Курсовая. Курсовая_3 курс_с исправлениями. Спецсеминар по обществознанию
Скачать 142.38 Kb.
|
Глава 3. Декабристское движение 1 четверти XIX в. и европейский просветительский и революционный опытВ 1814 г. создаётся первая организация будущих декабристов – «Орден русских рыцарей». Её основателями стали сын фаворита Екатерины II А.М. Дмитриева-Мамонова — граф М.А. Дмитриев-Мамонов, и генерал-майор М.Ф. Орлов, по совместительству один из руководителей ланкастерских школ в России. Стоит отметить, что представления о будущем устройстве России у членов общества менялось, причём в сторону радикализации. Первоначально речь шла лишь об ограничении власти монарха Сенатом, который в свою очередь должен был стать наполовину выборным органом (членов туда должны были избирать дворяне и горожане). В конце 1816 г. Дмитриев-Мамонтов составил новый проект преобразований – «Краткий опыт», в котором предусматривалось создание двухпалатного парламента. По мнению Дружинина, этот проект по своей сути «восходит к масонско-мистическому революционизму эпохи Великой Французской революции». В частности, данный автор видит заимствование идей французского издания «La bonche de fer», которое выпускалось Фуше и Бонневилем53. Помимо идеи о парламенте, предлагалось также отменить крепостное право, ввести суд присяжных, разрешить свободное издание книг, уничтожить государственные монополии на товары, а также наладить торговые отношения с Китаем и Японией. Сам же Орден планировал получить поместья и земли и существовать как Орден Тамплиеров или Тевтонцев. По своей структуре Орден представлял собой замкнутое общество с набором различных ритуалов и строгой иерархией. Вступая в высшую степень Ордена, его член приносил клятву, где обязывался бороться с тиранией, не бояться угрожающего наказания и пользоваться революционными методами борьбы54. Говоря о членах данной организации, стоит выделить: экономиста и публициста Н.И. Тургенева, масона М.Н. Новикова, возможно, известного партизана Д.В. Давыдова, а также будущего шефа жандармов А.Х. Бенкендорфа55. Другой раннедекабристкой организацией стала «Священная артель». Она была основана в 1814 г. офицерами генерального штаба А. Н. Муравьёвым и И.Г. Бурцевым. В основе идеологии данного общества идеи всеобщего равенства, республиканизма Ж. Ж. Руссо. Артель была организована, основываясь на модели Новгородской республики: в одной из комнат висел «вечевой колокол», по звону которого происходили сборы и собрания членов артели. В данный колокол мог позвонить любой член, имеющий какие-либо предложения56. В Артели, помимо её лидеров, состояли два других брата Муравьёвых – Михаил и Николай, лицеисты Царскосельского лицея: И. И. Пущин и А. А. Дельвиг57 и другие, данные о которых в работах исследователей разнятся. Параллельно со «Священной артелью» существовала «Семёновская артель», просуществовавшая несколько месяцев. Её основателем выступил будущий «диктатор восстания» Сергей Трубецкой, дворянин Иван Якушкин и подполковник Сергей Муравьёв-Апостол. В артели по разным данным состояло 15—20 членов, которые были исключительно офицерами Семёновского полка. Данная организация не имела программных документов, однако её члены активно обсуждали проблемы внутренней и внешней политики России, читали иностранные газеты. «Семёновская артель» стала единственной тайной раннедекабристкой организацией, которая была фактически запрещена по приказу императора Александра I. Это произошло в 1815 г58. Малое количество сведений сохранилось о кружке поэта и публициста В. Ф. Раевского в Каменец-Подольске. Достоверно известно, что он возник в 1816 г. В него входили три офицера и губернский доктор. Дискуссии на встречах данного кружка также имели прореформаторский характер59. Следующим этапом существования раннедекабристких организаций стало их объединение и значительное расширение. Так появилось такое общество как «Союз спасения», трансформировавшееся в «Союз благодествия». Скажем несколько слов о каждом из них. «Союз спасения» или общество истинных и верных сынов Отечества было основано в 1816 г. В него вошли бывшие члены «Священной» и «Семёновской артели». Основателями