Исто́рия экз. Современные историки ставят перед собой следующие вопросы Когда исторический источник был написан
Скачать 0.65 Mb.
|
В то же время Владимир Мономах не стал вносить изменения в систему наследственных уделов. Политическое содержание его взглядов наиболее отчетливо было представлено в “Поучении”, где ведущее место занимает проблема организации и осуществления верховной власти. Он призывал сохранять самостоятельность княжений, но в то же время помнить об общерусском единстве и выполнять договоры по борьбе с половцами. Мономах советует будущим великим князьям все дела решать совместно с Советом дружины, не допускать в стране беззакония и “неправды”, правосудие вершить “по правде”. Судебные функции Мономах предлагал осуществлять князю самому, не допуская нарушения законов и проявляя милосердие к наиболее беззащитным слоям населения. Отрицание кровной мести вылилось у него в полное неприятие смертной казни. Мономах разрабатывает поставленную еще Иларионом проблему ответственности князя перед подданными. Во всех спорных случаях он советует отдавать предпочтение миру. В 1125 году киевский стол занял сын Мономаха Мстислав Великий . Его смерть (1132) подвела черту под эпохой великих киевских государей. Начался период феодальной раздробленности. В связи с развитием княжеского домена складывается дворцово-вотчинная система управления. Ее возглавлял огнищанин, который занимался двором (отроками) князя, домашним хозяйством и финансами. Огнищанину подчинялся штат слуг (тиунов), ведавших различными отраслями вотчинного управления. Вотчинная администрация могла состоять как из свободных, так и от лично зависимых от князя по договору – рядовичей, а также холопов, челяди. Со временем князья по согласованию с вече поручают этим агентом вотчинного управления выполнение государственных исполнительных и судебных функций. Формируется два центра управления: дворец и вотчина. Все придворные чины являются одновременно государственными должностями в пределах каждого княжества, земли, удела. Факторы распада единого государства Среди факторов, вызвавших распад Древнерусского государства, можно выделить следующие: Экономические Сложившаяся к тому времени система натурального хозяйства способствовала изоляции отдельных хозяйственных единиц друг от друга. Каждая из них была самообеспечивающейся, какой-либо значительный товарный обмен отсутствовал. Социальные Дальнейшее экономическое развитие отдельных земель и княжеств вело к неизбежным социальным конфликтам. Для их разрешения была необходима сильная власть на местах. Центральная власть не могла содействовать боярству в решении локальных проблем. Политические. Представители феодальной верхушки (боярство), превратившись из военной элиты (дружинников, княжьих мужей) в феодальных землевладельцев – вотчинников – региональную корпоративную боярско-дружинную верхушку, стремились к политической самостоятельности. Шел процесс “оседания дружины на землю”. В финансовой области он сопровождается превращением дани в феодальную ренту. Важную роль в укреплении положения земель сыграло признание вотчинного права. Рост и укрепление городов в ХI-ХII веках также ускорили процесс распада Древнерусского государства Важную роль сыграли и внешние факторы. Одним из них было снижение роли пути “из варяг в греки”, объединявшего вокруг себя славянские земли. Сокращение торговли, постоянные набеги кочевников привели к упадку Киева. В то же время после разгрома Хазарского каганата и печенегов, стабилизации отношений с Византией, а также после походов Владимира Мономаха против половцев внешняя угроза относительно ослабла. Период феодальной раздробленности проходит в постоянном передвижении князей из одного удела в другой. Политическая система Руси приобретает полицентрический характер при сохранении символического значения Киева, княжение в котором было формальным признаком “старейшинства” среди русских князей. Только к концу ХII века княжеские роды начинают владеть постоянно определенными княжествами и вместо перемены одного удела на другой стремятся увеличить свой удел за счет другого. Результаты раздробленности В результате раздробленности русская государственность стала представлять собой средневековую федерацию – союз князей, оформленных договорными отношениями на началах сюзеренитета-вассалитета. Самостоятельные княжества стали называться землями и по территориальным масштабам были равны западноевропейским королевствам. Они вели собственную внешнюю политику, заключали договоры с иностранными государствами. Титулом Великого князя именовали теперь не только киевских, но и князей других русских земель. В то же время в массовом и элитарном сознании сохранялось представление о Руси как о едином территориальном и духовном целом. Центростремительные тенденции и конфедеративные связи находили свое выражение в деятельности съездов князей, сходстве правовых систем, сохранении православия и единой для всей Руси