Курсовая. курсовая. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка и музыкальное воспитание играют особую роль во всестороннем, полноценном развитии ребенка
Скачать 46.26 Kb.
|
1 2 Введение Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка и музыкальное воспитание играют особую роль во всестороннем, полноценном развитии ребенка. Развитие музыкальных способностей, как и формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыка - одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Общение с музыкой способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, развивает основы его музыкальности, а музыкальная деятельность оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка. В этой связи большое место отводится музыке в детском саду, - она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений. Основным признаком музыкальности считается эмоциональная отзывчивость на музыку, т.е. способность её переживания, а также музыкальный слух и чувство ритма. Ритм же - одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно: помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей; развивает познавательные способности; воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма. Активный, действенный характер музыкального ритма позволяет передавать в движениях мельчайшие изменения настроений музыки и тем самым постигать выразительность музыкального языка. Методы и приёмы развития музыкально-ритмических способностей декламацией стихов, пением песен. Во всем этом ребенок проявляет свои ритмические склонности и развивает ритмические способности. Играющий ребенок бессознательно использует основные ритмические величины (четверти, восьмые). Педагог музыки может хорошо использовать ритмичность детей и построить на этой основе уже сознательную музыкальную работу. В музыкальной педагогике очень распространено убеждение в том, что чувство ритма мало поддается воспитанию. Большинство педагогов склонно в этом отношении проводить различие между музыкальным слухом и чувством ритма, считая, что последнее развивается гораздо труднее, чем музыкальный слух. Это широко распространенное мнение нашло отражение в книге Баренбойма, где написано: «В то время, как развитие чувства музыкального ритма, как показали и психологические опыты, и педагогическая практика, чрезвычайно ограничено в своих пределах, музыкальный слух поддается почти безграничному совершенствованию». Чувство ритма воспитуемо и развиваемо можно сказать с уверенностью, основываясь на своём опыте. После года занятий в оркестре шумовых и ударных инструментов, почти все дети показали хорошие результаты и достижения - отличали сильную долю от слабой, могли воспроизвести сложный ритмический рисунок. Оркестр детских шумовых и ударных инструментов является действенным средством развития музыкального восприятия и слуха, музыкально-ритмических способностей, памяти. Создание таких оркестров - это замечательное средство развития метроритмического слуха у ребёнка. Наличие оркестра детских шумовых и ударных инструментов расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника и повышает его интерес к музыке. Таким образом, ссылка на «психологические опыты для доказательства того, что развитие музыкально - ритмического чувства» чрезвычайно ограничено в своих пределах, являются совершенно необоснованными. Данная работа является актуальной, дабы развеять миф о необходимой врожденности чувства ритма и невозможности его развития Метроритмическое чувство и способы его развития в условиях игры в шумовом Метроритмическое чувство является одной из главных музыкальных способностей, определяющих качество общения человека с музыкальным искусством, возможность осуществления им любой музыкальной деятельности, будь то слушание, сочинение или исполнение музыки. Этим определяется необходимость развития данного чувства у ребёнка, начиная с первых этапов обучения его музыке. Каким должен быть этот процесс, с помощью каких средств он может осуществляться, можно определить, зная основные особенности этой музыкальной способности. Первое, о чём говорят исследователи, характеризуя чувство ритма у человека, это его универсальность. Проистекает данное качество из ритмичности самой природы, ритмичности окружающей человека действительности. Ритм есть во всём: в движении времени – смене дня и ночи, чередовании времен года, в протекании любых природных процессов – дыхании живых существ, биении сердца, приливах и отливах, движении волн и др. Это позволяет считать ритм универсальной категорией, чьё содержание охватывает любые формы действительности, распространяясь, в том числе, и на результаты человеческой деятельности. В самом общем плане ритм определяется как «закономерное повторение соизмеримых и чувственно ощутимых единиц» [18], что согласуется со значением самого слова: в переводе с греческого языка «ритм» (rhytmos) есть «равномерное чередование, размерность, согласованность» [46]. 7 Чаще всего понятие ритма связывают с особенностями чередования каких-либо явлений или событий во времени и пространстве, что Б.