Специфика социальной самоорганизации состоит. Специфика социальной самоорганизации состоит, прежде всего, в том, что следует различать эту самоорганизацию на онтологическом, гносеологическом и аксиологическом уровнях
Скачать 13.41 Kb.
|
Специфика социальной самоорганизации состоит, прежде всего, в том, что следует различать эту самоорганизацию на онтологическом, гносеологическом и аксиологическом уровнях. На онтологическом уровне она проявляется в форме дифференциации и интеграции социальных институтов (учреждений); на гносеологическом - в форме дифференциации и интеграции знаний (в частности, концепций); на аксиологическом - в виде дифференциации и интеграции ценностей (в конечном счете общезначимых желаний и связанных с ними социальных, т.е. интерсубъективных, идеалов). В отличие от тех и других закон дифференциации и интеграции социальных идеалов не был осознан и потому до недавнего времени практически полностью игнорировался. Между тем этот закон имеет следующий смысл. В ходе борьбы идеалов они вначале расцветают, вызывая бурную эйфорию, а затем, рано или поздно, неизменно терпят крушение. С другой стороны, этот процесс в ходе крушения идеалов отбрасываются их частночеловеческие (неинвариантные) черты и сохраняются общечеловеческие (инвариантные). Поэтому смысл борьбы идеалов заключается в метаидеализации - идеализации самих идеалов, в результате чего из множества терпящих крушение частночеловеческих ("относительных") идеалов постепенно формируется и реализуется общечеловеческий ("абсолютный") идеал. Происходит как бы "вышелушивание" твердого ядра из хрупкой скорлупы. Более того, без периодического испытания относительных идеалов невозможно уяснить себе содержание абсолютного идеала, ибо крах утопических черт в идеалах означает выделение инвариантов в идеалах разных народов и эпох. Другими словами, история - это не какое угодно кладбище идеалов, а такое, на котором постоянно горит неугасимая звезда. Естественно поставить вопрос о соотношении таких понятий, как "социальная самоорганизация" и "социальный прогресс". В отличие от природной социальная самоорганизация представляет собой очень сложное и тонкое взаимодействие дифференциации и интеграции социальных институтов с дифференциацией и интеграцией социальных идеалов. Поэтому, в отличие от природы, в развитии общества объективный порядок и объективный хаос переплетаются самым причудливым образом с идеологическим ("субъективным") порядком и хаосом. В силу этого не существует "объективного" критерия социального прогресса, независимого от социальных (интерсубъективных) идеалов. Отсюда получается очень важный вывод: относительный прогресс определяется степенью реализации относительного идеала, а абсолютный - степенью реализации абсолютного идеала (т.е. степенью приближения к суператтрактору). Так как социальный идеал включает в себя экономический, политический, этический, эстетический и мировоззренческий аспекты, нельзя считать критерием абсолютного прогресса любой из этих признаков, взятый в отдельности. С точки зрения социальной синергетики критерием такого прогресса может быть только степень приближения к полной гармонии всех указанных сторон социального идеала. Перефразируя известные слова М. Ганди, можно сказать, что социальный идеал подобен драгоценному камню, в каждой грани которого светятся свои огни. Аналогом глобального прогресса в этом случае будет такая огранка этого камня, при которой все огни образуют единый ювелирный ансамбль. |