биоэтика зачет шпоры. Специфика морали как социального явления
Скачать 246.96 Kb.
|
М.Я. Мудров – Московская школа, декан медфака МГУ. Врачебная этика - изложение "обязанностей" врачей и "прочных правил, служащих основанием деятельному врачебному искусству", подчеркивает элементы филантропии в деятельности врача, о врачебной тайне: "Хранение тайны и скрытность при болезнях предосудительных"; Отношение к безнадежным умирающим "Будь готов еще отвечать на самые трудные вопросы: об исходе болезни, о близкой опасности, или о предстоящей смерти"; решение всех вопросов, возникающих во взаимоотношениях врача и больного - завоевание доверия больног; вопросы межколлегиальных отношении врачей. Ф.П.Гааза охранять особые права заключенных на защиту, охрану их здоровья и медицинскую помощь; Н.И.Пирогов(1811-1881). Окончил МГУ, пофессор и зав. хирургической клиникой Дерптского университета. Рассматривал проблемы профессиональной этики врача - проблема врачебных ошибок. Врачи должны извлекать максимум поучительного из своих профессиональных ошибок, обогащая как свой собственный опыт, так и совокупный опыт медицины. Считал, что такая моральная позиция может возместить "зло врачебных шибок". Этическое содержание принципов "сортировки" раненых(Крымская войны) А.Я.Крассовский, профессор акушерства и гинекологии (руководитель кафедры Петербургской Медико-хирургической академии) – опубликовал анализ причин смерти пациентки после сложной операции. С.П.Боткин(1832-1889), зав. кафедрой терапевтической клиники в Военно-хирургической академии, а с 1878 г. руководитель Общества русских врачей им. Н.И. Пирогова. В "Клинических лекциях" затрагивает вопросы врачебной этики: проблема информирования безнадежных больных - в духе ортодоксального врачебного патернализма (лучше внушить надежду, чем правду о возможном неблагоприятном исходе) Г.А.Захарьин(1827-1897), факультетская терапевтическая клиника Московского университета. Клинический метод, в котором исключительное внимание уделялось индивидуальному подходу к больному. Об отношении к тяжелым больным говорил: "Для успеха лечения врач должен ободрить больного, обнадежить выздоровлением или по крайней мере, ... , поправлением здоровья,..." В.А.Манассеин(1841-1901). Считал, что врачи должны быть противниками смертной казни и телесных наказаний, обращался к проблеме рекламы в медицине – это бесстыдство и обман; критиковал проявления неколлегиальных отношений врачей друг к другу;отношение к врачебной тайне - за абсолютное сохранение врачебной тайны при всех обстоятельствах; критиковал теневых сторон частной врачебной практики. А.Ф. Кони (1844 - 1927) – проблема врачебной тайны: считал, что в случаях серьезной угрозы общественным интересам запрет на разглашение врачебной тайны перестает действовать (пример – больные сифилисом); проблема активной эвтаназии: "допустима с нравственной и юридической позиции, если она проводится в исключительных случаях при наличии: 1) сознательной и устойчивой просьбы больного; 2) невозможности облегчить страдания больного известными средствами; 3)несомненной доказанности невозможности спасти жизнь, установленной коллегией врачей при обязательном единогласии; 4) предварительного уведомления органов прокуратуры". В.В.Вересаев(1867-1945) "Записки врача" книга отражает опыт человека, выбравшего врачевание своей профессией и только-только входящего в мир медицины, моральные проблемы медицины в книге рассматривались на всю глубину их содержания, поднимает вопрос о клинических экспериментах. 6. Медицинская этика в Советском Союзе Режим существенно по-новому определял социальную роль врача. Врач мыслился как представитель враждебного, буржуазного класса, которого приходится терпеть как специалиста, но которому дозволяется работать лишь под строгим контролем со стороны пролетариата. Н.А.Семашко(1874-1949), первый советский Комиссар здравоохранения Его позиция в 20е гг: "твердый курс на уничтожение врачебной тайны" – пережитка буржуазной медицины. Единственный смысл сохранения врачебной тайны - уберечь пациента от негативного отношения к нему со стороны окружающих; если же все поймут, что болезнь является не позором, а несчастьем, то врачебная тайна станет ненужной. Предполагалось, что полная отмена врачебной тайны произойдет тогда, когда данную мысль воспримет все население. До тех же пор необходимость сохранения врачебной тайны связывалась с опасением, что отказ от нее стал бы препятствием для обращения к врачу. Лишь в 1970 г. Требование врачебной тайны было закреплено законом. Врачебная этика как обоснование и утверждение корпоративно-сословной морали, чуждой классовым интересам пролетариата. Нормы и ценности врачебной этики передавались по каналам неформального общения, в ходе повседневных контактов профессоров со студентами, опытных врачей - с начинающими. В советский период политика в области здравоохранения рассматривалась как подчиненная экономической политике. Сформировавшаяся система здравоохранения, остававшаяся стабильной на протяжении многих десятилетий, была беспрецедентной. Врач стал государственным служащим, деятельность которого регламентировалась множеством инструкций и во многом сводилась к составлению отчетности, отражавшей то, как он выполняет эти инструкции. В 1939 г. хирург-онколог Н.Н.Петров публикует в журнале "Вестник хирургии" статью "Вопросы хирургической деонтологии", а в 1945 г. - книгу с таким же названием. Эти публикации стали первыми шагами в реабилитации медицинской этики. Он обосновывал использование термина "медицинская деонтология" тем, что понятие "врачебная этика" узко - относится только к корпоративной морали. 1969 г. в Москве первая Всесоюзная конференция по проблемам медицинской деонтологии., в 1971 г. был утвержден текст "Присяги врача Советского Союза". В учебные программы медицинских институтов было введено преподавание медицинской деонтологии. 13. Копенгагенская Декларация (1994г.) о принципах снабжения населения ЛС. 30-31 мая 1994 года в Копенгагене были обсуждены инициативы по созданию эталонной фармацевтической практики(Good Pharmacy practice-GPP). Многие проекты имели отношение к целям проекта «Здоровье для всех», осуществляемого в европе ВОЗ-ом. С целью повышения эффективности систем здравоохранения в их странах, законодателям и правительствам, при рассмотрении и принятия законов и подзаконных актов, связ с вопросами снабжения и распределения ЛС целесообразно руководствоваться след принципами:
14. Фальсификация ЛС – как результат игнорирования этических норм производителями и распространителями фальсификата. Фальсифицированное лекарственное средство - это лекарственное средство, сопровождаемое ложной информацией о его составе и/или производителе лекарственного средства. В настоящее время выделяют следующие группы фальсифицированных препаратов. • Внешне похожие продукты:- полная имитация (копия) активного вещества и упаковки известной торговой марки;- фальсифицированные препараты в идентичной упаковке, содержащие то же действующее вещество, но, как правило, плохого качества или в недостаточном количестве. Эти препараты отличаются низкой эффективностью, а если речь идет об антибиотиках - то и риском индуцирования резистентности у патогенов;- фальсифицированный продукт выглядит так же, как и оригинал, но вообще не содержит активного вещества;- фальсифицированный продукт содержит вредное или ядовитое вещество, приводя к физическому повреждению или смерти.• Средства, которым было отказано в регистрации органами или от которых добровольно отказался производитель по причине качества.• Препараты с истекшим сроком годности, которые были переупакованы с указанием значительного более позднего срока прекращения действия. Как отражается проблема фальсификации на участниках рынка?
15. Этические проблемы отношений персонала фарм. учреждений и общества.
Этические нормы при общении фармацевтического работника с врачами:
16. Медицинская генетика и этика. (Всеобщая декларация ЮНЕСКО о геноме человека и правах человека). Современная генетика, а особенно генетика человека - одна из наиболее бурно развивающихся областей научного знания. Характерно при этом, что многие ее достижения очень быстро находят свои практические приложения, в частности, в области медицины и здравоохранения. Этот стремительный прогресс медицинской генетики неизбежно сопровождается непрестанным появлением все новых моральных и юридических проблем. Традиционно медицинская этика ориентирована прежде всего на взаимоотношения между двумя индивидами - врачом и пациентом. Одна из основных особенностей этических проблем медицинской генетики состоит в другом: она связана с тем, что наследственные заболевания (хотя они и проявляются у отдельных индивидов) в результате репродуктивных процессов передаются потомкам. Проблемы, изучаемые в медицинской Генетике, имеют семейный (или родовой), а не только индивидуальный характер, как то бывает при обычных заболеваниях. Другой особенностью медицинской генетики, которая проявляется и в специфике ее моральных проблем, является то, что лишь для очень небольшого числа наследственных болезней имеется более или менее успешное лечение. Преимущественно приходится ограничиваться мерами профилактики и диагностики этих нарушений. Именно последнее обстоятельство обусловливает наличие таких специфических проблем, как этичность диагностики того или иного патологического состояния, если отсутствует достаточно эффективный метод его лечения. Есть большие сомнения относительно того, захочет ли человек знать свою судьбу, не имея возможности ее избежать. Специфика этических проблем медицинской генетики состоит также в том, что предметом генетической практики является в основном забота о здоровье еще нерожденных детей - будущих поколений. Поэтому как разновидность медицинской помощи медицинская генетика может развиваться лишь в такой социальной ситуации, где как отдельные граждане, так и общество в целом признают ответственность за здоровье не только уже живущих сограждан, но и тех, кому еще только предстоит родиться. Признание этой ответственности заставляет задуматься над проблемой справедливости применительно к распределению общественных ресурсов между поколением уже живущих и тех, кто придет им на смену. Медицинская генетика использует многочисленные методы, но в связи с обсуждаемыми нами проблемами наибольший интерес представляют генеалогический анализ, тестирование и скринирование на предмет выявления генетической патологии. Применение каждого из этих методов связано с определенными моральными проблемами. Одно из центральных мест при этом занимает проблема конфиденциальности генетической информации. Классическим способом установления генетической природы того или иного заболевания человека является составление родословных. Такая практика генеалогического анализа изначально противоречива. Для того чтобы помочь индивиду или паре, генетик должен получить информацию о соматических и психических признаках, касающихся целой группы людей - его (или их) родственников. Если, однако, родственники также становятся объектом исследования, то нужно ли спрашивать и их разрешения? Согласно Конституции РФ и "Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", нельзя проводить исследования на людях и медицинские вмешательства без их добровольного информированного согласия. Соблюдение конфиденциальности, как и принципа уважения автономии пациента - важнейшие моральные начала врачевания. Но и долг помочь человеку, вытекающий из принципа "делай благо", является столь же обязательным моральным требованием в деятельности медицинского работника. Основные положения декларации о геноме человека и правах человека:
|