горина госуд и религия. Современные новообразованные религиозные учения
Скачать 195.54 Kb.
|
6.1.Классификация и критерии новых религиозных движений На данный момент проблема типологии новых религиозных движений как никогда актуальна. Современные религиоведы предложили достаточное количество классификаций МПД, а общепринятая структура, которая удовлетворила бы всех и всех, еще не изобретена. Основная проблема - неоднородность и большое количество новых трендов. Объединить все эти группы, учитывая особенности их верований, ритуалов, организационных форм, крайне сложно. Такая потребность в общей типологии, учитывающей все нюансы, стала очевидной давно. Балагушкин сравнивает эту проблему с проблемой физиков, которая заключается в том, чтобы дать единое понимание фундаментальных законов, которые пока рассматриваются отдельно в теории электричества, гравитации, сильных и слабых взаимодействий микромира. До сих пор наблюдается появление, распространение или исчезновение бесконечного множества различных религиозных течений, которые, в основном, являются ответом на существующие в обществе проблемы и дают ответы на запросы времени, убедительные для приверженцев эти религии. У этих религий есть много определений. Но проблема не только в названии этого явления, но и в структурировании, типологии самих организаций. Сейчас практически невозможно подвести все новые типы верований под один общий критерий. В термине новые религиозные движения определение новое несет необходимую окраску. Многие из них, как упоминалось в предыдущей главе, начали возникать на просторах Западной Европы, Соединенных Штатов Америки и на территории азиатских стран после окончания Второй мировой войны. Во всех новых течениях выявляются расхождения и отличия от доктринальных установок исторических религий в их нововведениях. Из-за своей новизны члены этих организаций являются верующими в первом поколении. В отличие от них традиционные религии исповедуют многие поколения народов данной страны, региона, нации и т. д. Примерно в то же время возникли новые религиозные движения, из чего можно сделать вывод, что по одной общей системе причин. Все МПД включены в мировой спектр религий в плюралистическом, религиозном обществе. Следовательно, одна из задач типологии нетрадиционных религий - разобрать эту систему и вставить движения, сгруппированные по их характеристикам. В этом случае необходимо рассматривать МПЖ не как отдельный объект религиозной жизни, а рассматривать их в сравнении с традиционными верованиями. По сравнению с племенными религиями нетрадиционные религии имеют много схожих аспектов (преобладание примитивных явлений), но еще больше различий: Общество не стоит на месте. Само развитие внесло новые характеристики в духовный мир. Новые религиозные движения - историческое развитие национальных, традиционных религий. Поэтому многие из их характерных характеристик были включены в ритуалы, культы и вероисповедания NRM. По сравнению с мировыми религиями новые движения имеют одну общую черту - исповедовать эту веру может любой человек, независимо от национальности. Но это, пожалуй, единственное сходство. Несмотря на некоторые схожие моменты, тем не менее, в остальном нетрадиционные религии отличаются от своих предшественников и независимы. Следовательно, МПД - это особый тип религии. Многие религиоведы представили свои классификации. Одна из самых распространенных принадлежит Е.Г. Балагушкину, выделяя три группы: Собственно религиозный, Оккультно-мистический, Квазирелигиозный. Эта система лежит в основе многих других классификаций в слегка измененной версии, где нетрадиционные религии делятся на 4 группы: Иудео-христианство, Нео-востоковедение, Оккультно-мистический, Квазирелигиозный. 6.2.Классификация И.Я. Кантерова И. Кантеров представил НРД мою классификацию. По содержанию вероучения новых нетрадиционных религий его относят к следующим направлениям. Неохристианские течения. Большинство протестантских движений представлено в этой категории. Это подтверждается, прежде всего, свободным толкованием священного текста, либерализацией церковной иерархии и отменой ряда таинств. Более того, протестантизм сам по себе является движением за обновление учения католической церкви. Лидеры этих групп заявляют, что имеют новое прочтение христианства через просвещение или откровение. Церковь Христа. Цель этой церкви можно описать довольно просто: евангелизация населения. Есть также идеи о необходимости крещения. Это считается непременным условием спасения каждого последователя Церкви. Более того, в Церкви Христа есть практика, описываемая как ученичество, то есть послушание своему наставнику как Богу. В связи с этим в Церкви установлена строгая иерархия. Эти традиции существуют с 1981 года по настоящее время. Новоапостольская церковь. Последователи этого движения, подобно пятидесятникам, верят в крещение Святым Духом и скорое пришествие Иисуса. Глава церкви, первоапостол, согласно доктрине, является представителем Бога на земле. Церковь Последнего Завета. Эту организацию можно определить как движение пассивного социального протеста интеллигенции рыночно-демократической России... Призрачные перспективы с благородными целями во имя спасения всего человечества стали маяком для тех, кто жаждет высокой романтики и устал от выживания в одиночестве.Основатель движения - Сергей Тороп (Виссарион). Основные идеи, которые проповедует Виссарион, - это слияние всех существующих сейчас религий. В будущем они должны создать единую объединяющую веру. Сам Виссарион утверждает, что он - второе воплощение Христа на Земле и должен дать людям Последний Завет от Бога. Более того, основатель получил от Бога и Откровение, которое является единственным подлинным, которое необходимо принять для воссоединения с Богом. Учение носит синкретический характер, поскольку помимо христианства уделяется внимание и язычеству, и восточным религиям. 6.3.Неориентированные ассоциации Учения в этом направлении опираются на идеологию Востока, изменяя и адаптируя традиционные религии азиатских стран. Ананда Марга. Девиз организации - Самореализация и служение всему сущему. Обучение предлагает обучение йоге, медитации и другим практикам саморазвития на некоммерческой основе, а также реализует ряд социальных проектов: организация детских садов и школ в регионах с низким уровнем жизни, оказание гуманитарных и психологических услуг. помощь в районах стихийных бедствий и раздача продуктов питания бедным. Несмотря на то, что эта организация зарегистрирована в ряде стран, тем не менее, в некоторых странах она запрещена (Индия, Румыния). Его часто называют террористическим движением, так как не раз члены Аманды Марга устраивали теракты на территории. Международное общество сознания Кришны. Основоположник движения - А.Ч. Бхактиведанта Шрила Прабхупада. Цель учения - поднять сознание людей. Согласно бхакти (пути преданного служения Богу), все члены получают духовное имя, которое должно заканчиваться словом дас (слуга) или даси (служанка). Неоиндуизм. Теоретической основой этого учения была адвайта-веданта Шанкары и вишешта-адвайта Рамануджи. Идеологи первоначального неоиндуизма, оставаясь в рамках философских проблем индуизма, призывали к модернизации религиозных и этических концепций через возрождение чистого монистического теизма. 6.4.Синкретические и универсалистские движения Это направление объединяет учения, призывающие к объединению не только церквей, но и человечества, либо к раскрытию тайн психики. Церковь Объединения или Ассоциация Святого Духа для объединения мирового христианства. Церковь была основана в 1954 году Мун Сон Мён. Проявляются синкретические черты, так как в значительной степени она является собирателем христианства, Свидетелей Иеговы, шаманизма и многих других религий, в том числе восточных. Оккультно-мистические учения и школы New Age (Нью Эйдж). Это направление представлено большим количеством разнородных групп, доктрины которых не имеют жестких формулировок и обязательных ритуалов (Кантеров И.Я. Новое религиозное движение в России и США: сравнительный анализ). Описывая непосредственно учения школ Новой Эры, следует сказать, что они характеризуются идеями о божественности человека и безличности Бога. New Age охватывает учения йоги, оккультизма, пантеизма и других различных религий, где основное внимание уделяется личному опыту человека. Название происходит от центрального учения о приходе Новой Эры, которое связано с пришествием Спасителя. 5. Неоязычество. Последователи движений, принадлежащих к этой категории, выступают за сближение с природой, то есть возвращение к дохристианским ценностям и верованиям. По их убеждениям, гармония необходима во взаимодействии природы и общества. Некоторые из последователей убеждены, что причина всех болезней и смерти человека в целом - это отделение человека от природы. Эта категория довольно разнородна и в ней есть группы, которые не всегда принимают друг друга. Некоторые даже противоречат или отвергают это. В этом направлении есть и радикальные последователи, которых причисляют к экстремистским. 6. Сатанинские группы. Учения движений этой группы основаны на культе зла, поэтому последователи оправдывают насилие и другие желания человека, которым нужно потакать. Многие сатанинские группы черпают свои учения из работ американца Ла Вей Антона Сандора, написавшего такие произведения, как Сатанинская Библия, Сатанинские ритуалы и Совершенная ведьма. Сатанисты верят, что Бог скрывает знание от человечества и подавляет его реальную силу, поэтому они служат сатане, чтобы получить место в аду рядом с ним. По их мнению, именно дьявол дал человеку настоящее, истинное знание. Кантеры не ограничиваются классификацией новых религиозных движений только по содержанию доктрин. Игорь Яковлевич также разделил их по отношению к существующему порядку: толерантный, мироотрицательный и мироцелевой (мироправляющий). К миролюбивым группам относятся движения, которые согласны с существующим порядком и не конфликтуют с ним, иногда даже безразличные. Доктрины этих религиозных групп провозглашаются надсоциальными. Следующий тип - отвращение к миру - включает движения с дуалистическим взглядом на мир, то есть борьбу двух противоборствующих сил: добра и зла, порядка и хаоса. Они не принимают установленный порядок и осуждают существующую власть. Часто их учения основаны на спасении через принятие принципов движения. Последний тип - это мировые лечебные движения. В основном они сосредоточены на избавлении от основных проблем и слабостей человечества. К ним относятся, например, насилие, эгоизм как таковой и, в частности, наркомания. Ясно одно: появление новых движений не сможет искоренить проблемы в обществе, по причинам, по которым они возникли. Выше я уже рассмотрел возможные причины их возникновения. Более того, эйфория общества от подобных организаций закончилась и теперь вовсю развивают свою деятельность разного рода АСД (антикультовые движения). Эта активность прослеживается во многих странах, и деятели традиционных религий особенно усердны. В нашей стране это тоже проявляется давно. Знаменитый Архиерейский Собор, на котором было дано определение О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме 1994 года, является прекрасным примером реакции Русской Православной Церкви на рассматриваемое мной явление. На соборе были подробно рассмотрены новые культы и их организаторы, которым приписывались действия: пытались исказить его суть, пытались подменить истинное учение ложным, рассчитывая на тех, кто не тверд в вере Материалы Архиерейского Собора 1994 г. АКД растет (особенно в лице А. Дворкина, который активно выступал против сектантства в России за рубежом), а НРД процветает. И вроде бы все уже подходит к своему логическому завершению. Но, как мне кажется, к завершению, не в смысле отмирания, а к завершению творения. Многие организации, сумевшие выжить по сей день, начинают стабилизироваться и просто уходят на периферию общественной и религиозной жизни. Хотя и по сей день остаются те же проблемы, из-за которых возникли культы. И до тех пор, пока человек не достигнет внутреннего покоя, эти организации будут продолжать возникать. Список литературы Копысов Д.Ю. Сущность и специфика современных нетрадиционных религий: диссертация кандидата философских наук: Москва, 1996. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий: истоки, сущность, влияние на молодежь Запада. М.: Изд-во МГУ, 1985. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. Часть 1. М., 1997. Кантеров И.Я. Новое религиозное движение в России и США: сравнительный анализ // Религиоведение, № 1 2003. Баркер А. Новые религиозные движения. Практическое введение. - Санкт-Петербург: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 1998. Основы учебника религиоведения / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, М.П. Новиков и другие; Эд. В Яблокова.- М:. Высшее. шк., 1991. Воробьева М. В. Христианское инакомыслие: Словарь. - СПб., Издательство Санкт-Петербурга. Университет, 2003. Религии народов современной России: Словарь / - 2-е изд., Перераб. И доп. - М.: Республика,. Редакторы: Мчедлов М.П. (отв.ед.), Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. 2000. Григорьева Л. Ушедшие в Город Солнца // // Наука и религия. 1997. Интернет ресурс-Википедия |