мо. Дз по истории. Создание и структура Новгородской судной грамоты
Скачать 22.18 Kb.
|
Создание и структура Новгородской судной грамоты Новгородская судная грамота была составлена в 1440 году и после дополнена в 1471 году. Её состав был определён новгородским вече во время войны с великим князем Василием Васильевичем. Написанная на вече грамота была утверждена крестным целованием после яжелбицкого мира (1456), а великий князь Иван Васильевич по коростынскому договору (1471) велел переписать её на своё имя. Юридическими источниками Новгородской судной грамоты являются статьи Русской Правды и более раннее новгородское право. Краткая характеристика судопроизводства Судебные права были распределены между всеми органами власти и управления: вече, архиепископ, посадник, тысяцкий, боярский совет, князь, сотский, староста. Полномочиями наделялись цеховые и купеческие корпорации. Судебными чинами были «позовники», писцы, дьяки, приставы, межники, подверники уд структурно делился на управы. Он созывался в Новгороде трижды в неделю, а также организовывались выездные заседания по городам. Дела должны были разрешаться в определённый срок и докладываться архиепископу. Суд был княжеским или церковным, на которых соответственно присутствовали князь или архиепископ. Суд имел состязательный характер. Предварительно тяжущиеся стороны могли нанять рассказчиков, которые пытались в досудебном порядке примирить истца и ответчика. Если примирения удавалось достигнуть, выдавались грамоты, которые не подлежали обжалованию, и решение считалось окончательным. Если стороны не соглашались на примирение, созывался суд. Присутствовавший приказчик «целовал крест» исполнять решение суда. Издержки и пошлины оплачивались проигравшей стороной. В качестве пережитка оставался обычай судебного поединка. Князь не мог судить без посадника. Посадник же вершил суд с княжеским наместником, который обладал правом пересмотра дела. После дело переходило в высшую инстанцию для окончательного решения или для пересмотра. Суд высшей инстанции состоял из наместника и посадника с 10 присяжными. Они составляли постоянную судебную коллегию докладчиков, собиравшуюся во дворе дома архиепископа. Споры мирянина с церковным человеком разбирали городской судья с наместником архиепископа. Княжеских людей судили городские и княжеские бояре на территории резиденции князя, пересуд осуществлял князь в присутствии посадника. Тысяцкий руководил торговым судом и разбором дел полицейского характера, при участии посадника он рассматривал споры с иноземными купцами. Краткая характеристика судопроизводства Судебные права были распределены между всеми органами власти и управления: вече, архиепископ, посадник, тысяцкий, боярский совет, князь, сотский, староста. Полномочиями наделялись цеховые и купеческие корпорации. Судебными чинами были «позовники», писцы, дьяки, приставы, межники, подверники. Суд структурно делился на управы. Он созывался в Новгороде трижды в неделю, а также организовывались выездные заседания по городам. Дела должны были разрешаться в определённый срок и докладываться архиепископу. Суд был княжеским или церковным, на которых соответственно присутствовали князь или архиепископ. Суд имел состязательный характер. Предварительно тяжущиеся стороны могли нанять рассказчиков, которые пытались в досудебном порядке примирить истца и ответчика. Если примирения удавалось достигнуть, выдавались грамоты, которые не подлежали обжалованию, и решение считалось окончательным. Если стороны не соглашались на примирение, созывался суд. Присутствовавший приказчик «целовал крест» исполнять решение суда. Издержки и пошлины оплачивались проигравшей стороной. В качестве пережитка оставался обычай судебного поединка. Князь не мог судить без посадника. Посадник же вершил суд с княжеским наместником, который обладал правом пересмотра дела. После дело переходило в высшую инстанцию для окончательного решения или для пересмотра. Суд высшей инстанции состоял из наместника и посадника с 10 присяжными. Они составляли постоянную судебную коллегию докладчиков, собиравшуюся во дворе дома архиепископа. Споры мирянина с церковным человеком разбирали городской судья с наместником архиепископа. Княжеских людей судили городские и княжеские бояре на территории резиденции князя, пересуд осуществлял князь в присутствии посадника. Тысяцкий руководил торговым судом и разбором дел полицейского характера, при участии посадника он рассматривал споры с иноземными купцами. Споры ремесленников