сын Изяслав), Смоленском (сын Ростислав) и Полоцком (переведен Изяслав), Мстислав создал сильнейшею державу в составе русских княжеств, сохраняя контроль над важнейшими городами Руси и главным торговым путем «из варяг в греки».

Во времена правления Мстислава не только Новгород стал «больше первого», но и в подвластной ему Ладоге была возведена каменная крепость. В Киеве Мстислав построил церкви Святого Феодора и Богородицы Пирогощи, а также основал Федоровский монастырь. Многие ученые считают, что именно Мстислав является последним редактором «Повести временных лет».

Во внешней политике Мстислав I продолжал линию своего отца: защита страны от врагов. Военное могущество князя Мстислава было настолько неоспоримым, что именно он, единственный из всех князей Киевской Руси, заслужил в летописях прозвище «Великий». Используя брачные союзы со скандинавскими государствами и с Византией, он тем самым укрепил позиции государства на международной арене.

Летописцы отмечали, что Мстислав «был великий правосудец, в воинстве храбр и доброразпорядочен, всем соседям его был страшен, к подданным милостив и разсмотрителен. Во время его все русские князи жили в совершенной тишине и не смел один другаго обидеть. Сего ради его вси именовали Мстислав Великий. Подати при нем хотя были велики, но всем уравнительны, и для того всии приносили без тягости».

1132 год, год смерти Мстислава, многими историками считается годом окончательного распада Киевской Руси. С одной стороны, благодаря отцу, сыновья Мстислава (Всеволод, Изяслав и Ростислав) стали правителями отдельных самостоятельных княжеств, с другой — ни один из ближайших преемников Мстислава не обладал его политическими и военными способностями и не мог остановить дезинтеграцию государства.

Крещение Руси – это процесс введения христианства византийского обряда в Киевской Руси как государственной религии. Существуют ведомости, что одной из первых христианок на Руси была княгиня Ольга – бабка князя Владимира, которая крестилась еще в 957 году в Константинополе. Официальной датой крещения Руси принято считать 1 августа 988 года. Именно в этот день киевский князь Владимир Святославович, который незадолго до этого события окрестился сам и получил при крещении имя Василий, отдал приказ жителям Киев принять крещение. Обряд был проведен во всех городах и селах государства.
Князь Владимир верил, что введение единой религии будет способствовать сплочению славянских племен. Кроме этого, принятие Владимиром христианства было условием, выполнение которого позволило б Владимиру взять в жены сестру византийского императора принцессу Анну.
После принятия христианства в Киевской Руси началось церковное строительство. В Киеве было возведено самую большую церковь – Десятинную. На ее содержание князь Владимир выделили десятую часть своего имущества. Первым митрополитом Киевской Руси был грек Феофилакт. По всей Руси возникали многочисленные монастыри, первыми среди которых были Печерский, Выдубицкий, Межигорский.
Крещение Руси оказало большое влияние на дальнейшее развитие государства. Оно укрепило княжескую власть, поскольку христианская религия подчеркивала, что власть правителя дана Богом, сплотило разноплеменное население Руси в единую народность, дало возможность Киевской Руси на равноправных условиях войти в число самых могущественных государств Европы, способствовало развитию культуры, торговли, каменного строительства.

Социально-экономические отношения в древней Руси

В экономике Древнерусского государства господствующей системой производственных отношений был феодализм , но сохранялись и рабовладельческие, и первобытно-патриархальные отношения. Главным богатством и основным средством производства была земля. Поэтому привилегированное положение занимали те группы населения, которые ей владели.

Распространенной формой организации производства была феодальная вотчина . Владельцем вотчины был князь или боярин . В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу великого князя.

Все свободное население Киевской Руси носило название «люди» или «людины». Отсюда термин, означающий сбор дани - «полюдье ». Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась «смердами». Они могли жить как в крестьянских общинах , которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу. Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг «купу» - часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории населения – закупы . Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг.

Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы , называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение на Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм, который имел существенные отличия от «классического» западно-европейского. Главной особенностью феодализма в Древнерусском государстве была большая роль государственного сектора в экономике страны. Здесь было значительное числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.

5,

Со второй трети XII в до конца XV в на Руси длился период феодальной раздробленности.