церковной организации – митрополии (а в отдельных землях епископских кафедр), духовная власть которых не оспаривалась. И еще чуток: Феодальная раздробленность - это закономерный этап в развитии общества, который прошли все страны. Поэтому однозначно оценивать её нельзя. Позитив: Интенсивное развитие регионов, власть больше приблизилась к народу феод усобицы стали реже интенсивное соверш-е эк-ки, а именно с/х пр-во, переход на 2-3 польную систему, интенсивное изнотовл-е мет о/т, развитие городов. К концу 13 в в ККн насчитывалось около 300 городов. Происходит превращение городов в центры ремесла и торговли, создаются купеч корпорации, развивается система мсу. феод отн-я вступают в свой зрелый этап Негатив: многие русск земли попадают в зав-ть от других народов 6. Феодальная раздробленность русских земель (XIII–XV вв.) – естественная стадия развития феодализма, период быстрого роста местных политических центров и различных частей страны. Основные причины феодальной раздробленности: 1) господство натурального хозяйства при одновременной неразвитости хозяйственных связей;2) возникновение крупного феодального землевладения в виде боярской вотчины; 3) усиление политического влияния боярства, его стремление к независимости от Киева;4) ослабление военного и политического могущества центральной власти, вызванное борьбой князей за Киев;5) развитие городов на Руси как местных центров хозяйственной (торговой, ремесленной) и политической жизни. Распад Киевской Руси внешне выглядел как раздел земель среди потомков Ярослава Мудрого. В 1097 г. в г. Любече (около Киева) состоялся съезд русских князей, решения которого стали началом образования самостоятельных княжеств. Однако княжеские усобицы продолжались. К внутренним раздорам добавилась опасность извне – вторжение кочевников-половцев. Половцы оказались сильным и опасным врагом. Военные походы отдельных князей (например, поход северского князя Игоря в 1185 г.) оканчивались неудачно. Для победы над половцами нужно было соединить силы русских князей, прекратить княжескую усобицу. С таким патриотическим призывом обращался к князьям безымянный автор «Слова о полку Игореве». На некоторое время единство Руси было восстановлено князем Владимиром Мономахом (1113–1125 гг.). После его смерти ссоры между князьями вспыхнули с новой силой, и русские земли распались на самостоятельные государства. Крупнейшими землями времени феодальной раздробленности были Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество и Новгородская республика. Владимиро-Суздальское княжество располагалось на северо-востоке Руси, в междуречье Оки и Волги. Природа и климат благоприятствовали развитию земледелия, и скотоводства. Главные города княжества – Суздаль, Ростов, Владимир – стали центрами ремесла и торговли. Быстро росли княжеское и боярское землевладения. Самостоятельной северо-восточная Русь стала при князе Юрии Долгоруком (1125–1157 гг.), прозванном за свое вмешательство в княжеские усобицы и стремление захватить дальние города и земли. Его политика расширения княжества, продолженная сыновьями Андреем Боголюбским (1157–1174 гг.) и Всеволодом Большое Гнездо (1176–1212 гг.), превратила к началу XIII в. северо-восточную Русь в сильнейшее государство среди русских земель. Галицко-Волынское княжество находилось на юго-западе от Киева с богатыми землями и развитой торговлей. Крупнейшие города – Владимир Волынский, Галич, Холм, Берестье – славились как ремесленные центры. В отличие от северо-востока, на юго-западе Руси рано сложилось крупное боярское землевладение. Разбогатев, бояре стали соперничать за власть с галицкими и волынскими князьями, разоряя страну долгими и бесплодными военными походами. Своего могущества княжество достигло в правление князей Ярослава Осмомысла (1152–1187 гг.), Романа Мстиславича (1199– 1205 гг.) и Даниила Романовича (1238–1264 гг.). Новгородская земля располагалась на севере и северо-западе Руси. Центром этого государства был Новгород, второй по величине город Руси после Киева. Расположенный на пересечении торговых путей, Новгород стал крупнейшим центром торговли с югом, востоком и особенно с западом. В Новгородской земле сложился отличающийся от других русских земель политический строй. С 1136 г., когда восстание новгородцев закончилось изгнанием князя, Новгород пользовался правом самостоятельно выбирать себе князя из любого княжеского рода. Князь и его войско приглашались в случае необходимости защищать границы и вести войны, но он не мог вмешиваться во внутренние отношения. Главой города-государства был епископ (позднее – архиепископ), высший церковный судья, хранитель городской казны. Исполнительная власть принадлежала посаднику, а воеводой новгородского ополчения был тысяцкий. Посадник и тысяцкий ежегодно избирались из числа новгородских бояр на общем собрании горожан – вече. Последствия феодальной раздробленности были различны. Положительные:1) трудности жизни на юге заставляли