Главная страница
Навигация по странице:

  • ДЖАЙНИМ Конфуцианство и даосизм

  • Конфуцианство и даосизм

  • Христианство

  • Презентация по теме «Современные религии». Современные религии


    Скачать 3.05 Mb.
    НазваниеСовременные религии
    АнкорСовременные религии
    Дата13.05.2022
    Размер3.05 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаПрезентация по теме «Современные религии».pptx
    ТипПрезентация
    #527443

    Презентация по дисциплине «Естествознание» на тему: Современные религии.

    Работу выполнил:

    Студентка группы: 9ДЗ-11к

    Еремеева Ксения

    Проверила: Резункова О.П.


    Санкт-Петербург 2020г.
    Религия существует так же долго, как существует человечество. В течение жизни люди так или иначе с ней сталкиваются. В современном мире не существует единой религии. Они отличаются друг от друга по догмам и культу, особенностям вероучения и церковного устройства, по численности паствы, времени и месту возникновения Важнейшим завоеванием XX в. стал принцип свободы совести, согласно которому каждый человек решает, исповедовать ему религию или же остаться неверующим. В настоящее время большинство религиоведов говорит о таких сложившихся вероучениях, как христианство, ислам, буддизм, индуизм, иудаизм, зороастризм, сикхизм, джайнизм, даосизм и бахаизм. Ни одна из мировых религий за время своего сосуществования не смогла сохранить внутреннего единства. Каждая претерпела многочисленные расколы и состоит из различных ветвей, имеющих единый исторический фундамент.

    РЕЛИГИИ МИРА


    МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ:
    • Христианство
    • Ислам
    • Буддизм
    • Индуизм
    • Иудаизм
    • Даосизм
    • Синтоизм
    • Конфуцианство
    • Зороастризм

    НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ:

    Особенности веры
    • вера в существовании Бога,
    • наделение человека богом свободой воли и выбора,
    • ответственность человека перед богом за свои пос-тупки и за будущее своей души.
    • вера в существовании Бога,
    • наделение человека богом свободой воли и выбора,
    • ответственность человека перед богом за свои пос-тупки и за будущее своей души.

    Вера так же включает

    Нормы морали

    Юридические нормы

    Вера в боговдохновленность священников

    Вера в спасительную силу обрядов

    Вера в богонаправленность церкви

    Самая древняя религия - индуизм является плодом пятитысячелетнего развития религиозной мысли Индии. У него нет основателя или пророка, нет духовной иерархии и единых канонов. Скорее, это образ жизни или культура, чем упорядоченная религиозная традиция. Индуизм представляет собой конгломерат разных направлений, течений, религиозных школ и сект, является своеобразным «парламентом религий». В индуизме отсутствует дуалистическое (двойственное сосуществование двух различных, не свойственных к единству состояний, например Бог и дьявол, дух и материя и т.д.) восприятие мира. Истина представляется индуисту в виде иерархической системы малых истин. Причем в этой иерархии нет места лжи, так как даже заблуждение есть состояние только более низкого порядка.

    Нет в индуизме и еретических форм, так как нет ортодоксии.

    ИНДУИЗМ

    Порождением индуизма в общественной сфере является кастовая система. Согласно ее установлениям, все общество делится на брахманов-священнослужителей, кшатриев- правителей и воинов, вайшьев-земледельцев и торговцев, шудр-ремесленников и наемных рабочих. Неприкасаемые выполняют самую грязную работу. Кастовый статус человека закрепляется за ним на всю жизнь. У каждой касты своя истина, свой долг, согласно которым и строится ее жизнь. Попытка изменить свой социальный статус, по индуизму, бессмысленна, так как он является объективным результатом кармы-суммы всех поступков и их последствий, совершаемых живым существом.

    Карма является судьбой человека. Поэтому Индия не знает хорошо нам известных по истории других стран крестьянских войн или рабочих восстаний, не было в Индии и революций. Даже борьба индийцев за независимость приняла ненасильственный характер.

    Индуизм - религия многобожия. В начале индуисты почитали богов, персонифицирующих силы природы. Главные носители индуизма в древний период - кочевые племена ариев - вторглись на территорию Индостана в конце III тысячелетия до н.э. Древние арии не знали храмового культа, поэтому основным ритуалом индуизма того периода был огненный обряд. В дальнейшем при переходе ариев к оседлости и с образованием первых индуистских государств изменился и индуизм. Эта стадия его развития называется брахманизмом. В качестве верховных богов выдвигается троица: Брахма-создатель; Вишну-защитник; Шива-разрушитель мира. Поэтому индуистов можно разделить на несколько направлений: вишнуиты, которые почитают Вишну (к ним относятся и известные в России кришнаиты); шиваиты - они поклонялись Шиве, а также шоктисты, почитающие женские божества.

    В IV-VI вв. брахманизм подвергается некоторой трансформации под влиянием буддизма. Изменяются и методы достижения духовного идеала и индуизма. Если раньше для единства с брахманом было необходимо заниматься медитацией, изучать писания, быть аскетом, то в современном индуизме, чтобы достичь единства с Кришной, надо быть бхактой (любящим), т.е. любить бога. Такой путь гораздо доступнее и годится как для брахмана, так и для шудры - низшего сословия.

    Индуизм противоречив: высоты религиозной мысли сочетаются в нем с нелепыми (по нашему мнению) предрассудками и самой примитивной магией, мировоззренческая терпимость - с косностью в ритуальной и общественной жизни.

    На начало текущего столетия численность индуистов превысила 900 млн. человек. Из них более 90% приходится на Южную Азию. Больше всего индуистов проживает в Индии - это 850 млн. человек, или 80% населения страны.

    Буддизм моложе индуизма и генетически с ним связан. Он возник в VI-V вв. до н.э. как протест против норм кастовой системы, брахманских ритуалов и засилья жречества. Основателем буддизма была реальная историческая личность - принц Сиздхартка Гаутама, прозванный Буддой («просветленным»). Целью своей религии Будда считал избавление человека от страданий. Согласно учению буддизма, жизнь человека в мире - бесконечный поток перерождений (сансара), определяемый сочетанием нематериальных частиц (драхм). Буддисты не верят в переселение душ и перевоплощение, отвергая само существование бессмертной души. Цель буддизма - прервать поток перерождений. Буддизм утверждает, что сущность жизни - страдания, причина страданий - желания и привязанности. Поэтому важнейший его принцип - это непротивление злу насилием. Любое сопротивление несправедливости согласно социальному учению буддизма лишено смысла, так как оно возбуждает страсти, ведущие к страданию.

    Буддизм

    Будда призывал своих последователей (адептов) вырвать с корнем все свои желания и привязанности, тем самым внутренне освободиться от оков, которые несет в себе человеческая жизнь. Состояние святости, в котором нет места жадности, козням, ненависти, т.е. полная внутренняя свобода, называется нирваной.

    Основная идея буддизма была сформулирована в проповедях Будды о «четырех благородных истинах». Первая истина говорит о том, что существование есть страдание, которое испытывает и на которое вечно обречено каждое живое существо. Вторая истина утверждает, что причиной страдания являются желания, ненависть, зависть и т.д. Третья благородная истина говорит, что, если убрать причины беспокойства, страдания прекратятся. Четвертая истина указывает так называемый срединный путь, избегающий как крайнего самоограничения, так и бесконечного получения удовольствий.

    Следование этим путем (путем Будды) ведет к достижению внутреннего спокойствия, когда человек может управлять своими мыслями и чувствами, когда он дружелюбен, полон сострадания и симпатии ко всем живым существам.

    Еще при жизни Будды (Будда закончил земную жизнь на 80-м году, на 44-м году своего учительства, близ г. Кушинагар в Непале) вокруг него сложилась община последователей - монахов. Для мирян, не принявших монашеские обеты, были определены пять заповедей: не убивать, не лгать, не красть, не прелюбодействовать, не употреблять спиртных напитков. Большинство буддистов - вегетарианцы, или воздерживаются от поедания мяса, если есть возможность отказаться. Существует пять овощей, которые не принимаются в пищу, так как считается, что их запах притягивает зло, а именно: чеснок, лук, лук-порей, весенний лук, лук-резанец.

    К началу нашей эры в буддизме наметились два основных направления, существующих и по сей день. Это хинаяма («узкий путь») и махаяма («широкий путь»). Сторонники хинаямы скрупулезно следуют принципам раннего буддизма, считают Будду исторической личностью, верят, что нирваны могут достичь только монахи. Обрядность в хинаяме довольно проста. Этого направления придерживается треть буддистов мира (Шри-Ланки, Майями, Таиланда, Лаоса, Камбоджи).

    Джайнизм - современник буддизма VI-V вв. до яэ. Его возникновение - это еще одна попытка реформировать индуизм, сделав его демократичнее. Джайнизм отвергает кастовую систему и половую дискриминацию, не признает авторитет вед (священных писаний индуизма), выступает против почитания богов, не признает наличия Бога Творца. Большинство (95%) их живет в Индии.

    ДЖАЙНИМ

    Конфуцианство и даосизм зародились в Китае в V-VI вв. до н.э. как философско-этические учения, которые со временем трансформировались в религию. Основное внимание конфуцианство уделяет формированию норм поведения человека в семье и обществе, требуя безоговорочного послушания младшего старшему, ученика - учителю, подчиненного - начальнику. Конфуцианство культивирует чинопочитание.

    Конфуцианство и даосизм

    Верховным божеством конфуцианского пантеона является Небо (Тянь). Правитель Китая воспринимается как сын Неба, отец нации. Идеальное общество, по Конфуцию, состоит из двух слоев - верхов и низов: первые думают и управляют, вторые - работают и повинуются. В систему конфуцианских добродетелей входят человеколюбие, сыновья почтительность, уважение перед ученостью и. как следствие, стремление получить образование.

    Основоположником даосизма является Лао-цзы. Даосизм требует от своих адептов покорно следовать общему потоку жизни, не оказывая ему сопротивления Даосские жрецы практикуют многочисленные магические обряды, гадания, занимаются врачеванием. Особое значение в даосизме придается достижению физического бессмертия Оно реализуется гармонизацией внутренних сил организма с помощью правильной) питания, особой гимнастики (цигун), регуляции сексуальной энергии.

    Большинство китайцев не ограничиваются только одной из этих религий. Вероисповедание китайцев представляет собой совокупность трех учений: конфуцианства, даосизма и буддизма. Их сплав и называется китайской традиционной религией - Сань-цзяо. Общая численность адептов конфуцианства, даосизма и китайской формы буддизма оценивается приблизительно в 300 млн. человек, составляя около четверти населения Китая. Конфуцианство исповедуют также примерно 5 млн. корейцев в Республике Корея.

    Иудаизм - первая в истории человечества монотеистическая (признающая единобожие) религия, возникшая на Ближнем Востоке во II тысячелетии до н.э. Иудаизм возник и развивался в среде скотоводческих племен еврейского народа. Евреи верят в единого Бога - творца Вселенной и человека, в бессмертие человеческой души, посмертное воздаяние, рай и царство мертвых, богоизбранность своего народа. Согласно воззрениям иудаистов, Бог заключил с евреями завет (договор), в соответствии с которым избавил их от египетского рабства и поселил в Палестине (Земле обетованной). В свою очередь евреи обязаны почитать Бога и исполнять его заповеди. Поэтому иудаизм - это религия закона, а иудаисты должны соблюдать многочисленные религиозные предписания. Прежде всего этические - знаменитые десять заповедей (не сотвори себе кумира, не убий, не укради, не возжелай жены и имущества ближнего и т.д.). Кроме того, для них существуют сложные нормы бытового поведения, брачные установления, пищевые запреты. Иудаисты ждут пришествия небесного избавителя - Мессии, который совершит праведный суд над живыми и мертвыми. Праведникам обещана вечная жизнь на небе, а грешники обречены на страдания в загробном мире.

    Священным писанием иудаистов является Танах, состоящий из трех частей: Торы (Пятикнижие Моисеево), Небиима (Пророки) и Кетубима (Писание). Большую роль в иудаизме играет также Талмуд - свод трактатов по культовым и религиозно-правовым вопросам. Предписания Талмуда почти полностью заменили ритуальную практику, существовавшую до 70 г., когда римляне разрушили Храм в Иерусалиме, построенный Соломоном, и выселили евреев из Палестины. Так как восстановить Храм было невозможно, евреи отказались от сложного храмового ритуала и стали строить синагоги - дома религиозных собраний, а место жрецов заняли раввины - учителя религиозного закона, выполняющие также и судебные функции.

    Другой религией, возникшей на Ближнем Востоке примерно в одно время с иудаизмом, был зороастризм, основателем которой, давшей ей свое имя, был пророк Заратуштра. Зороастризм - дуалистическая религия, в основе которой лежит представление о противоборстве в мире Доброго и Злого начал. Мир, по представлению зороастрийцев, - поле битвы между Добром и Злом, и человек должен выбрать, на чьей он стороне. После решающего сражения, которое, по мнению зороастрийцев, уже близится, праведники попадут в рай, а зло и его приспешники будут низвержены в ад. Важную роль в зороастрийском культе играет огонь, которому приписывается очищающая сила, отсюда второе название зороастрийцев - огнепоклонники.

    ЗОРОАСТРИЗМ

    Примерно третья часть населения мира - христиане. Христианство зародилось в начале I в. на Ближнем Востоке. Судить о его месте в судьбе человечества можно по тому факту, что отсчет новой эры пошел от Рождества Христова, от времени рождения Иисуса Христа, основателя этой религии.

    Христианство возникло в среде еврейского народа и генетически связано с иудаизмом. Христиане признают Бога иудаизма (для них это Бог Отец), авторитет Танаха (Ветхого Завета), верят в бессмертие души, рай и ад. На этом сходство заканчивается.

    Если евреи еще ждут пришествия Мессии, то христиане считают, что он уже к ним пришел: им был Иисус Христос,

    Христианство

    Важнейшей задачей сегодня должно стать ограждение людей, в первую очередь подрастающего поколения, от отрицательного воздействия национального и религиозного экстремизма. Должен быть востребован опыт исторического прошлого. Устройство России до октябрьского переворота во многом может служить примером. Важно сохранение единства и стабильности в нашем многонациональном государстве, упрочнение мира и согласия. Мы совершаем ошибку, повторяя схемы западных стран, когда размываются национальные традиции. Тенденция к интеграции развитых стран обнаруживает, что изнутри их разъедает ржавчина сепаратизма, экстремизма и терроризма. Противодействие экстремизму в России - в укреплении национальных и религиозных основ жизни. Должно быть обеспечено мирное сосуществование различных конфессий со старшинством русского государствообразующего народа.


    написать администратору сайта