Начало распада единого государства
Тенденция к разобщенности русских земель обнаружилась после смерти Ярослава (1054). Произошел раздел территории между его пятью сыновьями и внуком. Однако это не предотвратило столкновений между потомками великого князя. Период их мирного совладения Русской землей длился с 1054 по 1072 г. Каждый из них стремился обрести самостоятельность и быть независимым от великокняжеской власти. При этом они пользовались поддержкой местного боярства, которое не хотело делиться своими доходами с Киевским князем. Существовавший в Киевской Руси порядок занятия престолов в зависимости от старшинства в княжеском роду порождал обстановку нестабильности, неуверенности, что мешало дальнейшему развитию Руси. Нужны были новые формы политической организации государства с учетом сложившегося соотношения политических и экономических сил. Общая политическая ситуация обострялась в связи с новой внешнеполитической опасностью: место печенегов заняла новая волна половцев. Со второй половины ХI века они совершают набеги на Русь. Но в отношениях их с Русью были долгие периоды мирных отношений. Русские князья и половецкие ханы нередко совершали династические браки между своими сыновьями и дочерьми. В борьбе друг с другом князья нередко обращались к помощи половцев. Вмешательство половцев во внутренние дела Руси способствовало дезорганизации политической жизни.

К 90-м годам ХI века на Руси образовались три враждующие группировки: в Киеве – во главе со Святополком, в Чернигове – во главе с Владимиром Мономахом, в Тмутаракани – во главе с Олегом. В 1093 году объединенные киевско-черниговско-переяславские войска потерпели поражение от половцев, которые нанесли огромный ущерб Руси. Этой ситуацией воспользовался Олег, заключивший союз с половцами и начавший новую междоусобицу, в которую были втянуты все русские земли. В 1097 году в городе Любече состоялся первый съезд внуков Ярослава, на котором было принято решение, последствия которого обнаружились уже в ХII веке. С одной стороны, было выражено стремление прекратить все войны, с другой – фиксировалось обособление разных частей Руси под властью представителей разных династических линий Рюриковичей и в дальнейшем рассматривалась как юридическое обоснование раздробленности прежде единого государства на отдельные земли (“каждо да держит отчину свою”). Остановить усобицы решения съезда в Любече не смогли. В то же время Любечский съезд положил начало объединению русских военных сил против половцев.
Русь при Владимире Мономахе
В 1113 году в результате восстания в Киеве на киевский стол был приглашен Владимир Мономах (1113-1125), который фактически участвовал в управлении государством еще при своем отце Всеволоде, а затем оказывал большое влияние на государственные дела при великом князе Святополке и был известен, прежде всего, благодаря военным походам и победам над половцами. Всего же, по собственным подсчетам, он совершил 83 военных похода по Руси, Европе и половецким степям. Одной из главных целей Мономаха являлось объединение сил всех русских князей на борьбу с половцами. Многократными походами против них он достиг того, что половецкая опасность на время ослабла.
Заняв киевский стол, Владимир Мономах стал последовательно восстанавливать утраченные в усобицах государственные полномочия великого князя. Его «Устав», введенный в действие в 1113 году, дополнил “Русскую правду” в сфере регулирования социальных отношений. В период княжения Мономаха составлялся наиболее полный свод русских законов – «Пространная Русская Правда», включавшая в себя грамоту Ярослава новгородцам 1015 г., «Правду Ярославичей» и «Устав» Владимира Мономаха. В “Уставе” было регламентировано положение холопов, закупов и др, упорядочена система взимания процентов ростовщиками. Появились новые статьи о защите собственности. Новый закон строже регламентировал княжескую долю штрафа, чтобы княжеские сборщики не могли злоупотреблять своей властью. Здесь многократно повторяется слово “господин”, которое в равной степени могло относиться как к князю, так и к любому феодалу вообще. Составитель закона стремится оградить не только княжеский домен, но и боярскую вотчину. После Ярослава Мудрого Владимир Мономах был первым князем, которому удалось восстановить единство Киевской Руси: он удерживал в повиновении своих братьев, непокорных великий князь наказывал лишением уделов. В то же время Древнерусское государство уже не могло существовать в том виде, в котором она была при Ярославе Мудром. В целях укрепления власти он передал своим сыновьям княжеские столы в важнейших политических центрах: Новгороде, Переяславле, Смоленске, Суздале, Владимире-Волынском, требуя полного подчинения себе от представителей других княжеских родов. Князья других ветвей были настоящими вассалами Владимира Мономаха.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41


написать администратору сайта