людей уходить на север и восток страны, заселяя и осваивая эти прежде неразвитые окраины древней Руси.2) каждый князь, получив в постоянное владение часть русских земель, стремится к их благоустройству – строит новые города, поощряет развитие земледелия, ремесла, торговли;3) в русских княжествах складывается система вассалитета, когда мелкие землевладельцы находятся на положении подданных и слуг, а не родственников и соправителей князя;4) наблюдается активность общественной жизни. Отрицательные:1) разорение населения из-за бесконечных княжеских межусобиц; 2) возрастание внешней опасности, возможность полного порабощения русских земель иноземными захватчиками. Анализ социально-политических структур Древней Руси позволяет выделить три центра притяжения, которые в той или иной степени влияли на общественное развитие: · государственная власть в лице князя с окружающими его мечниками, вирниками, "милостниками" и другими административными агентами; · боярство в лице родовой и племенной знати, перешедшей на определенном этапе к эксплуатации своих сородичей и соплеменников, и верхушки княжеской дружины; · городское народное самоуправление в лице "старцев градских" и вече. В дальнейшем соотношение этих властных элементов на определенных исторических этапах станет определять тот или иной тип государственности. 7. Борьба с крестоносцами на северо-западе Руси началась в то время, когда на земля русская была под гнётом Монгольского Ига. Шведское войско появилось летом 1240 г. Его целью было овладение Невой, Ладогой в низовьях Волхова. Захватчики плыли на кораблях вверх по Неве. В Новгороде тогда княжил Александр Ярославич, его разведка, узнав заранее о походе шведов, предупредила князя. И он приготовился к походу шведского войска. Шведские военачальники с устья Ижоры послали вызов Александру. Князь, не дожидаясь полного сбора людей с "малой дружиной" выступил навстречу врагу. Подошел к Ижоре, пополнив свою дружину местным ополчением. Разведка у князя работала хорошо, и Александру были известны все движения шведа. На рассвете 15 июля он подошел к ижорскому стану захватчиков и с ходу напал на него. Потеряв многих воинов, остатки шведского войска ночью бежали на своих кораблях. Им не удалось отрезать Русь от Балтийского моря. Александр Ярославич после этой блистательной победы получил прозвище "Невский". Попытки шведских завоевателей продолжили немецкие рыцари. В 1237 году, когда началось нашествие Батухана на Русь, рыцари объединили свои силы – слились два их ордена: Ливонский и Тевтонский. К ним на помощь шли крестоносцы из разных европейских стран. Поддержал и благословил всё это войско папа римский. В 1242 году крестоносцы овладели Изборском, крепостью на Псковской земле. Рыцари, окрыленные успехом, двигались, разоряя по пути русские селения, к самому Пскову. Сожгли его посад, но попытки взять город успеха не принесли. Но и в те времена были предатели, с помощью которых рыцари завладели Псковом. Часть горожан не согласных так жить бежали в Новгород. Аппетит рыцарей разгорался, они уже появились в 30-40 верстах от Великого Новгорода. Александра, новгородцы пригласили на защиту, он, не помня зла, поспешил в Новгород и сразу же направился к базе крестоносцев, которую взял штурмом, а новгородцы на улицах своего города увидели плененных рыцарей. Эта победа предотвратила совместное выступление немцем и шведов против Руси. В зимние дни следующего года Александр и его брат Андрей ведут против крестоносцев новгородские и владимиросуздальские полки. Освободили Псков. Александр не удовлетворившись достигнутой победой, следует с войсками к орденской границе. И вот 5 апреля 1242 года состоялась битва на льду Чудского озера. В ходе битвы крестоносцы потерпели сокрушительное поражение. А сама битва вошла в историю, под названием "Ледовое побоище". Именно здесь 5 апреля 1242 г. и произошла знаменитая битва, получившая название Ледового побоища. Рыцари построили войска в форме клина, но были атакованы с флангов. Русские лучники внесли смятенье в ряды окруженных немецких рыцарей. В результате русские одержали решительную победу. Одних только рыцарей было убито 400, кроме того, 50 рыцарей попали в плен. Русские воины яростно преследовали, обратившегося в бегство, врага. Победа на Чудском озере имела огромное значение для дальнейшей истории как русского, так и других народов Восточной Европы. Битвой на Чудском озере был положен предел грабительскому продвижению на восток, которое немецкие правители в течение столетий осуществляли с помощью Германской империи и папской курии. Именно в эти годы были укреплены основы совместной борьбы русского народа и народов Прибалтики против многовековой немецкой и шведской феодальной экспансии. Ледовое побоище сыграло большую роль и в борьбе за независимость литовского народа. Против немецких рыцарей восстали курши и пруссы. Татаро-монгольское нашествие на Русь лишало её возможности изгнать немецких феодалов из эстонских и латвийских земель. Ливонские и тевтонские рыцари заняли также земли между Вислой и Неманом и, соединившись, отрезали Литву от моря. В течение всего XIII в. продолжались набеги орденских грабителей на Русь и Литву, но при этом рыцари неоднократно терпели жестокие поражения, например, от русских — при Раквере (1268 г.), а от литовцев — при Дурбе (1260 г.). 