биология. Современные проблемы теории эволюции
Скачать 22.35 Kb.
|
Тема: Современные проблемы теории эволюции Содержание Введение. 3 1.Представления об эволюции до Дарвина 1.1 Представления древности 1.2 Застой развития знаний об эволюции в древние века….…..6 2. Дарвинизм 3. Микроэволюция 4. Макроэволюция 5. Неодарвинизм 6. Синтетическая теория эволюции 7. Отличие синтетической теории эволюции от теории Дарвина 8.Современные мнения учёных о теории Дарвина Заключение Библиографический список Выполнил: Писарук С.Д Введение Эволюция – это необратимое и в известной мере направленное развитие живой природы во времени, сопровождающееся изменением генетического кода популяций, возрастанием разнообразия организмов, формированием адаптаций, образованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и вида в целом[19]. Представление об эволюции ведет свое начало не от Дарвина с его книгой «Происхождение видов». За долгое время до этого, человек уже пытался объяснить очевидное разнообразие окружающих его живых организмов, которые привлекали его внимание фундаментальным сходством между собой. Выдвигались различные эволюционные гипотезы, чтобы объяснить это сходство, и такие идеи сами «эволюционировали» по мере развития науки со времен Дарвина. Попытки человека объяснить очевидное разнообразие окружающих его живых организмов, парадоксальным образом привлекли его внимание к чертам и сходствам между ними. Выдвигались различные эволюционные гипотезы, пытающиеся объяснить это сходство, и такие идеи сами «эволюционировали» по мере развития науки со времен Дарвина.[1] Эволюционная теория объясняет ту совокупность признаков, которая характеризует все живое на Земле. Живые существа отличаются поразительной сложностью их организации, отличной координацией, удивительной адаптивностью, великим разнообразием форм от бактерии до человека. Человека ещё с древних времён волновал вопрос о том, как всё зародилось. Религии давали один и тот же ответ: что всё было сотворено Богом, сложность животных и растений, их тонкая организация частей организма доказывала, о великой мудрости Творца. В Книге бытия (гл. 1 и 2) сказано, что Бог создал растения на третий день творения, животных - на пятый день, а человека - на шестой. Адам и Ева были прародителями всего человечества. На основании анализа библейских данных принято считать, что мир был сотворен за 4000 лет до н. э. В наше время большинство ученых уверены, что все многообразие жизненных форм, населяющих планету, возникло в результате длительного процесса эволюции, главным механизмом которого был естественный отбор. Заложил основы современной теории эволюции великий английский натуралист Чарльз Дарвин. Слово «Экология» ввел в научный обиход в 1866 г. Геккель, великий немецкий естествоиспытатель, дарвинист. Он считал предметом исследования экологии, это связь живых существ со средой обитания. Экология развивала идеи Дарвина о многообразных взаимосвязях растений и животных со средой. Конечно же, говоря об эволюции, необходимо помнить, что ещё до появления живого происходила эволюция вселенной и планеты, как этап подготовки к развитию жизни. 1. Представления об эволюции до Дарвина 1.1 Представления древности Первичный бульон. В атмосфере образовались молекулы, упавшие с дождем в океан. Здесь неизвестный пока процесс привел к организации этих молекул, породивших первую клетку. В античную эпоху этим явлением занимались Диоген, Эмпедокл, Демокрит, Анаксагор, Фалес, Анаксимандр, Аристотель. Диоген считал, что все вещи - результат дифференциации одной и той же вещи и подобные ей. Эмпедокл: воздух, земля, огонь и вода – четыре корня всего сущего. Жизнь возникла в результате действия сил притяжения и отталкивания между этими четырьмя элементами. Он пытался объяснить происхождение Вселенной, растений, животных и человека (впервые высказал зачатки идеи об эволюции органического мира). Демокрит: живые существа возникли на Земле путем самозарождения из ила. Анаксагор: организмы возникли из «зародышей», носящихся в воздухе. Фалес (640-546 до н. э.): все живое происходит из воды. Анаксимандр: растения, затем животные и, наконец, человек возникли из тины на формировавшейся Земле. Аристотель (384-322 до н. э.) сформулировал теорию непрерывного и постепенного развития живого из неживой материи, основанной на его наблюдениях над животными. Создал представление о «лестнице природы» применительно к миру животных[3]. Уже в начале 1 тысячелетия до н. э. появились философские школы в Индии, культивировавшие идеи развития материального мира из "праматерии". А в более древних источниках говориться, что человек произошел от обезьян, что предки современных людей, якобы, перешли к коллективному добыванию пищи, это дало им возможность делать запасы. Современный человек, по этим представлениям, появился менее 1 млн. лет назад. Конечно, это были лишь гениальные догадки, основанные на сходстве и знании анатомии человека и животных. В конце 1 тысячелетия до н. э. в Китае существовала классификация растений. В то же время в Китае существовали различные учения о том что, одни живые существа, в процессе эволюции, могли преобразовываться в другие. Аристотель вывел стройную систему взглядов о развитии живой природы, основав на анализе общего строения высших животных, гомологии и корреляции органов. Фундаментальные произведения Аристотеля "О частях животных", "История животных", "О возникновении животных" оказали большое влияние на последующее развитие биологии[2]. 1.2 Застой развития знаний об эволюции в древние века Двухтысячелетнее развитие знаний в Древнем мире (Китае, Индии, Египте, Греции) предшествовало средневековью в Европе, наступившему на много веков. Людей сжигали на кострах не только за высказывание идеи развития природы, но и за чтение книг древних естествоиспытателей и философов. Получалось что наука превращалась в своеобразный придаток Церковь утвердила точку зрения о сотворении мира господом-богом за 4004 года до н. э. Изучение природы было фактически запрещено; сотни талантливых ученых, тысячи и тысячи древних книг были уничтожены в то время. Только в Испании на кострах инквизиции было сожжено около 35 тыс. человек и более 300 тыс. подвергнуты пыткам. Разумеется, не смотря ни на что, и в эти годы шло накопление естественнонаучных знаний (в монастырях и университетах). Эпоха Возрождения, сочинения античных учёных натуралистов вновь получают распространение, книги из Северной Африки и Испании попадают в европейские страны. В это время торговля и мореплавание было уже развито и как результат, быстрый рост знаний о многообразии органического мира, происходит инвентаризация флоры и фауны. В XVI веке блестящих успехов достигает анатомия. Идеи эволюции начинают все отчетливее прослеживаться в трудах натуралистов и философов. В 1749 г. начинает выходить многотомная "Естественная история" Ж. Бюффона, в которой он обосновывает гипотезу о прошлом Земли, которая, по его мнению, охватывает 80-90 тыс. лет, но по его предположениям лишь в последние периоды появляются живые организмы из неорганических веществ с последовательностью: сначала растения, потом животные и человек. Ж. Бюффон объяснял сходство близких форм их происхождением от общих предков[3]. 2. Дарвинизм Чарльз Роберт Дарвин 12 февраля 1809 -19 апреля 1882) — английский натуралист и путешественник, одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков.[18] В своей теории, первое развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов», основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределённую изменчивость. Существование эволюции было признано большинством учёных ещё при жизни Дарвина, в то время как его теория естественного отбора как основное объяснение эволюции стала общепризнанной только в 30-х годах XX-го столетия с появлением синтетической теории эволюции. Идеи и открытия Дарвина в переработанном виде формируют фундамент современной синтетической теории эволюции и составляют основу биологии, как обеспечивающие логическое объяснение биоразнообразия. Ортодоксальные последователи учения Дарвина развивают направление эволюционной мысли, носящее его имя (дарвинизм). [5;6] Сущность эволюционного учения заключается в следующих основных положениях: 1. Все виды живых существ, населяющих Землю, никогда не были кем-то созданы. 2. Возникнув естественным путем, органические формы медленно и постепенно преобразовывались и совершенствовались в соответствии с окружающими условиями. 3. В основе преобразования видов в природе лежат такие свойства организмов, как изменчивость и наследственность, а также постоянно происходящий в природе естественный отбор. Естественный отбор осуществляется через сложное взаимодействие организмов друг с другом и с факторами неживой природы; эти взаимоотношения Дарвин назвал борьбой за существование. 4. Результатом эволюции является приспособленность организмов к условиям их обитания и многообразие видов в природе[7]. Материалистическая теория эволюции органического мира, обоснованная Ч. Дарвином и развитая его учениками и последователями (Т. Гексли, Ф. Мюллер, Л. Долло, , И. И. Мечников, К. А. Тимирязев и др.). Дарвин выделяет материальные факторы эволюции — наследственность и изменчивость — и движущие факторы эволюции — естественный отбор для организмов, живущих в природе, и искусственный отбор для разводимых человеком домашних животных и культурных растений. Принципиальное отличие дарвинизма от предшествующих эволюционных и трансформистских концепций состоит в том, что он вскрывает движущий фактор и причины эволюции. Главный фактор эволюции в природе — естественный отбор. В отличие от проводимого человеком искусственного отбора, он обусловливается влиянием на организм окружающей среды. Согласно Дарвину, естественный отбор — это «переживание наиболее приспособленных» организмов, вследствие которого на основе неопределённой (т. е. неадекватной воздействиям внешней среды) наследственной изменчивости в ряду поколений происходит эволюция. В борьбе за существование, в которой выражается взаимодействие организмов с окружающей средой, выживают формы, наиболее приспособленные к данным условиям среды. Важнейшее положение дарвинизма — относительность органической целесообразности: приспособленность организмов к условиям внешней среды, целесообразность их строения и функций несовершенны. Это заставляет организмы непрерывно совершенствоваться в процессе отбора.[9] К. Линней выдвинул принцип иерархичности систематический категорий (близкий к дарвиновскому принципу дивергенции признаков в процессе эволюции) и поместил человека среди отряда приматов, нанеся первый удар по представлениям об исключительности человека как явления природы. Идеи трансформизма (возможности преобразования одних форм в другие) без выявления движущих факторов эволюции высказывались и пропагандировались швейцарским натурфилософом Ш. Бонне и французскими просветителями П. Л. Мопертюи и Ж. Л. Бюффоном. Ламарк вплотную подошёл к принципу актуализма и создал первую эволюционную концепцию, однако он не вскрыл движущих факторов эволюции. Большую роль в подготовке Дарвинизма сыграли конкретные исследования и ряд теоретических обобщений убеждённых антиэволюционистов. Так, Ж. Кювье создал палеонтологию, теорию корреляций частей организма, разработал ряд принципов сравнительной анатомии. Идеалистическая морфология (И. В. Гёте, Г. Брони, К. Э. фон Бэр) разработала принципы сравнения органических структур, которые в переработанном виде вошли в состав важнейших для Д. дисциплин — сравнительной анатомии и сравнительной эмбриологии. Важнейший источник Дарвинизма— основанная на принципе актуализма в геологии теория эволюции лика Земли, разработанная Ч. Лайелем в 1829—33. Признание концепции геологической эволюции подготовило формирование Дарвинизма В 1859—62 эволюционизм был принят практически всеми. Первые критики Дарвина (американский зоолог Ж. Л. Р. Агас-сис, английский анатом Р. Оуэн) выступали с креационистских позиций. Атеистический смысл теории Дарвина вызвал резкие нападки клерикалов на Дарвинизм, в особенности по вопросу о происхождении человека (математик и оксфордский епископ Уилберфорс, немецкий анатом Р. Вир-хов, английский геолог А. Седжвик и др.). В центр полемики выдвинулся вопрос о том, является ли естественный отбор формирующим, творческим фактором эволюции.[18] Основное внимание противники Дарвинизма (Г. Спенсер, Н. Я. Данилевский) сосредоточили на следующих вопросах. Может ли естественный отбор, играющий «роль сита», отсеивающего неприспособленных, играть творческую роль, обеспечивать поступательный ход эволюции? Каким образом благоприятные признаки выживших особей могут сохраняться в потомстве, не растворяясь при скрещивании носителей этих признаков с особями, несущими иные признаки? Критика Дарвинизма шла с двух сторон — с позиций эктогенеза и автогенеза. Общим во взглядах этих двух основных направлений антидарвинизма является неприятие или резкое ограничение роли естественного отбора в эволюции. Согласно сторонникам эктогенеза, причины развития лежат вне организмов, организм как «тесто» меняет форму и строение под влиянием действующих извне факторов среды. Все эктогенетики признают ламарковский принцип «наследования приобретённых признаков», отсюда возникает представление о возможности эволюции отдельной особи (согласно современному Дарвинизму, наименьшей эволюционирующей единицей является группа особей— популяция). К эктогенетич. разновидностям антидарвинизма относятся неоламаркизм (ведущий своё начало от Спенсера), психоламаркизм, механоламаркизм и их отдельные варианты, а также т. н. творческий дарвинизм (Т. Д. Лысенко и др.), по существу отрицавший основные положения теории естественного отбора[10]. Антидарвинисты-автогенетики видят причины эволюции развития лишь внутри организма, отрицая роль среды как формообразующего фактора, действующего в пределах нормы реакции генотипа. Автогенетическая концепции неодарвинизма, развитые в конце 19 в. А. Вейс-маном, сводят эволюцию к независимой от внешних условий комбинации наследствания признаков. Развитием автогенетической концепций стали работы мутационистов — русского ботаника С. И. Коржинского, выступившего с теорией «гетерогенезиса» (1899), и голландского ботаника Г. де Фриза (1903—11). Мутационисты противопоставляли резкие наследственные изменения (мутации) нерезким, считая, что каждый новый признак возникает на основе новой мутации, независимо от комбинации и взаимовлияния признаков и генов. Переоткрытие законов Г. Менделя (1900) привело к столь бурному развитию генетики в начале 20 в., что ранние менделисты стали рассматривать менделизм как общую естественно-научную концепцию, способную заменить «устаревший» дарвинизм. Переоценка роли комбинативной изменчивости в эволюции при недооценке роли естественного отбора, контролирующего ценность возникающих мутаций и их комбинаций, привела некоторых ранних дарвинистов к автогенетическим концепциям (Я. Лот-си) и попытке заменить дарвинизм менделизмом. Эти тенденции вызвали резкую критику со стороны «ортодоксальных дарвинистов» (К. А. Тимирязев, М. А. Мензбир и др.), которые не увидели в фактах, накопленных ранними менделистами, подкрепления наиболее уязвимого для критиков места в дарвинизме— учения о наследственности и причинах изменчивости[8]. |