ДИПЛОМНАЯ РАБОТА СЕМЬЯ. Теоретические аспекты проблемы формирования опыта нравственного поведения детей дошкольного возраста
Скачать 213.94 Kb.
|
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 1 Теоретические аспекты проблемы формирования опыта нравственного поведения детей дошкольного возраста 7 1.1 Формирование опыта нравственного поведения детей дошкольного возраста как педагогическая проблема 7 1.2 Психолого-педагогические исследования по проблеме формирования нравственного поведения детей дошкольного возраста 17 1.3 Комплекс педагогических условий формирования опыта нравственного поведения детей дошкольного возраста 30 2 Практические аспекты формирования опыта нравственного поведения детей дошкольного возраста 45 2.1 Организация и этапы исследования 45 2.2 Результаты исследования формирования опыта нравственного поведения детей дошкольного возраста 48 Заключение 52 Список использованных источников и литературы 53 Приложение №1. Игровые методики формирования опыта нравственного поведения детей дошкольного возраста 56 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Проблема формирования опыта нравственного поведения детей является значимой во все времена. Социально-экономические, политические преобразования в современном обществе требуют формирования опыта нравственного поведения детей. При формировании опыта нравственного поведения необходимо научить детей понимать смысл и значение нравственного поведения человека. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для усвоения норм морали и социальных способов поведения1. Ведущей целью формирования опыта нравственного поведения является создание благоприятных педагогических условий, формирование основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и психологических качеств, подготовка детей к жизни в современном обществе2. Родители желают видеть своего ребенка счастливым, воспитанным, порядочным человеком. Задача взрослых людей – помочь ребенку разобраться в мире сложных взаимоотношений. Поэтому, чем раньше педагоги и родители обратят внимание на эту сторону жизни, тем меньше проблем у детей будет в будущем. И чем раньше начнется знакомство с нравственными правилами и нормами, тем более естественными и осознанными будут средства, используемые в конкретных ситуациях3. В дошкольном возрасте отмечается интенсивное становление нравственных установок и чувств. Понимание смысла и значения правил поведения помогает ребенку сознательно управлять своим поведением, эмоциями. Постепенно навыки перерастают в привычки. При неправильном воспитании могут возникнуть и закрепиться вредные привычки4. Нравственное поведение предполагает культуру деятельности, которая непосредственно проявляется в том, как ведет себя ребенок на занятиях, в играх и в совместной с другими детьми деятельности; также культуру общения, которая предполагает выполнение ребенком непосредственно норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, предполагающих уважение и доброжелательность, кроме того, умение удержаться от неуместных в данной ситуации действий; также культуру речи. Культурно-гигиенические навыки являются важной составляющей общей культуры. Необходимость опрятности определяется не только правилами гигиены, но и нормами отношений. В соблюдении этих норм проявляется уважение к окружающим людям5. Взрослым надо помнить, что если прививать с детства навыки, то они принесут большую пользу в течение всей последующей жизни ребенка. Поскольку с честным, благородным, верным данному слову, уважающим других, радушным, гостеприимным человеком всегда хочется общаться, это доставляет истинную радость, обогащает нас. Приятно, что культурные люди контролируют свои эмоции, умеют регулировать их. Нормы и правила поведения, иначе говоря, являются основой нравственности. Степень научной разработанности темы исследования. Проблемам формирования опыта нравственного поведения детей дошкольного возраста посвящены труды многих отечественных ученых в области педагогики и психологии. Нравственность непосредственно рассматривалась в рамках личностного и деятельностного подходов, где основной акцент ставился на ее социальной и культурно-исторической обусловленности (Рубинштейн СЛ., Выготский Л.С, Леонтьев А.Н., Ананьев Б.Г., Эльконин Д.Б., Божович Л.И. и др.). Нравственность как регулятор поведения в ситуациях нравственного выбора широко представлена в работах П.А. Рудика, М.С. Неймарк, В.И. Селиванова, С.Г. Якобсона, Л.П. Почеревиной, Моревой Г.И., Д.И. Фельдштейна, Л.М. Фридмана, С.Ф. Анисимова, Л.Н. Антилоговой, Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой и др. Е.О. Смирнова и В.М. Холмогорова интенсивно изучали соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей. Нравственное поведение рассматривается ими в контексте межличностных и общественных отношений. Однако следует отметить, что в большинстве публикаций последних лет недостаточно внимания уделяется изучению педагогических условий формирования опыта нравственного поведения детей дошкольного возраста, в связи с чем существует потребность в разработке этого направления. Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью определения педагогических условий формирования опыта нравственного поведения детей дошкольного возраста. Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования опыта нравственного поведения детей дошкольного возраста? Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать педагогические условия формирования опыта нравственного поведения детей дошкольного возраста. Объект исследования: нравственное поведение детей дошкольного возраста. Предмет исследования: процесс формирования опыта нравственного поведения детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что для повышения эффективности формирования опыта нравственного поведения детей дошкольного возраста необходимо реализовать комплекс педагогических условий: - нацеленность игровой деятельности на формирование опыта нравственного поведения; - стимулирование стремления детей к нравственному поведению; - взаимодействие педагогов и родителей в процессе формирования опыта нравственного поведения детей дошкольного возраста. Задачи исследования:
