Главная страница

111бдл. 1. Охарактеризовать содержание мифов Древней Греции. Миф


Скачать 102.7 Kb.
Название1. Охарактеризовать содержание мифов Древней Греции. Миф
Дата16.06.2021
Размер102.7 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла111бдл.docx
ТипРассказ
#217997
страница1 из 6
  1   2   3   4   5   6

1.Охарактеризовать содержание мифов Древней Греции.

Миф - это рассказ, который отображает представления людей о мире и порядке в нем, а также о роли человека во Вселенной. Особенностью греческих мифов является их высокий уровень упорядоченности и культуры. Кроме того, характер их изменялся в зависимости от региона страны, так как в каждом полисе имели своих, более почитаемых богов и героев, от которых, как верили греки, произошло население. Конечно, со временем предания изменялись, приобретали иной смысл. Но самое главное в них – это содержание, которое рассказывает о жизни общества в первобытной эпохе не только на территории Греции. Мифы Древней Греции - это попытка объяснить окружающий мир и передать потомкам взгляды на мораль и отношения в обществе. В пантеоне древних греков было много богов, отвечающих за все отрасли их жизни – земледелие, мореплавание, торговлю, войну, ремесла, потусторонний мир. Однако были и существа, полубоги, которые покровительствовали науке и искусству, следили за справедливостью и нравственностью.

Мифы:

-мифы о происхождении мира и богов;

-рассказы о титанах и битве богов с титанами;

-мифы о богах, живших на Олимпе; подвиги Геракла;

-истории о людях и героях (Персей, Тесей, Ясон);

-цикл о Троянской войне, ее причинах, ходе и окончании, а также о возвращении героев битвы домой (главные персонажи мифов – Парис, Менелай, Елена, Ахилл, Одиссей, Гектор, Агамемнон);

-мифы об исследовании мира и колонизации (Аргонавты).

2.Указать особенности славянской мифологии, её роли в становлении детской литературы.

Славянская мифология –это совокупность мифологических представлений других славян (прославян), времени их единства до конца 1-ого тыс. н.э. Она представлена фантастическими существами, богами(Перун – бог грозы. Один – покровитель песнетворцев. Дажьбог – бог дождя. Ярило – бог земли и тд.).Славянские мифы передавались устно. Этим они близки к устному народному творчеству: к сказке, былине, преданию и т.д. Главная особенность славянского мифа - его древность. Именно мифы дали содержание сказкам, которые зародились позднее.

Тексты славянских мифов не дошли до наших дней. Но то, что мифы существовали, мы знаем примет, сказок, песен и древнерусских летописей, где часто упоминаются имена славянских языческих богов. Так же в русских народных сказках героями часто являются Красно Солнышко, Ясный Месяц, Beтер, Мать-Сыра-Земля, которые в древности так же считались славянскими божествами.

3.Описать содержание библейских мифов и сказаний для детей.

Библия это комплекс книг составл. священное писание, которое состоит из старого и нового завета. Старый завет – это книги написанные в дохристианские времена на древнееврейском языке (39 книг) созданы в 9- столетии да н.э. – 2 ст. н.э. В старом завете выделяют 3 части: 1. Пятикнижия. 2 Пророки. 3. Писания. Новый завет – это книги написанные на греческом языке апостолами и евангелиями. Основную часть нового завета составляет и евангелия(добровести) о жизни и победе Иисуса Христа, которые были составлены его учениками. Дотируются эти тексты 1-2 в. н.э. Задача воспитателя: познакомить детей с этими текстами.В изданиях древнегреческой мифологии для детей представлены разные группы мифов однако предпочтение отдается героической мифологии в книге Смирновой герои Эллады пересказаны легенда об аргонавтах и подвиги ГераклаМладшим школьникам адресованы пересказы древнегреческого эпоса подготовленные Тудоровской Троянская война и ее герои «Приключения Одиссея.Особо отметим издания древнегреческой мифологии осуществленные в годы белорусским издательством «Герои и Боги Олимпа» «Мифологические рассказы» «Одиссея» Первая из книг представляет собой словарь знакомящий детей с основными понятиями древнегреческой мифологии,Мифологических рассказахƥĊ собраны наиболее яркие, сюжетные мифы о героях Эллады, об участниках Троянской войны.Сближение мифа и сказки отмечается в издании «храбрый Персей (подготовлен КĊ Чуковским) Данную книгу отличает сказочная интонация, эмоциональность стиля, опора на характерные признаки волшебной сказки,повторы.

