Главная страница

Курсовая. Курсовая_3 курс_с исправлениями. Спецсеминар по обществознанию


Скачать 142.38 Kb.
НазваниеСпецсеминар по обществознанию
АнкорКурсовая
Дата05.08.2021
Размер142.38 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКурсовая_3 курс_с исправлениями.docx
ТипКурсовая
#226226
страница5 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

























Глава 4. Русское масонство первой волны: сущность и основные источники формирования идеологии

4.1 Зарождение и формирование русского масонства первой волны


На данный момент исследователями русского масонства выделена дата, являющаяся отправной точкой для изучения данного феномена, а именно 1731 г., когда гроссмейстер Великой ложи Лондона лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса провинциальным великим мастером для России87. Однако, как и в случае с западноевропейскими ложами, существуют там называемые масонские легенды, относящие зарождение русского масонства к временам правления Петра I. К примеру, подобная точка зрения была представлена в книге «Краткий очерк истории масонства в России» под авторством некого Карла Л. Согласно данной работе, Ф. Лефорт, сподвижник императора, являлся масоном и учредил орден Святого Андрея. Немного иную точку зрения продвигал мастер Великой ложи «Астрея» генерал-лейтенант Е.А. Кушелев, утверждающий, что по возвращение из Великого посольства Пётр I учредил первую ложу в Санкт- Петербурге и передал её под управление уже названному выше Ф. Лефорту. Однако это противоречит историческим фактам: достоверно известно, что Ф. Лефорт умер в 1699 г., и в тот период северная столица ещё не существовала.

Другой весьма распространённой датой выступает 1717 г., когда император посетил Голландию и Францию, однако не посещал родину масонства – Англию. Сторонником данной версии выступал Г.В. Вернадский. Последний ссылался на найденную масонскую рукопись, согласно которой Пётр I был принят в шотландскую степень Святого Андрея и дал обещание создать представительство ордена в России. Однако современные исследователи не нашли подтверждение данной версии88. Подобные ссылки на первого императора не удивительны: русские масоны считали себя прямыми продолжателями деятельности Петра I по переустройству России в прогрессивное европейское государство.

Итак, в 1731 г. в России создаётся первая ложа под руководством англичанина Джона Филипса. Стоит отметить, что первая русская ложа фактически состояла их европейцев и имела весьма закрытый характер. Лишь после 1740 г., когда новым гроссмейстером становится Джеймс Кейт в ряды данной ложи вошли первые русские89. О деятельности в 40-ые гг. XVIII в. известно мало, однако два источника (протокол допроса графа Н. Головина 1747 г. и записка М. Олсуфьева конца 40-х гг.) подтверждает членство данных людей в масонских ложах в данный период. Последний источник также приводит 35 фамилий членов масонской ложи, название которой не сохранилось. Среди них можно выделить Костромского генерал-губернатора (в тот период действительного камергера) Р. И. Воронцова, поэта и драматурга А. П. Сумарокова, трёх князей Голицына, князя М. Дашкова и т.д 90.

С чем же связано вступление не последних людей в государстве в масонские ложи? По мнению В. Спарова, фактически масонство в XVIII в. прошло через три периода:

1) первоначальный (латентный) период (1731–1762). В данный период масонство – сугубо модное явление, напрямую заимствованное из Западной Европы и не несущее никакой пользы обществу;

2) период 1762–1781 гг. (нравоучительный период). Данный период характеризуется высокой нравственностью и символизмом.

3) период 1781–1792 гг. (научный период). Данный период характеризует преобладание в русском масонстве элементов идей розенкрейцеров, а также научного знания.

Таким образом, первые русские масоны видели в масонстве лишь модное явление, не понимая его суть91.

Фактические последующие 50-ые гг. XVIII в. не знаменуются значительными для русского масонства событиями, однако стоит выделить образование военных лож, в одну из которых вступил А.В. Суворов. Кроме того, данный период характеризуется приходом в Россию масонства из Франции, инициатором чему стал Теодор-Генрих Чуди, по разным данным, либо основавший новую, либо вступивший в ложу, куда входили самые видные представители русской знати92. Согласно источникам, данное масонство имело типичные французские черты с элементами шотландской системы с присущими ей атрибутами: принесение клятвы обнажённой шпаге, проколами груди циркулем и т.д93.

Поворотным для русского масонства становится второй (нравоучительный) период. В начале данного периода была создана собственная масонская система под авторством Мелиссино – грека, генерала артиллерии, младшего брата куратора Московского университета. В данной системе было семь степеней: три масонских и четыре высших94.

