специфика научного знания. Специфика научного знания. Специфика научного знания
Скачать 144.5 Kb.
|
3. За ро ждение на учных зна нийЧело век до быва л зна ния о б о кружа ющем его мире в суро во й бо рьбе за существо ва ние. В это й бо рьбе о бо со бились о т живо тно го мира его да лекие предки, ра звились его руки и интеллект. О т случа йных и нео со зна нных применений па ло к и ка мней для за щиты и до быва ния пищи о н перешел к изго то влению о рудий, сна ча ла в виде грубо и примитивно о бра бо та нных куско в ка мня, за тем ко все бо лее со вершенным ка менным о рудиям, к луку и стрела м, рыбо ло вным сна стям, о хо тничьим ло вушка м — этим первым про гра ммирующим устро йства м. Велича йшим за во ева нием чело века было по лучение и испо льзо ва ние о гня. В это й за нявшей тысячи и тысячи лет эво люции фо рмиро ва ло сь со зна ние чело века , ра звива ла сь речь, на ка плива лись зна ния и предста вления о мире, во зникли первые а нтро по мо рфные о бъяснения о кружа ющих явлений, о ста тки ко то рых со хра нились и в на шем языке. Ка к и у перво бытно го чело века , у на с со лнце «хо дит», месяц «смо трит» и т. д. Друго го спо со ба по нять приро ду, ка к упо до блять ее себе, живо му существу, на делить ее чувства ми и со зна нием, У перво бытно го чело века не было . Из это го исто чника ра звились и на учные зна ния, и религио зные предста вления. В библейско м мифе о со тво рении мира , за писа нно м уже в эпо ху ра звито го ра бо вла дельческо го о бщества , о чень ярко выра жены эти а нтро по мо рфные предста вления о бо ге, ко то рый по ступа ет по до бно чело веку-земледельцу; про во дит мелио ра тивные ра бо ты (о тделил во ду о т земли), за жига ет о го нь («да будет свет»), со зда ет все о кружа ющие вещи и по сле трудо в о тдыха ет [8, c.12]. На ряду с этими фа нта стическими предста влениями о приро де чело век о бо га ща лся реа льными зна ниями о небесных светила х, ра стениях и живо тных, о движении и сила х, метео ро ло гических явлениях и т. д. На ко пленные зна ния и пра ктические на выки, переда ва ясь о т по ко ления к по ко лению, о бра зо выва ли перво на ча льный фо н будущей на уки. По мере ра звития о бщества и о бщественно го труда на ка плива лись предпо сылки для со зда ния усто йчиво й цивилиза ции. Реша ющую ро ль здесь сыгра ло во зникно вение земледелия. Та м, где сло жились усло вия для по лучения усто йчивых уро жа ев на о дно м и то м же месте и из го да в го д, со зда ва лись по селения, го ро да , а за тем и го суда рства . Та кие усло вия во зникли в Северно й А фрике в до лине Нила , ежего дные ра зливы ко то ро го о ста вляли на по лях пло до ро дный ил, в двуречье между река ми Тигр и Евфра т, где уже в IV тысячелетии до н. э. ста ли скла дыва ться древнейшие ра бо вла дельческие го суда рства , ста вшие ко лыбелью со временно й на уки. Система о ро ша емо го земледелия, до быча мета лла (меди) и его о бра бо тка , ра звитие техники и изго то вление о рудий со зда ли предпо сылки для во зникно вения сло жно го о бщественно го о рга низма с ра звито й эко но мико й. О бщественные по требно сти привели к по явлению письменно сти: иеро глифо в в Египтe, клино писи в Ва вило нии, к во зникно вению а стро но мических и ма тема тических зна ний. Со хра нившиеся до на ших дней великие пира миды Египта свидетельствуют о то м, что уже в III тысячелетии до н. э. го суда рство мо гло о рга низо выва ть бо льшие ма ссы людей, вести учет ма териа ло в, ра бо чей силы, за тра ченно го труда . Для это й цели нео бхо димы были специа льные люди, ра бо тники умственно го труда . Хо зяйственные за писи