4.Дать общее понятие об устном народном творчестве, его роли в воспитании и развитии детей.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение.
С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать.
Особую роль играют сказки. Они помогают показать детям: как дружба помогает победить зло ("Зимовье"); как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят"); что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка").В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку. Произведения народного творчества могут служить эффективным средством формирования положительного, эмоционально окрашенного отношения к разным сторонам общественной жизни, воспитания любви к родному краю при следующих условиях: если ознакомление с народным творчеством входит составной частью в общую систему ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни.
Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.

5.Охарактеризовать малые фольклорные жанры.

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится.
Пестушка— короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая. Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождаютразвитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы.
Прибаутка— стихотворная, короткая, весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку.
Заклички— один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.
Считалка— небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.
Скороговорка— фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.
Загадка - как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт.
6.Охарактеризовать идейные и тематические особенности сказок народов мира.

Сказка- это сокровищница народной мудрости.

Идейные и тематические особенности сказок народов мира:

- мотивы любви к своему народу, родине ,героям богатырям, борьба со злом, жадностью и т.д.

Самобытность и своеобразие сказок разных народов:

-национальный каллюрит

- история, природа, картины народного быта, языка, психология людей и т.д.

-фантастичность

- условность сказочных образов

- реалистичное отображение явлений действительности

Сходства сказок:

1) Основные идеи

2) Постановка и разрешение социальных конфликтов.(богатство, бедность)

3) Нравственный идеал, мораль(ум, смелость, трудолюбие)

Различия:

1) Национальная специфика, проявляющаяся в описаниях, обычиях, традициях, среды обитания и т.д.

2) Фантастическая образность

3) Эстетический идеал

7.Дать представление об особенностях славянских сказок.

"Ложью" у cлавян называлась неполная, поверхностная Правда. Например, можно сказать: "Вот целая лужа бензина", а можно сказать, что это лужа грязной воды, затянутая сверху пленкой бензина. Во втором утверждении — Правда, в первом же сказана не совсем Правда, т.е. Ложь. "Ложь" и "ложе", "ложа" — имеют однокоренное происхождение. Т.е. то, что лежит на поверхности, или на поверхности чего можно лежать, или — поверхностное суждение о предмете.

И все же, почему к Сказам применено слово "ложь", в смысле, поверхностная правда, неполная правда? Дело в том, что Сказка — это действительно Ложь, но только для Мира Явного, проявленного, в котором сейчас пребывает наше сознание. Для других Миров: Нави, Слави, Прави, те же сказочные персонажи, их взаимодействие, являются истинной Правдой. Т.о., можно сказать, что Сказка — это все-таки Быль, но для определенного Мира, для определенной Реальности. Если Сказка навевает в вашем воображении какие-то Образы, значит, откуда-то эти Образы пришли, прежде чем их вам выдало ваше воображение. Никакой оторванной от реальности фантастики не существует. Всякая фантастика также реальна, как наша явная жизнь. Наше подсознание, реагируя на сигналы второй сигнальной системы (на слово), "вытаскивают" Образы из коллективного поля — одной из миллиардов реальностей, среди которых мы живем. В воображении не существует лишь одного, вокруг чего закручено так много сказочных сюжетов: "Пойди Туда, неведомо Куда, Принеси То, неведомо, Что". Ваша фантазия может представить себе что-либо подобное? — До поры, нет. Хотя, у наших Многомудрых Предков и на этот вопрос был вполне адекватный ответ.

"Урок" у славян означает нечто, стоящее У Рока, т.е. некоторую фатальность Бытия, Судьбу, Миссию, которая есть у любого человека, воплощенного на Земле. Урок — то, что необходимо усвоить, прежде чем твой эволюционный Путь продолжится дальше и выше. Т.о., Сказка — Ложь, но в ней всегда присутствует Намек на тот Урок, который каждому из людей предстоит познать в течение своей Жизни.

8.Описать виды сказок, их композиционные особенности.

Сказка – сокровищница народной мудрости.