Кроме того, в тот период заметно выросло количество контактов с немецкими масонами и с движением неотамплиеров. О последнем русские масоны (в частности, русские дворяне) отзывались крайне одобрительно, однако русская интеллигенция не разделяла этот восторг95.

В 70-ых гг. начинается «истинная история русского масонства». Связано это было с созданием двух новых систем — Елагинской и Циннендорфской. О каждой из них стоит сказать подробнее.

Елагинская система напрямую связана с И. П. Елагиным – государственным деятелем, литератором и конечно масоном. В его воспоминаниях сказано, что в начале 50-ых гг. XVIII в. он вступил в ряды Вольных каменщиков, однако вскоре он разочаровался в его идеях и посчитал подобный опыт для себя бесполезным. Однако он не покинул ряды русских масонов, но и отставлять сложившийся порядок без изменений он не мог. Поэтому в 70-ых гг. он познакомился с «неким англичанином» и получил от Великой ложи Англии патент на создание российского Союза. В его состав вошли представители таких лож как: «Скромность», «Урания», «Конкордия», «Бессмертие», «Малый свет» и др. Кроме того, был принят Устав, основанный на Конституции Андерсона. Основными его положениями стали: запрет на приём в ряды масонства атеистов, а также превосходство общественных интересов над частными. Не смотря на столь значительные для русского масонства реформы, сам Союз не вёл серьёзной деятельности, как правило, на собраниях большее значение играли застолья, игры в карты и биллиард. Тем не менее, сам Елагин активно занялся созданием книги, позже получившей название «Учение древнего любомудрия и богомудрия, или Наука свободных каменщиков из разных творцов светских, духовных и мистических собранная». Данная работа планировалась изложением историей масонства от Адама до настоящего автору времени, а также должна была доказать и объяснить сущность Бога96.

Альтернативой Елегинской системы стала Циннендорфской (Шведская) система. Её основателем выступил гофмейстер Браунгшвейгского двора П. Б. Рейхел, приехавший в Россию в 1771 г. из Берлина. В период с 1771 по 1776 гг. им было создано как минимум восемь, которые располагались в Москве и Санкт-Петербурге97, Ревеле, Риге98. Важно также отметить, что первоначально основными члены данных лож были преимущественно иностранцы. В отличие от мистических лож Елагина, Циннендорфские ложи выступали за нравственное самосовершенствование человека, которое включало в себя: религиозно-нравственное воспитания человека и создание из «дикого камня» «совершенной кубической формы». Данное преобразование позволяло преобрести более широкие религиозные понятия, а также глубоко задумываясь над вопросами веры и нравственности.

Помимо идеологических различий, данные ложи имели несоответствия в структуре. В Елагинской системе было три ступени: Ученик, Подмастерье и Мастер, в то время как в Шведской системе их насчитывалось одиннадцать. Причём  шести низшим и четырем средним степеням соответствовала своя определенная ложа, а высшей, 11-й степенью – наделялся Верховный Магистр.

Таким образом, в начале 1770-х годов в России появились сразу две сильные масонские организации, немедленно вступившие в борьбу между собой за влияние в стране. Однако влияние Елагинских было намного выше, и Рейхелю ничего не оставалось, как выступить с предложением об объединении лож. Данное событие произошло 3 сентября 1776 г. Кроме того, в этот день Елагин отказался от английской системы в угоду шведско-берлинскому образцу99. Однако подобный союз продлился недолго ,и уже в 1784 г. он распался. В 1786 г. предпринималась попытка создания Второго елагинского союза, который характеризовался резко отрицательным отношением к новейшей французской философии, «вольтерьянству». Он просуществовал до 1792 г. до запрета деятельности Екатериной II.

Стоит отметить, что во второй половине 70-х гг. параллельно елагинско-рейхелевскому масонству в России большое влияние приобретает новошведская система (рыцарская масонская система Строгого наблюдения). Её возникновение напрямую связано с именем князя А. Б. Куракина – весьма богатого и влиятельного человека своего времени. В 1777 г. он привёз из Швеции Конституцию, из которой в новосозданные ложи были добавлены следующие особенности: многоступенчатая система, многообразие и великолепие обрядов, принятие в свои ряды лиц сугубо благородного происхождения, легенда о преемственности от Ордена тамплиеров, филантропия, активное участие в политической жизни государства. Кроме того, данные ложи отличались глубокой симпатией к цесаревичу Павлу Петровичу (будущему Павлу I), что насторожило императрицу Екатерину II. В конце 70-ых гг. деятельность данных лож была запрещена, а сам Куракин был отправлен в ссылку. Тем не менее, ряд лож продолжили деятельность, но уже в нелегальном положении100.