данного общества выступили А. Н. Муравьев, С. П. Трубецкой, Н. М. Муравьев, С. И. и М. И. Муравьевы-Апостолы и И. Д. Якушкин, являющиеся фактически лидерами и главными идеологами предыдущих тайных организаций. К новой организации также присоединились ротмистр М. С. Лунин и штаб-ротмистр П. И. Пестель. Последний и ранее приходил на встречи «Священной артели», был одним из разработчиков устава новой организации60. Именно создание устава стало первой задачей будущих декабристов. Его оригинал не был сохранен до наших дней, так как члены общества сожгли его в 1818 г. Однако известны основные положения данного документа: уничтожение крепостного права и самодержавия, его должна была сменить конституционная монархия со всеми элементами представительного правления. К уставу прилагались тексты клятв, оформленных по масонскому образцу, согласно которым члены «Союза спасения» должны были хранить секрет своих собраний. Члены общества разделялись на три ступени: братьев, мужей и бояр. Из бояр каждый месяц выбирали старейшин, а именно: председателя, двух блюстителей и секретаря. Продолжая рассматривать идеологический вопрос, стоит отметить, что на собраниях «Союза» обсуждались вопросы ликвидации военных поселений, избавления от засилья иностранцев в России и цареубийства. Последнюю идею поддерживали М. С. Лунин и И. Д. Якушкин, последний даже планировал её реализовать в 1817 г., однако Н. М. Муравьев И. Г. Бурцов и другие выступали за пропагандистский способ. Именно споры о целесообразности цареубийства, получившие название Московский заговор, привели к роспуску данной тайной организации.61 На смену «Союзу спасения» пришло новое общество – «Союз благоденствия». Однако стоит подчеркнуть, что данный переход не имел ежесекундного характера: в промежуток между периодами существования данных организаций был создан новый устав, и было организованно временное тайное общество, получившее название «Военное общество», которое возглавили Н. Муравьёв и П. Катенин. Переходя к «Союзу благоденствия», стоит отметить, что он имел примерно те же цели, что и «Союз спасения», — ликвидация крепостного права и самодержавия. Ярким же отличием является то, что, по их мнению, выступает средствами их борьбы. В представлении будущих декабристов, «миром правят мнения», а, следовательно, ими надо овладеть. Что для этого требовалось? Прежде всего, создание сети тайных и явных (легальных) организаций и руководство ими. Такими организациями могли стать литературные, научные, педагогические, хозяйственные общества, женские организации и кружки молодежи. Одним из самых известных стала «Зелёная лампа», члены которой собирались на квартире переводчика Никиты Всеволожского. На собрании «Лампы» была впервые зачитана утопия Улыбышева «Сон», описывающая образ идеальной послереволюционной России. Кроме того, были созданы ряд других организаций. К примеру, Николай Тургенев создал «Журнальное общество», планирующее издавать журнал «Россиянин XIX века». Стоит отметить, что содержание первого номера журнала активно обсуждалось, для него были созданы первые статьи, однако царская цензура не позволила реализовать задуманное62. Значительный вклад в образовании солдат внесло «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения», возглавляемое Ф. Толстым. Данное общество обучало по методу взаимного обучения, которые активно практиковали ланкастерские школы в Великобритании. Согласно данному методу, преподаватель давал бесплатный урок группе наиболее одарённых учеников, которые, в свою очередь, передавали эти знания ещё не обученным учащимся. Таким образом, обученные 10—15 человек сразу же могли обучить более сотни других учеников63. Среди мероприятий, проводимых «Союзом благоденствия» стоит выделить противоборство беззакониям царской судебной системы. К примеру, обличалась коррупция, многие уголовные дела, составленные по ложному обвинению, пересматривались. Члены «Союза» писали записки императору о вреде крепостничества и необходимости проведения реформ. Также стоит сказать о помощи голодающим в Смоленской губернии со стороны данного общества в 1820 г. Руководители «Союза благоденствия» значительно расширили социальный состав тайного общества. В ряды организации стали приглашать представителей купцов, мещан, духовных лиц и свободных крестьян. Данная мера расширила число членов тайного общества до более 200 человек. Были созданы около 15 управ «Общества» в ряде городов Российской империи – Санкт-Петербурге, Москве, Тульчине, Полтаве, Тамбове Киеве, Кишинёве и т.д. 64 Стоит сказать об уставе «Союза благоденствия» — «Зелёной книге». Её составителями были П.И. Пестель, А. Н. Муравьев, М. Н. Муравьев, Н. И. Тургенев и другие. За основу был взят устав немецкого патриотического общества «Тугендбунд». Достоверно известно, что «Зелёная книга» состояла из двух частей. В первой части излагались целеполагающие принципы «Союза», а также обязанности его членов. Вторая часть не сохранилась до наших дней, однако известно её содержание. В ней содержалась «сокровенная цель» тайного общества – создание представительного правления и уничтожение крепостного права65. Итак, «Союз благоденствия» сформировалась как полноценная тайная организация, немало сделавшая за три года своего существования. Однако подобная деятельность не приближала её членов к конечной цели, а уставленный срок формирования общественного мнения приблизительно до 1840 г. казался необоснованно затянутым. Катализатором служил также тот факт, в ряде стран Европы набирали силу революционные процессы. К примеру, в январе 1820 г. произошла революция в Испании, приведшая к свержению монархии и восстановлению конституции. Неспокойно было и в самой Российской империи: в 1819 г. произошло восстание военных поселенцев, в 1818—1820 гг. – восстание на Дону. Всё это в своей совокупности привело к возникновению споров среди членов тайного общества, в том числе и о форме правления будущей России — конституционно-монархической или республиканской. Проведённое в 1820 г. Петербургское совещание привело к общему мнению об устаревании старой формы организации тайного общества и необходимости создания новых программных документов, подробно описывающих путь постреволюционной России. Московский съезд 1821 г. привёл к окончательной ликвидации «Союза благоденствия», уходу из его рядов наиболее радикальных представителей во главе П.И. Пестелем, создавших «Южное общество» в Украине, остальные же сформировали «Северное общество» в Санкт-Петербурге66. Политико-правовые последних подробно изложены в «Конституции» под авторством Н. М. Муравьева и «Русской Правде» П. И. Пестеля. Именно они должны были стать основой будущих преобразований в случае победы революции. Стоит сказать несколько слов об истории создания данных исторических источников. Оба документа создавались на основе принципов естественного права, выработанных европейскими просветителями – Локком, Руссо, Дидро, Монтескье и др. Роль последнего для декабристов была наиболее важной, в подтверждение тому можно привести ответы на 7 пункт анкеты, которая предлагалась следователями декабристам. На вопрос «С какого времени и под чьим влиянием заимствовали вы свободный образ мыслей?» самым распространённым ответом стал названный выше автор67. Важнейшим понятием, которым оперировал Монтескье в своих работах стало «естественное право». Стоит отметить, что в данном случае подразумевается под понятием «естественное право». Согласно Фёдорову68, под данным понятием подразумевается личная свобода человека, равенство всех перед законом, отмена сословных ограничений, разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную. Переходя непосредственно к «Конституции», стоит отметить, что её приблизительное время создание осень 1821 г. в г. Минске, однако, без всяких сомнений, сбор материалов происходил значительно ранее. Достоверно известно о пяти вариантах данного документа: первый из них был создан в 1821 г., однако был уничтожен, второй был написан в середине или конце 1822 г. и хранился у С.П. Трубецкого, третья редакция была написана К. Рылеевым и хранилась И. Пущина (после ареста последнего у поэта П.А. Вяземского), четвёртая была создана в 1825 г., однако была уничтожена, и, наконец, пятая была написана Н. Муравьёвым в 1826 г., в тот период он находился в Петропавловской крепости.69 Помимо названых выше законодательных документов и работ просветителей большое влияние на идеи «Конституции» положило путешествие С.П. Трубецкого в Париж в 1819—1820 гг., в ходе которого произошло знакомство будущего диктатора с французскими просветителями эпохи Реставрации, а также сбор сведений о революционных событиях в Испании, на основе которых делается вывод о схожести государственных строев Испании, и, как следствие, возможности реализации подобного революционного сценария в Российском империи70. Во многом Испанская революция привлекала будущих декабристов тем, что прошла практически бескровно, в отличии, например, от Великой французской революции71. Важно также отметить влияние революций в королевствах Италии на деятельность декабристов. Карбонарии – члены итальянского революционного тайного общества осознавали острую необходимость установления контактов с представители тайных организаций в России. К примеру, Дж. Прати, один из виднейших деятелей движения карбонаризма, в письме к своему другу Г. Орелли призывал «не забывать Россию». В идеале последний рассматривал идею о создании революционного «Священного союза», способного освободить европейские страны от тирании абсолютизма72. Продолжая идею о влияния испанских революционных событий на идеологические представления декабристов Северного общества, стоит подробнее сказать об Испанской (Кадисской) конституции 1812 г. Она была принята 19 марта 1812 г. на фоне национального протеста против фактической зависимости Испании от Наполеоновской Франции. Данная конституция являлась одной из самых прогрессивных конституций своего времени, закрепляла основы демократического правления, избирательного законодательства. Какое же влияние она оказала на «Конституцию» Н. М. Муравьёва? Самым что ни на есть прямое. Подтверждением тому служит статья 1 главы I «Конституции» Муравьёва, дословно копирующая 2 статью испанской конституции с изменением «испанской нации» на «русский народ». При этом на полях первой редакции была сделана пометка: «из Испанской конституции, не должно быть и предположения принадлежности»73. Также показательным примером заимствования выступает статья 2, согласно которой «источником верховной власти является народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для самого себя»74. Она легко соотносится со статьёй 3 Кадисской конституции: «суверенитет по существу принадлежит нации, и поэтому исключительно ей принадлежит право устанавливать свои основные законы». Здесь чётко видна замена слов «нация» словом «народ», «законы» — словом «постановления»75. Важно также подчеркнуть, что Н. Муравьёв значительно изменил понятие субъект суверенитета под русские реалии: если Кадисская конституция определяет в рамках данного понятия «испанцы» и «граждане», (ст. 5 и 18) то декабрист различает «русских» и «граждан», подчёркивая при этом, что к числу первых относятся «все коренные жители России»76. «Граждане» же в этом случае — это лица, имеющие право принимать участие в общественном управлении страной. В частности, граждане наделялись активным и пассивным избирательным правом и могли так или иначе реализовывать себя в политической жизни. Последнее положение во многом повторяет статьи Конституции 1812 г. (ст. 23, 35, 55)77. Как основной закон страны, обе конституции гарантируют определённые права и обязанности. В данном аспекте присутствуют сходные элементы: большое внимание неприкосновенности личности, идентичные обязанности: исполнение законы, повиновение властям, готовность к защите Родины. Оба документа сходны в вопросах гражданства, национального деления, разделения власти на три ветви78.