Виды сказок:

  1. Сказки о животных. Они невелики по объему, просты по композиции. Большая роль отводится диалогу, повторяемости одного и того же эпизода. Часто это эпизод встречи с другими персонажами. Повторяющиеся эпизоды часто рифмованы, сопровождаются песенками. (например, песенка колобка, репка, теремок)

  2. Волшебные сказки. Большое место в них занимают элементы фантазии, вымысла. Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье, спасает друзей, уничтожает врагов. Противники – Баба Яга, Змей Горыныч. В борьбе герой становится сильнее, мудрее, приобретает новых друзей. (Царевна Лягушка, Иван царевич и серый волк).

  3. Социально-бытовые. Эти сказки высмеивают жадность, глупость. Среди героев бывают: честный, находчивый солдат, умный мужик, сумевший провести барина. Люди, побеждающие благодаря смекалке, хитрости. Часто героями выступают дети. (Каша из топора, мужик и барин, солдат и царь)

  4. Докучные сказки – сказки с бесконечно повторяющимся содержанием. Бывают прозаические и поэтические. Сказки без конца.

Сказка композиционно состоит из трех частей, а именно из зачина (начало сказочного действия), основной части (развертывание сюжета) и концовки (конец или исход сказки)

Так же использоваться в сказках может присказка – необяз.эстетич.элемент (смешной рассказик, прибаутка, обычно предисловие к сказке).

9.Описать особенности использования сказок в работе с младшими школьниками.

Сказка - это волшебный мир, в который автор погружает нас с тем, чтобы показать, что лучше быть добрым, честным.

Младший школьный возраст - важный период в жизни ребенка. В это время происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучение к их выполнению. Именно в этот период и происходит формирование у детей основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры. Подражательная активность, характерная для ребёнка младшего школьного возраста, ведущая эмоция- интерес, несомненно, определяют выбор сказки, как основного средства нравственного воспитания ребёнка данного возраста.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, далее идет с ним на протяжении младшего, старшего школьного возраста и сопровождает его на протяжении всей жизни. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказки преподносят детям поэтический, волшебный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственное поведение, которое регулирует желания и поступки ребенка.

Для детей с нарушениями интеллекта характерно недоразвитие высших эмоций и трудно формируемые морально- этические качества.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические, волшебные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка с отклонениями в развитии, делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственной личности ребенка с нарушением интеллекта.

10.Рассказать о деятельности Спиридона Соболя.

Спиридон Миронович Соболь (по другим данным Богдано́вич; в монашестве — Сильвестр) — печатник, просветитель и литератор, педагог Великого княжества Литовского. В 1628—1630 печатал книги в доме митрополита Иова Борецкого, находившемся близ Воскресенской церкви на Подоле в Киеве.
В Киеве Соболь напечатал пять изданий: «Лимонарь», Иоанна Мосха (1628), «Октоих» (1628), «Минею общую» (1628), «Октоих» (1629), «Апостол» (1630).
В 1631—1632 годах в кутеинской типографии Соболя изданы «Букварь», «Часослов», «Молитвослов».
Создал книгу которая бы служила делу пропаганды родного языка и была главным пособием для начинающих учиться. Такой книгой стал его знаменитый кутеинский «Букварь».
Спустя некоторое время печатник перебирается в местечко Буйничи недалеко от Могилёва, где печатает 4 книги, в том числе «Псалтирь»(1635).

11.Рассказать о деятельности Симеона Полоцкого.

Симео́нПо́лоцкий (в миру — Самуил Гаврилович (по другим данным — Емельянович) Петровский-Ситнианович[2] (Ситниянович[3]); Полоцкий — топонимическое прозвище; 12 декабря 1629, Полоцк, Полоцкое воеводство, Речь Посполитая — 25 августа 1680, Москва, Царство Русское) — деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик.
По уполномочию Восточных Патриархов, приехавших в Москву по делу Никона в ноябре 1666 года, Симеон произнёс перед царём орацию о необходимости «взыскати премудрости», то есть повысить уровень образования в Русском государстве.
В 1667 году царь назначил его учителем своих детей.
Написал несколько сочинений ,для царских детей: «Вертоград многоцветный», « Житие и учение Христа Господа и Бога нашего», « Книга краеведческих вопросов и ответов- в катихизических»
Написал 2 комедии для зарождения театра:1. «Комедия о Навуходоносоре царе, о теле злате и о триехотроцех в пещи не сожженных», 2. «Комедия притчи о Блудном сыне»

12.Описать особенности становления и развития детской литературы в X-XVII вв.

