Главная страница
Навигация по странице:

  • Алматы 2022

  • Политическое господство: легальность и легитимность. Источники политической власти Способы формирования власти Литература

  • Власть как основная категория политологии

  • Виды политической власти

  • Политическое господство: легальность и легитимность.

  • Источники политической власти

  • Выделяются шесть источников власти: 1.Власть вознаграждения.

  • 2.Власть принуждения .

  • 6.Информационная власть.

  • Способы формирования власти

  • РЕФЕРАТ полит. Способы и источники формирования власти


    Скачать 0.68 Mb.
    НазваниеСпособы и источники формирования власти
    Дата19.04.2022
    Размер0.68 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРЕФЕРАТ полит.docx
    ТипЛитература
    #485301



    РЕФЕРАТ

    На тему: «Способы и источники формирования власти».

    Выполнила: Студентка 107Б группы

    Шакрова Саннат

    Работу проверила: Мухитденова А.Т.

    Алматы 2022


    СОДЕРЖАНИЕ:

    1. Введение

    2. Власть как основная категория политологии

    3. Виды политической власти

    4. Политическое господство: легальность и легитимность.

    5. Источники политической власти

    6. Способы формирования власти

    7. Литература


    Введение
    Политическая власть — основополагающая категория политологии. Она дает ключ к пониманию сущности и предназначения политической системы общества. Поэтому столь важно знание сущности данной категории, причин необходимости политической власти для любого общества, ее источников и ресурсов, функций, которые она выполняет, понимание роли экономических факторов в становлении и развитии политической власти, знание новых, современных тенденций в ее развитии.[1]

    Понятие "власть" относится к числу широко употребляемых: "власть родителей", "власть семьи", "власть привычки", "власть чувств", "власть предрассудков", "власть разума", "власть старших", "власть денег", "власть религии", "власть идеологии", •судебная власть", "власть мафии", "партийная власть" и т.д. При всей разнородности и неоднозначности этих понятий можно, однако, отметить одну объединяющую их характеристику: все они отражают отношения, в которых воля и действия одних господствуют над волей и действиями других.

    Исторический опыт показывает, что там, где появляется необходимость в согласованных действиях людей (будь то отдельная семья, группа, социальный слой, нация или общество в целом), там происходит подчинение их деятельности достижению определенных целей. И одновременно определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные, господствующие и подчиненные. Мотивы подчинения весьма разнообразны. Они могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной цели, на убежденности в необходимости выполнения распоряжений, на авторитете властвующего и, наконец, просто на чувстве страха перед нежелательными последствиями в случае неподчинения. Сами по себе перечисленные мотивы имеют большое значение для эффективности власти и ее долговечности.

    Здесь важно подчеркнуть, что властные отношения объективно присущи общественной жизни. "Это своеобразная плата за жизнь в обществе, ибо жить в обществе и быть свободным от его правил невозможно". Другими словами, без отношений власти человеческая цивилизация невозможна. Сказанное позволяет дать в самом первом подходе определение власти как таковой (т.е. независимо от ее конкретных форм). В своем общем значении понятие "власть" означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.

    Власть как основная категория политологии
    С уществует множество форм проявления власти, и каждая форма заслуживает внимания и изучения. И этим занимаются соответствующие научные дисциплины. Политологию же интересует политическая власть, являющаяся, как уже было отмечено, ядром политической системы общества, ее организационным и регулятивно контрольным началом. Она определяет все другие институты и отношения в самой политической системе общества. Прямо или косвенно политическая власть воздействует на развитие всех других общественных систем экономической, социальной, духовной и др.

    Власть - авторитет, обладающий возможностью подчинять своей воле, управлять или распоряжаться действиями других людей. Власть необходима прежде всего для организации обществ, производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми, связанных с жизнью в обществе. До возникновения классов и государства власть носила общественный характер: не было аппарата, стоящего над обществом, особых, принудительных учреждений. В первобытном родовом обществе Власть осуществлялась всеми членами рода (племени), которые избирали старейшину. С появлением классов и государства кровные, родовые связи были разрушены, вместо морального авторитета старейшины рода возник авторитет публичной власти, которая отделилась от общества и стала над ним.

    Политическая власть характеризуется способностью и возможностью для тех, кто ею обладает, проводить свою волю в руководстве и управлении всем обществом (государством), оказывать определяющее воздействие на поведение народных масс с помощью средств, находящихся в распоряжении государства, мобилизовывать на достижение поставленных целей и программ большие массы людей, регулировать отношения между отдельными группами людей (в том числе ради стабильности и общественного согласия).[7]

    Таким образом, власть как неотъемлемая часть при управлении государством, является основной категорией политологии, как политической науки.
    Виды политической власти
    Особенности различных элементов власти - субъекта, объекта, ресурсов могут служить основанием разделения ее на отдельные виды.

    Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которые она опирается, а именно , на экономическую, социальную, политическую, принудительную, духовно-информационную.

    Экономическая власть - это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности.

    Социальная власть - это распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей и привилегий.

    Политическая власть - всякая организованная воля одной группы людей по отношению к другой, которая осуществляет подчинение во имя общих целей.

    Политическая власть характеризуется рядом признаков:

    1) легитимностью в использовании силы в пределах государства;

    2) верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти;

    3) публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью, что значит - обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);

    4) моноцентричностью, т.е. наличием единого центра принятия решений (в отличие, например, от власти экономической);

    5) многообразием ресурсов.

    Воспроизводству отношений политической власти способствуют нормы и правила, регламентирующие этот тип отношений. Во-первых, нормы, определяющие статус главы государства, политической элиты, государственных учреждений. В любом обществе четко фиксируется исключительное право определенных органов и лиц, занимающих соответствующие должности, принимать политические решения, т.е. управлять страной. Такие нормы, фактически устанавливающие политическую иерархию в стране, могут быть зафиксированы обычаем, записаны в законодательных актах, прежде всего в Конституции государства.

    Во-вторых, нормы, определяющие порядок формирования политической элиты. Они подвижны и меняются по мере развития общества. Так, в феодальном обществе вхождение в политическую элиту было предопределено принадлежностью к знатному роду. В Великобритании этот принцип сохраняется при формировании высшей палаты парламента. В основном же в современных демократических странах нормой становится конкурентная борьба на выборах.

    В-третьих, нормы, определяющие права и обязанности управляющих и управляемых, их взаимную ответственность. Судебник Ярослава Мудрого, соборное уложение Алексея Михайловича, Конституция Российской Федерации — все это документы разных эпох, но они закрепляли принятые в свое время нормы властных взаимоотношений.

    Нормы создаются обоими участниками властного взаимодействия, хотя вид закона им придают государственные органы. Политическая элита, конечно, может проявить инициативу и принять закон, регламентирующий ее отношения с массами исключительно в своих интересах. Но если эта норма не находит поддержки у населения, ее действие может быть обеспечено только силой или угрозой ее применения.

    Особым видом политической власти является государственная власть. Это социально организованная власть, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения и опирающиеся на особый аппарат принуждения, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений. И здесь государственная власть тесно смыкается с принудительной властью. Но отождествлять из нельзя, т. к. насилие и принуждение могут использоваться и неполитической властью (деспотизм в семье, терроризм).

    Духовно-информационная власть — это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. В современном обществе без опоры на знания власть не может быть эффективной. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через различные образовательные и просветительские учреждения, а также через средства массовой информации. Информационная власть может служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении общества, но и манипулированию, основанному на специальных методах обмана, на управлении сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле. В зависимости от субъектов власть делится на партийную, профсоюзную, военную, семейную и др.

    Есть классификация власти по функциям ее органов: законодательная, исполнительная и судебная. По способам взаимодействия субъекта и объекта власти существуют демократическая, авторитарная и т. п. власти.

    Различные общественные власти находятся в сложном взаимодействии. Многие политологи важнейшей считают экономическую власть.

    Политическая власть, испытывая сильное воздействие со стороны власти экономической, достаточно самостоятельна и способна иметь над ней первенство, подчинять ее своим целям.

    В определенных условиях доминирующее влияние на общество может оказывать власть информационная (например, в период избирательных кампаний).

    Слияние политической, экономической, социальной и духовно информационной властей при командной роли политики наблюдается в тоталитарных государствах. демократический строй предполагает разделение властей, а также сфер влияния внутри этих властей.
    Политическое господство: легальность и легитимность.
    Власть в нормальном цивилизованном обществе должна обладать легитимностью. Это понятие возникло в начале ХIХ в. и обозначало политическое движение во Франции, ставившее своей целью восстановить власть короля как единственно законную в отличие от власти узурпатора Наполеона.

    Легитимная власть характеризуется обычно как правомерная и справедливая. Легитимность связана с верой подавляющего большинства населения, что существующий порядок является наилучшим для данной страны.

    Сам термин "легитимность" переводят с французского как "законность". Но перевод не совсем точен. Законность отражается термином "легальность". "Легитимность" и "легальность" близкие но, не тождественные понятия. Первое носит более оценочный, этический характер, а второе - юридический. Известный немецкий социолог М. Вебер выделил три способа достижения легитимности, отражающих особенности мотивов подчинения.
    1. Традиционная легитимность. Она возникает благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издавна существующих порядков. Традиционное господство присуще монархиям. Подавляющая тяжесть традиции приводит к тому, что люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений. По своей мотивации традиционная легитимность во многом схожа с отношениями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном повиновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений. Власть традиции такова, что когда лидеры нарушают ее, они могут потерять легитимность в глазах масс. В этом смысле власть элиты жестко ограничена той же традицией, которая придает ей легитимность. Традиционная легитимность отличается прочностью. Поэтому, как считал М.Вебер, для стабильности демократии полезно сохранение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

    2. Легальная или рационально-правовая легитимность. Она основывается на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. Наиболее развитой формой этого типа власти является конституционное государство, в котором беспристрастные нормы четко обозначают правила его функционирования. С другой стороны, эти нормы открыты изменениям, для чего имеются установленные законом процедуры. В системах подобного вида власть политической элиты легитимируется "царством закона". Для обоснования своей власти элита обращается к действующему законодательству (Конституции).

    3. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму руководителя, который иногда даже обожествляется, создает культ его личности. Харизматическая власть является относительно нестабильной по сравнению с традиционной и легальной. Харизма тесно связана с качествами личности, в то время как традиция и закон являются фактами общественной жизни. Харизматический способ легитимации часто используется в периоды революционных перемен, когда новая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиций или же демократически выраженную волю большинства. В этом случае сознательно культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого освящает институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Харизматическая легитимность базируется на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.

    Легитимность власти на ограничивается этими тремя типами. Существуют и другие, например, идеологическая легитимность. Ее суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идеология обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса. Но в отличие от рационально-правовой легитимности, апеллирующий к сознанию, разуму, идеологическая - однонаправленный процесс, не предполагающий обратных связей, активного участия граждан в выработке идеологии.

    Во второй половине ХХ в. многие молодые государства в попытках получить признание и поддержку населения прибегают к усиленной националистической легитимности. Этот вид легитимности в большей или меньшей степени присущ многим современным государствам.

    Источники политической власти
    Дж. Френч и Б. Рейвен выделяют следующие источники и основания власти:

    власть вознаграждения или принуждения со стороны субъекта власти;

    признание объектом власти законного права субъекта предписывать ему определенное социальное поведение; идентификация объекта власти с ее субъектом;

    Основанием власти является знание, которым обладает субъект. Власть, основанная на вознаграждении, возрастает с размером ожидаемого вознаграждения. Власть как принуждение держится на ожидании наказания за неконформное поведение. Сила власти в этом случае зависит от угрозы наказания минус вероятность избежания наказания бл агодаря послушанию. Власть, основанная на позитивных санкциях (вознаграждении), имеет тенденцию возрастать и эволюционировать во власть, ориентированную на идентификацию объекта с субъектом. Власть, основанная на негативных санкциях (принуждение), ведет к тому, что объект стремится уйти из поля влияния субъекта воздействия.

    Законный или легитимизированный тип власти основан на признании права одного индивида предписывать социальное поведение другим индивидам. Это признание базируется на традициях, ценностях культуры, принятии структуры социальных отношений и воспитывается родителями, учителями, религией, этической системой и т.д. В разных культурно-этических системах могут быть приняты и использованы разные ценности.
    Власть как идентификация, или референтная власть, строится на чувстве единения одного индивида с другим. Чем сильнее идентификация объекта власти с ее субъектом, тем сильнее власть последнего.
    Сила экспертной власти зависит от степени знаний, которые ценятся в данной области, и от отношений между объектом и субъектом власти.

    В настоящее время существует наиболее полная классификация источников власти, предложенная Х. Хекхаузеном.

    Выделяются шесть источников власти:

    1.Власть вознаграждения. Ее сила определяется ожиданием объекта власти того, в какой мере субъект в состоянии удовлетворить один из его (объекта) мотивов, и насколько субъект поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения объекта власти. Власть вознаграждения в политике практически не применяется, хотя использование этого источника власти является одним из самых эффективных в управлении поведением человека.

    2.Власть принуждения. Определяется ожиданием со стороны объекта той меры, в какой субъект способен наказать его за нежелательные для него действия, фрустрацией того или иного мотива и того, насколько субъект сделает неудовлетворение мотива зависящим от нежелательного поведения объекта власти. Принуждение заключается в том, что пространство возможных действий объекта власти в результате угрозы наказания суживается. Это самый часто применяемый и в политике, и в повседневной жизни источник власти. Традиционное выражение «Не пора ли
    власть употребить?» подразумевает, в первую очередь, применение силы по отношению к оппонентам.

    3.Нормативная власть. Субъект власти имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на них. Нахождение в иерархии властных отношений подразумевается должностным положением самого носителя власти и обязательном подчинении установленным правилам и нормам объекта власти.

    4.Власть эталона. Основана она на идентификации объекта с субъектом и желанием объекта быть похожим на субъект власти по различным параметрам и характеристикам (основания могут быть различными личностными и психологическими, профессиональными и моральными и т.д.).

    5.Власть знатока. Ее сила зависит от величины приписываемых субъекту власти со стороны объекта особых знаний, умений, навыков, относящихся к сфере того поведения, о котором идет речь.

    6.Информационная власть. О ее наличии можно говорить в том случае, когда субъект владеет информацией, способной заставить объект власти увидеть последствия своего поведения в новом свете.

    Способы формирования власти

    «Политический режим» в узком смысле – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. В более широком плане это понятие включает всю функциональную характеристику политической системы, совокупность институциональных, социальных и идеологических элементов, формирующих определенный облик политической власти. Именно политический режим придает качественную определенность политической системе. Не случайно, поэтому, синонимическое использование понятий: демократический политический режим – демократическая политическая система, тоталитарный политический режим – тоталитарная политическая система и т.д.

    Вместе с тем понятие политический режим совместно с понятиями форма правления и форма государственного устройства определяют характеристику формы государства. В этом случае «политический режим» используется как синоним «государственного режима», хотя очевидно, что первое понятие по своему содержанию гораздо шире второго, поскольку включает в себя методы и способы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны других субъектов политики – политических партий и движений, общественных объединений и т.п.

    Политический режим определяется многими параметрами. Среди них важнейшими являются:



    • степень участия народа в формировании политической власти;


    • гарантированность прав и свобод личности и их соотношение с правами государства;


    • степень реального участия народа в политической жизни, наличие механизмов прямой демократии;


    • характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;


    • положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;


    • реальное соотношение между законодательной, исполнительной и судебной властями;


    • положение политических партий, движений, общественных объединений граждан в политической системе; функционирование системы социального представительства;


    • политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.);


    • доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;


    • учет интересов меньшинства при принятии политических решений;


    • наличие механизмов политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.


    Эмпирическое описание политических режимов прошлого и современности выявило бы их большое разнообразие и существенные особенности. Однако это разнообразие укладывается в три основные теоретические модели – демократического, авторитарного и тоталитарного политических режимов.

    Литература:

    1. https://tsput.ru/res/other/politolog/lec7.html



    1. https://all-politologija.ru/knigi/politicheskaya-sistema-obshhestva-uchebnoe-posobie-dobrinina/politicheskaya-vlast-ee-sushnost-istochniki-i-formi


    написать администратору сайта