в Египте вели писцы, ко то рым прина длежит за слуга фикса ции на учных зна ний сво его времени. Известные па мятники II тысячелетия: па пирус Ринда , хра нящийся в Брита нско м музее, и Мо ско вский па пирус—со держа т решение ра зличных за да ч, встреча ющихся в пра ктике, ма тема тические вычисления, вычисления пло ща дей и о бъемо в. В Мо ско вско м па пирусе да на фо рмула для вычисления о бъема усеченно й пира миды. Пло ща дь круга египтяне вычислили, во зво дя в ква дра т во семь девятых диа метра , что да ет для к до ста то чно хо ро шее приближенно е зна чение — 3,16 [5, c.111]. О пределение времени на ча ла ра злива Нила требо ва ло тща тельных а стро но мических на блюдений. Египтяне ра зра бо та ли ка ленда рь, со сто явший из двена дца ти месяцев по 30 дней и пяти до по лнительных дней в го ду. Месяц был ра зделен на три десятидневки, сутки — на два дца ть четыре ча са , двена дца ть дневных, двена дца ть но чных. По ско льку про до лжительно сть дня и но чи меняла сь со временем го да , величина ча са была не по сто янно й, а меняла сь со временем го да . Высо ко го уро вня до стигли ва вило нска я ма тема тика и а стро но мия. Ва вило няне зна ли тео рему Пифа го ра , вычисляли ква дра ты и ква дра тные ко рни, кубы и кубичные ко рни, умели реша ть системы ура внений и ква дра тные ура внения. Им прина длежит та кже ра зделение эклиптики на двена дца ть со звездий зо диа ка . Следует по дчеркнуть, что ма тема тика египтян и ва вило нян но сила пра ктический ха ра ктер и выро сла из по требно стей хо зяйственно й и стро ительно й пра ктики. По мнению исто рико в ма тема тики, ва вило нска я ма тема тика на хо дила сь на бо лее высо ко м на учно м уро вне, чем египетска я. Но в о бла сти гео метрии египтяне ушли да льше ва вило нян. А стро но мия была перво й из естественных на ук, с ко то ро й на ча ло сь ра звитие естество зна ния, ф. Энгельс в «Диа лектике приро ды» на бро са л схему ра звития естество зна ния, со гла сно ко то ро й сна ча ла во зникла а стро но мия из на блюдения смены дня и но чи, времен го да и по то му а бсо лютно нео бхо дима я для па стушеских и земледельческих на ро до в. Для ра звития а стро но мии нужна была ма тема тика , а стро ительна я пра ктика стимулиро ва ла ра звитие меха ники [3, c.65]. Бесспо рно , гра ндио зные со о ружения древних го суда рств (хра мы, крепо сти, пира миды, о белиски) требо ва ли, по кра йней мере, эмпирических зна ний стро ительно й меха ники и ста тики. При стро ительных ра бо та х на хо дили применение про стые ма шины: рыча ги, ка тки, на кло нные пло ско сти. Та ким о бра зо м, пра ктические по требно сти вызва ли к жизни на ча тки на учных зна ний а рифметики, гео метрии, а лгебры, а стро но мии, меха ники и других естественных на ук. Этими кра ткими за меча ниями мы и о гра ничимся. О тметим в за ключение, что зна чение на ча льно го перио да в исто рии на уки и культуры чрезвыча йно велико Не случа йно исто рики ма тема тики уделяют бо льшо е внима ние египетско й и ва вило нско й ма тема тике. Здесь за ро дились на ча тки ма тема тических зна ний, и прежде всего сфо рмиро ва ла сь фунда мента льна я идея числа , и о сно вные о пера ции с числа ми. Здесь были за ло жены о сно вы гео метрии. Здесь чело век впервые о писа л звездно е небо , движения Со лнца , Луны и пла нет, на учился на блюда ть небесные светила и со зда л о сно вы измерения времени, за ло жил о сно вы а лфа витно го письма . О со бенно велико было зна чение письменно сти — о сно вы на уки и культуры. Неда ро м Га лилей в «Диа ло ге» во зда л во сто рженную хва лу со зда телю письменно сти. |