Возникновение русской детской литературы

Русская детская литература имеет богатую, многовековую историю. Как недавно было установлено, она стала зарождаться на Руси во второй половине XV в., т.е. более пятисот лет назад, когда русский народ завершал борьбу за полное освобождение страны из-под иноземного господства. В это время усилился интерес ко всему родному (истории, языку, культуре), о котором можно было узнать не только из преданий и легенд, но и из книг.

Известный русский дипломат и образованнейший человек своего времени Дмитрий Герасимов перевел на русский язык и специально переработал для детей латинскую грамматику "Донатус". Он разделил ее не на главы, а на беседы, использовав вопросно-ответную форму.

Первые печатные книги для детей

Во второй половине XVI в. на Руси появилось книгопечатание. До нас дошло 12 книг, изданных в XVI столетии. Первой из них была азбука русского первопечатника Ивана Федорова. Кроме азбучной части и грамматических сведений, в книге И. Федорова были материалы для детского чтения: средневековые вирши (стихи), обращения к детям и их родителям.

В течение XVII в. происходит формирование отдельных жанров и видов детской литературы, яснее определяется ее специфика. Она постепенно отделяется от учебной литературы и становится самостоятельной, приобретает черты образности, занимательности, художественности и приближается к искусству слова

Произведения для детей создают самые крупные поэты того времени: Симеон Полоцкий, справщик Савватий, Карион Истомин и другие; развитию детской литературы способствуют государственные деятели: Ф. Грибоедов, Ф. Ртищев, Иннокентий Гизель, Никон и другие. В течение XVII в. на русском языке было издано около 50 детских учебных книг. Наибольший интерес для истории детской литературы имеют азбуки издания 1637, 1679 гг., Лицевой букварь и Большой букварь Кариона Истомина.

Под покровительством поэта Симеона Полоцкого были изданы для детского чтения две книги - "Тестамент", содержащий разнообразные правила жизни и мудрые советы (в ней имелась специальная глава о чтении книг), а также "Повесть о Ваарламе и Иоасифе", носившая приключенческий характер. В 1696 г. издается для детей "Повесть об Иване Воине" Кариона Истомина.

Самым первым детским поэтом на Руси следует считать справщика Московского Печатного двора Савватия. В настоящее время известно более десяти стихотворений Савватия, написанных им специально для детей. Среди них - первое стихотворение в книге Московской печати, помещенное в азбуке издания 1637 г. В стихотворении просто, тепло и ясно рассказывается читателю о книге, которую он держит в руках, восхваляется грамота, книжная премудрость.

Всего в ХУШ в. было издано около 400 детских книг.

В учебных книгах Петровской эпохи было много стихотворений, адресованных детям. В 1701 г. был издан Трехъязычный букварь Федора Поликарпова, где было помещено несколько стихотворений. Немало стихотворений было в первом печатном учебнике арифметики, изданном в 1703 г. и составленном Леонтием Магницким. Позднее M. B. Ломоносов назовет эту книгу, наряду со стихотворным Псалтырем Симеона Полоцкого и грамматикой Мелетия Смотрицкого, "вратами своей учености".

13.Описать деятельность А. Погорельского, его вклад в развитие волшебно-фантастической литературы.

Антоний Погорельский (1787-1836)-- псевдоним Алексея Алексеевича Перовского. А. Погорельский писал стихи, статьи о литературе, в прозе он во многом предвосхитил появление Гоголя, стоял у истоков фантастического направления в отечественной литературе. Погорельский внес вклад в развитие русской литературы и тем, что способствовал воспитанию, литературному развитию своего племянника -- Алексея Константиновича Толстого.
Его первая сказочная повесть «Лафертовскаямаковница» наряду с «Черной курицей» включается в сборники для детского чтения. Повесть привлекла внимание Пушкина.
Это произведение отражает одну из основных сказочных линий с нравоучительным началом и педагогической направленностью в литературном процессе первой трети XIX века.

14.Охарактеризовать творчество В. Одоевского, его вклад в развитие жанра научно-популярной сказки.

