Главная страница

Способы влияния на формирование и функционирование общественного мнения


Скачать 44.63 Kb.
НазваниеСпособы влияния на формирование и функционирование общественного мнения
АнкорSposoby_vliania_na_formirovanie_i_funktsionirovanie_obschestvennogo_mnenia
Дата07.01.2023
Размер44.63 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаSposoby_vliania_na_formirovanie_i_funktsionirovanie_obschestvenn.docx
ТипДокументы
#874979

Эссе на тему: «Способы влияния на формирование и функционирование общественного мнения»

«Идеи управляют и переворачивают мир... весь социальный механизм покоится, в конце концов, на мнениях»

Огюст Конт

Общественное мнение появилось примерно тогда же, когда и само человеческое общество и довольно быстро более наблюдательные члены социума сообразили, что влияя на умонастроения своих собратьев можно управлять ими в своих целях.

Далее, в античном мире философы, как первые ученые-универсалы начали рассматривать теоретические аспекты понятия общественное мнение. В Древней Греции в условиях существования такого социально-политического феномена как полисы общественное мнение играло и воздействие на него играло огромную роль в жизни социума. Полис был как городом-государством, но и городом-обществом, в котором существовал экономический и политический суверенитет граждан – свободных собственников и производителей.

Такое положение в экономической жизни предполагало для всех свободных граждан возможность и обязанность, преимущественно в форме голосования в народном собрании, участвовать в решении государственных вопросов.

В эпоху Средневековья общественное мнение также имело место. Но в условиях феодальной раздробленности существовали ограничения в его распространении. Необходимо отметить, что в те времена на общественное мнение сильное воздействие оказывала церковь.

При этом в Средние века появляется само понятие «общественное мнение». Принято мнение, что впервые оно было введено в 1159 г. английским писателем и государственным деятелем Джоном Солсбери для того, чтобы обозначить моральную поддержку парламенту гражданами государства.

Из Англии это понятие распространилось в остальные страны Европейского континента и с конца ХVIII в. стало общеупотребимым.

Далее, в Новое время европейские мыслители также уделяли общественному мнению принципиально важное значение и в дальнейшем и по настоящее время общественному мнению и способам влияния на его формирование и функционирование было посвящено и продолжает осуществляться множество разработок и исследований в различных областях научного знания.

Таким образом, каждая историческая эпоха вносит свои коррективы в жизнь общества. Роль социологии как науки в этом отношении также меняется. Новая эпоха выявляет новые проблемы в развитии общества, новые механизмы взаимодействия людей в обществе, обнаруживает новые объекты для изучения. Наше время – это время нового и динамичного развития, информатизации, увеличения темпов развития общественной жизни, существенных мировых изменений в политических, экономических, социальных и других сферах. Общество целенаправленно и быстро меняется.

Для того чтобы определить роль фундаментальной и прикладной социологии в современном обществе необходимо, прежде всего, дать понятие социологии в целом.

Данная отрасль научного знания изучает общество, раскрывает внутренние механизмы его строения и развитие его составных частей, таких как: социальные общности, институты, организации и группы). Также она занимается закономерностями социальных действий и массового поведения индивидов, отношениями личности и общества.

Все это относится в первую очередь к фундаментальной, или базисной науке.

Прикладная же наука характеризуется направленностью на достижение определенного научного результата, который возможно использовать для достижения тех или иных запросов общества.

Сюда относятся политические опросы, исследования рынка, опросы общественного мнения и т.д., все, что не ориентировано на проверки основ фундаментальной теории и получение новых знаний о предмете науки.

В современных условиях значительный акцент делается на изучении общественного мнения и механизмов на основании которых оно формируется и функционирует. При попытках изучить общественное мнение появляются проблемы, которые связанны с прикладным приложением социологического знания. Это находитмся в прямой зависимости от силы и направленности влияния оказываемого общественное мнение на функционирование социума в условиях современной демократии.

Яркими признаками этого социума являются подверженность правящих элит сильному влиянию общественности, появление политических деятелей исходя из предпочтений общественного мнения, развитая система средств массовой информации, через которые происходит быстрое информирование общественности о значимых событиях.

Их этого следует, что проводникам государственной и политической власти на различных уровнях необходимо принимать в расчет желания и интересы людей, выраженных через общественное мнение при принятии решений. Лишь в этом случае политика, проводимая государством, будет эффективной при воздействии на процессы, происходящие в обществе и это приведет к общественному развитию и социальной стабильности.

Также важно наличие возможности осознавать границы манипулирования сознания и мнения общественности.

Общественное мнение - это одна из форм того, как проявляется общественное сознание. Механизмы и факторы формированияе и функционирования рассматриваемого явления, относены к общественному сознанию. При формировании общественного мнения используются активные (рационализация, пропаганда, агитация, общение, обсуждение, организация массовых собраний и др.) и пассивные (подражание, конформизм, внушение, идентификация, стереотипизация и др.) методы.

Одним из факторов формирования общественного мнения является социальные интересы людей. Общественное мнение формируется только в том случае, если возникает вопрос, который имеет большое практическое значение и носит эмоционально - дискуссионный характер. Главной чертой механизма формирования общественного мнения является борьба индивидуальных мнений. Среди факторов, определяющих характер, содержание и степень влияния общественного мнения на общественные процессы выделяют уровень распространенности, интенсивность, достоверность, стабильность.

В процессе формировании общественного мнения важно учитывать уровень компетентности, как один из механизмов формирования. Так как субъект не может озвучить свою точку зрения по конкретной проблеме или обсудить ее, если ему не хватает знаний в этой области. В такой ситуации человек, при высказывании своего мнения, чаще всего находится в замешательстве и затрудняется ответить.

К рационально - сознательным механизмам формирования общественного мнения следует отнести специальные структуры, которые практически на профессиональной основе вырабатывают и транслируют определенные оценки от лица общественности. К таким структурам относятся партии, движения, аналитические группы и т.д. Профессионализация здесь неразрывно связана с рациональными процедурами подготовки общественных позиций, формированием каналов, отслеживанием распространяемой информации и ее доведения до властных структур.

Механизмы функционирования обеспечивают активность общественного мнения в различных социальных процессах. Воздействие общественного мнения на социальные институты общества осуществляется при помощи многообразных способов и форм. Наиболее часто и динамично общественное мнение проявляет себя в различных сферах жизни: в политической, экономической, социальной, культурной сферах. Особенно это характерно для обществ, где ярко проявляется политическая и экономическая нестабильность.

Для того, чтобы продемонстрировать формирование и функционирование общественного мнения, хотелось бы привести яркий пример из советской истории – создание идеологии диссидентского движения.

В 1960-е годы термин «диссидент» появился для того, чтобы обозначать представителей оппозиции в Советском Союзе и странах соцлагеря. Диссиденты, в отличие от прочих антисоветских и антикоммунистических движений предыдущих десятилетий боролось ненасильственными методами против советского государственного устройства и марксизма-ленинизма. Оно взывало к законам советского государства и ценностям, которые провозглашались партийными лидерами официально. Сначала этот термин применялся за рубежом, в западных странах, а впоследствии и правозащитниками.

Основываясь на этом, диссидентами в основном называют тех, кто противостоит авторитарному или тоталитарному режиму.

Понятия «диссидент» и «инакомыслящий» вызывали и продолжают вызывать терминологические споры и критику. В частности, Леонид Бородин, который яростно боролся с советским строем и который подвергался гонениям, не считает себя диссидентом, так как диссидентство он считает лишь либеральной и либерально-демократической оппозицией режима 1960-х – начала 1970-х годов, которая оформилась в середине 1970-х в правозащитное движение. По утверждению Л. Терновского, диссидент — это человек, руководствующийся законами, созданными в стране, где он живёт, а не стихийно сложившимися обычаями и понятиями.

В числе диссидентов находились люди с различными мнениями, при этом они были объединены в основном невозможностью выражать свое мнение свободно. Какой-либо объединенной организации диссидентов или идеологии диссидентов, которая объединяла бы значительную их долю, не было.

Елены Боннэр, очень известная советская и российская правозащитница и общественный деятель утверждала, что диссидентское направление 1960-х – 1970-х необходимо рассматривать в первую очередь как нравственно-этическое движение, участники которого стремились стать свободными от лжи, которая исходит из официальных источников. По её мнению, большинство представителей правозащитного движения совершенного не имели устремлений к участию в деятельности в области политики, при этом они осознанно избегали ее.

Несмотря на это, диссиденты оказывали сильное влияние на настроения в обществе, что можно понять то той реакции власти, которая яростно боролась с инакомыслящими.

Диссиденты подвергались уголовному преследованию до 1960 г. по пункту 10 статьи 58 Уголовного кодекса РСФСР 1926 г. и соответствующих статей уголовных кодексов республик СССР, по которым действия правозащитников квалифицировались как «контрреволюционная агитация». Они предусматривали уголовное наказание в виде лишения свободы сроком до 10 лет, а с 1960 г. — на основании ст. 70 УК РСФСР 1960 г. («антисоветская агитация») и соответствующих статей уголовных кодексов других республик СССР, которые предусматривали лишение свободы сроком до 7 лет и 5 лет ссылки (до 10 лет лишения свободы и 5 лет ссылки для ранее судимых за подобное преступление). С 1966 г. также была введена ст. 190-1 УК РСФСР «Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй», предусматривавшая лишение свободы на срок до 3 лет (и аналогичные статьи уголовных кодексов других союзных республик). По всем этим статьям с 1956 по 1987 гг. в СССР было осуждено 8145 человек [3].

Кроме того, для уголовного преследования диссидентов применялись статьи 142 («Нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви») и 227 («Создание группы, причиняющей вред здоровью граждан») УК РСФСР 1960 г., статьи о тунеядстве и нарушении режима прописки, также известны случаи (в 1980-х годах) подбрасывания оружия, патронов или наркотиков с последующим обнаружением их при обысках и возбуждением дел по соответствующим статьям (например, дело
К. Азадовского).

Некоторые диссиденты были объявлены психически больными и представляющими опасность для общества, хотя, по сути, их деятельность была направлена как раз на защиту общества от государства, поэтому представляла прямую угрозу для советского строя. Объявление диссидентов психически больными служило основанием для применения к ним таких меры воздействия как принудительное лечение. В 1970-1980-хх годах так направление, названное карательной психиатрией, была популярна и применялась властью потому, что не нужно было осуществлять все необходимые процедуры чтобы соблюсти законность, которая была необходима для судебного разбирательства.

В западных странах советские диссиденты, которые подвергались уголовным преследованиям или лечению в психиатрических клиниках, рассматривались как политзаключённые, «узники совести».

Борьба с правозащитниками осуществлялась органами гос безопасности, в особенности, с 1967 — 5-м управлением КГБ СССР, которое специализировалось на борьбе с «идеологическими диверсиями»).

Также в рамках темы влияния на формирование и функционирование общественного мнения интерес представляет психологическое направление в разработке социологической теории общественного мнения. В этом направлении можно указать такие имена как Г.Тард, Г. Лебон, Ф. Тённис, Дж. Кули, Ч. Кули и другие.

На мой взгляд, в рамках данной работы, в том числе прикладной социологи в современном обществе уместным будет упоминание об известном труде французского социолога, антрополога и отца социальной психологии Гюстава Лебона «Психология народов и масс». Его концепция толпы опередила свое время и стала основой теории массового общества, разработанной в середине ХХ века.

Исследователи отмечают, его подход к изучению и описанию больших групп опередил свое время и стал фундаментом концепции массового общества, которая была разработана в середине ХХ века.

В первой книге сделано общее описание психологии народом, Лебон приводит свою теорию социально-психологических основ общества, анализирует ход его развития, а также рассматривает особые социально-психологические параметры разных этносов и народностей.

Вторая книга посвящена описанию исследования феноменов толпы и рассмотрению его все усиливающейся роли в жизни современного общества, рассматривается психология групп как важнейший мотив поведения индивидов и причин исторических событий.

Несмотря на то, что работа в значительной степени относится к области психологии, тот факт, что объектом изучения являются большие социальные группы, делает ее интересной, в частности, и для специалистов по связям с общественностью, социологов, а также политологов, маркетологов и т.д. для воздействия на эти группы с целью изменения их поведения в требуемом направлении.

Например, одна из глав упомянутой книги называется «Избирательная толпа» и содержит данные, которые актуальны и по сей день, например, материал, который содержится в этой главе, может быть полезен в ходе проведения социально-политических исследований и проведения избирательной кампании.

Необходимо отметить значимую роль социальных установок и образов социальных процессов и явлений. Образы и установки являются главными средствами регулирования поведения людей и значительно воздействуют на процесс формирования и изменения отношений социальной реальности.

Этот механизм формирования общественного мнения включает в себя не только мнения лидеров, но и интеллектуальной элиты, но нет гарантий того, что власть будет специально реагировать на высказанные мнения и оценки.

Итак, управление общностью людей было актуально во все времена у всех народов. Со временем, по мере увеличения численности населения планеты и изменения социально-экономических условий, данная тематика становится все актуальнее.

Классической работой, которая посвящена исследованию психологии больших социальных групп, мышлению толпы, ее параметрам и мотивам, является труд французского социолога, антрополога и отца социальной психологии Гюстава Лебона «Психология народов и масс», написанная в 1895 году.

Эта работа Лебона сочетает в себе как фундаментальный, теоретический, так и прикладной аспекты управления толпой.

В ней автор рассматривает две ключевых проблемы, которым посвящены соответствующие части книги. В первой части Г. Лебон предлагает читателю свою концепцию социально-психологических основ общества, анализирует его эволюцию, а также затрагивает специфические социально-психологические характеристики различных рас (народов). Вторая часть содержит исследование феномена толпы и описание его все возрастающей роли в жизни современного общества.

Хотя анализу собственно толпы, или «массы», Лебон уделял много внимания (детально останавливаясь на классификации разных толп, их качественных особенностях, про- и антисоциальной направленности действий), основным предметом социального исследования он видел именно личность. Как изменяется сознание и поведение отдельного человека в рамках подобной большой группы - вот тот вопрос, который оказался в центре его концепции [2].

Важно отметить, что функционирование общественного мнения, основанное на практическом социальном опыте можно рассматривать как лучшее средство воспитания членов общества. Это объясняется тем, что оно обладает способностью проявлять свои функции непрерывно, как в условиях острых социальных ситуаций, так и повседневности, когда оно не проявляется, но тем не менее контролирует моральный облик, дела и поступки членов общества.

То есть, общественному мнению присуща способность к функционированию, осуществлению постоянного нравственного контроля поведения граждан, состояния их жизненных позиций, за событиями, фактами и явлениями социальной действительности.

Источники:

  1. Волосников Р. А. Влияние социальных медиа на формирование и функционирование общественного мнения // Социологический альманах. 2019. №10. URL: https://сyberleninkа.ru/аrtiсle/n/vliyаnie-sotsiаlnyh-mediа-nа-formirovаnie-i-funktsionirovаnie-obsсhestvennogo-mneniyа (дата обращения: 09.12.2021).

  2. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 544 с.

  3. Психология народов и масс [Текст] / Густав Лебон ; [пер. с фр. А. Фридмана, Э. Пименовой]. - 3-е изд. - Москва : Академический проект, 2015. 

  4. Пядышева Т.Г Методы влияния на общественное мнение // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2017. №4 (12). URL: https://сyberleninkа.ru/аrtiсle/n/metody-vliyаniyа-nа-obsсhestvennoe-mnenie (дата обращения: 09.12.2021).

  5. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб, 2006.Глава 1,6.





написать администратору сайта