Специфика декора русских народных тканых изделий. Специфика декора русских народных тканых изделий
Скачать 13.67 Kb.
|
Специфика декора русских народных тканых изделий. Ручное ткачество – одно из древнейших ремёсел, один из самых распространённых видов руского народного искусства Развитие искусства русской ручной вышивки происходило в тесной связи с восточными и западными тенденциями украшения текстильной продукции. С расширением торговых отношений в страну проникали всевозможные товары из разных стран, в том числе и узорные ткани. Мастера часто брали за основу орнаменты дорогих импортных тканей и, творчески интерпретируя их, создавали новые, самобытные формы. В славянской традиции ромб – один из самых любимых знаков и самый распространенный символ орнамента русской вышивки. На женской одежде он встречается чаще, чем на мужской; Ромб –это знак земледельцев и символ счастливого потомства. Это – знаки Земли и плодородия. Образ Земли – излюбленный в вышивке. Ромбчасто изображался вместе со вписанным в него солнечным знаком Большое значение в народе придавалось поясу. Он служил оберегом, талисманом и охранял человека от всего дурного. Женские пояса были плоскими с узором из ромбов, перекрещивающихся линий, косых крестов и зигзагов, длиной до пяти метров. Мужские, как правило, были витыми, плетёными или ткаными. По количеству полос на поясе, цветовой гамме и ширине этих полос можно было узнать место проживания хозяина пояса. Использовалось несколько видов орнамента: геометрический, состоящий из геометрических элементов, зооморфный орнамент, изображающий стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных. Каждое животное имело свою сивмолику, например изображение льва - это знак силы и отваги, поэтому одежду с такой символикой делали только для мужчин, а смысл орнамента на женской одежде зависел от вида деятельности хозяйки. Потому подолы с полосками узоров определенного значения просто менялись от работы к работе. Так же был популярен природный орнамент, одежду с таким декором надевали с приходом весны. Таким образом, ассоциации помогает транслировать через сюжетный декор явления и события жизни, а их условный изобразительный язык понятен любому зрителю. |