и купцов рассматривали кооперативные суды старост и братчины. Псковская Судная грамота состоит из 120 статей, из которых 108 были приняты в 1397 году, остальные добавлены позже по решению вече. Грамота была издана на вече по благословению попов 5 соборов. Грамота состояла из двух частей: грамоты тверского великого князя Александра Михайловича и грамоты княжившего в Пскове Константина Дмитриевича. С сделанными позже добавлениями ПСГ была утверждена в 1467 году. Она определяла судебные права князя, новгородского наместника, посадника, княжих и вечевых чиновников, владыки, судопроизводство, трактовку имущественных прав и их нарушений, уголовных преступлений, обязательств и права наследства. Источниками грамоты было общерусское законодательство и местное, сложившееся в общественно-политических реалиях северо-западной Руси: Русская Правда; Договоры Пскова с князьями; Вечевое законодательство; Обычное право;Судебная практика; Договоры с иностранными купцами и ремесленниками. Грамота регламентировала гражданско-правовые отношения. Это было определено тем, что жители северо-запада Руси активно участвовали в торгово-промышленной деятельности. В этой грамоте тщательно регламентированы права и обязанности князя и должностных лиц. Вещное право делило вещи на недвижимые и движимые. Также разделялось наследственное и условное землевладение — «вотчина» и «кормля». Определялись способы возникновения прав собственности: по наследству, переход по договору, по давности, находка и приплод. Обязательственным правом регламентировались договоры: купли-продажи, залога, дарения, займа, поклажи, мены, личного найма, найма помещений. Договор мог быть в устной или письменной форме. Он оформлялся в присутствии священника и свидетелей. Долговые обязательства ложились на имущество должника. Таким образом, он не расплачивался по долгам свободой. В грамоте есть два вида наследования: по закону и по завещанию. Предусматривались случаи, когда имущество поступало в пожизненное пользование наследника, а он не мог его отчуждать. В понятие «преступление» вводится не только ущерб лицу, но и государству. Судопроизводственный процесс носил в целом состязательный характер. Обвинитель при этом нёс «бремя доказывания» виновности, а суд выступал в качестве арбитра. Роль суда, по сравнению с Русской Правдой, усилилась. Среди доказательств отмечаются также письменные доказательства. Появился институт представительства, которым могли пользоваться женщины, глухие, монахи, подростки и престарелые люди. Сохраняется и архаическая форма доказывания – судебный поединок.
Аргументы норманской теории. Летописное свидетельство о призвании варягов из-за моря. Археологические находки: военное снаряжение, железные гривны с молоточками Тора, бронзовые подвески с руническими надписями и т.д. Имена, указанные в договорах Руси с Византией X века, имеют скандинавское происхождение. Известие «Бертинских анналов» (средневековой хроники), сообщающее о людях, называющих себя рос, но принадлежащих к народу «свеонов», т.е. шведов. Аргументы антинорманской теории. Сомнение в подлинности легенды о призвании варягов (событие датируется второй половиной IX в., Повесть временных лет составлялась в нач. XII в.). Самые ранние скандинавские могильники на территории Древней Руси датируются второй половиной X в. Скандинавские саги не содержат информации русских князьях, правивших до Владимира Святого. Пантеон языческих богов восточных славян не испытал никакого норманнского влияния. Я считаю,что убедительнее всего данный аргумента «Археологические находки: военное снаряжение, железные гривны с молоточками Тора, бронзовые подвески с руническими надписями и т.д.». Укажите источники «Русской Правды», дайте им краткую характеристику. Русская Правда в краткой редакции состоит из: - Древнейшая Правда или Правда Ярослава – статьи 1 по 18, древнерусский свод законов и судебных норм, выданный Ярославом Мудрым в виде грамоты новгородцам, помогавшим ему в сражении с войсками Святополка Окаянного под Любечем. «Древнейшая Правда» представляет собой 18 статей, которые регулируют уголовное право – кровную месть, наказание за убийство в виде штрафа (вира), - Нормы обычного права, которые не были записаны, но санкционировались государством и поэтому имели юридическую силу. - Закон русский, упоминаемый в договорах Олега с Византией. Возможно, он был даже записан, но до наших дней не дошёл. - Судебные решения и приговоры князей по частным судебным делам, становившиеся затем прецедентами. |