В.Ф.Одоевский интересовался детским воспитанием, глубоко задумывался над тем, как сделать процесс обучения ребенка естественым. а значит, наиболее эффективным. Взгляды Одоевского не сопвпадали с официальной педагогикой того времени. Он следовал принципам Белинского, считая, что в ребенке надо видеть прежде всего человека, воспитывать гуманизм. Детской литературе Одоевский придавал очень большое значение. Он стал издавать альманах "детские книжки для воскресных дней" и сотрудничать в журнале "Детская библиотека". Они писал под псевдонимом "Дедушка Иреней". В 40-е годы выходят "Детские сказки дедушки Иринея" и "Детские песни дедушки Иринея". Он создавал для детей произведения разных жанров.
Для произведений В.Ф.Одоевского характерна научность содержания и одновременно увлекательность и драматизм повествования.
Классическое произведение выдержавшее множество изданий, — "Городок в табакерке". В нем сложный научно-технический материал, по выражению Белинского, "Ловко приноровлен к детской фантазии". "Городок в табакерке" — первая в детской литературе научно-познавательная сказка. Одоевский также написал сказки "Червячок", "Мороз Иванович", рассказы "Серебряный рубль " и другие. Сказка Одоевского четко ориентирована на детский возраст и лишена жесткого конца. Прием противопоставления хорошего плохому в сказке Одоевского больше не выглядит назойливым. Талант Одоевского принес ему большое признание детьми

15.Рассказать о произведениях А.С. Пушкина, вошедших в круг детского чтения.

Интерес к народному творчеству у Пушкина возник с раннего детства. На всю жизнь запали в его душу сказки, услышанные еще в колыбели. Произведения, вошедшие в круг детского чтения:

1. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди» поэт работал в Царском Селе в 1831 г. А. С. Пушкин так переработал народный сюжет, что оставил лишь главные звенья, наделил сказку более привлекательными героями и близкими к жизни деталями.

2. «Сказка о попе и о работнике его Балде» при жизни Пушкина не печаталась. Первым ее слушателем был Н. В. Гоголь, которому поэт читал ее в Царском Селе летом 1831 г.

3. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и «Сказка о рыбаке и рыбке» написаны в 1833 г. Источником «Сказки о рыбаке и рыбке» является сюжет из сборника братьев Гримм..

4. «Сказка о золотом петушке», впервые напечатанная в 1835 г., опирается на сюжет американского писателя Вашингтона Ирвинга. Незавершенная «Сказка о медведихе», сказка «Жених», отрывок из «Бовы» в круг чтения детей обычно не входя

16.Рассказать о вкладе А. Пушкина в развитие жанра литературной сказки.

Поэт искал свой путь освоения большой поэтической формы. Он пересмотрел все современные эстетические теории, считавшиеся неизменными. Так, сказку Пушкин рассматривает как большой эпический жанр литературы в отличие от многих современных ему писателей, считавших, что это жанр незначительный, мелкий. Создавая сказки, Пушкин обращается не к какому-то одному сюжету, как делали многие его современники, а собирает и обрабатывает наиболее яркие варианты русского и зарубежного фольклора.Произведения А. С. Пушкина указали детской литературе новый путь. Они дали классические образцы детской литературы, вскрыли пустоту и надуманность моралистических книжек многих детских писателей.

17.Описать деятельность П.П. Ершова, особенности сказки «Конёк-Горбунок».

П.П. Ершов родился 22 февраля 1815 года в деревне Безруково Тобольской губернии в семье чиновника. Детские годы будущего поэта прошли в городе Березово.. Ершов начинает собирать сибирские сказки, песни, легенды. В 1831 году Ершов поступил на философско-юриди­ческое отделение Петербургского университета. В студенческие годы он писал и печатал свои стихи. Под впечатлением сказок А. С. Пушкина Ершов начал работу над сказкой в стихах «Конек-горбунок», которую в 1834 году он опубликовал в журнале «Библиотека для чтения». Пушкин очень высоко оценил эту сказку.. В 1836 году он работал учителем, затем инспектором, с 1857 года стал директором Тобольской гимназии. Ершов не оставлял литературную деятельность, написал рассказы, стихи и пьесу.

