Диплом. Специальность 240 01 01 Программное обеспечение информационных технологий
Скачать 5.74 Mb.
|
3 ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ ШАБЛОНОВ ДЛЯ КОНСУЛЬСКОЙ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОКУМЕНТОВ3.1 Проектирование и разработка базы данныхБД — именованная совокупность данных, организованная по определенным правилам, предусматривающая общие принципы описания, хранения, манипулирования данными, независимыми от прикладных программ. СУБД — это совокупность языковых и программных средств, предназначенных для создания, ведения и совместного использования БД многими пользователями. Функции СУБД — это описание данных, манипулиирование данными, использование данных. Данные функции реализуются благодаря наличию у СУБД языка описания данных, языка манипулирования данными и языка запросов. Задачи СУБД состоят в следующем: формировании и поддержании БД; поиске и обработки информации; приеме запросов; предоставлении информации пользователям; обеспечении целостности БД; организации совместной работы пользователей. Логическое проектирование — процесс разработки корректной схемы базы данных. Корректной схемой базы данных называется схема, в которой отсутствуют нежелательные зависимости между атрибутами. Для поддержания БД в устойчивом состоянии используется ряд механизмов, которые получили обобщённое название средств поддержки целостности. Приведение структуры БД в соответствие этим ограничениям является процессом нормализации таблиц базы данных к ряду нормальных форм (НФ) с целью избежания избыточности в базе данных, аномалий вставки, редактирования и удаления данных. Таблицы могут иметь неэффективную или не подходящую структуру, которую нужно нормализовать. Нормализация предусматривает разбивку исходной таблицы (отношения) на несколько новых таблиц (отношений). Проектирование базы данных для разрабатываемого приложения осуществлялось в реляционной системе управления базами данных «MySQL». Реляционная база данных для приложения формирования электронных шаблонов для консульской легализации документов состоит из трёх таблиц: «Договора», «Клиенты», «Услуги». Таблица «Договора» содержит в себе информацию о номере договора, исполнителе, услуге, стоимости и дате заключения самого договора. В таблице 3.1 приведена структура таблицы «Договора». Таблица 3.1 — Структура таблицы «Договора»
Таблица «Клиенты» содержит в себе информацию о паспортных данных и номере телефона клиента. В таблице 3.2 приведена структура таблицы «Клиенты». Таблица 3.2 — Структура таблицы «Клиенты»
Таблица «Услуги» содержит информацию о названии услуги и ее цене. В таблице 3.3 приведена структура таблицы «Услуги». Таблица 3.3 — Структура таблицы «Услуги»
Для хранения информации о клиентах, договорах и оказываемых услугах создана БД, структура которой приведена к третьей нормальной форме. Схема базы данных представлена на рисунке 3.1. Рисунок 3.1 — Схема базы данных В результате проектирования была получена корректная база данных для программного обеспечения «Разработки электронных шаблонов для консульской легализации документов», позволяющая хранить и обрабатывать (удалить, добавлять, редактировать) всю необходимую информацию. 3.2 Разработка графического интерфейса Графический интерфейс пользователя — разновидность пользовательского интерфейса, в котором элементы интерфейса, представленные пользователю на дисплее, исполнены в виде графических изображений. Интерфейс пользователя — это элементы и компоненты программы, которые способны оказывать влияние на взаимодействие пользователя с программным обеспечением. Естественный интерфейс — такой интерфейс, который не вынуждает пользователя существенно изменять привычные для него способы решения задачи. Это, в частности, означает, что сообщения и результаты, выдаваемые приложением, не должны требовать дополнительных пояснений. Целесообразно также сохранить систему обозначений и терминологию, используемые в данной предметной области. При разработке интерфейса необходимо учесть ряд факторов: интерфейс должен быть прост, интуитивно понятен новому пользователю; цветовая гамма не должна содержать резких цветов и раздражать пользователя; обозначение кнопок должно быть понятным, чтобы пользователь понял их функциональное предназначение. Для создания эффективного пользовательского интерфейса требуется: интерфейс пользователя проектировать и разрабатывать как отдельный компонент создаваемого приложения; учитывать возможности и особенности аппаратно-программных средств, на базе которых реализуется интерфейс; учитывать особенности и традиции той предметной области, к которой относится создаваемое приложение; разработка интерфейса должна носить итерационный характер, так же должно произойти согласование полученных результатов с потенциальным пользователем. Согласованность интерфейса позволяет пользователям переносить имеющиеся знания на новые задания, осваивать новые аспекты быстрее, и благодаря этому фокусировать внимание на решаемой задаче, что позволяет не тратить время на выделение различий в использовании тех или иных элементов управления, команд. Обеспечивая преемственность полученных ранее знаний и навыков, согласованность делает интерфейс узнаваемым и предсказуемым. Графический интерфейс пользователя является частью пользовательского интерфейса и определяет взаимодействие с пользователем на уровне визуализированной информации. Макет окна главного меню состоит из области, в которой располагается панель управления кнопками главного меню. Макет окна главного меню программы представлен на рисунке 3.2. Рисунок 3.2 — Макет окна главного меню: 1 — область панели управления кнопками главного меню Макет окна перевода документа состоит из трёх областей. Первая область предназначена для выбора типа документа для первода сотоит, вторая — для вывода шаблона и заполнения данными, третья — для определения языка перевода документа. Макет окна перевода документа представлен на рисунке 3.3. Рисунок 3.3 — Макет окна перевода документа: 1 — область панели выбора шаблона; 2 — область панели заполнения шаблона; 3 — область панели выбора языка перевода Макет окна программы для формирования договора с клиентом на оказания услуг сотоит технолгия из шести областей. Первая область предназначена для перехода между окнами приложения, на которых предполагается вывод таблиц из БД: «Договора», «Клиенты», «Услуги». Вторая область подразумевает панель, содержащую текстовое поле для ввода номера договора, третья — панель, содержащую поля для ввода информации о клиенте, четвёртая — панель, в которой содержится информация о видах услуг. Пятая область предназначена для функциональной кнопки подтверждения оформления договора с клиентом, шестая область — для отображения договора. Макет окна программы формирования договора представлен на рисунке 3.4. Рисунок 3.4 — Макет окна программы формирования договора:1 — область панели вкладок; 2 — область панели для заполнения номера договора, 3 — область панели для заполнения данных о заказчике; 4 — область панели выбора услуг; 5 — область кнопки заключения договора; 6 — область панели заполнения шаблона Для вывода данных из таблиц БД разработан макет окна вывода таблиц, данный макет состоит из четырёх областей. Первая область предназначена для отображения данных из таблиц, вторая и третья — для функциональных кнопок, четвёртая — для панели ввода данных с целью поиска введённой информации. Макет окна вывода таблицы представлен на рисунке 3.5. Рисунок 3.5 — Макет окна вывода таблицы: 1 — область панели отображения информации; 2 — область кнопки редактирования; 3 — область кнопки удаления; 4 — область панели для поиска информации Одним из основных этапов проектирования приложения является разработка графического интерфейса пользователя. Построение макетов графического интерфейса необходимо для понимания основного функционала и схематического размещения блоков на каждом окне для предотвращения грубых ошибок в разработке приложения. Хорошо проработанный прототип сокращает время на дальнейших этапах разработки. Он позволяет представить проект в конечном виде и внести корректировки еще до начало программной реализации. |