111бдл. 1. Охарактеризовать содержание мифов Древней Греции. Миф
Скачать 102.7 Kb.
|
41.Дать общую характеристику творчества И.П. Токмаковой. Ирина Петровна Токмакова принадлежит к тому поколению поэтов, которое пришло в детскую литературу в 50-е годы. Была известная закономерность и в том, что она обратилась к этой области литературы, и в том, что она избрала один из труднейших участков – литературу для дошкольников. Писать она пыталась рано, ещё в школьные годы. У Токмаковой много стихотворений созданных по мотивам русского детского фольклора. Первый отдельный сборник Токмаковой «Водят пчёлы хоровод» появился в 1960 году. Это был пересказ народных песенок, сделанный весело, с задорными и лукавыми интонациями. В 1962 г. был издан первый сборник оригинальных стихотворений И. Токмаковой «Деревья». В нем девять стихотворных зарисовок – о яблоньке, берёзе, соснах, елях, пихте, осинке, иве, дубе, рябине. В стихах Токмаковой нет ни одного неодушевлённого предмета. Ирина Токмакова умеет передавать интонации детской речи и выражать настроение ребёнка. Её лирический герой – ребёнок с тонким чувством прекрасного, но это и человек бескомпромиссный в вопросах нравственности. Он знает не только безграничную любовь, но и открытую ненависть. Наибольшей популярностью среди дошкольников пользуется повесть-сказка «Аля, Кляксич и буква А». Писательница проявила немалую изобретательность, чтобы превратить изучение алфавита в захватывающую игру-путешествие. Музыкальный вкус отличает все стихи и поэтическую прозу И. Токмаковой. Уже в сборнике 1963 года «Звенелки» читатель видит не только живого верблюда, но и радуется музыке переливающихся, четко интонирующих звонких согласных и длительных гласных: «Живет в зоопарке двугорбый верблюд,/ Верблюды не просят изысканных блюд/. Одним из любимых жанров И. Токмаковой является литературная сказка. «Вечерняя сказка», «Кукареку», «Букваринск», «Котята» стали добрым вкладом поэтессы в воспитание детской души. Творческое дарование Ирины Токмаковой многогранно, основной адресат ее книг — ребенок дошкольного возраста. Это придает целеустремленность и глубину ее поэтическому поиску, продолжающемуся более четверти века. 42.Дать общую характеристику творчества М.М. Пришвина. М.М.Пришвин родился1873 года в Липецкой области, в купеческой семье (отец умер, когда мальчику было семь лет). Окончив сельскую школу, поступил в Елецкую классическую гимназию, откуда был исключен за дерзость учителю. Переехав в город Тюмень к дяде окончил шесть классов Тюменского училища.Поступил в Рижский политехникум. 1896 Пришвин участвовал в работе марксистских кружков. Поэтическое мировосприятие, художническая зоркость к мельчайшим подробностям жизни становятся основой многих детских рассказов Пришвина, собранных в книгах «Зверь-бурундук», «Лисичкин хлеб» (1939) и др. В Кладовой солнца (1945) Пришвин создал сказку о детях, попавших из-за разлада между собой в лапы коварных мшар (лесные сухие болота), но спасенных оставшейся без хозяина охотничьей собакой. Пришвин описывает в своих рассказах не просто отношение людей к природе, а отношение их к природе в процессе своего развития, в процессе переделки своей собственной человеческой природы. Пришвин даёт точные реальные образы, каждый образ в его рассказах индивидуален и красочен.Особенно близкой детям является идея единства человека и природы.В текстах очень часто встречаются моменты, где автор служит примером в плане бережного отношения к природе. Его рассказы способны пробудить и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни. Читая рассказы, мы расширяем кругозор детей, получаем реальную информацию, в которой могут содержаться события, фактически сходные с ситуациями, которые могут случиться в реальной жизни. Он поэтически описывает пробуждение весенней природы, голоса птиц и зверей, сливающиеся в единый волшебный хор. Пришвин в образах брата и сестры утверждает крестьянскую основательность, любовь к труду, практическую сметку и умение бороться с трудностями. 43.Описать особенности рассказов М. Пришвина о природе. Пришвин описывает в своих рассказах не просто отношение людей к природе, а отношение их к природе в процессе своего развития, в процессе переделки своей собственной человеческой природы. Пришвин даёт точные реальные образы, каждый образ в его рассказах индивидуален и красочен.Особенно близкой детям является идея единства человека и природы.В текстах очень часто встречаются моменты, где автор служит примером в плане бережного отношения к природе. Его рассказы способны пробудить и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни. Читая рассказы, мы расширяем кругозор детей, получаем реальную информацию, в которой могут содержаться события, фактически сходные с ситуациями, которые могут случиться в реальной жизни. Он поэтически описывает пробуждение весенней природы, голоса птиц и зверей, сливающиеся в единый волшебный хор. 44.Охарактеризовать сказку-быль «Кладовая солнца». Сказку «Кладовая солнца» Пришвин написал в 1945 году. В произведении автор раскрывает классические для русской литературы темы природы, любви к родине. Используя художественный прием олицетворения, автор «оживляет» перед читателем болото, деревья, ветер . Природа словно выступает отдельным героем сказки-были, предупреждая детей об опасности, помогая им. Через описания пейзажа Пришвин передает внутреннее состояние персонажей, смену настроений в рассказе.. Митраша и его старшая сестренка Настя – круглые сироты. Как-то раз Настя и Митраша решают отправиться за клюквой к Блудову болоту, что находится неподалеку от их села. В лесу они принимаются спорить, какой дорогой быстрее дойти до болота. В результате дети разделяются, и каждый идет своей тропинкой. Митраша решает сократить путь, и на незнакомой тропинке неожиданно попадает в болотные топи. Мальчик начинает тонуть. В страхе он зовет на помощь, но Настя его не слышит. Спустя время девочка вспоминает о брате, начинает его звать, но никто ей не отвечает. Спасение Митраша находит благодаря бездомной собаке Травке, которая в это время охотилась в лесу на зайца. Умная собака помогает тонущему мальчику выбраться на твердую сушу. Митраша замечает, что возле болота появляется волк. Не растерявшись, он стреляет из ружья. Настя бежит на выстрел и находит брата. Митраша и Настя забирают с собой Травку и благополучно возвращаются в село. Девочке очень стыдно за свое поведение – из-за ее упрямства мог серьезно пострадать брат. Всю собранную клюкву брат и сестра относят больным детям из Ленинграда. 45.Проанализировать особенности сборника М. Пришвина «Золотой луг». М. Пришвин в своих рассказах передает безграничную любовь и восхищение всем живым на нашей земле. Каждый его рассказ наполнен прекрасным чувством, которое он испытывает, находясь в лесу или прогуливаясь по лугу. В рассказе «Золотой луг» Пришвин вспоминает свое детство. Еще ребенком писатель научился замечать все необычное вокруг себя. Он и его брат часто гуляли или играли на лугу, который находился рядом с их домом. Поначалу ребята очень равнодушно относились к цветам и растениям. Одуванчики они срывали для того, чтобы дунуть пушинки друг другу в лицо. Мальчики не замечали ничего необычного в этих интересных растениях. Но, однажды маленький Пришвин иначе увидел эти простые цветы. Весной луг перед его домом все называли золотым. Огромное множество одуванчиков распускали свои желтые шапки и все вокруг становилось ярким и красивым. Рано утром мальчик ходил ловить рыбу и обратил внимание на то, что луг был зеленым. После рыбалки произошло чудо: все вокруг снова стало золотым. Ребенок стал наблюдать за этим необычным явлением. Вечером он вышел на луг, который снова позеленел. Мальчик внимательно пригляделся к цветку и все понял. Когда на небе не было солнышка, цветок сжимался, словно рука человека в кулак. Он прятал свой желтый цветочек, словно ложился спать. Утром Пришвин первым делом мчался на луг, чтобы любоваться преображением одуванчиков: все снова становилось золотым. Писатель сравнивает одуванчики с детьми. Он говорит, что эти прекрасные цветы и дети в одно и тоже время ложатся спать. А, утром, как и ребята, просыпаются и раскрываются новому дню. С тех пор одуванчик стал самым любимым цветком у братьев. Они с радостью просыпались утром, чтобы наблюдать, как луг превращается из обычного в золотой. Автор пытается нам показать, что в природе все не просто так. Каждое явление имеет свою причину. Необходимо беречь даже самый невзрачный цветок и самую маленькую букашку. Показывая нам с необычной стороны самые простые растения, Пришвин хочет привить всем людям любовь к природе. Необходимо быть внимательным к окружающему нас миру живой природы, ценить растения и животных и беречь их. 46.Раскрыть роль творчества Б.С. Житкова в развитии детской литературы. Мы знаем Житкова как одного из первых деятелей советской литературы для детей, зачинателя новой научно-художественной детской книги. Характерно, что у Житкова было очень верное, реалистическое ощущение сюжета. Детские книги Житкова дают богатый познавательный материал, независимо от того — очерк ли это, или рассказ о прошлом, или журнальные заметки. Передавая маленьким читателям поистине энциклопедические знания и делясь жизненным опытом, писатель наполнял свои произведения высоким нравственным содержанием. Его рассказы посвящены человеческой храбрости, мужеству, доброте, передают романтическую увлеченность делом. Много внимания уделял Житков научно-познавательной литературе для детей. Он написал немало книг и очерков по истории науки и техники. Большинство своих познавательных книг писатель создавал для детей младшего возраста. Его все больше захватывала идея написать произведение энциклопедического характера для совсем маленьких читателей — от трех до шести лет. В «Почемучке» осуществляется известный дидактический принцип «от простого к сложному». Житков часто поручал в своих произведениях повествование детям. Этот прием помогает писателю показать, как воображение ребенка начинает работать, разбуженное эстетическим переживанием. В педагоге хочется видеть творческую личность, своего рода художника, а лице Житкова наша детская литература получила уже в первые годы своего становления писателя-педагога нового, советского типа. И возможность по-новому учить и воспитывать, реализовать в литературе вообще и в детской в особенности свои давние мысли о воспитании очень сильно увлекала его. 47.Охарактеризовать особенности творческого пути В.В. Бианки. Виталий Валентинович Бианки (1894—1959), войдя в детскую литературу в 1924 году как автор журнала «Воробей», создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои — животные, птицы, растения. Он автор более трехсот произведений о жизни мира животных. Его добрые гуманные рассказы и сказки воспитывали миллионы детей. Не одно поколение ребят они научили доброте и любви к братьям нашим меньшим, научили заботе и милосердию к тем из них, кто попал в беду. Он был лучшим русским писателем анималистом советского периода.Первая сказка В. Бианки -«Путешествие красноголового воробья» (1923). Затем последовали «Лесные домишки». «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Первая охота» и множество других произведений (более трехсот). Сам он называл те из них, что относились к художественно-познавательному жанру, — «сказки-несказки». Драматично разворачиваются события в сказке «Как Муравьишка домой спешил» (1936). Перед маленьким читателем откроются повадки животных и птиц в разное время года. В основе всех лесных сказок, рассказов и повестей Бианки лежат его собственные научные наблюдения над жизнью леса и его обитателей. Создавая их, он стремился и ребят приучить к самостоятельным наблюдениям над родной природой. Герои Бианки — это не только животные, птицы и насекомые, но и их друзья — ребята. В сказках и рассказах Бианки часто появляются дети, приручающие животных, например, Сергейка из рассказа «Кузя двухвостый», которому «очень хотелось поймать какую‑нибудь птичку, особенно кузю – большую белощёкую синицу переведенная на многие языки, «Лесная газета» входит в мировой фонд детской литературы. По существу, входит в него и все творчество Виталия Бианки. 48.Описать «Лесную газету» как своеобразную книгу явлений природы и её роль в формировании материалистического мировоззрения детей. «Лесная газета» - интересная и познавательная книга, в которой имеют место самые разные животные и времена года. В центре внимания взаимодействие природы, всего живого. Главные герои – с детства знакомые всем насекомые, животные, которые радуют своими поступками. В основе газеты лежит повторяющийся цикл сезонных изменений в природе. Поэтому названия месяцев в её двенадцати номерах необычны: «Месяц пробуждения», «Месяц возвращения на родину», «Месяц песен и плясок», «Месяц гнёзд», «Месяц птенцов», «Месяц стай», «Месяц прощания с родиной», «Месяц полных кладовых», «Месяц зимних гостей», «Месяц белых троп», «Месяц лютого голода», «Месяц дотерпи до весны». «Лесная газета» - это книга-игра. Читатель не остаётся пассивным. Бианка всё время втягивает его в наблюдения, в практические дела. Книга как бы новая ступень школы юнната, в ней немало конкретных советов по узнаванию следов животных, работе в саду и огороде, по охоте, рыболовству, наблюдениям за погодой. В ней сообщается множество сведений из мира современной науки. Интересные факты и практические задания всё время переплетаются с хитроумной выдумкой, головоломкой, забавным рассказом, занятным состязанием на сообразительность. Ребята знакомятся параллельно с разнообразными жанрами, существующими в литературе. Произведение притягивает читателя богатым опытом самого писателя, который обобщил в нем наблюдения во время собственных путешествий. Каждое из них становится открытием для внимательного, любящего природу человека. «Лесная газета» является своеобразным поэтапным обучающим материалом. 49.Рассказать о жизни и творчестве писателя и художника Е.И. Чарушина. Евгений Иванович Чарушин родился 11 ноября 1901года в Вятке (Урал). Благодаря тому, что мальчик воспитывался в семье архитекторов, он великолепно рисовал с детства. В доме Чарушиных всегда было много животных: певчих птиц, рыбок, собак, кошек. Мать Чарушина привила сыну вкус к музыке, научила его понимать природу, животных. В 1922 году, возвратившись домой после службы, он твердо решил стать профессиональным художником. Чарушин поступает в декоративные мастерские при Вятском губерном военкомате, а осенью того же года продолжает обучение живописи в Академии художеств. Ему замечательно удавались портреты — и живописные, и словесные. После окончания Ленинградской академии художеств Е. Чарушин сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы, а вскоре получил предложение иллюстрировать книги В. Бианки. Ему принадлежат замечательные рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибиряка. Детский писатель Маршак посоветовал художнику попробовать себя в литературе. В 1930 году вышел его первый небольшой рассказ «Щур». Уже первые его произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе. Рассказы отличались изящностью, самобытностью и лексической простотой. В 1941 году после начала войны эвакуировался из Ленинграда в Киров. Рисовал плакаты, писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы. В 1945 году вернулся в Ленинград. Продолжал работать в книге; создал серию эстампов с изображениями животных. Занимался скульптурой и мелкой пластикой (в фарфоре). Умер известный скульптор 18 февраля 1965 года в Ленинграде. Евгению Ивановичу присудили Золотую медаль посмертно. Чарушин Евгений Иванович написал около 50 книг о природе и животных, проиллюстрировал более 120 книг. Делал многочисленные образцы фигурок зверей и птиц для производства из фарфора. 50.Обосновать значение авторских иллюстраций в произведениях Е.И. Чарушина. Творчество Евгения Ивановича Чарушина - это подлинно художественное явление в истории становления и развития детской книги. Художник-анималист и писатель, он дарит ребенку с ранних лет жизни неповторимое чувство красоты.родной природы, родного края. Произведения Е. И. Чарушина сильны тем, что, как бы исподволь, учат добру, ответственности и причастности человека ко всему, что его окружает. В иллюстрациях Е. И. Чарушина мир зверей раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и гуманностью. Собственная техника легкого акварельного рисунка без использования сковывающего контура, делает чарушинские иллюстрации запоминающимися. Он умел показать индивидуальность животного простым пятном и штрихом, передав при этом всю палитру чувств и великолепия его создания. В изображении своих героев художник часто прибегал к крупным планам, чтобы читатель мог рассмотреть их характерные черты - ведь своего героя художник рисовал максимально правдиво с точки биологии. Е. И. Чарушин придавал огромное значение детскому творчеству, предлагал взрослым оказать помощь в формировании образа, в поисках средств выразительности. Все истории Е. И. Чарушина, будь то смешные или грустные, забавные или героические, всегда имеют большое воспитательное значение. Оно состоит в том, что вызывает у ребенка добрые чувства: чуткость, желание заботиться о слабых, защищать беззащитных. 51.Охарактеризовать этапы жизни и творчества А.Л. Барто. Агния Львововна родилась в Москве 17 февраля 1906 г. Там она училась и выросла. Отец ее - Лев Николаевич Волов, был ветеринарным врачом, и в доме у них всегда было много разных животных. Любимым писателем отца был Л.Н.Толстой. И как вспоминает А.Барто, отец учил ее читать по его книгам. Стихи она начала писать в раннем детстве - в первых классах гимназии. И писала, как и положено поэтам, в основном о любви: о кавалерах и "розовых маркизах". Главным критиком юной поэтессы был ее отец. В 1925 ей исполнилось 19 лет. Она принесла в издательство свои первые стихи: «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка». К. И. Чуковский отметил талант Барто как детского поэта. Так началась её творческая деятельность. Большое место в её творчестве занимают стихи на морально-бытовые темы, в которых высмеивается дурное поведение детей: «Девочка - рёвушка», «Девочка чумазая», «Снегирь», «Болтунья», «Жадный Егор» и другие. Она поднимала на смех и тем самым осуждала некоторые человеческие недостатки: лень, враньё, глупость, зазнайство. В годы Великой Отечественной войны Барто выступала по радио в Москве и печатала военные стихи и статьи в центральных газетах. В 1942 году была на Западном фронте как корреспондент газеты. Желание дарить радость было главным в характере Агнии Барто. За свою жизнь А. Л. Барто придумала более 700 стихов для детей и о детях. А еще А.Л.Барто писала сценарии к детским фильмам "Слон и веревочка" и "Подкидыш". Эти фильмы любят смотреть все: и взрослые, и дети. А.Л.Барто побывала во многих странах земного шара и везде встречалась с детьми. После нее осталась полтора миллиона книг на 86 языках, замечательные стихи, которые вы помните с детства, которые будете читать своим детям: "Игрушки", "Младший брат", "Однажды я разбил стекло", "Вовка - добрая душа", "Мы с Тамарой", "Все учатся", "Звенигород", "За цветами в зимний лес" и другие. |