Последняя идея, кроме того, строится на идеях Дж. Локка и Ш. Л. Монтескье. Первый из них предлагал разделить власть на следующие три ветви власти: исполнительную, законодательную, союзную (федеративную). Последняя из них должна была регугировать внешнюю политику79. Ш. Л. Монтескье же подробно описал сущность республиканского, монархического и деспотического правления80. В ряде случаев Н. Муравьёв берёт за основу статей своей Конституции разные законодательные документы других европейских государств. Помимо Кадисской конституции, большое влияние на программный документ Северного общества оказали: конституции Франции 1791 и 1795 гг., касаемо вопросов, затрагивающих цензы, которым должны отвечать «русские». Содержание же глав VII «О Палате Представителей, о числе и выборе Представителей» и VIII «О Думе Верховной» в значительной степени вдохновлено опытом США81. Переходя к рассмотрению программного документа П. Пестеля, стоит также обозначить время создания, а также её основные редакции. Достоверно известно, что «Русская правда» создавалась в период с 1821 по 1825 гг., однако так и не был закончен: из планируемых десяти глав было написано лишь шесть. На данный момент известно о двух редакциях данного документа: 1821—1822 гг. и 1824 г.82 Существенным отличием обеих версий является время реализации отмены крепостного права. Первая редакция подразумевала длительный характер данной реформы, вторая же провозглашала немедленную её отмену без каких-либо обязательств перед помещиками. Кроме того, стоит также отметить тот факт, что «Русская правда» Пестеля многократно обсуждалась на собраниях Южного общества, к работе над этим программным документом привлекались и другие члены тайной организации. К примеру, А. П. Юшневский признался на следствии, что вносил свои поправки в текст, а С. И. Муравьёв-Апостол написал отдельную главу83. Не смотря на то, что данный конституционный проект получил своё название в честь сборника правовых норм Киевской Руси начала XI в., в нём содержится большое количество социально-политических идей Западной и Южной Европы. В отличие от «Конституции» Н. Муравьёва, «Русская правда» не содержит прямых заимствований из текста Кадисской конституции, однако ряд сходных элементов всё-таки присутствует. К примеру, идея установить унитарную республику (гл.1 § 2)84 после победы восстания взята напрямую из испанской конституции. Подобно Кадисским законодателям, Пестель не был сторонником веротерпимости и выступал за единую государственную религию – православие (гл.2 § 3) . Кроме того, не столь очевидными являются сходства между Верховным собором и депутацией кортесов. Не смотря на то, что полномочия первого значительно шире, оба органа создаются для гарантированного соблюдения Основного закона85. Несмотря на то, что США не является европейским государством, стоит сказать несколько слов о тех идеях, которые были взяты декабристами из политического опыта данного государства. Особенно данные примеры видны в «Конституции». В частности, стоит отметить, что Народное вече, создаваемое по «Конституции» Муравьёва состояло из двух палат, подобно конгрессу США. Кроме того, важно отметить, что текст присяги русского императора «при вступлении в правление» повторял элементы присяги североамериканского лидера. Весьма любопытным в этом случае видится схожесть четырёх приказов (казначейства, сухопутных и морских сил, внешних сношений) с первоначальными американскими департаментами86. Вывод по главе. Подводя итоги, стоит отметить, что первые (преддекабристкие) организации: «Орден Русских рыцарей», «Священная артель», «Семёновская артель», «Союз благоденствия», «Союз спасения» и т.д. основывали свои догмы на идеях европейского и российского Просвещения, что во многом стало ответом на социально-политические проблемы России: крепостное право, отсутствие основных прав и свобод у граждан и т.д. Первоначально, первые сторонники преобразований поддерживали реформы Александра I, однако после их сворачивания стали планировать варианты деятельности. Кроме того, будущие заговорщики активно пытались внедрить новые элементы в образование, а также занимались правозащитной деятельностью. Было выделено два основных плана развития России: переход к конституционной монархии, либо установление республики. Именно из-за этого вопроса будущие декабристы разделились на Северное и Южное общества. Обе организации имели программные документы: «Конституцию» и «Русскую правду». Данные документы основывались на ряде статей Испанской (Кадисской) конституции 1812 г., идеях западноевропейских просветителей о естественном праве, законодательстве США. |