СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ. Сравнительный анализ отечественной и западной моделей социальной работы исторический аспект Осколков А. В., студент направление подготовки Социальная работа
Скачать 127.79 Kb.
|
Размещено на http://www.allbest.ru/ Сравнительный анализ отечественной и западной моделей социальной работы: исторический аспект Осколков А.В., студент направление подготовки «Социальная работа», Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова Россия, г. Абакан Научный руководитель: Митрухина С.В., Старший преподаватель кафедры психологии, социальной работы Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова Россия, г. Абакан Аннотация В статье рассматривается анализ отечественной и западной модели профессиональной социальной работы и их исторический генезис становление. Ключевые слова: Социальная работа, Отечественная модель, Западная модель, профессия. Annotation The article considers the analysis of the patriotic and western models of professional social work and their historical genesis formation. Keywords: Social work, Domestic model, Western model, profession. Несмотря на то, что профессиональная социальная работа появилась в ХХ веке история становления и развития таких социальных феноменов как призрение, взаимопомощь, милосердие насчитывает века и этот процесс в контексте России не имеет своего исторического завершения и оформления, однако Отечественная парадигма помощи и поддержки нуждающимся представляет сложную совокупность исторических общественных форм защиты и учений, традиций и обычаев, которые развивались на протяжении многих политических и исторических периодов. Но развивая у себя профессию социального работника, Россия опирается на опыт других стран, знакомство с которым позволяет лучше понять её роль в современном обществе. В ещё большей степени она опирается на свой собственный опыт организации помощи нуждающимся, накопленный ею за её многовековую историю, в ходе генезиса Социальной работы, под влиянием субъективных факторов, формируется модели социальной политики. Под моделью социальной политики подразумевается общая схема описания важнейших элементов социальной политики, ее целей, задач, инструментария, форм реализации во взаимосвязи с обесславливающими ее экономическими, демографическими, политическими и другими факторами В целях более предметного сравнения, необходимо провести параллели между странами Запада и Россией по следующим основаниям: время формирования и проявления социальной работы, религиозные основы помощи, принципы взаимодействия, исторические, социально-экономические аспекты, роль государственных структур в реализации социальной политики, основные субъекты социальной политики. Таблица 1. Сравнительная характеристика становления социальной помощи в России на Западе
Хотя социальная работа возникла в России только в 1991 г., своими корнями она уходит во времена древних славян, которым были уже известны простейшие формы помощи нуждающимся. После крещения Руси, осуществлённого князем Владимиром в конце 10 в., систематический характер приобрела благотворительность. В течение нескольких столетий она осуществлялась только частными лицами и церковью, а с 19 в. благотворительностью стали заниматься общественные организации. Ещё при Иване Грозном была сформулирована идея государственной помощи нуждающимся, хотя своё воплощение она получила только во времена Екатерины II, которая завершила начинания Петра I в сфере призрения. Земская реформа, проведённая Александром II, передала вопросы призрения в ведение органов местного самоуправления. таким образом к концу 19 в. Россия имела не только развитую благотворительность, но и систему государственной помощи нуждающимся, на основе которых в странах Запада возникла социальная работа. Начало 20 в. в России было отмечено повышенным интересом к политике, который отодвинул на второй план проблемы экономики и социальной сферы. Две войны (русско-японская и первая мировая), а также три революции имели своим результатом установление власти Советов, которые взяли курс на построение социалистического общества, положившего конец господству частной собственности. Можно выделить две причины, в силу которых профессиональная помощь нуждающимся вошла в жизнь российского общества только в последнее десятилетие. Первая из этих причин связана с огосударствлением общественной жизни, начавшимся в России после Октябрьской революции 1917 г. Советское государство установило свой контроль над экономикой, политикой и социальной сферой. Фактически оно взвалило на себя заботу о всех своих гражданах, хотя у него не было ни средств, ни умений для её осуществления. Вторая причина отсутствия в советское время социальной работы заключается в том, что одна из её исторических предпосылок - благотворительность - всегда была объектом отрицательного отношения со стороны марксизма. В странах Запада важным явлением стало возникновение религиозных монашеских орденов, в которых был главный идеал бедность и скромность , таких, как ордена францисканцев, доминиканцев, и тд. Только с конца XIX - начала XX в. социальная работа формируется как вид профессиональной деятельности. Официальное признание социальной работы как профессии, специальности, введение должности социального работника в официальных государственных документах осуществлено было в разных странах в разное время. Социальная работа как профессия в западной модели помощи возникает из добровольного общественного движения феминисток и либеральной оппозиции. В западной модели развитие от добровольной помощи к профессиональной носило непрерывный характер, т.е. для западной модели характерен эволюционный путь развития, то в России развитие профессии носило, прерывистый характер. Отечественная модель помощи развивалась в течение нескольких столетий в тесном контакте с западной моделью помощи. Принимая идей, государственных законов, включенность отечественной науки и демократической общественности в процессы западной цивилизации своеобразным образом отразилось на процессах помощи. Многие идеи и законы, особенно в период Петровских реформ, были взяты, когда еще не было объективных условий для их реализации. В основе мировоззренческой доктрины помощи и в отечественной и в западной моделях лежали принципы и идеи христианства. В западной модели процесс помощи как духовное преображение, которое «предполагало внутреннее изменение, обновление духа, что вело к «воскрешению» и «возрождению» и превращало грешника-нарушителя в достойного члена общины»3. Философия помощи отечественной модели раскрывается в логике идей православия. Русская Православная Церковь в течение тысячелетия формировала национальное сознание, национальный духовный опыт и традицию народа. Можно сравнить данные модели по принципам взаимодействия. Например, в западной модели помощи идеи альтруизма находят свое развитие в логике идей индивидуализма, где чувства мысли и желания отдельного человека выступают как высшая самоценность. Отсюда специфика социальной помощи, когда клиентом выступает как индивид и отдельная группа, которым отдается преимущество, так и сообщество и община, которые рассматриваются в логике субъектности. В основе философии помощи отечественной модели лежат идеи соборности. Альтруизм восходит к общинному коллективизму, к этической, нравственной идее народности, как идее истинности и справедливости. Отсюда не случайно наибольшее развитие получают общественные, общинные формы А.Ф.Лосев так раскрывает идею соборности: «Тут имеется в виду социальность как глубочайшее основание всей действительности, как глубочайшая и интимнейшая потребность каждой отдельной личности, как то, в жертву чему должно быть принесено решительно все. Это общее животрепещущее социальное тело, в котором каждая личность не больше как один из бесчисленных органов или клеток, перешло из старого мировоззрения, ...в примат общественности и народности, в чувство бесконечной, напряженной ответственности перед народом... »2. Почти все русские философы, так или иначе, касались проблемы соборности, по-своему её понимая и истолковывая: то как «всеединство» у Владимира Соловьёва, то у С.Л. Франка - как «внутреннее органическое единство, лежащее в основе всякого человеческого общения, всякого общественного объединения людей [3]. Первичной и основной формой соборности Франк считал единство брачно-семейное, затем видел её проявления в религиозной жизни, и наконец - в «общности судьбы и жизни всякого объединения множества людей» [5]. Таким образом, индивидуальность здесь проявляется через общинность, и коллективность становится базовым принципом помощи. В этом можно увидеть специфические различия отечественной модели помощи и милосердия. отечественный западный социальная работа Экономическо-финансовую основу в Западной модели, составляет частные сбережения и частное страхование, а не средства государственного бюджета. В Отечественной модели, государство централизованно и тотально берет на себя ответственность за социально-экономическое положение граждан и использование любых административных рычагов для достижения социальных целей. Таким образом, в модели Отечественной социальной работы в самом общем виде характеризуется общественно-государственными формами социальной помощи, основанными на традициях православия и направленными на коллективного объекта помощи, сложившимися в особых социально-экономических, исторических условиях, под влиянием политических и исторических потрясений и катаклизмов, таким образом можно сказать, что проявление социальной помощи, которая является неким фундаментом современной социальной работы, начала формироваться в начале 10 века. Принятие христианство, развитие княжеской благотворительности, развитие различных форм проявление сострадание к ближнему, имела не частный характер, как на Западе, а народно - государственный. На протяжении всего исторического пути, не только изменялась государство, как институт, но и социальная работа, которая на момент начала 20 века, могла полностью состояться и институализироваться. А вот Западная модель социальной работы представляет собой эволюционно развитый путь формирование, который протекал постепенно и не прерывно столетиями, сформировавшиеся на заре начала 19 века, это объясняется, тем что Западные страны, в которых были сформированы основы этой модели, не проходили тот сложный социально -экономический путь развития, и те основополагающие принципы формирование моделей, не только не похоже, но и противоположны друг другу. Также основные направление помощи были нацеленные на развитие самопомощи и работы с конкретным случаем, под влиянием психологических и социологических научных школ и идеологии индивидуализма в условиях развитой экономической базы. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Поведения и формы общения русских крестьян в XIX в. М., 1988. 270 с. 2. Шанин Т. Социальная работа как культурный феномен современности (Новая профессия и академическая дисциплина в контексте социальной теории и политической практики нашего дня) // Вопросы философии. - 1997. - № 11. - С. 70. 3. Невлева И.М., Соловьева Л.В. Теория социальной работы: Учебное пособие. - Белгород: Кооперативное образование. - 431 с. 2005 4. Печенкин В.В. Анализ социальных сервисов: критика статистических подходов / В.В. Печенкин // Профессионализация социального менеджмента: сборник научных статей. Саратов: Научная книга, 2008. C. 39-46. 13. Hube 5. Хэйнес К.С., Микельсон Дж. Влияя на изменения: социальные работники на политической арене. 5-е изд. Нью-Йорк: Аллин и Бэкон, 2003. |