В начале 80-х гг. начинается очередной этап развития идей масонства в России, который, как отмечалось ранее, связан с приходом идей розенкрейцеров, а также переходом «столицы» русского масонства в Москву. Данный период и происходящие в нём события напрямую связаны с деятельностью таких личностей как Н. И. Новиков и И. -Г. Шварц. В 1780 г. они открыли новую ложу – «Гармония», имеющую явно выраженную розенкрейцерскую направленность. Основной целью данной ложи стали поиски истинного масонства. Важно также подчеркнуть, что члены данной ложи активно занимались алхимией, и среди них активно распространялись суеверия и рассказы о сверхъестественном. Кроме того, на собраниях лож активно подвергались критике французские просветители и их последовали. Тем не менее, не все разделяли подобные идеи. К примеру, из типографии Новикова не выходили магические и алхимические трактаты, а скорее наоборот имеющие противоположный, рационалистический характер. За эзотерический вектор развития выступал Шварц, после смерти, которого в 1784 г. «Гармония» сменила направление на противоположное: в философском журнале "Покоящийся трудолюбец» стали выходить статьи, критикующие мистику, алхимию и суеверия101.

Среди заслуг московских розенкрейцеров стоит выделить практические успехи. К примеру, В марте 1781 года по инициативе все того же И. -Г. Шварца при Московском университете «с целью развития ума и вкуса» его выпускников путем чтения и обсуждения ими своих литературных произведений было открыто Собрание университетских питомцев. Фактически это было первое научно-литературное студенческое общество в России. Важно подчеркнуть, что у данного общества был свой печатный орган — журнал «Утренний свет». Ещё одним примером просветительской деятельности можно назвать открытие Переводческой семинарии при Московском университете в июне 1782 г. и Дружеского ученого обществ в ноябре того же года. В поздние годы, уже после смерти Шварца, открывались новые учебные и просветительные общества102.

Важно подчеркнут, что московские розенкрейцеры занимались филантропией. В данном случае весьма показательным выступает помощь со стороны вольных каменщиков голодающим в связи с неурожаем 1787 г103.

К этому же году относится начало попыток сближения между московскими франкмасонами и великим князем Павлом Петровичем. Тут видна параллель между московскими розенкрейцерами и новошведской: обе из них сближались с цесаревичем, и обе в скором времени прекратили существование из-за запрета деятельности. Итак, в 1792 г. розенкрейцеры были разгромлены, однако амнистированы при Павле I104.

Важно также отметить, как правители описанного периода относились к феномену масонства. Елизавета Петровна относила к вольным каменщикам с любопытством, однако не вмешивалась в их деятельность. По мнению ряда исследователей, Пётр III являлся масоном и активно взаимодействовал с ними, однако большого влияния на них не оказывал. Отношение Екатерины II к масонам менялось: первоначальная благосклонность сменилась насмешливостью. В комедиях под авторством самой императриц: «Обманщик», «Обольщённый», «Шаман сибирский» мистический взгляд на мир масонов противопоставляется научной картине мира105. Конец царствования императрицы примечателен закрытием лож. Павел I, без всяких сомнений, был в курсе деятельности масонов, однако предпочёл титул Гроссмейстера Мальтийского ордена членству в масонской ложе106.

Вывод по параграфу. Таким образом, 1731 г. стал начальной точкой для существования масонства как явления в России. Именно в этот год была создана первая ложа, состоявшая по большей части из европейцев, придерживающихся французской системы с элементами шотландской. Второй период масонства начинается с 1762 г. и характеризуется созданием собственной системы масонства, ростом контактов с иностранцами, а также идейной борьбой елагинской и шведской систем. В идеологическом плане данный период характеризуется преобладанием символизма и нравоучений. Третьей период берёт своё начало в 1781 г. Именно тогда происходит приход идей розенкрейцеров в Россию (фактически Москва становится идеологической столицей данного движения), а также преобладания научного знания. Важно также отметить, что в конце данного периода масоны активно взаимодействовали с будущим императором Павлом Петровичем, что стало одной из причин пристального внимания к ним со стороны Екатерины II. Против масонов была организована компания в прессе и литературе, активно критикующая первых. Закономерным итогом стал запрет деятельности масонства в 1792 г.

1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта