Главная страница
Навигация по странице:

  • Предпосылки объединения и почему именно Москва стала центром

  • Почему же именно Москва стала центром объединения

  • XIII – XIV века

  • XIV – XV века

  • XV – начало XVI века

  • Преобразование политической систем и администрат.органов.

  • Формирование приказов. Кормления.

  • РЕФЕРАТ ГОСУДАРСТВО. Создание единого Русского государства.игп. Создание единого Русского государства


    Скачать 23.11 Kb.
    НазваниеСоздание единого Русского государства
    АнкорРЕФЕРАТ ГОСУДАРСТВО
    Дата23.11.2022
    Размер23.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоздание единого Русского государства.игп.docx
    ТипДокументы
    #808620

    Создание единого Русского государства

    В результате опустошительного монгольского нашествия 1237-1240 годов Русь попала в политическую зависимость от Золотой Орды. Русские земли были вынуждены платить дань монголам, а князья ездить в Орду, чтобы получать ярлык на право княжения.

    Русские княжества были разрознены, князья враждовали между собой, пытаясь возвысить свои земли. В определенный момент пришло осознание, что только объединившись, можно противостоять внешним агрессорам. Русское централизованное государство начало формироваться на осколках бывшего Древнерусского государства (Киевской Руси), а центром объединения постепенно выступила Москва.

    Предпосылки объединения и почему именно Москва стала центром

    Золотоордынское иго и княжеские междоусобицы ослабили Русь не только политически, но и экономически. Но уже к середине XIV столетия стали складывать предпосылки объединения.

    1. Стали складывать экономические предпосылки, и в первую очередь это выразилось в значительном повышении производительности княжеских хозяйств, росте торговли и, как следствие, рост новых экономических связей.

    2. Активизировался процесс роста новых городов.

    3. Осознание объединения, с целью совместной защиты от внешних врагов, как с Востока, так и с Запада.

    4. Русь формировалась на общих культурно-религиозных ценностях. Эта общность стала основой для создания единого государства.

    5. Усилилось социальное противостояние в русских княжествах.


    Почему же именно Москва стала центром объединения?

    Первое, это выгодное географическое положение, практически в центре всех русских княжеств, где пересекались сухопутные, водные торговые пути.

    Во-вторых, в годы постоянных набегов, люди стремились с окраинных земель переселяться вглубь. В результате этого города разрастались, а Москва по численности населения стала намного опережать многие города Руси.

    В-третьих, московские князья проводили умелую политику, в результате которой другие удельные князья попадали в подчинение московскому правителю.

    В-четвертых, что немаловажно, православная церковь оказала поддержку именно московским правителям.

    Способствовала объединению и возвышению Москвы в XIV-XV столетиях формировавшийся на русских землях феодальный строй. Появлялись новые условия жизни, главным из которых выступило зарождение сословных различий. Русь нуждалась в сильном князе, который бы смог объединить все сословия против внешнего врага.

    Процесс создания единого государства можно условно разделить на такие основные этапы:

    XIII – XIV века:
    происходит становление Московского княжества. С 1263 года это был небольшой удел в составе Владимирского княжества, управляемый Даниилом Александровичем (младший сын Невского). Более ранние попытки выделения оказывались временными. Постепенно владения расширялись. Особое значение имела победа над Тверским княжеством за права на великокняжеский престол во Владимире. С 1363 года названию добавилось «великое». В 1389 произошло поглощение Владимирского княжества;

    XIV – XV века:
    Московское княжество возглавило борьбу с монголо-татарами. Отношения Москвы с Золотой Ордой были неоднозначными. Иван Ι Калита (московский князь с 1325 года) собирал для монголо-татар дань со всех покоренных российских княжеств. Московские князья часто вступали с захватчиками в союз, заключали династические браки, покупали «ярлык» (ханская грамота – разрешение) на княжение. Дмитрий Ι Донской (московский князь с 1359 года) в 1373 оказал серьезное сопротивление монголо-татарам, напавшим на Рязань. Затем русские войска одержали победу в сражении на реке Воже (1378 г.) и на Куликовом поле (8 сентября 1380 г.);

    XV – начало XVI века:
    окончательное формирование централизованного государства. Его основателем считается Иван ΙΙΙ, завершивший присоединение к Московскому княжеству северо-восточных земель (к 1500 году) и свергший монголо-татарскую власть ( в 1480 году после Стояния на реке Угре).

    Говоря о "централизации" следует иметь в виду два процесса: объединение русских земель вокруг нового центра — Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве.
    Преобразование политической систем и администрат.органов.

    В ходе централизации происходило преобразование всей политической системы. На месте множества самостоятельных княжеств образуется единое государство. Изменяется вся система сюзеренно-вассальных отношений: бывшие великие князья сами становятся вассалами московского великого князя, складывается сложная иерархия феодальных чинов. К XV в. происходит резкое сокращение феодальных привилегий и иммунитетов. Складывается иерархия придворных чинов, даваемых за службу: введенный боярин, окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков и т.д. Формируется принцип местничества, связывающий возможности занятия государственных должностей с происхождением кандидата, его родовитостью.

    Серьезной политической силой становилась церковь, сосредоточившая в своих руках значительные земельные владения и ценности и в основном определявшая идеологию формирующегося самодержавного государства.

    В складывающейся политической ситуации все три социальных силы: феодальная (светская и духовная) аристократия, служилое дворянство и верхушка посада — составили основу сословно-представительнойсистемы правления.

    Централизация привела к существенным изменениям в государственном аппарате и государственной идеологии. Великий князь стал называться царемпо аналогии с ордынским ханом или византийским императором. Русь приняла от Византии атрибуты православной державы, государственную и религиозную символику. Сформировавшееся понятие самодержавной власти означало ее абсолютную независимость и суверенность. В XV в. митрополит на Руси стал назначаться без согласия византийского патриарха (к этому времени пала Византийская империя).

    Усиление власти великого князя (царя) проходило параллельно с формированием новой системы государственного управления — приказно-воеводской.Для нее были характерны централизация и сословность. Высшим органом власти стала Боярская дума, состоявшая из светских и духовных феодалов, действовавшая постоянно на основе принципа местничества и опиравшаяся на профессиональную (дворянскую) бюрократию. Это был аристокра­тический, совещательный орган.

    Отраслевыми органами центрального управления стали приказы (Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный и др.), совмещав­шие административные и судебные функции и состоявшие из боярина (глава приказа), приказных дьяков и писцов. На местах находились специальные уполномоченные. Наряду с отраслевыми приказами позже стали возникать территориальные, ведавшие делами отдельных регионов.

    Судебная власть распадалась на удельные и наместные суды.Появление армии, денежной системы, налоговой службы(казны).В 1497 – введен в действие законодательный сборник – Судебник, закреплявший правило перехода крестьян от одного феодала к другому. Явился началом юридического закрепощения крестьян.

    Местное управление основывалось на системе кормлений.Наместники и волостели (в уездах и волостях) назначались великим князем и в своей деятельности опирались на штат чиновников (праведчиков, доводчиков и др.). Они ведали административными, финансовыми и судебными органами, отчисляя часть сборов с местного населения себе. Срок пребывания в должности не был ограничен. Слишком независимые кормленщики к концу XV в. становятся неприемлемы для центральной власти, постепенно сокращаются сроки их деятельности, регламентируются штаты и нормы податей, ограничиваются судебные полномочия (в состав их суда вводятся местные "лучшие люди", земские дьяки протоколируют процесс, судебные документы подписывают целовальники и дворские)
    Формирование приказов. Кормления.

    Избранная рада просуществовала до 1560 года. Она проводила преобразования, получившие названия реформ середины XVI века.

    Реформы Избранной рады:

    1. 1549 г. Первый Земский собор — орган сословного представительства, обеспечивающий связь центра и мест, речь Ивана IV с лобного места: осуждение неправильного боярского правления, объявление необходимости реформ.

    2. Судебник 1550 г. — развитие положений Судебника Ивана III, ограничение власти наместников и волостелей, усиление контроля царской администрации, единый размер судебных пошлин, сохранение права крестьян на переход в Юрьев день.

    3. Формирование приказной системы (реформы центрального управления): Судебник 1550 г. устанавливает систему приказного управления, основной каркас которой сохраняется до конца XVII в. Учреждаются приказы, обеспечивающие основные государственные нужды: Челобитный, Посольский, Поместный, Стрелецкий, Пушкарский, Бронный, Разбойный, Печатный, Сокольничий, Земские приказы, а также четверти: Галицкая, Устюжская, Новая, Казанский приказ.

    4. Стоглавый собор 1551 г. — унификация церковных обрядов, признание всех местночтимых святых общерусскими, установление жесткого иконописного канона, требования к улучшению нравов духовенства, запрет ростовщичества среди священников.

    5. Военная реформа 1556 г. — принято Уложение о службе: ограничение местничества на период военных действий, помимо конного поместного ополчения, организация постоянного войска — стрельцы, пушкари, единый порядок военной службы.

    6. В 1556 году была проведена реформа местного управления — отмена кормлений. Место кормленщиков заняли органы земского самоуправления — головы и целовальники. Наделение правами провинциального дворянства.
    Кормление— вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы.

    В соответствии с нормами Русской правды, сборщики штрафа (виры), строители городов и некоторые другие категории получали с населения определённое натуральное довольствие.

    В XII—XIV веках кормление сыграло значительную роль в складывании системы местного управления. Князья посылали в города и волости бояр в качестве наместников и волостелей, а других служилых людей — тиунами. Население обязывалось содержать их («кормить») в течение всего периода службы. Наместники, волостели и другие представители местной княжеской администрации получали «корм» обычно 3 раза в году — на Рождество, Пасху и Петров день.

    При вступлении кормленщика в должность население платило ему «въезжий корм». «Корм» давался натурой: хлебом, мясом, сыром и т. д.; для лошадей кормленщиков поставлялись овёс, сено. Кроме того, кормленщики собирали в свою пользу различные пошлины: судебные, за клеймение («пятнание») и продажу лошадей, «полавочное», мыт и другие. За счёт этих сборов они жили и содержали свою челядь. Наибольшего развития система кормлений достигла в XIV—XV веках.

    Поэтому уже с XV века московские великие князья регламентировали доходы кормленщиков путём выдачи специальных «кормленных» и уставных грамот. В конце XV — начале XVI века происходил перевод натуральных кормов в денежные. В результате земской реформы 1555-56 система кормлений была ликвидирована. В 1555 был издан указ об отмене кормлений, который применялся, однако, не сразу и не повсеместно: источники продолжают упоминать о кормлениях в течение второй половины XVI века. Сборы на содержание кормленщиков преобразованы в особый налог в пользу казны («кормленый окуп»), установленный в определённом размере для различных категорий земель (дворянских, чёрных, дворцовых).


    написать администратору сайта