Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.6. Адвентисты Адвенти́сты седьмо́го дня

  • 6. Терминология новых религиозных движений

  • горина госуд и религия. Современные новообразованные религиозные учения


    Скачать 195.54 Kb.
    НазваниеСовременные новообразованные религиозные учения
    Дата10.03.2023
    Размер195.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлагорина госуд и религия.docx
    ТипКонтрольная работа
    #979069
    страница2 из 3
    1   2   3

    Свидетели Иеговы


    В 1870 году под влиянием баптизма и различных реставрационистских течений христианства 17-летний Чарльз Тейз Рассел создал группу по изучению Библии в Питтсбурге, США. Рассел оспаривал такие христианские идеи как бессмертие души, предопределение, Троицу, ад.

    Через 6 лет он в соавторстве с адвентистом Нельсоном Барбуром выпустил книгу "Три мира", где написал, что второе пришествие Иисуса Христа незримо произошло в 1874 году, с тех пор началась новая евангельская эпоха.

    В 1879 году Рассел разошелся с Барбуром во взглядах и стал издавать журнал "Сторожевая башня Сиона". В том же году образовалась группа поклонников, и Рассел сформировал 30 конгрегаций, где каждая община изучала Библию по методике Рассела.

    В 1881 году он и его сподвижник-филантроп Ульям Генри Конли создали Общество трактатов Сторожевой Башни Сиона, где Конли стал президентом. В 1884 году президентом стал сам Рассел. К началу 20 века их общество разрослось и приобрело международный статус. К 1912 году Рассел был самым популярным пастором в США. Число его последователей превысило 50 тысяч человек. Позже они обосновались в Бруклине и организовали там свой главный штаб.

    Рассел умер в 1916 году и его сменил Джозеф Франклин Резерфорд, который начал централизацию Общества Сторожевой башни. Он подверг критике католиков и прочих протестантов за участие в Первой мировой войне, за это его и некоторых членов арестовали.

    После освобождения в 1920 году Резерфорд создал жесткую иерархию в организации. В 1922 году они придумали метод проповеди от дома к дому, который стал "визитной карточкой" иеговистов. После ряда неудачных реформ из общины ушли десятки тысяч последователей, поэтому Резерфорд задумал ребрендинг организации.

    В 1931 году он учредил новое название - Свидетели Иеговы. В основу лег библейский стих из книги пророка Исайи:

    "Господь говорит: Вы свидетели Мои и слуги, Я вас избрал, чтобы люди поверили в Меня, чтобы вы сами поняли, что Я – это Он, истинный Бог." Исайя 43:10

    Организация набирала обороты. Тысячи проповедников стали распространять учение в США и по миру. К моменту смерти Резерфорда в 1942 году их насчитывалось 113 тысяч человек.

    Третий президент иеговистов Натан Кнорр продолжил линию Резерфорда. Он проводил ассамблеи, выпустил новый перевод Библии. При нем учение иеговистов стало более структурированным и развернутым. Число последователей росло в основном за счет идеи о конце света в 1975 году. Но события не произошло, и многие покинули организацию.

    Главное отличие свидетелей Иеговы от большинства других направлений христианства в том, что они не верят в троичность Бога. Бога они называют Иеговой. Это единственный допустимый вариант его имени. Есть только один бог в одном лице - Иегова. Иисус Христос и Святой дух не имеют божественного статуса. Святой дух - божья сила.

    Иисус Христос - единственное творение Иеговы, остальной мир был создан Иеговой через Иисуса. Иисус выступает как совершенное существо, искупительная жертва и тот, кто может ходатайствовать за людей перед Иеговой.

    Они верят, что в последние времена, которые идут именно сейчас, начнется Армагеддон и только 144 000 праведников отправятся на небеса, остальных же воскресит Иегова после очищения земли. После Армагеддона начнется тысячелетнее царство. 1000 лет будут править 144 000 праведников, они же должны обучить воскресших людей праведной жизни.

    В конце тысячелетнего царства Иегова устроит Судный день, он истребит всех грешников и Сатану, а праведники и остальные благочестивые люди обретут вечную жизнь.

    Многие российские исследователи и религиоведы причисляют свидетелей Иеговы к сектам. По мнению некоторых российских религиоведов, организация «свидетели Иеговы» сектой не является. Энциклопедия мировых религий Британники 2006 года определяет свидетелей Иеговы как приверженцев милленаристской секты,а религиовед Д. Г. Мелтон в статье в электронной версии Британники — как милленаристскую деноминацию. Также рассматривается как самостоятельная конфессия и новое религиозное движение.

    Главный религиозно-административный центр ранее находился в Бруклине. С 2016 года находится в городе Уорик (англ.) рус (штат Нью-Йорк, США).

    Свидетели Иеговы ведут свою деятельность в большинстве стран мира (нигде не являясь значительной частью населения). При этом в некоторых странах их деятельность ограничена или запрещена (среди них Китай, Россия, где организация признана экстремистской, Вьетнам и некоторые исламские страны севера Африки и Ближнего Востока).

    2.6. Адвентисты

    Адвенти́сты седьмо́го дня (сокр. АСД); англ. Seventh Day Adventists, сокр. SDА) — течение, деноминация в адвентизме, направлении протестантизма, возникшем в XIX веке. Наиболее характерные отличительные черты вероучения — вера в близкое Второе пришествие Иисуса Христа (лат. adventus — «пришествие»), соблюдение Десяти заповедей с акцентом на почитание субботы[1]. Среди его основателей была Елена (Эллен) Уайт (урожд. Елена Хармон), труды которой пользуются в церкви значительным авторитетом[2]. Сторонники соблюдения субботы, не признавшие духовный авторитет Елены Уайт образовали самостоятельную «Церковь Бога (Седьмого дня)  (англ.)рус.».

    Доктринальная позиция современных адвентистов, унаследованная от Реформации, состоит в том, что оправдание человека перед Богом даётся только даром — благодатью, и только по вере в Иисуса Христа (в Его заместительную жертву на Голгофском кресте). Дела в вероучении современных адвентистов рассматриваются как плоды веры. Отличительной особенностью адвентистов седьмого дня среди протестантских деноминаций является доктрина о «трёхангельской вести» и двух фазах служения Иисуса Христа в небесном святилище.

    Адвентисты седьмого дня в настоящее время представляют основную Церковь адвентистов седьмого дня (более 20 млн членов церкви), отделившихся от неё «адвентистов-реформистов» (общая численность составляет приблизительно 50 тыс. человек), которые позже образовали две основные организации (Адвентисты седьмого дня реформационного движения и Международное миссионерское общество АСД реформационного движения  (англ.)рус.), а также несколько иных малочисленных организаций и групп (например, «давидяне»  (англ.)рус., Церковь Верных и Свободных Адвентистов Седьмого дня, Свидетели Иисуса Христа, Христианские субботники).

    В Российской Империи о том, кто такие адвентисты седьмого дня, почти ничего не было известно вплоть до 1886 года. Первая церковь появилась в Крыму, в деревне Берды-Булат (ныне с. Привольное, Симферопольский р-н). Основал ее в 1886 году Людвиг Рихард Конради, миссионер Гамбургского Трактатного общества. Его помощником стал уроженец деревни Иоганн Перк.

    Конради был выслан из России за слишком активную деятельность. Перк переехал в колонию Шенвизе, которая находилась в Екатеринославской губернии (в настоящий момент - Запорожская обл.). Главным центром нового учения стало село Натальевка. До 1896 года церковь насчитывала лишь 800 прихожан. Ее деятельность ограничивалась сельскими районами немецких колоний. В 1901 году возникло несколько общин в Галиции.

    В начале 20 века секты адвентистов седьмого дня начинают появляться в Санкт-Петербурге, Риге, Одессе, Москве, Киеве, Саратове. В 1906 году они получили равные права с баптистами. Это способствовало существенному увеличению численности прихожан. В 1911 году количество адвентистов в России составило 4 тыс. человек. В 1916 году численность прихожан увеличилась еще на 2 тыс.

    Советское правительство поддерживало секту адвентистов седьмого дня с целью ослабления православной церкви. В 1928 году количество прихожан составляло уже 13,5 тыс. человек, большинство из них были немцами. В 1928 году в секте произошел раскол. Причиной стало разное отношение пасторов к воинской службе.

    В 30-х годах руководители общин подверглись репрессиям. В 1941 году все руководство церкви немецкого происхождения было депортировано. Их отправили в Казахскую ССР и Сибирь. После Великой Отечественной войны немецкое влияние в секте было минимальным.

    В 1988 году в Тульской области в селе Заокское был создан главный центр организации. Он объединил все общины СССР в одну Всесоюзную церковь. На сегодняшний день больше 100 тыс. человек являются адептами секты адвентистов.

           3. Новая магия, спиритизм. Наряду с сохранившимися традиционными колдунами, шаманами, гадателями все больший авторитет получают новые магические учения и институты, соединяющие воззрения и практики восточных и западных, древних и современных традиций, а также спонтанное творчество новых колдунов, гадателей. К таким течениям можно отнести, например, учение Карлоса Кастанеды, основанное на мифологии мексиканских индейцев. Значительное распространение получили спиритические движения, начавшиеся еще в прошлом веке в Европе и Северной Америке, практикующие общение с душами умерших.

           4. «Сатанинские» группы». Сатанинские культы возвеличивают зло и насилие, проповедуют общение с мистическими источниками зла - демонами, сатаной и др. «Общество Сатаны», например, провозглашает себя сознательным носителем зла и антиподом христианства.

           Между этими группами культов не четких границ, деление весьма условно. Обращает на себя внимание экстравагантность внешнего вида и культовой практики последователей многих «религий XX века», в них на первый план выдвигается эмоционально-психологическая сторона культа.

           Социально-демографический состав неокультов достаточно однороден, как об этом свидетельствуют разные материалы (периодической печати, следственных органов и др.). В них преобладает учащаяся молодежь (от 14 до 25 лет), а также часть служащих, специалистов, инженеров, научно-технической интеллигенции, экономистов и др., по разным причинам ищущих выход из духовно-мировоззренческого тупика в различных вариантах богоискательства. Как видно, в неокультах преобладает образованная часть общества продуктивного возраста. Это - не случайный факт, а следствие реанимации религии как духовно-нравственного ориентира.

           Формы проявления религиозности, облик верующего определяются многими факторами и не в последнюю очередь неокультом, его содержанием, характером «вживания» в общественную и личную жизнь человека. Поэтому существенное значение имеет выяснение характеристик неокультов. При всем разнообразии они имеют много сходных черт, что существенно отличает их от традиционных религий и определяет формы проявления религиозности.

    Общие черты

           1. Если религии сохраняют приверженность своей традиции в догматике и обрядовой практике, то современные неокульты не имеют такой традиции. Характер, содержание этих учений зависят от личности создателя нового культа, его фантазии, прагматических установок и уровня образованности.

           2. Для большинства неокультов характерна практика поклонения живому богу, т.е. создателю «новой религии». Причем типичным является самообожествление, провозглашение себя то Вторым Христом (Сан Мун, Сан-солнце), то Матерью Божьей, Марией Дэви
    (М. Цвигун), то посредниками, передающими людям любовь, волю и слово божественной истины и т.п.

           3. Активное миссионерство - главная и типичная черта всей неоконфессиальной религиозности. Миссионерством занимается не только руководство неокультов, но оно вменяется в обязанность и своим последователям. В каждом культе разработана и функционирует система привлечения, представляющая собой тонкий механизм психологической обработки (внимательность, любезность, услужливость, обещания), красочно оформленную рекламу, бесплатную раздачу специальной литературы и многое другое.

           4. Содержание учений неокультов претендует на обладание абсолютной истиной в познании мира, человека и путей разрешения всех проблем бытия и главной из них - обретения бессмертия (спасение через служение божеству, обретение божественной сущности, перевоплощение души и т.п.). Своеобразие современных «новых культов» состоит в том, что они не имеют своего «лица», это - псевдорелигиозное творчество, «синкретический суррогат» из разных религий с характерной псевдонаучной терминалогией и враждебной направленностью в отношении к знанию и просвещению, науке, прогрессу.

           5. Учения и обрядовую практику неокультов пронизывает мистика; именно мистическое, таинственное, чудесное привлекает к новой религиозности молодежь в первую очередь.

           6. Все неокульты роднит продуманная агрессивно-эффективная система воздействия на человека с момента «приглашения», систематической обработки уже приобщенного к новой духовности до окончательного превращения в «просветленных».

    В отличие от многообразия форм проявления религиозности в христианских конфессиях для неокультов характерно единообразие. Если христианству свобода воли человека позволяет самому решать, как верить, то адепты неокультов лишены такого права выбора. Поэтому неокульты формируют и поставляют один тип верующих, который можно было бы сравнить с типом фанатиков в христианстве (вера сильная, но слепая). Но и это сравнение поверхностное. В действительности это новый, особый тип верующего. Культист - это верующий, лишенный собственных убеждений и воли. Он целенаправленно создается, формируется, «лепится» всей системой культовой практики с учетом физиологической и психологической природы человека.

           Для этого типа верующего характерны: 1) единомыслие, безоговорочное принятие доктрины; 2) слепое почитание Бога, служение ему; фанатичная преданность учителю, гуру, наставнику, лидеру-посреднику, «посланнику» божества; 3) безусловное выполнение требований-предписаний культа. В результате для верующего это означает потерю себя как личности, отказ от личной жизни.

               5. Методология новых религиозных движений

    Феномен новых религиозных движений сейчас невозможно игнорировать. Сам термин широко используется в повседневной жизни как специалиста, так и читателя-любителя. В послевоенный период на Западе поднялась волна религиозно-мистической направленности, которую нельзя было игнорировать. Такие особые новообразования возникли в 60-х годах и, получив широкое распространение в США, стали популяризироваться в других странах, особенно в либеральной Европе. Уже тогда названия религиозных организаций этого типа довольно часто мелькали в заголовках. Но к 70-м годам количество и агрессивная проповедническая деятельность мессий и пророков резко возросла. Затем предметом целенаправленного изучения стали нетрадиционные религиозные движения. Заголовки стали меняться, и часто речь шла о пропавших без вести людях, связанных с этими организациями. Тогда же началось массовое издание религиозной литературы.         

    С появлением новых сторон религиозной жизни возникла проблема выявления специфики новых религий. Практически с момента своего появления нетрадиционные религии стали объектом изучения на Западе. Исследования проводились по двум направлениям. Первый - определить, есть ли у НРД второй половины ХХ века предшественников и к каким этапам исторического развития человечества относится возникновение нетрадиционных религий в целом. Второй - определение социальной базы (работы К. Лича, Р. Элвуда). Следующим направлением была задача систематического обзора доктрины, культа и организации нетрадиционных религий. Кроме того, важное место занимала проблема включения НРД в общую религиозную картину ХХ века.         

    В России полноценными исследованиями в этой области начали заниматься еще в 80-х годах прошлого века. В отечественном религиоведении эта тема нашла отклик в работах многих исследователей. Проблема мистической основы нетрадиционной религиозности прослеживается в трудах Л.Н. Митрохина, В.Ф. Миловидовой, Ю.А. Кимилев. Сами социальные программы и организованная структура МПД проанализированы в трудах известного социолога и философа религии Е.Г. Балагушкина. В творчестве П.С. Гуревича отчетливо прослеживаются представления о смысле нетрадиционной религиозности, богобоязненности вообще в широкой панораме духовной, культурной, религиозной жизни западного общества второй половины ХХ века. Помимо анализа этих движений, в Россию стали проникать учения нетрадиционных движений в виде работ теоретиков, идеологов и основателей (Л.Р. Хаббард, Бхактиведанта Свами Прабхупада, Махариши Махеш Йоги).           

    В своем исследовании я попытался проанализировать это явление с помощью сравнительного метода и системного анализа. Эти два метода являются основополагающими для всех используемых методов, которые взаимно комбинируются и дополняются друг другом. 

    6. Терминология новых религиозных движений

    В российском религиоведении принято называть новые религиозные движения разного рода образования, не имеющие общей родословной с традициями каких-либо народов, проживающих в России, и возникшие после принятия в 1990 г. Закона о свободе совести, который открыли путь в религиозную сферу каждому. Это определение не было новым и было заимствовано из терминологического словаря западных социальных и гуманитарных дисциплин (новые религиозные движения). На Западе к 90-м годам уже шло бурное обсуждение этого явления, и накопилось достаточно большое количество работ, посвященных этой теме.     

    Однако эта концепция не идеальна для этого явления. В связи с этим до сих пор продолжаются дискуссии о соответствии определения феномена, охватившего Запад в 60-70-е годы. 

    Новые религиозные движения не подходят, по мнению многих исследователей, по следующим критериям:  

    1. Прежде всего, идет дискуссия о новизне религиозных организаций. Многие утверждают, что корни этих движений однозначно глубокие. Более того, интересный вопрос: что имеется в виду под новизной: специфика учения, время появления того и другого или что-то еще? Если принять за оправдание момент их появления, то до какого момента они будут продолжать оставаться в разряде новых? Мормоны и Свидетели Иеговы относятся к НРД, но в то же время время их происхождения - 19 век. Скорее всего, следующее поколение ученых столкнется с переосмыслением определения нового.     

    2. Второй вопрос касается степени религиозности НРД. Многие российские исследователи (Л.Н. Митрохин, Е.Г. Балагушкин, И.Я. Кантеров, С.Б. Филатов) в своих работах указывали на коммерческий характер этих организаций. Самый известный пример - Церковь Саентологии, которая, помимо широкого диапазона влияния, имеет столь же широкий диапазон цен на предоставляемые услуги.  

    3. Также остается вопрос об адекватности определения МПЖ через термин движение. Движение следует понимать как совместные действия и общие усилия для достижения согласованного результата, которые должны осуществляться на неинституциональной основе. Однако при таком единстве цели другие характеристики разных групп не обязательно должны совпадать.  

    4. По прошествии определенного времени многие движения претерпевают определенные изменения и образуют устойчивую организацию, вбирая в себя особенности самого движения и составляющих его групп. Анабаптизм и адвентизм - прекрасные примеры. Первая после Мюнстера исчезла, оставив позади баптистов и Свидетелей Иеговы. Адвентисты после 1844 года подготовили почву для появления адвентистов 7-го дня и Свидетелей Иеговы. 

    1   2   3


    написать администратору сайта