Методологическая основа исследования. Для осмысления данной проблемы большое значение имеют исследования, посвященные изучению различных аспектов нравственного сознания. Теоретические и прикладные проблемы нравственного развития детей исследовали С. Максименко, М. Боришевский, И. Булах, М. Савчин, Р. Павелко и др. Проблема нравственного воспитания занимает значительное место в научных исследованиях Р. С. Буре, Л. С. Выготского, Р. И. Жуковской, В. Г. Нечаевой, Л. А. Пеньевской, А. В. Запорожца, В. К. Котырло, Я. 3. Неверович, Р. Б. Эльконина, С. Г. Якобсон. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что нами уточнены особенности понятия «нравственное поведение» и выявлены признаки понятия «педагогические условия», а также выявлены особенности формирования опыта нравственного поведения детей дошкольного возраста. Научная новизна исследования заключается в том, что были систематизированы психолого-педагогические исследования по проблеме изучения педагогических условий формирования опыта нравственного поведения дошкольников. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут быть использованы в практике дошкольного воспитания и обучения детей, они дают возможность повысить эффективность и результативность процесса нравственного воспитания дошкольников. Результаты исследования могут быть использованы в преподавательской деятельности, процедурах консультирования и диагностики детей, в воспитательной работе в дошкольных образовательных учреждениях. Предлагаемая система психодиагностических методик по изучению нравственного поведения у дошкольников позволит практическим психологам, родителям получить достоверную информацию об уровне сформированности нравственного поведения у дошкольников, что позволит осуществлять мероприятия по оказанию психолого-педагогической и психотерапевтической помощи родителям и воспитателям. Нами был использован комплекс методовисследования: 1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме. 2. Эмпирические методы: наблюдение, методика «Закончи историю». 3. Методы обработки экспериментальных данных: отображение данных в виде таблиц, графиков. База исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось в селе Зилаир Зилаирского района РБ на базе ДОУ «Детский сад «Солнышко» с 17 сентября по 23 декабря 2015 г. В эксперименте участвовали 30 детей (15 девочек и 15 мальчиков). Средний возраст детей – 5 лет. Исследование осуществлялось с 2014 по 2016 гг., в несколько этапов: Первый этап (декабрь 2015 г. – январь 2016 г.) – определение исходных позиций исследования, разработка понятийного аппарата, формулирование гипотезы. Второй этап (январь – февраль 2016 г.) – проведение исследования. Третий этап (март – апрель 2016 г.) – обобщение литературы и эмпирических исследований; оформление текста дипломной работы. Апробация результатов исследования была проведена на родительских собраниях и заседаниях педсовета ДОУ в с. Зилаир. Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения. 1 Теоретические аспекты проблемы формирования опыта нравственного поведения детей дошкольного возраста 1.1 Формирование опыта нравственного поведения детей дошкольного возраста как педагогическая проблема Важное место в системе нравственного воспитания дошкольников уделяется формированию опыта нравственного поведения. Поведение, которое определяется глубоко усвоенными нравственными нормами, показывает наличие устойчивого морального мотива у детей6. Целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали можно определить как нравственное поведение 7. Другими словами, нравственное поведение – это осмысление человеком реалий окружающего мира, которое выливается в определенную систему его поступков. В поведении реализуются принятые в обществе нравственные ценности: добра и свободы, уважения и справедливости, взаимопомощи и других. Наряду с нравственным поведением говорят о безнравственном поведении, строящемся на ненависти, несвободе и несправедливости. Нравственное поведение является реализацией нравственных стремлений человека, в то время как безнравственное поведение разрушает его личность8. Нравственное поведение – это образ действий человека в ситуациях, которые характеризуются вариативностью действия, то есть допускают активный выбор в рамках необходимости. Такое наличие разных вариантов называется нравственностью личности и предполагает совпадение с нравственными нормами и ценностями окружающего мира, с собственной совестью человека, с ответственностью за сделанный выбор и его последствия. Нравственное поведение является одной из форм взаимодействия личности и общества; индивидуальных, групповых и общественных интересов, потребностей, ценностных ориентации; поэтому оно противоречиво в своей основе. Характер противоречивости определяется, в конечном счете, социально-экономическим строем общества, его экономическим базисом9. Моральное поведение – это группа поступков человека, имеющих нравственное значение, которые он совершает «в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях»10. Целенаправленные и нравственно мотивированные действия характеризуют понятие моральной, или нравственной, деятельности. В отличие от нее, поведение включает в себя все поступки человека целиком и полностью, поскольку они могут быть морально оценены независимо от того, будут они намеренными или неспециальными, совершаются по моральным, или нравственным, или другим побуждениям11. Поступок включает в себя действие, которое может иметь положительную или негативную оценку общества. Поступком можно считать и отказ от действия, когда человек не желает занять какую-либо позицию в имеющейся жизненной ситуации. В сфере нравственного воспитания ученые-педагоги выделяют такие педагогические понятия, как нравственное, или моральное, сознание и нравственное, или моральное, поведение. Содержание сознания человека составляют исторически сложившиеся знания, непрерывно пополняемые, преломленные через личный опыт человека12. Общественный опыт отражается в общественном нравственном сознании – это нравственные идеи и теории, понятия и процессы, которые отражают реальные отношения людей, складывающиеся в процессе деятельности и общения. Высшим уровнем сформированности нравственного сознания считаются убеждения. Они регулируют действия и поступки человека. От этих действий и поступков непосредственно зависит нравственная устойчивость личности ребенка. Прочно усвоенная система нравственных понятий характеризует убеждение субъекта, а также убеждение определяется развитостью нравственных чувств и обобщенностью опыта поведения и отношений. Овладение нормами нравственного поведения – длительный, непростой процесс. Чтобы дошкольники прошли немаленький, а большой путь до полного овладения содержанием нравственности, вначале необходимо добиться усвоения сначала на уровне представления нравственных понятий. Расширение и углубление опыта, накопление и увеличение знаний приводит: 1) к дальнейшему расширению и различению нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста; 2) к большей обобщенности и систематизации моральных, или нравственных, понятий, что приближает их непосредственно к элементарным нравственным понятиям (о дружбе и любви, об уважении к старшим и т.п.). Эти формирующиеся нравственные представления регулируют поведение ребят, их отношение к окружающим людям и миру13. Явление нравственной общественной жизни в виде какого-либо образа возникает в сознании ребенка не только тогда, когда это событие непосредственно происходит в его жизни. Ребенок обладает способностью, поэтому он может воссоздать, еще раз представить себе тот или иной поступок своего друга, который когда-то видел, наблюдал. И кроме того, он может непосредственно предположить его поступок в определенных конкретных ситуациях. В этом случае действуют представления и образы. По мнению Спиркина, в представлениях «сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление»14. Основная и наиболее главная функция нравственного поведения заключается непосредственно в том, чтобы сформировать у детей дошкольного возраста нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, в соответствии с современным образом жизни, а также сформировать активную жизненную позицию каждого ребенка, чтобы он привык ориентироваться в своих поступках и действиях, отношениях на чувства общественного нравственного долга. То, что нравственное сознание и поведение детей непосредственно формируются в единстве – это кардинальный принцип педагогики15. Во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками у детей новые черты появляются. Дети очень активно показывают интерес к содержательному общению со взрослыми. Ведь авторитет взрослого человека и его оценка, оценочное суждение продолжают играть весьма серьезную роль в поведении ребенка. Самостоятельность ребенка растет и поведение все больше становится осознанным – все это приводит к тому, что развивается способность дошкольника руководствоваться в своих поступках усвоенными нравственными правилами и нормами. Обнаруживают себя и возникают внутренние «этические инстанции»16, которые непосредственно начинают определять поступки старшего дошкольника. Дети демонстрируют активное желание и стремление к общению с другими детьми и сверстниками в разных видах деятельности, в результате чего формируется и появляется «детское общество»17. Так появляются вполне определенные условия для воспитания в детском коллективе дружеских взаимодействий и взаимоотношений18. Содержательное общение с другими детьми рассматривается как важный фактор полноценного становления и развития личности старшего дошкольника. В коллективной и групповой деятельности, имеются в виду непосредственно игра, труд и общение, дети 6–7 лет осваивают и развивают умения группового планирования, научаются согласовывать свои и чужие действия, справедливо решать конфликты и споры, чтобы добиваться общих результатов. Все это приводит к тому, что ребенок накапливает моральный опыт, опыт нравственного поведения. Кроме игровой и трудовой деятельности серьезную роль в формировании опыта нравственного поведения старших дошкольников начинает играть и учебная деятельность. На учебных занятиях ребята знакомятся и обучаются правилам учебного поведения, у них формируются целенаправленность и ответственность, а также волевые качества. Говоря о формировании опыта нравственного поведения, мы имеем в виду, прежде всего, формирование моральных, или нравственных, поступков и нравственных привычек19. Через нравственный поступок характеризуется отношение человека к окружающей действительности и людям. Чтобы вызвать к жизни нравственные поступки у детей, надо им создать соответствующие этому условия, необходимо определенным образом организовать и упорядочить жизнь дошкольников. Под нравственной привычкой мы понимаем непосредственно потребность к постоянному совершению нравственных поступков. Привычки бывают простые, когда в их основе обнаруживаются правила совместного жития, культуры нравственного поведения, общественной дисциплины. И привычки могут быль сложные, когда у ребенка возникают потребность, стремление и готовность к выполнению значимой деятельности, имеющей определенное значение. Для того, чтобы привычки успешно формировались, необходимо и желательно, сделать мотивы, которые побуждают детей к действиям, как можно более значимыми и важными в их глазах, чтобы отношение к выполнению нравственных действий у детей было эмоционально желательным и положительным и чтобы дети были при необходимости способны непосредственно проявить определенную силу воли для достижения нужного результата. Необходимо заметить, что в развитии нравственности, морали в психологическом аспекте выделяют две стороны: 1) развитие эмоций, чувств и воли; 2) ребенок понемногу начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в этом мире, что приводит к возникновению новых типов мотивов детского поведения, благодаря которым ребенок начинает совершать определенные поступки. К.Д. Ушинский писал, что людские слова, мысли и даже поступки не выражают так ясно и верно самих людей и их отношения к миру, как это делают их чувствования; именно в них проявляется характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души человеческой и ее строя. Он также указывал на то, что в наших мыслях мы можем сами себя обманывать, но наши чувства скажут нам, что мы такое: не то, чем бы мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле20. Особое внимание уделяется в период дошкольного детства воспитанию чувств детей. Педагоги стараются воспитывать у детей дошкольного возраста такие чувства, которые бывают первые, поэтому такие добрые, гуманные чувства, как заботливость и внимательность, доброжелательность. Воспитатели в этом деле опираяются на эмоциональную отзывчивость детей, их глубокую впечатлительность, яркость воображения, быструю подражательность. Именно на этой основе начинают возникать и оформляться чувства дружбы, товарищества и коллективизма21. Большое внимание в дошкольном возрасте уделяется развитию и обогащению чувств детей, а также формированию способности регулировать их. Важно, что в этом возрасте воспитываются нравственные чувства, которые и определяют отношение детей к окружающим людям, к труду, к природе, к важным общественным событиям. Важной задачей воспитателя и педагога становится способность уменьшить случайные воздействия и влияния в сфере нравственного взаимодействия. В жизненных отношениях ребят, между внешним миром и между собой, возникают противоречия, что порождает напряженность переживаний, в результате чего это проявляется в скрытых и открытых конфликтах, в противодействиях, в сопротивлении воспитанию. Было бы большой ошибкой рассматривать противоречивость в поведении и сознании старших дошкольников как случайное явление или только как результат промашек в воспитании22. Так, А.Г.Хрипкова23, изучая причины невыполнения правил поведения детьми, подчеркивает, что 1) дети не знают некоторых правил. Эту причину можно, к счастью, легко устранить; 2) дети знают правила, но не умеют их выполнять. Это значит, что надо не только рассказывать, но и показывать, как возможно вести себя непосредственно в подобной ситуации, как надо выполнять это правило; 3) дети знают правила, понимают, как их выполнять, но не выполняют. Это происходит, скорее всего, потому, что некоторые установки и правила дети считают ненужными и неважными. Кроме того, дети могут наблюдать, что взрослые люди не придерживаются единства в требованиях, предъявляемых детям; или, еще одна причина заключается в том, что дети не выполняют правила из-за элементарной лени, отсутствия привычки к волевому усилию. Важными и основными задачами нравственного воспитания дошкольников принято считать следующие: формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков поведения, нравственных представлений и мотивов поведения. Рассмотрим каждую из этих задач. 1. Формирование навыков нравственного поведения детей. Известно, что первый опыт нравственного поведения дети накапливают в дошкольном возрасте, а также у них появляются первые навыки организованного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимодействий и взаимоотношений с другими детьми и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту в окружающем пространстве. Эти навыки закрепляются у детей и превращаются в нравственные привычки: здороваться и прощаться, благодарить других, класть вещи на свое место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой и др.). Усвоение привычек начинается еще в том маленьком возрасте, когда никак нельзя рассчитывать на осознанное отношение ребенка к требованиям и указаниям взрослых людей. Так, в младшем дошкольном возрасте детей приучают к элементарной бытовой культуре, вежливости в отношениях с людьми, дружной совместной игре с другими детьми, послушанию. В среднем дошкольном возрасте продолжают возникать привычки культурного общения со взрослыми, сверстниками, привычки говорить правдиво, соблюдать чистоту и порядок вокруг, выполнять полезную для окружающих и себя деятельность, привычка к труду. В старшем дошкольном возрасте эти привычки закрепляются и формируются более сложные: привычка к групповым играм, к труду и занятиям, аккуратному выполнению поручений и своих обязанностей, привычки взаимопомощи, помощи взрослым и др.24 2. Воспитание у детей нравственных чувств. Психологи обозначают словом «чувство» особенную форму отношения ребенка к действительности, обусловленную соответствием этих чувств или же их несоответствием потребностям ребенка. Нравственные чувства относятся к группе высших чувств, так же как и эстетические и интеллектуальные чувства. В дошкольном возрасте чувства детей наиболее интенсивно начинают развиваться. Проявляться они могут в отношении ребенка к самому себе, например, можно говорить о чувстве собственного достоинства и чести, совести и уверенности или, наоборот, чувстве неуверенности, даже неполноценности, отчаянии и др. Проявляться они могут и в отношении к другим людям, тогда будем говорить о таких чувствах, как симпатия, отзывчивость и сочувствие, доброта и чувство дружбы, а также любви, товариществе или антипатии, злобе и гневе, безразличии и чувстве стыда, или вины и др. Проявляться они могут и в отношении к группе, коллективу – это чувства такие, как солидарность, коллективизм и др. Можно говорить у детей старшего дошкольного возраста о формировании уже начинающих складываться сложных чувств, например, таких, как чувство патриотизма. Эти чувства заставляют детей активно действовать: помогать, проявлять заботу к другим, также внимание, успокаивать, радовать. Про чувства ребенка-дошкольника говорят, что они отличаются неустойчивостью, но в то же время искренностью и непосредственностью. Поэтому воспитательную работу необходимо направлять на расширение мира чувств маленьких детей, сделать эти чувства более глубокими, устойчивыми и осознанными. 3.Формирование нравственных представлений и мотивов поведения. Прежде чем призывать детей поступать определенным, правильным образом, воспитателю следует разъяснять смысл и целесообразность, а также и правильность для них такого поведения. Разъяснение желательно проводить на конкретных, жизненных примерах. Это должно помочь дошкольникам понемногу и постепенно понять и осознать всеобщие моральные и нравственные понятия, например, такие как добрый и вежливый, справедливый и скромный, заботливый и др., которые часто не сразу становятся понятными детишкам в силу пока еще конкретности их мышления. Педагогу-воспитателю постоянно приходится заботиться о том, чтобы у детей происходило постепенное понимание истинной сути моральных понятий, чтобы дети могли со временем соотносить с этими нравственными понятиями конкретное и правильное содержание своих поступков и чужих действий. Тогда можно будет предупредить возникновение у дошкольников формальных и поверхностно усвоенных знаний, когда малыши имеют только общие представления и понимание о том, как можно поступать, но не могут воспользоваться ими в повседневной жизни, чтобы применять на практике. Так, понемногу, у дошкольников обеспечивается формирование представлений о явлениях окружающей жизни, о процессе труда взрослых, общественной трудовой значимости, о смысле патриотизма, о правилах поведения в группе сверстников, об уважительном отношении к окружающим взрослым. Таким образом, детей побуждают к тем или иным поступкам мотивы поведения, в основе развития которых лежат непосредственно сформированные нравственные представления25. Нельзя забывать о том, что в процессе нравственного воспитания детей дошкольного возраста педагоги должны сочетать нравственные требования непосредственно с уважением их чести и личного достоинства. Любовь к детям не должна заслоняться требовательностью к ним, пусть даже и обоснованной. Воспитатели на занятиях в дошкольных общеобразовательных учреждениях стараются учитывать индивидуальные характерологические особенности детей, их возможности, уже сформированный пусть не очень большой опыт нравственного поведения. При формировании опыта нравственного поведения ребёнка надо стараться оберегать его индивидуальность, этот процесс не должен приводить к подавлению инициативы малыша26. При организации нравственного воспитания детей дошкольного возраста необходимы систематические усилия. При проведении занятий лишь от случая к случаю не получится заложить глубокие и правильные основы поведения культурного человека. Итак, процесс нравственного воспитания можно определить как систему последовательных взаимодействий педагога-воспитателя и группы, направленных на достижение эффективного и качественного уровня педагогической деятельности и непосредственно довольно высокого уровня нравственной и моральной воспитанности ребенка-дошкольника. Психолого-педагогический обзор научной литературы показывает достаточно разностороннюю разработанность проблемы морального развития и нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста в трудах Р.С. Буре, А.В. Запорожца, И.В. Княжевой, В.К. Котырло, Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой, Ж. Пиаже, Т.А. Репиной, Е.В. Субботского, С.Г. Якобсона и др. В этих исследованиях по заявленной проблеме обсуждаются вопросы, непосредственно касающиеся моральных и нравственных суждений и представлений, знаний, а также морального, или нравственного, поведения; моральных эмоций и чувств дошкольников. Ж. Пиаже27 был одним из первых ученых, который подверг детальному глубокому изучению моральные знания и суждения, представления детей, так называемое, моральное сознание. Он показал, что в процессе своего развития моральное сознание малышей проходит через две стадии: 1) объективной морали и 2) субъективной морали. Именно объективная мораль является типичной и характерной непосредственно для детей дошкольного возраста. При этом под объективной моралью французский психолог понимал такой вид морали, когда ребенок воспринимает как безнравственный поступок, имеющий наиболее серьезные объективные последствия и при этом совсем не обращает своего внимания на мотивы и намерения данного поступка. Ж. Пиаже раскрыл важные причины, приводящие к объективной морали, - это эгоцентризм детской мысли ребенка, а также интеллектуальное принуждение взрослого. Ученый особым образом подчеркивает их главное следствие – это возникновение у малюток только внешних представлений о правилах и нормах. После Ж. Пиаже дальнейшее изучение нравственных представлений, знаний и суждений дошкольников проводилось уже непосредственно в сопоставлении с моральным поведением в трудах С.Н.Карповой, В.К. Котырло, Л.Г. Петрушиной, Е.В. Субботского. Эти ученые выделяют свойственные детям дошкольного возраста особенности: о том, что в развитии моральные представления формируются раньше, чем моральное поведение – у С.Н. Карповой, Л.Г.Петрушиной, С.Г. Якобсона; о том, что у дошкольника отмечается заметное расхождение между вербальным, словесно определяемым, и реальным, демонстрируемым, поведением – это мы читаем в трудах Е.В. Субботского, С.Г. Якобсона; о том, что наличие моральных представлений является не решающим фактором, но необходимым условием и в соблюдении нравственных норм – на это указывают Т.А. Репина, С.Г.Якобсон, а самое серьезное значение они отводят способности и умению ребенка-дошкольника, пусть условно, но разграничивать позиции непосредственно объекта и субъекта и уметь выступать в каждой из них. В данных исследованиях28 достаточно обширно рассматривается проблема моральных чувствований ребенка, например, в исследованиях А.В. Запорожца, В.В. Зеньковского, В.К. Котырло, А.Д. Кошелевой, И.В. Княжевой, Я.З. Неверович, Т.А. Репиной, В. Штерн и др.). Этими учеными непосредственно подчеркивается, что моральные чувства ребята обнаруживают и показывают, когда оказывают внимание к нуждам и интересам другого, даже не знакомого, человека; когда проявляют способность учитывать положение другого; когда умеют выразить сочувствие к чужой, не своей, беде и радости. Наши педагоги-ученые отмечают, что центральное место занимает именно эмоциональная сфера на протяжении дошкольного детства – это у В.В. Зеньковского; что эмоциональный характер отмечается у моральной активности – отмечает тот же В.В. Зеньковский; что доминируют над разумом эмоции и чувства и именно они являются детерминирующими в поведении ребенка – так считают А.В. Запорожец, А.Д.Кошелева, М.Н. Матюшина, С.Г. Якобсон29. Таким образом, мы можем отметить, что в центре внимания непосредственно проблемы морального воспитания и развития детей-дошкольников находятся такие вопросы: каковы психологические механизмы возникновения и развития моральных представлений, чувств, поведения; какие есть специфические особенности и характерные закономерности морального развития дошкольника; какие педагогические факторы, условия и средства способствуют формированию нравственных поступков в поведении у детей. Известные ученые утверждают в последнее время, что для того, чтобы нравственное воспитание осуществлялось наиболее эффективно, оно должно быть выстроено как целостный процесс такой организации всей нравственной жизни ребенка, которая, конечно же, соответствует нормам общечеловеческой морали, и одновременно учитывает их возрастные и индивидуальные особенности. Результатом такого целостного педагогического процесса будет формирование нравственно и морально цельной личности, единой в своем сознании, нравственных чувствах, совести, нравственной воли, навыках, привычках, общественно ценном поведении30. В основе нравственного воспитания лежит такая базовая категория, по мнению Б.Т. Лихачева31, как понятие нравственного, или морального, чувства, под которым понимается устойчивое эмоциональное ощущение, а также переживание, можно говорить и о реальных нравственных отношениях и взаимодействиях. Благодаря тому, что ребенок осваивает нормы морали только через чувствования, эти нормы и правила преобразуются в субъективную нравственность. При этом необходимо заметить, что оценка нравственного чувства как непосредственно основообразующего начала вовсе не означает уменьшения значения нравственного сознания. Ведь развитие нравственного сознания все же предполагает знание моральных норм, принципов и, при этом, постоянное осмысление и осознание своего нравственного положения в группе, обществе, морального ощущения, состояния, наличие чувства нравственного сознания – все это говорит об активном процессе отражения ребенком своих нравственных отношений и состояний. Нравственное мышление, как процесс постоянного увеличения и осознания нравственных явлений, отношений, ситуаций, их оценки, анализа и принятия нравственных решений, осуществления ответственных выборов, непосредственно является субъективной движущей силой развития нравственного сознания. А нравственные чувства, сознание и мышление, в свою очередь, являются основой и фактором проявления нравственной воли. Как известно, вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не может существовать реальной нравственности личности32. Поскольку дети довольно часто совсем не склонны к углубленному осмыслению и осознанию ситуации, это приводит их к поверхностным и случайным решениям. Тот или иной выбор определенного поведения происходит у них часто под влиянием психологии толпы, случайных внешних воздействий, массовых увлечений, непосредственно импульсивных стимулов. Необходимо воспитать у детей свободную нравственную волю. Смысл такого воспитания заключается в том, чтобы научить ребят владеть своими эмоциями и желаниями, самим собой, помочь приобрести внутреннюю свободу, решительность в действиях в соответствии с нравственным чувством и убеждением, внедрение в отношениях с людьми непосредственно моральных норм. Тогда можно будет сказать, что нравственность человека обыкновенно проявляется в сознательном и осмысленном следовании нравственным принципам, а также часто в привычных формах опыта нравственного поведения. Тогда воспитание обязательно поможет ребенку приобрести внутренне осмысленное, обусловленное нравственным чувством и сознанием, мировоззрением поведение, владение самим собой, саморегуляцию и самоуправление. На протяжении всего этого пути ребенок-дошкольник находится на разных уровнях непосредственно управления собственным поведением33. Таким образом, педагогический процесс формирования нравственного поведения можно определить как организацию детей на преодоление и решение жизненных проблем, выборов, противоречий, конфликтов и столкновений. Усилия воспитателя, как правило, сосредотачиваются на умелом решении противоречий вместе с детьми и при этом развитии у них нравственного сознания, чувства, привычек, опыта нравственного поведения. Считается, что процесс нравственного поведения будет действенным только тогда, когда педагог будет иметь обратную информацию об эффективности воспитательных влияний и учитывать эту информацию на каждом новом этапе своей непосредственно педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает, как правило, только из жизни, из повседневного изучения практических отношений и деятельности в группе детей-воспитанников. Можно говорить о научно обоснованном отношении к процессу нравственного воспитания, если у педагога присутствует умение видеть, подчеркивать и эффективно использовать непосредственно нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения. Только в этом случае педагог получает реальную возможность действенного управления опытом нравственного поведения, делать его составной частью целостного процесса воспитания детей-дошкольников34. Таким образом, нравственное поведение определяют как поведение социальное, глубоко общественное, основанное на принятых человеком моральных принципах, на его мировоззрении. Опыт нравственно поступать в соответствии с нравственными правилами вырабатывается у ребёнка только тогда, когда требования со стороны взрослых в семье и в детском саду будут предъявляться ребёнку систематически и постоянно. А воспитание нравственного поведения – это непосредственно формирование нравственных поступков и нравственного опыта. 1.2 Психолого-педагогические исследования по проблеме формирования нравственного поведения детей дошкольного возраста Нравственное поведение занимает особенное место в системе нравственного воспитания. Потому что поведение, характеризующееся прочно усвоенными нравственными нормами, служит критерием устойчивого морального мотива35. В процессе присваивания определенных нравственных норм вырабатываются формы и способы поведения, становящиеся привычными. Педагогические требования к формированию опыта нравственного поведения основываются на принципе единства и взаимосвязи сознания и поведения человека. Спецификой личности детей дошкольного возраста можно назвать ярко проявляющуюся склонность к подражанию. Одновременно с этим, недостаточно пока развитая регулируемость самим ребенком поведения, неумение управлять своими действиями, осмысливать их нравственное содержание могут приводить к совершению детьми нежелательных поступков. В связи с этим ставится первостепенная задача формирования опыта нравственного поведения, что, в свою очередь, приводит в процессе накопления опыта к устойчивым нравственным привычкам. Воспитатель, педагог формируют у детей различные навыки поведения, в которых проявляются уважение ко взрослым людям, позитивное отношение к другим детям и т.д., и они превращаются в привычки и, таким образом, становятся нормой поведения36. В среднем дошкольном возрасте появляются привычки культурного общения со взрослыми, другими детьми, сверстниками, привычка не обманывать, а говорить правду, соблюдать чистоту и порядок в группе, выполнять полезную для всех деятельность. В старшем дошкольном возрасте нравственные привычки и навыки становятся более прочными, так как формируются на основе осознанного отношения ребят к нравственному содержанию поступков. Так, воспитатель формирует у детей-дошкольников осмысленное поведение в соответствие с нормами морали. Таким образом, сформированные нравственные представления ложатся в основу развития мотивов нравственного поведения, которые и побуждают детей к определенным поступкам. В дошкольном возрасте у малышей важным становится то, что надо сформировать непосредственно такие мотивы поведения, которые бы вызывали у них стремление к поступкам, показывающим общественную направленность личности. В дошкольном возрасте углубляется и меняется вся совокупность взаимоотношений ребенка со взрослыми и другими детьми, становятся более сложными виды деятельности, появляется совместная со сверстниками деятельность. Ведь, в раннем детстве ребенок уже освоил большой круг предметных действий, узнал способы употребления предметов. Эта возможность заставила его придти ко взрослому человеку как к носителю социально приемлемого способа выполнения действий, как к образцу, с которым можно и нужно себя сравнивать. Малыш внимательно наблюдает за миром взрослых, пытается узнать в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник открывает для себя мир человеческих отношений, выделяет законы строительства взаимодействия людей, то есть правила поведения. Сильно желая стать взрослым, дошкольник учится подчинять свои действия общественным нормам и правилам поведения. Поскольку ведущим видом деятельности становится непосредственно сюжетно-ролевая игра, то именно в ней малыш конструирует действия, способы поведения, взаимоотношения взрослых. Интересно, что в такой игре на первом плане возникают отношения между людьми и мотив и смысл их труда. Через выполнение этих ролей ребенок учится поступать в соответствии с принятыми в человеческом обществе нравственными нормами37. Известно, что нравственное развитие ребенка-дошкольника содержит в себе три взаимосвязанные области. В области моральных знаний, суждений, представлений, то есть в когнитивной сфере, дети начинают овладевать многими сторонами социального морального сознания, и прежде всего, осознанием моральных требований и показателей моральной оценки. Ребенок приучается добровольно выполнять нормы морали, даже если при ее нарушении возникает личная выгода, и малыш уверен в безнаказанности. Таким образом, показывая моральное поведение, ребенок становится способным осуществлять верный моральный выбор в реальном действии. В области морально ценностных переживаний у детей складываются непосредственно морально ценные и морально приемлемые отношения к другим людям. Так, у ребенка возникают гуманистические, альтруистские чувства и отношения, например, внимание к желаниям и интересам других, умение считаться с этим, милосердие и отзывчивость к чужим бедам, горестям и радостям, а также способность к переживанию вины при нарушении правил и норм38. Для всех нравственных норм является характерным то, что они делают устойчивым социальный способ поведения, который дети-дошкольники непосредственно выражают следующим образом: «Нельзя и поэтому не надо обманывать взрослых», «Маленьких детей и всех маленьких нельзя и не надо обижать» и т.д. Так дети устанавливают, что можно делать, а что не следует делать, нельзя. О становлении осознания нравственной нормы констатируют, когда ребенок становится способным объяснить, зачем и почему норму следует соблюдать. В дошкольном возрасте возникают непосредственно разнообразные уровни такого осмысления. Чем более младшим является ребенок, тем чаще может он объяснять нужность соблюдения правила, опираясь на вероятные последствия при его соблюдении для себя или на требования со стороны взрослых, например: «Необходимо говорить всегда правду, а то когда узнают, то накажут», «Правильно, когда ты делишься игрушками. А потом другой ребенок тебе тоже даст свою игрушку». В 5-7 лет малыш понимает общественный смысл моральной нормы, способен осознавать ее объективную необходимость для налаживания взаимоотношений между людьми. Приведем рассуждения и представления дошкольников на некоторые нравственные темы39. Ваня Ш. (5 лет 8 мес.): «Не надо обманывать и говорить на других. А то могут подумать на Свету. И ее накажут. А ведь она не виновна». Оля С. (6 лет): «Маленьким всем надо помогать, а не кричать и не обижать. Они же слабые». Вика А. (6 лет): «Игрушки надо давать играть друзьям. Им же тоже нравится и хочется с ними поиграть. А то они дружить с тобой не будут». Так мы видим, что для старшего дошкольника все более важную роль начинают выполнять интересы и желания другого ребенка. Дети в этом возрасте используют в своей речи слова, касающиеся нравственных качеств и их антонимы (добрый-злой, драчун-дружный, жадина-добрый, честный-обманщик и др.), но привязывают их к конкретной ситуации из своего собственного жизненного опыта, в связи с конкретной образностью детского сознания. Например, на такой вопрос, как: «Кого обычно называют добрым человеком?», Люба Г. (6 лет 8 мес.) ответила, что добрый человек это тот, который никого не обижает, который делится игрушками. Когда дошкольник наглядно может видеть следствия нарушения или соблюдения нормы, он с легкостью может понять содержание данной нормы и отнести ее к себе. Ведь чем конкретнее бывает норма, тем более близкой она становится к собственному опыту дитя и, конечно, тем легче она понимается. Известно, что главная причина споров и конфликтов между детьми непосредственно состоит в том, что каждый из детей хочет получить привлекательный предмет. Поэтому не случайно одним из самых негативных качеств у дошкольника считается такое качество, как жадность. Если игрушка ему недоступна, то ребенок испытывает довольно сильные отрицательные чувства и эмоции. Ребенок в этом случае не только узнает и понимает норму, но и способен отнести ее к определенной категории, такой как «хорошо» или «плохо». Он готов дать ей оценку. В старшем дошкольном возрасте развитие моральных критериев оценок тесно связано с тем, как взрослый характеризует поступки детей. Тогда легче понимаются и оцениваются для восприятия ребенка те качества, которые взрослый чаще всего выделяет и оценивает. Старший дошкольник начинает беседы с родителями и педагогами на тему «Что такое хорошо и что такое плохо». Данный факт доказывается следующими данными Р.Х.Шакурова40. |