8, Русь и Золотая Орда (XIII-XV вв.): последствия нашествия, система взаимоотношений русских княжеств с Ордой. Почти 250-летняя зависимость от Орды имела далеко идущие последствия для исторической судьбы России: 1. Русь надолго была вырвана из общего потока европейского развития. 2. Эта зависимость стала главной причиной отставания России от Западной Европы. 3. Длительное подчинение Орде с ее деспотическим режимом существенно ослабило начала демократических (вечевых) свобод, существовавших в Древней Руси, усилив княжеское единовластие с признаками азиатского деспотизма. 4. Продолжительное вынужденное общение с монголо-татарами сказалось на русской бытовой культуре, нравах и даже на национальном характере. 5. Значительно укрепились в период монгольской зависимости позиции и влияние православной церкви, сыгравшей важнейшую роль в духовном выживании русского народа. Население Монгольское нашествие предопределило распад раннесредневековой русской этнической общности. Для Европы в целом это было нехарактерно: большинство европейских раннесредневековых народностей либо сохранили свою целостность, либо пошли по пути интеграции с близкородственными этносами. Социально-экономическое развитие. Воздействие монгольского завоевания на экономику Руси выразилось в разорении территорий во время ордынских походов и набегов. Пришло в упадок ремесленное производство. С другой стороны, завоевание привело к систематическому выкачиванию значительных материальных средств в виде ордынского выхода и других поборов, что обескровливало страну. Главной формой зависимости Руси от Золотой Орды была уплата дани. Сам размер дани никогда не был зафиксирован (по крайней мере письменно). Он менялся в зависимости от численности населения Руси и от стабильности самих русско-ордынских отношений (т.е. от реальной экономической и политической силы русских князей и ордынских ханов). Численность населения устанавливалась ордынскими переписями («число»). Первоначально сбор дани осуществлялся специальными ханскими представителями – баскаками. Но в 1262 г. произошли одновременные восстания во многих русских против баскаков. Эти бунты были подавлены ордынскими военными отрядами. Но ханская власть учла уже 20-летний опыт повторения таких стихийных мятежных вспышек и отказалась от баскачества. С 1263 г. сбор дани и ее доставка в Орду перешли в руки русских князей. Установление власти Золотой Орды привело к тому, что процесс формирования сословий на Руси затормозился. Зато усилилась роль государства во всех сферах жизни. Это способствовало ликвидации тех сословных организаций, которые складывались на Руси до монгольского нашествия. Зато быстро развивалось система личной зависимости всех сословий от представителей власти. 3.Политический строй. Монгольское завоевание искусственно и резко прервало независимое развитие русской государственности. Не только оборвалось государственное развитие, но вся русская государственная машина в княжествах, попавших под власть Золотой Орды, была круто переориентирована Восток, в Азию. Изменилось существо русской внешней политики: из самостоятельной она стала вассальной, из ориентированной на европейскую государственность и культуру превращалась в приспособленческо-азиатскую, из базирующейся на христианской психологии и понятиях начинала базироваться на восточно-рабской психологии. В 1240 г. Русь в военном отношении была покорена монголами. К этому времени все открытые и широкие военные действия монголо-татар закончились из-за полного прекращения русского сопротивления. Среди русских князей в отношениях с Ордой возобладала линия Александра Невского на признание власти монголо-татар и использование военной мощи Орды в борьбе против угрозы с Запада. Разгромленная, подавленная и опустошенная Русская земля стала улусом татарского хана («царя», как называли его русские летописи). Его власть не отменяла и не заменяла власти русских князей. Орда не установила своего управления на Руси. Князья становили как бы вассалами ханов. Власть князей не только сохранилась, но и усилилась, ибо отныне опиралась на огромную военную мощь хана. Признав верховную власть хана, русские князья должны были получать у хана утверждение своих политических прав на принадлежавшие им владения – им выдавался ярлык, т.е. документ, подтверждающий их права. Также хан выдавал и ярлык на великое княжение. По требованию Орды князья должны были участвовать в ее походах, население княжеств облагалось данью. Послы Золотой Орды на Руси не были обычными постоянными внешнеполитическими представителями хана при великих князьях, а являлись чрезвычайными и полномочными посланцами хана, направленными на Русь для наведения порядка в связи с определенными обстоятельствами во внутриполитической жизни и взаимоотношениях между отдельными княжествами. Ханские послы имели право принимать и исполнять на месте, от имени хана, любые конкретные военные и политические решения, без их обжалования. Ханские послы подчинялись и давали отчет только лично хану. За 245 лет в общей сложности из Орды на Русь было послано 60 послов. В XII-XIV вв. ордынские послы посылались на Русь в среднем каждые 4 года, в XV в. – каждые 8 лет. Истинная роль князей во время этих поездок сводилась к роли заложников, т.е. вещественных гарантов вассальной зависимости соответствующих княжеств от Орды и гарантов лояльности политики своих государств в отношении Орды (в том числе – гарантов выплаты дани). Аналогов такой практики в истории международных отношении не встречается более нигде. Главной чертой русско-ордынских отношений было отсутствие их юридического, письменного оформления каким-либо двусторонним документом – договором, соглашением, вассальным обязательством и т.п. Все договоренности русских князей с ордой были устными. При этом русские князья давали вещественные гарантии (дань, аманаты-заложники, подарки), а ордынских гарантий не существовало ни письменных, ни устных. 4.Положение церкви. С православной церковью у ханов сложились особые отношения. Как и большинство язычников, они чтили местных богов и покровительствовали жрецам, считая, что это умилостивит чужих богов и привлечет их на сторону монголо-татар. В результате русские митрополиты получили от ханов ярлыки, которыми обеспечивалась личная неприкосновенность и привилегии духовенства, а также охрана имущества церкви. Веротерпимость монголо-татар распространялась столь далеко, что православная церковь смогла учредить епископскую кафедру в столице Орды – Сарае. Единственным требованием к православной церкви у ордынцев были молитвы за здоровье великого хана. Но это способствовало увеличению имущества и доходов церкви, пожертвований в казну митрополита. Ситуация стала менее благоприятной, когда в Орде официальной религией стал ислам (в начале XIV в.). Но и тогда в целом положение православной церкви мало изменилось. 5.Культура. В области духовной культуры прослеживается непосредственное воздействие монгольского нашествия: гибель значительных культурных ценностей, временный упадок каменного строительства, живописи, прикладного искусства, утрата секретов ряда ремесел, ослабление культурных связей с Западной и Центральной Европой. Но глубоких структурных изменений в целом не произошло: литература и искусство второй половины XIII-XV в. в общем продолжают традиции предшествующего периода. Из иноземных культурных влияний преобладающим было византийское и южнославянское. Устойчивость культурной сферы средневекового русского общества к деформациям объясняется скорее всего ее относительной открытостью, непосредственной связью с общественным сознанием (в отличие от сферы социальных отношений) и ее неотделимостью от религии. В обстановке противоборства с иноконфессиональными государствами сохранение веры, традиционных культурных ценностей было проявлением стремления к независимости и единению всего русского народа Монгольское влияние серьезно сказалось на менталитете русского общества. Общий характер бесписьменных, юридически не фиксируемых и односторонне неравноправных русско-ордынских отношений коренным образом менял всю русскую систему представлений о политических постулатах и нормах. Русские князья оказывались лично зависимыми от Орды, привыкали к рабскому, унизительному положению. Он культивировали приспособленческую психологию «двух моралей» и переносили это уродливое, рабское положение в свои государства, практикуя на боярах, на дворянстве и особенно на своем народе те же самые приемы, которые применялись по отношению к князьям в Орде. Одним из важнейших результатов господства Орды над Русью было то, что юридические, правовые нормы, вошедшие в обиход средневековых европейских государств, не только не имели корней в России, но не смогли привиться и позднее, когда средневековье окончилось в Европе, а в России исчезло монголо-татарское иго. Для правовых норм любого характера в России просто не оказалось почвы, ибо любые юридические, правовые, фиксированные отношения фактически были дискредитированы как чужие и чуждые русским условиям самим более чем двухсотлетним опытом их полного отсутствия при ордынском иге. В результате представления о нормах права на несколько столетий были исключены из системы мышления русского народа. Его систематически воспитывали в обстановке последовательного бесправия. Это создавало не только препятствия на пути развития русской государственности, но и оказывало огромное негативное воздействие на формирование психологии русской нации (причем как общественной, так и личной психологии). |