М. Тепловым квалифицируется как единственный безусловный его признак: «Ритм как всеобъемлющее понятие... характеризуется только одним весьма неопределенным признаком: временной или пространственный порядок предметов, явлений, процессов» [42, с. 270]. Всегда считалось, что именно музыка является сосредоточением ритма, наиболее ярким и непосредственным его воплощением. Именно в музыке ритм становится одним из основных, центральных элементов. Неся в себе определенную информацию, он выступает ярчайшим выразительным средством музыкального искусства. Вместе с тем, музыкальный ритм – это одно из самых сложных по организации ритмических образований, что находит отражение в различных определениях понятия. В широком значении музыкальный ритм рассматривается как временная и акцентная сторона мелодии, гармонии, фактуры и всех других элементов музыкального языка [44, с. 207]. Так же отмечают, что ритмический рисунок произведения образуется не только от сочетания одинаковых или различных длительностей, но и наличия акцентов. Это указывает на ещё одну составляющую музыкального ритма – метрическую акцентуацию. Метром в теории музыки называется равномерное чередование равных по длительности сильных и слабых долей времени [30]. По сути, метр как раз и организует ритм, он позволяет сравнить длительности отдельных звуков и осмыслить их выразительное значение. Благодаря метру рождается ощущение равномерности всего музыкального движения. Эффективным способом развития метроритмического чувства выступает игра на детских музыкальных инструментах. По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, им поручают самим играть на инструментах – бубне, барабане, деревянных палочках, ложках, колокольчике и др. Сначала взрослый помогает детям попадать в такт музыки, потом их действия становятся все более самостоятельными. Главным условием при этом называется следующее: ребенок должен точно воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Сопутствующим средством здесь может стать проговаривание стихотворных текстов. Также хорошо зарекомендовали себя такие приемы работы, как прохлопывание руками метроритмических структур с одновременным пропеванием мелодии и узнавание мелодии по одному лишь ритму. Последний способ опирается на внутренний слух и способность хранить в памяти ранее услышанные мелодии (по Б.М. Теплову – способность к музыкально-слуховым представлениям). Воспринимаемый на слух музыкальный материал ребенок сравнивает с тем, что ему уже знакомо, на основании чего и производит процедуру опознавания. Существенную роль в развитии чувства ритма у ребенка занимает первоначальный период обучения. Именно в этот период определяются дальнейшие перспективы обучения музыке, оказывается решающее воздействие на всё «ритмическое будущее» ученика. Не освоив азов ритмической грамоты, не овладев необходимыми умениями и навыками, учащийся не сможет в дальнейшем правильно воспринимать и понимать музыку. Первичные проявления чувства метроритма у ребенка возникают рано, начиная с первого года жизни, и происходят неосознанно. Встречаясь с многочисленными вариантами ритмических действий, ребенок сам принимает в них активное участие: он шагает, прыгает, танцует, связывает игровые движения с декламацией стихов, пением песен. Во всем этом малыш проявляет свои ритмические способности и развивает их. Подтверждением тому являются многочисленные исследования, свидетельствующие об очень раннем возникновении у ребенка музыкально-ритмических реакций, о доминировании ритмического начала на самых первых стадиях развития музыкальности Развитие метроритмического чувства Игра «Сильные и слабые» Изучаем простые размеры 2/4, 3/4, сильную и слабые доли, учимся отличать их друг от друга. Для этого делю детей на две группы, и мы играем - одна группа становится сильной долей, и должны одновременно сначала хлопать, а потом играть на сильную долю, должна выделять её. А вторая группа становится слабой долей, и должна следовать за сильной, и не выделяться. Затем группы меняются местами, чтобы каждый мог попробовать играть и сильную, и слабые доли. Игры польку и вальс, чтобы закрепить полученные знания на практике. Для развития чувства метра (равного биения сильных и слабых долей) можно использовать всякое равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые ребенок делает во время игры. Выбрав известную детскую песню, которую дети поют хором, мы ставим детей в круг, они равномерно движутся под музыку, поют и хлопками и притопами воспроизводят ритмический рисунок. В дальнейшем, все вместе определяем, какие инструменты могут звучать в этой песне, на какую долю, и какой ритмический рисунок следует на них исполнять. Затем распределяем инструменты между ребятами. Помогаем детям в роли дирижёра, кивком головы показываем начало произведения и помогаем сохранению правильного шага, т.е.равномерного ритма и темпа. Ритмические упражнения Пример. Упражнение “Уточки” Наши уточки с утра: кря-кря-кря (поют дети) кря-кря-кря (звуки инструмента) Наши гуси у пруда: га-га-га (поют дети) га-га-га (звуки инструмента) Наши курочки в окно: ко-ко-ко (поют дети) ко-ко-ко (звуки инструмента) После таких упражнений дети играют дружнее, слаженнее. Продолжая развивать взятую попевку на следующем занятии, ставим перед детьми задачу узнать её по мелодии, спеть её, прохлопать ритм. И после того, как все дети хорошо усвоят ритм, переходим к игре этой попевки на инструменте. Постепенно дети осваивают навык игры на металлофоне: играют знакомые песенки на одном звуке, передают ритмический рисунок на группе ударных, учатся прислушиваться друг к другу. Пример. Игра с раздаточным материалом “Определи по ритму”. Каждый ребёнок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолёт, машина, поезд и т.д. и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы. Использование в работе стихотворного ритма. Упражнения по ритмодекламации, скороговорки, речевые игры со звучащими жестами - вот способы, которые очень помогают в развитии музыкально - ритмических способностей дошкольников, в устранении дефектов речи, развитию артистических способностей. «Развитие чувства ритма для современной музыкальной педагогики представляет исключительно трудную задачу». Воспринять и воспроизвести музыкальный ритм можно только на основе чувства ритма, т.