Главная страница
Навигация по странице:

  • 32.Дать оценку творчества М. Горького для развития детской литературы.

  • 33.Охарактеризовать особенности сказок М. Горького для детей («Воробьишко», «Утро», «Самовар», «Случай с Евсейкой»).

  • 34.Охарактеризовать роль В.В. Маяковского в становлении детской литературы. Роль

  • 35.Дать общую характеристику творчества группы поэтов – «обэриутов».

  • 36.Описать особенности творчества К.И. Чуковского.

  • 37.Охарактеризовать весёлые сказки в стихах К.И. Чуковского как основной жанр его творчества («Мойдодыр», «Телефон», «Федорино горе», «Доктор Айболит», «Бармалей», «Муха-Цокотуха»).

  • 38.Охарактеризовать книгу К.И. Чуковского «От двух до пяти».

  • 39.Описать особенности сказки-пьесы С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

  • 40.Раскрыть роль и вклад А.П. Гайдара в развитие детской литературы.

  • 111бдл. 1. Охарактеризовать содержание мифов Древней Греции. Миф


    Скачать 102.7 Kb.
    Название1. Охарактеризовать содержание мифов Древней Греции. Миф
    Дата16.06.2021
    Размер102.7 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла111бдл.docx
    ТипРассказ
    #217997
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6

    31.Раскрыть этическую и эстетическую ценность сказок В.М. Гаршина.

    Каждая сказка В. М. Гаршина создается с новым подходом, ранее им самим не востребованным. Конфликт красоты и безобразия, добра и зла разрешается также нетрадиционно. Автор утверждает, что и в смерти, в самом ее акте, — залог бессмертия или забвения. Гаршин написал ряд очерков, где социальное зло и несправедливость рисуются уже на фоне мирной жизни. Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму — новеллу, которая получила полное развитие впоследствии у Антона Чехова. Драматизм действия заменён у Гаршина драматизмом мысли, вращающейся в заколдованном кругу «проклятых вопросов», драматизмом переживаний, которые и являются основным материалом для Гаршина.

    32.Дать оценку творчества М. Горького для развития детской литературы.
    Творчеству М. Горького в детской литературе принадлежит особое место. Очень велик его вклад в ее развитие, и оценивается этот вклад не только его произведениями, но и тем пристальным вниманием, которое он уделял детской литературе, начиная со своих первых публикационных опытов. Уже в первых своих газетных статьях Горький требовал обязательного изучения в школе лучших образцов литературы.

    Защищал развлекательную литературу для детей, ведь ребенок познает мир через игру. Он играет и словом, и таким образом учитываются тонкости родного языка. Поэтому детская книга должна учитывать требования детей в увлекательном, захватывающем чтении.

    Горький призывал издателей тщательно отбирать для детей наиболее ценные книги мировой и отечественной литературы, привлекать к детской литературе серьезных писателей, ученых, художников. Он много работал с начинающими писателями, и некоторые под его влиянием обратились к детской литературе. Горький советовал им читать народные сказки. В план изданий детских книг он рекомендовал включать былины, греческие мифы, скандинавский эпос, сказки из «1001 ночи».

    Писатель рассуждал о том, каким должен быть образ героя в детских книгах, говорил о том, что стоит несколько преувеличивать как хорошие, так и плохие его черты. Он говорил: в книгах для младшего возраста уместнее раскрывать характер героя через его поступки, а детям постарше — показывать становление характера.

    По инициативе Горького возник первый революционный детский журнал «Северное сияние».

    Рассказы Горького для детей публиковались и до революции. Некоторые из них печатались в сборниках «Знание», которые пользовались большой популярностью в демократической среде.

    Сказки Горького: «Воробьишко», «Самовар», «Случай с Евсейкой», «Про Иванушку-дурачка».

    Сборник «Елка» — задуман был книжкой веселой. В его сказке «Самовар» нет проповеди, но нравоучение содержится. Оно обличено в забавную форму, так что легко воспринимается читателем.

    Общественные идеи и творческие принципы Горького оказали сильнейшие развитие детской литературы.

    33.Охарактеризовать особенности сказок М. Горького для детей («Воробьишко», «Утро», «Самовар», «Случай с Евсейкой»).
    Сказка «Воробьишко
    В занимательной форме описывая приключения маленького Пудика, автор поднимает серьезный вопрос о преемственности старшего и младшего поколений. Ориентируясь на особенности восприятия маленьких детей, Горький показывает, как желторотый любопытный воробьишка Пудик знакомится с жизнью. Писатель учит ребенка внимательно присматриваться к окружающему, искать настоящие причины тех или иных событий. Сказка Горького близка к народному сказочному эпосу о животных. Писатель использует в ней распространенный в народных сказках прием очеловечения птиц и животных, при этом он сохраняет их реальные черты: воробьи летают, живут в листве, боятся кошки. Так, у Горького, как и в эпосе о животных, реальное соединяется с фантастическим.
    Точен и поэтичен язык сказки. Звукоподражания комически воспроизводят чириканье воробьев и в то же время служат средством обрисовки характера задорного фантазера-воробьишки:
    В сказке нет прямой морали, все движения сюжета, развитие образов помогают ребенку понять заблуждения Пудика, оценить храбрость и самоотверженность матери-воробьихи. Конкретно, зримо показана растерянность воробьишки, чуть не попавшего в лапы к кошке. Пудик приобретает мудрость, опыт, оказавшись активным участником жизни.
    «Всему сразу не научишься» — это признание Пудика доказывает, что он понял основное: следует доверять опыту взрослых, не судить необдуманно, не считать себя всезнайкой.
    Сказка «Случай с Евсейкой»
    В ней заключен обширный познавательный материал, поданный поэтично, в занимательной и доступной детям форме. Горький видит природу глазами мальчика Евсейки. Это дает писателю возможность ввести в сказку понятные детям сравнения: актинии похожи на вишни, рассыпанные на камнях; Евсейка увидел голотурию, «похожую на плохо нарисованного поросенка», лангуст ворочает «глазами на ниточках», сепия похожа на «мокрый носовой платок». Когда Евсейка хотел посвистеть, оказалось, что этого сделать нельзя: «вода лезет в рот, точно пробка».
    Образ «маленького мальчика» и «хорошего человека Евсейки» раскрывается многогранно. Писатель показывает и поведение Евсейки, и его мысли. Евсейка находчив и решителен. Оказавшись в необычной и опасной ситуации среди хищных обитателей подводного царства, он ищет возможность скорее вернуться на землю. Горький обращает внимание читателя на обдуманность каждого поступка Евсейки.
    Он подумал, что рак «серьезный»; «сообразил, что надо переменить разговор»; в ответ на каверзный вопрос, ест ли его отец рыбу, сказал: «Нет, он не ест рыбы, костлявая очень...»
    Взят один эпизод из жизни Евсейки, но такой, в котором раскрылись его лучшие качества.
    Композиционно Горький использует давно известный в детской литературе прием: необычное приключение с Евсейкой происходит во сне. Но грань между сном и реальностью нигде не проводится прямолинейно. Это обновляет и освежает старый сказочный прием.
    «Случай с Евсейкой» — прекрасный образец литературной сказки особого типа — научно-познавательной.
    Сказка «Самовар»
    Веселый сказочный сюжет «Самовара» основан на действительном событии из жизни писателя, которое он упоминает в повести «В людях». Первоначально Горький назвал сказку несколько иначе: «О самоваре, который зазнался». Но, готовя ее к изданию, он изменил заголовок, сказав: «Не хочу, чтобы вместо сказки была проповедь». «Самовар» — сатирическая сказка. Сатирические черты проступают в «очеловеченных» предметах: сливочнике, сахарнице, чайнике, тушилке. Ориентируясь на детское восприятие, писатель показывает, как чувствует себя сахарница, в которую залезла муха, о чем звенят чашки, что хвастливо распевает самовар:
    В сказке чередуется прозаический текст и стихотворный. Стихотворные строки запоминаются легко. Они помогают создать зримые картины того, о чем повествуется, и усиливают сатирическое значение сказки: «Этот маленький самовар и вправду очень любил хвастаться, он считал себя красавцем, ему давно уже хотелось, чтобы луну сняли с неба и сделали из нее поднос для него».
    В сказке “Утро” - проявилось проблемно-тематическое и художественно-стилевое своеобразие горьковских детских сказок, когда на передний план выступает повседневная жизнь, подчеркнуты детали быта, в доступной даже для самых маленьких читателей форме ведется речь о современных социальных и даже духовно-нравственных проблемах.
    Гимн природе, солнцу в сказке “Утро” сочетается с гимном труду и “великой работе людей, сделанной ими всюду вокруг нас”. И тут же автор счел необходимым напомнить детям, что люди-труженики “всю жизнь украшают, обогащают землю, но от рождения до смерти остаются бедняками”.

    34.Охарактеризовать роль В.В. Маяковского в становлении детской литературы.

    Роль Маяковского в создании русской детской литературы велика. Поэт продолжал и развивал прогрессивные традиции русской детской литературы, завещанные Белинским и Некрасовым. Вне всякого сомнения, Маяковский многому учился у Некрасова, впервые показавшего, как поэзия должна пробуждать у детей ненависть к угнетателям, формировать высокие нравственные качества, воспитывать человека-гражданина. Вместе с тем, создавая свои произведения в такое время, когда основной была задача воспитать человека нового общества, привить юным гражданам чувство любви к социалистической Родине.Маяковский следовал в своем творчестве и традициям М. Горького.

    35.Дать общую характеристику творчества группы поэтов – «обэриутов».

    Так называли себя представители литературной группы поэтов, писателей и деятелей культуры, организованной при Ленинградском Доме печати. Этот термин произошел от сокращенного названия «Объединение реального искусства» (ОБЭРИУ).

    Эксперименты обэриутов в области литературы достаточно разнообразны по своему подходу. Каждый отдельно взятый автор имеет свои «фишки», свой стиль и направленность. Объединяет поэтов, пожалуй, повсеместный алогизм, который напрочь разрушает стереотипы восприятия литературы. Подобная тенденция заставляет нас смотреть на общую картину через призму гротеска, видеть ее совсем иначе, нежели в классическом варианте. Кроме того, отсутствие последовательности событий, нетипичные литературные приемы и многочисленные «ошибки» заставляют мозг читателя самостоятельно сопоставлять все части в общую картину. Ну а теперь пришло время ознакомиться с особенностями творчества одних из самых ярких представителей данной группы литераторов.

    36.Описать особенности творчества К.И. Чуковского.

    Чуковский организовал еженедельный сатирический журнал "Сигнал". Издал переводы из У. Уитмена, изучал литературу для детей, детское словесное творчество, работал над наследием Н. Некрасова, своего любимого поэта. по приглашению Горького Чуковский стал руководить детским отделом издательства "Парус" и начинает писать для детей: стихотворные сказки "Крокодил" , "Мойдодыр", "Муха-цокотуха", "Бармалей" , "Айболит" ,Федорино горе и др. Стихотворения детского поэта К.И. Чуковского близки к народному творчеству, к фольклору благодаря своей ритмичной основе, прибауточной стилистике, деталям и приёмам. Маленькие дети воспринимают литературное творчество таким образом, будто бы стихотворения создаются в момент прочтения, в тот момент, когда родитель общается с ребёнком. Произведения Чуковского прекрасно запоминаются, отлично читаются вслух. Отдельно стоит отметить многообразие сказочного мира животных, населяющих стихотворения Чуковского: тут и слоны с носорогами, и крокодилы, и медведи с зайцами, и газели, и кенгуру, и воробьи, и зайчата, и… список грозит быть очень длинным. У каждого животного свой особенный характер и природное обаяние - как и всех остальных героев Чуковского.читая эти сказки, ребёнок учится свои страхи преодолевать, ведь тот мир, который раскрывает перед ним автор, по определению добра.

    37.Охарактеризовать весёлые сказки в стихах К.И. Чуковского как основной жанр его творчества («Мойдодыр», «Телефон», «Федорино горе», «Доктор Айболит», «Бармалей», «Муха-Цокотуха»).
    Анализ сказки
    Мойдодыр Очень ценная идея выражена автором в забавной детской сказке. Необходимость соблюдения правил личной гигиены и чистоты Чуковский показывает через назидательную сказочную историю, которая произошла потому, что главный герой был неряхой. Спросите у малышей, чему учит сказка Мойдодыр. Они, не задумываясь, скажут – быть опрятными и аккуратными, потому что с грязнулями никто не дружит.
    Мораль сказки
    Мойдодыр В самом конце автор выразил главную мысль сказки Мойдодыр с помощью торжественной оды чистоте и призвал соблюдать правила личной гигиены.
    Анализ сказки Телефон
    Сказочное стихотворение состоит из самостоятельных зарисовок, забавных телефонных разговоров. В образах зверей легко увидеть друзей, сотрудников, соседей. Есть важные звонки с просьбой о помощи. Есть глупые, пустяковые, неделикатные. Пользуясь добротой отзывчивого человека, его друзья-звери ведут себя неделикатно, беспокоят его по пустякам.
    Чему учит сказка Телефон?
    В образе доктора показан человек, который всегда готов помочь ближнему. Обратите на это внимание детей. В остальном, сказка учит деликатности и соблюдению этических норм.
    Мораль сказки Телефон
    Прямых нравоучений в сказке нет. Но Чуковский без назиданий, с присущим ему остроумием указывает на главную мысль сказки: нельзя пользоваться добротой безотказного человека, и призывает к вежливости и соблюдению правил телефонного этикета. В наше время следует говорить о правилах мобильного этикета. Мобильные телефоны стали неотъемлемой частью нашей жизни. Умение разговаривать по телефону показывает воспитанность человека
    Анализ сказки Федорино горе
    Сказочная история имеет глубокий идейный посыл. Автор в доступной для малышей форме наглядно показывает, что может произойти с неряхами и лентяями. Малыши в восторге от сказки, в которой исправляться приходится бабушке. Они с большим удовольствием расскажут, чему учит сказка Федорино горе – не лениться, быть опрятным, следить за порядком и чистотой.
    Мораль сказки Федорино горе
    Привычка содержать в чистоте и порядке свой дом человека характеризует положительно. Склонность к лени, неаккуратность, неряшливость говорят о низкой культуре и невежестве, отталкивают и создают проблемы нерадивым людям. Главная мысль и мораль сказки Федорино горе гласят: неряшливость – очень вредная привычка. От нее нужно избавляться. А к порядку и чистоте нужно себя приучать с детства.
    Главная мысль сказки "Айболит" Доктор всегда должен спешить на помощь к больному, где бы тот не находился. Чему учит сказка "Айболит" Учит любит животных и помогать им. Учит заботиться о своих питомцах, учит обращаться к ветеринару, если животное заболеет. Учит быть добрым и отзывчивым.
    Главная мысль сказки Бармалей в том, что добро все равно побеждает зло. Бармалей был наказан, но пока сидел в чреве крокодила, передумал. Он исправился, перевоспитался, стал любить детишек и несказанно обрадовался возможности отправиться в Ленинград.
    Чему учит сказка "Бармалей: Во-первых, слушаться родителей и не ходить гулять в неизвестные места, без спросу, тайком. Во-вторых, не обижать животных. Если бы Таня и Ваня не трогали бегемота, не щекотали его, тот не позвал бы Бармалей. Кстати, акула тоже из-за них утонула. Так что в лапах у Бармалей дети тоже получили хороший урок.

    38.Охарактеризовать книгу К.И. Чуковского «От двух до пяти».

    «От двух до пяти» - книга, посвящённая детской речи. Впервые увидела свет в 1928 году. В книге «От двух до пяти» сформулированы основные взгляды К.И.Чуковского на детскую литературу, обобщены на­блюдения над развитием языка детей, опубликованы «заповеди для детских поэтов». Книга открывается главой о детском языке, в которой автор не только приводит примеры «лепых нелепиц», но и рассуждает о неосознанном мастерстве каждого ребёнка, усваивающего огромное количество новых слов и их элементов. К. И. Чуковский показал, что в дошкольном детстве ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, к смысловой, звуковой стороне речи. Эта чувствительность проявляется в легкости, с которой ребенок запоминает слова, их звучание и значение, осваивает нормы и правила грамматики, проявляет интересе к словам, звукам, рифмам. Малыш начинает также играть со словом, как он это делает с предметами и игрушками.

    39.Описать особенности сказки-пьесы С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

    Прозаическая пьеса «Двенадцать месяцев»(1943) написана по мотивам народных сказок о падчерицах. В таких сказках в роли могучих покровителей нередковыступают олицетворенные силы природы, например русские персонажи Морозко, Баба Яга. Ближе всего к пьесе Маршака словацкая народная сказка «Двенадцать месяцев», которую в 1857 году обработала и пересказала чешская писательница Божена Немцова. Драматург взял за основу ситуацию ухода падчерицы в зимний ночной лес за весенними цветами, в остальном же его пьеса сильно отличается от словацкой сказки. «Двенадцать месяцев» — лирическая комедия со сказочно-фантастическим сюжетом. Важно и сатирическое содержание пьесы, связанное с изображением мачехи и дочки, королевы и ее окружения.
    Драматургический конфликт довольно сложен, двуедин. Это конфликт между мачехой, дочкой, королевой и другими героями, далекими от природы, — и силами природы, воплощенными в братьях-Месяцах; в то же время это конфликт социальный, порождающий столкновения между мачехой и падчерицей, королевой и падчерицей. Две главные героини, падчерица и королева, обладают характерами более сложными, чем их фольклорные прототипы. Такого, чтобы падчерица была способна отказаться от выполнения приказа, не бывает в народной сказке. Королеву немного жаль: она сирота, многого не понимает из-за плохого воспитания и неограниченной власти. Живая, непосредственная девочка, она способна быть лучше, чем позволяют ей дворцовые условия, что опять-таки не свойственно фольклорным королевам. В пьесе углублены характеры практически всех персонажей, усложнен конфликт — в соответствии с реальными жизненными противоречиями; тем самым пьесе-сказке придано реалистическое звучание.

    40.Раскрыть роль и вклад А.П. Гайдара в развитие детской литературы.
    Произведения А.П. Гайдара, оказывающие воспитательное воздействие на читателей разных возрастных категорий, отличающиеся глубоким проникновением в особенности речевого общения с ребенком, в настоящее время незаслуженно забыты: исключены из образовательных программ дошкольного и школьного образования за немногим исключением. Но жизнь подтверждает важность сделанных Гайдаром «открытий»:
    1. С ребенком нужно уметь говорить языком ребенка.
    2. Уметь разделить с ним его мечты и чаяния.
    3. Помочь ребенку ощутить собственную значимость.
    4. Утвердить в его сознании уверенность, что в человеке, даже совершившем ошибку, есть много хорошего, что ошибку можно исправить.
    Писатель на протяжении всего своего творчества шел к изображению ребенка как личности, неотъемлемыми чертами которой являются стремление к самостоятельности, духовной свободе, самовыражению, осознанию чувства ответственности за происходящее вокруг. Этот идеал свободно развивающейся личности формировался всем опытом жизни самого Гайдара, начиная с собственного детства, а также невольно вызывался дефицитом подлинной духовной свободы, который несомненно ощущал писатель в обстановке командно-административной системы 20-30-х годов, охватившей тогда и оказененную школу, и формализованную пионерскую организацию, и даже семью.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта