Главная страница
Навигация по странице:

  • Запрет, не требующий объяснения, называется табу.

  • Общая характеристика культуры Древнего Востока

  • Культура первобытности и Древнего мира (Лекция). Специальности Общеуниверситетский курс Дисциплина Культурология Авторы Брандт Г. А., Дроздова А. В., Немченко Л. М. Модуль 2 История культуры Немченко Л. М. Введение в тему Культура первобытности и Древнего мира


    Скачать 36 Kb.
    НазваниеСпециальности Общеуниверситетский курс Дисциплина Культурология Авторы Брандт Г. А., Дроздова А. В., Немченко Л. М. Модуль 2 История культуры Немченко Л. М. Введение в тему Культура первобытности и Древнего мира
    Дата20.09.2022
    Размер36 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКультура первобытности и Древнего мира (Лекция).doc
    ТипДокументы
    #688011

    Специальности: Общеуниверситетский курс

    Дисциплина: Культурология

    Авторы: Брандт Г. А., Дроздова А. В., Немченко Л. М.

    Модуль 2: История культуры
    Немченко Л. М.

    Введение в тему «Культура первобытности и Древнего мира»
    Знания о первобытной культуре носят гипотетический характер и напрямую связаны с вопросом о происхождении человека. Первобытная культура – бесписьменная культура. Главные источники изучения первобытности – памятники материальной культуры, предоставленные археологами, изобразительная деятельность (первобытное искусство), мифы, записанные этнографами, описанные этнографами обряды.

    Первобытная культура формировалась на базе коллектива кровных родственников, а экономика первобытного хозяйства носила присваивающий характер (охота, собирательство – 2 главных вида деятельности). Эти объективные основания породили особые типы хранения и передачи информации (вспомним, что сущность культуры мы определяли через необходимость сохранения и трансляции человеческого опыта), а также особую систему ценностей. В частности, для первобытности важен культ предков, так как информация передавалась исключительно от старшего к младшему, отсюда и обязательное уважение старших, а также ценность коллектива, понимание его первичности по отношению к отдельному представителю рода.

    Для сохранения единства рода коллективом вырабатывались основные правила, поддерживающие жизнедеятельность. Культура формировалась с запретов. Запрет, не требующий объяснения, называется табу. Табу были связаны с важнейшими естественными потребностями человека – пищевыми и половыми. Выполнение предписаний табу одинаково для всех. Для первобытной культуры характерны: автоматизм наказания за нарушения табу, принцип личной ответственности за нарушение табу. Личная ответственность и чувство вины выступали основаниями возникновения нравственности и совести как механизма внутренней нравственной регуляции.

    Важнейшим способом сохранения коллективного опыта был обряд, или ритуал (между этими понятиями нет разницы, ритуал – французское слово, а обряд – русское). Обряды закрепляли ряд поведенческих актов, связанных с важнейшими событиями в жизни отдельного человека и рода. Обряды переводили человека из одного статусного положения в другое, из детей (неподлинных членов общины) – во взрослых (обряд инициации, или обряд изменения социального статуса, это обряд подлинного рождения), обряд выборов вождя или обряд повышения социального статуса и др.

    В ходе практической деятельности человек неразрывно связан с природой. Эта связь выразилась в особенностях первобытного мышления. Его первичные формы – зооморфизм как наделение человека свойствами животного, антроморфизм как наделение окружающего мира свойствами человека, анимизм как вера во всеобщее одушевление, тотемизм как вера в наличие родственных связей с миром животных. Объединяет эти представления и структуры мышления миф.

    Миф – универсальная структура первобытного сознания, принцип объяснения мира и модель социального поведения. В мифе не различаются вымышленное и действительность, чувственно-конкретное и абстрактное; желания и реальности; слова-дела-вещи. Миф объясняет мир по принципу «все во всем», т.е. свободно устанавливает причинно-следственные отношения. Другим важнейшим принципом объяснения мира является принцип двоичных оппозиций (мужское–женское, черное–белое, жизнь–смерть, правое–левое, верх–низ, свое–чужое и т.д., где за каждой из противоположностей закрепляется только одно значение, положительное или отрицательное).

    В эпоху первобытности формируется еще один канал хранения и передачи информации – искусство. Искусство транслирует главные ценности рода – культ зверя-тотема, что отражается в наскальной живописи и охотничьей пляске, а также и ценности матриархата, что нашло подтверждение в так называемых палеолитических «Венерах».

    Общая характеристика культуры Древнего Востока

    При изучении ближневосточного типа культуры надо помнить о роли природных факторов в формировании цивилизации. Города-государства в долинах рек Тигр, Ефрат, Нил были встроены в природные циклы. В этом отношении показательны земледельческий миф об умирающей и воскресающей природе, миф о сотворении мира и миф об Осирисе. Строительство ирригационных систем способствовало формированию производящего типа хозяйства, централизованной власти, государственной иерархии (бюрократии). Бюрократическая машина Древнего Египта оказала влияние, наряду с изобразительным каноном, на формирование письменности. Именно в Древнем Египте впервые была сакрализована фигура писца, человека, владеющего грамотой и знающего иероглифы.

    У каждого типа культуры есть свои символы. Культурным символом Древнего Египта была пирамида. Пирамида выражала не только идею иерархичности власти, но и стала выразительным воплощением идеи заупокойного культа. Устройство пирамиды было тесно связано с представлениями о душе-двойнике.

    Культ знания был распространен и в древнееврейской культуре. Именно в этой культуре зародилась и утвердилась идея единобожия. Древнееврейская культура оставила человечеству памятник в виде книги, книга эта – Ветхий Завет. Ветхий Завет – система различных книг, а на греческом это звучит как Библия (библиос – книга). Идея монотеизма была непонятна и подозрительна для языческого Древнего мира, только впоследствии основные мировые религии взяли эту идею на вооружение. Библия также строится по принципу мифологического повествования, но все известные для ближневосточного Древнего мира сюжеты (убийство брата, всемирный потоп и др.) приобретают ярко выраженный критическо-нравственный характер.

    Основные идеи Ветхого Завета: 1. Идея единобожия. 2. Идея ответственности человека за свои поступки. 3. Идея обоснования веры («Книга Иова» как философско-религиозная притча о новых отношениях Бога и человека, проблема соотношения свободы воли человека и воли божественной). 4. Идея открытости религии человеку любого этнического происхождения (книга Руфь). 5. Основные нормы нравственности (книга «Исход»).


    написать администратору сайта