е. на основе эмоционального критерия, опирающегося на моторику. Музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить. В раннем возрасте музыкально- ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки. Оно лежит в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения. Ритм, пульсация, движение, действие - по сути своей характеристики одного и того же. В течение не одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению отводилось особое место, так как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека. Для целостного восприятия музыки необходим ритм. Если у человека с детства не развито чувство ритма, он будет неполноценно воспринимать музыку, т.е. у него будет страдать «музыкальная культура». «Игры с именами» имеют особую ценность для личностного становления детей, хотя носят и прикладной характер - помогают в развитии чувства ритма, внимания, способности к импровизации и т.д. Игры с именами являются своеобразными тренингами, дающими возможность ребенку представить себя в различных ролях, «примерить» на себя эти роли, найти свой образ, свой стиль. В этих играх каждому ребенку уделяется внимание других участников игры: представленный им образ тут же копируется другими детьми. Этот прием позволяет ребенку не только увидеть себя со стороны, но и ощутить свою значимость в коллективе. Кроме этого, звучание собственного имени из уст окружающих вызывает положительные эмоции и настраивает на доброжелательные отношения с ними. Громкое, четкое произношение своего имени помогает ребенку справиться с робостью, почувствовать свои силы и уверенность в себе. Используются различные методы и приемы развития музыкально-творческих способностей детей: · Ритмичное декламирование текста, сопровождаемое звучащими жестами, шумовым аккомпанементом, игрой на ДМИ. · Мимическое и пантомимическое обыгрывание текста в различном тембровом и фактурном оформлении; · Использование двигательной реакции детей в педагогических целях в освоении музыкального языка, в развитии звуковысотного, ритмического, ладового слуха, творческого использования любого музыкального инструмента. · Координационно - подвижные игры коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, игры команды; пластико - ритмо - речевой театр. · Импровизации с именами детей, представление их по-новому в жесте, мимике, интонации под звучащую музыку. Проанализировав методики, и, исходя из собственных возможностей, особенностей режима работы нашего детского сада, сетки занятий, технического и наглядного оснащения; переработав материал, мы выбрали те разделы, которые по сложности соответствуют возможностям детей 3 - 6лет. Ритмодекламация - игры с именами, речевые игры Музыкально-речевые игры - развивающие творчество Элементарное музицирование - ученое музицирование, творческое музицирование, концерное музицирование Музыкальные импровизации - вокальные, танцевальные, пластические, инструментальные 1. «Поиграй на своем инструменте. Изучи, какие в нем живут звуки, постарайся найти разные» / работа проводится со всей группой одновременно/. 2. «Сыграй музыку на инструменте, как ты хочешь» / свободные импровизации соло по кругу/. 3. «Будь дирижером, покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку, какую ты хочешь» / ребенок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, которые солируют по-очереди/. 4. «Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них «музыку дождя», «песню ветра», «танец ежика», «солнечный свет», «твое сегодняшнее настроение», «радостную мысль». 5. «Попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение» /здесь используется метод наложения свободной в метроритмическом отношении импровизации на структурно и ритмически организованный поэтический текст/. 6. «Поговори со своим соседом, расскажи ему, что хочешь» - диалоги инструментов, например, коробочки и маракаса. Игра в оркестре положительно влияет на развитие у детей чувства метроритма. Наиболее подходящим для детей дошкольного возраста является оркестр шумовых инструментов. Шумовой оркестр – одна из самых доступных и в то же время развивающих форм музицирования в детском саду. Музыка всегда (наряду с движениями, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Занятия в шумовом оркестре позволяют приобщать детей к интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей. Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребёнку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение, развивает мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, познавательную, волевую сферы ребёнка. Музыкальные способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребёнка в целом. Музыка познаётся ребёнком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности. Совместное музицирование и игровая деятельность педагога и детей формирует навыки общения. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения; Развивается слух детей,они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы; Формируются навыки сотрудничества и сотворчества; Развиваются концентрация внимания и выдержка; Младший возраст самоценен тем, что он позволяет ребёнку музицировать по собственному желанию. В этом возрасте музыкальные инструменты только начинают выступать для ребёнка в своём основном значении. Они нужны прежде всего не для игры, а для общения. «Шумовой оркестр – это игра, где есть место фантазии, возможны различные варианты оркестровки, замены и обмены ролями, а не исполнение раз и навсегда одной-единственной выученной версии. Главные принципы системы – деятельность и творчество помогают превратить занятие в увлекательную музыкально – эстетическую игру» (Карл Орф). Развитие музыкальных способностей детей младшего школьного возраста успешно реализуется во всех видах музыкальной деятельности, одним из которых является игра на детских музыкальных инструментах. Выдающиеся музыканты-просветители Б. Асафьев, Б. Яворский, композитор и педагог К. Орф подчеркивали значение детского оркестра как основы развития музыкальности детей. Исполнительство на детских музыкальных инструментах – важный вид детской деятельности в процессе музыкально-эстетического воспитания наряду с пением, восприятием музыки. 1 2 |