Сказка «Конёк-Горбунок» написана очень бодрым, складным и напористым стихом.В сказке изображены 3 мира: 1-ый реальный, который рисует картины крестьянского труда.2. Подводное царство (кит держит в подчинении весь подводный мир) 3. Небесное царство (царят солнце и месяц месяцович). Конец сказки необычный, Иван сам становится царём. Иван видимо отвечает представлениям о народном заступнике и им становится. В сказке можно наблюдать много просторечий, много сравнения, метафоры, загадки, фразеологизмы, пословицы, поговорки.. О победе добра над злом.Как и в русских народных сказках главный герои переживает воплощение и становится мужем прекрасной Царевны и сам становиться Царем. Главные «злодеи « повержены и наказаны.

18.Охарактеризовать особенности поэтического мастерства П.П. Ершова на примере сказки «Конёк-Горбунок» (изобразительные средства, опора на фольклор, красочность и песенный склад языка сказки).

«Конек-горбунок» достойно продолжил традицию литературной поэтической сказки, прежде всего пушкинской, и в то же время это было новое слово в отечественной словесностиНовым было необычайно смелое, по-юношески дерзкое погружение в стихию простонародной, «мужицкой» сказки. Ершов соединил в своем произведении ряд образов, мотивов, сюжетных ходов известных народных сказок. Незадолго до смерти, размышляя о феномене «Конька-горбунка», автор сказал: «Вся моя заслуга тут, что мне удалось попасть в народную жилку. Зазвенела родная — и русское сердце отозвалось...» Народ принял творение Ершова как свое.

Еще одна особенность этой замечательной сказки — тесное переплетение фантастического, чудесного с реалиями народной жизни. Отличая эту особенность, В.П.Аникин говорит о «реализме сказки»: «Сказка Ершова пришла в литературу из мужицкой избы и сохранила свой крестьянский характер. Она родилась здесь и овеяна запахом только что испеченного хлеба, обдута полевыми ветрами…».

Как ни близок к фольклору «Конек-горбунок» Ершова, это все же авторское произведение. Оно имеет четкую, логически выстроенную композицию. Сказка разделена на три соразмерные части, между собой тесно связанные, и вместе с тем сюжет каждой части представляет собой законченное целое.

В традициях народной сказки образ главного героя — Ивана. Как правило, в волшебных сказках исполнителем трудных заданий с помощью чудесного помощника выступает сильный богатырь, Иван-царевич. У Ершова эту роль выполняет Иван-дурак. В народных сказках этот образ интерпретируется как, безусловно, положительный. Поступая нелогично, нестандартно в обычных житейских ситуациях, Иванушка-дурачок в условиях чрезвычайных, в ситуации испытания раскрывает свои лучшие человеческие качества, оказывается и смел, и умен, и честен. Он — хранитель духовных, нравственных устоев народа и только своим моральным превосходством побеждает коварных, ограбивших его братьев, расправляется со своими антагонистами и в конце концов, будучи ничем, становится всем, даже — носителем высшей власти.

Герой Ершова воплощает все типичные свойства сказочных «дурачков»: нескладный, неряшливый, любящий поспать. Его поступки противоречат житейскому «здравому смыслу». Его братья в роли караульщиков поступили «здраво», благополучно скоротав время. Иван же, поначалу увиливая и отказываясь от службы, все же сумел добыть кобылицу, получил в награду волшебного конька. Во всех прочих приключениях Иван также неизменно побеждает.

Финал — женитьба Ивана на дочери Месяца (Луны) и сестре Солнца — наполняет сказку глубоким философским смыслом. В этом Ершов перекликается с Пушкиным, создавшим чарующе прекрасный и глубоко символичный образ царевны Лебеди.

Сказка «Конек-Горбунок» искрится юмором, весельем. Даже грустные моменты («Тут Иванушка заплакал») очень быстро сменяются увлекательными рассказами о приключениях, жизнерадостными сценами. Отрицательные герои, например, братья Ивана, нарисованы сатирически. Они ленивы, трусливы, вероломны, способны на воровство и обман.

Особенно порочным нарисован царь. Он ленив, почти все время проводит в спальне (снова, как не вспомнить пушкинского царя Дадона), любит лесть, подл, гневлив, жесток, жаден и сластолюбив. Такое скопление дурных свойств должно вызывать отвращение и страх. Ершовский царь только смешон. Особенно комична внезапная влюбленность семидесятилетнего старца в молоденькую девушку. Его поведение подготавливает читателя к гибели мерзкого старика. Этот момент никак не комментируется автором, а читатели, особенно юные, воспринимают это «сварился» не как наказание или возмездие, а вполне закономерно, тем более, что злосчастный царь сам прыгает в котел с кипящим молоком.

Гуманизм Ершова именно в том, что не положительные герои наказывают злодеева утверждается мысль, что несчастье дурного человека в нем самом. Царский конюх, а потом спальник не сумел навредить Ивану, зато сам с каждым новым подвигом центрального героя становился все несчастнее. Это опять-таки народная мудрость, формировавшаяся веками.

19.Дать сравнительный анализ сказки «Конёк-Горбунок» и «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Знакомая всем с детства сказка А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» описывает чудеса любви, доброты, нравственности, верности.

В центре произведения поставлен конфликт между молодой царевной и ее мачехой, прекрасной царицей. Конфликт возникает из-за ревности царицы к своей падчерице.

Прекрасная царица хочет быть единственной красавицей во всем «белом свете». Стремясь в этой цели, она полностью забывает о таких качествах как доброта, порядочность, отзывчивость. Подрастающая молодая царевна становится главной конкуренткой перед поставленной задачей, стать «всех красивей, всех милей».

Гоняясь за званием «самой красивой» царица идет на преступление, забывая обо всем. Она слишком «своенравна и горда», чтобы думать о других. Царица враждебно относится ко всему своему окружению.

Когда узнает, что служанка не убила в лесу молодую царевну, и та спокойно живет среди 7 богатырей, решается на преступление. Царица хочет отравить молодую царевну. В своем порыве быть «самой, самой» решает убить молодую девушку, что в результате у царицы не получилось.

Обладая решимостью, царица в то же время не уверенна в себе. Ей требуются похвалы «зеркальца» в своей красоте, неповторимости. Когда она узнает от зеркала, что падчерица жива и здорова, то ее сердце разрывается на части от ужаса, царица умирает.

Воскресшая прекрасная молодая царевна, обладающая добродетелью, кротостью, отзывчивостью, верностью, становится женой царевича Елисея. Царевну все любят отец, каждый из 7 богатырей рад взять ее в жены, царевич Елисей. Но она остается верной своему возлюбленному, ждет, когда Елисей отыщет свою невесту. В конце сказке они играют пышную свадьбу.

Как и во всех сказках, в данном произведении зло наказывается, добро побеждает.

Сказка А.С.Пушкина учит нас добру, что нельзя ради красоты, карьеры, пренебрегать важнейшими качествами людей, нельзя «перешагивать через людей». Только доброта, понимание, взаимовыручка, дружба, любовь могут творить чудеса не только в сказках, но и в реальной жизни.
Название произведения и его смысл.
Сказка названа по имени главного героя, с которым связаны волшебные действия, - «Конек-Горбунок».
От чьего лица ведётся повествование? Почему?
В сказке П.П. Ершова присутствует образ повествователя, от лица которого и ведется все повествование.
Тема и идея произведения. Проблематика.
Писатель в своей сказке «Конек-Горбунок» поднимает проблемы дружбы, ответственности, доброты и мечты.
Главная мысль проявляется в том, что только с верным другом можно пройти все трудности на своем жизненном пути, только настоящая дружба способна привести человека к цели. Сказочный герой – Конек-Горбунок – стал другом для Иванушки и помог ему обрести свою мечту – жениться на царевне. В своем произведении П.П. Ершов показывает цену дружбе.

Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
Весь сюжет сказки основан на характере центрального персонажа. Сказка «Конек-Горбунок» делится на тесно переплетенные между собой три части, каждая из которых имеет свой сюжет. В первой части рассказывается о том, как Иванушка получает в помощь Конька-Горбунка. Вторая говорит о том, что героям удается поймать Жар-птицу и привести в дворец Царь-девицу. В третьей части повествуется о том, как Иванушка, проходя различные испытания, становится царем и получает в жены Царь-девицу.

20.Проанализировать лирические отступления в стихах Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Чудная картинка», «Ласточки пропали».

«Зима недаром злится»

  1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта